водохозяйственная экология
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Водохозяйственная экология
1.Водные экосистемы
Вода и жизнь понятия неразделимые. Вода наполняет все организмы. Ученые считают, что именно вода стала той средой, в которой возникла жизнь на Земле.
Океаны, моря, реки, озера, болота связаны между собой круговоротом воды и образуют единую оболочку, называемую гидросферой.
Круговорот воды в природе участвует в формировании климата, обеспечении водой всего живого на Земле, переносе веществ, растворении горных пород и т.д.
В водных экосистемах существуют все формы жизни - от примитивных (бактерии, водоросли) до высокоорганизованных (высшие растения и млекопитающие).
Чем чище вода и чем больше в ней солнечного света и кислорода, тем богаче и разнообразнее жизнь.
Водные экосистемы способны к самоочищению1. Бактерии, водоросли и другие организмы, населяющие воду, питаются растворенными в воде загрязнителями и тем самым изымают их из воды и вовлекают в биологический круговорот вещества.
Несмотря на способность воды к самоочищению призагрязнении водоемов водные экосистемы не могут справиться с переработкой загрязнителей. Их избыток становится токсичным, начинается отравление, болезни и гибель живых организмов.
Нередко загрязнители наполняют водоемы минеральными и органическими веществами (с с/х полей или со сточными водами). Они оказываются питательной средой, и начинается "цветение" воды: бурное развитие одноклеточных синезеленых водорослей, которые сплошной зеленой или синей пленкой покрывают поверхность. Это большое бедствие. Такое явление носит название эвтрофикации
2.Воздействие человека
Сейчас в мире немало загрязненных озер и рек, жизнь в которых сильно обеднена, а вода не годится для питья.
Играя роль открытой естественной канализации, рекивыносят большую часть хозяйственных стоков в моря. Загрязняющие вещества оседают на дно и частично разрушаются под действием морской воды. при этом они губят массу живых организмов.
Большое значение в жизни планеты имеют малые реки. Собирая по струйкам с обширных площадей как чистую, так и грязную воду, они несут ее в большие водоемы. Поэтому от их экологического состояния во многом зависит экологическое состояние больших рек, озер и т.д.
Огромный ущерб малым рекам наносят:
- бессистемная вырубка,
- сплав леса,
- распашка поймы,
- уничтожение по берегам растительности,
- стихийная застройка поймы,
- уничтожение нерестилищ,
- шум моторных лодок,
- сплошная вырубка лесов,
- массовое осушение болот,
- чрезмерный забор воды,
- сброс сточных вод,
- электроудочки.
В результате малые реки мелеют и загрязняются! Вода становится не пригодной не только для питья, но и для промышленных нужд.
Определение качества воды
О качестве воды красноречиво говорит растительный и животный мир водоемов. Растения и животные, которые предпочитают исключительно чистую (или, наоборот, загрязненную) воду, называются биоиндикаторами.
В загрязненной воде получают массовое развитие: роголистник погруженный, рдест плавающий и ряска. В ней нет раков, бедно видовое разнообразие рыб.
Ни пить такую воду, ни купаться в ней нельзя!
В чистой воде обитают: кувшинка белоснежная, наяда, сальвиния плаваюшая, водяной орех (чилим) и водокрас обыкновенный (или лягушачий), раки, разнообразная рыба.
Источники загрязнения воды
1. Промышленность
Основное количество загрязнителей несетнефтеперерабатывающая, химическая, мыловаренная, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлургическая и горнодобывающая отрасли.
2. Коммунальное хозяйство
Коммунальное хозяйство отправляет в реки фекальные воды, химические вещества (мыло и др.), стоки предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли и т.д. В этой среде активно размножаются болезнетворные микробы, вирусы, что делает их особенно опасными для здоровья людей.
3. Сельское хозяйство
На полях используются удобрения и пестициды, на животноводческих фермах скапливается большое количество навоза, который при неправильном использовании и хранении смывается дождевыми и талыми водами в водоемы.
4. Сплав леса
Почти на всех реках нашей страны ведутся лесозаготовки. Ударяющиеся друг о друга бревна теряют кору, сучья. В реках тонет до 10% деловых стволов. Их разложение уносит кислород и выделяет вредные вещества.
5. Водный транспорт
Водный транспорт загрязняет воду нефтепродуктами и сбросом бытовых и технических отходов.
6. Радиоактивные отходы Некоторые производства сливают их в водоемы. Проводятся подводные испытания атомных бомб. Радиоактивные вещества накапливаются в организмах растений и животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Экология и автомобиль"
Содержит тематическое и календарно-тематическое планирование учебного материала для профессий автомеханик....
Программа элективного курса по экологии «Экология человека»
Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа электив...
Методическая разработка урока по экологии "Экология и энергосбережение"
Познакомить учащихся с проблемами нерационального использования человеком энергии и возможностями альтернативного использования энергоресурсов, показать значимость применения знаний в области энергоэф...
Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА».
Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА»....
Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.
Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....
Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии на тему "Предмет гигиены и экологии"
Данная презентация предназначается для проведения теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентво специальности Сестринсоке дело медицинского колледжа. Учеб...
Контрольно- оценочные средства ОП.05 Гигиена и экология человека к разделу «Предмет гигиены и экологии человека"
Тестовые задания для текущего контроля аудиторной работы по дисциплине ОП.05 Гигиена и экология человека к разделу «Предмет гигиены и экологии человека» специальности 34.01.02 ...