Рабочая тетрадь по общеобразовательной дисциплине география
методическая разработка

Рабочая тетрадь предназначена для использования студентами педагогического колледжа, обучающимися по специальностям: 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», 54.02.01 «Дизайн».

Данная рабочая тетрадь направлена на закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе лекционного курса по дисциплине География.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx516.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании ЦМК

Специальностей ПНК и КПН

Протокол №__от_______2024 г.

Председатель ЦМК______Чекризова М.Б.

Одобрено на заседании НМС ОГАПОУ ЯПК и рекомендовано

к использованию

Протокол № __от_______2024г.

Рецензент:

Калашникова Наталья Ивановна, методист ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

Автор:

Чмых Виктория Игоревна, преподаватель ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по общеобразовательной дисциплине «География» для специальностей: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Дизайн» / Сост. В.И. Чмых – Строитель, 2024. – 25 с.

Рабочая тетрадь предназначена для использования студентами педагогического колледжа, обучающимися по специальностям: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Дизайн».

Данная рабочая тетрадь направлена на закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе лекционного курса по дисциплине География.

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль №1 Общая характеристика мира……………………………………………...5

Тема: Политическая карта мира…………………………………………………….....5

Модуль №2 Население мира……………………………………………………………..6

Тема: Численность и воспроизводства население……………………………………6

Модуль №3 Научно-техническая революция………………………………………….7

Тема: Мировое хозяйство………………………………………………………………7

Модуль №4 География отраслей мирового хозяйства..................................................9

Тема: География промышленности………………………………..…………………..9

Тема География сельского хозяйства………………………………………………...10

Тема География транспорта…………………………………………………………..11

Модуль №5 Региональный обзор мира……………………………………………..…13

Тема: Страны Европы…………………………………………………………………13

Тема: Страны Азии…………………………………………………………………....15

Тема: Австралийский союз…………………………………………………………...17

Тема: Страны Африки…………….…………………………………………………..17

Тема: Страны Северной Америки………………………………..………………….19

Тема Страны Латинской Америки…………………………………………………..21

Модуль №6 Глобальные проблемы человечества…………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………...25

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по общеобразовательной дисциплине «География» является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Дизайн».

Данная рабочая тетрадь поможет изучить первую часть курса «Экономическая и социальная география». Работая в тетради, над различными заданиями закрепляется основной материал курса

Рабочая тетрадь позволяет:

- сформировать освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире,

- владеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

- использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет - ресурсы.

Рабочая тетрадь дает возможность студентам использовать ее не только при подготовке к экзамену, но и при последующем обращении к накопленному материалу.

Модуль 1. Общая характеристика мира

Тема: Политическая карта мира

Задание №1

Перечислите этапы формирование политической карты мира

а)___________________________________________________

б)___________________________________________________

в)___________________________________________________

г)___________________________________________________

д)___________________________________________________

Задание № 2

«Что их объединяет»
- США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония …
- Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Иран …
- Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Канада, Израиль …
- Южная Корея, Сингапур, Тайвань

Задание № 3

К какому типу по государственного устройства относятся перечисленные страны мира: Россия, Беларусь, Франция, Япония, Канада, Непал, Италия, Турция, ОАЭ, Мексика, США, Китай, Испания, Великобритания, Марокко, Алжир, Бельгия, Пакистан, Саудовская Аравия, Швеция, Дания, Монголия

Задание № 4

«Самая, самая»
1. Самое большое по площади государство мира:
а) Китай; б) Россия; в) Бразилия.
2. Самое маленькое в мире государство:
а) Ватикан; б) Сан-Марино; в) Лихтенштейн.
3. Самое молодое государство:
а) Восточный Тимор; б) Египет; в) Италия.
4. Самое крупное государство по численности населения:
а) США; б) Бангладеш; в) Китай
5. Самое высокогорное государство:
а) Иран; б) Непал; в) Индия

Задание №5

1. В чем выражается многоликость современного мира?

2. В чем суть современного этапа международных отношений и его отражение на политической карте мира ?

Задание №6

Назовите:

страны «большой восьмерки»______________________________________

страны « переселенческого капитализма»____________________________

экономически высокоразвитые страны Западной Европы_______________

Социалистические страны__________________________________________

Задание № 7

Подчеркните страны с монархической формой правления:

Бельгия, Бразилия, Греция, индия, Ирландия, Испания, Кувейт, Канада, Китай, Малайзия, Мали, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Япония.

Модуль № 2 Население мира

Тема: Численность и воспроизводства население

Задание №1. Тест.

  1. Самая распространенная по числу приверженцев религия – это:
    а) ислам б) буддизм в) христианство

2. Наиболее многочисленная языковая семья – это:
а) алтайская б) индоевропейская в) уральско-юкагирская

  1. . Средняя плотность населения мира составляет:
    а) 15 чел/км2 б) 700 чел/км2 в) 46 чел/км2

4. В какой из стран преобладают мужчины
а) Польша б) США в) Индия

5. В каком из государств многодетность поощряется религией:
а) Саудовская Аравия б) Швеция в) Дания

6. В возрастной структуре населения преобладают дети в государстве:
а) Швеция б) Индия в)Молдова

7. К индоевропейской языковой семье относится группа:
а) китайская б) романская в) тюркская

8. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:
а) эмиграция б) «утечка умов» в) иммиграция

9. К малозаселенным территориям относятся:
а) высокогорные области б) низменности в) возвышенности

Задание 2. Определите, какому понятию соответствуют приведенные определения. Найденные соответствия запишите.


Определение


Понятие


1. Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием


а) депопуляция

2. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста населения


б) демографический переход


3. Уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли


в) демографическая политика


4. Процесс роста городов, повышения удельного веса городского населения, распространения городского образа жизни


г) экономически активное население


5. Процесс последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально-экономического развития стран


д) демография


6. Система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения


е) урбанизация


7. Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и др.


ж)воспроизводство населения


8. Скопление городов


з) иммиграция


9. Гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом


и) эмиграция


10. Часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере


к) мегаполис


11. Выезд людей из своей страны на постоянное жительство


л) агломерация


12. Въезд людей в другую страну


м) этнос

Задание №3. На каком из следующих языков говорит население района, отмеченного на картосхеме: английском, французском, немецком, испанском, португальском, арабском?


Задание 4. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех-пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:

Плотность населения на 1 км2

Примеры стран

1. Свыше 200

2. От 100 до 200

3. От 50 до 100

4. Менее 10

Задание 5 Население свыше 100 млн. человек имеют следующие десять стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3 ) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения.

Модуль № 3 Научно-техническая революция

Тема: Мировое хозяйство

Задание 1

1) Какой черте современной НТР соответствует следующая характеристика: она преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей; она затронула страны мира, а также космическое пространство?

1. Высокий уровень квалификации трудовых ресурсов.

2. Зародилась как военно-техническая революция.

3. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

4. Универсальность, всеохватность.

2) Выберите две черты, характеризующие эволюционный путь развития техники и технологии.

1. Рост грузоподъемности транспортных средств.

2. Широкое распространение транзисторных радиоприемников.

3. Применение телексов.

4. Увеличение мощности энергоблоков до 1,2 млн кВт.

5. Широкое распространение микрокалькуляторов.

3) Какому направлению развития производства в эпоху НТР соответствует данная характеристика: широкое применение микроЭВМ и микропроцессоров?

1. Комплексная автоматизация.

2. Производство новых материалов.

3. Электронизация.

4. Перестройка энергетического хозяйства.

4) 13 государств объединились в Организацию стран-экспортеров нефти. Это

проявление:

1. Эволюционного пути в развитии техники и технологии.

2. Формирования отраслей специализации.

3. Географической «модели» мирового хозяйства.

4. Международной экономической интеграции.

5) Какой стране принадлежит промышленная корпорация «Крайслер»? 1. США. 2. Франции. 3. Нидерландам. 4. Республике Корея. 5. Германии.

6) Какой фактор влияет на размещение производства по выплавке алюминия?

1. Наукоемкий 2. Наличие природных ресурсов. 3. Потребительский. 4. Энергоемкость. 5. Трудовые ресурсы.

7) Роль какого транспорта уменьшается в перевозке грузов в странах Европы, небольших по площади.

1. Речного. 2. Железнодорожного. 3. Автомобильного. 4. Трубопроводного.

8) Какая черта не относится к характеристике экономико-географического положения (ЭГП) страны?

1. Наличие международных транспортных магистралей.

2. Наличие природных ресурсов.

3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.

4. Положение по отношению к районам сбыта продукции.

Допишите недостающие понятия в заданиях 9 и 10.

9) В результате обмена продуктами и товарами между разными регионами мира образовался...

10) Структура, при которой ведущей отраслью хозяйства является промышленность, называется ...

Задание 2

1) Какой черте современной НТР соответствует следующая характеристика: во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда?

1. Высокий уровень квалификации трудовых ресурсов.

2. Зародилась как военно-техническая революция.

3. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований,

4. Универсальность, всеохватность.

2) Выберите две черты, характеризующие эволюционный путь развития техники и технологии.

1. Широкое распространение транзисторных радиоприемников.

2. Плазменный способ обработки металлов.

3. Строительство домов, выплавляющих 5,5 млн т чугуна в год.

4. Применение персональных ЭВМ.

5. Увеличение грузоподъемности железнодорожного состава за счет применения двух тепловозов.

3) Какому направлению развития производства в эпоху НТР соответствует данная характеристика: предъявляются более высокие требования к старым

конструкционным материалам?

1. Комплексная автоматизация.

2. Производство новых материалов.

3. Электронизация.

4. Перестройка энергетического хозяйства.

4) В конце 80-х годов в Северной Америке была создана зона свободной торговли, объединяющая

США, Канаду, Мексику. Это проявление:

1. Эволюционного пути в развитии техники и технологии.

2. Международной экономической интеграции.

3. Формирования отраслей специализации.

4. Географической «модели» мирового хозяйства.

5) Какой стране принадлежит промышленная корпорация «Рено»?

1. США. 2. Республике Корея. 3. Нидерландам. 4. Франции. 5. Германии.

6) Какой фактор способствует размещению производства в больших городах?

1. Транспортный. 2. Энергоемкость. 3. Экологический. 4. ЭГП. 5. Трудовые ресурсы.

7) Роль какого транспорта увеличивается в международных и междугородних перевозках благодаря его возможности доставлять товар «от двери к двери»?

1. Речного. 2. Железнодорожного. 3. Автомобильного. 4. Трубопроводного.

8) Какая черта не относится к характеристике экономико-географического положения (ЭГП) страны?

1. Сухопутные границы страны.

2. Наличие международных транспортных магистралей.

3. Рельеф.

4. Положение по отношению к соседним странам.

Допишите недостающие понятия в заданиях 9 и 10.

9) Специализация отдельных стран на производстве определенных видов

продукции и услуг и в последующем обмене ими – это....

10) Структура хозяйства, при которой сельское хозяйство и смежные с ним отрасли были основным источником получения материальных благ, называется ....

Модуль 4. География отраслей мирового хозяйства

Тема: География промышленности

Задание №1

Укажите те страны, которые:

1) являются членами ОПЕК;

2) являются экспортерами каменного угля;

3) являются экспортерами нефти;

4) являются экспортерами железной руды;

5) являются экспортерами стального проката;

6) более 50% всей электроэнергии вырабатывают на АЭС;

7) являются главными экспортерами электроэнергии;

8) входят в десятку крупнейших стран по производству легковых автомобилей;

9) входят в десятку крупнейших стран по производству телевизоров;

10) являются производителями практически всех видов машиностроительной продукции любой степени сложности;

11) расположены в пределах северного лесного пояса;

12) занимают первое место в мире по экспорту лесной продукции;

13) быстрыми темпами развивают текстильную и швейную промышленность.

Страны

#1057;ША #1048;талия.

2. Индия. 6. Заир.

3. Польша. 7. Сингапур.

4. Венесуэла. 8. Нет такой страны.

Задание№2

Заполните таблицу «Главные страны-экспортеры промышленной продукции» (не менее 3 стран):

Экспортный товар

Главные страны-экспортеры

Нефть

Природный газ

Уголь

Железная руда

Медь и медные концентраты

Машины и оборудование

Задание №3

Установите соответствие:

А) ГЭС 1) Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия,

Б) ТЭС 2) ЮАР, Германия, Австралия, США, Китай

В) АЭС 3) Франция, Япония, Швеция, Бельгия, Южная Корея

Задание №4

С помощью порядковой нумерации расставьте по значимости (объему перевозок) следующие грузопотоки нефти:

Ближний и Средний Восток - Япония; Юго-Восточная Азия – Япония; Ближний и Средний Восток - Европа; Западная Африка – Европа; Ближний и Средний Восток- США; страны Карибского бассейна – США.

Дайте необходимые объяснения.

Задание №5

Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов? Ответ поясните.

Тема: География сельского хозяйства

Задание 1. Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу.

Таблица «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания»


Типы растениеводства


Основные культуры


Страны производители


Зерновые культуры


Пшеница



Рис



Кукуруза



Масленичные культуры


Арахис



Клубнеплодные культуры


Картофель



Сахароносные культуры


Сахарный тростник



Сахарная свекла



Тонизирующие культуры


Чай



Кофе



Какао



Волокнистые культуры


Хлопчатник


Тест

#1043;осударство, занимающее первое место в мире по поголовью свиней:
а) Россия; б) Германия; в) Китай; г) Канада; д) Франция.
2. В каком из перечисленных государств наибольшая доля экономически активного населения занята в с/х
а) Канада; б) Китай; в) Египет; г) Польша; д) Беларусь; е) Бразилия.
3. Государство, занимающее первое место в мире по производству пшеницы:
а) США; б) Аргентина; в) Австралия; г) Канада; д) Индия; е) Китай.

#1043;осударство, занимающее первое место в мире по производству кукурузы:
а) Бразилия; б) США; в) Мексика; г) Китай; д) Индия.
5. Государство, занимающее первое место в мире по экспорту сахара:
а) Китай; б) Бразилия; в) Куба; г) США; д) Франция; е) Австралия; ж) Украина.
#1043;осударство, занимающее первое место по производству подсолнечника:
а) Аргентина; б) Китай; в) Россия; г) США; д) Украина; е) Франция.
#1043;осударства, занимающие первое и второе места по поголовью овец:
а) Австралия; б) Великобритания; в) Россия; г) Китай; д) Индия; е) США; ж) Новая Зеландия; з) Турция; и) ЮАР.
8. Какая из технических культур является ведущей в лесостепной зоне?
а) джут; б) кунжут; в) конопля; г) лен-долгунец; д) подсолнечник; е) арахис; ж) сахарная свекла; з) хлопчатник.
#1050;акая из перечисленных ниже культур наиболее характерна для Македонии?
а) лен-долгунец; б) картофель; в) табак; г) конопля; д) горчица; е) джут.

#1042;ыберите страну с самой низкой долей пашни в структуре с/х земель.
а) США; б) Туркменистан; в) Китай; г) Венгрия; д) Индия; е) Россия.
11. Назовите государство-лидер по производству хлопка-волокна.
а) Китай; б) Индия; в) Пакистан; г) Египет; д) Узбекистан; е) США; ж) Бразилия; з) Сирия; и) Австралия.
#1057;амые большие посевные площади зерновых культур занимает:
а) рожь; б) рис; в) просо; г) кукуруза; д) пшеница; е) ячмень.

Тема: География транспорта

Задание №1. Вам предлагается совершить заочное путешествие по маршруту Воронеж - Берлин - Гамбург - Бомбей - Москва.

Задача: выбрать вид транспорта (новый к каждому населенному пункту). По ходу путешествия заполнить таблицу.

Если вы используете морской вид транспорта, укажите каналы и проливы, которые проплываете.

Задание №2

1. Уважаемый директор транспортной фирмы! Убедительно просим вас доставить 10 т мандарин из г. Неаполь (Италия) в Воронеж (Россия).

Задача: выбрать вид или виды транспорта, обосновать выбор, схематически обосновать маршрут.

Задание №3

1. Уважаемый директор транспортной фирмы! Убедительно просим вас доставить группу немецких туристов, заблудившихся в Кордильерах. У них есть возможность выйти в г. Портленд (штат Орегон), а доставить их необходимо в город Берлин (Германия) при минимальных затратах.

Задача: выбрать маршрут, вид транспорта и обосновать выбор транспорта.

Задание №4

Нанести на контурную карту:

А) страны-лидеры по основным видам транспорта;

Б) крупнейшие порты и аэропорты мира;

В) основные каналы и проливы;

Г) крупные судоходные реки.

С помощью карты транспорта в атласе определите:

  1. Какие морские порты являются крупнейшими в мире по объему грузооборота?
  2. Какова государственная принадлежность перечисленных морских портов и на каком побережье они находятся?

Роттердам - __________________. Сянган - __________________

Сингапур - ___________________. Марсель - __________________.

Иокогама - ___________________. Ричардс-Бей - ______________.

Нью-Йорк - ___________________. Гамбург - _________________.

Модуль №5 Региональный обзор мира

Тема: Страны Европы

Задание 1. Нанесите на контурную карту (рис- 11) государства зарубежной Европы и их столицы. Сколько всего государств в этом регионе мира? Какие из них образовались в конце 80-х - начале 90-х годов? Объясните причины данного явления.________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу, характеризующую обеспеченность стран зарубежной Европы минеральными ресурсами, по следующей форме:

Нефть и природный газ

Каменный уголь

Бурый уголь

Железная руда

Руды цветных металлов

Горно-химическое сырье

Внесите в таблицу названия только тех стран, которые обладают самыми большими запасами перечисленных минеральных ресурсов. Сделайте выводы.

Задание 3. Составьте пары по принципу «государство-численность его 1 населения»:

1. Болгария а) 57,5 млн. человек

2. Великобритания б) 23 млн. человек

3. Нидерланды в) 15 млн. человек

4. Румыния г) 9 млн. человек

5. Словения д) 2 млн. человек

Задание 4. Заполните таблицу «Три типа национального состава стран зарубежной Европы» по следующей форме:

Тип национального состава

Примеры стран

1. Однонациональные

2. Двунациональные

3. Многонациональные

Укажите, какой тип национального состава населения преобладает в странах зарубежной Европы.

Задание 5. Назовите государства зарубежной Европы (без государств-карликов), имеющие:

1) самую высокую плотность населения________________________________________________

2) самую низкую плотность населения _________________________________________________

3) самый высокий уровень урбанизации ________________________________________________

4) самый низкий уровень урбанизации __________________________________________

Укажите, в каких субрегионах зарубежной Европы они находятся.

Задание 6. Укажите, какие страны зарубежной Европы лидируют в

производстве (добыче):

1)угля _________________________________________________________

2)нефти ________________________________________________________

3) природного газа __________________________________________________

4)металлорежущих станков _________________________________________

5) легковых автомобилей_____________________________________________

Какие выводы можно сделать на основании этих данных?

Задание 7.

Составьте перечень одиннадцати крупнейших промышленных районов зарубежной Европы.________________________________________________

Определите, в каких странах они находятся. Какие из них расположены в пределах «центральной оси» развития региона, а какие вне ее?

Задание 8. Определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для двух основных типов сельского хозяйства зарубежной Европы, и составьте таблицу по следующей форме:

Среднеевропейский тип

Южноевропейский тип

Объясните причины такой специализации сельского хозяйства.

Задание 9. Перечислите причины обострения экологических проблем в зарубежной Европе:

1)_______________________

2)________________________

3)_________________________

4)_____________________________

5)______________________________

6)__________________________________

Задание 10. Приведите примеры районов зарубежной Европы, относящихся к следующим типам:

1) высокоразвитый район

2) старопромышленный район

3) отсталый аграрный район

4) район нового освоения

Укажите, какая региональная политика характерна для каждого из этих типов районов.

Задание №11

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?

2. По памяти определить страны, которые имеют сухопутные границы:

1) только с ФРГ, 2) только с Испанией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией?
3. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Глазго, Роттердам, Марсель, Брюссель, Мюнхен, Неаполь, Краков, Загреб?

Задание №12. Установите соответствие: страны Европы и их столицы.

А) Франция 1. Копенгаген

Б) Испания #1051;иссабон

В) Германия 3. Париж

Д) Польша 4. Мадрид

Ж) Дания #1042;аршава

З) Португалия …#1041;ерлин

Тема: Страны Азии

Задание 1. Сравните страны зарубежной Азии со странами зарубежной Европы по размерам территории. Подберите европейские страны-аналоги к тем государствам Азии, которые перечислены в следующей таблице:

Страны Азии

Площадь тыс. км2

Страны Европы

Площадь тыс. км2

Таиланд

514

Япония

372

Филиппины

300

Республика

Корея

100

Кувейт

20

Назовите страны зарубежной Азии, аналогов которым по размерам территорий в зарубежной Европе нет

Задание 2. Напишите в скобках названия стран, столицами которых являются перечисленные ниже города:

1. Анкара ( _______________)

2. Багдад (________________)

3. Бангкок (_______________ )

4. Дакка (_________________ )

5. Дамаск (________________ )

6. Кабул (________________)

7. Манила ( ________________)

8. Янгон (_________________ )

9. Ханой (_________________ )

10 .Эр-Рияд (_______________)

Задание 3. Нанесите на контурную карту главные районы добычи нефти в зарубежной Азии. Перечислите 10 стран, в которых ведется добыча нефти:

2. _____________________

Укажите, в каком из субрегионов Азии расположено большинство из этих стран.

Задание 4. Обведите кружком номера тех утверждений, которые относятся к следующим странам зарубежной Азии:

1. Индия 12345678

2. Индонезия 12345678

3. Китай 12345678

4. Монголия 12345678

5. Саудовская Аравия 12345678

6. Сингапур 12345678

7. Шри-Ланка 12345678

8. Япония 12345678

Утверждения:

1. Страна занимает первое место в мире по численности населения, по до-быче угля и железной руды, по производству телевизоров, велосипедов, по сбору риса и хлопка.

2. Страна, в которой сформировался крупнейший в регионе мегалополис и находится самый большой город мира.

3. Страна, для которой характерно отсутствие единого экономического центра при сосредоточении экономической жизни в четырех крупнейших городах.

4. Страна, занимающая первое место в мире по запасам и добыче нефти.

5. Небольшое по территории государство, столицей которого является го-род-порт, занимающий по грузообороту второе место в мире.

6. Самая большая внутриконтинентальная страна мира.

7. Островное государство, специализирующееся на производстве и экспортер чая.

8. Государство, которое до конца второй мировой войны было главным центром колониальной империи Нидерландов.

Задание 5. Дайте сравнительную характеристику ЭГП Японии и

Великобритании по следующей форме:

Задание 8. Перечислите главные товары экспорта и импорта Японии:

1)Экспорт:_________________________________________________________

2) Импорт: ______________________________________________________

Сравните состав экспорта и импорта и объясните различия. Нанесите на контурную карту (рис. 13) главные грузопотоки нефти из стран зарубежной Азии в Японию.

Задание 8. Докажите положение учебника: «Индия – самая многонациональная страна мира». Перечислите пять народов Индии, численность каждого которых превышает 50 млн. человек.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких районах страны они проживают_____________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Тема: Австралийский союз

Задание №1. Работа с картами «Народы и плотность населения мира», «Политическая карта».
- назвать среднюю плотность населения материка.

- назвать и показать районы с высокой плотностью населения

- назвать и показать основные районы проживания аборигенов

- назвать причины такой плотности.

- назвать столицу Австрал.Союза

- назвать и показать крупные города.

Задание 2: Ответьте на вопросы:

  1. Какие типы электростанций преобладают (ТЭС). Почему?
  2. Почему стало возможным строительство мощной солнечной электростанции?
  3. Где находятся каскады ГЭС?

Задание 3: Используя атлас, определите специализацию центров и укажите фактор размещения предприятия: Калгурли, Ньюкасл, Брисбен

Задание 4: Определите специализацию портов:

  • Порт-Хедленд (железная руда),
  • Ньюкасл (каменный уголь)

Тема: Страны Африки

Задание № 1

Сравнительная характеристика субрегионов

Показатели

Северная

Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

1. Территория (состав)

2. ЭГП субрегиона

3. Население: численность

этнический состав

крупные города

4. Природные условия и ресурсы

5. Хозяйство: промышленность

сельское хозяйство

транспорт

6. Проблемы и перспективы

Задание №3. Разгадайте кроссворд.

1. Страна расположена на северо-востоке Африки. Имеет много исторических достопримечательностей. Среди них знаменитые пирамиды в Гизе, Сфинкс.

2. Страна на северо-востоке Африки. В последние годы участились случаи нападения пиратов из этой страны на суда, проходящие вдоль её берегов.

3. Страна, находящаяся на северо-востоке Африки. Является самым высокогорным государством Африки.

4. По горизонтали. Страна юго-востока Африки. С запада на восток страну пересекают реки Замбези и Лимпопо. По вертикали. Страна, расположенная на одноименном острове в Индийском океане. В стране существует множество эндемиков, например «дерево путешественников», гигантская птица – эпиорнис.

5. Страна расположена на берегу Средиземного моря севера Африки. Уступает по площади лишь Судану. Большую часть территории страны занимает Сахара.

6. Страна, расположенная на южной оконечности материка. Её омывают два океана – Атлантический и Индийский.

7. Североафриканская страна. Известна знаменитым городом – Карфагеном.

8. Страна западной Африки. Мыс Альмади, находящийся в этой стране является самой западной оконечностью Африки. Столица – Дакар является конечной точкой знаменитого ралли Париж – Дакар.

9. Большая страна на востоке Африки. Ее территория является водоразделом для крупнейших африканских рек Нила, Замбези и Конго.

#1050;рупное государство юго – западной части континента.

11. Старое название страны, которая сейчас называется Конго. Расположена в центре материка, имеет выход в Атлантический океан.

  1. Тема: Страны Северной Америки

Задание 1. Заполните пропуски в следующих предложениях:

1. Северная Америка в составе США и Канады занимает территорию _______

с населением ______

2. По размерам территории США занимает среди стран мира место _______.
В их состав входят ______________ части.

3. Выгодность ЭГП США объясняется прежде всего ___________________

4. По государственному строю США -_____________________

Задание 2. Приведите примеры полезных ископаемых, которыми США обеспечены:

1) с избытком_____________________________________________________

2) с некоторым недостатком_________________________________________

3) совсем не обеспечены___________________________________________

Задание 3. Подчеркните название крупного региона мира, на который в течение последних трех-четырех десятилетий приходится преобладающая часть мигрантов в США:

1) зарубежная Европа; 2) зарубежная Азия; 3) Африка; 4) Латинская Америка. Объясните свой вывод.

Задание 4. На картосхеме (рис. 16) даны контуры трех мегалополисов США, Нанесите их названия и крупнейшие города, расположенные в пределах каждого из них. На основе полученной картосхемы сделайте выводы.

Задание 5. Укажите (подчеркните), какие из перечисленных ниже штатов США выделяются по размерам добычи нефти:

1) Алабама; 2) Аляска; 3) Вашингтон; 4) Джорджия; 5) Калифорния; 6) Нью-Йорк; 7) Огайо; 8) Оклахома; 9) Техас; 10) Флорида.

Задание 6. Составьте таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Название пояса

Ведущие отрасли

Главные центры

1.

2.

3.

4.

Сделайте выводы.

Задание 7. Укажите, подчеркнув разными линиями или цветами, какие из перечисленных ниже штатов США выделяются по сборам: а) пшеницы; б) кукурузы; в) южных фруктов и цитрусовых; г) хлопка-волокна; д) по производству молочных продуктов:

1) Айова; 2) Висконсин; 3) Иллинойс; 4) Калифорния; 5) Канзас; 6) Миссисипи; 7) Небраска; 8) Северная Дакота; 9) Флорида; 10) Южная Дакота. Объясните такую специализацию штатов.

Задание 8. Укажите, правильны или неправильны приведенные ниже утверждения:

1. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений. (Да, нет.)

2. Самый крупный транспортный узел США-Лос-Анджелес. (Да, нет.)

3. США ежегодно посещают 30-40 млн. иностранных туристов. (Да, нет.)

4. Состояние окружающей среды в США в последнее время улучшилось. (Да, нет.)

Задание №9. Согласны ли вы со следующими утверждениями:
1. Мегалополис «Босваш» — самая большая урбанизированная зона в США?
2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?
3. В США и Канаде господствует фермерский тип сельского хозяйства?
4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?

5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?

6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?

7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?

Задание №10. Можете ли вы:

1. Найти на карте города США, упоминаемые в основном тексте и по памяти расположить их с востока на запад?
2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочного», «хлопкового» штатов США?
3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Дальний Запад, Калифорнию?
4. Сказать, какой из приведенных ниже показателей
характеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?
5. Перечислить виды минерального сырья, по которым
Канада является мировым производителем и экспортером?

Задание №11. Используйте текст учебника и карты для ответа на вопросы:

1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?
2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направлении?
3. Какие природные, социально-экономические и исторические причины способствовали развитию Север - Востока США?
Задание №12. Представьте себе:

1. Что вы посетили один из больших городов США или Канады. Опишите его.

2. Что вы захотели познакомиться с промышленностью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы побывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприятии по производству электронных изделий, 3) автомобильном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?

3. Что у вас появилась возможность поработать на:

1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) лесопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?


Тема: Страны Латинской Америки

Задание 1. Выберите варианты, в которых верно указана принадлежность страны к одному из субрегионов:

А) Барбадос – Восточная Америка

Б) Перу – страны Карибского региона

В) Парагвай – Восточная Америка

Г) Колумбия – Андские страны

Д) Бразилия – Восточная Америка.

Задание 2. Заполните пропуски в следующих предложениях:

1. Народы Латинской Америки говорят преимущественно на … языках.

2. Доля индейцев во всем населении особенно велика в таких странах, как …

3. Подавляющее большинство жителей Латинской Америки исповедуют … религию.

Задание 3. Укажите, какие из перечисленных ниже стран Латинской Америки особенно выделяются по добыче:

а) нефти; б) руд железа; в) руд меди; г) руд олова; д) руд никеля; е) бокситов; ж) серы; з) селитры:

1) Боливия; 2) Бразилия; 3) Венесуэла; 4) Гайана; 5) Куба; 6) Мексика; 7) Перу; 8) Суринам; 9) Чили; 10) Ямайка.

Какая из этих стран обладает наибольшим «ассортиментом» полезных ископаемых?

Задание 4. Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к Бразилии, Аргентине и Мексике. Поставьте слева от них буквы в зависимости от того, справедливо ли соответствующее утверждение:

А - только для Бразилии, Б - только для Аргентины, В - только для Мексики, Г- для всех трех стран, Д - ни для одной из них.

Утверждения:

1. Самая большая по территории и населению страна региона.

2. Самая крупная испаноязычная страна мира.

3. Самая «белая» страна Латинской Америки.

4. Эти страны образуют «большую тройку» государств региона.

5. Эти страны имеют монархическую форму правления.

Задание 5. Ответьте на вопросы:

  1. Откуда в Южной Америки появились мигранты?
  2. Разделите Латинскую Америку по принципу богатства минерального сырья.
  3. В чём проявляется «ложная урбанизация» в странах Латинской Америки?
  4. Какой набор экспортных культур характерен для стран региона?
  5. Почему страны Латинской Америки более развиты, чем страны Африки?
  6. С чем связана слабая транспортная оснащённость Латинской Америки

Задание №6 Можете ли вы

  1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Колумбия, Суринам, Эквадор, Перу, Боливия, Парагвай, Уругвай?;
  2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Мехико, Гавана, Каракас, Лима, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Сантьяго?
  3. Указать, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба. Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?
  4. Назвать по одной стране Латинской Америки в экспорте которой важную роль играют: медь, бокситы, олово, нефть, кофе, мясо, шерсть, рыба?

Задание №7. Проверьте, правильны или неправильны следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

  1. Аргентина и Уругвай — самые «белые» страны Латинской Америки.
  2. Мексика — самая крупная испаноязычная мира.
  3. Бразилия - самая крупная католическая страна мира.
  4. Рио-де-Жанейро - крупнейшая городская агломерация Латинской Америки.
  5. Венесуэла — единственная страна Латинской Америки, входящая в ОПЕК.
  6. Бразилия и Колумбия — крупнейшие в мире производители кофе.

Задание №8. Назовите страны, к которым относятся следующие утверждения:

  1. Единственная страна Центральной Америки, не имеющая выхода к Карибскому морю.
  2. Единственная страна субрегиона Анд, не имеющая выхода к морю.
  3. Страна, где 4/5 населения живет на высоте над уровнем моря.
  4. Страна, в которой на португальском языке говорит в 17 раз больше людей, чем в Португалии.

Модуль № 6. Глобальные проблемы человечества

Задание 1. Дополните следующие предложения:

1. Глобальные проблемы в своем взаимодействии образуют своего рода треугольник________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Экологическая проблема в наши дни стала одной из самых главных проблем________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Демографическая проблема имеет два следующих аспекта_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В глобальных масштабах энергетическая и сырьевая проблемы впервые проявились ________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Главный путь решения продовольственной проблемы человечества заключается________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Понятие «морское хозяйство» включает в себя __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. В наши дни центр тяжести глобальных проблем перемещается в __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. В существующих глобальных прогнозах прослеживаются два принципиально разных подхода:

_________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2. Используя количественные показатели (1,6; 2; 12,3; 90; 100; 135; 1250; 2600), заполните ими пропуски в приведенных ниже предложениях:

1. В начале 60-х годов население мира увеличилось в среднем на __________% в год, а в конце XX в. стало увеличиваться на _________% в год.

2. Среднемировой показатель потребления продовольствия из расчета на душу населения составляет ________ ккал в сутки.

3. Орошаемое земледелие применяется в _________ странах.

4. Интенсивный путь в наши дни обеспечивает ________% всего прироста продукции земледелия.

5. В морском хозяйстве мира занято по меньшей мере _________ млн. человек.

6. В развивающихся странах более _______ млн. человек живут в условиях крайнего обнищания

7. По мнению некоторых демографов, население земного шара стабилизируется на уровне ________ млрд. человек.

Задание 3. Заполните таблицу «Сущность глобальных проблем человечества» по следующей форме:

Проблема

Сущность проблем

1. Экологическая

2. Демографическая

3. Энергетическая и сырьевая

4. Продовольственная


Список литературы

  1. География для колледжей: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.]; под редакцией А. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 362 с.
  2. Максаковский В. П. География 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В. П. Максаковский – М.: Просвещение, 2020, -416с.
  3. Петрова Н.Н., Соловьёва Ю.А. География. Теория и практика. (издательство Эксмо), 2020. – 544с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Право» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.02. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Программа общеобразовательной учебной дисциплины  «Право» предназначена для изучения права  в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднег...

Рабочая программа по учебной дисциплине "География мира" 1 курс

Рабочая программа по учебной дисциплине "География мира" 1 курс...

Рабочая программа по учебной дисциплине "География мира" 1 курс для специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство"

Рабочая программа по учебной дисциплине "География мира" 1 курс для специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА «МАТЕМАТИКА» базовый уровень профиль обучения: технологический для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Обязательная общеобразовательная дисциплина «Математика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности...

Учебная презентация к уроку по Общеобразовательной дисциплине География раздел Политическая карта мира, по теме: География населения мира

В данной презентации рассмотрена тема География населения мира. В ней рассотрены вопросы: численность населения мира, плотность и размещение населения....