Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Биология
учебно-методический материал
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Биология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 445.85 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 220/ 1-р от 09.06.2020г.
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Химия
Покачи
2020
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Химия
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Разработчики:
Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Протокол № 16 от 05. 06. 2020г.
Рассмотрена «Согласовано»
ПЦК преподавателей Заведующий очным отделением
общеобразовательного цикла ___________ С.Н.Каращук
Протокол № 6 от 29. 05. 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка |
2. | План выполнения самостоятельной внеаудиторной работы |
3. | Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы |
4. | Лист согласования |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Организация самостоятельной работы студентов регулируется государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и учебным планом.
В соответствии с выше перечисленными нормативными документами определяется объем самостоятельной работы, выполнение которого является обязательным для каждого студента во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками по дисциплине биология.
В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы формируются:
• умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;
• навыки учебного исследования;
• самостоятельность, ответственность;
• творчество, инициативность, уверенность;
• навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.
Самостоятельная познавательная внеаудиторная деятельность студента вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентирования в потоке информации при решении новых познавательных, учебных задач.
Руководство преподавателя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность студентам проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Поэтому студенты сами отыскивают способы решения, при этом логика рассуждений студента может быть своеобразной, нетождественной системе размышлений, предлагаемой преподавателем или описанной в учебном пособии.
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности. При этом преподаватель назначает студентам варианты выполнения самостоятельной работы, осуществляет систематический контроль выполнения студентами графика самостоятельной работы, проводит анализ и дает оценку выполненной работы.
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний .
Для выполнения работ по ВСР, Вам рекомендуется приобрести или получить в пользование основную литературу по дисциплине учебник «Химия10 класс», «Химия 11 класс», а также использовать Интернет-ресурсы.
2.ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ | Тема ВСР | Виды и формы ВСР | Сроки выполнения | Кол-во часов | Кол-во баллов |
1 | Введение | Сообщение «Методы познания в химии» и их представление | 1 семестр | 2 | 8 |
2 | Основные понятия и законы химии | Реферат, презентация Составление кроссворда по теме «Сплавы» Решение расчетных задач | 1семестр 1 семестр 1семестр | 2 3 2 | 12 10 12 |
Неорганическая химия | Реферат и его представление Решение расчетных задач | 1 семестр | 6 1 | 12 12 | |
Органическая химия | Реферат, презентация и их представление Решение расчетных задач Составление кроссворда Сообщение, доклад | 2 семестр 2семестр 2 семестр 2 семестр | 6 2 2 2 | 12 12 10 8 |
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации
по составлению мультимедийных презентаций
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация учебного материала
- составление сценария презентации
- разработка дизайна мультимедийного пособия
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст)
- проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1. Содержание презентации (макс. 2 балла)
1.1. соответствует представляемому материалу
1.2. Количество слайдов адекватно содержанию
1.3. Оформлен титульный слайд
2. Текст на слайде (макс. 2 балла)
2.1. Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2. Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3. Ошибки и опечатки отсутствуют
3. Анимация (макс. 3 балла)
3.1. Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2. Презентация не перегружена эффектами
3.3. Анимация применена целенаправленно
4. Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1. Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2. помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3. средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5. Цветовое решение презентации (макс. 2 балла)
5.1. Выдержан единый стиль презентации
5.2. Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3. Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме ( не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии
Содержание работы должно отражать
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы;
- материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата.
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 1 балл)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 2 балла)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 1 балл)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 1 балл)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 1 балл)
8 Языковая правильность (max 2 балла)
Оценка: «5» - 12 - 11 баллов
«4» - 10 – 9 баллов
«3» - меньше 7 баллов
.
Методические рекомендации по подготовке доклада, сообщения
Доклад, сообщение – вид самостоятельной работы, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада, сообщения по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада, сообщения требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:
- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы фактов, мнений разных ученых и научных положений;
- обобщение и логическое построение материала доклада, сообщения например, в форме развернутого плана;
- написание текста доклада, сообщения с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, сообщения включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Критерии оценки доклада:
1. Четкость постановки цели (max 2 балла):
1.1. нет цели;
1.2. цель нечеткая;
1.3. цель четко обозначена.
2. Качество доклада (max 2 баллов):
2.1. докладчик зачитывает;
2.2. докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;
2.3. четко выстроен доклад;
2.4. доклад сопровождается иллюстративным материалом;
2.5. доклад производит выдающееся впечатление.
3. Четкость выводов, обобщающих доклад (max 2 балла):
3.1. выводы имеются, но они не доказаны;
3.2. выводы не четкие;
3.3. выводы полностью характеризуют работу.
4. Качество ответов на вопросы (max 1 балла):
4.1. докладчик не может четко ответить на вопросы;
4.2. не может ответить на большинство вопросов;
4.3. отвечает на большинство вопросов.
5. Умение держаться перед аудиторией (max 1 балла)
ОЦЕНКА: «5»- 8-7 баллов
«4» - 6-4 баллов
«3» – 3 балла.
Методические рекомендации по составлению кроссворда
Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации. Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности
Технология составления кроссворда:
1. Просмотр и изучение необходимого материала, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации.
2. Составление списка слов раздельно по направлениям.
3. Составление вопросов к отобранным словам.
4. Проверка орфографии текста, соответствие нумерации.
5. Оформление готового кроссворда.
Общие требования при составлении кроссвордов:
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности:
1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворд 2.Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.)
7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8.Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Рисунок кроссворда должен быть четким.
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды: на отдельном листе.
Критерии оценивания:
1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла)
2.Оригинальность составления кроссворда(2 балла)
3.Практическая значимость работы(2 балла)
4.Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок(1,5 балла)
5.Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок(1,5 балла)
6.Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения(1,5 балла).
Оценка: «5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов.
Методические рекомендации по решению задач
Раздел 1. Основные понятия и законы химии
Типовые примеры решения задач
Пример 1. Вычислите относительную молекулярную массу серной кислоты, химическая формула которой Н2SO4.
Решение. Для вычисления относительной молекулярной массы необходимо суммировать относительные атомные массы элементов (их взять из периодической таблицы Д.И.Менделеева), образующих соединение с учетом числа атомов:
Мr (Н2SO4) = 1×2+32+16×4=98
Ответ: Мr (Н2SO4) =98
Пример 2. Вычислите массовую долю кислорода в веществе, формула которого SО3.
Решение. Массовая доля элемента в веществе (w) показывает, какую часть относительной молекулярной массы вещества составляет относительная атомная масса элемента, умноженная на индекс (n) при знаке элемента в формуле. Массовая доля – величина безразмерная. Выражается в долях от единицы или в процентах.
- Вычисляем относительную молекулярную массу SО3:
Мr (SO3) = 32+16×3=80
- Вычисляем массовую долю кислорода.
Относительная атомная масса кислорода из периодической таблицы Д.И.Менделеева Аr(О) =16
Составим пропорцию: Мr (SO3) 80 - 100%
w(О)=60%
Ответ: w(О)=60%
Пример 3. Какое количество вещества оксида меди (II) содержится в 120 г его массы?
Решение. Используем формулу,
где n- количество вещества;
m- масса вещества;
М – молярная масса вещества, численно равна относительной молекулярной массе
- Относительная молекулярная масса Мr(СuО)=64+16=80, следовательно, молярная масса
М (СuО)=80г/моль.
- Пользуясь соотношением
находим количество вещества: n(СuО)=
Ответ: n(СuО)= 1,5 моль
Пример 4. Определите массу гидроксида натрия количеством вещества 2 моль.
Решение. Используем формулу, находим
- Молярная масса М(NаOH)= 23+16+1=40г/моль.
- m=nM
- m(NаOH)= 240г/моль=80г.
Ответ: m(NаOH)=80 г.
Пример 5. Какой объем занимает 4 моль углекислого газа СО2.
Решение. Используем формулу, где Vm=22,4 л/моль
- V(СО2)=n(CO2) Vm= 422,4л/моль= 89,6л.
Ответ: V(СО2)=89,6 л
Пример 6. Вычислите массу осадка, полученного действием раствора, содержащего 8г гидроксида натрия с раствором сульфата меди(II).
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(NаOH)=8г Найти: m(Cu(OH)2)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции | Решение: CuSO4+2 NаOH= Cu(OH)2+Na2SO4 |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | CuSO4+2 NаOH= Cu(OH)2+Na2SO4 |
| CuSO4+2 NаOH=Cu(OH)2+Na2SO4 2 моль 1 моль |
| n(NаOH) = |
| CuSO4+2 NаOH= Cu(OH)2+Na2SO4 2 моль 1 моль 0,2 моль |
| CuSO4+2 NаOH= Cu(OH)2+Na2SO4 2 моль 1 моль 0,2 моль х моль |
| 2 моль 1 моль 0,2 моль х моль х = – это количество вещества n( Cu(OH)2) |
| m=nM m(Cu(OH)2)= n Cu(OH)2 M Cu(OH)2 M Cu(OH)2 =64+(16+1)2=98г/моль m(Cu(OH)2)=0,198г/моль=9,8г |
| Ответ: m(Cu(OH)2)=9,8г |
Задача. Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600 г известняка, содержащего 10% примесей?
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(СаСО3)=600г W(примесей)=10% Найти: m(CаO)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции | Решение: СаСО3 = СаО+СО2 |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | СаСО3 = СаО+СО2 |
4.Найдите массу чистого вещества (освободиться от примесей) | 600г - 100% Х г - 10% Х= - масса примесей, Тогда масса чистого СаСО3 равна 600-60=540г |
5.Под подчеркнутыми формулами подпишите по коэффициентам «моли» | СаСО3 = СаО+СО2 1 моль 1 моль |
6.Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано». Для расчета берите уже массу чистого вещества | n(СаСО3) = |
7.Подпишите найденное n под формулой этого вещества | СаСО3 = СаО+СО2 1 моль 1 моль 5,4 моль |
8.Под формулой вещества, массу которого надо найти, поставьте х моль | СаСО3 = СаО+СО2 1 моль 1 моль 5,4 моль х моль |
9.Из полученной пропорции выразите х | 1 моль 1 моль 5,4 моль х моль х = – это количество вещества n(СаО) |
10.Зная n( CаО) найдите массу CаO | m=nM m(CаO)= n (CаO) M (СаО) M (CаО) =40+16=56г/моль m(СаО)=5,4г/моль=302,4г |
11.Запишите ответ | Ответ: m(СаО)=302,4г |
Задача. Определите массовую долю (в %) КОН в растворе, если КОН массой 40 г растворен в воде массой 160 г.
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(КОН)=40 г m(воды)=160 г Найти: W (КОН)-? |
2. Запишите формулу нахождения массовой доли вещества в растворе | |
3.Вычислите общую массу раствора | m(раствора)=m(КОН)+m(Н2О) m(раствора)=40+160=200г |
4.Подставьте известные величины в формулу | |
5.Запишите ответ | Ответ: |
Задача 1. Какое количество теплоты выделится при сгорании в кислороде 12 г водорода. Термохимическое уравнение горения водорода:
2Н2 + О2 → 2Н2О + 571,6 кДж
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(Н2)=12 г Найти: Q - ? |
2.Составьте уравнение химической реакции.
| Решение: 2Н2 + O2 = 2Н2О+ 571,6 кДж |
3.В уравнении подчеркните, что записано в «Дано» | 2Н2 + O2 = 2Н2О+ 571,6 кДж |
4.Под подчеркнутой формулой подпишите число моль: | 2Н2 + O2 = 2Н2О+ 571,6 кДж 2 моль |
5.Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано». | n(Н2) = |
6.Подпишите найденное n под формулой этого вещества | 2Н2 + O2 = 2Н2О+ 571,6 кДж 2 моль 6 моль |
7.Составьте пропорцию: | при сгорании 2 моль выделится 571,6 кДж теплоты при сгорании 6 моль выделится х кДж теплоты |
8.Из полученной пропорции выразите х | 1 моль 571,6 кДж 6 моль х кДж х = – это Q |
9. Запишите ответ | Q= |
Задача 2. Составьте термохимическое уравнение, если известно, что при сгорании
1 г магния выделяется 25,6 кДж теплоты.
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(Мg)=1 г Q=25,6 кДж Найти: Q' - ? |
2. Чтобы составить термохимическое уравнение реакции, нужно вычислить тепловой эффект реакции, написать уравнение горения магния и указать в нем значение этой величины. | |
3.Составьте уравнение химической реакции. | Решение: 2Мg + O2 = 2МgО |
4.При анализе условия и уравнения горения магния делают вывод, что, для того чтобы найти тепловой эффект реакции, нужно вычислить количество теплоты, которое выделится при сгорании 2 моль | |
5.В уравнении подчеркните, что записано в «Дано» | 2Мg + O2 = 2МgО |
6.Под подчеркнутой формулой подпишите число моль: | 2Мg + O2 = 2МgО 2 моль |
7.Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано». | n(Мg) = |
8.Подпишите найденное n под формулой этого вещества | 2Мg + O2 = 2МgО 2 моль 0,04 моль |
9.Составьте пропорцию: | при сгорании 0,04 моль магния выделится 25,6 кДж теплоты при сгорании 2 моль магния выделится х кДж теплоты |
10.Из полученной пропорции выразить х | 0,04 моль 25,6 кДж 2 моль х кДж х = |
11. Запишите ответ | 2Мg + O2 = 2МgО + 1280 кДж |
Задача 3. На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если практический выход составляет 90 % от теоретического.
Количество продукта, рассчитанное по уравнению, является максимально возможным значением (теоретическое значение,mтеор). На практике из-за потерь обычно получают меньшее количество (практическое значение,mпракт., mпракт < mтеор).
Практический выход продукта определяется отношением его практического количества к теоретическому: ᶮ =
При получении продукта в газообразном или жидком состоянии часто определяют отношение не масс, а объемов готового вещества. В этом случае вычисляют объемную долю выхода продукта: ᶮ=
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(НNО3)=252 г ᶮ(соли)=90% Найти: m(соли)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции. Рассчитайте массу соли по уравнению – это теоретическая масса соли | Решение: NаОН + НNO3 = NаNO3+Н2О |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | NаОН + НNO3 = NаNO3+Н2О |
5.Под подчеркнутыми формулами подпишите по коэффициентам число моль | NаОН + НNO3 = NаNO3+Н2О 1 моль 1 моль |
6.Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано». | n(НNO3) = |
7.Подпишите найденное n под формулой этого вещества | NаОН + НNO3 = NаNO3+Н2О 1 моль 1 моль 4 моль |
8.Под формулой вещества, массу которого надо найти, поставьте х моль | NаОН + НNO3 = NаNO3+Н2О 1 моль 1 моль 4 моль х моль |
9.Из полученной пропорции выразите х | 1 моль 1 моль 4 моль х моль х = – это количество вещества n(NаNO3) |
10.Зная n(NаNO3) найдите массу NаNO3 | m=nM m (NаNO3)= n (NаNO3) M (NаNO3) M (NаNO3=23+ 14+16=85г/моль m(NаNO3)=4г/моль=340г – теоретическая масса соли |
11.Вычислите практическую массу полученной соли | 340 г - 100% Х г - 90% х = - практическая масса NаNO3 |
11.Запишите ответ | Ответ: m (NаNO3) =306 г |
Раздел 2. Неорганическая химия
Задача. Какая масса воды образуется при взаимодействии серной кислоты со 100 г 10%-ного раствора гидроксида натрия?
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: Mр-ра(NаОН)=100г W(NаОН)=10% Найти: m(Н2О)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции | Решение: 2NаОН + Н2SO4 = Nа2SO4+2Н2О |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | 2NаОН + Н2SO4 = Nа2SO4+2Н2О |
4.Найдите массу NаОН в растворе | 100г - 100% Х г - 10% Х= – масса NаОН |
5.Под подчеркнутыми формулами подписать по коэффициентам «моли» | 2NаОН + Н2SO4 = Nа2SO4+2Н2О 2 моль 2 моль |
6.Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано». | n(NаОН) = |
7.Подпишите найденное n под формулой этого вещества | 2NаОН + Н2SO4 = Nа2SO4+2Н2О 2 моль 2 моль 0,25 моль |
8.Под формулой вещества, массу которого надо найти, поставьте х моль | 2NаОН + Н2SO4 = Nа2SO4+2Н2О 2 моль 2 моль 0,25 моль х моль |
9.Из полученной пропорции выразите х | 2 моль 2 моль 0,25 моль х моль х = – это количество вещества n(Н2О) |
10.Зная n(Н2О) найдите массу Н2О | m=nM m (Н2О)= n (Н2О) M (Н2О) M (Н2О) =12+16=18г/моль m(Н2О)=0,25г/моль=4,5г |
11.Запишите ответ | Ответ: m(Н2О)=4,5г |
Задача. Вычислите массу осадка, полученного действием раствора, содержащего
8 г сульфата меди (II), на раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия.
Количества, массы и объемы (для газов) реагентов не всегда берутся стехиометрическими, т.е. в соответствии с уравнением реакции и расчетным уравнением.
Чаще один реагент берется в избытке, а следовательно, другой реагент окажется в недостатке. Избыток реагента вступать в реакцию не будет.
Расчет получаемых количеств, масс и объемов (для газов) продуктов проводят только по реагенту в недостатке.
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(СuSO4)=8г m(NaOH)=10г Найти: m(Cu(OН)2)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции | Решение: СuSO4 + 2NaOH = Cu(OН)2 + Na2SO4 |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | СuSO4 + 2NaOH = Cu(OН)2 + Na2SO4 |
4.Под подчеркнутыми формулами подпишите по коэффициентам число моль | СuSO4 + 2NaOH = Cu(OН)2 + Na2SO4 1 моль 2 моль 1 моль |
5.Под формулой вещества, массу которого надо найти поставьте х моль | СuSO4 + 2NaOH = Cu(OН)2 + Na2SO4 1 моль 2 моль 1 моль х моль |
6.Вычислите количество веществ n, которые записаны в «Дано». | n(СuSO4) = – то, что есть по условию задачи n(NaOH) = - то, что есть по условию задачи |
7.Подпишите найденное n под формулами этих веществ | СuSO4 + 2NaOH = Cu(OН)2 + Na2SO4 1 моль 2 моль 1 моль 0,05 моль 0,25 моль х моль |
8. Найдите, какое из исходных веществ СuSO4 или NaOH взято в избытке, составив пропорцию (х можно подставить или под СuSO4 или NaOH) | Х= - должно быть NaOH, а его 0,25 моль, значит NaOH дан в избытке. Далее расчет ведем по недостатку, т.е по СuSO4. |
9.Выразите х уже через СuSO4. | СuSO4 + 2NaOH = Cu(OН)2 + Na2SO4 1 моль 2 моль 1 моль 0,05 моль 0,25 моль х моль |
10.Из полученной пропорции выразите х | 1 моль 1 моль 0,05 моль х моль х = – это количество вещества n(Cu(OН)2) |
11.Зная n(Cu(OН)2) найдите массу Cu(OН)2 | m=nM m(Cu(OН)2)= n (Cu(OН)2) M (Cu(OН)2) M (Cu(OН)2) =64+17 =98г/моль m(Cu(OН)2)=0,05г/моль=4,9г |
12.Запишите ответ | Ответ: m(Cu(OН)2)=4,9г |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Задача. Относительная плотность органического вещества по водороду равна 27. Вещество содержит 89% углерода и 11% водорода. Определите формулу вещества.
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: W(С)=89% W(Н)= 11% dН2(в-ва) = 27 Найти: СхНу |
2.Запишите формулу вычисления массовой доли элемента в веществе | Решение: Где n-число атомов элемента в веществе; Ar – относительная атомная масса элемента; Мr – молярная масса вещества |
3. Запишите формулу вычисления молярной массы вещества через относительную плотность газов | Мr(вещества) = D(газа) • Mr(газа) |
| Мr= dН2×М(Н2) Мr(вещества)= 27×2=54 |
5.Подставьте все значения в формулу | =4 =6 |
6.Запишите ответ | Ответ: С4Н6 |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1.1. Основные понятия и законы
Типовые примеры решения задач
Пример 1. Вычислите относительную молекулярную массу серной кислоты, химическая формула которой Н2SO4.
Решение. Для вычисления относительной молекулярной массы необходимо суммировать относительные атомные массы элементов (их взять из периодической таблицы Д.И.Менделеева), образующих соединение с учетом числа атомов:
Мr (Н2SO4) = 1×2+32+16×4=98
Пример 2. Вычислите массовую долю кислорода в SО3.
Решение. Массовая доля элемента в веществе (w) показывает, какую часть относительной молекулярной массы вещества составляет относительная атомная масса элемента, умноженная на индекс (n) при знаке элемента в формуле. Массовая доля – величина безразмерная. Выражается в долях от единицы или в процентах.
1. Вычисляем относительную молекулярную массу SО3:
Мr (SO3) = 32+16×3=80
2. Вычисляем массовую долю кислорода.
Относительная атомная масса кислорода из периодической таблицы Д.И.Менделеева Аr(О) =16
Составим пропорцию: Мr (SO3) 80 - 100%
w(О)=60%
Пример 3. Какое количество вещества оксида меди (II) содержится в 120 г его массы?
Решение. Используем формулу ,
где n- количество вещества;
m- масса вещества;
М – молярная масса вещества, численно равна
относительной молекулярной массе
1. Относительная молекулярная масса Мr(СuО)=64+16=80, следовательно, молярная масса М (СuО)=80г/моль.
2. Пользуясь соотношением
находим количество вещества: n(СuО)=
Пример 4. Определите массу гидроксида натрия количеством вещества 2 моль.
Решение. Используем формулу ,
1. Молярная масса М(NаOH)= 23+16+1=40г/моль.
2. m=nM
3. m(NаOH)= 2 40г/моль=80г.
Пример 5. Какой объем занимает 4 моль углекислого газа СО2.
Решение. Используем формулу ,
где Vm=22,4 л/моль
1. V(СО2)=n(CO2) Vm= 4 22,4л/моль= 89,6л.
Пример 6. Вычислите массу осадка, полученного действием раствора, содержащего 8г гидроксида натрия с раствором сульфата меди(II).
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(NаOH)=8г Найти: m(Cu(OH)2)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции | Решение: CuSO4+2 NаOH→ Cu(OH)2+Na2SO4 |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | CuSO4+2 NаOH→ Cu(OH)2+Na2SO4 |
4. Под подчеркнутыми формулами подписать по коэффициентам «моли» | CuSO4+2 NаOH→ Cu(OH)2+Na2SO4 2 моль 1 моль |
5. Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано» | n(NаOH) = |
6. Подпишите найденное n под формулой этого вещества | CuSO4+2 NаOH→ Cu(OH)2+Na2SO4 2 моль 1 моль 0,2 моль |
7. Под формулой вещества, массу которого надо найти, поставим х моль | CuSO4+2 NаOH→ Cu(OH)2+Na2SO4 2 моль 1 моль 0,2 моль х моль |
8. Из полученной пропорции выразить х | 2 моль 1 моль 0,2 моль х моль х = – это количество вещества n( Cu(OH)2) |
9. Зная n( Cu(OH)2) найдите массу Cu(OH)2 | m=nM m(Cu(OH)2)= n Cu(OH)2 M Cu(OH)2 M Cu(OH)2 =64+(16+1) 2=98г/моль m(Cu(OH)2)=0,1 98г/моль=9,8г |
10. Запишите ответ | Ответ: m(Cu(OH)2)=9,8г |
Контрольные задания
Подготовьте сообщения
1. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). (Указание: в сообщении написать о физических свойствах указанных модификаций и применении, можно оформить в виде таблицы).
2. Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии. (Указание: в сообщении отразить их определение и привести конкретные примеры применения.)
Решите задачи
ВНИМАНИЕ! Условие задач необходимо списывать.
Чему равна молярная масса вещества из вашего варианта?
2. Юный радиотехник при травлении омедненной платы опустил ее в раствор хлорида железа (III).Какая масса меди перейдет в раствор, если в результате… 3. Какова масса нитрата меди, образующегося при взаимодействии оксида… 4. Какое количество вещества (n) воды можно получить, если сжечь 3 моль газа водорода.
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
Контрольные задания
Подготовьте сообщения
1. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. (Указание: в сообщении раскрыть понятие радиактивности и привести несколько примеров по использованию радиоактивных изотопов).
2. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. (Указание: в сообщении дать понятие рентгеновскому излучению и привести несколько примеров по его использованию).
3. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.( Указание: в сообщении приведите любой пример моделирования ситуации на производстве)
Тема 1.3. Строение вещества
Типовой пример решения задачи
Пример 1. Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600 г известняка, содержащего 10% примесей?
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(СаСО3)=600г W(примесей)=10% Найти: m(CаO)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции | Решение: СаСО3 → СаО+СО2 |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | СаСО3 → СаО+СО2 |
4.Найдите массу чистого вещества (освободиться от примесей) | 600г - 100% Х г - 10% Х= - масса примесей, Тогда масса чистого СаСО3 равна 600-60=540г |
5.Под подчеркнутыми формулами подписать по коэффициентам «моли» | СаСО3 → СаО+СО2 1 моль 1 моль |
6.Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано». Для расчета берите уже массу чистого вещества | n(СаСО3) = |
7.Подпишите найденное n под формулой этого вещества | СаСО3 → СаО+СО2 1 моль 1 моль 5,4 моль |
8.Под формулой вещества, массу которого надо найти, поставим х моль | СаСО3 → СаО+СО2 1 моль 1 моль 5,4 моль х моль |
9.Из полученной пропорции выразить х | 1 моль 1 моль 5,4 моль х моль х = – это количество вещества n(СаО) |
10.Зная n( CаО) найдите массу CаO | m=nM m(CаO)= n (CаO) M (СаО) M (CаО) =40+16=56г/моль m(СаО)=5,4 г/моль=302,4г |
11.Запишите ответ | Ответ: m(СаО)=302,4г |
Контрольные задания
2. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. (Указание: дать определение этим понятиям). 3. Аномалии физических свойств воды. (Указание: конкретно какие?). 4. Жидкие кристаллы. Приборы на жидких кристаллах. (Указание: понятие жидких кристаллов и несколько примеров…
Решите задачи
ВНИМАНИЕ! Условие задач необходимо списывать.
2. 50 г азота, содержащего 5% примесей реагирует с водородом. Рассчитайте массу полученного аммиака NН3. 3. Какая масса СаО образуется при обжиге 400 кг известняка СаСО3, содержащего… 4. Какой объём (л) оксида углерода (IV) (н.у.) получится при обжиге 500 г известняка СаСО3, содержащего 8%…
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Типовой пример решения задачи
Пример 1. Определите массовую долю (в %) КОН в растворе, если КОН массой 40 г растворен в воде массой 160 г.
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(КОН)=40 г m(воды)=160 г Найти: W (КОН)-? |
2. Запишите формулу нахождения массовой доли вещества в растворе |
|
3.Вычислите общую массу раствора | m(раствора)=m(КОН)+m(Н2О) m(раствора)=40+160=200г |
4.Подставьте известные величины в формулу |
|
5.Запишите ответ | Ответ: |
Контрольные задания
Подготовьте сообщения
1. Кристаллогидраты (Указание: что это такое, примеры).
2. Применение воды в технических целях. (Указание: конкретные примеры производств, для чего используется там вода).
3. Жесткость воды и способы ее устранения. (Указание: виды жесткости и способы устранения).
4. Минеральные воды (Указание: что это такое, состав, применение).
Решите задачи
ВНИМАНИЕ! Условие задач необходимо списывать.
2. Имеется 30%-ный раствор азотной кислоты. Вычислите массу кислоты, содержащейся в 200 г такого раствора. 3. Сколько граммов гидроксида натрия содержится в 150 г раствора с массовой… 4. Сахар массой 90 г растворили в 500 г воды. Вычислите массовую долю сахара в получившемся растворе.
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
Типовой пример решения задачи
Пример 1. Какая масса воды образуется при взаимодействии серной кислоты со 100 г 10%-ного раствора гидроксида натрия?
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: Mр-ра(NаОН)=100г W(NаОН)=10% Найти: m(Н2О)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции | Решение: 2NаОН + Н2SO4→ Nа2SO4+2Н2О |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | 2NаОН + Н2SO4→ Nа2SO4+2Н2О |
4.Найдите массу NаОН в растворе | 100г - 100% Х г - 10% Х= – масса NаОН |
5.Под подчеркнутыми формулами подписать по коэффициентам «моли» | 2NаОН + Н2SO4→ Nа2SO4+2Н2О 2 моль 2 моль |
6.Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано». | n(NаОН) = |
7.Подпишите найденное n под формулой этого вещества | 2NаОН + Н2SO4→ Nа2SO4+2Н2О 2 моль 2 моль 0,25 моль |
8.Под формулой вещества, массу которого надо найти, поставим х моль | 2NаОН + Н2SO4→ Nа2SO4+2Н2О 2 моль 2 моль 0,25 моль х моль |
9.Из полученной пропорции выразить х | 2 моль 2 моль 0,25 моль х моль х = – это количество вещества n(Н2О) |
10.Зная n(Н2О) найдите массу Н2О | m=nM m (Н2О)= n (Н2О) M (Н2О) M (Н2О) =1 2+16=18г/моль m(Н2О)=0,25 г/моль=4,5г |
11.Запишите ответ | Ответ: m(Н2О)=4,5г |
Контрольные задания
2. Едкие щелочи, их использование в промышленности.( Указание: примеры едких щелочей, их применение). 3. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и… 4. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.(Указание: что такое о рН раствора,…
Решите задачи
ВНИМАНИЕ! Условие задач необходимо списывать.
2. Определите массу осадка, которая образуется при сливании 15 г 5%-ного раствора хлорида бария с раствором сульфата бария. 3. Какая масса нитрата цинка образуется при взаимодействии оксида цинка со… 4. Слили 40 г 10%-ного раствора серной кислоты с раствором нитрата бария. Рассчитайте массу образовавшегося осадка. …
Тема 1.6. Химические реакции
Типовые примеры решения задач
Пример 1.Какое количество теплоты выделится при сгорании в кислороде 12 г водорода. Термохимическое уравнение горения водорода:
Пример 2. Составьте термохимическое уравнение, если известно, что при сгорании
Г магния выделяется 25,6 кДж теплоты.
Пример 3. На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если практический выход составляет 90 % от теоретического.
Количество продукта, рассчитанное по уравнению, является максимально возможным значением (теоретическое значение,mтеор). На практике из-за потерь обычно получают меньшее количество (практическое значение,mпракт., mпракт < mтеор).
Практический выход продукта определяется отношением его практического количества к теоретическому: ᶮ=
При получении продукта в газообразном или жидком состоянии часто определяют отношение не масс, а объемов готового вещества. В этом случае вычисляют объемную долю выхода продукта: ᶮ=
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: m(НNО3)=252 г ᶮ(соли)=90% Найти: m(соли)-? |
2.Составьте уравнение химической реакции. Рассчитайте массу соли по уравнению – это теоретическая масса соли | Решение: NаОН + НNO3→ NаNO3+Н2О |
3.В уравнении подчеркните формулы веществ, которые записаны в «Дано» и «Найти» | NаОН + НNO3→ NаNO3+Н2О |
5.Под подчеркнутыми формулами подписать по коэффициентам «моли» | NаОН + НNO3→ NаNO3+Н2О 1 моль 1 моль |
6.Вычислите количество вещества n, которое записано в «Дано». | n(НNO3) = |
7.Подпишите найденное n под формулой этого вещества | NаОН + НNO3→ NаNO3+Н2О 1 моль 1 моль 4 моль |
8.Под формулой вещества, массу которого надо найти, поставим х моль | NаОН + НNO3→ NаNO3+Н2О 1 моль 1 моль 4 моль х моль |
9.Из полученной пропорции выразить х | 1 моль 1 моль 4 моль х моль х = – это количество вещества n(NаNO3) |
10.Зная n(NаNO3) найдите массу NаNO3 | m=nM m (NаNO3)= n (NаNO3) M (NаNO3) M (NаNO3=23+ 14+16 =85г/моль m(NаNO3)=4 г/моль=340г – теоретическая масса соли |
11.Вычислите практическую массу полученной соли | 340 г - 100% Х г - 90% х = - практическая масса NаNO3 |
11.Запишите ответ | Ответ: m (NаNO3) =306 г |
Контрольные задания
Подготовьте сообщения
1. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза.
2.Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. (Указание: что это такое, применение).
3.Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы (Указание: что это такое, применение).
4.Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы.
Решите задачи
ВНИМАНИЕ! Условие задач необходимо списывать.
2. Термохимическое уравнение реакции разложения известняка: СаСО3→ СаO+СО2 – 157 кДж. Какое количество теплоты затрачивается на… 3. При сжигании 6,5 г цинка выделилась теплота, соответствующая 34,8 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой…
2. При взаимодействии 9,84 г оксида железа (III) и монооксида углерода СО получается 5,73 г железа и выделяется углекислый газ. Рассчитайте… 3. Цинк массой 65 г окисляется кислородом с образованием оксида цинка.… 4. Рассчитайте объем в л. (н.у.) оксида азота (IV), который можно получить окислением 58,5 моль азота, если…
Тема 1.7. Металлы и неметаллы
Типовой пример решения задачи
Пример 1. Вычислите массу осадка, полученного действием раствора, содержащего
Г сульфата меди (II), на раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия.
Чаще один реагент берется в избытке, а следовательно, другой реагент окажется в недостатке. Избыток реагента вступать в реакцию не будет. Расчет получаемых количеств, масс и объемов (для газов) продуктов проводят…
Контрольные задания
2. Производство чугуна и стали. (Указание: что такое чугун, сталь, их получение). 3. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом… 4. Силикатная промышленность.( Указание: сырье, получаемые продукты, их применение).
Решите задачи
ВНИМАНИЕ! Условие задач необходимо списывать.
2. К раствору, в котором находится 42,6 г нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 16 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшегося… 3. Какой объём газа (н.у.) выделяется, если к раствору, содержащему 53 г… 4. Рассчитайте, какая масса нитрата магния получится при взаимодействии 20 г оксида магния с раствором, содержащим…
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Контрольные задания
Подготовьте сообщения
1. Понятие о субстрате и реагенте.( Указание: раскрыть понятия).
2. Реакции окисления и восстановления органических веществ.(Указание: конкретные примеры).
3. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.(Указание: написать, какие есть основные классы неорганических веществ и органических веществ; написать, какие есть типы химических реакций в неорганической и органической химии).
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
Типовой пример решения задачи
Пример 1. Относительная плотность органического вещества по водороду равна 27. Вещество содержит 89% углерода и 11% водорода. Определите формулу вещества.
Последовательность действий | Пример выполнения действий |
1.Запишите условие и требование задачи с помощью общепринятых обозначений | Дано: W(С)=89% W(Н)= 11% dН2(в-ва) = 27 Найти: СхНу |
2.Запишите формулу вычисления массовой доли элемента в веществе | Решение: Где n-число атомов элемента в веществе; Ar – относительная атомная масса элемента; Мr – молярная масса вещества |
3. Запишите формулу вычисления молярной массы вещества через относительную плотность газов | Мr(вещества) = D(газа) • Mr(газа) |
4. Вычислите молярную массу вещества | Мr= dН2×М(Н2) Мr(вещества)= 27×2=54 |
5.Подставьте все значения в формулу и найдите n углерода и водорода | =4 =6 |
6.Запишите ответ | Ответ: С4Н6 |
Контрольные задания
2. Тримеризация ацетилена в бензол. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов 3. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. 4. Основные направления промышленной переработки природного газа.
Решите задачи
ВНИМАНИЕ! Условие задач необходимо списывать.
2. Определите молекулярную формулу газообразного вещества, если его плотность по воздуху равна 2, а массовая доля углерода 82,76% и водорода… 3. Найти молекулярную формулу газообразного вещества, содержащего 93,75%… 4. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 80%, относительная…
2. Определите, какой объем кислорода (н.у.) затратится на полное сгорание 1,12 л метана? 3. Какой объем пропена (н.у.) будет израсходован в реакции с водородом, если… 4. 6,4 г карбида кальция растворили в воде. Какой объем (н.у.) ацетилена при этом выделится?
Тема 2.3 Кислородосодержащие органические соединения
Контрольные задания
2. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. 3. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из… 4. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. (Указание: написать уравнение).
Решите задачи
ВНИМАНИЕ! Условие задач необходимо списывать.
Задача 2.Вычислите массу уксусной кислоты, затраченную на реакцию с раствором гидроксида натрия массой 120 г с массовой долей щелочи 25%. Задача 3. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии уксусной… Задача 4. Какая масса фенолята натрия может быть получена при взаимодействии фенола массой 4,7 г с раствором…
Тема 2.4. Азотосодержащие органические соединения. Полимеры
Контрольные задания
2. Использование гидролиза белков в промышленности. 3. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). (Указание: состав,… 4. Фенолоформальдегидные пластмассы. (Указание: состав, физические свойства, применение).
РАЗДЕЛ 3. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Тема 3.1. Химия и жизнь
Контрольные задания
2. Моющие и чистящие средства, их значение в жизни человека. ( Указание: примеры моющих и чистящих средств, правила безопасной работы со средствами… 3. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. ( Указание:…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Растворимость кислот, оснований и солей в воде
Литература.
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (10 кл.). М. ОЛМА, 2010
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (11 кл.). М. ОЛМА, 2010
3.Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2012.
4. Ерохин Ю.М., Химия (учебник) – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 384 с.
5. Ерохин Ю.М.. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом)- М: Издательский центр «Академия», 2005.- 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Лист согласования
Дополнения и изменения к методическим рекомендациям по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся по ОДБ 06. Химия по профессии 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин».
Дополнения и изменения к методическим рекомендациям по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся по профессии ОДБ.06 Химия по профессии 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин» на 2014-2015 учебный год
Внесены следующие изменения:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнения и изменения обсуждены на заседании МК _______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель МК ________________ /___________________/
ЖУРНАЛ КОНТРОЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По дисциплине ОДБ 06. Химия
По профессии 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин».
№ | Тема занятия | Виды и формы ВСР | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Введение | Сообщение «Методы познания в химии» и их представление | 2 | Представление и защита |
2 | Основные понятия и законы химии | Реферат, презентация Составление кроссворда по теме «Сплавы» Решение расчетных задач | 6 2 1 | Представление мультимедийной презентации Защита реферата Оформление кроссворда Самоотчет |
3 | Неорганическая химия | Реферат и его представление Решение расчетных задач | 6 1 | Представление мультимедийной презентации Защита реферата Самоотчет |
4 | Органическая химия | Реферат, презентация и их представление Решение расчетных задач Составление кроссворда Сообщение, доклад | 6 1 2 2 | Представление мультимедийной презентации Защита реферата Самоотчет Оформление кроссворда Защита сообщения |
№ п/п | Ф.И. Ообучающегося | Вид самостоятельной работы | Количество баллов | Оценка | |||||||||||
Сообщения | Таб лица | реферат | презентация | кроссворд | задачи | ||||||||||
| |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
18 | |||||||||||||||
19 | |||||||||||||||
20 | |||||||||||||||
21 | |||||||||||||||
22 | |||||||||||||||
23 | |||||||||||||||
24 | |||||||||||||||
25 |
Список основной литературы:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Учебник «Химия», Москва, «Академия», 2011 г.
2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н Учебник « Химия 10 класс».Москва Дрофа 2008 год
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. учебник «Химия 11 класс». Москва Дрофа 2008 год
4. Габриелян О.С «Химия для преподавателя», учебно-методическое пособие,
Москва, Академия,2009.
5. Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии 10 и 11 класс»,
Москва, Академия,2008.
6. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. «Химия для преподавателя: методическое пособие», Москва, Академия, 2007
7. Габриелян О.С. «Практикум по общей, неорганической и органической химии» учебное пособие, Москва, Академия, 2007.
Интернет-ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"
- http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий
- http://www.uroki.net/ - UROKI.NET. На страницах этого сайта Вы найдете поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов
- http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по химии
- http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видеоопыты, химические задачи, интернет-учебники по химии и многое другое
- http://schools.perm.ru/ - Пермский городской школьный портал. Педагоги на портале смогут найти разработки уроков и различных мероприятий, а так же последние новости в сфере образования Пермского края
- http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации
- http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
- http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения
- http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения
- http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - Органическая химия - учебник для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных
- http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химииПредоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы
- http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов)
- http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер тестирования. Бесплатное оn-line тестирование по химии, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы ст
Дисциплина «Немецкий язык» по специальности «Коммерция (по отраслям)» изучается в течение двух учебных лет. Первый год обучения завершается дифференцированным зачетом, второй – экзаменом.Для пол...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Специальность: 09.02.02. «Компьютерные сети»
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык." В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экономика организации для специальности Реклама
Методические рекомендации предназначены для специальности 031601 "Реклама"...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экономика организации, для специальности Экономика и бухгалтерский учет
Методические рекомендации предназначены для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ОДБ Обществознание (включая экономику и право) для специальностей СПО 21.02.04 Землеустройство 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { }p.cjk { font-family: "Calibri"; } Методические рекомендации по внеаудиторной ...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы ПМ 03. Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового)
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.03 Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового)...