"Нам нужна великая Россия" (к юбилею П.А. Столыпина)
классный час

Громова Татьяна Владимировна

Цель: познакомить обучающихся с жизнью Столыпина П.А;

воспитание гражданской позиции, патриотизма и ответственности за судьбу своего Отечества.

Задачи:

сделать фигуру великого реформатора более понятной и близкой студентам,

рассказать о его деятельности и реформах, о его личности и непростой судьбе,

изучение исторического наследия Петра Столыпина призвано дать подрастающему поколению представление о закономерностях развития российского общества в эпоху реформ,

понимание современных общественных явлений, таких как модернизация России,

формирование уважительного отношения к масштабной исторической личности, действующей в государственных интересах.

Формируемые личностные результаты

реализации программы воспитания

 

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час в группе 48387.16 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Татьяна\Desktop\slide_1.jpg

Цель: познакомить обучающихся с жизнью Столыпина П.А;

воспитание гражданской позиции, патриотизма и ответственности за судьбу своего Отечества.

Задачи:

сделать фигуру великого реформатора более понятной и близкой студентам,

рассказать о его деятельности и реформах, о его личности и непростой судьбе,

изучение исторического наследия Петра Столыпина призвано дать подрастающему поколению представление о закономерностях развития российского общества в эпоху реформ,

понимание современных общественных явлений, таких как модернизация России,

формирование уважительного отношения к масштабной исторической личности, действующей в государственных интересах.

Формируемые личностные результаты

реализации программы воспитания

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Ход классного часа

C:\Users\Татьяна\Desktop\f_clip_image002.jpg

Он ушел из жизни, не понятый

ни новыми временами, ни старой Россией.

П.Н.Зырянов

В каждой стране всегда были, есть и будут значимые фигуры, оставляющие после себя след в истории. И в России их насчитывается не малое количество.

Одной из таких фигур является Пётр Аркадьевич Столыпин.

Его имя одно из самых известных в нашей стране.

Не каждый знает, что он сделал для России в чём состоит суть его реформы, но назвать его имя среди других государственных деятелей посильно любому.

Не зря мы говорим об особенном «столыпинском» характере. Он был добрый, внимательный муж и любящий отец. Энергичный, смелый, полный сил покорять все возможные вершины. Он не рвался к власти, но всё-таки оказался у её вершин.

В его рабочем столе всегда лежала стопка взаимосвязанных проектов, по которым он намеревался последовательно перестроить государственную жизнь России. На всех этажах, начиная с самых нижних, где государственные устои опускаются в толщу народной жизни. Но, окончив работу над последними проектами, он отправился в роковую поездку в Киев, откуда уже не вернулся. Его проекты были изъяты, описаны и ….канули в безбрежное море государственных архивов.

Очень важно попытаться разобраться в его делах, идеях и замыслах, разобраться каким он был человеком, показать его жизненный путь, поняв его роль в нашей истории.

15 марта 1910 года в выступлении на Государственном Совете при обсуждении указа от 9 ноября 1906 года Столыпин Петр Аркадьевич, сказал: «…Уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России должно быть не словом, а должно стать фактом. Господа, более 10 млн. десятин общинной земли, перешедшей в личную собственность, более 500 тыс. заявлений о желании устроиться на единоличном хозяйстве, более 1,4 млн. десятин уже отведенных к одним местам. Вот то живое доказательство, которое я принес сюда, чтобы засвидетельствовать перед вами, что значит живая, неугасшая сила, свободная воля русского крестьянства!.. Я слишком с большим уважением отношусь к народному разуму , чтобы допустить, что русское крестьянство переустраивает свой земельный быт по приказу, а не по внутреннему убеждению».

Какая забота о народе! Какая забота о процветании государства. Сегодня мы с вами посвящаем наш классный час Петру Аркадьевичу Столыпину, он достоин того, чтобы о нем помнила Россия и мы с Вами, все вопросы будут касаться его жизни и деятельности.

 История рода Столыпиных.

Известен с 16 века с Григория Столыпина; его сын –Афанасий Столыпин, участвует в войне с Польшей в 1654 -1656 годах, заканчивает жизнь московским дворянином. Затем в роду патриархальные помещики. Прадед, Алексей Емельянович, был предводителем пензенского дворянства. У него было 5 сыновей и 5 дочерей, среди них: Александр –адъютант Суворова, Аркадий –обер –прокурор, сенатор , Николай –генерал-лейтенант, Дмитрий –дед Столыпина –генерал-майор, Афанасий –предводитель саратовского дворянства, Елизавета –бабушка Лермонтова-Арсеньева (Лермонтов –троюродный брат)

Аркадий Дмитриевич участвовал в Крымской войне-генерал –адъютант артиллерии. Мать Столыпина –Наталья Михайловна Горчакова –княжна, она дочь Михаила Дмитриевича –князя, главнокомандующего в Крымской войне.

 О Столыпине П.А.

П.А.Столыпин высокий, подвижный, подтянутый. Закончил гимназию в Вильне, затем физико-математический факультет Петербургского университета. Особенно увлекался ботаникой, зоологией, химией, агрономией.

Не имел музыкального слуха, но литературу и живопись любил. Нравился Тургенев, Толстой А.К. и поэт Апухтин, он и сам сочинял детям сказки, лучшие: «Приключения в круглом доме», «Девочка с двумя носиками». По воскресеньям дома вслух читал «Анну Каренину», «Воскресенье», исторические романы Валишевского, дочкам –стихи Пушкина и Лермонтова, романы Жюля Верна.

https://urok.1sept.ru/articles/637903/f_clip_image010.jpg

П. А. Столыпин – студент 1-го курса Санкт-Петербургского университета. Фотография. 1881 г.

1885 год –поступил на службу в Министерство государственного имущества, в 1889 году перешел на службу в Министерство внутренних дел и стал потом самым молодым губернатором в Гродно, через 10 месяцев –в Саратове, 1906 год –министр внутренних дел, а с 8 июля 1906 года – совмещение этого поста с должностью председателя Совета Министров.

12 августа 1906 года на даче Аптекарского острова эсеры совершили первое покушение, погибло сразу 27 человек, 3 террориста, 32 раненых(потом из них 6 умерло), ранены дочь Столыпина Наталья и сын Адя. Сыну в то время было 3 года, дочери 14 лет, она в течение 2 лет после этого не ходила, так как были раздроблены ноги. Столыпину с трудом удалось уговорить врачей не ампутировать ноги у дочери.

Внешне Пётр Аркадьевич Столыпин очень сильно был похож на своего отца: высокий, подтянутый и подвижный. Но привычки и жизненный уклад были во многом другими. Пётр не курил, почти не употреблял спиртного, и редко играл в карты. У него не было хорошего музыкального слуха, но литературу и живопись Столыпин любил. Ему нравилась проза И.С. Тургенева, поэзия А.К. Толстого, А.Н. Апухтина.


 Об аграрной реформе.

П.А.Столыпин считал, что арендные хутора и земледельческий порядок до и после упразднения крепостного права –корень экономической бедности в общине. Он поддержал позицию Валуева, Барятинского, Витте о предоставлении права крестьянам на выход из общины. «Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землей… Уничтожение в крестьянстве врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное к бедности. А бедность, по мне, хуже и рабства».

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/106b/00167e9a-73d45e8a/img4.jpg

 «Столыпинские галстуки».

В ноябре 1907 года тверской земец и член кадетской партии Родичев, выступая в Думе, употребил выражение «столыпинские галстуки». Столыпин послал секундантов, но кадеты не хотели скандала и уговорили Родичева извиниться перед Столыпиным. А сказано это по поводу Положения о военно-полевых судах, которое было принято 19.08.1906 г. в чрезвычайном порядке по 87 статье в качестве «чрезвычайного закона». Судопроизводство завершалось в пределах 48 часов, а приговор исполнялся в течение 24 часов. С августа 1906 года по апрель 1907 года вынесено1102 смертных приговора. 2 Дума закон не приняла бы, и 20 апреля его автоматически отменили, так как закон не был внесен на рассмотрение Думы и потерял свою силу 20.04.1907 года.

 О реформах.

В межреволюционный период развития страны(1907-1916 гг) реформы в России подталкивались деятельностью двух государственных органов – Государственной думы и царского правительства. В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих, по которым пенсия по нетрудоспособности от несчастного случая на производстве целиком оплачивалась его владельцем, пособия по болезни выплачивались «больничными кассами», формировавшихся взносов, как рабочих, так и предпринимателей. Было введено земское самоуправление в южных и западных губерниях. С 1912 г. судебная власть в сельских местностях вновь переходила к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Одновременно расширяется вмешательство во внутренние дела Финляндии; по закону 1912 г. из состава Польши была выделена губерния со смешанным русско-польским населением.

Так, весьма ограничено в сравнении с планами выглядел реальный вклад П.А.Столыпина в дело реформ, оборванный безвременной смертью премьера от руки террорист Д.Богрова 1 сентября 1911 г

Награды П.А. Столыпина

Орден Белого Орла

Орден Святой Анны I степени

Орден Святого Владимира III степени

Орден Серафимов (Швеция)

Большой крест ордена Святого Олафа (Норвегия)

Большой крест ордена Святых Маврикия и Лазаря (Италия)

Оценка деятельности Столыпина

Оценка деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, дававшаяся и его современниками, и историками, неоднозначна: по словам одних Столыпин являлся талантливым государственным деятелем, не только предложившим уникальную для своего времени программу реформ, но и стремившимся к их проведению наиболее «мягкими средствами», по словам других Столыпин — «душитель и вешатель», «проводник политики, вошедшей в историю под именем столыпинской реакции».

В. И. Ленин считал, что самодержавие лишь сделало определённые шаги в сторону буржуазной монархии:

Столыпинская «конституция» и столыпинская аграрная политика знаменуют новый этап в разложении старого полупатриархального, полукрепостнического царизма, новый шаг по пути превращения его в буржуазную монархию.

Русская пословица гласит: "Не будь грамотен, будь памятен". И верно, ведь обучиться грамоте не так уж сложно, а вот память о своих предках, об их мыслях, надеждах и деяниях, о прошлом Родины должна впитываться с материнским молоком, воспитываться и укрепляться с детства, чтобы стать важнейшей органической чертой и каждой отдельной личности, и общества в целом. Оттого-то и многие беды нашей страны, что с поразительной лёгкостью отбрасываются поучительный опыт прошедших столетий, память о великих соотечественниках, которым надлежит быть непреходящими нравственными ориентирами в жизни народа, прерываются исторические и культурные традиции, снова и снова делаются бесплодные попытки найти путь развития без опоры на могучий фундамент прошлого.

Деятельность Столыпина не была однозначной В целом он был, несомненно, крупным государственным деятелем, хотя и вряд ли особо выдающимся."У П.А.Столыпина был сильный ум,- писал Изгоев,- но это был какой-то ум второго сорта, действительно лишённый и углубления, и идеалистического благородства, ум, смешанный с мелкой хитростью и лукавством" Заслуживает внимание характеристика Витте, из всех врагов Столыпина, пожалуй, наиболее близкого ему по взглядам:
"Столыпин был человеком с большим темпераментом, человеком храбрым, и пока ум и душа его не помутились властью, он был человеком честным" Столыпин при всех своих отнюдь не исключительных качествах всё же видел гораздо дальше и глубже других представителей правящей элиты. Трагедия Столыпина состояла в том, что они не захотели иметь в своём кругу государственного деятеля , превосходившего их по личным качествам.

C:\Users\Татьяна\Desktop\img_phpKQwgnm_Stolypin---razrabotka_1_0.jpg

 Вывод.

Наш классный час хочется закончить словами Столыпина, сказанными летом 1911 года в письме к Извольскому – послу в Париже, бывшему министру иностранных дел.

«Нам необходим мир, война в следующем году, особенно в том случае, если ее цели будут непонятны народу, станет роковой для России и для династии. И наоборот, каждый год мира укрепляет Россию не только как военную и военно-морскую державу, но и с экономической и финансовой точек зрения.

Кроме того, и это еще важнее, Россия год от года внутренне меняется, крепнет самосознание народа и роль общественного мнения. Нельзя сбрасывать со счетов и наши парламентские установления. Сколь бы они ни были несовершенны, их влияние тем не менее вызвало в России радикальные изменения, и когда придет время, страна встретит врага с полным осознанием своей ответственности, Россия выстоит и добьется победы лишь в народной войне».

C:\Users\Татьяна\Desktop\5709.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

"сверхпроводимость". Ученическая научно практическая конференция "Великие умы России-великие открытия"

Сегодня сверхпроводимость-одна из наиболее изучаемых областей физики. Большое распространение получили приборы, основанные на сверхпроводимости....

Урок литературы "Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» (к юбилею писателя)

Урок литературы в старших классах знакомит учащихся  с творчеством поэтессы,ализиром ее произведений, в том числе и  поэмой  «Реквием». На уроке я  использую  прои...

75-летний юбилей Великой Победы (1941-1945) Живая память – «Связь поколений» О традициях празднования Дня Победы в СПБ ЦПС ПСК

В этом году страна отмечает большую дату – 75 лет Великой Победы. Отпраздновать ее достойно, в создавшихся условиях – задача не легкая, но сделать праздник незабываемым очень важно. Необходимо поклони...

методическая разработка урока на тему:"Экономические реформы П.А.Столыпина. Политическая жизнь России 1907-1914 гг.

Презентация для проведения урока истории (общеобразовательный цикл) 1 курс....

Презентация "Зачем нужно помнить и изучать историю России"

Презентация "Зачем нужно помнить и изучать историю России"...

Внеурочное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева "Великий писатель великой России"

Целью  методической разработки «Великий писатель великой России», посвященной  200-летию  со дня рождения И.С.Тургенева,    является  пропаганда  тв...