МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
учебно-методический материал

Анисимова Ольга Николаевна

Практические работы составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ЕН. 03 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ».

Основное назначение практических работ – преобразование знаний в умения и навыки, овладение способами деятельности и на этой основе подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lpz_to-31_en._03.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Б

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено

цикловой комиссией

Протокол заседания № __

от «____»_________20  г.

Председатель цикловой комиссии

_____/Н.В. Ключникова

Согласовано

Зам.директора по УМР

___________/_________/

«__»___________20__  г.

Утверждаю

Зам.директора по УПР

________ /______________/ «____»____________20__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

для специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Белгород, 2023

Практические работы составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ЕН. 03 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ».

Основное назначение практических работ – преобразование знаний в умения и навыки, овладение способами деятельности и на этой основе подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности.

Основными дидактическими целями практических работ являются формирование у обучающихся профессиональных умений работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, заполнять документы, решать разного рода задачи, определять характеристики веществ, объектов, явлений. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них аналитические, проектировочные, конструктивные умения, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, намечать конкретные пути решения производственных задач.

В результате выполнения практических работ студент должен:

знать:

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- структуру биосферы, экосистемы; взаимоотношения организма и среды;

- экологические принципы рационального использования природных ресурсов

и охраны природы.

уметь:

- обосновать значение экологических знаний в будущей профессии;

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов

деятельности;

-готовить материалы для оценки экологического состояния окружающей среды.

Правила выполнения практических работ

Аудиторная практическая работа выполняется по заданию преподавателя,с/без его непосредственного участия.

При предъявлении видов заданий на аудиторную практическую работу

преподаватель использует дифференцированный подход на индивидуальном

уровне к студентам. Практическая работа может осуществляться индивидуально, по группам обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Перед выполнением студентом аудиторной практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В качестве форм и методов контроля аудиторной практической работы

студентов использованы: оценка результатов выполнения проверочных работ, защита реферата, устный опрос, письменная проверка.

После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и устно ее защитить.

При отсутствии студента по неуважительной причине студент выполняет работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.

Тематика и объем практических занятий представлен в таблице 1.

Таблица1.

Тематика практических занятий

Наименование темы

Наименования занятий

Количество

 часов

Тема1. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Практическая работа№1

Редкие растения и животные нашего региона

2

Тема 2.

Загрязнение окружающей среды

Практическая работа №2

«Мониторинг загрязнения природной среды».

2

Тема 3.

Природоохранный потенциал

Практическая работа №3

Нормирование качества окружающей среды.

2

Практическая работа №1.

Тема: Редкие растения и животные нашего региона

Цель: ознакомление с видами животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выявление условий их проживания и мер, необходимых для защиты видов от вымирания.

 Красная книга – свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Красная книга – свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Если численность и площадь распространения вида имеют постоянную тенденцию к сокращению, его относят к редким.

Если численность и ареал вида резко сократился в результате прямого истребления, разрушений мест обитания, резкого возрастания числа любителей собирания букетов полевых цветов, лекарственных трав и декоративных диких растений, вид относят к находящемуся по угрозой исчезновения.

Эти виды животных и растений не могут выжить без помощи человека. Задание 1.

Познакомьтесь с некоторыми видами животных и растений занесенными в Красную книгу, находящихся в нашем ареале. Опишите условия их проживания и меры, которые необходимо принять для их защиты.

Практическая работа № 2.

Тема: «Мониторинг загрязнения природной среды»

Цель: научится производить расчет: расчет объема аварийных выбросов, содержания метана в аварийном выбросе; характеризовать негативное влияние аварийных выбросов природного газа.

Термины и определения.  

В настоящих рекомендациях применены термины в соответствии с Федеральным законом [ Федеральный закон от 20 июня 1997 г. №116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»].

Следующие термины: аварийные выбросы - истечение газа из аварийного отверстия;

 аварийное отверстие - отверстие в стенке или сварном соединении газопровода и/или технического устройства, образовавшееся в результате коррозионного, либо механического повреждения, через которое происходит истечение газа в атмосферу.

Ход работы.

Теоретический материал

1. Расчет объема аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления.

         Объем аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления V, м 3, определяется по формуле

V = Va + Vп + Vпз + Vрег , (1)

где

V -   объем аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления , м3;

 Va – объем аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления до проведения работ по локализации, м 3 ;

Vп – объем аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления после проведения работ по локализации, м 3 ;

Vпз – объем газа, затрачиваемый на продувку газом локализованного участка сети газораспределения и/или газопотребления, м 3;

 Vрег – объем газа, затрачиваемый на регулировку и настройку газового оборудования пунктов редуцирования газа, м3.

2. Расчет объема метана в аварийных выбросах из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления

Расчет объема метана производится по формуле;

V( СН4) = V × С1 ,

где С1 - объемные доли компонентов (Таблица №1).

Таблица №1. Состав транспортируемого газа

Составляющие

Химическая формула

Объемные доли компонентов Ci

Молярные массы компонентов mi, кг/кмоль

Метан

CH4

0.9

16

Этан

C2H6

0.04

30

Пропан

C3H8

0.02

44

Бутан

C4H10

0.02

58

Изопентан

C5H12

0.02

72

Практическая часть.

Произведите расчеты, аварийных выбросов и объема метана

1. Расчет объема аварийных выбросов из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления.

Va = 7.439 м3

 Vп = 0.002 м3

Vпз = 0,0056 м3

Vрег = 0.9 м3

2. Расчет объема метана в аварийных выбросах из поврежденного участка сети газораспределения и/или газопотребления

Результаты должны быть занесены в таблицу№2. Колонка 6, заполняется самостоятельно.

Таблица №2.

п/п

Наименование источника

Состав выброса

Объем выброса, м3

Фактическое

содержание

метанам3

ПДК

компо

нента

м3

1

2

3

4

5

6

1.

Участок сети газораспределения

Вывод.

Контрольный вопрос.

1. Негативное воздействие на окружающую природную среду аварийных выбросов природного газа.

Практическая работа №3

Тема: Нормирование качества окружающей среды.

Цели занятия:

А) Дидактическая

     - повторение основных понятий,

     - закрепление знаний полученных на лекции и в ходе внеаудиторнойсамостоятельной работы студентов.

Б)  Развивающая

     - развитие у студентов познавательного интереса к предмету,

     - развитие внимания, памяти и логического мышления,

     - развитие самостоятельности.

В)  Воспитательная

     - воспитание стремления к самообразованию,

     - формирование научного мировоззрения и уверенности в собственных силах.

Тип занятия: закрепление знаний и формирование умений и навыков по использованию полученных знаний на практике.

Вид занятия: практическое занятие.

Материальное обеспечение:

- задания практической работы;

- листы бумаги формат А;

- калькуляторы;

-справочная литература «Таблицы ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения »

Вариант 1

По справочным данным дать характеристику по ПДК (мг/м3) для вредных веществ в воздухе следующим веществам: диоксид серы, оксид меди, сажа, бензол.

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?
  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

Вариант 2

По справочным таблицам дать характеристику по ПДК (мг/л) для водных объектов следующим веществам: ацетон, сероуглерод, цинк, нефть.

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?
  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

Вариант 3

По справочным данным дать характеристику по ПДК (мг/м3) для вредных веществ в воздухе следующим веществам: бензол, гексахлоран,  цемент-20, тетраэтилсвинец

  1. Какое из приведенных веществ имеет наибольшую концентрацию?
  2. Какое из приведенных веществ имеет наименьшую концентрацию?

Критерии оценивания работ

Оценка ставится на основании наблюдения за студентами и письменного отчета за работу.

Оценка "5". Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно:

-подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний,

-показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка "4". Работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка "3". Работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя.

На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при практической работе со статистическими материалами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений

Литература

Печатные издания

1. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования[Текст]: учебник/ В.М.Константинов.-18-е изд.,стер.-М.:ИЦ Академия,2020.-240с.

2. Манько, О.М. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – М.: Академия, 2017. – 192 с. – (Профессиональное образование).

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Манько, О.М. Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – Электрон.текстовые дан. - М.: Академия, 2017. – 192 с. – (Профессиональное образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ЕН "Математика" для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 151901 «Технология машиностроения»

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ХИМИЯ для студентов 1 курса

Данные методические рекомендации помогут учителю быстро разработать практические работы по разделам "Общая химия", "Неорганическая химия" для школьников старших классов или студентов НПО и СПО....

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине ОДп.10 Математика для студентов 1 курса

Всесторонняя подготовка специалистов – это не только приобретение знаний, но и выработка умений применять знания на практике и в жизни. Особенно важными являются умения по специальностям. Однако специ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Экономика для специальностей Коммерция, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические рекомендации предназначены для специальностей 100701 "Коммерция" (по отраслям), 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине УД.01 Технология профессиональной деятельности

Сборник заданий по темам "Текстильные товары", "Швейные и трикотажные товары", "Кожевенно-обувные товары"...