Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Биология»
методическая разработка
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Биология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Биология» | 158.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Биология».
Общие положения
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения дисциплины Биология, входящей в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности: Повар, кондитер
- Личностные
Л.1. имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине ми
Л.2. понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
Л.3. способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
Л.4. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
Л.5. готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
Л.6. обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Л.7. способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
Л.8 готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- Метапредметные
М.1. осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
М.2. повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
М.3. способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
М.4. способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
М.5. умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
М.6. способен применять биологические и экологические знания
для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
М.7. способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
М.8. способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
-Предметные
П.1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
П.2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
П.3. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
П.4. сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
П.5. сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Виды контроля и оценки по учебной дисциплине Биология, включают в себя проведение входного, текущего и промежуточного контроля знаний и умений.
- Виды контроля по учебной дисциплине ОУД.12 Биология
Таблица 1.
Специальность «Повар, кондитер»
Виды контроля | Семестры | |||
1 семестр |
|
|
| |
Входной контроль | X |
| ||
Текущий контроль | X |
|
|
|
Промежуточная аттестация | Х Д.З.
|
|
|
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины ОУД.12 Биология по темам (разделам), видам контроля
Элемент учебной дисциплины | Виды контроля | |||||
Входной контроль | Текущий контроль | Промежуточная аттестация | ||||
Форма контроля | Проверяемые Л, М, П | Форма контроля | Проверяемые ОК | Форма контроля | Проверяемые Л, М, П, ОК | |
Тест входной диагностики знаний | Л.3, Л.4, М.4, М.5, П.1, П.2, П.4. | |||||
Раздел 1. Учение о клетке. | Дифференцированный зачет.
| Л.1,Л.2, Л.3, , Л.4, М.1, М.2, М.3, М.4, П.1, П.3, П.2,П.4, П.5. | ||||
Тема 1.2 Химическая организация клетки. Биологическое значение химических элементов клетки. |
|
Проверочное тестовое задание | Л.3, Л 4.,Л 7. М.2,М 3,М 5, П.1, П.2, П 3,П.4. | |||
Раздел 2. Организм. | ||||||
Тема 2.2. Процессы деления клетки- бесполое и половое деление. Оплодотворение. | Проверочное тестовое задание | Л.3, Л 4.,Л 7. М.2,М 3,М 5, П.1, П.2, П 3,П.4. | ||||
Тема 2.4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных. | Практическая работа. | Л.3,Л 4, М.1, М.2, М.5, П.1, П.2, П.4., П.5. | ||||
Раздел 3. Основы генетики и селекции. | ||||||
Тема 3.2 Наследственность и изменчивость. |
Практическая работа. | Л.3,Л 4, М.1, М.2, М.5, П.1, П.2, П.4., П.5. | ||||
Раздел 4. Вид. | ||||||
Тема 4.2. Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. | Проверочное тестовое задание. | Л.3, Л 4.,Л 7. М.2,М 3,М 5, П.1, П.2, П 3,П.4. | ||||
Раздел 5. Экосистемы. | ||||||
Тема 5.2. Биосфера-глобальная экосистема. Биологический круговорот веществ в биосфере. | Практическое занятие. | Л.1, Л.3, М.2, М.3М 5, , П.1, П.2, П4. | ||||
Тема 5.3. Воздействие человека на биосферу. Особенности агроэкосистем. | Рефераты, презентации. | Л.1, Л.2, Л 3, М.1, М.2, П.1, П.3, П4. |
2.1 Входной контроль по учебной дисциплине ОУД.12 Биология
Входной контроль по учебной дисциплине Биология проводится с целью проверки отдельных знаний и умений студентов, необходимых для дальнейшего успешного обучения.
Входной контроль по учебной дисциплине Биология включает:
- Тест.
- Ведомость результатов входного контроля знаний
- Краткая аналитическая справка по группе
Все контрольно-оценочные средства (КОС) входного контроля по учебной дисциплине ОУД.12 Биология представлены в приложении 1.
2.2. Текущий контроль по учебной дисциплине ОУД.12 Биология
Текущий контроль знаний, умений и компетенций обучающихся предусматривает решение следующих задач:
- оценка качества освоения обучающимися образовательной программы;
- аттестация обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей образовательной программы;
- широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;
-организация самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных способностей;
- поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения студентов на уровне преподавателя, предметной кафедры и колледжа.
Текущий контроль организован так, чтобы каждый студент за учебный месяц имел не менее двух оценок. В конце семестра у каждого студента должна быть аттестация по каждому учебному месяцу, что позволит достаточно объективно оценить знания по пройденному материалу.
Все контрольно-оценочные средства текущего контроля по учебной дисциплине ОУД.12 Биология представлены в приложении 2.
2.3. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине ОУД.12 Биология
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр.
Основными формами промежуточной аттестации по учебной дисциплине является:
-дифференцированный зачет.
Экзамены и зачеты по учебной дисциплине проводятся согласно «Положение о промежуточной аттестации студентов».
Все контрольно-оценочные средства к промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД.12 Биология представлены в приложении 3.
Приложение 1.
Материалы входного контроля знаний
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Комплект заданий входного контроля знаний
Тест
Тема «Основные понятия и вопросы общей биологии»
Вариант 1.
Часть А.
А1. Наука о взаимосвязях организмов между собой и их средой обитания – это
1.эволюция
2. экология
3.генетика
4.селекция
А2. Главный признак, по которому живое можно отличить от неживого, -
- обмен веществ
- уменьшение веса
- изменение окраски
- изменение формы
А3. Мономер белка – это
- нуклеотид
- глюкоза
- аминокислота
- дезоксирибоза
А4. Органические вещества окисляются в
- рибосомах
- митохондриях
- лейкопластах
- клеточном центре
А5. В клетках отсутствует ядерная оболочка у представителей царства
- растений
- животных
- грибов
- бактерий
А6. Ассимиляция органических соединений – это процесс
- биосинтеза
- гликолиза
- окисления
- гидролиза
А7. Органоиды, видимые в оптический микроскоп только во время деления клетки – это
- рибосомы
- митохондрии
- хромосомы
- лизосомы
А8. При половом размножении индивидуальное развитие организма начинается с образования
- зародыша
- зиготы
- бластулы
- гаструлы
А9. Период, начинающийся образованием зиготы и заканчивающийся рождением организма или выходом зародыша из яйца называют
- онтогенезом
- постэмбриональным
- эмбриональным
- адаптационным
А10. Промежуточный характер наследования признаков проявляется при
- наследовании генов, сцепленных с полом
- сцепленном наследовании
- полном доминировании
- неполном доминировании
А11. Наследственная информации организмов заключена в молекуле
- аминокислоты
- липида
- ДНК
- рРНК
А12. Абиотическими факторами для животных служат
- другие животные, населяющие данное природное сообщество
- температура и влажность их среды обитания
- растения, которыми они питаются
- микроорганизмы, которые вызывают заболевания у животных
А13. У водных растений в отличие от наземных, хорошо развита ткань
- механическая
- проводящая
- покровная
- воздухоносная
А14. Скрещиванию особей разных популяций одного вида препятствует
- особенность их питания
- наличие у них развитого хромосомного набора
- различное местообитание
- обитание в разных средах
А15. Сосна обыкновенная в природном сообществе выполняет роль
- производителя органического вещества
- потребителя органического вещества
- разрушителя органического вещества
- консумента
А16. Животные, длительно использующие другие организмы в качестве источника пищи и среды обитания, - это
- жертвы
- паразиты
- хищники
- хозяева
А17. В биосфере основой круговорота химических элементов служит
- наличие газов атмосферы
- наличие озонового экрана
- деятельность живого вещества
- действие света
А18. Благодаря изоляции популяций в природе
- обостряется межвидовая конкуренция
- усиливается конкуренция внутри вида
- ослабляется действие естественного отбора
- в них накапливаются наследственные изменения
А19. Эволюционные изменения у животных, способствующие переходу к паразитическому образу жизни относят к
- общей дегенерации
- идиоадаптации
- онтогенезу
- ароморфоз
А20. Приспособления к защите тела от охлаждения и к уменьшению его плотности, которые сформировались у китов в процессе эволюции
- четырехкамерное сердце
- подкожный слой жира
- обтекаема форма тела
- большая площадь газообмена в легких
Часть В.
Выберите несколько правильных ответов (запишите их в алфавитном порядке в виде последовательности букв без пробелов и других символов)
В1. Клетка эукариот, в отличие от клетки прокариот, имеет
- Рибосомы Б) Митохондрии
В) Цитоплазму Г)Оболочку Д)Эндоплазматическую сеть Е)Комплекс Гольджи
В2. Бесполое размножение осуществляется
- С помощью семян
- С помощью спор
- Вегетативным способом
- Почкованием
- Партеногенетически
- При участии гамет
В3. Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, которой его относят. В таблице напротив позиции первого столбца запишите букву, соответствующую позиции второго столбца. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПРИМЕР ФАКТОРА ГРУППА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
1. атмосферное давление А) абиотические факторы
2. водные насекомые Б) биотические
3. почвенные бактерии
4. степень освещенности
5. соленость морской воды
6. грибы-сапротрофы
Вариант 2.
Часть А.
А1. Наука о наследственности и изменчивости – это
- генетика
- селекция
- экология
- цитология
А2. Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к
- изменению размеров
- адаптации к среде
- разрушению
- газообмену
А3. Информация о признаках организма заключена в клетке в молекулах
- ДНК
- липидов
- углеводов
- тРНК
А4. Синтез белков осуществляется на
- лизосомах
- вакуолях
- хромосомах
- рибосомах
А5. Клетки организмов, не имеющие оформленного ядра, - это
- грибов
- водорослей
- бактерий
- простейших
А6. Конечные продукты окисления углеводов и жиров, это
- вода и углекислый газ
- аминокислоты и мочевина
- глицерин и жирные кислоты
- глюкоза и гликоген
А7. В ядре содержится особое вещество из которого перед делением образуются
- рибосомы
- митохондрии
- хромосомы
- лизосомы
А8. Генотип дочернего организма значительно отличается от генотипа родительских организмов при
- половом размножении
- бесполом размножении
- вегетативном размножении
- почковании
А9. Стадию образования шарообразного однослойного зародыша у позвоночных животных называют
- дроблением
- гаструлой
- бластулой
- зиготой
А10. Особь с рецессивными признаками, которую используют с анализирующим скрещиванием, имеет генотип
- АаВв
- АаВВ
- ААвв
- аавв
А11. Темный цвет глаз и волос определенного человека, характеризуют
- действие одного гена
- его генофонд
- его фенотип
- проявление всех генов
А12. Абиотические факторы для растений это
- бактерии, которые вызывают у них заболевания
- минеральные соли. Которые они поглощают из почвы
- другие растения, произрастающие в данном сообществе
- животные, которые используют их для питания
А13. Водная среда жизни в отличие от наземно-воздушной характеризуется
- резким колебанием температур
- высокой скоростью распространения света
- повышенным содержанием кислорода
- большой плотностью
А14. Появление плодовитого потомства у особей одной популяции возможно благодаря сходству их
- хромосомного набора
- процессов обмена веществ
- строения соматических клеток
- процессов образования половых клеток
А15. Большинство животных в природном сообществе выполняют роль
- производителей органического вещества 3. потребителей органического вещества
- разрушителей органического вещества 4. симбиотических организмов
А16. В конкурентные взаимоотношения в одном водоеме вступают
- жуки-плавунцы и мальки рыб
- ежи и змеи
- щуки и окуни
- дафнии и инфузории
А17. Круговорот и превращение энергии в биосфере обеспечивается циркуляцией веществ между
- особями одной популяции
- атмосферой и литосферой
3.воздухом, почвой и водой
4.живыми организмами и окружающей средой
А18. Усложнение органического мира в процессе эволюции происходило в результате
- обмена веществ и превращения энергии
- наследственности, изменчивости, естественного отбора
- полового и бесполого размножения
- приспособленности организмов к среде обитания
А19. Крупные эволюционные изменения в строении и функциях организмов относят к
- ароморфозу 3. идиоадаптации
- общей дегенерации 4. биологическому регрессу.
А20. В процессе эволюции впервые семена появились у
- плауновидных 3. хвойных
- двудомных 4. моховых
Часть В.
Выберите несколько правильных ответов (запишите их в алфавитном порядке в виде последовательности букв без пробелов и других символов)
В1. Клетка прокариот имеет
- Митохондрии Г) Цитоплазму
- Оболочку Д) Вакуоли
- Рибосомы Е) Лизосомы
В2. Стадии эмбрионального развития млекопитающего
- зигота
- сперматогенез
- онтогенез
- созревание
- бластула
- гаструла
- эпителий
В3. Установите соответствие между примером организмов и типом их биологической взаимосвязи. В таблице напротив позиции первого столбца запишите букву, соответствующую позиции второго столбца. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПРИМЕР ОРГАНИЗМОВ ТИП ВЗАИМОСВЯЗИ
- 1. малярийный плазмодий и малярийный комар А) паразитизм
- 2. блохи и шимпанзе Б) хищничество
- 3. синицы и насекомые
- 4. пресноводные гидры и мелкие рачки
- 5. совы и лемминги
- 6. трутовик и береза
Критерии оценки:
-оценка «отлично» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно заданий -23-19.
-оценка «хорошо» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно заданий 23-16 , или имеются незначительные ошибки в ответах .
-оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно заданий 18-14 и имеются существенные ошибки при решении.
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам работы предоставлено менее 11 выполненных заданий, с допущением существенных ошибок.
Ведомость результатов входного контроля знаний
Входная контрольная работа
Специальность (профессия)_____________________________________
Группа _______________________________________________________
Дисциплина___________________________________________________
Преподаватель_________________________________________________
Дата «______»_______________20__г.
№ | Ф.И.О. студента | Номер варианта (билета) | Оценка |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
… |
Краткая аналитическая справка по группе:
1. Статистические данные по результатам входного контроля (кол-во «5», «4», «3», «2», процентное соотношение).
Общее количество студентов в группе_______________
Количество присутствовавших студентов____________
Количество «5» _______ чел., ________%
Количество «4» _______ чел., ________%
Количество «3» _______ чел., ________%
Количество «2» _______ чел., ________%
Качественная успеваемость _________ %
Средний балл_______________
2. Анализ содержания контрольно- измерительных материалов.
(форма, вид задания, степень сложности, на выявление каких компетенций направлены предлагаемые задания).
3. Аналитическая информация.
- Интерпретация результатов.
- Выявленные проблемы.
- Пути решения выявленных проблем (конкретные механизмы со стороны преподавателя) или предложения по данной проблеме.
Преподаватель _________________________________ \_______________
Приложение 2 .
Материалы текущего контроля знаний
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Комплект заданий текущего контроля знаний
Тест по теме «Химическая организация клетки»
1 вариант
1) Многоотраслевая наука о живой природе называется
А) физиология. В) биология. С) экология. Д) цитология. Е) эмбриология
2) Укажите, какова функция углеводов в организме:
А) ферментативная. В) энергетическая. С) двигательная . Д) защитная. Е) источник воды
3) Сигнальную функцию выполняют:
А) липиды. В) углеводы . С) жиры. Д) белки. Е) полисахариды
4) В состав РНК входит углевод:
А) дезоксирибоза . В) аденин . С) глюкоза. Д) фруктоза. Е) рибоза
5) Белки – это биологические полимеры, мономерами которых являются:
А) нуклеиновые кислоты. В) ферменты. С) аминокислоты . Д) углеводы. Е) глюкоза
6) К моносахаридам относится:
А) крахмал . В) сахароза. С) фруктоза . Д) целлюлоза . Е) мальтоза
7) При окислении 1 грамма углеводов выделяется энергии:
А) 35,2 кДж. В) 38,9 кДж. С) 16,7 кДж. Д) 27,6 кДж. Е) 17,6 кДж
8) Азотистое основание тимин входит в состав:
А) аминокислот. В) АТФ. С) сахарозы. Д) ДНК. Е) РНК
9) В состав гемоглобина входит:
А) магний . В) иод . С) железо. Д) фосфор. Е) кальций
10) Входит в состав плазмы крови:
А) фтор . В) бром. С) бор. Д) натрий. Е) медь
11) Процесс удвоения ДНК:
А) транскрипция . В) трансляция. С) репликация . Д) конъюгация. Е) редукция
12) Макроэлементов в клетке:
А) 37% . В) 98%. С) 1,1% . Д) 0,02% . Е) 76%
13) Растворимость веществ в клетке:
А) транскрипция. В) трансляция. С) гидрофильность. Д) редупликация. Е) гидрофобность
14) К дисахаридам относится:
А) гликоген. В) сахароза. С) глюкоза. Д) целлюлоза. Е) фруктоза
15) Наука о строении и жизнедеятельности клетки называется:
А) гигиена. В) физиология. С) цитология . Д) анатомия. Е) гистология
16) Каталитическую функцию в организме выполняют:
А) белки. В) жиры. С) углеводы. Д) липиды. Е) нуклеотиды
17) Основной источник энергии в организме:
А) РНК . В) углеводы. С) жиры. Д) белки. Е) ферменты
18) В состав ДНК входит углевод:
А) рибоза. В) аденин . С) глюкоза. Д) фруктоза. Е) дезоксирибоза
19) Углеводы – это биологические полимеры, мономерами которых являются:
А) нуклеиновые кислоты . В) ферменты. С) аминокислоты. Д) липиды. Е) моносахариды
20) К полисахаридам относится:
А) крахмал. В) сахароза. С) фруктоза. Д) глюкоза . Е) мальтоза
21) При окислении 1 грамма жиров выделяется энергии:
А) 35,2 кДж. В) 38,9 кДж. С) 16,7 кДж. Д) 17,6 кДж. Е) 27,6 кДж
22) Азотистое основание урацил входит в состав:
А) аминокислот. В) АТФ. С) сахарозы. Д) ДНК. Е) РНК.
23) В состав хлорофилла входит:
А) магний. В) иод. С) железо. Д) фосфор. Е) кальций
24) Входит в состав плазмы крови:
А) фтор. В) бром. С) бор. Д) хлор. Е) медь
25) Процесс переписывания информации с ДНК на РНК:
А) транскрипция. В) трансляция. С) репликация. Д) комплементарность. Е) редукция
2 вариант
1) Строение и жизнедеятельность растений изучает наука:
А) зоология . В) ботаника. С) экология. Д) эмбриология . Е) цитология
2) Источником энергии и воды в организме являются:
А) жиры. В) белки . С) углеводы. Д) нуклеотиды. Е) моносахариды
3) Ферментативную функцию в организме выполняют:
А) липиды. В) углеводы. С) жиры . Д) белки. Е) полисахариды
4) В состав АТФ входит углевод:
А) дезоксирибоза. В) аденин. С) глюкоза . Д) фруктоза. Е) рибоза
5) Жиры состоят из:
А) нуклеиновых кислот. В) ферментов . С) аминокислот. Д) углеводов. Е) глицерина и жирных кислот
6) К дисахаридам относится:
А) крахмал. В) сахароза . С) фруктоза . Д) целлюлоза . Е) глюкоза
7) При окислении 1 грамма липидов выделяется энергии:
А) 35,2 кДж. В) 38,9 кДж. С) 16,7 кДж. Д) 17,6 кДж. Е) 27,6 кДж
8) Азотистое основание аденин входит в состав:
А) аминокислот. В) АТФ. С) сахарозы. Д) углеводов . Е) липидов
9) В состав гормона щитовидной железы входит:
А) магний. В) иод. С) железо. Д) фосфор. Е) кальций
10) Входит в состав зубной эмали:
А) фтор. В) бром. С) бор. Д) натрий. Е) медь
11) Процесс синтеза молекулы белка из аминокислот:
А) транскрипция . В) трансляция . С) репликация . Д) комплементарность. Е) редукция
12) Микроэлементов в клетке:
А) 37% , В) 98% . С) 1,1% . Д) 0,02%. Е) 76%
13) Нерастворимость веществ в клетке:
А) транскрипция. В) трансляция. С) гидрофильность. Д) редупликация . Е) гидрофобность
14) К моносахаридам относится:
А) гликоген . В) сахароза. С) глюкоза . Д) целлюлоза. Е) лактоза
15) Изучает взаимоотношение организмов с окружающей средой:
А) экология. В) биохимия . С) цитология. Д) археология. Е) эмбриология
16) Двигательную функцию в организме выполняют:
А) жиры. В) белки. С) углеводы. Д) нуклеотиды. Е) моносахариды
17) Транспортную функцию в организме выполняют:
А) липиды. В) углеводы. С) жиры. Д) белки. Е) полисахариды
18) Сколько в составе АТФ остатков фосфорной кислоты :
А) 1 . В) 2 . С) 3 . Д) 4. Е) 5
19) Липиды состоят из:
А) нуклеиновых кислот. В) ферментов . С) аминокислот. Д) углеводов. Е) глицерина и жирных кислот
20) К полисахаридам относится:
А) глюкоза. В) сахароза . С) фруктоза . Д) целлюлоза. Е) мальтоза
21) При окислении 1 грамма белков выделяется энергии:
А) 35,2 кДж. В) 38,9 кДж. С) 16,7 кДж. Д) 17,2 кДж. Е) 27,6 кДж
22) Азотистое основание гуанин входит в состав:
А) аминокислот. В) АТФ. С) сахарозы. Д) липидов. Е) РНК
23) Входит в состав зубов и костей:
А) магний. В) иод. С) железо. Д) фтор. Е) кальций
24) Входит в состав белков и нуклеиновых кислот:
А) фтор. В) азот. С) бор. Д) натрий. Е) медь
25) Процесс удвоения ДНК:
А) транскрипция. В) трансляция. С) редупликация. Д) комплементарность. Е) редукция
Критерии оценки:
-оценка «отлично» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий -25-23.
-оценка «хорошо» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий 25-20 , или имеются незначительные ошибки в ответах.
-оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий 18-14 и имеются существенные ошибки при решении.
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам работы предоставлено менее 11 выполненных заданий,с допущением существенных ошибок.
Тест по теме «Процессы деления клетки»
Вариант 1.
Вариант 2.
1. Что такое митоз
1) деление всех клеток
2) деление клетки одноклеточного организма
3) деление прокариотической клетки
4)деление эукариотической клетки, при котором образуются две дочерние клетки с идентичным родительскому набором хромосом
2. Какие клетки в организме человека не способны к делению?
1) остеобласты 2) фибробласты
3) нейроны 4) росткового слоя эпидермиса
3. Из чего состоит хромосома?
1) из центромер 2) из хроматид 3) из микротрубочек 4) из веретен деления
4. В какой фазе деления клетки хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки?
1) в анафазе 3) в телофазе 2)в профазе 4)в метафазе
5. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления? 1) 12 2) 48 3) 36 4) 24
Особенности | Деление |
6. Установите соответствие между особенностями и процессами деления клетки
7.В метафазе митоза происходит
1) расхождение хроматид 2) удвоение хромосом
3)размещение хромосом в плоскости экватора клетки 4)формирование ядерной оболочки и ядрышек
8.Мейоз происходит в клетках
1) крови лягушки 2) половых желез крысы
3) камбия тополя 4) эпителия человека
9.Конъюгация и обмен участками гомологичных хромосом происходит в
1) профазе II мейоза 2) профазе митоза 3) метафазе II мейоза 4) профазе I мейоза
10..Какая фаза деления клетки изображена на рисунке?
1) профаза 2) анафаза 3) метафаза 4) телофаза 11.По каким признакам можно узнать телофазу митоза?
1) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме
2) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки
3) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки
4) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер
12.Какие процессы протекают во время мейоза?
1) транскрипция 2) редукционное деление 3) денатурация
4) трансляция 5) конъюгация 6) кроссинговер
13.Установите, в какой последовательности происходят фазы митоза.
А) расхождение сестринских хроматид Б) удвоение молекулы ДНК
В) образование метафазной пластинки Г) деление цитоплазмы
14.Верны ли следующие суждения о митозе?
А. Митоз-- способ деления клеток, в результате которого образуются клетки с редуцированным
набором хромосом.
Б. Образующиеся в результате митоза клетки содержат наследственную информацию, идентичнуюинформации материнской клетки.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15.Установите соответствие между характеристикой процесса и способом деления клетки, который она иллюстрирует.
ОСОБЕННОСТЬ ДЕЛЕНИЯ
А)образуются две диплоидные дочерние клетки
Б)обеспечивает созревание гамет у животных
В) сохраняет постоянство числа хромосом в клетках
Г) происходит перекомбинация генов в хромосомах
Д) служит способом бесполого размножения простейших
СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ
1) митоз
2) мейоз
Вариант 3.
1. Для каких организмов характерно деление клеток?
1)эукариот 2) прокариот
3) всех организмов 4) многоклеточных организмов
2. Процесс деления клеток в живом организме заканчивается:
1) вместе с его ростом 2) с его смертью
3) после полового созревания 4) после его размножения
3. Укажите вариант ответа, где стадии митоза даны в правильной последовательности.
1) телофаза - анафаза - метафаза — профаза
2) метафаза—профаза - телофаза—анафаза
3) профаза — метафаза - анафаза - телофаза
4) анафаза—метафаза - профаза—телофаза
4. Что происходит в телофазе митоза ?
1) формирование веретена деления 2) формирование новых ядер и цитокинез
3) разделение хромосом 4) перемещение хромосом в центр клетки
5.Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи у четвертого поколения собаки Герды, если у неё в этих клетках содержится 78 хромосом?
1) 39 2) 325 3) 156 4) 78
6. Установите соответствие между характеристикой и мейотическим делением клетки
Характеристика А) делению предшествует интерфаза | Деление мейоза |
7.Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в
1) метафазе 2) телофазе 3) профазе 4) анафазе
8.Какие признаки характерны для метафазы митоза?
1) спирализация хромосом
2) выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки
3) деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки
4) деспирализация хромосом, образование двух ядер
9.Обмен между участками гомологичных хромосом происходит в процессе
1) синтеза иРНК 2) кроссинговера 3) редупликации ДНК 4) образования двух хроматид
10.Расхождение хромосом происходит в
1) анафазе-1 мейоза 2) метафазе-1 мейоза
3) анафазе-2 мейоза 4) метафазе-2 мейоза
11.Верны ли следующие суждения о мейозе?
А.Мейоз - способ деления клеток, приводящий к уменьшению вдвое числа хромосом.
Б. Мейоз состоит из двух последовательных делений, которым предшествует однократное удвоение ДНК в интерфазе.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12.Какая фаза деления клетки изображена на рисунке?
1) телофаза 2) метафаза 3) анафаза 4) профаза
13 .Биологическое значение мейоза заключается в
1)предотвращении удвоения числа хромосом в каждом новом поколении
2) образовании мужских и женских гамет
3) образовании соматических клеток
4)создании возможностей возникновения новых генных комбинаций
5) увеличении числа клеток в организме
6) кратном увеличении набора хромосом
14.Установите последовательность изменений происходящих с хромосомами в процессе митоза
А) деление центромеры и образование из хроматид хромосом
Б) расхождение гомологичных хроматид к разным полюсам клетки
В) расположение хромосом в плоскости экватора
Г) свободное расположение хромосом в цитоплазме
15.Установите соответствие между характеристикой процесса и способом деления клетки, который она иллюстрирует.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) расхождение к полюсам гомологичных хромосом
Б) конъюгация гомологичных хромосом
В) образование четырёх гаплоидных дочерних клеток
Г) образование двух дочерних клеток с числом хромосом, равным материнской клетке
Д) обмен генами между хроматидами гомологичных хромосом
СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ
1) мейоз
2) митоз
Критерии оценки:
-оценка «отлично» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий -15-13.
-оценка «хорошо» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий 15-11 , или имеются незначительные ошибки в ответах .
-оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий 12-9 и имеются существенные ошибки при решении. .
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам работы предоставлено менее 7 выполненных заданий, с допущением существенных ошибок.
Практическая работа №1
по теме «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных»
Цель работы: Рассмотреть и выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Оборудование: Плакаты, таблицы
Ход работы:
1.Прочитайте статью « Данные эмбриологии»
2.Запишите этапы развития человека. Этапы развития:
- Развитие начинается с оплодотворения.
- Возникшая зигота дробится.
- Образуются стадии: морула, бластула, гаструла.
- Ткани образуются из эктодермы, энтодермы, мезодермы.
- Закладываются жаберные щели, как у зародышей рыб, на 18-20 день развития.
- Сердце вначале в виде трубки с пульсирующими стенками.
- Формируется клоака.
- 1,5—3-месячный зародыш имеет хвост, как у хвостатых обезьян.
- Головной мозгу 1,5-3-месячного зародыша человека состоит из 5 мозговых пузырей, как мозг рыб.
- Нервная система вначале в виде трубки на спине.
- 5—6-месячный эмбрион имеет рунный волосяной покров. Зародыш долго имеет выраженный копчиковый отдел. У зародыша имеется несколько пар сосков (полимастия).
- У 1,5—2-месячного зародыша большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьян.
- Сроки беременности человекообразных обезьян и человека одинаковые.
3. Рассмотрите рисунок
4.Результаты анализа черт сходства и отличия занесите в таблицу.
Стадии развития | Рыба | Ящерица | Кролик | Человек | ||||
сходство | отличие | сходство | отличие | сходство | отличие | сходство | отличие | |
Первая | ||||||||
Вторая | ||||||||
Третья | ||||||||
четвертая |
Задание:
1. Сравните стадии развития зародышей. Есть ли сходства? В чём они проявляются? Опишите их.
2. Сравните стадии развития зародышей. Есть ли различия? В чём они проявляются? Опишите их.
3. Сделайте выводы о признаках сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Вывод:
Вопросы для контроля:
1. Дайте определение рудиментам, атавизмам, приведите примеры.
2. На каких стадиях развития онтогенеза и филогенеза проявляются сходства в строении зародышей, а где начинается дифференциация
3.Назовите пути биологического прогресса, регресса. Объясните их смысл, приведите примеры.
Практическая работа№2
по теме «Наследственность и изменчивость организмов Выявление изменчивости у особей одного вида».
Цель работы: Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.
Оборудование:
Учебные таблицы, материал учебного пособия, МУ к практич. работе
Ход работы:
1. Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.
2. Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы.
Распределите по столбцам предложенные варианты.
Сорта картофеля | Породы коров | Породы собак |
- размеры клубней
- удойность
- внешний вид
- химический состав молока
- химический состав клубней
- характер (агрессивный или добродушный)
- мышечная масса
- скорость созревания урожая
- специальные поведенческие реакции
3. Для контроля знаний дайте ответы на тестовые вопросы:
1) Продемонстрированные вам разные морфологические формы представителей одного и того же вида являются:
а) генетическими мутациями
б) результатом искусственного отбора
в) результатом естественного отбора
2) Искусственно выведенные человеком разновидности растений называются:
а) штаммы б) сорта в) породы г) виды д) популяции
3) Искусственно выведенные человеком разновидности животных называются:
а) штаммы б) сорта в) породы г) виды д) популяции
4) В результате искусственного отбора организмы:
а) приобретают полезные для человека свойства
б) приобретают свойства, обеспечивающие личную приспособленность к среде обитания
в) теряют способность к размножению
4. Сделать вывод из проделанной работы
Литература: Беляав Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология 10-11 кл.
Практическая работа№3
по теме « Биосфера - глобальная экосистема. Биологический круговорот веществ в биосфере»
Цель работы: Рассмотреть циклический круговорот основных веществ в биосфере,
взаимосвязь веществ в биосфере, соответствие единым законам природы.
Оборудование: Учебное пособие по биологии; таблицы круговорота веществ в природе; методические указания к практической работе.
Ход работы:
Задание группы №1
- Прочтите текст МУ к практ. работе «Круговорот углерода»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) углерода.
- Составьте свою схему круговорота углерода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №2
- Прочтите текст МУ к практ работе «Круговорот кислорода»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) кислорода.
- Составьте свою схему круговорота кислорода, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №3
- Прочтите текст «Круговорот азота»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) азота.
- Составьте свою схему круговорота азота, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №4
- Прочтите текст «Круговорот фосфора»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) фосфора.
- Составьте свою схему круговорота фосфора, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Задание группы №5
- Прочтите текст «Круговорот серы»
- Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) серы.
- Составьте свою схему круговорота серы, следуя логике полученного материала и используя рисунки и картинки, на доске.
- Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 3 минут).
Сделайте выводы по результатам практической работы.
Литература: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология 10-11 кл. п.73
Критерии оценки
-оценка «отлично» выставляется студенту, если по итогам практической работы выполнено верно экспериментальное задание, получены положительные итоги по ходу работы и выводам , и не допущены ошибки в составлении отчета по итогам работы..
-оценка «хорошо» выставляется студенту, если по итогам работы выполнено верно указанное задание с допущением несущественных ошибок .
-оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам работы выполнено не полностью представленное количество заданий и имеются существенные ошибки в отчете по итогам работы.
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам практической работы нет результатов ответов на вопросы, не представлен итоговый отчет с результатами работы.
Тест по теме «Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция»
Вариант 1.
1. Какие ароморфозы произошли при выходе древних земноводных на сушу?
1) появление голой слизистой кожи
2) появление более объемной грудной клетки
3) появление парных плавников и жаберного дыхания
4) появление пятипалой конечности и легочного дыхания
2. Выберите пример ароморфоза:
1) отсутствие кишечника у паразитических червей 2) возникновение полового процесса
3) аппендикс 4) все перечисленное
3.В результате какого направления эволюции наблюдается большое разнообразие видов галапагосских вьюрков?
1) ароморфоза 2) идиоадаптации 3) дегенерации 4) биологического прогресса
4. Для популяции какого животного характерен биологический регресс?
1) полевой мыши 2) серой крысы 3) амурского тигра 4) лисицы обыкновенной
5. Укажите движущую силу эволюции, увеличивающую неоднородность популяции:
1) борьба за существование 2) искусственный отбор
3) модификационная изменчивость 4) мутационная изменчивость
6. Примером какого направления эволюции является уменьшение ареала и сокращение численности белого медведя, снежного барса?
1) ароморфоза 2) идиоадаптации 3) дегенерации 4) биологического регресса
7. Как называется расхождение признаков внутри сходных систематических групп в процессе эволюции?
1) конвергенция 2) дивергенция 3) макроэволюция 4) микроэволюция
8. Что происходило в процессе эволюции с численностью потомства животных-паразитов?
1) она изменилась 2) она не изменилась 3) она уменьшилась 4) она увеличилась
9. Какой фактор эволюции имеет направляющий характер?
1) изоляция 2) борьба за существование 3) искусственный отбор 4) естественный отбор
10. Что является результатом эволюции растительного мира?
1) понижение уровня организации растений 2) повышение уровня организации растений
3) колебание численности популяций 4) сокращение численности некоторых видов
11. Примером идиоадаптации можно считать:
1) шерсть у млекопитающих 2) вторую сигнальную систему
3) длинные ноги у гепарда 4) челюсти у рыб
12. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
А) борьба за существование; Б) наследственная изменчивость;
В) естественный отбор; Г) все перечисленные
13. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:
А) определённая; Б) модификационная;
В) групповая; Г) мутационная.
14. Движущая форма отбора обычно приводит к:
А) уничтожению особей с отклонениями нормы реакции; Б) сужению прежней нормы реакции; В) расширению прежней от прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции.
Вариант 2.
1. Какой отбор способствует в новых условиях сохранению особей с полезными для них изменениями генотипа?
1) стихийный 2) стабилизирующий 3) движущий 4) дизруптивный
2. Как называется независимое развитие сходных признаков у разных групп организмов в сходных условиях среды?
1) конвергенция 2) дивергенция 3) макроэволюция 4) микроэволюция
3. В результате какого направления эволюции возникли ветроопыляемые растения?
1) ароморфоза 2) идиоадаптации 3) дегенерации 4) биологического прогресса
4. Выберите пример идиоадаптации:
1) 4-х камерное сердце у млекопитающих 2) многоклеточность
3) видоизменение листьев в колючки у растений пустынь 4) все перечисленные ответы
5. В основе какого видообразования лежит приспособление к питанию различной пищей разных видов синиц, обитающих в пределах одного ареала?
1) географического 2) экологического 3) этологического 4) физиологического
6. Какой процесс играет роль в формировании определенных приспособлений к среде обитания у различных организмов?
1) мутации 2) естественный отбор 3) размножение 4) изоляция
7. Примером какого направления эволюции является упрощение в строении растения повилики?
1) ароморфоза 2) идиоадаптации 3) дегенерации 4) биологического прогресса
8. В результате какого направления эволюции возникло опыление растений насекомыми?
1) ароморфоза 2)идиоадаптации 3)дегенерации 4)биологического прогресса
9. Укажите движущую силу эволюции:
1) видообразование 2) многообразие видов
3) борьба за существование 4) приспособленность
10. Корень, возникший у наземных растений, можно рассматривать как:
1) ароморфоза 2) идиоадаптацию 3) дегенерацию 4) дивергенцию
11. Мимикрия – это пример:
1) дегенерации 2) ароморфоза 3) биологического прогресса 4) идиоадаптации
12. Элементарной единицей эволюции является:
- отдельный вид;
- отдельная особь данного вида;
- отдельная популяция данного вида;
- группа близкородственных популяций одного вида.
13. Макроэволюция приводит к:
- изменению генотипов отдельных особей в популяциях;
- обособлению популяций;
- изменению генофондов популяций и образованию новых видов;
- формированию новых родов, семейств, отрядов, классов и т.п.
14. Элементарным материалом для эволюции служит:
- генофонд особей популяции;
- генотип отдельной особи в популяции;
- генотип нескольких особей в популяции;
- генетическая изменчивость особей популяции.
Критерии оценки:
-оценка «отлично» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий -14-12.
-оценка «хорошо» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий 14-10 , или имеются незначительные ошибки в ответах .
-оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий 10-8 и имеются существенные ошибки при решении. .
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам работы предоставлено менее 7 выполненных заданий, с допущением существенных ошибок.
Приложение 3. Материалы итогового контроля знаний.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Дифференцированный зачет
Тест
1. Биогеоценология - биологическая наука, изучающая
1) экосистемы Земли 2) популяционно-видовой уровень организации жизни
3) закономерности межвидовых взаимоотношений организмов
4) закономерности внутривидовых взаимоотношений организмов
2. По строению клетки все организмы разделяются на две группы
1) прокариоты и эукариоты 2) одноядерные и многоядерные
3) рибосомные и безрибосомные 4) органоидные и безорганоидные
3. Из химических элементов, составляющих основную массу вещества клетки, углерод по содержанию занимает второе место после
1) азота 2) водорода 3) фосфора 4) кислорода
4. Из органических веществ в клетке в наибольшем количестве содержатся
1) жиры 2) белки 3) углеводы 4) нуклеиновые кислоты
5. Основным поставщиком энергии для синтеза АТФ в клетках человека, многих животных и некоторых микроорганизмов является
1) глюкоза 2) рибоза 3) белки 4) липиды
6. Свободный кислород, выделяемый в атмосферу в процессе фотосинтеза, является побочным продуктом
1)фотолиза воды 2) синтеза АТФ из АДФ 3) восстановления С02 до глюкозы
4) превращения НАДФ в НАДФ-Н
7. Хромосомы гетерозиготной клетки, несущие различные аллели одного и того же гена, являются
1) аналогичными 2) гомологичными 3) гаплоидными 4) идентичными по каждому виду гена
8. Все организмы по способу питания делятся на две основные группы
1) продуценты и редуценты 2) аэробные и анаэробные
3) сапротрофы и паразиты 4) автотрофы и гетеротрофы
9. У гороха желтая окраска горошин (А) доминирует над зеленой (а). Какой результат можно ожидать от скрещивания между собой гетерозиготных по данным генам растений?
1) 50% Аа : 50% аа 2) 75% АА : 25% Аа 3) 75% Аа : 25% АА 4) 25% АА : 50% Аа : 25% аа
10. Пример наследственной изменчивости
1) при добавлении толченого мела в корм курам скорлупа яиц становится толще
2) смена меха у зайца-беляка на более густой при наступлении холодной погоды
3) от овцематки с ногами нормальной длины родился ягненок с короткими ногами
4) при внесении в почву калийных удобрений на одном кусте картофеля развивается больше клубней, чем при отсутствии удобрений
11. Хромосомный набор соматических клеток женского организма включает
1) 22 пары аутосом + XY-хромосомы 2) 22 пары аутосом + ХХ-хромосомы
3) 22 аутосомы + XY-хромосомы 4) 22 аутосомы + ХХ-хромосомы
12. С помощью цитогенетического метода генетики человека изучаются
1) изменения в генах 2) изменения числа хромосом 3) нарушение углеводного обмена
4) скорость реакций обмена веществ при различных заболеваниях
13. Массовый отбор в селекции растений
1) используется в целях создания чистых линий
2) используется в целях создания межвидовых гибридов
3) приводит к получению генотипически однородного материала
4) приводит к получению генотипически разнородного материала
14. Центр происхождения и многообразия культурных видов длинноволокнистого хлопчатника и какао
1) Средиземноморский регион 2) Африканский регион
3) Восточноазиатский регион 4) Центральноамериканский регион
15. Направляющим фактором эволюции организмов является
1) дивергенция 2) борьба за существование 3) естественный отбор 4) наследственная
16. Главный объединяющий фактор популяций в один вид - это
1) внешнее сходство 2) внутреннее сходство 3) свободное скрещивание особей друг с другом
4) распространение в сходных местах обитания
17. Приспособляемость организмов к условиям существования
1) всегда относительна 2) всегда абсолютна
3) относительна у многочисленных и абсолютна у малочисленных видов
4) абсолютна у географически изолированных и относительна у широко распространенных видов
18. Сохранение в популяциях исходного вида особей со средним значением какого-либо признака связано с действием
1) движущего отбора 2) разрывающего отбора 3) стабилизирующего отбора
4) борьбы за существование
19. Какой вид на сегодняшний день находится в состоянии биологического прогресса?
1) домовый воробей 2) ехидна 3) утконос 4) гаттерия
20. Какой из названных ароморфозов сформировался в процессе эволюции органического мира раньше остальных?
1) хорда 2) двухкамерное сердце 3) пятипалые конечности 4) половой процесс размножения
21. Примером дивергентной эволюции является
1) разное число цветков у цветной и кочанной капусты
2) обтекаемая форма тела у акулы и дельфина
3) роющая передняя конечность у медведки и крота
4) сходное строение глаза у человека и кальмара
22. Жизнь на Земле появилась в результате
1) самозарождения 2) переноса с других планет вечно существующих "живых семян"
3) абиогенного синтеза мономеров и полимеров в первородном океане
4) переноса с других планет самоконцентрирующихся веществ
23. Из названных типов животных наиболее древними на Земле являются
1) моллюски 2) членистоногие 3) круглые черви 4) плоские черви
24. К биологическим факторам антропогенеза относят
1) речь 2) сознание 3) трудовую деятельность 4) усложнение структуры коры больших полушарий
25. Примитивная речь как средство коммуникации в эволюции человека имела место на стадии существования
1) человека умелого 2) древнейших людей 3) древних людей 4) людей современного типа
26. Популяцией называется совокупность особей того или иного вида, занимающих определенную территорию и
1) обладающих общим генофондом
2) сходных между собой по всем признакам внешнего строения
3) имеющих различные препятствия для свободного скрещивания
4) не конкурирующих между собой за пищу и другие благоприятные условия окружающей среды
27. Отношения популяций разных видов, при которых особи одной из них приносят особям другой вред, не вызывающий их немедленной гибели, названы
1) конкуренцией 2) паразитизмом 3) симбиозом 4) квартирантством
28. Все организмы того или иного биоценоза связаны между собой в цепях питания отношениями
1) симбиотическими 2) конкурентными 3) энергетическими 4) муталистическими
29. Биогеоценозом называется
1) любое из сообществ организмов
2) каждый из крупных по видовому составу и численности биоценозов
3) сообщество организмов, состоящее из продуцентов, консументов и редуцентов
4) система, в которой сообщества организмов и окружающая их среда связаны между собой в единое целое потоками энергии и круговоротом веществ
30. Биосферой называется оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются
1) ее закрытостью как системы 2) совокупной деятельностью организмов
3) концентрационной функцией организмов
4) геохимическими процессами, происходящими в литосфере
31. Участвуя в круговороте веществ, растения выделяют в атмосферу углекислый газ, что свидетельствует о выполнении ими в биосфере функции живого вещества
1) биохимической 2) окислительно-восстановительной 3) газовой 4) концентрационной
Критерии оценки:
-оценка «отлично» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий -31-29.
-оценка «хорошо» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий 30-26 , или имеются незначительные ошибки в ответах.
-оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам тестовой работы выполнено верно представленное количество заданий 25-17 и имеются существенные ошибки при решении.
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если по итогам работы предоставлено менее 14 выполненных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...
Комплект фондов оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ 05. Физическая культура для специальности 36.02.01 Ветеринария
Комплект фондов оценочных средств (ФОС) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины (УД) Физическая культура входящего в состав профессиональной образовательной программы по спец...
Комплект фондов оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности»
Комплект фондов оценочных средств (ФОС) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» профессиональной образ...