Преподавание химии методом аналогии
методическая разработка
Аналогия это особо познавательный прием, заключающийся в сравнении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_himii_metodom_analogii.docx | 509.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга | |
Комитет по образованию Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Российский колледж традиционной культуры» |
«Преподавание химии методом аналогии».
ПОДГОТОВИЛА:
преподаватель высшей категории
Журавлёва Л.А.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2024
В настоящее время в связи с введением ФГОС нового поколения, построенного на компетентности, меняется подход к образованию. В связи с этим требуются новые педагогические технологии в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм, методов обучения и воспитания, которые обеспечивают способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
В программе по химии существуют разделы, в которых очень много абстрактного материала. С одной стороны его трудно понять, а с другой стороны – без него невозможно разобраться в некоторых химических закономерностях. Ведь не каждый обучающийся способен включить воображение и представить, например строение кристаллической решетки, мы не можем её посмотреть. Для подачи такого учебного материала, а также в некоторых случаях для более быстрого запоминания определённых понятий, я использую на своих уроках аналогии.
Аналогия – это особо познавательный прием, заключающийся в сравнении. Если два или более объектов имеют сходные признаки, то и может наблюдаться сходство и других признаков. Значение такого метода при обучении связано с повышением научно - теоретического уровня изложения материала на уроках химии, с формированием научного мировоззрения учащихся, развитием исследовательской компетентности.
Аналогия – эффективна при изучении тех разделов химии, которые не могут быть проиллюстрированы экспериментами и требуют развитого абстрактного мышления. В этих случаях аналогии – это единственный способ сделать учебный материал доступным для определенных категорий обучающихся.
Для профессии ювелир это особенно важно. Ювелиры разбираются в составах сплавов, их свойствах, могут изготовить сырье для украшений или переплавить его. Камень мало добыть, чтобы он «играл» в украшении, его надо правильно обработать. Для этого надо разбираться в химическом составе минералов, их структуре, свойствах. Без этого, порой, невозможно огранить кристалл и вставить в ювелирное изделие.
Кристаллическая решетка алмаза | Вид огранки алмаза | Ювелирное изделие |
При изучении темы «Типы химических реакций», при рассмотрении реакций соединения принимаю аналогию приготовления теста.
Для приготовления теста для пирога берутся компоненты: мука, соль, яйцо, вода. Берутся эти вещества, а образуется один сложный продукт – тесто. В реакциях соединения тот же принцип: вступают несколько простых или сложных веществ, а образуется одно сложное.
Типы химических реакций | ||
тип | схема аналогия | пример |
Реакция соединения |
мука + яйцо + соль + вода = тесто |
Zn+S=ZnS |
Реакция разложения |
В быту вы хорошо знакомы с реакцией разложения, которая протекает в чайнике при кипячении воды или на спирали стиральной машины | Са(НСО3)2 = СаСО3 + СО2 + Н2О Мg(НСО3)2 = МgСО3 + СО2 + Н2О |
Реакция замещения | Zn+2HCl=ZnCl2+H2 | |
Реакция обмена | AgNO3+HCl=AgCl +HNO3 |
При изучении темы «Кристаллические решетки» можно привести аналогию поведения людей.
Отношения между людьми как модель состояния вещества
Вещества в разных агрегатных состояниях отличаются по своему поведению. Твердые вещества и жидкости несжимаемы, жидкости и газы текучи, твердые тела обладают формой и т.д. Для понимания этих различий необходимо представить субмикроскопическое строение вещества в различных агрегатных состояниях.
Армейская дисциплина
(твердые вещества)
Представим себе строй солдат, в котором за каждым закреплено постоянное место. Это место солдат обязан сохранять и при построении, и при движении. Самовольное перемещение внутри строя запрещается, возможно только движение всей колонной. Одним словом, порядок и дисциплина.
Дружеская вечеринка
(жидкости)
Приглашенные на вечеринку ведут себя по-разному: кто-то танцует, кто-то ходит, кто-то спокойно беседует с друзьями. Каждый из присутствующих может свободно перемещаться, но в целом движение ограничено размерами банкетного зала. Кроме того, гостей довольно много и надо всё время оглядываться, чтобы не толкнуть кого-нибудь под локоть или не наступить на ногу. Расстановка людей на площади зала все время изменяется: кто-то отходит к стойке бара, кто-то начинает новый танец. Эта картина аналогична строению жидкостей: в расположении молекул нет четкой упорядоченности, хотя они располагаются очень близко одни к другим, хаотическое движение молекул есть, но выражено довольно слабо.
Футбольный матч
(газы)
На футбольном поле достаточно пространства для маневров – длинных рывков, обводок, сложных комбинаций. Поведение футболистов аналогично поведению молекул газов: они довольно независимо и быстро перемещаются, расстояния между молекулами велики, обеспечивая большую длину свободного пробега. Если команда проигрывает, её игроки, как правило, начинают двигаться живее. Аналогично молекулы газов движутся быстрее при нагревании
Группа супружеских пар
(аналогия молекулярного кристалла)
В каждой паре супругов связывают прочные узы брака (подобно прочной связи атомов внутри молекулы), а вот отношения между парами носят гораздо более поверхностный характер: они могут дружить семьями, испытывать друг к другу дружеские чувства, но довольно свободно могут обойтись и друг без друга.
Романтическая сила влечения
(аналогия ионного кристалла)
Гораздо более прочным является ионный кристалл, в узлах решетки которого расположены разноименно заряженные ионы, удерживаемые силами электростатического притяжения. Уподобим эту структуру группе расположенных в шахматном порядке мужчин и женщин. Пусть мужчины символизируют катионы, а женщины – анионы. Тогда каждый человек оказывается в зоне действия обаяния окружающих его представителей противоположного пола, к которому в силу закона притяжения противоположностей испытывает интерес. Интерес этот одинаково выражен у всех. Этим и объясняется повышенная прочность ионного кристалла.
Гимнастическая пирамида
(аналогия атомного кристалла)
В этом случае структура отличается таким внутренним единством, что можно сказать, что весь кристалл представляет одну молекулу. Каждый гимнаст символизирует атом углерода, связанный четырьмя ковалентными связями с соседними атомами. Пирамида демонстрирует также высокую взаимосвязанность узлов атомной кристаллической решетки: стоит одному из гимнастов ослабить одну связку и вся структура может рухнуть.
Среди пчел
(аналогия структура металла)
Группа мужчин изображает катионы металлов (узлы металлической кристаллической решетки). Всё пространство между ними заполнено летающими пчелами (это, понятно, свободные электроны). Рисунок убедительно иллюстрирует силы, удерживающие одноименно заряженные катионы в узлах решетки: при всем желании деваться некуда – всюду пчелы!
Сравнение сложных химических процессов с различными ситуациями из повседневной жизни выполняют разнообразные функции: предоставляют возможность представить то, что невозможно увидеть в школьных условиях, служат средством открытия новых закономерностей, объясняют некоторые явления, помогают запомнить сложные научные понятия и понять их сущность.
Метод аналогии делает уроки более интересными, разнообразными, а учебный материал более понятными и доступным для понимания.
Используемая литература:
1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
2. О.С. Габриелян Химия 11 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. Дрофа М -2008г
3. О.С. Габриелян . Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.
4. Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа М- 2003г.
5. Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р П. Суровцева. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа М- 2003г.
6. В.Н. Алексинский «Занимательные опыты по химии» М , «Просвещение» 1980 г.
7. В.Н. Головнер. Химия 8-11 классы. Интересные игры. (Из зарубежного опыта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. В новых экономических условиях ведущей целью образования в России является подготовка личности, ...
Доклад на педагогическую конференцию « Инновационный подход к преподаванию химии и биологии»
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в р...
МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ.
В данной статье описывается опыт применения игровых технологий на уроках химии в среднем профессиональном образовательном учреждении....
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании химии
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании химии...
"Профессиональная направленность в преподавании химии"
Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии" был подготовлен на методическую секцию преподавателей естественнонаучных дисциплин....
Методическая Разработка "Практико-ориентированный подход в преподавании химии и биологии"
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержан...