Тема 3.2 "Вооруженные Силы Российской Федерации".
план-конспект урока
Вооруженные Силы (ВС) РФ — государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской территории, выполнения задач в соответствии с российскими законами и международными договорами РФ.
Решение об использовании ВС является исключительной компетенцией Президента РФ — Верховного Главнокомандующего ВС РФ. Он же осуществляет руководство, издает приказы и директивы, обязательные для исполнения всеми войсками, воинскими формированиями и органами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекционный материал "Вооруженные Силы Российской Федерации" | 821 КБ |
Состав и структура Вооруженных сил | 134 КБ |
Тыл Вооруженных сил | 232.5 КБ |
Состав ВВС | 254 КБ |
Структура внутренних сил МВД | 226.5 КБ |
Состав ВМФ | 472.5 КБ |
Пограничные войска | 409.84 КБ |
Задачи войск гражданской обороны | 257.69 КБ |
Домашняя работа Рабочая тетрадь по ОБЖ заполнить задание на стр 50-53 | 439.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ТЕМА: Вооруженные силы Российской Федерации.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: 1.Ознакомить учащихся с общей структурой Вооруженных Сил
Российской Федерации.
2.Сформировать у обучаемых представление о составе и
предназначении видов, родов Вооруженных Сил Российской Федерации.
3.Воспитание чувства патриотизма, национальной гордости на основе знакомства с историческими вехами становления и деятельности Вооруженных Сил.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: Лекция в сочетании с объяснением, обсуждением и демонстрацией наглядных пособий.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Плакат «Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации».
2.Схемы, иллюстрирующие организацию видов ВС РФ.
3.Мультимедийная система для статической проекции слайдов, рисунков и схем по теме урока.
4. Презентация в Microsoft PowerPoint.
Ход урока:
1.Вводная часть. Организационные мероприятия: приветствие, рапорт учащихся, знакомство с целями и задачами урока.
П. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос по предложенным вопросам темы: «История создания Вооруженных Сил России»:
1. Какие результаты были достигнуты в ходе военной реформы в России в середине XVI в.?
2. Каковы главные итоги военной реформы, проведенной Петром I?
3. Какую цель преследовали и под чьим руководством проводились военные реформы 1860—1870-х гг.?
4. Что явилось основной причиной проведения военных реформ в 1905—1912 гг.?
Ш. Изложение нового программного материала.
1. Какие исторические события 90-х годов ХХ века привели к созданию Вооруженных Сил Российской Федерации? (Межпредметная связь с историей России).
2. Когда и кем был издан Указ о создании Вооруженных Сил России?
Вооруженные Силы РФ – это вооруженная организация государства, одно из важнейших орудий политической власти.
СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Сухопутные войска - САМЫЙ МНОГОЧИСЛЕННЫЙ ВИД ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА СУШЕ.
ПО СВОИМ БОЕВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ СВ СПОСОБНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОТРАЖАТЬ ВТОРЖЕНИЕ ПРОТИВНИКА, ЕГО ВОЗДУШНЫХ И МОРСКИХ ДЕСАНТОВ, ПРОЧНО УДЕРЖИВАТЬ ЗАНИМАЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ, РАЙОНЫ И РУБЕЖЫ, ВЕСТИ НАСТУПЛЕНИЕ В ЦЕЛЯХ РАЗГРОМА ГРУППИРОВОК ВОЙСК ПРОТИВНИКА, НАНОСИТЬ ОГНЕВЫЕ УДАРЫ НА БОЛЬШУЮ ГЛУБИНУ.
В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ОТНОШЕНИИ СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА СОСТОЯТ ИЗ ОБЪЕДИНЕНИЙ, СОЕДИНЕНИЙ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.
История создания СВ (см. приложение №1)
В состав СВ входят:
Мотострелковые войска – самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.
Танковые войска – главная ударная сила Сухопутных войск и мощное средство вооруженной борьбы, предназначенное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий.
Ракетные войска и артиллерия – главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство в решении боевых задач по разгрому группировок противника.
Войсковая ПВО является одним из основных средств поражения воздушного противника. Она состоит из зенитных ракетных, зенитных артиллерийских и радиотехнических частей и подразделений.
Успешное выполнение общевойсковыми формированиями стоящихз перед ними задач обеспечивается специальными войсками (инженерными, радиационной, химической и биологической защиты) и службами (вооружения, тыла).
В военно-административном отношении территория России разделена на 6 военных округов:
Московский военный округ
Ленинградский военный округ
Приволжско-Уральский военный округ
Северо-Кавказский военный округ
Сибирский военный округ
Дальневосточный военный округ
Военно-воздушные силы (ВВС) – вид Вооруженных Сил Российской Федерации. Они предназначены для ведения разведки группировок противника; обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе; защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск; предупреждения о воздушном нападении; поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника; поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота; десантирования воздушных десантов; перевозки войск и материальных средств по воздуху.
История создания ВВС ( приложение №2)
В состав ВВС входят:
Дальняя авиация является основным ударным средством Военно-воздушных сил, предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника и разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине. Может привлекаться также для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
Фронтовая авиация – основная ударная сила ВВС, решает задачи в общевойсковых, совместных и самостоятельных операциях, предназначена для поражения войск, объектов противника в оперативной глубине в воздухе, на земле и на море. Может привлекаться для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
Фронтовая авиация состоит из:
Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса “воздух-поверхность”.
Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.
Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.
Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.
Военно-морской флот - является видом Вооруженных Сил Российской Федерации
Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны.
История создания (приложение №3)
В состав ВМФ входят:
Подводные силы - ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.
Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.
Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.
Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.
Объединения Военно-Морского Флота России
Северный флот
Тихоокеанский флот
Черноморский флот
Балтийский флот
Каспийская флотилия
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главный компонент ее стратегических ядерных сил. Предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военных и военно-экономических потенциалов противника.
Вооружение Ракетных войск стратегического назначения
Основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения являются стационарные (РС-18, РС-20, «Тополь-М») и мобильные («Тополь») ракетные комплексы. Стационарные комплексы по количеству пусковых установок составляют около 45 процентов от общего количества боевых ракетных комплексов, а по числу боевых блоков - почти 85 процентов существующей группировки, Большее количество их ракет - жидкостные, с разделяющимися головными частями.
Воздушно-десантные войска (ВДВ), высокомобильный род войск вооруженных сил, предназначенный для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу. ВДВ РФ являются средством ВГК и могут составлять основу мобильных сил. Они подчиняются непосредственно командующему ВДВ и состоят из воздушно-десантных дивизий, бригад, отд. частей и учреждений.
Космические войска – принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в космической сфере.
Основными задачами Космических войск являются доведение информации предупреждения высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении, противоракетная оборона г. Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения.
1У. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.Дать определение Вооруженных Сил.
2.Назовите состав и предназначение Вооруженных Сил.
3.Дайте определение Сухопутных войск и назовите их состав.
4.Какие задачи возлагаются на ВВС?
5.Для каких целей существует Тыл Вооруженных Сил?
У. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Миниконспект, учебник 1.2. стр. 219 - 228
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КУРСА ОБЖ Калинин М.В.
приложение №1
Сухопутные войска (историческая справка)
Свою историю Сухопутные войска Вооруженных Сил России ведут от княжеских дружин Киевской Руси. В сражениях с хазарами и половцами, татаро-монгольскими, немецкими, шведскими и многими другими завоевателями кровью русских ратников писалась летопись борьбы государства за свою независимость.
Наиболее яркой страницей военной истории является разгром Ливонского ордена дружинами князя Александра Невского на льду Чудского озера. Это была большая победа русского народа и его воинов, вставших на защиту независимости Руси.
Образцы военного искусства и воинской доблести показали русские войска под командованием великого князя Московского Дмитрия Донского в борьбе против татаро-монгольских завоевателей. Своего апогея она достигла в последней четверти XIV в. и завершилась 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле полным разгромом 150-тысячной орды Мамая. Русские полки преследовали убегавшего в панике врага на протяжении 50 верст.
Борьба за преодоление феодальной раздробленности, образование централизованного государства и ликвидацию иноземного гнета повлекла за собой увеличение численности армии, а укрепление хозяйственно-экономического уклада жизни создало условия для первых военных реформ на Руси, которые активно проводил царь Иван IV (Грозный). В результате появились усовершенствованная артиллерия, минно-взрывные средства, ручное огнестрельное оружие, а также проведено упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске, организовано централизованное управление армией и ее снабжение. Наряду с этим были созданы стрелецкое войско и постоянная сторожевая служба, а «наряд» артиллерии выделен в самостоятельный род войск. Эти меры по укреплению армии позволили русским войскам успешно отстаивать интересы Руси в борьбе с многочисленными врагами.
Значительные преобразования в русской армии провел Петр I. Им была создана регулярная армия с однотипными организацией и вооружением, единой системой воинского обучения и воспитания, централизованным военным управлением. В этот же период учреждена должность главнокомандующего, при котором был создан полевой штаб во главе с генерал квартирмейстером, открыты военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентирована служба офицеров, проведены военно-судебные реформы.
Благодаря петровским реформам русская армия одержала блистательную победу над Швецией в ходе Северной войны (1700-1721 гг.), в которой основной целью России было возвращение исконно русских земель, захваченных Швецией.
В генеральном сражении между русскими и шведскими войсками 27 июня 1709 г. при Полтаве русская армия полностью разгромила шведскую, считавшуюся лучшей в Европе. Русские воины проявили храбрость, стойкость, верность долгу, любовь к Отчизне, готовность отстоять ее от иноземных захватчиков.
Дальнейшее развитие военного искусства и умножение побед России связано с деятельностью великого русского полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
В войнах против Турции А.В.Суворов отказался от старых громоздких и неповоротливых боевых порядков, смело и решительно применив новые, более маневренные и подвижные. Ярким примером торжества русского оружия, образцом разгрома противника «не числом, а умением» служат победы русских войск под предводительством Суворова при Рымнике (1789 г.), штурме крепости Измаил (1790 г.).
Блестящие образцы стратегии решительных действий, ударной тактики колонн и рассыпного строя показала русская армия под командованием Суворова в Итальянском и Швейцарском походах (1799 г.). В этих походах проявились многие характерные черты полководческого таланта Суворова, высокие морально-боевые качества русских воинов — суворовских чудо богатырей.
В историческом развитии Сухопутных войск Вооруженных Сил России особое место занимает Отечественная война 1812 г. В сражениях против сильной французской армии, покорившей всю Европу, русские войска оказались более подготовленными к длительной и напряженной борьбе. Искусству опытного врага были противопоставлены мастерство, стойкость, мужество, инициатива и решительность русских войск. Под Бородино был развеян миф о непобедимости французов.
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), 63 годовщину Победы которой наша страна отмечает в этом году, стала для Сухопутных войск исключительно трудным испытанием. Все важнейшие боевые задачи по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками - жестоким, опытным и сильным врагом, решались прежде всего Сухопутными войсками.
