Педагогический проект по теме: «Использование игровых технологий в деятельности образовательной организации.
проект
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время особое внимание педагогов уделяется развитию творческой активности и познавательного интереса у школьников к учебным предметам. Именно активное использование игровых технологий способствует развитию личности и формированию у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по различным образовательным предметам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ч
Титульный лист
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты использования игровых технологий в образовательном процессе 6
2 Протокол наблюдения за образовательным процессом в образовательном учреждении 9
3 Оценка результатов интервью с педагогами 11
4 Исследование результатов анкетирования школьников, обучающихся в школе……………………………………………………………………………..15
5 Оценка эффективности использования игровых технологий 21
6 Комплекс игровых технологий для организации школьников на перемене 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время особое внимание педагогов уделяется развитию творческой активности и познавательного интереса у школьников к учебным предметам. Урочная и внеурочная деятельность тесно связана с внеурочной работой, проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады, онлайн викторины[1]. Именно активное использование игровых технологий способствует развитию личности и формированию у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по различным образовательным предметам.
Исходя из актуальности темы исследования, можем отметить то, что ключевой целью работы является научное исследование особенностей использования игровых технологий при организации урочной и внеурочной деятельности в образовательной организации (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа»).
В соответствии с поставленной целью работы можем выделить следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов использования игровых технологий в образовательном процессе;
- представление протокола наблюдения за образовательным процессом в школе;
- оценка ключевых результатов интервью с педагогами
- исследование результатов анкетирования школьников, обучающихся в - оценка эффективности использования игровых технологий
- формулировка комплекса игровых технологий для организации школьников на перемене.
Объектом исследования данной работы являются организационно-педагогические отношения, возникающие в процессе внедрения и использования игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Горковская средняя общеобразовательная школа».
Предметом исследования работы является совокупность организационно-педагогических отношений, возникающих в процессе реализации деятельности по внедрению игровых технологий в деятельность .
Для реализации поставленных целей и задач были использованы научные труды отечественных учёных, занимающихся исследованием особенностей использования современных игровых технологий при организации урочной и внеурочной деятельности, в современной образовательной организации, а также результаты проведенного наблюдения, анкетирования и интервью в школе.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные выводы могут стать основой для дальнейших исследований особенностей использования современных игровых технологий при организации урочной и внеурочной деятельности, в современной образовательной организации.
Данная работа имеет достаточно традиционную структуру и включает в себя следующие элементы: введение; шесть разделов, заключение, а также список использованных источников.
1 Теоретические аспекты использования игровых технологий в образовательном процессе
Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогические игровые технологии — это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса. Такая игра отличается четко поставленными и направленными на результат целями — педагогической и игровой[2].
По нашему мнению, в современной научной и учебной литературе, наиболее развернутой и подробной является классификация игр, которая предложена С.А. Шмаковым. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:
1. физические и психологические игры и тренинги, в состав которых входят:
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
- экстатические;
- экспромтные игры и развлечения;
- лечебные игры (игротерапия).
2. интеллектуально-творческие игры, в состав которых входят:
- предметные забавы;
- сюжетно-интеллектуальные игры;
- дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);
- строительные;
- трудовые;
- технические;
- конструкторские;
- электронные;
- компьютерные;
- игры-автоматы;
- игровые методы обучения.
3. социальные игры, в состав которых входят:
- творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);
- деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные)[3].
Использование различных игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера.
Эффективность использования игровых технологий в образовательном процессе зависит от соблюдения ряда условий:
- игры, используемые в рамках технологии, должны в полной мере соответствовать учебным и воспитательным целям урока;
- количество игр во время урока должно быть умеренное.
В настоящее время игровые технологии занимают одно из важных мест в педагогическом процессе. Это связано с тем, что они способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия на ребенка, развитию у него познавательных интересов и общей активизации деятельности учащихся[4].
Значение игровых технологий в образовательном процессе заключается в том, что они направлены на успешное и рациональное выполнение следующих задач:
- тренировку памяти;
- выработку речевых умений и навыков;
- стимулирование умственной деятельности;
- развитие внимания и познавательного интереса к учебному предмету;
- преодоление пассивности учащихся в процессе учебного занятия;
- развитие коллективизма, чувства ответственности перед другими[5].
Результативность применения игровых технологий в образовании во многом зависит от систематичности использования технологии, ее целенаправленности и сочетаемости с учебной программой[6].
Таким образом, подводя окончательный итог, стоит отметить то, что, в настоящее время, игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе, поскольку их активное использование способствует эффективному развитию у школьников навыков усвоения учебного материала, а следовательно, стабильности всей личности в целом.
2 Протокол наблюдения за образовательным процессом в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Горковская средняя общеобразовательная школа»
Современные игровые технологии занимают важное место в обеспечении стабильного и рационального образовательного процесса в нашей школе , как на уроках, так и во внеурочное время.
Для проведения исследования, в рамках работы было проведено наблюдение за 4 «а» классом, в котором обучаются школьники в составе 14 человек.
В таблице 1 представим протокол наблюдения за проведением дидактической игры по теме: «Математическое лото» на уроке.
Таблица 1 – Протокол наблюдения за проведением дидактической игры по теме: «Математическое лото» на уроке (удельный вес, в процентах)
Критерии | Низкий уровень проявления | Средний уровень проявления | Высокий уровень проявления |
- заинтересованность детей во время игровой деятельности | 10 | 70 | 20 |
- соблюдение правил игры | 5 | 50 | 45 |
- наличие положительных вербальных средств коммуникации с участниками игры | 5 | 70 | 25 |
- саморегуляция | 10 | 50 | 40 |
- помощь другим | 0 | 50 | 50 |
- фантазия и творчество | 0 | 40 | 60 |
Проанализировав данные таблицы 1, стоит отметить то, что большинство детей из учебного класса достаточно охотно участвуют в играх, поскольку они им доставляют определенное удовольствие при получении новых знаний, умений и навыков. Однако, имеется группа детей, которые по определенным критериям имеют низкий уровень проявления, а следовательно, педагогу необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с ними, что, в конечном итог, обеспечит стабильность и рациональность развития личности ребенка.
На сегодняшний день, для обеспечения эффективного построения внеурочной деятельности в школе применяются определенные игровые технологии.
В таблице 2 представим протокол наблюдения за проведением дидактической игры во внеурочное время по теме: «Завлеки меня походкой».
Таблица 2 – Протокол наблюдения за проведением дидактической игры во внеурочное время по теме: «Завлеки меня походкой» (удельный вес, в процентах)
Критерии | Низкий уровень проявления | Средний уровень проявления | Высокий уровень проявления |
- заинтересованность детей во время игровой деятельности | 5 | 50 | 45 |
- соблюдение правил игры | 0 | 40 | 60 |
- наличие положительных вербальных средств коммуникации с участниками игры | 0 | 30 | 70 |
- саморегуляция | 0 | 55 | 45 |
- помощь другим | 0 | 60 | 40 |
- фантазия и творчество | 0 | 70 | 30 |
Исследовав данные таблицы 2, стоит отметить то, что, в настоящее время, дидактическая игра во внеурочное время по теме: «Завлеки меня походкой» пользуется высокой популярностью среди обучающихся, поскольку большая часть обучающихся исследуемой выборки проявляется высокую и среднюю заинтересованность, а следовательно, подобная работа, оказывает положительное влияние на эффективное и стабильное развитие личности детей.
Таким образом, подводя окончательный итог, стоит отметить то, что, проведенное в рамках работы исследование позволило установить то, что, обучающиеся проявляют больший интерес к внеурочным дидактическим играм, а следовательно, педагогическим работникам необходимо обеспечить рациональное решение задач, связанных с организацией учебного и образовательного процесса, благодаря активному взаимодействию между урочной и внеурочной деятельностью.
3 Оценка результатов интервью с педагогами Горковской средней школы
В условиях современного общества, игровые технологии занимают важное место при построении оптимальной системы управления образованием.
Для оценки результативности использования игровых технологий на уроках и во внеурочное время было проведено интервью с тремя педагогическими работниками начальной, средней и старшей школы, которые осуществляют свою деятельность в нашей школе.
Основными вопросами для проведения интервью послужили следующие аспекты:
1) педагогическим работником школы, какого уровня (начальной, основной или старшей) Вы являетесь?
2) каков Ваш педагогический стаж?
3) слышали ли Вы что-то про игровые технологии в педагогическом процессе (варианты ответа: да или нет)?;
4) как, по Вашему мнению, следует определять понятие «игротехнологии»?;
5) каковы основные цели использования игровых технологий на уроках и во внеурочное время?;
6) считаете ли Вы, что игровые технологии улучшают качество образовательного процесса?;
7) может ли игра, по Вашему мнению, помочь школьнику осознать свои слабые стороны и проблемы в знаниях по определенной учебной дисциплине?
8) используете ли Вы в своей профессиональной деятельности игровые технологии?
9) назовите, пожалуйста, несколько примеров игровых технологий, которые Вы активно используете в своей профессиональной деятельности?
Основные результаты интервью с педагогическими работниками начальной, основной и старшей школы, которые осуществляют свою деятельность школе наглядно представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты интервью, фиксирующего установки и представления о результативности игротехнологий на уроках и во внеурочное время
Вопросы для интервью | Респондент 1 | Респондент 2 | Респондент 3 |
- педагогическим работником школы, какого уровня (начальной, основной или старшей) Вы являетесь? | учитель начальных классов | учитель в основной школе | учитель в старшей школе |
- каков Ваш педагогический стаж? | 25 | 18 | 22 |
- слышали ли Вы что-то про игровые технологии в педагогическом процессе (варианты ответа: да или нет)? | да, слышала | слышала | да, слышала |
Продолжение таблицы 3
Вопросы для интервью | Респондент 1 | Респондент 2 | Респондент 3 |
- как, по Вашему мнению, следует определять понятие «игротехнологии»? | игровые технологии – это группа современных методов, которые позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. | современные игровые технологии представляют собой комплекс приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса | игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр |
- каковы основные цели использования игровых технологий на уроках и во внеурочное время? | по моему мнению, основной целью использования игровых технологий в педагогике является улучшение качества образования и формирование у детей новых знаний | ключевой целью игровых технологий является активное развитие образовательного и воспитательного процесса для обеспечения стабильности личности обучающегося | цель игровых технологий – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске |
считаете ли Вы, что игровые технологии улучшают качество образовательного процесса? | по моему мнению, да, улучшают, так как позволяют наглядно и понятно изучать учебный материал | в целом да, рассматриваемые технологии оказывают положительное влияние на качество образовательного процесса | игровые технологии – это средство взаимодействия ребенка и педагога, а следовательно, они позволяют улучшить качество всего образовательного процесса |
может ли игра, по Вашему мнению, помочь школьнику осознать свои слабые стороны и проблемы в знаниях по определенной учебной дисциплине? | может, поскольку игровые технологии способствуют формированию у детей навыков самостоятельного мышления | да, так как рассматриваемая технология крайне положительно влияет на организацию преподавательской деятельности, а следовательно, усвоение учащимися знаний, умений и навыков | современные игровые технологии являются средством активизации мышления, а следовательно, они способствуют осознанию слабых сторон и проблем в знаний по определенной дисциплине |
Продолжение таблицы 3
Вопросы для интервью | Респондент 1 | Респондент 2 | Респондент 3 |
используете ли Вы в своей профессиональной деятельности игровые технологии? | да, активно используют данные технологии | да, использую | постепенно внедряю игровые технологии в свою профессиональную деятельность |
назовите, пожалуйста, несколько примеров игровых технологий, которые Вы активно используете в своей профессиональной деятельности? | методика командного и соревновательного взаимодействия для получения максимально хорошей оценки | деловые игры по различным темам | методика деловых игры и начальные навыки поиска решений на основе «мозгового штурма» |
Изучив данные таблицы 3, стоит отметить то, что педагогические работники начальной, средней и старшей школы, которые осуществляют свою деятельность знают особенности и специфику современных игровых технологий, при этом, активно их используют при организации, как урочной, так и внеурочной деятельности. По нашему мнению, подобная практика организации профессиональной деятельности, способствует существенному повышению качества образования, а следовательно, сформирует у обучающихся необходимые знания, умений и навыки по различным учебным дисциплинам.
Таким образом, подводя окончательный итог, стоит, стоит отметить то, что проведенное интервью с педагогическими работниками начальной, основной и старшей школы, которые осуществляют свою деятельность в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Горковская средняя общеобразовательная школа» позволяет сказать о том, что в рассматриваемой школе игровые технологии занимают важное место при построении образовательного процесса, а следовательно, их активное использование способствует формирование и активному развитию личности ребенка.
4 Исследование результатов анкетирования школьников, обучающихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Горковская средняя общеобразовательная школа»
На сегодняшний день, одним из наиболее эффективных методов определения потребности в проведении различных игр в образовательном процессе является анкетирование школьников.
В рамках данного исследования, была разработана анкета, на основе которой было проведено анкетирование школьников, которые проходят обучение в младшей, основной и старшей школы. Анкета, состоящая из 8 основных вопросов, наглядно представлена в приложении А.
Проведем анализ результатов анкетирования, с целью оценки уровня потребности школьников, обучающихся в школе , во внедрении игровых технологий.
На рисунке 1 представим результаты ответа на вопрос: «В каком классе ты учишься?».
Рисунок 1 – Результаты ответа на вопрос: «В каком классе ты учишься?», человек
Проанализировав данные рисунка 1, можем отметить то, что, в анкетировании приняли участие всего 60 человек, при этом, 20 школьников проходят обучение в младшей школе; 20 обучающихся – в основной школе; 20 детей – в старшей школе.
На рисунке 2 наглядно отражены результаты ответа на вопрос: «Нравится ли тебе обучение в школе?».
Рисунок 2 – Основные результаты ответа на вопрос: «Нравится ли тебе обучение в школе?», человек
Исследовав данные рисунка 2, необходимо сказать о том, что большей части респондентов (80 процентов) нравится обучение в школе и только 20 процентов обучающихся, которые принимали участие в анкетировании, отметили, что обучение в общеобразовательной школе не доставляет им никакого удовольствия.
На рисунке 3 представлены результаты ответа на вопрос: «Какие виды работ чаще всего используют учителя на уроках и во внеурочное время?».
Рисунок 3 – Ключевые результаты ответа на вопрос: «Какие виды работ чаще всего используют учителя на уроках и во внеурочное время?», человек
Исследовав данные рисунка 3, стоит отметить то, что в настоящее время, учителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Горковская средняя общеобразовательная школа» наиболее часто используют такие виды работ, как «работа с учебником» и «работа в тетради». При этом, стоит отметить то, что основные игровые формы обучения, а также диалоги между учителем и учениками, по мнению, респондентов, используются крайне редко.
На рисунке 4 представлены результаты ответа на вопрос: «Какие формы организации работы на уроке и во внеурочное время, тебе нравятся больше всего?».
Рисунок 4 – Основные результаты ответа на вопрос: «Какие формы организации работы на уроке и во внеурочное время, тебе нравятся больше всего?», человек
Проанализировав данные рисунка 4, стоит отметить то, что, большинству школьников, принявших участие в анкетировании, нравятся такие формы организации работы на уроке и во внеурочное время, как «игры» и «диалоги между учителем и учениками». Минимальному количеству респондентов нравятся методы организации работы на уроке и во внеурочное время в форме «работа с учебником», а также «работа в тетради».
На рисунке 5 представлены результаты ответа на вопрос: «Выполняешь ли ты все основные правила игры, используемой на уроке и во внеурочное время?».
Рисунок 5 – Основные результаты ответа на вопрос: «Выполняешь ли ты все основные правила игры, используемой на уроке и во внеурочное время?», человек
Исследовав данные рисунка 5, стоит отметить то, что 58 из 60 школьников, принявших участие в анкетировании, выполняют все основные правила игры, которая используется учителем на уроке и во внеурочное время. Только 2 обучающихся, ответили на рассматриваемый вопрос «стараюсь не выполнять».
На рисунке 6 наглядно представлены основные результаты ответа на вопрос: «Как часто учитель использует игры на уроках и во внеурочное время?».
Рисунок 6 – Результаты ответа на вопрос: «Как часто учитель использует игры на уроках и во внеурочное время?», человек
Проанализировав данные рисунка 6, стоит отметить то, что, большинство школьников отмечают о том, что учителя используют игры на уроках и во внеурочное время менее 1 раза в неделю или 1-2 раза в неделю (данные варианты ответов выбрали 30 и 20 респондентов соответственно). По мнению 7 обучающихся, принявших участие в анкетировании, учителя используют игры на уроках 2-3 раза в неделю, а 3 респондента считают, что рассматриваемые технологии применяются более 3 раз в неделю.
На рисунке 7 представлены результаты ответа на вопрос: «Считаешь ли ты, что учителям необходимо увеличивать частоту использования игр на уроках и во внеурочной деятельности?».
Рисунок 7 – Основные результаты ответа на вопрос «Считаешь ли ты, что учителям необходимо увеличивать частоту использования игр на уроках и во внеурочной деятельности?», человек
Изучив данные рисунка 7, стоит отметить то, что, по мнению, 57 школьников, принявших участие в анкетировании, учителям необходимо увеличить частоту использования игр на уроках и во внеурочной деятельности, поскольку они проводятся крайне редко в практической работе в школе. При этом, 3 респондента ответили на поставленный вопрос следующим образом «нет, используемых игр достаточно».
На рисунке 8 наглядно представлены результаты ответа на вопрос: «Насколько часто, по твоему мнению, учителю необходимо использовать игры на уроках и во внеурочной деятельности?».
Рисунок 8 – Ключевые результаты ответа на вопрос: «Насколько часто, по твоему мнению, учителю необходимо использовать игры на уроках и во внеурочной деятельности?», человек
Исследовав данные рисунка 8, стоит отметить то, что, по мнению обучающихся, оптимальной частотой использования учителями игр на уроках и во внеурочной деятельности является 3-4 и 4-5 раз в неделю (данные варианты ответов выбрали по 25 респондентов соответственно). Необходимо сказать о том, что 7 обучающихся, принявших участие в анкетировании считают, что оптимальной частотой использования рассматриваемой технологии обучения является «более 5 раз в неделю», а 3 человека при ответе на поставленный вопрос выбрали следующий вариант ответа: «2-3 раза в неделю».
Таким образом, подводя окончательный итог, стоит отметить то, что, по мнению школьников, в настоящее время, учителя не часто используют современные игровые технологии при организации урочной и внеурочной деятельности. При этом, практически все обучающиеся проявляют серьезную заинтересованность к рассматриваемом методу обучения, а следовательно, необходимо обеспечить комплексную работу по внедрению рассматриваемой методики в образовательную практику.
5 Оценка эффективности использования игровых технологий в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Горковская средняя общеобразовательная школа»
В настоящее время Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская средняя общеобразовательная школа» нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Горковская средняя общеобразовательная школа» в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.)[7].
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Таким образом, подводя окончательный итог, стоит отметить то, что, в целом, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Горковская средняя общеобразовательная школа» активно используются разнообразные современные игровые технологии, при этом, по нашему мнению, необходимо существенно увеличивать количество игровых технологий, используемых в процессе внеурочной деятельности. Данный вывод делается на основе того, что внеурочная деятельность позволяет обеспечить стабильное и рациональное развитие личности, а следовательно, ее активное заполнение приводит к стабильности развития ребенка в обществе.
6 Комплекс игровых технологий для организации школьников на перемене
Перемена представляет собой промежуток времени от 10 до 20 минут, направленный на смену вида деятельности у школьника. Смена видов деятельности – это «целесообразное чередование учителем в ходе всей учебной деятельности различных видов деятельности школьников, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения работоспособности и интереса учащихся»[8].
В ходе получения новых знаний в коре головного мозга развивается торможение, что в дальнейшем приводит к острому хроническому умственному утомлению у школьников. Наличие такого утомления мешает полноценному усвоению учебного материала, а также снижает мотивацию к обучению у всех обучающихся. Поэтому основное назначение перемены - дать эмоциональную и умственную разрядку для последующего улучшения восприятия новой информации. Физическая деятельность во время перемен способствует развитию двигательного режима школьников в борьбе с гиподинамией.
Перед учителями стоит вопрос эффективной здоровьесберегающей организации перемен для школьников. Поэтому им необходимо знать средства, методы и приемы организации досуга всех обучающихся.
Одной из методик организации перемен является использование упражнений с музыкальным сопровождением. Так, можно использовать простые формы танцевальных заданий и упражнений. Например, аэробика, ритмическая гимнастика с хлопками, танцевальные пародии, флешмобы, марафоны, а также импровизационные упражнения «Делай как я».
Следующей формой организации перемен являются массовые соревнования. При их организации следует иметь в виду несколько условий. Во-первых, важно принятие участия всех учащихся, чтобы создать командную атмосферу. Во-вторых, организация эмоционального подъема, что достигается путем конкуренции между командами, поощряющего приза для победившей команды. В-третьих, следование общепедагогическим принципам обучения, в частности принцип сознательности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации, динамичности и постепенности[9].
При организации массовых соревнований желательно включить упражнения с мячом, так как они направлены на развитие таких физических качеств, как ловкость, меткость и сила. Кроме того, упражнения с мячом развивают сенсорику, движение кистей и пальцев рук, активизируют кору головного мозга, речевые центры, способствуют восстановлению умственной работоспособности. Следующей формой организации соревнований является использование прыжков со скакалкой. При таких упражнениях усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Важную роль играют прыжки для развития прыгучести, ловкости, координационных способностей, так как выполнению таких упражнений требует согласованности движений рук и ног, амплитуды подпрыгивания, темпа и скорости.
Также можно внедрить упражнения с обручем, которые улучшают кровообращение, тонус сосудов, мышц, тренируют дыхательную систему, развивают вестибулярный аппарат, нормализуют проблемы с кишечником.
В состав упражнений на массовых соревнованиях для школьников можно включить игры в «классики» и «в резиночку». Такие игры развивают глазомер и координацию, позволяют тренировать равновесие, ловкость и внимательность. Они учат управлять своим поведением в соответствии с правилами.
При организации активного и подвижного отдыха школьников можно использовать различные способы для развития двигательной активности. Как показывает практика, высокую эффективность показывают те перемены, в которых реализуются подвижные игры.
По нашему мнению, практически все подвижные и спортивные игры, танцы выступают способом профилактики заболеваний и улучшения здоровья. Подвижные игры благоприятно воздействуют на самочувствие школьников. Выплеск накопившейся энергии во время перемены через физическую активность способствует развитию внимания, концентрации на занятиях.
При организации подвижных игр в школе следует четко обозначить педагогические задачи тех или иных игр, учитывать физическую подготовку учащихся, особенности региона, состояние материально-технической базы школ[10].
Включение игр в перемены начальной школы помогают отрегулировать и сбалансировать время учебной деятельности и время отдыха и восстановления. Подвижные игры рассматриваются как оздоровительная форма физического воспитания и выступают составным компонентом двигательной активности школьников в течение всего дня.
Большую потребность в подвижных играх испытывают те школьники, которые нуждаются в постоянной активности, движении, не могут усидеть на месте. Если же в классе есть школьники со специальной медицинской группой здоровья, то они могут принимать участие в подвижных играх с минимальной нагрузкой. Активные перемены, особенно в начальной школе, оказывают влияние на работоспособность школьников на занятиях. При нехватке физической активности ухудшается как концентрация и внимательности, так и состояние здоровья всех обучающихся.
При организации игр на подвижных переменах для школьников необходимо учитывать следующие аспекты:
1) «интенсивность игры – наиболее эффективными играми на переменах являются игры малой («Кто подходил?», «Под хлопки», «Найди предмет», «Что изменилось?», «Руки соседа», «Не урони палку» и др.) и средней интенсивности («Делай этак, делай так», «День и ночь», «Карусель», «Попрыгунчики-воробушки», «Пустое место», «Второй лишний» и др);
2) добровольное участие в игре – нельзя заставлять учащихся участвовать в игре, так как для каждого ребенка характерен свой способ восстановления сил;
3) подготовка к проведению игр – знание подвижных игр учителями и ученическим активом. Также учитель должен уделить внимание методике их проведения и в целом методике организации активного отдыха;
4) организационные моменты игры. В начале перемены называется знакомая игра, распределяются роли играющих, и дети несколько раз играют в нее. Непременным условием каждой игры должно быть подведение ее результатов;
5) введение новых игр – новую игру коротко объясняют, дети делятся на команды или распределяют роли в игре, и игра апробируется;
6) речевые фразы при организации подвижных перемен – лучше использовать товарищескую форму общения, где учитывается интерес играющих, употребляется форма совета, предлагаются игры на выбор школьников, например: «В какую игру вы хотите поиграть сегодня?», или «Давайте поиграем в игру...», или «Знаете ли вы игру...?»;
7) «Стоп игра!» – чтобы уроки начинались вовремя, все мероприятия, проводимые на переменах, заканчиваются за 2-3 мин до звонка»[11].
Итак, главная задача динамических игровых перемен – релаксация и оздоровление учащихся начальных классов. При организации перемен в начальной школе необходимо соблюдать некоторые условия: использовать разнообразное содержание (можно применять игры, загадки, скороговорки, движения под музыку); активная часть динамической перемены должна быть не более чем 10 минут; игры не должны носить конфликтный характер и вызывать азарт; участие в играх на переменах должно быть добровольным; педагогам стоить помнить об оптимальности двигательной нагрузки (то есть необходимо чередовать виды игровой деятельности, чтобы дети не уставали); игры следует заканчивать за 2-3 минуты до звонка на урок.
Таким образом, во время перемен ученики начальных классов отдыхают от умственной деятельности. В ходе уроков дети утомляются от длительной неподвижности, ограничении двигательной активности и неинтересной работы, а чередование умственной работы с физической, содействует восстановлению функционального состояния нервной системы. Одним из эффективных методов организации перемен в начальной школе считается использование подвижных игр, направленных на сохранение здоровья, поддержания работоспособности, необходимой двигательной активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская игра — исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Значение технологии игры невозможно переоценить. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчестве.
При грамотном использовании игры на уроках, помимо специальных образовательных целей игровые технологии помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.
Основываясь на опыте использования игры в обучении, можно сказать, что реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения обеспечивается наполнением этого урока специфическим содержанием, выбором форм, методов и средств, адекватных поставленной задаче культуры читательской деятельности обучающихся[12].
В рамках рассматриваемой работы было проведено исследование специфики использования современных игровых технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Горковская средняя общеобразовательная школа». По результатам проведенной работы было установлено то, что в рассматриваемой образовательной организации, учителями используются дидактические игры, однако, частота их использования не является оптимальной.
Таким образом, для обеспечения стабильного и рационального развития современной системы образования в целом, и применительно к деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Горковская средняя общеобразовательная школа», необходимо активно внедрять и использовать инновационные образовательные технологии, которые позволят обеспечить стабильность развития личности детей и формирование у них необходимых знаний, умений и навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Артюхова, Т. Ю. Психология и педагогика саморазвития студентов высшей школы : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Артюхова, О. А. Козырева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 229 с.
- Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 315 с.
- Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – 2-е изд., доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 410 с.
- Дубровина, И. В. Методика преподавания психологии в высшей школе : учебник для вузов / И. В. Дубровина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 213 с.
- Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учебное пособие для вузов / М. Н. Дудина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 151 с.
- Исаев, И. Ф. Педагогика высшей школы: кураторство студенческой группы : учебное пособие для вузов / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 365 с.
- Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 151 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 711 с.
- Крившенко, Л. П. Психология и педагогика в высшей школе : учебник для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина, Е. Л. Буслаева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 454 с.
- Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 262 с.
- Овчинникова, К. Р. Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : учебное пособие / К. Р. Овчинникова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 148 с.
- Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе : учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 352 с.
- Столь, А. В. Педагогика высшей школы: современные методики обучения за рубежом : учебное пособие для вузов / А. В. Столь. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 180 с.
- Таратухина, Ю. В. Педагогика высшей школы в современном мире : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 217 с.
- Шокорова, Л. В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в высшем образовании : учебное пособие для вузов / Л. В. Шокорова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 122 с.
- Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя Общеобразовательная школа № 30» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--30--5cd3cecmmf8a4e.xn--p1ai/ . Дата обращения: 25 апреля 2022 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета
Мы проводим исследование, направленное на оценку эффективности использования игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности. Просим тебя уделить немного времени и заполнить анкету.
Вопрос № 1. В каком классе ты учишься?
- 1-4 классы;
- 5-9 классы;
- 10-11 классы.
Вопрос № 2. Нравится ли тебе обучение в школе?
- да, нравится;
- нет, не нравится.
Вопрос № 3. Какие виды работ чаще всего используют учителя на уроках и во внеурочное время?
- работа с учебником;
- работа в тетради;
- игры;
- диалоги между учителем и учениками.
Вопрос № 4. Какие формы организации работы на уроке и во внеурочное время, тебе нравятся больше всего?
- работа с учебником;
- работа в тетради;
- игры;
- диалоги между учителем и учениками.
Вопрос № 5. Выполняешь ли ты все основные правила игры, используемой на уроке и во внеурочное время?
- да, выполняю;
- стараюсь не выполнять.
Вопрос № 6. Как часто учитель использует игры на уроках и во внеурочное время?
- менее 1 раза в неделю;
- 1-2 раза в неделю;
- 2-3 раза в неделю;
- более 3 раз в неделю
Вопрос № 7. Считаешь ли ты, что учителям необходимо увеличивать частоту использования игр на уроках и во внеурочной деятельности?
- да, так как игры используются крайне редко;
- нет, используемых игр достаточно;
Вопрос № 8. Насколько часто, по твоему мнению, учителю необходимо использовать игры на уроках и во внеурочной деятельности?
- 2-3 раза в неделю;
- 3-4 раза в неделю;
- 4-5 раз в неделю;
- более 5 раз в неделю.
Благодарим за заполнение анкеты!
[1] Артюхова, Т. Ю. Психология и педагогика саморазвития студентов высшей школы : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Артюхова, О. А. Козырева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 76.
[3] Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – 2-е изд., доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 255.
[4] Дубровина, И. В. Методика преподавания психологии в высшей школе : учебник для вузов / И. В. Дубровина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 67.
[5] Исаев, И. Ф. Педагогика высшей школы: кураторство студенческой группы : учебное пособие для вузов / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 290.
[6] Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 89.
[7] Крившенко, Л. П. Психология и педагогика в высшей школе : учебник для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина, Е. Л. Буслаева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 286.
[8] Овчинникова, К. Р. Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : учебное пособие / К. Р. Овчинникова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 76.
[9] Таратухина, Ю. В. Педагогика высшей школы в современном мире : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 118.
[10] Овчинникова, К. Р. Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : учебное пособие / К. Р. Овчинникова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 98.
[11] Шокорова, Л. В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в высшем образовании : учебное пособие для вузов / Л. В. Шокорова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – С. 54.
[12] Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – С. 98.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время особое внимание педагогов уделяется развитию творческой активности и познавательного интереса у школьников к учебным предметам. Именно активное использование игровых технологий способствует развитию личности и формированию у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по различным образовательным предметам.
Цель педагогического проекта Целью педагогического проекта является научное исследование особенностей использования игровых технологий при организации урочной и внеурочной деятельности в образовательной организации (на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Горковская средняя общеобразовательная школа» )
Задачи педагогического проекта
Объект и предмет исследования
Теоретические аспекты использования игровых технологий в образовательном процессе
Протокол наблюдения за проведением игры по теме: «Математическое лото» Критерии Низкий уровень проявления Средний уровень проявления Высокий уровень проявления - заинтересованность детей во время игровой деятельности 10 70 20 - соблюдение правил игры 5 50 45 - наличие положительных вербальных средств коммуникации с участниками игры 5 70 25 - саморегуляция 10 50 40 - помощь другим 0 50 50 - фантазия и творчество 0 40 60
Протокол наблюдения за проведением игры по теме: «Завлеки меня походкой» Критерии Низкий уровень проявления Средний уровень проявления Высокий уровень проявления - заинтересованность детей во время игровой деятельности 5 50 45 - соблюдение правил игры 0 40 60 - наличие положительных вербальных средств коммуникации с участниками игры 0 30 70 - саморегуляция 0 55 45 - помощь другим 0 60 40 - фантазия и творчество 0 70 30
Результаты интервью с педагогами Вопросы для интервью Респондент 1 Респондент 2 Респондент 3 - педагогическим работником школы, какого уровня (начальной, основной или старшей) Вы являетесь? учитель начальных классов учитель в основной школе учитель в старшей школе - каков Ваш педагогический стаж? 25 18 22 - слышали ли Вы что-то про игровые технологии в педагогическом процессе (варианты ответа: да или нет)? да, слышала слышала да, слышала
Результаты интервью с педагогами Вопросы для интервью Респондент 1 Респондент 2 Респондент 3 - как, по Вашему мнению, следует определять понятие «игротехнологии»? игровые технологии – это группа современных методов, которые позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. современные игровые технологии представляют собой комплекс приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр - каковы основные цели использования игровых технологий на уроках и во внеурочное время? по моему мнению, основной целью использования игровых технологий в педагогике является улучшение качества образования и формирование у детей новых знаний ключевой целью игровых технологий является активное развитие образовательного и воспитательного процесса для обеспечения стабильности личности обучающегося цель игровых технологий – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске
Результаты интервью с педагогами Вопросы для интервью Респондент 1 Респондент 2 Респондент 3 считаете ли Вы, что игровые технологии улучшают качество образовательного процесса? по моему мнению, да, улучшают, так как позволяют наглядно и понятно изучать учебный материал в целом да, рассматриваемые технологии оказывают положительное влияние на качество образовательного процесса игровые технологии – это средство взаимодействия ребенка и педагога, а следовательно, они позволяют улучшить качество всего образовательного процесса может ли игра, по Вашему мнению, помочь школьнику осознать свои слабые стороны и проблемы в знаниях по определенной учебной дисциплине? может, поскольку игровые технологии способствуют формированию у детей навыков самостоятельного мышления да, так как рассматриваемая технология крайне положительно влияет на организацию преподавательской деятельности, а следовательно, усвоение учащимися знаний, умений и навыков современные игровые технологии являются средством активизации мышления, а следовательно, они способствуют осознанию слабых сторон и проблем в знаний по определенной дисциплине
Результаты интервью с педагогами Вопросы для интервью Респондент 1 Респондент 2 Респондент 3 используете ли Вы в своей профессиональной деятельности игровые технологии? да, активно используют данные технологии да, использую постепенно внедряю игровые технологии в свою профессиональную деятельность назовите, пожалуйста, несколько примеров игровых технологий, которые Вы активно используете в своей профессиональной деятельности? методика командного и соревновательного взаимодействия для получения максимально хорошей оценки деловые игры по различным темам методика деловых игры и начальные навыки поиска решений на основе «мозгового штурма»
Результаты анкетирования школьников Рисунок 1 – Результаты ответа на вопрос: «В каком классе ты учишься?», человек Рисунок 2 – Основные результаты ответа на вопрос: «Нравится ли тебе обучение в школе?», человек Рисунок 3 – Ключевые результаты ответа на вопрос: «Какие виды работ чаще всего используют учителя на уроках и во внеурочное время?», человек
Результаты анкетирования школьников Рисунок 5 – Основные результаты ответа на вопрос: «Выполняешь ли ты все основные правила игры, используемой на уроке и во внеурочное время?», человек Рисунок 6 – Результаты ответа на вопрос: «Как часто учитель использует игры на уроках и во внеурочное время?», человек Рисунок 4 – Основные результаты ответа на вопрос: «Какие формы организации работы на уроке и во внеурочное время, тебе нравятся больше всего?», человек
Результаты анкетирования школьников Рисунок 7 – Основные результаты ответа на вопрос «Считаешь ли ты, что учителям необходимо увеличивать частоту использования игр на уроках и во внеурочной деятельности?», человек Рисунок 8 – Ключевые результаты ответа на вопрос: «Насколько часто, по твоему мнению, учителю необходимо использовать игры на уроках и во внеурочной деятельности?», человек
Оценка эффективности использования игровых технологий В МБОУ Горковской СОШ активно используются разнообразные современные игровые технологии, при этом, по нашему мнению, необходимо существенно увеличивать количество игровых технологий, используемых в процессе внеурочной деятельности. Данный вывод делается на основе того, что внеурочная деятельность позволяет обеспечить стабильное и рациональное развитие личности, а следовательно, ее активное заполнение приводит к стабильности развития ребенка в обществе.
Комплекс игровых технологий для организации школьников на перемене
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровой технологии на уроке по дисциплине обществознание тема " Человек и его деятельность"
Урок " Человек и его деятельность" проведен на начальном этапе изучения дисциплины "Обществознание". Идея данного урока заключается в возможности актуализировать прежние знания,умения,навы...
Доклад на педагогической мастерской по теме: "«Использование квест - технологии для закрепления и контроля знаний обучающихся по дисциплине «Экономика»
Рассмотрены варианты квестов, правила их построения...
Доклад на педагогической мастерской по теме: «Использование квест - технологии для закрепления и контроля знаний обучающихся по дисциплине «Экономика»
Рассмотрены виды квестов и их преимущества....
Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе
quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...
Статья "Использование игровых технологий в преподавании МДК теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников у студентов СПО"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ СПО"...
Использование игровых технологий в организации урочной деятельности на уроках АФК
Адаптивная физическая культура дает возможность применять различные методы, средства и технологии на уроках. Одной из таких технологий, является — игровая....
Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках учебной практики"
Использование игровых технологий на уроках учебной практики...