Элементы проблемного обучения на уроках физики
статья

Силантьева Татьяна Петровна

23.05.22г.    Элементы проблемного обучения на уроках физики.

Актуально и применимо в прцессе обучения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_problemnogo_obucheniya.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы проблемного обучения на уроках физики


Новые требования к изучению дисциплин естественно- научного  цикла пришли с новым 21-м веком и в Российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения преподавателя и студента .

 Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения занятий и т. п. Успех во многом зависит от умения преподавателя донести нужную информацию обучающимся. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные  особенности студентов.

Дисциплина  физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики и при таком малом количестве отведенных часов.

Среди множества современных педагогических технологий принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных.

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиться хороших результатов. Среди них :

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Научно-исследовательская и проектная деятельность
  • Интерактивное обучение

В течение ряда лет на своих уроках я использую элементы проблемного обучения.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что если есть задача, значит обучающийся ищет способ ее решения. Проблемные задания  могут быть разной степени сложности, но стремление разобраться и устранить их – главный мотиватор.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает студентов системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность, формирует познавательный интерес.
Никто и никогда не отменял в педагогике практическую направленность в обучении и воспитании.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на занятиях условия для творческой мыслительной работы студентов. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала.


Расширить свою воспитательно-образовательную деятельность, можно применяя в учебной и во внеурочной деятельности 
информационно-коммуникационные технологии.

Компьютерные технологии на уроках физики предполагают:

  • использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
  • интенсивное использование компьютеров как инструмента повседневной учебной работы студентов и преподавателей;
  • изменение содержания обучения физики;
  • реализация межпредметных связей физики с другими учебными дисциплинами;
  • обучения студентов методом коллективного решения проблем;
  • поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет".

Компьютерные средства обучения способны «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для взаимообратной связи , интерактивному общению предоставляет Всемирная компьютерная сеть – INTERNET.

Информационные технологии повышают информативность занятий и способствуют  эффективности обучения.  Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Наличие в учебном заведении компьютеров и подключения к сети Интернет позволяют организовать дистанционное обучение студентов, не имеющих возможности посещать  по различным причинам очные  занятия. В наше время это стало очень актуально ..

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность обучающихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как получение знаний происходит  в процессе самостоятельной творческой работы.

Для проведения тематического и итогового контроля знаний студентов  мною составлены и используются на занятиях  тематические компьютерные тесты.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе занятия, что позволяет сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Презентация дает возможность проявить творчество и индивидуальность. Обучающиеся и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке.

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний обучающихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук.

Одной из форм моей работы является формирование у студентов исследовательской компетенции. Обучающиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем посредством физики. Изучая проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний  не только в области физики, но и экологии, медицины и др. наук.

Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Вместе с обучающимися мы выбираем тему исследования, я помогаю анализировать полученную информацию, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное.

Почти каждый год мы проводим урок-конференцию «Радиация и жизнь».Целью проведения конференции не только раскрытие творческого потенциала студентов, ведение научно-исследовательской работы, но и ответственность за жизнь на Земле.
На протяжении нескольких лет мои ученики принимают участие в городских, краевых и

Мы не должны забывать  о самой страшной техногенной трагедии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции.

200 тысяч  человек со всего Советского Союза участвовали в ликвидации последствий этой аварии , за что и были названы ликвидаторами.

Молодые ребята , пожарные , 18-20 лет , стоя над разрушенным реактором , гасили пламя разбушевавшегося атома , получая при этом дозы облучения не совместимые с жизнью.

Среди них были уроженцы Мордовии-1, 5тыс. человек, многих уже давно  нет  в живых.

Следует упомянуть и проектную деятельность обучающихся –как новую технологию обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения , как процесса запоминания,  к самостоятельной познавательной деятельности; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики или инженерных наук.

Проект – самостоятельная творческая работа студента, начиная от идеи  до материального воплощения.

В реализации проектов заинтересованы все: студент занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучную аттестацию по физике (одного из сложных предметов), преподаватель заинтересован в повышении знаний и интеллекта обучающихся, их занятости творчеством.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне реальности , межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную  и познавательную деятельность студентов.

Используемая литература:

  1. «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2013
  2. «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини-проекты).
  3. Intel Обучение для будущего, Москва , 2014.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа – № 4, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Обзор теоретических основ проблемного обучения, основные понятия и категории проблемного обучения, примеры проблемных заданий...

Урок с использованием элементов проблемного обучения

Урок-лекция с обратно связью, посвященный изучению 1 закона Ньютона...

Применение элементов проблемного обучения при проведении лабораторных работ по предмету «Основы технологии приготовления пищи»

Представлен пример применение проблемного обучения при проведении серии лабораторных работ по предмету  «Основы технологии приготовления пищи» на примере темы "Соусы"....

ДОКЛАД «Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков - лекций»

Данный доклад рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов образовательных учреждений в рамках обмена опытом...

«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»

ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»   ДОКЛАД  на предметно-цикловой комиссии по теме:    «Использование и...

Элементы проблемного обучения на уроках физики.

  20.09.2023год.  Элементы проблемного обучения на уроках физики.Дисциплина  физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробуд...

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...