МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности по специальностям 33.02.01 Фармация, 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика базовая подготовка
методическая разработка
Данное пособие «Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУД.06 «Основы безопасности жизнедеятельности» предлагается в помощь студентам для выполнения заданий самостоятельных работ предусмотренных рабочей программой. Методическое пособие поможет и позволит студентам:
- получить полный перечень заданий всех самостоятельных работ по «Основам безопасности жизнедеятельности»;
- ознакомиться с методикой и ходом выполнения самостоятельных работ;
- ознакомиться с перечнем тем индивидуальных заданий и проектов;
- выбрать одну из тем индивидуальных заданий и проектов для исследования;
-подобрать источники для конспектирования теоретических вопросов, составления схем, таблиц, рисунков и др.
Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической, периодической, научно-технической литературой и нормативной документацией, необходимыми для углубленного изучения «Основы безопасности жизнедеятельности», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_vypolneniyu_vneauditornoy_samostoyatelnoy_raboty.docx | 70.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности
по специальностям 33.02.01 Фармация, 34.02.01. Сестринское дело,
31.02.03 Лабораторная диагностика
базовая подготовка
Разработал преподаватель:
Сучкова Е.В.
г. Нижний Новгород, 2022
1. Пояснительная записка
Данное пособие «Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОУД.06 «Основы безопасности жизнедеятельности» предлагается в помощь студентам для выполнения заданий самостоятельных работ предусмотренных рабочей программой. Методическое пособие поможет и позволит студентам:
- получить полный перечень заданий всех самостоятельных работ по «Основам безопасности жизнедеятельности»;
- ознакомиться с методикой и ходом выполнения самостоятельных работ;
- ознакомиться с перечнем тем индивидуальных заданий и проектов;
- выбрать одну из тем индивидуальных заданий и проектов для исследования;
-подобрать источники для конспектирования теоретических вопросов, составления схем, таблиц, рисунков и др.
Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической, периодической, научно-технической литературой и нормативной документацией, необходимыми для углубленного изучения «Основы безопасности жизнедеятельности», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации.
Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:
—овладение знаниями;
—наработка профессиональных навыков;
—приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;
—развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности студентов. Самостоятельная работа студентов по Основам безопасности жизнедеятельности обеспечивает:
- закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических занятий;
- формирование навыков работы с периодической, научно-исследовательской литературой и нормативной документаций.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.
Данное пособие «Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по Основам безопасности жизнедеятельности предлагается в помощь студентам для выполнения заданий самостоятельных работ предусмотренных рабочей программой по Основам безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие поможет и позволит студентам:
- получить полный перечень заданий всех самостоятельных работ по Основы безопасности жизнедеятельности;
- ознакомиться с методикой и ходом выполнения самостоятельных работ;
- ознакомиться с перечнем тем индивидуальных заданий и проектов;
- выбрать одну из тем индивидуальных заданий и проектов, рефератов для исследования;
- структурировать самостоятельную работу;
-подобрать источники для конспектирования теоретических вопросов, составления схем, таблиц, рисунков и др.
Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентностной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы у студентов.
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов самостоя-тельная учебная работа | Задание для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студента |
Раздел 1 | Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | 8 |
|
Раздел 2 | Государственная система обеспечения безопасности населения | 8 |
|
Раздел 3 | Основы обороны государства и воинская обязанность | 9 |
|
Раздел 4 | Основы медицинских знаний | 9 |
|
Инструкции для студентов по выполнению заданий для самостоятельной работы:
Методические рекомендации по составлению конспекта
- Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
- Выделите главное, составьте план;
- Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
- Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
- Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
Критерии оценки
Оценка "отлично" - полнота использования учебного материала. Объем конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
Оценка "хорошо" - использование учебного материала не полное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.
Оценка "удовлетворительно" - использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один навыками конспектирования требует от учащегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Оценка "неудовлетворительно" - использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.
Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является
индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Наименование частей реферата | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Содержание (с указанием страниц) | 1 |
Введение | 1 |
Основная часть | 5 - 7 |
Заключение | 1 |
Список использованных источников | 1 |
Приложения | Без ограничений |
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать.
Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы...», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
- на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
- размер шрифта-12; TiшesNewRoman, цвет - черный
- междустрочный интервал - одинарный
- поля на странице — размер левого поля — 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
- отформатировано по ширине листа
- на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
- в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
- нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
- законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
- специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
- статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или гpyппa авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на
«неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Общие требования к презентации:
- Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
- Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; название учебного заведения, где обучается автор проекта.
- Следующим слайдом должны быть цели и задачи исследования.
- Далее следует разместить содержание исследовательской работы и полученные результаты исследования.
- При создании презентации необходимо учитывать сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
- последними слайдами презентации должен быть список используемых информационных ресурсов.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
- Планирование презентации:
1. Определение целей.
2. Определение основной идеи презентации.
3. Подбор дополнительной информации.
4. Планирование выступления.
5. Создание структуры презентации.
6. Проверка логики подачи материала.
7. Подготовка заключения.
- Разработка презентации – подготовка слайдов презентации, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
- Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
- Стиль
- Соблюдайте единый стиль оформления
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
- Фон
- Для фона предпочтительны холодные тона
- Использование цвета
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
- Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
- Анимационные эффекты
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
- Содержание информации
- Используйте короткие слова и предложения.
- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
- Расположение информации на странице
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
- Шрифты
- Для заголовков – не менее 24.
- Для информации не менее 18.
- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
- Следует использовать: рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
- Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
Критерии оценки презентации
критерии | показатели |
1. структура макс – 10 баллов | - количество слайдов соответствует содержанию и времени выступления (10 слайдов – 7 минут) |
2.текст на слайдах - 5 баллов | - выполнен шрифтом не менее 20 – 24 кегля; - написан грамотно, без ошибок; - представляет собой опорный конспект. |
3.наглядность - 10 баллов | - иллюстрации хорошего качества; - не отвлекают от содержания; |
4.дизайн и настройка – 10 баллов | - оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию; - один шаблон оформления; - презентация не перегружена эффектами |
5.содержание – 5 баллов | - презентация отражает все этапы работы. |
Нормы оценивания:
36 – 40 баллов – оценка «Отлично»
31 – 35 баллов – оценка «Хорошо»
25 – 30 баллов – оценка «Удовлетворительно»
Презентация отправляется на доработку, если обучающийся набрал – менее 25 баллов
Методические рекомендации при составлении кроссворда
- В кроссворде должно быть использовано 10 - 25 слов.
- Структура кроссворда:
- титульный лист;
- схема кроссворда;
- вопросы;
-правильные ответы.
3. Правила оформления:
- кроссворд может быть написан от руки или набран на компьютере через 1 интервал на одной стороне стандартного листа белой бумаги;
- Необходимо строго соблюдать поля: левое - 30 мм, нижнее – 20 мм,
верхнее – 20 мм, правое – 15 мм.
- Кроссворд может быть сделан как в электронном варианте формата Excel, так и на бумажном носителе
4. Критерии оценивания Кроссвордов:
- Объем, количество слов – 2 балла
- Актуальность оформления – 2 балла
- Форма, тип кроссворда – 1 балл
- Способ презентации (письменный вариант, печатный вариант, электронная презентация) – 1 балл
- Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны) – 2 балла
- Информативная точность и достоверность фактов – 1 балл
- Орфографическая правильность – 2 балла
- Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – 2 балла
- Фамилия Имя, № группы, выполнившего кроссворд – 1 балл
- Ключи к кроссворду -2 балла
5. Нормы оценивания:
16 – 14 баллов – оценка «Отлично»
13,5 – 11 баллов – оценка «Хорошо»
10,5 – 8 баллов – оценка «Удовлетворительно»
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления — не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления...», «Модель развития...», «Система управления...», «Методика выявления...» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей — вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи — либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значения, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением.
Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края")
Поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и спустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
- Вызывает ли мое выступление интерес?
- Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
- Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что и знаки препинания в письменной.
После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории — это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей.
Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта
Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.
Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. (теоретическая часть, полное наименование главы)
2. (практическая часть, полное наименование главы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список информационных источников
Приложения
Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав.
Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.
Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.
На титульном лист индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя.
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 2).
Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:
- актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;
- цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;
- предмет исследования - конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.;
- объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;
- период исследования – указываются временные рамки;
- теоретическая основа – труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;
- информационная база – обзор использованных законодательных и нормативных актов и т.п.;
- объем и структура индивидуального проекта – композиционный состав - введение, количество глав, заключение, число использованных информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.
Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы параграфов.
Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.
Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета.
Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования.
Заключение. Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.
Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 3).
Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.
В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.
Оформление индивидуального проекта
Индивидуальный проект, должен быть надлежащим образом оформлен (таблица 1). Все листы проекта и приложения следуют переплести. Индивидуальный проект структурируется следующим образом:
- Титульный лист (Приложение 4).
- Содержание
- Содержательная часть работы
- Приложения
Таблица 1- Требования к оформлению индивидуального проекта
Критерии оценки индивидуального проекта
Защита индивидуального проекта заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется:
- работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
- имеет положительные отзывы руководителя;
- при защите работы обучающийся показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется:
- носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;
- имеет положительный отзыв руководителя;
- при защите обучающийся показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется:
- носит практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;
- в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;
- при защите обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
Информационное обеспечение
Основные источники:
- Барабанщиков А.В., .Корочкин Б.П. Научно – педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы// Организация и методика самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведённой 16-17 мая 2020г. В г. Новосибирске. – М.: 2019.
- Белоновская, И. Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста И.Д. Белоновская. — М.: Дом педагогики, 2021.
- Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2019.
- Бури, Н.М. Сборник нормативных, методических и рекомендательных документов по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения, экстернату и дистанционному обучению в среднем профессиональном образовании / Н.М. Бури, В.Д. Федоров. - М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2019, 305 с.
- Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тезисы докладов Всерос. науч.-метод. конференция. Волгоград: ГТУ, 2021 С. 6
- Давыдова Н.С. О качестве методического сопровождения учебных
дисциплин и современных методах оценивания учебных достижений.
материалы Российской научно-практической конференции. - М.: 2010 - Основы безопасности жизнедеятельности. Сбор ник нормативных документов Министерства образования Российской Федерации / сост. Э. Д. Днепров,A. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2021.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник нормативных и правовых документов по основам военной службы / сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. П. Фролов. — М.: НЦ ЭНАС, 2021.
- Тетушкина, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / авт.-сост. Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2019.
Интернет-ресурсы:
1. www.bezzhd.ru – Безопасность жизнедеятельности
Используемая литература:
- ФГОС среднего (полного) образования [электронный ресурс]//http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
- Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования России от 29.12 2020 г. №16-52 [электронный ресурс]//http://news-city.info/akty/prawila-44/tekst-fz-pravitelstvo-russia.htm
- Нормативные требования к организации самостоятельной работы при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения [электронный ресурс]// http://ogk.edu.ru/sites/all/files/materialy_vystupleniya.pdf
- Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов (общие положения) [электронный ресурс]//reaviz.ru›content_files/file_uploads/ovsrs.doc
- Самостоятельная внеаудиторная работа как один из компонентов речевого развития студентов техникума (из опыта работы) [электронный ресурс]// http://do.gendocs.ru/docs/index-245296.html
- Хомина, О.Н. Организация внеаудиторной самостоятельной обучающихся при переходе на ФГОС [электронный ресурс] //http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/organizaciya-vneauditornoy-samostoyatelnoy-raboty
- nsportal.ru›Школа›Общепедагогические технологии›…-vneauditornoy
- rsuh.ru›upload/main…Samostojatelnaja rabota…
- tatiana.lact.ru›metodicheskaya-rabota/page/3
- gounpopu6.ru›index.php…
- energy.integral-geo.ru›files/for_seminar_03-2.pdf
Приложение 1
Министерство здравоохранения Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Нижегородской области
«Нижегородский медицинский колледж»
(ГБПОУ НО НМК)
33.02.01 Фармация
РЕФЕРАТ
по дисциплине ОУД.06
Основы безопасности жизнедеятельности
на тему «____________________________________»
Работу выполнил студент
группы 201 – I Ф
Иванов Петр
Работу проверил
преподаватель Петрова М.А.
г. Н. Новгород, 2022 г
Приложение 2
Примерная тематика индивидуальных проектов
(на выбор студента):
- Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
- Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
- Табакокурение и его влияние на здоровье.
- Наркотики и их пагубное воздействие на организм
- Компьютерные игры и их влияние на организм человека
- Терроризм как основная социальная опасность современности.
- Современные средства поражения и их поражающие факторы.
- Оповещение и информирование населения об опасности.
- Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
- МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
- Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Символы воинской чести.
- Дни воинской славы России.
- Города-герои Российской Федерации.
- Города воинской славы Российской Федерации.
- Профилактика инфекционных заболеваний.
- Первая помощь при острой сердечной недостаточности.
- Оказание первой помощи при бытовых травмах.
Приложение 3
Образец оформления содержания индивидуального проекта по теме «Влияние гаджетов на здоровье подростков»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………..2
1. Теоретическая часть
1. 1. Понятие «гаджеты», разновидности, функции……………………………5
1. 2. Влияние гаджетов на здоровье………………………………………………8
1. 3. Причины формирования зависимости и признаки зависимости от мобильных устройств. ……………………………………………………………………11
2. Практическая часть ………………………………………………………. 17
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...........24
Приложение 4
Образец оформления списка информационных источников
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
. Буклеты: В сетях у паути; Муха во всемирной паутине/состав. Библиотека им. С. Маршака. – 2021
2. Журнал «Геоленок»//№ 7-8 - 2020
3. Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера? И что с ним потом делать? – М. «София», 2019
Используемые Интернет-ресурсы
- https://readrate.com/rus/books/tsifrovoy-ili-brevis-est» 2020
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаджет
- htpp://ru.wikipedia.org/wiki/История_персональных_компьютеров
- http://www.syl.ru/article/112513/ponyatie-gadjetyi---chto-eto-takoe
- http://kak-bog.ru/kto-pridumal-kompyuter
- http://www.laptopvideo.ru/history/10-istoriya-noutbukov.html
- https://geektimes.ru/post/252244/Статистика использования гаджетов детьмис и подростками в разных странах мира
Приложение 5
Министерство здравоохранения Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Нижегородской области
«Нижегородский медицинский колледж»
(ГБПОУ НО НМК)
33.02.01 Фармация
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине ОУД.06
Основы безопасности жизнедеятельности
на тему «____________________________________»
Работу выполнил студент
группы 201 – I Ф
Иванов Петр
Работу проверил
преподаватель Петрова М.А.
__________«___»____________202__г.
(дата)
г. Н. Новгород, 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Структура данного пособия включает следующие разделы:− Система органов дыхания;− Пищеварительная система;−...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Энергосбережение технологических процессов"
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.08 «Энергосбережение технологических процессов», разработанной на основе Федерального государственного об...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
Данные методрекомендации для внеаудиторной работы предназначены для студентов 2- 3 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)"...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский...
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга для студентов специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией
Методические рекомендации предназначены для обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Основы латинского языка с медицинской тер...