В ходе войны Сухопутные войска получили значительное развитие. Наращивание их огневой и ударной мощи, маневренности и боеспособности шло на базе внедрения новых, более эффективных систем вооружения и боевой техники, роста боевого опыта войск, приобретения мастерства командным составом и совершенствования средств и методов управления. Все это привело к тому, что Сухопутные войска за годы войны стали первоклассными по своему вооружению, непревзойденными по моральному состоянию и самыми передовыми по искусству ведения операций и боев.
Победы, одержанные под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Курском, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, привели к окончательному овладению стратегической инициативой и освобождению советской территории от захватчиков. В результате дальнейшего стремительного наступления были разгромлены основные группировки фашистских войск на Висле, Дунае и Одере, что привело к победному завершению войны в Европе, а в последующем и на Дальнем Востоке.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами солдаты и офицеры Сухопутных войск показали себя бесстрашными и мужественными воинами, проявили образцы поразительной стойкости, находчивости и храбрости.
Приложение №3
Военно-Морской Флот (историческая справка)
Военно-Морской Флот России (СССР), как самостоятельный вид Вооруженных Сил складывался в период с конца 17 до начала 20 века.
Создание регулярного военного флота в России - историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 вв. главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.
Первая постоянная группировка сил - Азовский флот - была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695-1696 гг. и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра 1 приняла постановление "Морским судам быть ..." , что стало первым законом о флоте и признание официальной датой его основания.
В ходе Северной войны 1700-1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.
Так, до первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период второй мировой эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками - в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.
До первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала 18 века, однако, в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 г. зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.
В 1914 г. были сформированы первые части Морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 г. Окончательно ВМФ как разродное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.
Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра 1 для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство Морских Сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы как Петр 1, П.В.Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г.Кузнецов, С.Г.Горшков.
Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.
Наибольшее развитие флот получил к середине 80-х годов. В это время в его составе имелось 4 флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.
На протяжении всей своей славной истории русские и советские военные корабли можно было увидеть на всех широтах морей и океанов не только с военными целями, но и открывшими новые земли, проникавшими в полярные льды для научных исследований. Изучение и описание военными моряками северный берегов Сибири, Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских островов, Сахалина, Охотского моря, кругосветные плавания, открытие Антарктиды имели мировое значение. Россию прославили такие известные мореплаватели как М.П.Лазарев, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Г.И.Невельской и др.
Роль флота в истории России всегда выходила за рамки выполнения им чисто военных задач. Наличие флота способствовало проведению нашей страной активного внешнеполитического курса. Он не раз становился сдерживающим фактором для противника нашего государства при возникновении угрозы войны.
Велика была роль флота в становлении национального самосознания. Победы при Гангуте, Гренгаме, Эзеле, Чесме Фидониси, Калиакрии, Наварине, Синопе стали предметом национальной гордости. Наш народ свято чтит память выдающихся флотоводцев Ф.Ф.Ушакова, Д.Н.Сенявина, М.П. Лазарева, В.Н.Корнилова, П.С.Нахимова, Н.Г. Кузнецова.
Россия по географическому положению, совокупности экономических, политических и военных интересов в Мировом океане - великая морская держава. Это объективная реальность, с которой россиянам и мировому сообществу придется считаться и в будущем веке.
Приложение №4
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) (историческая справка)
Зарождение РВСН связано с развитием отечественного и зарубежного ракетного оружия, затем и ракетно-ядерного оружия, с совершенствованием его боевого применения. В истории РВ:
1946 - 1959 гг. — создание ядерного оружия и первых образцов управляемых баллистических ракет, развертывание ракетных соединений, способных решать оперативные задачи во фронтовых операциях и стратегические задачи на близлежащих театрах военных действий.
1959 - 1965 гг. — образование РВСН, развертывание и постановка на боевое дежурство ракетных соединений и частей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ракет средней дальности (РСД), способных решать стратегические задачи в военно-географических районах и на любых театрах военных действий. В 1962 РВСН принимали участие в операции «Анадырь, в ходе которой 42 РСД Р-12 и Р-14 были скрытно размещены на Кубе, и внесли существенный вклад в разрешение Карибского кризиса и предотвращение американского вторжения на Кубу.
1965 - 1973 гг. — развертывание группировки межконтинентальных баллистических ракет с одиночными стартами (ОС) 2-го поколения, оснащенных моноблочными головными частями (ГЧ), превращение РВСН в главную составную часть стратегических ядерных сил, внесшую основной вклад в достижение военно-стратегического равновесия (паритета) между СССР и США.
1973 - 1985 гг. — оснащение РВСН межконтинентальными баллистическими ракетами 3-го поколения с разделяющимися ГЧ и средствами преодоления противоракетной обороны вероятного противника и мобильными ракетными ком-плексами дальности.
1985 - 1992 гг. — вооружение РВСН межконтинентальными стационарными и мобильными ракетными комплексами 4-го поколения, ликвидация в 1988 -1991 гг. ракет средней дальности.
С 1992 г. — образование РВСН ВС РФ, ликвидация ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет на территории Украины и Казахстана и вывод из Белоруссии в Россию мобильных БРК "Тополь", перевооружение устаревших типов ракетных комплексов на БРК с унифицированными моноблочными ракетами стационарного и мобильного базирования “Тополь-М” 5-го поколения.
Материальной основой создания РВСН являлось развертывание в СССР новой отрасли оборонной промышленности — ракетостроения. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13.5.1946 г. № 1017-419 "Вопросы реактивного вооружения" определена кооперация головных министерств промышленности, начаты научно-исследовательские и экспериментальные работы, создан Специальный комитет по реактивной технике при Совете Министров СССР.
В Министерстве Вооруженных Сил сформированы: специальная артиллерийская часть для освоения, подготовки и пуска ракет типа ФАУ-2, Научно-исследовательский реактивный институт Главного артиллерийского управления, Государственный Центральный полигон реактивной техники (полигон Капустин Яр), Управление реактивного вооружения в составе ГАУ. Первым ракетным соединением, вооруженным баллистическими ракетами дальнего действия стала бригада особого назначения РВГК (командир — генерал-майор артиллерии А.Ф. Тверецкий). В декабре 1950 г. сформирована вторая по счету бригада особого назначения, в 1951 - 1955 гг. - еще 5 соединений, получивших новое наименование (с 1953 г.), — инженерные бригады РВГК. До 1955 г. они были вооружены баллистическими ракетами Р-1, Р-2, с дальностью 270 км и 600 км, оснащенными ГЧ с обычным ВВ (ген. конструктор С.П. Королев). К 1958 г. личный состав бригад провел более 150 учебно-боевых пусков ракет. В 1946 - 1954 бригады входили в состав артиллерии РВГК и подчинялись командующему артиллерией Советской Армии. Руководство ими осуществлял специальный отдел штаба артиллерии Советской Армии. В марте 1955 г. введена должность заместителя Министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике (маршал артиллерии М.И. Неделин), при котором был создан штаб реактивных частей.
Боевое применение инженерных бригад определялось распоряжением ВГК, решением которого предусматривалось придание этих соединений фронтам. Руководство инженерными бригадами командующий фронтом осуществлял через командующего артиллерией.
4 октября 1957 года с полигона Байконур личным составом отдельной инженерной испытательной части боевой ракетой Р-7 впервые в мировой истории был осуществлен успешный запуск первого искусственного спутника Земли. Благодаря усилиям советских ракетчиков началась новая эпоха в истории человечества — эра практической космонавтики.
Во 2-ой половине 50-х гг. на вооружение соединений и частей приняты оснащенные ядерными ГЧ стратегические РСД Р-5 и Р-12 (генеральные конструкто-ры С.П. Королев и М.К. Янгель) с дальностью 1200 и 2000 км и МБР Р-7 и Р-7А (генеральный конструктор С.П. Королев). В 1958 г. инженерные бригады РВГК, вооруженные оперативно-тактическими ракетами Р-11 и Р-11М, переданы в состав Сухопутных войск. Первым соединением МБР стал объект с условным наименованием "Ангара" (командир — полковник М.Г. Григорьев), закончивший формирование в конце 1958 г. В июле 1959 г. личный состав этого соединения осуществил первый в СССР учебно-боевой пуск МБР.
Потребность в централизованном руководстве войсками, оснащенными стратегическими ракетами, обусловили организационное оформление нового вида ВС. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1384-615 от 17.12.1959 г. созданы РВСН как самостоятельный вид ВС. Согласно Указу Президента РФ № 1239 от 10 декабря 1995 года, этот день отмечается как годовой праздник - День РВСН.
31 декабря 1959 г. были сформированы: Главный штаб Ракетных войск, Центральный командный пункт с узлом связи и вычислительным центром, Главное управление ракетного вооружения, управление боевой подготовки, ряд других управлений и служб. В состав РВСН входили 12-е Главное управление МО, ве-давшее ядерными боеприпасами, инженерные формирования, подчиненные ранее заместителю министра обороны по специальному вооружению и реактивной технике, ракетные полки и управления 3 авиадивизий ВВС, арсеналы ракетного оружия, базы и склады специального вооружения. В состав РВСН также вошли 4-й Государственный центральный полигон МО (Капустин Яр); 5-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО (Байконур); отдельная научно-испытательная станция в пос. Ключи на Камчатке; 4-й НИИ МО (Болшево Мос-ковской области). В 1963 г. на базе объекта "Ангара" был образован 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон ракетного и космического вооружения МО (Плесецк).
22 июня 1960 г. создан Военный совет РВСН, в состав которого вошли М.И. Неделин (председатель), В.А. Болятко, П.И. Ефимов, М.А. Никольский, А.И. Семенов, В.Ф. Толубко, Ф.П. Тонких, М.И. Пономарев.
В 1960 г. введено в действие Положение о боевом дежурстве частей и подразделений РВСН. В целях централизации боевого управления Ракетными войсками стратегическим оружием в структуру системы управления РВСН были включены органы и пункты управления в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях, внедрены автоматизированные системы связи и управления войсками и боевыми средствами.
В 1960 - 1961 гг. на базе звоздушных армий дальней авиации сформированы ракетных армии, в состав которых вошли соединения РСД. Инженерные бригады и полки РВГК реорганизованы в ракетные дивизии и ракетные бригады РСД, а управления учебных артиллерийских полигонов и бригад МБР - в управления ракетных корпусов и дивизий. Основной боевой единицей в соединении РСД являлся ракетный дивизион, в соединении МБР - ракетный полк. До 1966 г. были приняты на вооружение межконтинентальные БРК Р-16, Р-9А (ген. конструкторы М.К. Янгель и С.П. Королев). В войсках РСД были сформированы подразделения и части, вооруженные БРК Р-12У, Р-14У с шахтными пусковыми установками группового расположения (ген. конструктор М.К. Янгель). Первые ракетные соединения и части комплектовались главным образом офицерами из артиллерии, ВМФ, ВВС и Сухопутных войск. Их переподготовка на ракетные специальности проводилась в учебных центрах полигонов, на предприятиях промышленности и на курсах при военно-учебных заведениях, в последующем - инструкторскими группами в частях.
В 1965 - 1973 гг. РВСН оснащены БРК ОС РС-10, РС-12, Р-36, рассредото-ченными на большой площади (ген. конструкторы М.К. Янгель, В.Н. Челомей). В 1970 г. в целях улучшения руководства войсками, повышения надежности боевого управления на базе управлений ракетных корпусов созданы управления ракетных армий. Соединения и части с одиночными шахтными пусковыми установками способны были нанести гарантированный ответно-встречный удар в любых условиях начала войны. БРК 2-го поколения обеспечивали дистанционное проведение пуска ракет в кратчайшие сроки, высокую точность попадания в цель и живучесть войск и оружия, улучшение условий эксплуатации ракетного вооружения.
В 1973 - 1985 гг. в РВСН приняты на вооружение стационарные БРК РС-16, РС-20А, РС-20Б и РС-18 (ген. конструкторы В.Ф. Уткин и В.Н. Челомей) и мо-бильный грунтовый БРК РСД-10 (“Пионер”) (ген. конструктор А.Д. Надирадзе), оснащенные разделяющимися ГЧ индивидуального наведения. Ракеты и пункты управления стационарных БРК размещались в сооружениях особо высокой защищенности. В ракетах применены автономные системы управления с бортовой ЭВМ, обеспечивающие дистанционное переприцеливание ракет перед пуском.
В 1985 - 1992 гг. РВСН были вооружены БРК с ракетами РС-22 шахтного и железнодорожного базирования (ген. конструктор В.Ф. Уткин) и модернизированными ракетами РС-20В шахтного и РС-12М грунтового базирования (ген. конструкторы В.Ф. Уткин и А.Д. Надирадзе). Эти комплексы имеют повышенную боеготовность, высокую живучесть и устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва, оперативное переприцеливание и увеличенный период автономности.
Количественный и качественный состав носителей ЯО и боезарядов РВСН, как и других компонентов стратегических ядерных сил, начиная с 1972 г. ограничен предельными уровнями, установленными Договорами между СССР (Россией) и США. В соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) РСД и ПУ к ним были уничтожены, в том числе 72 ракеты РСД-10 («Пионер») - методом пуска с полевых боевых стартовых позиций в районах гг. Чита и Канск.
В 1997 г. произошло объединение РВСН, Военно-космических сил, войск ракетно-космической обороны Войск Противовоздушной обороны ВС РФ в единый вид ВС РФ - Ракетные войска стратегического назначения. С июня 2001 г. РВСН преобразованы в 2 рода войск - Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития РВСН являются: поддержание боевой готовности существующей группировки войск, максимальное продление сроков эксплуатации ракетных комплексов, завершение разработки и развертывание с необходимыми темпами современных ракетных комплексов “Тополь-М” стационарного и мобильного базирования, развитие системы боевого управления войсками и оружием, создание научно-технического задела по перспективным образцам вооружения и техники РВСН.
Приложение №2
В о е н н о-В оздушные Силы (из истории создания)
Первые шаги авиация делала, не имея достаточной научной базы, только благодаря энтузиастам. Однако в конце XIX - начале XX в. появились теоретические и экспериментальные изыскания в этой области. Ведущая роль в этом деле принадлежит русским ученым Н. Е. Жуковскому и С. А. Чаплыгину. Первый успешный полет самолета был проведен 17 декабря 1903 г. американскими механиками братьями У. и 0. Райт.
В последующем в России и некоторых других странах были созданы различные типы самолетов. Их скорость достигала тогда 90-120 км/ч. Применение авиации в годы Первой мировой войны определило значение самолета как нового боевого средства, вызвало разделение авиации на истребительную, бомбардировочную и разведывательную. В воюющих странах за годы войны расширился парк самолетов, улучшились их характеристики. Скорость истребителей достигла 200-220 км/ч, а потолок возрос с 2 до 7 км. С середины 20-х гг. XX в. в самолетостроении начали широко применять дюралюмин. В 30-е гг. в конструкции самолетов перешли от биплана к моноплану, что позволило повысить скорость истребителей до 560-580 км/ч.
Мощным толчком в развитии авиации стала Вторая мировая война. После нее стали ускоренно развивать реактивную авиацию и вертолетостроение. В ВВС появились сверхзвуковые самолеты. В 80-е гг. стали уделять много внимания созданию самолетов укороченного взлета и посадки, большой грузоподъемности, совершенствованию вертолетов. В настоящее время в некоторых странах ведут работы по созданию и совершенствованию орбитальных и воздушно-космических самолетов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Верховный главнокомандующий Министр обороны РФ Министерство обороны Генеральный штаб Руководство ВС РФ
Вооруженные силы Российской Федерации Органы управления Объединения Соединения Воинские части Министерство обороны Российской Федерации Дома офицеров Военные музеи Редакции военных изданий Санатории Дома отдыха Военно–учебные заведения Военные академии, институты, университеты, училища Командования, штабы, управления, отделы Военные округа, армии, флотилии Корпуса, дивизии, бригады Все полки, корабли 1,2,3 рангов отдельные батальоны
Вооруженные силы Российской Федерации Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) Сухопутные войска (СВ) Военно–воздушные силы (ВВС) Военно–морской флот Виды войск ВС РФ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тыл вооруженных сил Штаб тыла Управления Службы Арсеналы Базы Склады Специальные войска
Управления Главное военно–медицинское управление Главное управление торговли Центральное управление военных сообщений Центральное продовольственное управление Центральное вещевое управление Центральное управление ракетного топлива и горючего Центральное автомобильно - дорожное управление Управление сельского хозяйства Управление начальника экологической безопасности ВС РФ К главной схеме Конец
Службы Ветеринарно–санитарная служба ВС РФ Служба пожарно–спасательная и местной обороны ВС РФ Высшие военные учебные заведения тыла К главной схеме Конец
Автомобильные Дорожные Железнодорожные Вспомогательный флот Трубопроводные Инженерно-аэродромные Авиационно-технические Специальные войска К главной схеме Конец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Состав ВВС Авиация Зенитные ракетные войска Радиотехнические войска Специальные войска Части и учреждения тыла Специальная Истребительная Штурмовая Разведывательная Транспортная Специальная Бомбардировочная
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внутренние войска МВД РФ Главное командование внутренних войск МВД России Округа Воинские части непосредственного подчинения Спецназ (16 мобильных отрядов) Разведывательное управление Лечебные учреждения Военные институты Ансамбль
Московский Округа Северокавказский Приволжский Северо-Западный Уральский Сибирский Восточный К главной схеме Конец
Воинские части непосредственного подчинения Отдельная дивизия оперативного подчинения Центральное инженерно-техническое обеспечение Центральный узел связи ВВ МВД РФ К главной схеме Конец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Территориальный состав ВМФ Северный флот Тихоокеанский флот Черноморский флот Балтийский флот Каспийская флотилия
Надводные Морская авиация Войска береговой охраны Морская пехота Подводные Части спец. назначения Части и подразделения тыла Корабли и суда Состав ВМФ по родам сил
Предварительный просмотр:
Пограничные войска РФ и «стратегия двух границ»
До августовского путча Пограничные войска входили в состав КГБ СССР. 4 декабря 1991 последним Законом СССР - "О реорганизации органов государственной безопасности" - утверждено разделение КГБ СССР на Межреспубликанскую службу безопасности, Центральную службу разведки и Комитет по охране государственной границы СССР. Руководители трех новых структур назначены еще 6 ноября 1991 года. Председателем Комитета по охране государственной границы СССР - главнокомандующим пограничными войсками СССР стал Илья КАЛИНИЧЕНКО. 3 декабря 1991 утверждено Временное положение о Комитете.
30 декабря 1991 Совет глав государств - участников СНГ назначил И.Я.Калиниченко командующим пограничными войсками. Комитет по охране государственной границы СССР продолжал существовать, и после исчезновения СССР.
Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" от 13 марта 1992 утвержден закрытый перечень органов, которые вправе осуществлять такую деятельность: органы внутренних дел; Министерства безопасности; пограничной охраны; СВР; оперативные подразделения ГУО.
Пограничные войска Российской Федерации образованы 12 июня 1992 года указом Президента N620 на базе Комитета по охране государственной границы СССР (упразднен указом Президента России 28 октября 1992). Погранвойска включены в состав Министерства безопасности. 15 июня 1992 назначен заместитель Министра безопасности Российской Федерации - командующий Пограничными войсками Российской Федерации ШЛЯХТИН Владимир Иванович. В августе 1993 года его сменил генерал-полковник А.И.Николаев (ныне - генерал армии).
Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" принят 1 апреля 1993. В нем особо упомянуты три ведомства: МИД, решающий внешнеполитические и визовые вопросы; Министерство безопасности, осуществляющее управление пограничными войсками; Министерство обороны, охраняющее границу в воздухе и под водой.
После расформирования МБ 30 декабря 1993 года неопубликованным указом 2318 создана Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации (ФПС - Главкомат) в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти.
Указом 2245 от 30 декабря 1994 года ФПС - Главкомат переименован в Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ФПС России).
Существование ФПС предусмотрено Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (4730-I от 1 апреля 1993) с изменениями, внесенными федеральным законом 23-фз от 10 августа 1994.
Положение о ФПС утверждено указом 232 от 2 марта 1995
Основные статистические данные о границе и пограничных войсках приведены в статье А.Николаева в "Независимом военном обозрении", приложении к "Независимой газете" за 12 сентября 1996. Протяженность границ России - 60932км (из них сухопутные границы - 14,5 тыс. км). Пограничными стали 45 из 89 субъектов РФ.
Указом 732 от 19 июля 1997 внесены изменения в Положение о ФПС, одновременно утверждены Структура и состав органов и войск ФПС. В структуру вошли 4 категории органов (органы пограничного контроля, орган внешней разведки, оперативные органы, органы пограничной стражи); 6 пограничных округов (Дальневосточный, Забайкальский, Кавказский особый, Северо-Восточный, Северо-Западный, Тихоокеанский), 3 внутренних (Арктическая, Западная, Калининградская) и 5 зарубежных (в Киргизии, Таджикистане, Беларуси, Казахстане, Туркменистане) пограничных групп, Региональное управление ФПС в Челябинске; 8 военных образовательных учреждений; а также неперечисленные лечебно-оздоровительные учреждения, ремонтные заводы и части тылового, технического и других видов обеспечения.
Указом 950 от 29 августа 1997 на ФПС возложена охрана биологическких ресурсов теерриториального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Передача органов рыбоохраны из Минсельхозпрода в ФПС возложена на Правительство.
С распадом СССР в 1991 году Пограничные войска претерпели ряд существенных изменений. С 1994 года — это самостоятельная структура, именуемая с 2001 года Пограничной службой Российской Федерации. Она наделена правом законодательной инициативы, координирующими полномочиями в деятельности субъектов охраны границы и подведомственна Президенту России. Общая протяженность Государственной границы Российской Федерации составляет 6 миллионов 103 тысячи 129 километров. Из них почти 39 тысяч километров — морская, около 8 тысяч километров — речная и озерная и более 14 тысяч километров — сухопутная граница. В охране рубежей Отечества принимают участие 10 региональных управлений, в составе которых более 80 пограничных отрядов, более 950 застав. Ежесуточно на службу заступают 11 тысяч пограничных нарядов. Около 400 контрольно-пропускных пунктов несут службу совместно с Главным таможенным комитетом России. В состав Пограничной службы России входят также Пограничная группа в Республике Таджикистан и Оперативные группы в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан. В общей сложности задачу по охране и защите рубежей Российской Федерации выполняют около 200 000 пограничников.
На вооружении частей и подразделений Пограничной службы России, охраняющих сухопутные рубежи, находятся современное оружие, боевая, автомобильная и специальная техника. Сухопутную границу охраняет самая многочисленная часть системы войск и органов Пограничной службы России. Авиация Пограничной службы России выполняет задачи по охране Государственной границы и исключительной экономической зоны. Осуществляет она их во взаимодействии с органами морской пограничной охраны. На морскую охрану возложены задачи охраны биоресурсов в морских пограничных пространствах России и осуществление государственного контроля в этой сфере, организация борьбы с контрабандой, незаконной миграцией, участие в совместных с зарубежными структурами акциях по борьбе с международной преступностью, терроризмом и пиратством. В повседневной жизни Пограничной службы России особое место занимают так называемые «горячие точки» — регионы, где велись и ведутся боевые действия. Многочисленными примерами мужественных, самоотверженных действий по охране границы отмечена служебно-боевая деятельность пограничников на Северном Кавказе, где ведется широкомасштабная контртеррористическая операция. Почти ежедневно российские пограничники вступают в боевые столкновения, пресекают попытки афганских боевиков и их наемников проникнуть и закрепиться на территории Таджикистана.
На таджикско-афганском рубеже пограничники России ценой невероятных усилий, а порой и жизни солдат и офицеров сдерживают потоки наркотиков и оружия от их проникновения на территорию стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европы. Многие пограничники за время боевых действий в «горячих точках» награждены орденами и медалями, а 17 из них удостоены звания Героя Российской Федерации: Сергей Сущенко, Вячеслав Токарев, Валерий Стовба, Олег Хмелев, Олег Козлов, Николай Смирнов, Игорь Будай, Владимир Елизаров, Андрей Мерзликин, Юрий Ставицкий, Василий Тарасов, Сергей Борин, Сергей Медведев, Сергей Липовой, Игорь Филькин, Сергей Евланов, Леонид Константинов.
Одним из серьезных очагов нестабильности на данном этапе стало постсоветское пространство. На месте однородного в политическом, идеологическом, отчасти экономическом и культурном планах огромной страны, отгороженной от внешнего мира “железным занавесом”, возникло сразу 15 новых государств, процесс становления которых продолжается. Издержки данного процесса, такие как почти повсеместное ухудшение социально-экономической ситуации, недостаточная эффективность государственной власти, рост этнонационалистических и этносепаратистских настроений, этнические и территориальные конфликты, активизация экстремистских сил и организованной преступности и т.п. создают серьезные проблемы в сфере обеспечения безопасности не только на самом постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Ввиду тесной политической, экономической, этнокультурной взаимозависимости территорий бывшего СССР данные проблемы зачастую имеют трансграничный характер, что во многих случаях требует тесной координации действий всех заинтересованных сторон.
В таких условиях особое значение приобретает вопрос безопасности новых приграничных территорий России. В настоящее время, значительная часть последних остается не только не оформленными в соответствии со своим статусом (что предусматривает демаркацию, установление пограничного и таможенного режима, позволяющего контролировать ситуацию в пограничной зоне), но и до конца не делимитированными. Такая ситуация уже наносит серьезный ущерб интересам государства, входящих в его состав административных регионов, других заинтересованных сторон. Реалии нынешнего периода, связанные с окончанием “холодной войны” при повышении значимости нетрадиционных вызовов, также как и ограниченные ресурсные возможности постсоветских государств настоятельно требуют:
∙ выработки новой политики обеспечения безопасности границ;
∙ политики, которая, в целях обеспечения эффективности, может предполагать не только меры, предпринимаемые одним государством или сопредельными сторонами (в частности, в рамках развития приграничного сотрудничества), но и участие других заинтересованных стран и международных организаций, таких как СНГ, ОБСЕ, ЕС, и других, объединение усилий которых, несмотря на существующие разногласия, в некоторых случаях представляется необходимым.
Наиболее показателен в этом плане пример Центральной Азии, государства которой подвергаются нападению трансграничных экстремистских группировок, получающих подпитку от региональной наркомафии, чей годовой оборот, по некоторым оценкам, составляет более 40 млрд. долл., что многократно превышает годовой бюджет всех центральноазиатских государств вместе взятых. Учитывая, что стабильность границ и их способность служить фильтром в отношении трансграничных потоков является важным условием как национальной, так и региональной безопасности, тема предлагаемого курса имеет серьезную важность и высокую актуальность.
Ключевыми для “нового приграничья” России проблемами остаются прозрачность рубежей между бывшими советскими республиками и сохраняющаяся во многих случаях неопределенность статуса границ. В предшествующий период эти границы рассматривались как формальные разделительные линии, проведенные для удобства административного управления, локальные изменения которых в ряде случаев могли решаться на местном уровне, исходя из хозяйственных нужд. Превращение этих линий в важнейший атрибут государственного суверенитета потребовало четкой фиксации территориальных рамок действия последнего и становления обеспечивающего данный суверенитет пограничного режима.
Сложная социально-экономическая ситуация и в ряде случаев неблагоприятная политическая конъюнктура мешают, однако, найти эффективное решение данных проблем, чреватых конфликтами между сопредельными государствами, усилением интенсивности угрожающей национальной безопасности нелегальной трансграничной активности (терроризм и организованная преступность, наркоторговля, другая контрабанда, неконтролируемая миграция и т.п.).
В этих условиях прозрачность (или полупрозрачность) постсоветских границ играет неоднозначную роль. Этот феномен особенно характерен для переходного периода, для которого свойственен процесс либо ликвидации внутренних рубежей интеграционного образования (например, ЕС) с одновременным укреплением его внешних границ, либо, напротив, дезинтеграция такого образования с постепенным оформлением границ внутренних и ослаблением внешних (СНГ).
В первые годы после перестройки рассматривались две точки зрения на охрану границ. Первая - выводить российские пограничные войска из бывших советских республик, которые стали независимыми. Другая точка зрения предполагала осуществление "стратегии двух границ", то есть защита национальных интересов бывших советских республик, которые в настоящее время являются государствами – участниками СНГ, на внешних границах этих государств, и защита интересов России на собственной границе. Именно эта стратегия и реализуется сегодня.
Не последнюю роль в выборе между двумя этими позициями сыграло и сознание угрозы массированного поступления в Россию наркотиков. Например, динамика конфискации контрабандных наркотиков на российских границах к середине 90-х годов свидетельствовала, что, если в 1994 году на границах России было конфисковано 1486 килограммов наркотиков, из них на таджикском участке - 259, на кыргызском - 6,6, то в следующем году на таджикском участке изъято 1690 килограммов (75% общего объема наркотрафика), а на кыргызском участке - 277,7. В 1996 году пограничники ГФПС Российской Федерации в Республике Таджикистан изъяли 2150, в 1997 - 2217 килограммов наркотиков афганского происхождения.
В любом случае для такого рода пограничных зон характерны фрагментарность пограничного контроля; достаточно либеральный правовой режим, регламентирующий пребывание граждан одной страны на территории соседнего государства; социокультурный фон (язык, общее культурное наследие и пр.), благодаря которому представители сопредельной страны в какой-то мере воспринимаются как “свои” и т.п. Последнее создает благоприятные условия для сохранения прежних экономических, политических, социальных и культурных связей, развития трансграничного сотрудничества, которое, как показывает опыт стран ЕС и Северной Америки, может стать важным подспорьем в деле обеспечения региональной безопасности. Однако в условиях постсоветского пространства ограниченная материальная и ресурсная база для такого сотрудничества существенно понижает его эффективность, а несогласованность или недостаточная действенность политики обеспечения безопасности (в т.ч. безопасности внешних границ) стран СНГ, усиливает потребность в тщательной фильтрации трансграничных потоков, подталкивая административные структуры РФ к разработке пограничной политики с явным акцентом на административно-силовую барьеризацию границ. Проблема определения приоритетов стратегии пограничной политики на нынешнем этапе – это, помимо прочего, проблема закладывания фундаментальных внешнеполитических ориентиров на долгий период.
Предварительный просмотр:
Задачи Войск гражданской обороны
Многие чрезвычайные ситуации требуют участия в спасательных операциях сил специального назначения МЧС России. Их основу составляют Войска гражданской обороны министерства. По Женевской конвенции войска ГО не принимают участия в военных конфликтах. Их предназначение - оказание помощи мирному населению вне зависимости от национальности и политических взглядов.
В задачи войск гражданской обороны входят разведка обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ, оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших, а также жизнеобеспечение населения. Войска включают в себя спасательные бригады, механизированные полки и батальоны, роты специальной защиты и вертолетные отряды. Сегодня войска гражданской обороны оснащены новейшей техникой и аварийно-спасательным инструментом для работы в зонах чрезвычайных ситуаций, а также специальными пассажирскими и грузовыми автомобилями повышенной проходимости.
На войска гражданской обороны при организации и ведении в государстве мероприятий по гражданской обороне возлагаются следующие основные задачи:
∙ обеспечение постоянной готовности соединений и воинских частей гражданской обороны, своевременный их перевод с мирного на военное время;
∙ проведение аварийно-спасательных работ в случаях возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
∙ обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
∙ обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
∙ войска гражданской обороны принимают участие: в обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
∙ в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
∙ в мероприятиях по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
∙ в борьбе с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
∙ в срочном захоронении трупов.
Кроме того, войска гражданской обороны принимают участие в решении задач территориальной обороны в части охраны и обороны важных объектов в соответствии с перечнем, согласованным с Министерством обороны Российской Федерации и утвержденным Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В мирное время при чрезвычайных ситуациях на войска гражданской обороны возлагаются следующие основные задачи:
∙ проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов;
∙ ведение радиационной, химической и биологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций и на маршрутах выдвижения к ним;
∙ обнаружение и обозначение районов радиационного, химического, биологического и иного загрязнения (заражения);
∙ проведение работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию объектов и территорий;
∙ проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием неразорвавшихся авиационных бомб;
∙ доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи, в том числе, в иностранные государства.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций войска гражданской обороны принимают участие:
∙ в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
∙ в проведении мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
∙ в проведении работ по восстановлению системы жизнеобеспечения населения, важных объектов и коммуникаций;
∙ в локализации и ликвидации, крупных лесных, торфяных и других пожаров.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Настоящий Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий,...
работа по БЖ "Структура Вооруженных Сил Российской Федерации"
Схема для проверочной работы по структуре ВС РФ...
Вооруженные Силы Российской Федерации
Вооружённые силы Российской Федерации располагают одними из крупнейших в мире запасов оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки. Вооружённы...
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...
Практическая работа по учебной дисциплине "ОБЖ" на тему: «Состав Вооруженных сил Российской Федерации».
Практическая работа по учебной дисциплине "ОБЖ"....
Методическая разработка открытого занятия по теме: « ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »
Методическая разработкаоткрытого занятияпо теме: « ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »...