Методические рекомендации по выполнению и защите рефератов по ЕН.02 Экологические основы природопользования для обучающихся 2 курса по специальности СПО
методическая разработка
Методические рекомендации по выполнению и защите рефератов по ЕН.02 Экологические основы природопользования для обучающихся 2 курса по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_referaty_ek.osnovy_prirodopolzovaniya.docx | 45.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
Методические рекомендации по выполнению и защите рефератов
по ЕН.02 Экологические основы природопользования
для обучающихся 2 курса
по специальности СПО
19.02.10 Технология продукции общественного питания
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Селенгинск
2021
Бурлакова Т.М. Методические рекомендации по выполнению и защите реферата по ЕН.02 Экологические основы природопользования для обучающихся 2 курса– Селенгинск. – 18 с.
В методической разработке даны указания к внеаудиторной работе студентов, позволяющие самостоятельно выполнить реферат. Пособие предназначено для студентов 2 курса обучения.
Методические рекомендации рассмотрены на заседании предметно-методической комиссии общеобразовательных дисциплин.
© ГАПОУ РБ «Политехнический техникум», 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………………………….. 4
2. Проблематика, выбор темы и руководство реферата…….…………………………………………………………….….. 7
3. Состав, структура и содержание основных элементов реферата………………………………………………………………….…… 8
4. Оформление реферата………………….……………………………….... 11
5. Подготовка реферата к защите. ……………………..…………………....13
6. Подготовка презентации к защите реферата…………………..…………13
7. Критерии оценки реферата…………………………………………….... 15
8. Приложения …………………………………………………..…................17
1. ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации для студентов повыполнению реферата по учебной дисциплине Экологические основы природопользования предназначены для студентов 2 курса и направлены на формирование общих компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности будущего на основе овладения содержанием дисциплины.
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.
Написание реферата по учебной дисциплине Экологические основы природопользования направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование у обучающихся умения оценивать значимость экологических знаний для каждого человека;
2. Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли экологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, - используя для этого экологические знания;
3. Развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
4. Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Реферат представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
5 Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке реферата и успешной их защите.
Реферат выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного изучаемого учебного предмета математического и общего естественнонаучного цикла, в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой,иной).
Результаты выполнения реферата должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической,творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, атакже самостоятельного применения приобретенныхзнаний и способов действий при решении различныхзадач, используя знания одного или нескольких учебныхпредметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулированиягипотезы исследования, планирования работы, отбора иинтерпретации необходимой информации,структурирования аргументации результатовисследования на основе собранных данных, презентациирезультатов.
Реферат выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.
6 Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования иимеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ееобобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.
Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатомдеятельности участников проекта.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над рефератов можно представить в виде следующей схемы:
Подготовительный
- определение руководителей рефератов;
- поиск проблемного поля;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы;
поисковый
- уточнение тематического поля и темы реферата, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели реферата
аналитический
∙ анализ имеющейся информации;
∙ поиск информационных лакун;
∙ сбор и изучение информации;
∙ поиск оптимального способа достижения цели реферата (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
∙ составление плана реализации реферата: пошаговое планирование работ;
∙ анализ ресурсов;
практический
∙ выполнение запланированных технологических операций;
∙ текущий контроль качества составления реферата;
∙ внесение (при необходимости) изменений в разработку реферата; презентационный
∙ подготовка презентационных материалов;
∙ презентация реферата;
∙ изучение возможностей использования результатов реферата;
контрольный
∙ анализ результатов выполнения реферата;
∙ оценка качества выполнения реферата.
2. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА
При определении тематического поля реферата можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: колледж, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.
Первая ступень в процессе выполнения реферата - поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему реферата. Тематика реферата непосредственно связана с постановкой проблемы проекта. Выбор темы реферата имеет исключительно большое значение. Тематика рефератов по дисциплинам разрабатывается преподавателями. Перечень тем рефератов ежегодно обновляется (Приложение 1). Тематика рефератов утверждается протоколом заседания МПК «Общеобразовательных дисциплин» техникума и доводится до сведения обучающихся за 2 месяца до начала их выполнения.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы реферата вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся. Это относится, прежде всего, к обучающимся, которые продолжительное время целеустремленно, с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной теме. Одинаковые темы рефератов для написания студентами не допускаются Выбор темы реферата сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.
Основными функциями руководителя проекта являются:
∙ консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения реферата;
∙ оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы; контроль хода выполнения реферата.
После выбора темы реферата начинается самостоятельная работа обучающегося по выполнению. Контроль за ходом выполнения реферата осуществляет председатель МПК «Общеобразовательных, дисциплин» в соответствии с функциональными обязанностями.
3. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕФЕРАТА
Содержание реферата представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Содержание реферата обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода. Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию реферата традиционным является следующий:
Введение
Основная часть
1. (полное наименование главы)
2. (полное наименование главы)
Практическая часть
Заключение
Список информационных источников
Приложения
Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав. Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в реферате. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы. Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию реферата. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников. На титульном листе реферата указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя.
Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера 11 страниц, соответствующие началу конкретной части проекта.
Введение реферата имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки: Основная часть реферата состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы параграфов. Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета. Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования. Заключение. Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса реферата, положительные иотрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и указания по совершенствованию его деятельности.
12 Список источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 2). Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно. В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.
4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат должен быть надлежащим образом оформлен. Все листы реферата и приложения следуют переплести. Реферат структурируется следующим образом:
1. Титульный лист (Приложение 3).
2. Содержание
3. Содержательная часть работы
4. Приложения
Требования к оформлению реферата
1.Объем не менее 15 страниц компьютерного текста
2.Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 3.Интервал 1,5
4.Шрифт «Times New Roman»
5.Размер 14 п
6.Выравнивание по ширине
7.Кавычки «кавычки-елочки»
8.Параметры страницы с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу –20 мм.
9.Нумерация страниц
∙ арабскими цифрами,
∙сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы на титульном листе не проставляют
∙ проставляется со второй страницы,
∙ порядковый номер страницы ставится внизу в правом углу рамки 10.Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников с новой страницы заглавными буквами по центру жирным шрифтом, в конце точка не ставится.
Оформление глав
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ
Оформление параграфов
1.2 Признаки юридической ответственности
Расстояние между названием параграфа, предыдущим и последующим текстом одна свободная строка Список использованных информационных источников не менее
1 Параграф не менее 3 страниц
Таблицы
Таблица 3. Местность проживания респондентов
Варианты ответа | Абс. %% |
в городе | 307 76,2 |
в сельской местности | 90 22,3 |
Нет ответа | 6 1,5 |
ГПК РФ, ГК РФ, СК РФ и т.д.
НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.), отделять инициалы от фамилии, разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр
Иллюстрации
Рисунок 1 – Сведения о количестве учреждений социального обслуживания семьи и детей
5. ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТА К ЗАЩИТЕ
Подготовив реферата к защите, обучающийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты. Процедура защиты реферата определяется руководителем проекта. Для выступления основных положений, обоснования выводов и предложений отводится не более 5 минут. После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме.
15 Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»
6. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА
Презентация реферата представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация реферата содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты реферата. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления.
Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Презентация (электронная) для защиты реферата служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту
Основное содержание презентации:
1 слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:
- тема реферата
- ФИО обучающегося
- ФИО руководителя реферата
- год выполнения работы
2 слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы реферата:
Актуальность
Цели и задачи реферата
Объект реферата
Предмет реферата
Период реферата
3- 6 слайды (основная часть)
- непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов реферата(таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
7 слайд (ВЫВОДЫ) -итоги проделанной работы -основные результаты в виде нескольких пунктов -обобщение результатов, формулировка предложений по ихустранению или совершенствованию
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
Защита реферата заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется:
∙ содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
∙ при защите работы обучающийся показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется:
∙ содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;
∙ при защите обучающийся показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений
отвечает на поставленные вопросы. «Удовлетворительно» выставляется:
∙ содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;
∙ в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;
∙ при защите обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не даетполного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
- Возможности управления водными, лесными, почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
- Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
- Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
- Охрана окружающей среды от химического заражения
- Основные экологические приоритеты современного мира.
- Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
- Популяция как экологическая единица.
- Причины возникновения экологических проблем в городе.
- Система контроля за экологической безопасностью в России.
- Промышленные отходы и способы их утилизации
Приложение 2
Образец оформления списка источников
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [по сост. на 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237. – URL ttp://www.consultant.ru/popular/cons/
2. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : [федер. закон 24.07.02 № 95-ФЗ : принят ГД ФС РФ 14.06.02 : одобрен Советом Федерации 10.07.02, по сост. на 28.06.2014 N 186-ФЗ ] // Российская газета. – 24.07.04. – № 3534.
II. Учебная и монографическая литература
- Аверченко, Н.Н., Абрамова, Е.Н., Сергеев, А.П., Арсланов, К.М. Гражданское право в 3-х томах / Н.Н. Аверченко, Е.Н. Абрамова, А.П. Сергеев, К.М. Арсланов. - М. : ТК – Велбм, 2016 – 880 с.
III. Периодические издания
- Волкова Н.В. Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные проблемы правоведения. Научнотеоретический журнал. - Самара: Изд-во Самар. гос. эконом.акад., 2013, № 1-2. - С. 164-169 IV.
Интернет ресурсы
1. Интернет ресурс «garant..ru» - Информационно-правовой портал. Форма доступа: http://www.garant.ru
Приложение 3
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
Тема:
Руководитель:
______
Разработал:
_______
группа
Селенгинск
2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по гражданскому праву для студентов специальности: Право и организация социального обеспечения
Подготовка курсовой работы является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. Курсовая работа по Гражданскому праву» является письменной работой с кратким и с...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ
Данные рекомендации способствуют формированию профессиональных и общих компетенций, и направлены на демонстрацию сформированности компетенций в рамках основных видов профессиональной деятельности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ЕН.01. «Экологические основы природопользования»
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине ЕН.01. «Экологические основы природопользования» по специальности: 29.02.04 Конструиро...
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта Для обучающихся 1 курса всех специальностей
Для выполнения проектов, для обучающихся 1 курсов мною разработы методические рекомендации...
Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине ЕН 03 Экологические основы природопользования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Учебно-методические рекоментации...
Рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов ЕН 03. Экологические основы природопользования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рекомендации по организации СУРС...
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ по дисциплине ЕН.03 "Экологические основы природопользования"
Разработаны для обучающихся по специальности: 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщенияСоставитель:Бахина Ирина Эдуардовна, преподаватель экологии ОГАПОУ «БСК&r...