Разработка урока по ВУД Финансовая грамотность для 3 класса
методическая разработка
Методическая разработка урока по финансовой грамотности для 3 классв (внеурочная деятельность) "Как появились деньги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по ВУД Финансовая грамотность для 3 класса | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Методическая разработка занятия
по внеурочной деятельности
по финансовой грамотности
в 3 классе
на тему «Что такое деньги и как они появились»
Разработал: Фоминых О.Г.
учитель экономики
Холмск, 2022
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами, совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская) финансовая грамотность младших школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстников, стихийно сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне стереотипы финансового поведения окружающих. Современные цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия финансовых решений (в один клик), которые могут обернуться финансовыми проблемами не только для ребёнка, но и для всей его семьи.
Тема урока: Что такое деньги и как они появились
Тип занятия: постановка и решение проектной задачи
Технология урока: технология проблемного обучения.
Цель занятия: помочь сформировать у учащихся понимание денег, не как цели, а средства обмена, и представления истории появления денег
Предметные образовательные результаты:
- правильное толкование следующих понятий: обмен, продажа, товарные деньги, бартер, купюры, монеты;
- объяснять причины и предпосылки возникновения обмена товарами;
- объяснять почему на смену обмена пришли товарные деньги
Метапредметные образовательные результаты:
Познавательные:
- использовать различные методы поиска и сбора информации об истории появления денег;
- использовать логические действия сравнения и анализа;
- умение использовать полученную информацию о видах денег на практике.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении полученных знаний и умений для решения поставленной практической задачи.
Коммуникативные:
- включаемость в коллективное обсуждение вопросов;
- постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог.
Личностные образовательные результаты:
- понимать, что деньги – средство обмена, а не благо.
Ключевой вопрос: Что такое деньги и для чего их придумали?
Основные понятия: обмен, покупка, бартер, продажа, товар, услуга, деньги, монеты, купюры и банкноты.
Оборудование:
1). Корлюгова Ю.Н. Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-3 классы;
2). Компьютер, проектор
3). Презентация к занятию «Что такое деньги и как они появились».
4). Карточки для проведения игры
Ход занятия
Этапы занятия | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Социальная форма |
Организа-ционный момент | 2 мин. | Приветствие учителя, организация внимания детей. Эмоциональный настрой. | Проверка готовности к занятию и настрой на учебную деятельность. Слушают учителя | фронтальная |
Мотивация учащихся | 3 мин. | Создание условий на дальнейшую положительную деятельность. Сообщает, что на предстоящих занятиях их ждет увлекательное путешествие в необычный мир - мир денег. | Слушают учителя | фронтальная |
Постановка проблемной задачи. | 5 мин. | Разыгрывает ситуацию для обозначения проблемной задачи занятия - Представьте, ребята, что мама отправляет вас в магазин со списком покупок, которые необходимо совершить и просит самостоятельно взять в семейной кассе необходимое количество денег. Какие цели мы с вами должны достичь на занятии? | Высказываются, формулируют цель занятия. - Что такое деньги? Какие цифры можно увидеть на российских деньгах? _ Для чего люди придумали деньги и чем расплачивались за товары, когда денег не было? | фронтальная |
Решение проблемной задачи | 15 мин. | - Деньги в привычном вам сегодня виде – это монеты и купюры в кармане или кошельке. Какие виды монет и купюр вы можете назвать? - Бумажные деньги в России называются банковскими билетами. Посмотрите внимательно на купюру, на ней написано «Билет банка России» (презентация) - Зачем нужны деньги? - Как вы думаете, каково происхождение слова «деньги»? Что оно означает? - Вообще слово «деньги» появилось в конце XIV в., когда русские князья стали чеканить серебряные монеты. Образцом для них служили восточные монеты, которые назывались «тенга» или «таньге», что в переводе означает «звенящий». Так возникло русское название монеты – деньга. - Если деньги появились только в конце XIV в., что же было до этого? - История денег очень древняя. Посмотрите на картинку. (Презентация). Что вы там видите? Здесь показано, как получали товары наши предки. Стать обладателем необходимой вещи можно было путем обмена. Но в различных местностях ценились разные вещи. Например, на юге это были шкуры и меха, которые нельзя было добыть посредством охоты, а северные народы с удовольствием меняли эти шкуры на ткани, оружие и украшения и другое, что привозилось купцами с юга. Таким образом, люди отдавали то, чего у них было с избытком в обмен на требуемую вещь. - По вашему мнению, это был хороший способ торговать? Что в нем хорошего, а что – плохого? - Вот и решили люди, что необходимо придумать что-то такое, что нужно всем. Этим «товаром», который необходим всем, оказались деньги. В разных странах первыми деньгами были очень разные предметы и товары. В Африке и Индии, например, использовали ракушки, в Мексике – какао, в некоторых странах Южной Америки – перец. Другими словами, первыми деньгами были нужные всем товары, и поэтому эти деньги называют товарными. - А кто знает, что еще могли использовать в качестве первых денег? | - На деньгах указана их стоимость – на монетах России есть надписи: «1 копейка» (почти не встречается), «5 копеек» (почти не встречается), «10 копеек», «50 копеек», «1 рубль», «2 рубля», «5 рублей», «10 рублей». На банкнотах в России – «10 рублей», «50 рублей», «100 рублей», «500 рублей», «1000 рублей», «2000 рублей», «5000 рублей». - Деньги используются для приобретения товаров, вещей и оплаты услуг. На деньги покупают продукты, одежду, деньгами оплачивают коммунальные платежи, на деньги покупают билеты в кино. Услуги, за которые расплачиваются деньгами, - это, например, услуги парикмахерской, проезд на транспорте, пользование электричеством и др. Высказывают свои предположения. Слушают материал учителя. - Золото, шкуры зверей. Стараются назвать вещи, которые использовались людьми вместо денег. - Меняться товарами было очень удобно, но со временем различных товаров становилось все больше, что значительно усложняло обмен. Например, я хочу поменять наушники на диск с компьютерной игрой, но у друга, который владеет этим диском, уже есть наушники, и он хочет новый конструктор «Лего». А у меня его нет. Значит, нужно сначала у кого-то выменять конструктор, а потом произвести обмен его на диск. А если вещей десятки, сотни, тысячи? Очень сложно все их обменять на необходимые. - Товарные деньги могли быть представлены животными и изделиями из них (домашний скот, меховые шкурки), полезными ископаемыми и металлами, растениями и плодами (зерно, плоды деревьев, табак и т.д.). | фронтальная |
Введение в игру | 3 мин | - Как вы думаете, удобно ли было меняться коровами и верблюдами? - Давайте проверим. Сейчас мы проведем игру «Товарообмен». Цель игры – понимание основ древней торговли и принципов товарообмена. - Правила игры: каждому участнику раздаются карточки имеющегося у него и требуемого ему товара, задача участника – произвести обмен и получить необходимую ему вещь. | Высказывают свои предположения. Слушают правила игры. | фронтальная |
Проведение игры | 5 мин | Организует игровую деятельность. Корректирует работу обучающихся. | Участники игры осуществляют обмен согласно имеющихся игровых карточек (приложение 1). | групповая |
Анализ и обобщение игры | 3 мин | Обсуждение результатов: учитель указывает, что кому-то было очень легко найти нужный товар, а кому-то – не совсем. Кто-то из детей самостоятельно догадался прибегнуть к двойному обмену и получил нужный результат. Если дети сами не смогли решить проблему обмена, то учитель дает соответствующее пояснение или указывает на сложность подобного обмена, что послужило предпосылкой к изобретению денег – такому товару, который был необходим всем. | Высказывают свое мнение относительно своего обмена товарами (карточками) согласно условия. | фронтальная |
Постановка проблемной задачи | 3 мин | - Мы доказали, что обмен товарами в условиях их большого ассортимента усложнился. Что, по-вашему, произошло дальше? - На смену товарным деньгам пришли золото и серебро: они одинаково высоко ценились во всех странах. Сначала люди использовали кусочки серебра и золота, но потом начали чеканить из них монеты. - Вот мы и добрались до конца нашего путешествия в историю денег. | - Люди стали задумываться над решением образовавшейся проблемы. | фронтальная |
Решение проблемной задачи | 3 мин | - На смену товарным деньгам пришли золото и серебро: они одинаково высоко ценились во всех странах. Сначала люди использовали кусочки серебра и золота, но потом начали чеканить из них монеты. - Вот мы и добрались до конца нашего путешествия в историю денег. | Слушают учителя. | фронтальная |
Рефлексия | 3 мин. | Учитель задает вопросы на рефлексию деятельности обучающихся и ее оценку. | Анализируют свою работу. Завершают фразы: Мне понравилось… Я научился…. Я узнал новое для себя то, что….. | фронтальная |
Список использованных источников:
1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–3 кл. общеобразоват. орг. М.: ВАКО, 2020. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Корлюгова Ю.Н. Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2–3 кл. общеобразоват. орг. М.: ВАКО, 2020. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
3. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВАКО, 2020. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
4. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВАКО, 2020. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению».)
5. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015. 470 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://azy-economiki.ru
6. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
7. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
8. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
9. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг «ХочуМогуЗнаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по проведению конференции "Финансовая грамотность"
В методической разработке внеклассного мероприятия представлен опыт работы с обучающимися ГБПОУ Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума по теме «Финансовая грамотность»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»
Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Методическая разработка открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности»
Методическая разработка дополнительного учебного занятия по дисциплине: «Обществознание включая экономику и право» на первом курсе...
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 10 класс, по теме "Страхование"
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 10 класс по теме "Страхование"...
Презентация урока по теме "Финансовая грамотность и семейный бюджет"
Материал презентации содержит информацию по основам финансовой грамотности: основные понятия и определения, примеры рационального распоряжения финансами, практические задачи и т.п. Рассчитан на студен...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по финансовой грамотности «Мошенничество»
В неприятное положение обманутого человека, в том числе и в ситуациях, связанных с потерей финансов попадает всё больше людей. Подобные случаи происходят из-за разных обстоятельств, и иногда нам остаё...