МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное профессиональное
общеобразовательное учреждение
«Алексеевский агротехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО
г. Алексеевка, 2021 г.
Составители: Николаева Е.М., Хохлова Е.Ф., преподаватели ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
Пояснительная записка
В начале ХХI века экологическая ситуация в мире, в том числе и в нашей стране, ухудшается. Человечество подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать самому его существованию. Возникшая экологическая ситуация касается каждого из нас, и только совместное участие в решении проблем поможет остановить неизбежное. Большую роль здесь играет экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Целью экологического образования является формирование нового мировоззрения и образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой, для преодоления кризиса окружающей среды и создания благоприятных условий устойчивого развития.
Курс «Экологические основы природопользования» призван обеспечить знания и умения студентов средних профессиональных учебных заведений в области взаимодействия и взаимосвязи человека со средой своего обитания.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» связывает между собой естественные и общественные дисциплины, так как решение задач по совершенствованию взаимодействия природы и общества имеет социальные, экономические, географические, технологические, медицинские, эстетические и другие аспекты. Таким образом, это интегрированный курс, который строится на знаниях основ экологии и общих экологических законов и связан с биологией, физикой, химией, геологией, географией, математикой, экономикой, а так же права и законах морали.
В ходе изучения курса «Экологические основы природопользования», студенты должны иметь представление:
- об особенностях взаимодействия общества и природы;
- об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
- о природных ресурсах и мониторинге окружающей среды
- о принципах и методах рационального природопользования;
- об экологическом регулировании и прогнозировании последствий природопользования
- о международном сотрудничестве в области природопользования и охраны окружающей среды.
Должны знать:
- основные компоненты экологической культуры и экологического образования,
- правовые вопросы экологической безопасности;
- охраняемые природные территории;
- экологические проблемы родного края.
Уметь:
- анализировать принципы рационально природопользования;
- давать оценку проблемам окружающей природной среды родного края;
- применять знания экологических правил и законов при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- применять полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.
При изучении учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предусмотрены лекционно-семинарские занятия, деловые игры, разбор производственных ситуаций, дискуссии по актуальным вопросам экологии и самостоятельная работа студентов с справочными материалами и другой дополнительной литературой.
В данном пособии подобраны задания для самостоятельного обязательного выполнения студентами. Для контроля знаний представлены экзаменационные вопросы и контрольный тест.
Методические указания предусмотрены для студентов специальностей техникума и являются частью учебно–методического комплекса по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования».
Оглавление
Стр.
Введение. Экологические основы природопользования. | 6 |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | 7 |
Раздел 2. Взаимодействие общества и природы. | 8 |
Тема 2.1. Взаимодействие природы и общества в историческом развитии человечества. | 8 |
Тема 2.2. Антропогенное воздействие на природные экосистемы. | 9 |
Тема 2.3. Современное состояние природных систем Земли. | 11 |
Раздел 3. Природопользование (ПП) как сфера общественно-производственной деятельности человека. | 12 |
Тема 3.1. Сущность природопользования. Рациональное природопользование, его принципы и методы. | 12 |
Тема 3.2. Природные ресурсы, их классификация. Природно-ресурсный потенциал. | 13 |
Тема 3.3. Размещение производства и проблема отходов. | 14 |
Раздел 4. Экологический мониторинг. | 15 |
Тема 4.1.Сущность и виды экологического мониторинга | 15 |
Тема 4.2. Критерии оценки состояния окружающей природной среды. | 16 |
Раздел 5. Экологические основы охраны природы | 20 |
Тема 5.1. Правовые и социальные вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования. | 20 |
Тема 5.2. Особо охраняемые природные территории. | 22 |
Тема 5.3. Международное сотрудничество в области ПП и охраны окружающей среды. | 23 |
Тема 5.4. Концепция устойчивого развития. | 24 |
Вопросы к дифференцированному зачету | 25 |
Пробный контрольный тест | 26 |
Литература | 30 |
Введение. Основы экологических знаний
Студент должен знать: роль экологических знаний для человека и значение изучения данной дисциплины;
уметь: находить связи данной дисциплины с другими дисциплинами и научными областями.
Основные термины и понятия:
«Экология» (греч. «ойкос» - жилище, дом; «логос» - наука) - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
«Природопользование» - это прикладное направление социальной экологии, изучающее
- деятельность человека, направленную на удовлетворение своих потребностей за счет сил и явлений природы;
- совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов;
- воздействие человека на природу в процессе ёе хозяйственного использования •
Методические указания
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов - той базы, на которых живет и развивается человеческое общество.
С увеличением численности населения в мире в XX веке резко возросли потребности человечества и, как следствие усилилось давления на окружающую среду, выражающееся в истощении природных ресурсов, в загрязнении окружающей среды. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества.
В связи с этим экологическое образование занимает весомое место в достижении данной цели.
При рассмотрении темы определите предмет, объект, цель, и задачи дисциплины «Экологические основы природопользования». Выявите отрасли экологии являющиеся основой природопользования, как прикладного направления социальной экологии, отразите связь с другими науками.
Задание 1
1. Ответьте на вопрос: Какое значение экологических знаний для человечества в целом и для представителей вашей специальности?
2. Заполните:
- Экологические основы природопользования -
- Цели дисциплины -
- Предмет изучения дисциплины -
- Задачи дисциплины -
- Основные отрасли экологии, на которых базируется природопользование -
- Связь с другими науками -
Рекомендуемая литература:
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. |Экологические основы природопользования. — М., 2005 г.
2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М.,2011.
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
Студент должен
знать: основные экологические понятия и законы;
уметь: ориентироваться в экологических терминах и законах и соотносить их с жизнью.
Основные экологические понятия: биосфера, биоценоз, популяция, биотический фактор среды, биогеоценоз, абиотический фактор среды, экологическая ниша, толерантность, экосистема, экологический фактор, ноосфера, антропогенный фактор среды, экологическое равновесие, устойчивое развитие.
Основные правила и законы экологии и природопользования: Законы Барри Коммонера, правило взаимоприспособленности, правило викариата, правило внутренней непротиворечивости, правило «максимального давления жизни», правило пищевой корреляции, правило соответствия условий среды генетической предопределенности организма; закон необратимости эволюции, закон биогенной миграции атомов, закон вектора развития, закон гомологических рядов, закон константности, закон максимизации энергии, закон максимума, закон минимума, закон толерантности.
Методические указания
Изучение дисциплины строите на знании основных экологических понятий, правил и законов природопользования.
Необходимо установить, какие вмешательства человека в природу являются допустимыми, а какие разрушительными.
Знание правил и законов экологии и природопользования и их применение в практической деятельности человека позволят оптимизировать и гармонизировать отношения человеческого общества с природной средой.
Задание 2: «Составьте пару»
Ниже перечислены определения основных с экологических понятий. Подберите к данным определениям подходящие понятия:
1. ________________________ - группа организмов, относящихся к одному виду, и занимают определенный ареал обитания
2. ________________________ - совокупность растений, животных и микроорганизмов,
населяющих данный участок суши или водоема и характеризующаяся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды.
3. ________________________ - совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе.
4. ________________________ - система взаимодействий живой и неживой природы.
5. ________________________,- развитие в глобальной системе «общество-природа», которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей настоящего времени без ущерба окружающей природной среде.
6. ________________________ - комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.
7. ________________________ - область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу, поверхность суши и верхний слой литосферы.
8. ________________________ - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человека, когда деятельность становиться главным определяющим фактором развития.
9. _______________________ - совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания.
10. _______________________ - влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.
11. _______________________ - способность организма переносить неблагоприятное воздействие фактора окружающей среды.
Рекомендуемая литература:
1. Горелов А.А. Экология. - М., 2010.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. - М., 2010.
3. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М., 2010.
4. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. — М., 2011
Раздел 2. Взаимодействие общества и природы.
Тема 2.1. Взаимодействие природы и общества в историческом развитии человечества.
Студент должен
знать: исторические этапы взаимодействия общества и природы и их особенности;
уметь: рассуждать о месте человека в природе.
Основные термины и понятия
Эволюция; научно-технический прогресс (НТП); Преднамеренное воздействие человека на природные системы; Непреднамеренное воздействие человека на природные системы ; Прямое и косвенное воздействие человека на природные системы ;
Методические указания
Историю взаимодействия человека и природы можно проследить с древних времен и до наших дней, используя исторические летописи, записи рассказов очевидцев, произведения худо» художников.
Человек с древних времен, когда он был еще собирателем и охотником, находился в более или менее гармоничном единстве с окружающей природой, почти не влиял на ее жизнь и полностью зависел от нее. В последующем он все более выходил из под этой власти, постоянно нарушая былую гармонию общества и природы.
При изучении данной темы необходимо проследить эволюцию общества в его отношении к природе и взаимодействии с ней на этапах его становления: охотничье-собирательское общество; земледельческо-скотоводческое общество; классовое общество (появление государств, военной деятельности); средние века, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Отметьте положительные и отрицательные стороны воздействия человека на природу на данных этапах.
Выделите и разберите понятия: преднамеренное и непреднамеренное воздействие человека на природные системы; прямое и косвенное воздействие человека на природные системы;
К преднамеренному воздействию человека на природные системы относят сознательное действие, направленное на использование определенного природного объекта в целях удовлетворения материальных и других потребностей общества. Но любое целенаправленное воздействие человека на окружающую; среду вызывает побочные изменения, как правило, не предусмотренные главной целью воздействия. Каждое из этих воздействий может: быть прямым (непосредственно действует на объект использования, воздействия) и косвенным, осуществляющимся не при непосредственном контакте, а через изменения абиотической и биотической среды.
Задание 3.
Подберите примеры воздействия человеческого общества на окружающую природную среду и впишите их в соответствующие графы таблицы:
Положительное | Отрицательное | ||
Преднамеренное | Прямое | ||
Косвенное | |||
непреднамеренное | Прямое | ||
Косвенное |
Методические рекомендации к заданию
Таблица заполняется примерами из учебных и периодических изданий или собственной жизни.
Например: Жители поселка N вели отлов лисиц, т.к. они охотились на домашних птиц, разоряли гнезда. Это резко сократило популяцию лисицы обыкновенной в данной местности (преднамеренное прямое отрицательное воздействие). Лисица обыкновенная является здесь основным регулятором численности грызунов, резкое сокращение этого вида сказалось на повышении численности грызунов - это нарушило естественный природный баланс и сказалось на урожае зерновых, (непреднамеренное косвенное отрицательное)
Рекомендуемая литература
1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. - М., 2010.
2. Горелов А.А. Экология. - М.,2011.
3. Емельянов А.Г. Основы природопользования. - М., 2010. (к заданию)
4. Небел Б. А. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. - М.,2010.
5. Петров. Общая экология.- СП.,2011.
6. Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология, 2011, № 1,
с. 3-10
Тема 2.2. Антропогенное воздействие на природные экосистемы.
Студент должен:
знать: основные виды воздействия человека на окружающую среду и их последствия; уметь: находить: альтернативное решение экологическим проблемам.
Основные термины и понятия
Антропогенное воздействие на окружающую среду, физическое, химическое, физико-химическое, биологическое загрязнение окружающей среды, экологический риск, экологическая безопасность.
Методические указания
Человек является частью природы и в то же время оказывает на природу огромное воздействие, зачастую негативное. Оно проявляется в изъятии вещества и энергии, приводящее к истощению природных ресурсов, в привнесении вещества и энергии - загрязнение окружающей среды, в перераспределении вещества и энергии - трансформации.
Изучение темы предусматривает выделение форм физического, химического, физико-химическго и биологического загрязнения окружающей среды. Охарактеризовать радиационное загрязнение как форму физического загрязнения и выявить способы ликвидации последствий заражения им окружающей среды. Рассмотреть понятие экологического риска и экологической безопасности.
В связи с ростом уровня урбанизации, проанализировать основные экологические факторы воздействия городской среды на биосферу.
Задание 4
Решите задачи:
№ 1. При сгорании 1 л этилированного бензина в атмосферу выбрасывается 1 г свинца (Pb). Какой объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? Расход бензина составляет 0,1 л на 1 км, ПДК свинца - 0,0007 мг/мз.
№2. При санобработке кухни площадью 10 м2, высота потолков 3,2 м, использовали один аэрозольный баллон хлорофоса масса 200 г. Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/мз?
Методические рекомендации к заданию
Задачи записываются через решение с объяснением и полным ответом.
Необходимо учитывать соответствие единиц измерения;
№ 1: 1) определить массу бензина, которая будет израсходована, когда автомобиль проедет 200 км: т = р х L , где т — масса бензина, л; L — длина пути, км; р - расход бензина, л/км.
Рекомендуемая литература:
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Бархалова Н.В. Экологические основы
природопользования. - М., 2010
2. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии.2010.
3. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, природопользование в России. - М., 2011.
4. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М. 2012 г.
Тема 2.3. Современное состояние природных систем Земли
Студент должен
знать: глобальные экологические проблемы современности;
уметь: ориентироваться в современном состоянии природных систем Земли и своего края, а так же находить возможные пути решения экологических проблем.
Основные термины и понятия:
экологический кризис; экологическая катастрофа.
Методические указания по теме
- При изучении темы необходимо выявить глобальные (в масштабах планеты) экологические проблемы современности и возможные пути их решения;
- Проанализировать и сделать выводы о современном состоянии природных систем нашей страны и края.
- Рассмотреть понятие экологического кризиса и экологической катастрофы на конкретных примерах;
- В чем отличия экологического кризиса и экологической катастрофы?
Задание 5.
Решите задачу:
В 2007 г. концентрация углекислого газа (СО2) в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация СО2 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5 %. Постройте зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы:
- на сколько увеличится концентрация СО2 в атмосфере к 2050 г;
- в каком году концентрация СО2 увеличится в 2 раза, т.е. можно ожидать потепление климата на 3-5 °С.
Методические рекомендации к заданию
Задачи записываются через решение с объяснением и полным ответом. Необходимо учитывать соответствие единиц измерения. Чтобы построить зависимость концентрации СО2 г в атмосфере от времени составьте таблицу:
Концентрация (С) СО2 | 340 | Ci | С2 | Сп | |
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2050 |
Рекомендуемая литература:
1. Андреева А.Е. , Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии. -М., 2010.
2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.,2010
З.Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М., 2011.
3.Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2011.
4. Справочник состояния окружающей среды Пермского края (за последний год).
Раздел 3. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности человека.
Тема 3.1. Сущность природопользования. Рациональное природопользование, его принципы и методы.
Студент должен
знать: сущность природопользования, особенности рационального природопользования, его принципы и методы;
уметь: применять знания принципов и методов рационального природопользования на практике.
Основные термины и понятия
общее и специальное природопользование; рациональное природопользование.
Методические указания
Под природопользованием дословно понимается деятельность, направленная на использование природных ресурсов. Таким образом, объектом использования является природа или ее отдельные компоненты - атмосфера, гидросфера, литосфера и др. Субъект природопользования - человек либо человеческое общество в целом, либо отрасли хозяйства.
При изучении сущности природопользования нужно обратить внимание на формы (жизнеобеспечивающая, хозяйственно-экономическая, оздоровительная, культурная) и виды (общее и специальное) природопользования; выявить характерные особенности и признаки рационального природопользования; рассмотреть его принципы (принцип системного подхода, принцип оптимизации природопользования, принцип опережения, принцип комплексного использования природных ресурсов, принцип гармонизации отношений природы и производства и др.) и методы (изучение, охрана, освоение, преобразование окружающей природной среды).
Задание 6.
1. Приведите пример общего и специального природопользования.
2. Заполните таблицу примерами:
Природопользование | Примеры |
Природные ресурсы | |
Направление рационального природопользования | |
Метод восстановления | |
Комплексное использование | |
Вторичное использование | |
Природоохранные мероприятия | |
Водные ресурсы | |
Земельные ресурсы | |
Полезные ископаемые | |
Растительный мир | |
Животный мир |
Задание 7.
1. Запишите в таблицу примеры рационального природопользования и нерационального:
Рациональное природопользование | Нерациональное природопользование |
2. Докажите нерациональность сплошных рубок в разновозрастных и разнопородных лесах. Для каких лесов такие рубки рациональны? Дайте письменный развернутый ответ, приведите примеры.
Рекомендуемая литература:
1. Авраменко И.М. Основы природопользование.- Ростов-на-Дону, 2010.
2. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. - М., 2011.
3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2011.
Тема 3.2. Природные ресурсы, их классификация. Природно-ресурсный потенциал.
Студент должен
знать: виды природных ресурсов, понятие природно-ресурсного потенциала;
уметь: делать выводы о природно-ресурсном потенциале и запасах природных ресурсов своей страны и края.
Основные термины понятия: природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал.
Методические указания
Природные ресурсы - это компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человеческого общества. Они используются в качестве непосредственных предметов потребления (кислород воздуха, питьевая вода, пища), как средства труда (земля, водные пути и т.д.), как источники энергии (гидроэнергия, ветровая энергия, атомное топливо, горючие ископаемы, биотопливо и др.), в качестве сырья и материалов (леса, полезные ископаемые, биоресурсы и др.) как ресурсы для отдыха и оздоровления (лесопарки, минеральные воды и др.).
Все многообразие природных ресурсов можно упорядочить по различным признакам: по использованию, по принадлежности к компонентам природы, по заменимости, по исчерпаемости (ограниченности).
Необходимо разобрать природные ресурсы по классификации, полно изучить природные ресурсы по исчёрпаемости, неисчерпаемости, возобновляемости и невозобновляемости.
Рассмотреть природные ресурсы и общегеологические запасы своего района, Пермского края, связь природных ресурсов с их размещением и производством. Проблема сохранения природных ресурсов.
Задание 8.
Используя карты географического атласа Poccии, определите распределение полезных ископаемых ресурсов страны. Сделайте вывод о природно- ресурсном потенциале страны.
Задание 9.
Используя карты географического атласа Перми, обозначьте на контурной карте наличие и распределение полезных водных ресурсов данной территории. Сделайте вывод природном потенциале нашего края.
Рекомендуемая литература:
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологи природопользования. — М., 2011.
2. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. - М., 2010.
3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2011.
4. Атлас России за 8 класс.
5. Атлас Пермской области.
Тема 3.3. Размещение производства и проблема отходов.
студент должен
знать: экологические требования к размещению промышленных объектов; о проблеме отходов как об актуальной проблеме современности;
уметь: применять знания о размещении производства относительно практических ситуаций;
Основные термины и понятия
отходы производств, отходы потребления, вторичные материальные ресурсы, неиспользуемые отходы, вторичное сырье; утилизация отходов, безотходное производство.
Методические указания
При строительстве промышленного предприятия должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, изложенных в природоохранных законах, санитарных и строительных правилах и нормах, стандартах в области охраны природы.
При изучении темы необходимо рассмотреть экологические требования к размещению и строительству промышленных объектов, основные направления снижения экологической опасности производственных процессов (применение рациональных видов сырья и материалов, снижение расхода природных ресурсов, внедрение замкнутых, безотходных и малоотходных технологий); выделить виды, способы утилизации бытовых
отходов, класс опасности отходов производства и промышленных отходов.
Задание 10.
Решите задачи:
№1. В каком из жилых районов размещать предприятия с загрязняющими источниками размещать не рекомендуется:
А) территория равнинная, преобладающие ветра 5-10 м/с;
Б) район располагается на понижении рельефа, окруженный возвышенностями, с преобладанием безветренных дней.
Обоснуйте ответ.
№ 2. Выберите и схематически зарисуйте наиболее благоприятное размещение химического предприятия относительно жилой застройки, если в данном районе господствуют западные ветра. Объясните свое решение.
Методические рекомендации к заданию № 2
Необходимо указать в какой стороне света (север, юг, запад, восток), относительно жилой застройки, разместить загрязняющий источник будет благоприятнее.
Рекомендуемая литература:
1.Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. - М., 2011.
2. Емельянов А.Г. Основы природопользования. - М., 2010.
3. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2011.
Раздел 4. Экологический мониторинг.
Тема 4.1.Сущность и виды экологического мониторинга.
Студент должен
знать: понятие экологического мониторинга, его задачи и функции, иметь представление: о видах экологического мониторинга;
уметь: подбирать к конкретным ситуациям необходимый вид мониторинга;
Основные термины и понятия: экологический мониторинг, глобальный, региональный, локальный мониторинг; фоновый, импактный мониторинг; мониторинг объектов наблюдения; дистанционный мониторинг; текущий, прогнозный и ретроспективный мониторинг.
Методические указания
Термин «мониторинг» образован от лат. monitor - наблюдающий, предостерегающий.
Экологический мониторинг - система сбора, анализа, оценки и прогнозирования состояния экосистем под влиянием антропогенных воздействий.
Впервые понятие введено в середине 20 века. В 1972 г. на Конференции ООН по окружающей среде обозначены задачи и функции экологического мониторинга. В нашей стране понятие экологического мониторинга введено академиком РАН Израэлем Ю.А. в 1974 г.
Изучение темы предполагает выделение цели, задач и функций экологического мониторинга, классификаций видов мониторинга.
Задание 11.
1. Заполните таблицу подходящими примерами:
Вид мониторинга | Пример | Вид мониторинга | Пример |
глобальный | фоновый | ||
региональный | импактный | ||
локальный | дистанционный | ||
текущий | почвенный | ||
прогнозный | атмосферный | ||
ретроспективный | климатический |
2. Охарактеризуйте сущность системы комплексного мониторинга
Рекомендуемая литература:
1. Андреева А.Е. , Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии М., 2010.
2. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М., 2010.
3. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М , 2011.
Тема 4.2. Критерии оценки состояния окружающей среды.
Студент должен
знать: основные стандарты и нормативы в области охраны окружающей среды;
уметь: оперировать природоохранными нормативами в практических ситуациях;
Основные термины и понятия
ПДК, ПДВ, ПДС, ВСН.
Методические указания
Одной из важнейших составляющих частей природоохранительного законодательства является система экологических стандартов, на которые должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение нормативов влечет за собой юридическую ответственность.
В данной теме рекомендуется определить значение стандартов и нормативов в природоохранной деятельности; раскрыть сущность таких из них как: предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС), согласованные нормативы (ВСН) их отличия.
Задание 12.
Представьте себе ситуацию, в которой, кроме уже имеющегося в районе металлургического комбината, строится еще один комбинат. Подумайте над изложенными ниже вопросами, выберите правильный ответ и обоснуйте его:
А) Что произойдет в этом случае с ПДК?
Ответы: 1) возрастет, допустимое содержание какого-либо вещества, например двуокиси серы в воздухе; 2) снизится; 3) останется неизменным.
Б) Как изменится ПДВ двуокиси серы для первого комбината?
Ответы: 1) увеличится; 2) снизится; 3) останется неизменным.
Рекомендуемая литература:
1. Авраменко И.М. Основы природопользование.- Ростов-на-Дону, 2010.
2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М., 2010.
3. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. — М., 2010.
4. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2011.
Лабораторная работа.
Тема: Определение количества антропогенных загрязнений.
В настоящее время автотранспорт является одним из загрязнителей атмосферы веществами, содержащимися в выхлопных газах.
Большинство автомобилей работают на бензине, при этом выделяется более 200 токсичных продуктов. Наиболее вредными являются: окислы углерода (СО) и азота (N0), углеводороды (формальдегид, тяжелые металлы)
Однако в России нормируются только содержание таких веществ: оксиды углерода (СО) и азота (N0); углеводородов (Сn Нm) а для дизельных автомобилей— дымность (сажа).
Особая опасность этих выбросов заключается, в том, что в них содержатся полициклические углеводороды, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами, а также сажа, способствующая глубокому проникновенно этих летучих веществ в наш организм, кроме этого - выбросы в наибольших долях концентрируются в основном на высоте 50 —150 см от земной поверхности, т.е. на уровне органов дыхания, прежде всего – юного.
Цель работы:
Ознакомление с основными видами загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом и методом их экспрессивного анализа.
Оборудование: Пишущие принадлежности, микрокалькулятор.
Ход работы:
1. Выберите участок автотрассы длиной 1 км, имеющий хороший обзор.
2. Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 15 минут, включая при подсчете автомобили и автобусы, работающие на дизельном топливе.
3. Заполните таблицу и произведите расчеты.
Тип автотранспорта | Всего за 15 мин. шт. | Всего за 1 час N, шт. | Общий путь за 1 час, L, км |
Легковые авто | |||
Грузовые авто | |||
Автобусы |
4. Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле: L = N*S, где N – число автомобилей каждого типа за час
S – длина выбранного участка наблюдения, равная 1 км
Полученные данные занесите в таблицу.
5. Рассчитайте количество топлива (Q, л) разного вида, сжигаемого при движении по исследуемому участку, двигателями автомашин по формуле:
Q = L Y, где
Y – удельный расход топлива, л на 1 км
Результаты занесите в таблицу Расход топлива
Тип автомобиля | Общий путь | Удельный расход топлива Y (л на 1 км) | Количество сжигаемого топлива Q, л |
Легковые автомобили | 0,12 | ||
Грузовые автомобили | 0,31 | ||
Автобусы | 0,42 | ||
Дизельные грузовые автомобили | 0,32 | ||
Всего |
7. Рассчитайте объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива по формуле V (объем)= ΣQ х К (ΣQ - суммарное количество топлива л). Для расчета используйте данные таблицы "Коэффициенты выброса", в которой приведены значения эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего.
Коэффициенты выброса
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Дизельное топливо | 0,1 | 0,03 | 0,04 |
Объем вредных выбросов
Вид топлива | ΣQ,л | Количество вредных веществ, л | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | ||
Бензин | ||||
Дизельное топливо | ||||
Всего |
8. Рассчитайте количество чистого воздуха, необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ с целью обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды.
Полученные данные занесите в таблицу.
Вид вредного вещества | Количество, л (объем) | Значение ПДК, мл/м3 | Объем воздуха для разбавления, м3 |
Угарный газ | |||
Углеводороды | |||
Диоксид азота |
9. Вводим понятие: условный объем воздуха – это объем воздуха над выделенным участком автомагистрали, длина (l) которого равна 1 км (1000 м); ширина (А) равна ширине проезжей части (60м) + ширина двух тротуаров (2х5=10м); высота активной зоны биосферы (h) равна 2м (т.е. на данной высоте токсичные вещества поступают на уровень дыхания человека). Кроме того, вводим следующее допущение, что условный объем воздуха является замкнутым, т.е. воздух, находящийся в нем не подвергается вертикальному и горизонтальному перемешиванию; не происходит его очищение и обновление посредством зеленых насаждений.
Vусл.=lхАхh=1000 м х 70м х 2м=140000м3.
Сравните Vусл. с объемами воздуха, необходимыми для разбавления (см. таблицу) (V/Vусл).
Сделайте вывод.
Вывод (пример):
За 1 час движения автотранспорта по выделенному участку магистрали концентрация диоксида азота в условно выделенном объеме воздуха превысит ПДК в 1,35 раза, концентрация углеводородов и угарного газа за данный промежуток времени, при данной транспортной нагрузке остается в пределах нормы.
Рекомендуемая литература:
1. Справочник состояния окружающей среды Пермского края (за последний год).
2. Состояние и охрана окружающей среды Пермской области в 2014 - 2015 году. Данные Управления по охране окружающей среды Пермского края.
Раздел 5. Экологические основы охраны природы.
Тема 5:1 Правовые и социальные основы охраны окружающей среды и рационального природопользования
Студент должен
знать: правовые вопросы экологической безопасности;
уметь: ориентироваться в природоохранном законодательстве.
Основные термины и понятия
правовая охрана окружающей среды, природоохранное законодательство; экологическая оценка производства.
Методические указания
Природная среда для человека очень важна. Поэтому некоторым жизненно важным отношениям в системе «общество-природа» необходимо придать нормативный характер. Регулирование экологических отношений с помощью права должно начинаться с принятия обоснованных законов. Основой законодательства служит Конституция страны.
В Конституции Российской Федерации записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».
История Российского природоохранного законодательства имеет глубокие корни - еще при Иване Грозном был издан указ о запрете охоты и рубки леса на территории нынешнего Лосиного острова — там были царские угодья. Затем Петром I был издан указ «О бережении сосновых и дубовых лесов вдоль главных рек России». Поэтому Россия - одно из первых государств, которое стояло у истоков природоохранительного законодательства.
Рассматривая тему необходимо изучить историю Российского природоохранного законодательства, вклад Петра I в развитие охранного дела в России. Выявить основные принципы государственной политики в области охраны окружающей среды в нашей стране, основные составляющие природоохранного законодательства (нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды). Ознакомиться с положениями закона РФ «Об охране окружающей среды» (последнее издание 2002 г.). Изучить методы управления природопользованием (административные, экономические), их сущность; отметить правовую и юридическую ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Дать определение понятию «экологическая оценка» производства и предприятий, ее сущность и значение.
Задание 13
Опираясь на положения Федерального закона «Об охране окружающей среды», ответьте на вопросы или прокомментируйте ситуацию:
1. Выбросы химического предприятия города «N» регулярно превышают ПДК по хлористым веществам. Какую меру управления можно предпринять для регуляции деятельности загрязнителя?
2. Гражданин Иванов П.С. решил создать общественное объединение в области охраны окружающей среды. В соответствии с какой статьей закона РФ «Об охране окружающей среды» он действует?
3. Гражданин Сидоров И.В. собирается строить коттедж на берегу живописного озера и требует отдать ему данный участок в частную собственность (т.е. приватизировать). Данный земельный участок лежит в границах особо охраняемой природной территории. Правомерны ли его требования?
4. Имеет ли законное основание введение в Государственный образовательный стандарт вашей специальности дисциплины «Экологические основы природопользования»? С какой целью в образовательные учреждения разных уровней вводятся дисциплины экологической направленности?
Рекомендуемая литература:
1. Авраменко И.М. Основы природопользование.- Ростов-на-Дону, 2011.
2. Андреева А.Е. , Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии. — М., 2010.
3. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М., 2010.
4. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2011.
5. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М., 2010.
6. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». - М., последнее издание.
Тема 5.2. Особо охраняемые природныеe территории.
Особо охраняемые природные территории нашего края. Виды живых организмов занесенных в Красную книгу.
Студент должен
иметь представление: об особо охраняемых территориях, как способе сохранения эталонов природы; особо охраняемые природные территории своей страны, края.
уметь: выделять особенности и отличительные черты различных видов ООПТ.
Основные термины и понятия: Заповедник; национальный парк; заказник; памятник природы; заповедный фонд;
Методические указания
Своей хозяйственной деятельностью люди воздействуют на рельеф, гидрографию, растительный л животный мир, существенно изменяя, а иногда и полностью преобразуя естественные природные ландшафта. Мы должны осознать, что человек всецело зависит от благополучия того; эволюционного состояния системы в целом, в котором он возник и развивался, и даже небольшое изменение ее климатических и биохимических характеристик гибельно для населения.
Одной из центральных проблем выживания человечества в современной биосфере является сохранение биологического разнообразия, что недостижимо без создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Изучая тему, выделите сущность охраняемых природных территорий, их роль в сохранении экологического равновесия. Рассмотрите виды особо охраняемых природных территорий (заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы), их особенности и значение; понятие заповедного фонда.
Ознакомьтесь с особо охраняемыми природными территориями и Красной книгой своей страны, края.
Задание 14.
Заполните таблицу: | |||||
Вид ООПТ | Отличительная особенность | Пример (названия в ООПТ) | |||
по миру | по России | по Пермскому краю | |||
Заповедник | |||||
Национальный парк | |||||
Заказник | |||||
Памятник природы |
Рекомендуемая литература:
1. Авраменко И.М. Основы природопользование.- Ростов-на-Дону, 2010.
2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М, 2011.
3. Красная книга страны, края.
4. Периодические издания по естествознанию и экологии.
Тема 5.3. Международное сотрудничество природопользования и охраны окружающей среды.
Студент должен
знать: о национальных и международных природных ресурсах и международном сотрудничестве в области охраны природы;
иметь представление: об экологических международных организациях и экологических организациях своего края.
Основные термины и понятия: национальные, многонациональные, международные природные ресурсы; Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; Международные соглашение, конвенция, договор.
Методические указания
В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей 'природной среды. Всем стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран невозможно. Происходит движение воздушных масс, миграция животных, которые не подчиняется государственным границам. Даже почвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества в этой сфере.
В данной теме предполагается изучить историю международного природоохранного движения; национальные, многонациональные и международные природные ресурсы; рассмотреть направления и формы международного сотрудничества (международные соглашения, конвенции, договоры), международные природоохранные организации и их роль в охране природы.
Задание 15.
Ответьте на вопросы:
1. Назовите международные организации, занимающиеся природоохранными проблемами.
2. Каковы принципы международного сотрудничества, изложенные в законе РФ «Об охране окружающей природной среды»?
3. В чем проявляется деятельность экологических международных организаций «Римский клуб» и «Гринпис»?
Рекомендуемая литература:
1. Авраменко И.М. Основы природопользование.- Ростов-на-Дону, 2010.
2. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. - М., 2011.
3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2011.
4. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2010.
Тема 5.4. Концепция устойчивого развития.
Студент должен
знать: основные положения концепции устойчивого развития; иметь представление о программе устойчивого развития России;
уметь: предполагать возможные пути реализации устойчивого развития;
Основные термины и понятия: устойчивое развитие, концепция устойчивого развития.
Методические указания
Под экологически устойчивым развитием человечества понимается такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Концепция устойчивого развития была впервые предложена в 1987 г. и утверждена. в качестве руководства к действию для всех стран нашей планеты на XXI век. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в l992 г. Генеральный секретарь конференции Морис Сгронг в своей приветственной речи сказал: «Мы должны спасти весь мир, или же не спасется ни один из нас».
Принятые конференцией программные документы, определяющие будущие действия по экологическому выздоровлению, говорят о серьезности намерений мирового сообщества остановить надвигающуюся катастрофу.
Рассматривая тему, необходимо изучить основные положения концепции.
Выявить пути устойчивого развития, т.е. ее основные установки и направления, и познакомиться с реализацией устойчивого развития в Российской Федерации.
Рекомендуемая литература:
1. Горелов А.А. Экология.-М., 2010.
2. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М. 2010 г.
Задание 17.
Разработайте экологический мини-проект «Сделаем наш край чище!»
Методические рекомендации к заданию
Проект выполняется относительно местности, в которой проживаете (город, район).
Цель проекта — изучить местные экологические проблемы и предположить возможные пути улучшения экологического состояния территории.
В качестве вывода необходимо отразить возможность проекта на практике. Форма написания проекта свободная.
Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине
«Экологические основы природопользования»
- Взаимодействие природы и общества. Общие и специфические черты взаимодействия природы и общества.
- Развитие производственных сил общества. Воздействия человека на условия своего существования.
- Влияние урбанизации на биосферу. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности.
- Антропогенное и естественное загрязнение биосферы.
- Основные загрязнители, их классификация.
- Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
- Значение и экологическая роль применения удобрений пестицидов.
- Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.
- Основные задачи мониторинга окружающей среды.
- Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
- Научно-технический прогресс и природа на современном этапе.
- Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы неразрушающих природу производств.
- Признаки экологического кризиса.
- Глобальные проблемы экологии. Пути их решения.
- Природные ресурсы их классификация.
- Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
- Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
- Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Пути их решения.
- Природоохранные постановления и нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Закон «Об охране окружающей среды» 1991 года.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
- Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры.
- Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
- Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.
- Национальная стратегия экологического образования.
- Всемирные и общероссийские дни защиты окружающей среды.
- Правила и принципы охраны природы, их краткая характеристика.
- Аспекты охраны природы.
- Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества.
- Строение и газовый состав атмосферы.
- Воздействие деятельности человека на газовый состав атмосферы.
- Загрязнение атмосферы.
- Радиоактивное загрязнение атмосферы.
- Смоги, кислотные дожди, разрушение озонового слоя.
- Тепловое, шумовое и другие виды загрязнения атмосферы.
- Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха.
- Правовые основы охраны атмосферы. Мониторинг.
- Круговорот воды в природе.
- Роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей.
- Истощение и загрязнение водных ресурсов.
- Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения.
- Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды.
- Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв.
- Естественная и ускоренная эрозия почв. Виды ускоренной эрозии. Мероприятия по защите земель от эрозии.
- Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.
- Правовая охрана почв.
- Лесные ресурсы, их значение для человека. Причины сокращения лесов.
- Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов.
- Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека.
- Охрана важнейших групп животных. Красная книга.
- Охрана ландшафтов.
Пробный контрольный тест
Выберите правильный вариант ответа:
- Экологические факторы подразделяются на …
- климатические и почвенно-грунтовые
- социальные и природные
- абиотические и биотические
- искусственные и естественные
- В состав биосферы входят все … (укажите не менее двух вариантов ответа)
- звёзды
- растения
- минеральные вещества
- животные
- Воздействия человека на природу, с целью приспособления её к своим потребностям, называют ________ вмешательством.
- стандартным
- экономическим
- глобальным
- преднамеренным
- Причинами возникновения смога служат скопления в воздухе…… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- озона
- пылевых частиц
- сернистого газа
- кислорода
- К экологическим катастрофам относится …
- загрязнение водоема нефтью
- зарастание водоёма ряской
- разлив бензина на автозаправке
- зарастание поля сорняками
- К причинам современного роста опустынивания в различных странах мира относят (укажите не менее двух вариантов ответа)
- снижение добычи полезных ископаемых
- увеличение антропогенной нагрузки
- уменьшение расходов воды промышленностью
- рост народонаселения
- Лесные ресурсы относятся к группе ________ ресурсов.
- биологических
- невозобновимых
- минеральных
- химических
- Рациональное природопользование должно ______ природные ресурсы. (укажите не менее двух вариантов ответа)
- комплексно использовать
- увеличивать нагрузку на
- вторично использовать
- не восстанавливать
- При выборе места для рационального размещения предприятий необходимо учитывать…
- красоту солнечного заката
- отсутствие привидений на местности
- наличие поблизости учреждений культуры
- направление распространения выбросов из дымовых труб в атмосфере
- Причиной снижения плодородия почвы, может быть …… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- засоление
- внесение суперфосфата
- внесение гумуса
- затопление
- Важнейшей причиной уменьшения запасов пресных вод является …
- установка очистных сооружений
- сокращение водоносности рек
- образование новых водоемов
- уменьшение народонаселения
- В заповедниках охраняются все природные объекты, например …… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- ландшафт
- хозяйственные постройки
- растения и животные
- воздушное пространство
- Анализ химических проб почв, вод и воздуха осуществляют ________ методом.
- физико-химическим
- биологическим
- дистанционным
- биоиндикационным
- Основные экологические нормативы следующие …… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- ПДС – предельно допустимые сбросы
- ПДТ – предельно допустимая технология
- ПДК – предельно допустимые концентрации
- ПДУ – предельно допустимый унос
- Экологические права и обязанности граждан регулируются …
- конституцией РФ
- законом «О семье»
- правовым кодексом РФ
- уголовным кодексом РФ
- Высокая продолжительность жизни людей отмечена в …… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- Египте
- Афганистане
- Франции
- Японии
- Ответственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом называется…
- общественной
- административной
- уголовной
- трудовой
- К мерам материального поощрения природопользования относят …… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- увеличение налогов
- наложение штрафов
- налоговые льготы
- применение поощрительных цен
- К химическому загрязнению окружающей среды относят загрязнения …
- бактериологические
- органические
- грибковые
- вирусные
- К передвижным антропогенным источникам загрязнения атмосферы относят …… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- автомобили
- самолёты
- предприятия
- заводы
- Биологическое самоочищение водоёмов обеспечивается…
- внесением в водоёмы генетически изменённых микроорганизмов
- за счёт жизнедеятельности ряски и кувшинок
- совокупной деятельностью населяющих их живых организмов
- путём контролируемого внесения в водоёмы негашеной извести
- Современным способом промышленного сельскохозяйственного производства, загрязняющими почву, является …… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- широкомасштабное применение ядохимикатов
- обильный полив
- применение чрезмерно высоких доз минеральных удобрений
- рекультивация земель
- Обширные девственные леса ещё сохранились на территории…
- Гренландии
- Сибири
- Аравийского полуострова
- Сахары
- Объекты охраны окружающей среды подразделяются на …… (укажите не менее двух вариантов ответа)
- национальные
- личные
- городские
- международные
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
- Арустамов Э.А., Левакова И.В., Бархалова Н.В. Экологические основы природопользования. - М., 2010.
- Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2011.
- Трушина Т.П., Экологические основы природопользования. - Ростов-на-Дону, 2011.
- Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.,2010.
Дополнительная:
- Авраменко И.М. Основы природопользование.- Ростов-на-Дону, 2010.
- Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии. — М., 2010.
- Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. - М., 2010.,:
- Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. - М., 2010.
- Горелов А.А. Экология. — М., 2010.
- Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования - М., 2011.
- Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. -М., 2010.
- Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 2010.
- Емельянов А.Г. Основы природопользования. - М., 2010.
- Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». - М., 2004.
- Закон «Об охране окружающей природной среды» Пермского края, 2008.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. - М., 2010.
- Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. - М., 2010.
- Проблемы экологии России (под редакцией Данилова-Даниеляна). - М., 2010.
- Протасов В.Ф., Молчанок А.В. Экология, здоровье, природопользование в России. - М., 2010.
- Справочник состояния окружающей среды Пермского края (последний год).
- Ресурсы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Методические указания контроля знаний по ПМ.05"
Методическая разработка для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" СПО....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...
Методические указания для разработки методических рекомендаций по выполнению курсовых работ/проектов (для преподавателей)
Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и предназначены оказать помощь преподавателям, осуществляющим руководство над вы...
Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»
Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...
Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»
Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине история, включая указания по выполнению индивидуального проекта.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы...