Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ОУД. 13 «Экология» основной профессиональной образовательной программы по специальности 21.02.01 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
учебно-методический материал

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

       Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе рабочей  программы учебной дисциплины ОУД.11 «Экология»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos-_ekologiya.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

                Утверждена приказом директора  БУ                                                                                              «Лангепасский политехнический колледж»

№ 240-р от 29.05.2018г.

Комплект контрольно-оценочных средств

для проведения промежуточной аттестации по

ОУД. 13 «Экология»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

21.02.01 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

форма проведения промежуточной аттестации

дифференцированный зачет

Покачи

2018


       Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе рабочей  программы учебной дисциплины ОУД.11 «Экология»

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель первой квалификационной категории

 Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 4 от 25. 05. 2018г.

Рассмотрена                          «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                   Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла                                             ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 5 от 21. 05. 2018г.        

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1. 1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств

Комплект оценочных средств (далее - КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины цикла общепрофессиональных дисциплин «Экология ».

В результате освоения учебной дисциплины «Экология» обучающийся должен обладать следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке:

Умение:

У.1

Решать простейшие экологические задачи.

У.2

Использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов.

У.3

Объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.

У.4

Строить графики простейших экологических зависимостей.

У.5

Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

У.6

Использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.

У.7

Определять уровень загрязнения воздуха и воды.

У.8

Устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии.

Знание:

З.1

Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов ).

З.2

О типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина.

З.3

Законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов.

З.4

Об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе).

З.5

О строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем).

З.6

О строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем).

З.7

Законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и Агроэкосистемах); — о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ).

З.8

О биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; — о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере).

З.9

О месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи); — о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы).

З.10

Социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи; 5 — современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); — о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология).

З.11

О рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); — об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей).

З.12

О рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией).

З.13

О современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга ХМАО- Югры и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений).

З.14

О рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги ХМАО- Югры и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

3.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

Уметь:

У-1. Решать простейшие экологические задачи.

ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Самостоятельно  решает простейшие  экологические задачи.

Самостоятельно осуществляет поиск информации в литературных и Интернет-источниках.

Экологические задачи.

Дифференцированный зачет.

У-2. Использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов. ОК-5.Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использует количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов.

Самостоятельно осуществляет поиск информации в литературных и Интернет-источниках.

Комбинированный опрос

У-3  Объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.

ОК-5.Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Объясняет принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.

Самостоятельно осуществляет поиск информации в литературных и Интернет-источниках.

Комбинированный опрос.

У-4 Строить графики простейших экологических зависимостей.

Самостоятельно строит графики простейших экологических зависимостей.

Графическая работа

У-5 Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

Применяет  знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

Комбинированный опрос.

У–6 Использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.

Использует  элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.

Комбинированный опрос.

У-7 Определять уровень загрязнения воздуха и воды.

Определяет уровень загрязнения воздуха и воды.

Комбинированный опрос.

У-8  Устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии.

Устанавливает  и описывает  основные виды ускоренной почвенной эрозии.

Фронтальный опрос.

Знать:

З-1. Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.).

Четко дает определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.).

Письменный опрос

Творческое задание

З-2. О типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина.

Приводит примеры типов взаимодействий организмов; примеры разнообразия биотических связей; даёт  количественную  оценку взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина.

Комбинированный опрос

З-3. Законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов.

Знает законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов.

Ситуационные задания

З-4. Об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе.

Характеризует отношения организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе).

Письменный опрос

З-5. О строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем).

Дает определения «экосистемы», «биоценоза». Характеризует круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем.

Письменный опрос

З-6. Законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и Агроэкосистемах); — о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ).

Четко формулирует законы биологической продуктивности. Характеризует последовательные этапы формирования экосистем  (зарастание водоема) и различает неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ.

Комбинированный опрос.

З-7 О биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; — о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере).

Характеризует биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.  Дает определение  биосферы как глобальной экосистемы

Фронтальный опрос.

З-8 О месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи); — о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы).

Формулирует общеэкологические и социальные особенности популяций человека, называет экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи.  Характеризует  динамику отношений системы «природа—общество».

Комбинированный опрос.

Сообщение.

З-9 Социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи; 5 — современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); — о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология).

Объясняет социально-экологические закономерности роста численности населения Земли. Характеризует современные проблемы охраны природы.

Комбинированный опрос.

Сообщение.

З-10 О рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); — об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей).

Обосновывает необходимость рационального использования и охраны водных ресурсов,  недр Земли, использования малометаллоемких производств, поиска заменителей энергетического сырья.

Фронтальный опрос.

Сообщение.

З-11 О рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией).

Обосновывает необходимость рационального использования и охраны почв.  Четко называет причины потери плодородия и виды разрушения почв.  

Комбинированный опрос.

Творческое задание.

З-12 О современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга ХМАО_ Югры и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений).

Характеризует современное состояние растительности и обосновывает необходимость ее охраны. Предлагает меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охране редких и исчезающих видов растений.

Комбинированный опрос.

Творческое задание

З-13 О рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги ХМАО_ Югры и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

Характеризует современное состояние животного мира и обосновывает необходимость его охраны. Предлагает меры по сохранению и восстановлению охотничье-промысловых и редких видов животных, охране редких и исчезающих видов животных.

Комбинированный опрос.

Творческое задание.

4. Оценка освоения учебной дисциплины:

4.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные учебной программой  дисциплины Экология, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Критерии оценки:

  • 5 (отлично) - студент показывает глубокие осознанные знания по освещаемому вопросу, владение основными понятиями, терминологией; владеет конкретными знаниями по данной теме дисциплины. Ответ полный, доказательный, четкий, грамотный, иллюстрирован примерами.
  • 4 (хорошо) - студент показывает глубокое и полное усвоение содержания материала, умение правильно и доказательно излагать ответ по заданному вопросу, допускает отдельные незначительные неточности в формулировке понятий, определений. Не всегда может привести примеры.
  • 3 (удовлетворительно) - студент понимает основное содержание вопроса, своими словами объясняет  практическое применение полученных знаний. Вместе с тем, допускает отдельные ошибки, неточности в содержании и оформлении ответа; ответ недостаточно последователен, доказателен и грамотен.
  • 2 (неудовлетворительно) - студент имеет существенные пробелы в знаниях по изученным вопросам, допускает ошибки, не выделяет главного, существенного в ответе. Ответ поверхностный, бездоказательный, допускаются речевые ошибки.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) 

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Раздел I.

Введение.

Тема 1.1.   

Объект изучения экологии. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях.

Комбинированный  опрос

Собеседование

У1,

З 1,

ОК- 4

Раздел II

Экология как научная дисциплина.

Тема  2.1 

Общая экология. Среда обитания и факторы среды.

Ситуационные задания

Комбинированный  опрос

У1, У2, У3

 З-1, З-2, З-3,  З-4,  З-5

ОК -4, ОК-5

Тема 2.2

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.

Фронтальный опрос

Ситуационные задания

У2,З-6 З-7 З-8 ОК-4

Тема 2.3

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

Ситуационные задания

У1,У2, У3

З-1, З-2,  З-3 З-4,  З-5,  З-6

ОК -4, ОК-5

Раздел III

Тема 3.1. 

Среда обитания человека.

Ситуационные задания

Фронтальный   опрос

У6, З-6 З-7 З-8

ОК-5

Тема 3.2 

 Городская среда.

Комбинированный  опрос.

Ситуационные задания

У4,У5, У6, З-8 З-9

ОК-5

Тема 3.3

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

Фронтальный   опрос.

Ситуационные задания

У6, У7, З-8 З-9

ОК-5

Тема 3.4 

Экологические вопросы строительства в городе.

Комбинированный  опрос.

Ситуационные задания

У6, З-8 З-9

ОК-5

Тема 3.5

 Сельская среда.

Фронтальный опрос.

Ситуационные задания

У-8, З-11

ОК-4

Комбинированный

 опрос

У1,  У2, У3, У4, У6, У7, У8

З-1, З-2,  З-3 З-4,  З-5, З-6, З-7 ,З-8 З-9, З-11 

ОК -4, ОК-5

Тема 3.6

 Решение экологических задач

Ситуационные задания

У1, З-6, З-7, З-8

ОК-4

Раздел IV

Концепция устойчивого развития

Тема 4.1 

Глобальные экологические проблемы и способы их решения.

Фронтальный   опрос.

Ситуационные задания

У6, З-9, З-10

ОК -4, ОК-5

Тема 4.2 

Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». 

Комбинированный  опрос.

Ситуационные задания

У7, З-11

ОК -4, ОК-5

Тема 4.3

 Экологический след и индекс человеческого развития.

Фронтальный  опрос.

Ситуационные задания

У-6, З-12

ОК -4, ОК-5

Комбинированный

опрос

У6, У7

З-10, З-11, З-12

ОК -4, ОК-5

Тема 4.4

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Ситуационные задания

У7, З-11

ОК -4, ОК-5

Раздел V

Охрана природы

Тема 5.1

 Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. 

Комбинированный  опрос.

Ситуационные задания

У5, У6

З-12

ОК -4, ОК-5

Тема 5.2 

Природные ресурсы и их охрана.

Фронтальный   опрос.

Ситуационные задания

У5, З-12, З-13

ОК -4, ОК-5

Комбинированный

 опрос

У5, У6, У8

З-1, З- 2, З-3, З-4, З-5, З-6, З-7

З-11, З-12

Тема 5.3

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Комбинированный  опрос.

Ситуационные задания

У7, У8, З-1,  З- 2, З-3, З-4, З-5, З-6, З-7

ОК -4, ОК-5

Тема 5.4  Дифференцированный зачет

Зачет

У1,У2, У3, У4, У5, У6, У7 ,У8

З-1, З- 2, З-3, З-4, З-5, З-6, З-7, З-8, З-9, З-10, З-11, З-12, З-13

Перечень оценочных средств

п\п

Наименование

оценочного

средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

2

3

4

1

Фронтальный опрос

Контрольный опрос на занятии, проверка степени и основательности усвоения  большинством студентами учебного материала, который уже объяснялся. Оценка выставляется за правильный ответ.

Перечень вопросов

2

Комбинированный опрос

Сочетает  в себе  индивидуальный  и фронтальный устный и письменный опросы. Одни студенты отвечают устно, как при индивидуальном опросе или фронтальном, остальные  выполняют задания письменно.

Перечень вопросов

3

Экологическая задача

Экологическая задача представляет собой математическую или химическую  задачу с экологическим содержанием

Комплект экологических задач

4

Творческая работа

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Темы  творческих работ

5

      Сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой результат решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской задачи.

Темы для подготовки сообщений

6

Собеседование

Специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п., которые изучались  как на занятиях, так и в процессе самостоятельной работы.

Перечень вопросов для обсуждения

7

Графическая работа

Форма письменного контроля, требующая от студентов выполнения рисунков,  схем, таблиц с   целью   краткого резюмирования и обобщения знаний.

Задания для графического представления информации

 5.1. Задания для текущего контроля по темам:

  1. Объект изучения экологии.
  2. Общая экология. Среда обитания и факторы среды.
  3. Социальная экология.
  4. Среда обитания человека.
  5. Городская среда.
  6. Экологические вопросы строительства в городе.
  7. Сельская среда.
  8. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.
  9. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
  10. Экологический след и индекс человеческого развития.
  11. Природоохранная деятельность. История охраны природы в России.
  12. Природные ресурсы и их охрана.

1. Задания для проведения комбинированного опроса, собеседования

Вопросы и  критерии оценки:

  1. Экология как наука. Разделы экологии.
  2. Методы, используемые в экологических исследованиях.
  3. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
  4. Среда обитания и факторы среды.
  5.  Общие закономерности действия факторов среды на организм.
  6. В чем сущность закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его в сельском хозяйстве?
  7. Что такое адаптация. Какую роль она играет в жизни организмов?
  8. Как в практической деятельности человек может применять знания об ограничивающем факторе?
  9. Определите тип взаимодействия в данных примерах: термиты и жгутиковые простейшие, клубеньковые бактерии и бобовые растения, медузы и мальки рыб.
  10. Перечислите признаки отличия паразитизма от хищничества.
  11. Чем временные паразиты отличаются от постоянных?
  12. Почему паразитизм относят к дегенеративному пути эволюции?
  13. Экологические характеристики популяции.
  14. Назовите основные части экосистемы. Какие категории организмов входят в состав экосистемы.
  15. Чем отличаются понятия экосистема и биогеоценоз?
  16. В чем отличие биоценоза от агроценоза.
  17. Почему цепи питания не бывают длинными?
  18. Предмет изучения социальной экологии.
  19. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.
  20. Понятие «загрязнение среды». Виды загрязнений.
  21. Экологические проблемы: региональные и глобальные.
  22. Причины возникновения глобальных экологических проблем.
  23. Прикладная экология и ее основные направления
  24. Окружающая человека среда и ее компоненты.
  25.  Естественная и искусственная среды обитания человека.
  26. Социальная среда.
  27. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
  28.  Шум и вибрация в городских условиях.
  29.  Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
  30.  Экологические вопросы строительства в городе.
  31.  Экологические требования к организации строительства в городе.
  32. Экологическая безопасность материалов, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений
  33. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
  34. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
  35. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.
  36. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»
  37. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
  38. Экологические след и индекс человеческого развития.
  39. Охрана природы и принципы природоохранной деятельности
  40. Типы организаций, способствующих охране природы.
  41.  Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.
  42. Экологические кризисы и экологические ситуации.
  43. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.
  44. Природные ресурсы и способы их охраны.
  45.  Охрана лесных ресурсов в России.
  46.  Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов)

 

Критерии оценки:

  • 5 (отлично) - студент показывает глубокие осознанные знания по освещаемому вопросу, владение основными понятиями, терминологией; владеет конкретными знаниями по данной теме дисциплины. Ответ полный, доказательный, четкий, грамотный, иллюстрирован примерами.
  • 4 (хорошо) - студент показывает глубокое и полное усвоение содержания материала, умение правильно и доказательно излагать ответ по заданному вопросу, допускает отдельные незначительные неточности в формулировке понятий, определений. Не всегда может привести примеры.
  • 3 (удовлетворительно) - студент понимает основное содержание вопроса, своими словами объясняет  практическое применение полученных знаний. Вместе с тем, допускает отдельные ошибки, неточности в содержании и оформлении ответа; ответ недостаточно последователен, доказателен и грамотен.
  • 2 (неудовлетворительно) - студент имеет существенные пробелы в знаниях по изученным вопросам, допускает ошибки, не выделяет главного, существенного в ответе. Ответ поверхностный, бездоказательный, допускаются речевые ошибки.

Тестовые задания по теме: «Объект изучения экологии. История развития экологии»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ:

  1. Наука, изучающую  поведение особей и видов, а также их взаимодействие с окружающей природной средой, называется:

А. аутэкология

Б. демэкология

В. синэкология

Г. социальная экология

  1. Наука, которая изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности

А. геоэкология

Б. демэкология

В. синэкология

Г. социальная экология

  1. Комплексная дисциплина, изучающая взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром это:

А. геоэкология

Б. демэкология

В. синэкология

Г. экология человека

  1. Комплекс дисциплин, связанных с разными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой, это:

А. прикладная экология

Б. демэкология

В. синэкология

Г. геоэкология

  1. Сформулировал 4 основных закона экологии:

А. Эрнст Геккель

Б. Коммонер Б.

В. Мальтус Т.

Г. Ламарк Ж. Б.

Вариант 2

Выберите один правильный ответ:

  1. Создал фундаментальное учение о биосфере:

А. Эрнст Геккель

Б. Коммонер Б.

В. Вернадский В. И.

Г. Ламарк Ж. Б.

  1. Термин «Экология» предложил:

А. Эрнст Геккель

Б. Коммонер Б.

В. Вернадский В. И.

Г. Ламарк Ж. Б.

  1. Выдвинул понятие об экосистеме:

А. Эрнст Геккель

Б. Коммонер Б.

В. Вернадский В. И.

Г. Тенсли А..

  1. Наука, которая изучает взаимоотношения популяций и сообществ с природной средой, называется:

А. аутэкология

Б. демэкология

В. синэкология

Г. социальная экология

  1. Наука, исследующая целые популяции, их динамику и причины колебания численности различных видов:

А. геоэкология

Б. демэкология

В. синэкология

Г. социальная экология

Тестовые задания по теме: «Общая экология. Среда обитания и факторы среды»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ

  1. Факторы среды, которые воздействуют на организм – это:

А. экологические

Б. ограничивающие

В. лимитирующие

Г. толерантные

  1. Способность организмов выдерживать изменения условий жизни – это:

А. конкуренция

Б. толерантность

В. анабиоз

Г. симбиоз

  1. Число особей (растений, животных, микроорганизмов) в расчёте на единицу объёма (воды, воздуха или почвы) или поверхности (почвы или дна водоёма) – это:
  2. А. рождаемость популяции

Б. толерантность

В. плотность популяции

Г. численность популяции

Соотношение в популяции особей разного возраста – это:

А. рождаемость популяции

Б. возрастная структура

В. плотность популяции

Г. численность популяции

Исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной  поверхности ((биотопом) – это:

А. популяция

Б. сообщество

В. биоценоз

Г. биогеоценоз

  1. Образ жизни, при котором организм, принадлежащий к одному виду,  живёт внутри или на теле представителя другого вида (хозяина), используя его в качестве источника пищи – это:

А. хищничество

Б. симбиоз

В. паразитизм

Г. конкуренция

  1. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами
  1. абиотическими
  2. биотическими
  3. антропогенными
  1. ограничивающими
  2. Паразитизм – форма взаимоотношений между организмами, при которой паразит
  1. приносит пользу хозяину
  2. приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели
  3. не приносит хозяину ни вреда, ни пользы
  4. всегда приводит хозяина к гибели
  1. Примером конкуренции организмов является
  1. повилика, растущая на других растениях
  2. сурепка на пшеничном поле
  3. клубеньковые бактерии на корнях бобовых
  4. гриб-трутовик на березе
  1. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Тип вещества

Характеристика

  1. Живое
  2. Биогенное
  3. Косное
  4. Биокосное 

а  – образуется без участия живых организмов (горные породы)  

б  – создается живыми организмами и процессами неживой природы (почва)

в  – создается в результате жизнедеятельности организмов (нефть)

г  – совокупность всех живых организмов

Вариант 2

Выберите один правильный ответ

  1. Факторы, снижающие жизнеспособность организма, называют:

А. экологическими

Б. ограничивающими

В. лимитирующими

Г. антропогенными

2.Наиболее подходящее сочетание абиотических и биотических факторов, оптимальное для роста, развития и размножения организмов – это:

А. экологический максимум

Б. биологический минимум

В. биологический оптимум

Г. толерантность

3.Минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида, населяющая определённый ареал в течение долгого времени – это:

А. популяция

Б. сообщество

В. биоценоз

Г. биогеоценоз

4. Любое сообщество живых существ вместе с его физической средой обитания, функционирующее как единое целое – это:

А. популяция

Б. экосистема

В. биоценоз

Г. биогеоценоз

  1. Оболочка земли, заселенная и измененная живыми организмами – это:

А. биосфера

Б. сообщество

В. биоценоз

Г. биогеоценоз

  1. Вид взаимоотношений, при которых организмы соревнуются за одни и те же ресурсы окружающей среды (конкуренция за пищу, свет,  территорию) – это:

А. хищничество

Б. симбиоз

В. паразитизм

Г. конкуренция

  1. Биосфера образована
  1. только  живыми организмами
  2. неживыми компонентами
  3. живыми организмами и средой их обитания
  4. атмосферы и гидросферы

  1. Хладнокровные  организмы
  1. способны поддерживать постоянную температуру тела
  2. живут в северных районах
  3. активны в холодное время года
  4. активны в теплое время года
  1. Явление конкуренции возникает между
  1. хищниками и жертвами
  2. паразитами и хозяевами
  3. видами со сходными потребностями
  4. видами-симбионтами
  1. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

       Тип фактора:

Фактор:

  1. Абиотический
  2. Биотический

      3.   Антропогенный

а. химический состав воды

б. температура почвы

в. разнообразие растений

г. наличие в воздухе бактерий

д. вырубка леса

е. скорость течения воды

ж. строительство ГЭС

 Задания для оценки практических знаний и умений по темам:

  1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.
  2. Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
  3. Решение экологических задач.
  4. Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
  5. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Практическое занятие №1

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

Цель работы: научиться выявлять антропогенные изменения в экосистемах

Ход работы

1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.

2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

Редкие животные,  растения, занесенные в Красную книгу (примеры). Влияние человека на окружающую среду

Воздействие человека на животных выражается как в прямом преследовании и нарушении структуры популяции, так и в перемене мест их обитания. В последнее время к общим изменениям условий обитания добавился такой мощный фактор, как загрязнение природной среды. Очень часто прямое преследование (охота) сопровождалось изменением ландшафта. Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие должна быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают. Так же к прямым воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий.

Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и стрепет), осушении болот (дальневосточный аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов, применении пестицидов (красноногий аист) и т.д. В XX в прямое преследование стало причиной гибели видов в 28 % случаев, а косвенное в 72 % случаев. Полное или почти полное истребление животных в результате неумеренной и нерегламентированной добычи было довольно широко распространено в прошлом. Первой документально засвидетельствованной жертвой преследования человеком был гигантский голубь - дронт.

Практическая   работа № 2

Тема: Описание жилища человека как искусственной экосистемы

Цель: описать жилище  человека, изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, вопросы грамотного и взвешенного их выбора, узнать, какие цветы можно держать у себя дома и почему, изучить наиболее опасные бытовые приборы и методы защиты от электромагнитного излучения.

На качество среды в жилище влияют: Наружный воздух; продукты неполного сгорания газа;вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. д.; продукты табакокурения; бытовая химия; комнатные растения;соблюдение санитарных норм проживания.

В современном доме используются самые разнообразные материалы на основе природных, синтетических и композитных веществ, сочетание которых может пагубно влиять на здоровье человека. В воздухе среднестатистической квартиры одновременно присутствует более 100 летучих химических веществ, относящихся к различным классам химических соединений, причем некоторые из них могут обладать высокой токсичностью. Самую большую опасность для здоровья человека представляют бензол, формальдегид и диоксид азота, основные источники токсичных веществ, попадающих в атмосферу дома, - вовсе не загазованный уличный воздух, а некачественные строительные и отделочные материалы.

Опишите жилище человека как искусственную экосистему, заполнив таблицу:

Элемент дома

Вредные факторы

Методы устранения этих факторов

Отделка, интерьер

мебель

растения

кухня

спальня

кабинет

Бытовые приборы, ЭВМ

вода

Приложение №1

Материалы, использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме.

Название материала

Степень вредного воздействия на организм человека

Дерево

Экологически чистый материал

Железная арматура

Экологически чистый материал

Стекло

Экологически чистый материал

Краска масленая

Токсическое воздействие тяжелых металлов

и органических растворителей

Древесностружечные         плиты

Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами

Пластик

Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека

Линолеум

Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления

Бетон

Источник радиации

Поливинилхлорид

Может вызвать отравления

Обои с моющим покрытием

Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту,

спазмы и потерю сознания

Приложение №2

Стены из бетона, шлакобетона, полимербетона – источник радиации, способной провоцировать новообразования. Радий и торий постоянно разлагаются с .выделением радиоактивного газа радона.

  • Снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат. Выделение радона уменьшается благодаря штукатурке и плотным бумажными обоям.

Бетонные плиты поглощают влагу из стен. Сухость воздуха вызывает неприятные ощущения, заболевания верхних дыхательных путей, ведет к ломкости волос и шелушению кожи, увеличению статического электричества.

  • Потому необходимы увлажнители. Можно повесить сосуды с водой на батареи, установить аквариумы, которые еще успокаивают нервы и развивают эстетические чувства.

        Линолеум, служит источником ароматических углеводородов, которые в избыточном количестве вызывают аллергические реакции, повышенную утомляемость, ухудшение иммунитета.

  • Врачи рекомендуют использовать линолеумные покрытия только там, где человек бывает нечасто. Лучше использовать деревянный пол – теплый и экологически чистый.
  • Синтетические ковровые покрытия лучше заменить на изделия из натуральной шерсти и хлопка, бамбуковые циновки.

Мебель из ДСП многие годы источает формальдегиды и фенолы, которые вызывают раздражение слизистой и кожи, обладают канцерогенным (вызывающим рак) и мутагенным (способным вызвать непредсказуемую мутацию генов) эффектами. Такая мебель негативно воздействует на репродуктивную функцию человека, опасна для центральной нервной системы и печени.

  • Нужно заменять на мебель из натурального дерева или уменьшить выделение токсических веществ с помощью краски на алкидной основе.
  • лучше использовать дома водно-дисперсионные краски или отделывать дерево натуральным маслом или воском.

Потолки лучше всего покрывать побелкой. Она и «дышит» неплохо, и влагу впитывает.

Электроприборы

Наши квартиры "нашпигованы" электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно воздействует на кровеносную, иммунную, эндокринную и другие системы органов человека. Конечно же, постоянное длительное воздействие ЭМП выше перечисленных источников на человека в течение жизни приводит к появлению различного рода заболеваний, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем организма человека. В последние годы в числе отдаленных последствий часто называются онкологические заболевания.  

  • Не садиться близко к экрану телевизора или персонально компьютера.

Убрать электрический будильник или телефонный автоответчик от изголовья постели.

  • Дешевый и эстетический способ уменьшить влияние вредных факторов - завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

Приложение № 3

Как улучшить электромагнитную обстановку в доме?

  • Выключайте из розеток все неработающие приборы - шнуры питания под напряжением создают электромагнитные поля.                    
  • Размещайте приборы, включающиеся часто и на продолжительное время (электропечь, СВЧ-печь, холодильник, телевизор, обогреватели), на расстоянии не менее полутора метров от мест продолжительного пребывания или ночного отдыха, особенно детей.                                                
  • Если ваш дом оснащен большим количеством электробытовой техники, старайтесь включать одновременно как можно меньше приборов.
  • Помещение, где работает электробытовая техника, чаще проветривайте и делайте влажную уборку - это снижает статические электрические поля.

Кухня . Кухня перенасыщена электромагнитными полями, которые накладываются друг на друга, не оставляя хозяевам никаких шансов найти "тихий уголок". Только абсолютно здоровый человек может позволить себе несколько раз в день окунаться в такую электромагнитную "ванну".

Спальня. Ни в коем случае в изголовье кровати не должна находиться розетка! А уж тем более с вечно воткнутым в нее шнуром от бра.

 Кабинет.  Главная ошибка - круглосуточно вставленные в розетки шнуры питания. Работающий и неработающий, но включенный в розетку электроприборы дают практически одинаковое излучение. Если же сделать заземление, то, как уверяют специалисты, излучения упадут в 5-10 раз.

Вода. Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Методами химического анализа определили качество питьевой воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 70-80 % всех известных болезней, на 30% ускоряет старение. Из-за употребления токсичной воды развиваются различные заболевания. Повышенная жесткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью, холециститом Недостаток фтора в организме приводит к развитию кариеса зубов. Недостаток йода в воде и пище - основная причина заболевания населения тиреотоксикозом.

Флора жилища.  На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. На помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис - циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Водно-газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта, и монстера. Хлорофитум, плющ алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха.  Многие комнатные растения обладают фитонцидными свойствами. В помещении, где находятся, например, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует и дезодорирует воздух. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности.

Практическая работа № 3, 4

Тема: «Решение экологических задач на устойчивость и развитие».

Цель: закрепить и углубить  знания  по методике решения  задач по экологии качественных  и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы  о  защите природы и использовать эти знания в жизни.

Задача 1.

      В стратосфере на высоте 20 -30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Санкт-Петербурга в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного петербуржца? 

Дано:                                                                Решение:

√(O3)=150 моль                             1) Вычислим число молекул озона:

                                                         (O3) = N/Na , отсюда N(O3) =  (O3)·Na        

       Найти:                                             N(O3) = 150 моль · 6,02·1023молекул/моль = 9,03·1025 молекул

N(O3) = ?                                       2) Вычислим массу озона:

m(O3) = ?                                          (O3) = m/M , отсюда m(O3) =  (O3)·M        

                                                        m(O3) = 150 моль·48 г/моль = 7200 г = 7,2 кг

Ответ: N(O3) = 9,03·1025 молекул, m(O3) = 7,2 кг.

Задача 2 

      Установлено, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может обезвредить без ущерба  для  него свыше 500 г сернистого газа  и  250 г хлора. Рассчитайте, какое количество указанных  газов может  обезвредить  одно  такое  дерево.

Дано:                                                                Решение:

√(O3)=150 моль                             1) Вычислим число молекул озона:

                                                         (O3) = N/Na , отсюда N(O3) =  (O3)·Na        

       Найти:                                             N(O3) = 150 моль · 6,02·1023молекул/моль = 9,03·1025 молекул

N(O3) = ?                                       2) Вычислим массу озона:

m(O3) = ?                                          (O3) = m/M , отсюда m(O3) =  (O3)·M        

                                                        m(O3) = 150 моль·48 г/моль = 7200 г = 7,2 кг

Ответ: N(O3) = 9,03·1025 молекул, m(O3) = 7,2 кг.

      Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты еще раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева  и  мобилизуют на активное участие в озеленении своего  города

Задача 3.

При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н. у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.

Решение:

     Задачу можно решить устно. Путем простых математических вычислений можно прийти к выводу, что  при сгорании 100 кг горючего может образоваться оксид углерода (II) массой 80 кг.

Вычислим, какой объем займет этот газ при н.у.:

m(CO)         V(CO)                                        m(CO)·Vm         80·103г ·22,4л/моль

n(CO) =                =                    , отсюда    V(CO) =                     =                                    = 64 м3

M (CO)          Vm                                                                    M(CO)                 28г/моль

Ответ: m(CO) = 80 кг, V(CO) = 64 м3

М(СО)=80 кг=80000г

√(СО)=80000/28=2857 моль

V(CO)=2856 *22.4=63974 л= 64 м3

При решении подобных задач учащиеся узнают о веществах, загрязняющих атмосферу: выхлопных газах автотранспорта, продуктах сгорания органического топлива, выбросах промышленных предприятий.

Задача 4. В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием. На основе качественного и количественного анализов этого вещества было установлено, что это производное фенола и массовые доли элементов в нем равны: 55% С, 4,0% Н, 14,0% О, 27% Cl. Установите молекулярную формулу вещества. Составьте уравнения реакции его получения, укажите возможные причины попадания этого вещества в среду.

Задача 5. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Задача 6 Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

Задача 7. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.

Практическая работа № 5

Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».

1. Цели:  

  • Образовательные: закрепить знания о структуре экосистем, научить составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение;
  • Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, пробуждать их творческие способности.
  • Воспитательные:  способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.

  2. Обеспечение занятия: инструкции для студентов, тестовые задания, дидактические, мультимедийные презентации.

 3. Порядок выполнения:

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Выполнение работы, решение заданий.

3.3. Выполнение тестового задания.

Оборудованиеучебник, таблицы

Ход работы. 

Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка,  дождевые  черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:

  • действует на экосистему минимально,
  • не действует на экосистему,
  • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

Природная экосистема

Агроэкосистема

Естественный отбор

Искусственный отбор

Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)

Природная

Агроэкосистема

Видовой состав

Продуктивность

 Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Критерии оценок едины для выполнения всех практических работ по дисциплине Экология

Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена  с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.  

6. Оценочные средства рубежного контроля по разделам  «Экология как научная дисциплина», «Среда обитания человека и экологическая безопасность»

Задания для проведения комбинированного опроса.

  1. Экология как наука. Разделы экологии.
  2. Методы, используемые в экологических исследованиях.
  3. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
  4. Среда обитания и факторы среды.
  5.  Общие закономерности действия факторов среды на организм.
  6. В чем сущность закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его в сельском хозяйстве?
  7. Что такое адаптация. Какую роль она играет в жизни организмов?
  8. Как в практической деятельности человек может применять знания об ограничивающем факторе?
  9. Определите тип взаимодействия в данных примерах: термиты и жгутиковые простейшие, клубеньковые бактерии и бобовые растения, медузы и мальки рыб.
  10. Перечислите признаки отличия паразитизма от хищничества.
  11. Чем временные паразиты отличаются от постоянных?
  12. Почему паразитизм относят к дегенеративному пути эволюции?
  13. Экологические характеристики популяции.
  14. Назовите основные части экосистемы. Какие категории организмов входят в состав экосистемы.
  15. Чем отличаются понятия экосистема и биогеоценоз?
  16. В чем отличие биоценоза от агроценоза.
  17. Почему цепи питания не бывают длинными?
  18. Предмет изучения социальной экологии.
  19. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.
  20. Понятие «загрязнение среды». Виды загрязнений.
  21. Экологические проблемы: региональные и глобальные.
  22. Причины возникновения глобальных экологических проблем.
  23. Прикладная экология и ее основные направления
  24. Окружающая человека среда и ее компоненты.
  25.  Естественная и искусственная среды обитания человека.
  26. Социальная среда.
  27. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
  28.  Шум и вибрация в городских условиях.
  29.  Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
  30.  Экологические вопросы строительства в городе.
  31.  Экологические требования к организации строительства в городе.
  32. Экологическая безопасность материалов, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений
  33. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
  34. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

Оценочные средства рубежного контроля по разделу  «Концепция устойчивого развития»

Задания для проведения комбинированного опроса.

  1. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.
  2. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»
  3. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
  4. Экологические след и индекс человеческого развития.
  5. Охрана природы и принципы природоохранной деятельности
  6. Типы организаций, способствующих охране природы.
  7.  Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.
  8. Экологические кризисы и экологические ситуации.
  9. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

Оценочные средства рубежного контроля по разделу

 «Охрана природы»

Задания для проведения комбинированного опроса.

  1. Природные ресурсы и способы их охраны.
  2. Охрана лесных ресурсов в России.
  3. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).

7.  Комплект заданий для самостоятельной работы

Подготовить реферат на тему:

  1. Основные экологические приоритеты современного мира.
  2. Заполнить таблицу: История развития экологии
  3. Написать небольшую творческую работу на тему «Современные проблемы экологии».
  4. Написать небольшую творческую работу на тему «Современные проблемы экологии»
  5. Подготовить презентацию  «Социальная экология».
  6. Подготовить реферат на тему: «Причины возникновения экологических проблем в городе».
  7. Написать реферат на одну из тем:
  • Причины возникновения экологических проблем в сельской местности;
  • Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России);
  • Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
  1. Заполнить  таблицу: «Экологические проблемы современности»
  2. Сделать презентацию: «Основные экологические приоритеты современного мира»
  3. Подготовить презентацию: «Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
  4. Решить экологические задачи.

Комплект оценочных  средств  для промежуточной аттестации

    8.1 Методические рекомендации по проведению промежуточной  аттестации

          Промежуточная аттестация проводится –в виде дифференцированного зачета;

Предметом оценки являются умения и знания, которые демонстрирует студент при устном ответе преподавателю. Оцениваются умения и знания по заданной тематике.  Оценки, полученные студентами на зачете, вносятся в зачетную ведомость.

Материалы для проведения дифференцированного зачета

Вопросы  к дифференцированному зачету по курсу «Экология»

  1. Экология как наука. Разделы экологии.
  2. Методы, используемые в экологических исследованиях.
  3. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
  4. Среда обитания и факторы среды.
  5.  Общие закономерности действия факторов среды на организм.
  6. В чем сущность закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его в сельском хозяйстве?
  7. Что такое адаптация. Какую роль она играет в жизни организмов?
  8. Как в практической деятельности человек может применять знания об ограничивающем факторе?
  9. Определите тип взаимодействия в данных примерах: термиты и жгутиковые простейшие, клубеньковые бактерии и бобовые растения, медузы и мальки рыб.
  10. Перечислите признаки отличия паразитизма от хищничества.
  11. Чем временные паразиты отличаются от постоянных?
  12. Почему паразитизм относят к дегенеративному пути эволюции?
  13. Экологические характеристики популяции.
  14. Назовите основные части экосистемы. Какие категории организмов входят в состав экосистемы.
  15. Чем отличаются понятия экосистема и биогеоценоз?
  16. В чем отличие биоценоза от агроценоза.
  17. Почему цепи питания не бывают длинными?
  18. Предмет изучения социальной экологии.
  19. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.
  20. Понятие «загрязнение среды». Виды загрязнений.
  21. Экологические проблемы: региональные и глобальные.
  22. Причины возникновения глобальных экологических проблем.
  23. Прикладная экология и ее основные направления
  24. Окружающая человека среда и ее компоненты.
  25.  Естественная и искусственная среды обитания человека.
  26. Социальная среда.
  27. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
  28.  Шум и вибрация в городских условиях.
  29.  Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
  30.  Экологические вопросы строительства в городе.
  31.  Экологические требования к организации строительства в городе.
  32. Экологическая безопасность материалов, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений
  33. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
  34. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
  35. Глобальные экологические проблемы и способы их решения.
  36. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»
  37. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
  38. Экологические след и индекс человеческого развития.
  39. Охрана природы и принципы природоохранной деятельности
  40. Типы организаций, способствующих охране природы.
  41.  Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.
  42. Экологические кризисы и экологические ситуации.
  43. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.
  44. Природные ресурсы и способы их охраны.
  45.  Охрана лесных ресурсов в России.
  46.  Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов)

 

 Критерии оценки теоретического курса:

  • 5 (отлично) - студент показывает глубокие осознанные знания по освещаемому вопросу, владение основными понятиями, терминологией; владеет конкретными знаниями по данной теме дисциплины. Ответ полный, доказательный, четкий, грамотный, иллюстрирован примерами.
  • 4 (хорошо) - студент показывает глубокое и полное усвоение содержания материала, умение правильно и доказательно излагать ответ по заданному вопросу, допускает отдельные незначительные неточности в формулировке понятий, определений. Не всегда может привести примеры.
  • 3 (удовлетворительно) - студент понимает основное содержание вопроса, своими словами объясняет  практическое применение полученных знаний. Вместе с тем, допускает отдельные ошибки, неточности в содержании и оформлении ответа; ответ недостаточно последователен, доказателен и грамотен.
  • 2 (неудовлетворительно) - студент имеет существенные пробелы в знаниях по изученным вопросам, допускает ошибки, не выделяет главного, существенного в ответе. Ответ поверхностный, бездоказательный, допускаются речевые ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИностранный язык для специальности 21.02.01Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА». Специальность: 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Физика» - обязательная дисциплина в цикле математических и общих естественно    - научных дисциплин.     Данная  дисциплина предназначена  для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ общепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИобщепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звенапо специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных ...

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 06. Подготовка скважин к капитальному и подземному ремонтам Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования утвержденный приказом Министерства о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03 Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Рабочая программа учебной дисциплины  Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекоменд...