Тема 6.6. Раздел 5 "Происхождение человека". Тема урока "Антропогенез и его закономерности".
план-конспект урока

Нонна Борисовна Глущенко

Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

ссылка на видео  " Эволюция жизни" - https://youtu.be/YGMVAr0nACQ

image

 

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антропогенез

Эволюционный путь человека

  1. Парапитек (греч. para - возле, мимо, вне и πίθηκος - обезьяна)

Парапитеки - род древнейших вымерших обезьян, которые жили 35 млн. лет назад. Предположительно, парапитек - начальная стадия эволюции человекообразных обезьян и человека.

Парапитек

  1. Дриопитек (греч. δρυός — дерево и πίθηκος — обезьяна)

Дриопитеки - род вымерших человекообразных обезьян, которые жили 9-12 млн. лет назад. Вероятнее всего, к дриопитекам относится общий предок человека, гориллы и шимпанзе.

Дриопитеки обитали на деревьях, их пищевой рацион составляли ягоды и фрукты. Вели стадный образ жизни.

Дриопитеки

  1. Рамапитеки (от rama — гл. герой индийского эпоса)

От дриопитеков произошли рамапитеки, жившие 8-12 млн. лет назад. Они находятся в промежуточном положении между человекообразными обезьянами и человеком. Сделать вывод о том, возникло ли у них прямохождение, не представляется возможным. Вероятнее всего, некоторую часть жизни они проводили стоя на двух ногах.

Обитали рамапитеки в редких лесах, значительную часть жизни проводили на деревьях.

Рамапитеки

  1. Австралопитеки

Жили 2-8 млн. лет назад. Родина - Юго-Восточная Африка. По анатомическому строению были близки к человеку, обладали прямохождением. Объем их головного мозга составлял около 600 см3.

Использовали примитивные естественные предметы в качестве орудий труда: камни, палки, кости для охоты, собирательства. Отдельные представители австралопитеков дали начало роду Homo - человек.

Австралопитеки

  1. Человек умелый - Homo habilis

Человек умелый существовал 2-3 млн. лет назад. Родина - Южная и Восточная Африка. Объем мозга составлял около 500-800 см3. Отсутствует совершенное противопоставление большого пальца руки остальным (противопоставление большого пальца руки характерно для человека).

Человек умелый пользовался более сложными орудиями труда, возможно, использовал огонь. Во время охоты на диких животных объединялись, благодаря чему охота проходила успешнее.

Человек умелый

  1. Человек прямоходящий - Homo erectus (древнейший человек, архантроп)

Древнейшие люди существовали 2 млн. лет назад, расцвет их деятельности пришелся на промежуток времени 600-400 тыс. лет назад. Использовали огонь и более современные орудия труда. Жили в пещерах, одевались в шкуры животных.

Наиболее известны среди архантропов: питекантроп - останки найдены на острове Ява в современной Индонезии, и синантроп - "пекинский человек" - останки найдены в Китае. Объем мозга питекантропа - 800-1400 см3, 700-1200 см3.

Человек прямоходящий

  1. Древние люди - палеоантропы, неандертальцы

Неандертальцы жили 600-40 тыс. лет назад. Их Родина - Европа, Африка, Азия. Жили группами в пещерах. Как средство общения возможно использовали примитивную речь типа лепета. Объем мозга составлял 1400 см3.

Использовали огонь и каменные орудия труда. Неандертальцы первыми по-особенному стали относиться к смерти и мертвецам: они хоронили умерших на некотором отдалении от их своих стоянок, о чем свидетельствуют обнаруженные погребальные захоронения.

Неандертальцы

  1. Новые (современные) люди - кроманьонцы

Появились 40-30 тыс. лет назад. Родина - Европа, Азия, Америка. Внешний облик и физическое развитие почти ничем не отличались от таковых у современного человека. Объем мозга 1600 см3.

Кроманьонцы и неандертальцы существовали бок о бок десятки тысяч лет, и это было отнюдь не мирное сосуществование. Между ними шла, как бы мы сейчас сказали, война, которую в итоге выиграли кроманьонцы.

Кроманьонцы использовали более современные орудия труда, носили одежду, делали рисунки на стенах пещер - занимались живописью. В систематике кроманьонцев относят к подвиду человек разумный Homo sapiens.

Кроманьонцы

Отличия человека от человекообразных обезьян

Мы только что изучили эволюционный путь, благодаря которому появился человек. Нельзя не отметить, что на данный момент времени перед теорией эволюции стоит гораздо больше вопросов без ответа, чем тех, на которые ответ уже получен.

Вы убедились, что человек вовсе не произошел от современных обезьян - у нас с ними общий предок, и не более. Наши эволюционные пути рано разделились, и сейчас я приведу вам несколько отличий человека от человекообразных обезьян:

  1. Отчетливо выражен подбородочный выступ, что необходимо для развития речи
  2. S-образная форма позвоночника, низкий расширенный таз
  3. Сводчатая стопа с приведенным большим пальцем

Стопа человека и обезьяны

  1. Округленный высокий череп, надбровные дуги не выражены
  2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом
  3. Площадь мозга в 3,5 раза больше, чем у обезьян

Мозг человека и обезьян

Основные движущие факторы антропогенеза

Каким же образом человек достиг такого высокого уровня развития, который позволяет выделить его из всех животных? Наше мышление и речь позволили эффективно сохранять, передавать и накапливать опыт следующим поколениям.

Мы можем вообразить, создать в своем сознании кристальные озера, бескрайние степи, непроходимые леса - поразительно, но ведь достаточно только одной мысли об этом! Другие животные могут мыслить только теми предметами, которые их окружают, и не в состоянии обобщить понятия: обезьяна никогда не осознает, что вода в бидоне и озере одинакова (опыт Павлова И.П.)

Абстрактное мышление

С точки зрения биологии, безусловно, эволюция человека подчиняется тем же законам, что и всего животного мира. Мы появились в результате борьбы за существование, наследственной изменчивости и естественного отбора. Это мнение высказал Чарльз Дарвин в книге "Происхождение человека и половой отбор", опубликованной в 1871 году.

"Человек - общественное животное", как говорил Аристотель. Социальные (лат. societas — общество) факторы эволюции человека сыграли важную роль в ходе антропогенеза. Труд, мышление, сознание и речь сделали невероятное - человек научился изготавливать орудия труда и применять одно орудие для изготовления другого (чего не могут животные). Труд способствовал развитию речи - появлению второй сигнальной системы.

Развитие речи уменьшило долю влияния биологических факторов, при этом влияние социальных факторов возросло. Общественный труд способствовал усложнению орудий труда, в результате которого развивалась рука.

Вслед за развитием руки происходило развитие центра речи, который анатомически находится в лобной доле коры больших полушарий, где расположена моторная зона (контроль произвольных движений организма, в том числе и движений руки).

Такая сложная цепь событий, случайностей и невероятных совпадений привела к появлению человека - высшей ступени эволюции.

Необратимость эволюции



Предварительный просмотр:

Роль биологических факторов в эволюции человека

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался под влиянием биологических факторов эволюции: мутацийпопуляционных волнизоляцииборьбы за существование и естественного отбора.

 

На ранних этапах антропогенеза решающее значение имел естественный отбор.

 

Переход предков человека к наземному образу жизни, вызванный необходимостью жить на открытых пространствах, привёл к развитию прямохождения. Вертикальное положение тела увеличивало обзор и позволяло быстрее реагировать на появление хищников.

 

Освободившиеся от функции опоры передние конечности можно было использовать для применения и изготовления различных предметов. Рука начинает выполнять разные действия — хватание, удержание, бросание.

 

Эти особенности давали преимущества в борьбе за существование и сохранялись естественным отбором.

 

Биологические факторы способствовали формированию морфологических отличий человека от обезьян: прямохождения, развитой кисти руки, развитого головного мозга.

Роль социальных факторов в эволюции человека

К социальным факторам антропогенеза относят трудобщественный образ жизниречь и мышление

 

Освобождение руки от функции опоры способствовало её совершенствованию для трудовой деятельности и изготовления орудий труда. Применение орудий охоты позволило человеку добавить в рацион более калорийную пищу животного происхождения.

 

Трудовая деятельность и совместная охота объединяли людей. Жизнь в группе обеспечивала более надёжную защиту от хищников, позволяла успешнее охотиться и добывать пищу.

 

В борьбе за существование побеждали те группы, в которых древние люди могли согласовывать свои действия, а старики передавали свой опыт и знания молодым. Необходимость в передаче информации совершенствовала речевой аппарат. Наследственная изменчивость и естественный отбор привели к формированию членораздельной речи.  

 

С совершенствованием трудовой деятельности и речи шло развитие головного мозга. В результате у древних людей за сравнительно короткий период произошло значительное увеличение его объёма и усложнение коры больших полушарий.

 

Эволюция черепа.png

Рис. 1. Изменение черепа

 

На этапах предшественников человека и древнейших людей основную роль играли биологические факторы — борьба за существование и естественный отбор. Выживали наиболее приспособленные к неблагоприятным условиям и способные изготавливать орудия труда. Изменялось строение скелета, мозга, черепа, совершенствовалась рука.

 

В дальнейшем преимущество получали те из наших предков, которые жили в более организованной группе, охраняли детей, заботились о стариках.  Ведущую роль стали играть социальные факторы, а значение биологических снизилось. В результате физический облик человека остаётся практически неизменным на протяжении последних  40 тысяч лет. Но за это время произошло интенсивное развитие интеллекта, культуры, общественных отношений.

 

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции: предшественники человека (протоантропы), древнейшие люди (архантропы), древние люди (палеоантропы) и люди современного типа (неоантропы).

 

Предшественниками человека были австралопитеки. К древнейшим людям относят Человека умелого и Человека прямоходящего, к древним людям — неандертальцев, а людям современного типа — кроманьонцев.  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антропогенез (все темы) Д. З. § 62 ,63,64,65,66 Общая биология 11 класс

Слайд 2

Антропогенез (в переводе с греческого antropos –человек и genesis -происхождение, возникновение) – это процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества; раздел науки о человеке-антропологии, изучающей эволюцию человека.

Слайд 3

Теория творения. Теория внешнего вмешательства. Теория пространственных аномалий. Эволюционная теория.

Слайд 5

Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных; Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития и человека и животных; Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ; Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных; Сравнительно – анатомические – единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов; Генетические – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян. Поведенческие Молекулярные - изучение мутаций в молекуле ДНК. Доказательства происхождения человека

Слайд 7

Место человека в системе органического мира ИМПЕРИЯ Клеточные НАДЦАРСТВО Ядерные ЦАРСТВО Животные ПОДЦАРСТВО Многоклеточные ТИП Хордовые ПОДТИП Позвоночные КЛАСС Млекопитающие ОТРЯД Приматы (князья) СЕМЕЙСТВО Люди РОД Человек ВИД Человек разумный

Слайд 8

Доказательства происхождения человека

Слайд 9

Скелет человека и других позвоночных животных. О чем свидетельствуют приведенные сходства сходства? Скелеты: 1. человека; 2. шимпанзе; 3. лягушки

Слайд 10

Как можно объяснить существование рудиментов и атавизмов у человека? Атавизмы у человека

Слайд 11

О чем свидетельствует сходство зародышей на ранних стадия развития? А) жаберные карманы; Б) сегменты тела; В) зачатки конечностей; Г) хвост.

Слайд 12

Палеонтологические доказательства

Слайд 13

Сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами

Слайд 14

Сравнительный план строения шимпанзе, австралопитека и современного человека Череп и таз шимпанзе; Череп и таз австралопитека; Тазовая кость шимпанзе; Тазовая кость австралопитека; Тазовая кость современного человека.

Слайд 15

Анатомические различия между человекообразными обезьянами и человеком Череп; Верхняя челюсть; Рука; Стопа. Вследствие чего появились такие анатомические изменения?

Слайд 16

Движущие силы антропогенеза Биологические (естественный отбор, наследственность и изменчивость, дрейф генов, популяционные волны, изоляция, миграции) Социальные (общественный образ жизни, речь, мышление, трудовая деятельность)

Слайд 17

Сделайте выводы на основании этих данных. Головной мозг человека и шимпанзе: а) лобная доля; б) центр речи; в) теменная доля; Г) височная доля; Д) затылочная доля Е) мозжечок. Шимпанзе Человек Масса мозга 345 1360 Масса мозга по отношению к массе тела 1:61 1:45

Слайд 18

Основными итогами эволюции человека являются: антропоморфозы возникновение прямохождения, и, как следствие, S -образный позвоночник, расширение и укрепление таза, освобождение рук для труда, сводчатая стопа; облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании, подбородочный выступ; противопоставление большого пальца; изготовление и использование орудий труда, сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности; совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы (речи); прогрессивное развитие головного мозга; возникновение абстрактного мышления.

Слайд 19

Вопросы О чем свидетельствуют основные отличия человека от человекообразных обезьян? Какие доказательства подтверждают происхождение человека от животных? О чем говорит сходство человека и человекообразных обезьян? Что помогает определить место человека в системе животного мира?

Слайд 20

Заполнить таблицу «Эволюция человека» Гоминиды Исторический возраст Внешний вид, объем мозга, умственные способности Орудия труда Образ жизни

Слайд 21

Происхождение человека

Слайд 22

Предпосылки антропогенеза В конце мезозойской эры, около 70 млн. лет назад некоторые насекомоядные млекопитающие перешли к жизни на деревьях, от них произошли приматы . Жизнь на деревьях привела к появлению конечностей хватательного типа с длинными пальцами, имеющими ногти, в плечевом поясе развивается ключица, шаровидный сустав плечевой кости обеспечивал возможность передней конечности двигаться не только в передне-заднем направлении, но и в стороны.

Слайд 23

Предпосылки антропогенеза Питание насекомыми, которые умеют хорошо маскироваться, плодами, среди которых по цвету нужно отличать спелые, привело к развитию цветного зрения . Передвижение по ветвям деревьев, когда нужно видеть ветку двумя глазами, привело к перемещению глаз в одну плоскость и бинокулярному зрению .

Слайд 24

Предпосылки антропогенеза Предковая группа высших приматов была представлена парапитеками . К высшим приматам относятся широконосые обезьяны, обезьяны нового света, живущие в Центральной и Южной Америке, а также обезьяны Старого Света – узконосые, или Африканско-Азиатские. Предковая группа гоминоидов – узконосых высших обезьян - древесные обезьяны – дриопитеки .

Слайд 26

Предпосылки антропогенеза Надсемейство гоминоидов представлено тремя семействами – малых человекообразных обезьян (гиббоны и сиаманги); крупных человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутан); третье семейство – семейство прямоходящих приматов, гоминид , в котором сохранился один вид - Человек разумный.

Слайд 27

Во второй половине третичного периода (в неогене ) в связи с изменение климата на больших территориях исчезли леса, появились степи . Одни дриопитеки остались жить в лесу и от них произошли семейство гиббонов и сиамангов и семейство понгид: орангутаны, гориллы и шимпанзе . Предшественники человека

Слайд 28

Проплиопитек Плиопитек Парапитек

Слайд 29

Другие стали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах и дали различные группы гоминид (прямоходящих приматов). У истоков расхождения путей эволюции понгид и гоминид находится, вероятно, рамапитек . Найден на территории Индии, жил 14 – 9 млн. лет назад, относится к гоминидам. Предшественники человека

Слайд 30

Прародина человечества

Слайд 32

Среди гоминид интересна группа австралопитеков , южных обезьян, живших около 5 млн. лет назад . Их останки найдены в восточной и южной Африке , рост составлял около 120-130 см, вес — около 50 кг, объем мозга около 600 см 3 . Тазобедренные кости австралопитеков, по сравнению с аналогичными костями шимпанзе и человека, имели промежуточное строение Предшественники человека

Слайд 33

Предшественники человека

Слайд 34

Естественный отбор привел к появлению ряда антропоморфозов (морфофизиологических преобразований), среди гоминид выживали представители, имеющие: сводчатую стопу, более массивные нижние конечности по сравнению с верхними, расширенные кости таза, S -образный позвоночник, грудную клетка, расширенную в стороны. Имели преимущество более сильные особи, особи, имеющие большую массу и рост. Предшественники человека

Слайд 35

Стадный образ жизни обеспечивал большую защиту от хищников, передачу индивидуального опыта другим особям группы. Освободившиеся руки, длинные пальцы и противопоставленный большой палец давали возможность использовать камни, палки, кости в качестве орудий защиты, рука стала органом труда. Предшественники человека

Слайд 36

Около 3-2 млн. лет назад среди австралопитеков появился человек умелый , который уже умел изготавливать примитивные каменные орудия труда из грубо обработанной речной гальки. Объем мозга человека умелого приближался к 800 см 3 . Человек умелый

Слайд 37

Повторение: От животных какого отряда произошли приматы? В какую эру, и какой период появились приматы? Какие антропоморфозы появились у приматов в результате жизни на деревьях? Какие антропоморфозы появились в результате перехода к наземному образу жизни? Можно ли считать современных человекообразных обезьян прямыми предками человека? Ответ аргументируйте. На каком континенте появились первые прямоходящие приматы (гоминиды)? Каков возраст наиболее древних обнаруженных австралопитеков? Какой объем мозга был у австралопитеков? Когда предшественники человека стали изготавливать первые каменные орудия труда?

Слайд 38

Заполнить таблицу «Эволюция человека» Гоминиды Исторический возраст Внешний вид, объем мозга, умственные способности Орудия труда Образ жизни

Слайд 39

Повторение: Тест 1. Приматы произошли: От животных отряда Хищные. От животных отряда Насекомоядные. От животных отряда Грызуны. От сумчатых животных. Тест 2. Первые приматы появились: В середине мезозойской эры. В конце мезозойской эры В третичном периоде кайнозойской эры, более 65 млн. лет назад. В четвертичном периоде кайнозойской эры, около 1,5 млн. лет назад. Тест 3. Современные человекообразные обезьяны и человек имеют ближайших общих предков: Австралопитеков. Парапитеков. Дриопитеков. Рамапитеков.

Слайд 40

Повторение: 4. Место возникновения рода Homo (человек): Африка. Европа. Азия. Австралия. 5. Возможная переходная форма от дриопитековых к австралопитековым: Парапитеки. Шимпанзе. Гориллы. Рамапитеки. 6. Время существования австралопитеков: 3–2 млн. лет назад. 5,5-1,5 млн. лет назад. 14–9 млн. лет назад. 15 млн. лет назад.

Слайд 41

Повторение : 7. Для австралопитеков характерно: Изготавливали сложные каменные орудия труда. Жили в тропических лесах. Были прямоходящими существами. Передвигались по земле на задних конечностях, помогая себе передними. 8. Первые каменные орудия труда изготавливал: Рамапитек. Австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. 9. Объем мозга человека умелого: До 500 см3. До 700 см3. До 1100 см3. До 1400 см3.

Слайд 42

Повторение: 10 . Верная последовательность ответвлений различных приматов в ходе эволюции: Гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе, рамапитек, австралопитек, человек. Орангутаны, гиббоны, гориллы, шимпанзе, рамапитек, австралопитек, человек. Гиббоны, орангутаны, шимпанзе, гориллы, австралопитек, рамапитек, человек. Гориллы, гиббоны, орангутаны, шимпанзе, австралопитек, рамапитек, человек.

Слайд 43

Поясните рисунок:

Слайд 45

Эволюция гоминид Дриопитек Человек умелый Архантроп (Древнейший человек) Палеантроп (Древний человек) Неоантроп (Новый человек)

Слайд 46

16-9 млн. лет

Слайд 47

4-3 млн. лет

Слайд 49

500 тыс. лет

Слайд 51

Гейдельбергский человек 500-200 тыс. лет

Слайд 52

Синантроп 550- 300 тыс. лет

Слайд 53

230-29 тыс. лет

Слайд 55

130-40 тыс. лет

Слайд 57

Наше время

Слайд 58

Основные стадии антропогенеза

Слайд 59

Подумайте! Кто был общим предком человека и современных человекообразных обезьян? 2. Могут ли современные человекообразные обезьяны рассматриваться как предки человека? 3. Какие стадии различают в процессе становления человека? 4. Почему ветви генеалогического древа гоминид и их ближайших предков имеют пучковидный, мутовчатый характер?

Слайд 60

Распределите предложенные признаки по группам: Австралопитек Синантроп Неандерталец А) изготовление примитивных орудий труда; Б) изготовление более сложных орудий труда; В) умение поддерживать огонь; Г) умение добывать огонь; Д) объем мозга 1400; Е) объем мозга 650; Ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота; З) стихийная охота; И) первые признаки речи; К) прямохождение; Л) признаки социальных отношений; М) возникновение социальных отношений; Н) использование предметов.

Слайд 61

Люди современного типа - неоантропы Кроманьонец Рост 170-180 см; Строили хижины из стволов деревьев, мамонтовых костей, каменных плит; Совершенные орудия труда; Объем мозга до 1600 Места обитания – Африка, Азия, Европа, Америка, Австралия; Образ жизни: настоящая речь, приручение животных, начало земледелия, искусство, зачатки религии.

Слайд 62

Прародина человечества и пути расселения рас

Слайд 63

Расы современного человека 1864 г. Ф. Бернье (франц. ученый) возникшие наследственные внутривидовые группировки назвал расами. Существуют большие, малые и переходные расы.

Слайд 64

Негроидная Европеоидная Монголоидная Кожа очень темная; Волосы черные, курчавые; Лицо узкое с широким носом; Усы и борода растут плохо; Складка верхнего века развита слабо; Глаза карие; Губы толстые; Населяют Африку и экваториальную часть Старого света Кожа светлая; Волосы прямые или волнистые; Лицо узкое, нос узкий, выступающий; Усы и борода растут хорошо; Складка верхнего века развита слабо; Губы тонкие; Населяю Европу и часть Азии Кожа светлая, желтоватая; Волосы темные, прямые, жесткие; Усы и борода растут плохо; Верхнее веко скрыто кожной складкой, слезный бугорок прикрыт складкой эпикантусом; Глаза узкие, раскосые; Населяют Азию.

Слайд 65

Раса, место обитания Характеристика Значение признаков

Слайд 66

Механизм расогенеза Естественный отбор (приспособительные, адаптивные признаки) Генетико-автоматические процессы -- дрейф генов (закрепление нейтральных признаков, не повышающие и не понижающие в данных условиях способность оставлять потомство)

Слайд 67

Подумайте? По каким признакам шло разделение человечества на расы? Каковы перспективы эволюции рас на планете? Что такое расизм, в чем неправомерность данной теории?

Слайд 68

Выполните тест В отряд приматов человека впервые поместил: а) К. Линней; б) Ж. Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин; г) Ф. Энгельс 2. Социальные закономерности впервые начали появляться у: А) австралопитека; б) ч-ка умелого; в) ч-ка прямоходящего; г) ч-ка разумного. 3. Размер мозга сравнялся с размером мозга современного человека у: а) кроманьонца; б) неандертальца; в) гейдельбергского ч-ка; г) синантропа. 4. Останки австралопитека впервые были обнаружены в: А) Европе; б) Азии; в) Африке; г) Австралии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закономерности антропогенеза 1.Прогрессивный характер эволюции; проблема происхождения человека 2. Биологические предпосылки антропогенеза 3. Биосоциальная природа человека и процесс антропогенеза 4.Генетическая программа и программа социального наследования в развитии человека 5. Расы современного человека

Слайд 2

C келеты человека и шимпанзе

Слайд 3

Зародыши позвоночных животных Рыбы Амфибия Рептилия Птица Свинья Корова Кролик Человек

Слайд 4

Хвостатый мальчик

Слайд 5

Чрезмерная волосатость тела и лица

Слайд 7

Различия в аминокислотных последовательностях гемоглобина между человеком и другими млекопитающими ( Dayhoff, 1972) Пара видов Различия α -цепь β -цепь Человек-шимпанзе 0 0 Человек-горилла 1 1 Человек-макак-резус 3 5 Человек-макак 5-7 - Человек-мышь 13-15 18 Человек-кролик 18 10 Человек-собака 16-17 10 Человек-лошадь 13 17 Человек-лама 16 14 Человек-свинья 13 16 Человек-корова 12 17 Человек-овца 15 18 Человек-коза 14-16 18-20 Человек-гривистый баран 15-16 21-23 Человек-гигантский серый кенгуры 19 26

Слайд 8

Основные этапы антропогенеза

Слайд 9

Систематическое положение человека Тип Хордовые Chordata П/тип Позвоночные Vertebrata Класс Млекопитающие Mammalia Отряд Приматы Primates Семейство Гоминиды Hominidae Род Люди Homo Вид Человек разумный Homo sapiens sapiens

Слайд 10

Закономерности антропогенеза 1-я закономерность : изготовление орудий, труд явился решающим шагом в выделении человека из животного мира. « Труд-первое основное условие всей человеческой деятельности, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека » (К. Маркс, Ф. Энгельс, соч.т.20, с.190-191)

Слайд 11

Макак 100 см 3 Павиан 200 см 3 Гиббон 103 Шимпанзе 383 Орангутан 405 Горилла 505 Australopithecus africanus 435-540 см 3 Homo habilis 6 33-684 Homo erectus pitecantrop pekiniens 750- 975 915-1225 Homo sapiens 1000-2000 см 3 2-я закономерность : Цефализация = развитие головного мозга

Слайд 12

Вес мозга ( в граммах ) И.С.Тургенев 2012 О.Бисмарк 1900 Кювье 1829 О.Кромвель 2000 Байрон 2000 Шиллер 1785 Бетховен 1720 Анатоль Франс 1017

Слайд 13

Животное EQ Утконос 0,944 Кенгуру 0,470 Еж 0,500 Летучая мышь 0,600 Серая крыса 0,792 Домовая мышь 0,808 Лисица 1,885 Лошадь 1,068 Слон 1,720 Крупный кит 0,190 Дельфин 4,900 Гоминоиды: Гиббон 3,157 Орангутан 1,910 Горилла 1,168 Шимпанзе 2,449 Homo sapiens 7,690

Слайд 14

Кроманьонец (Реконструкция)

Слайд 15

Закономерности антропогенеза 3-я закономерность : звуковой язык и членораздельная речь – необходимое и полезное средство общения. Речь это продукт общественного развития . 750 г - критическая масса головного мозга, начиная с которой возможно развитие членораздельной речи .

Слайд 17

Закономерности антропогенеза 4-я закономерность : Возникновение и развитие социальной информации . Социальная информация возникла из ненаследственной части зоопсихологической информации. « Есть особый способ передачи приобретенных особенностей потомству. Этот фактор (способ) мы называем социальной наследственностью » В.М.Бехтерев, 1927 г.

Слайд 18

В каждом поколении для каждого отдельного человека заново, на базе исходной генетической детерминации мозга, происходит становление все более усложненной структуры и системы мозга. Такая особенность социальной детерминации развития мозга индивида обеспечивает у ребенка после рождения всех черт человека как общественного существа.

Слайд 19

«Дикие дети» - мальчик из Гонновера (Германия, 1723 г) - мальчик из Авиньона (Франция, 1799 г) - Амала и Камала (Индия, 1920 г)

Слайд 20

Закономерности антропогенеза 5- я закономерность : прекращение видообразования у человека . Завершенность видообразования не означает отсутствия эволюционного развития у вида H. Sapiens . Эволюционное развитие человека не прекращается, а только видоизменяется . Движущая форма естественного отбора сменилась стабилизирующей формой. Эволюционное развитие H.sapiens подчинено сохранению достигнутого.

Слайд 21

Кроманьонец со стоянки Костенки 11 (реконструкция М.М.Герасимова, 1955 г)

Слайд 22

Эволюция человека, как биологического вида Homo sapiens , прекратилась ?

Слайд 23

Методы и признаки, используемые при классификации рас «описательные» и «измерительные» - форма волос -степень их жесткости -окраска кожи, волос, радужки -наличие или отсутствие и степень развития складки верхнего века, эпикантуса -особенности элементов наружного носа (переносья, спинки, кончика, основания, крыльев) -степень выступа скул, уплощенности лица -выступление и толщина губ -наклон лба -развитие надбровных дуг -густота бровей ; -длина тела, ног, рук -рост бороды и усов; -ширина, длина, высота головы, -рост волос на теле лица, носа, уха … -форма лица и затылка -особенности ушных раковин

Слайд 24

Частота аллелей в 7 полиморфных локусах у европейцев и у представителей негроидной расы Локус Европейцы Негроиды Аллель 1 2 3 1 2 3 Кислая фосфатаза 0,36 0,6 0,04 0,17 0,83 - Фосфо - глюкомутаза I 0,77 0,23 - 0,79 0,21 - Фосфо - глюкомутаза III 0,74 0,26 - 0,37 0,63 - Аденилаткиназа 0,95 0,05 - 1,0 - - Пептидаза А 0,76 - 0,24 0,9 0,1 - Пептидаза Д 0,99 0,01 - 0,95 0,03 0,02 Аденозин-дезаминаза 0,94 0,06 - 0,97 0,03 - Средняя гетерозиготная особь 0,068 ± 0,028 0,052 ± 0,023

Слайд 25

Раса совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом

Слайд 26

Географический фактор – важнейший в расообразовании (зависимость от климата) 85% генетического разнообразия у человека наблюдается в пределах национальной популяции, а различия между разными нациями в пределах одной популяции и между разными расами составляет менее 7,5%. Адаптивный характер расообразования-это специфически человеческое проявление (подобное редко встречается у животных одного вида)

Слайд 28

Экономический и этнокультурный факторы расообразования Смешение (гибридизация) европейцев с индейцами = метисы европейцев с неграми = мулаты индейцев с неграми = самбо « Человечество, включая все его расы, принадлежит к одной единой стадии развития человеческого рода. Выделившись из среды своих предков, новый вид человек вступил в мир, уже обладая комплексом свойств необходимым для речевой и мыслительной деятельности. Это наследие было получено от общего предка всеми ныне живущими расами »

Слайд 29

Современные цивилизации В мире образовалось как минимум 8 цивилизаций (если за основу деления цивилизаций принять культурную общность): африканская, западная, индуистская, исламская, китайская (синская или конфуцианская), православная, латиноамериканская, японская.

Слайд 30

в ходе развития народонаселения исходная популяция была сильно сокращена . После этого популяция-основатель с сокращенным генетическим многообразием произвела на свет современные расы . Это сокращение популяции-основателя называется в генетике явлением " бутылочного горлышка ".

Слайд 31

Генетические данные (концепция биологических часов) Расы появились от 10 000 до 120 000 лет (предпочтительно 100 000 лет) на Юго-Востоке Африки и человек расселился по всей планете (Концепция мультирегионального происхождения). Наши прародители были похожи на негроидов?

Слайд 32

Численность населения Земли Время Численность Конец палеолита (около 15 тыс.лет до н.э.) 3 млн Конец неолита (около 2 тыс.лет до н.э.) 50 млн Начало н.э. 100-250 млн 1 000 год н.э. 275-310 млн 1 700 год ~ 600 млн 1 900 год ~ 1.6 млрд 1 965 год 3.3 млрд 1 976 год 4 млрд 1 990 год 5.3 млрд 2 000 год более 6 млрд 2 011 год 7 млрд С 1963 по 1990 годы 1 .85% ежегодный прирост людей на Земли

Слайд 33

Признаки, отличающие человека от животных Период, в который этот признак появился Прямохождение 9 млн . лет австралопитек Приобретение мозга с массой более 750 см 3 600-400 т . лет архантропы Элементы альтруизма 200-40 т. лет палеоантропы Социализация 200 – 40 т. лет неандерталец Искусство 50-40 т. лет неоантропы Речь ~ 40 т. лет назад



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬПО ТЕМЕ: «АНТРОПОГЕНЕЗ»    

ВАРИАНТ _________________________

Задание части А (с выбором одного верного ответа)

1) Как называется наука о происхождении  и эволюции человека, становление его как вида в процессе развития общества                    А) цитокинез  Б) кариокинез  В) антропогенез  Г) палеонтогенез

2) Человек относится к типу:

 А) членистоногих Б) хордовых   В) кишечнополостных  Г) обезьяновых

3) О принадлежности человека к семейству гоминид свидетельствует:

А)  наличие диафрагмы                       Б) приспособленность к прямохождению

В)  наличие внутреннего скелета     Г) большое сходство с человекообразными обезьянами в генетическом аппарате

4) Как называются первые представители биологического вида Человек разумный?

А) австралопитеки     Б) кроманьонцы     В)неандертальцы       Г) палеоантропы

5) Общий предок человекообразных обезьян и человека:

А) рамапитек            Б)  дриопитек           В) питекантроп       Г) Австралопитек

6) Какой учёный впервые поставил человека в одну группу с приматами?

А) Ж.Б. Ламарк         Б) К.Линней            В) Ч. Дарвин            Г) Э. Геккель

7) Доказательство происхождения человека от животных

А) редуценты           Б)симбионты           В)рудименты           Г) консументы

8) Что в переводе с латинского означает «австралопитек»

А)  австралийская обезьяна      Б) древнейшая обезьяна    В) человекообразная обезьяна        Г) южная обезьяна

9) Чему соответствует стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид?

А) архантропу         Б) палеоантропу     В) протоантропу       Г)неоантропу

10) Как называется древнейший человек, ископаемые остатки которого были найдены на острове Ява

А) протоантроп        Б)питекантроп       В)палеоантроп             Г) синантроп

11) Укажите древних людей

А) питекантропы, синантропы      Б) кроманьонцы      В) палеоантропы        Г)австралопитеки, дриопитеки

12) В эпоху великого оледенения жили

А)кроманьонцы        Б)австралопитеки        В)питекантропы        Г) неандертальцы

13) Биологический фактор эволюции человека, утративший своё значение в настоящее время - это

А) географическая изоляция                  Б) наследственная изменчивость

В) комбинативная изменчивость          Г) колебание численности в результате миграции

14) На каком этапе эволюции человека ведущую роль играли социальные факторы

А) древнейших людей Б) древних людей  В) питекантропов  Г) кроманьонцев

15) Единство всех человеческих рас как представителей одного вида Человек разумный доказывает

А) сущность единого центра происхождения рас                                                   Б) общность анатомических признаков

В) возможность плодовитых браков между представителями разных рас     Г) общность физиологических процессов

Задания части В  (Выберите  три верных  ответа)

В А) Все расы человека относятся к одному виду

      Б) расы это – виды  Человека разумного

      В) к монголоидной расе относится население Индии

      Г) вид Человек разумный является полиморфным

     Д)  к негроидной расе относится коренное население Америки

     Е) эпикантус свойствен представителям монголоидной расы

В Какие признаки сформировались у человека в связи с прямохождением? Выберите три верных ответа

А) появилась сводчатая стопа                                                     Г) таз стал более широким

Б) появился подбородчатый выступ на нижней челюсти        Д) мозговая коробка увеличилась

В) верхние конечности стали массивнее нижних                     Е) позвоночник приобрёл изгибы

В3 Выберите три верных ответа. Атавизмами у человека являются:

1) хвостатость                                                                  4) многососковость

2)сильная волосатость всего тела                                 5)аппендикс-отросток слепой кишки

3)копчиковые позвонки-остатки скелета хвоста        6)верхнее и нижнее веко

В4 Установите правильную последовательность этапов эволюции человека.

А) Человек разумный        Б) Человек умелый       В) Австралопитек       Г) Человек прямоходящий

В5 Установите соответствие

Характерный признак                                       Человеческая раса

А) выступающие  скулы                                   1) европеоидная

Б) жесткие волосы                                             2) монголоидная

В) узкий нос

Г) эпикантус

Д) мягкие волосы                      

А

Б

В

Г

Д

                     

Задание части С       Почему человек способен ослабить воздействие естественного отбора?

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬПО ТЕМЕ: «АНТРОПОГЕНЕЗ»  

ВАРИАНТ___________________

Задание части А (с выбором одного верного ответа)

1) Процесс историко-эволюционного становления  человека как вида, развитие его трудовой деятельности, речи:

А) цитокинез Б) гаметогенез В) кариокинез Г) антропогенез

2) Видовым признаком человека является

А) две пары конечностей   Б) живорождение  В)23 хромосомы в гаметах  Г) наличие млечных желёз

3) Человек относится к классу:

А)  земноводных   Б) приматов   В) млекопитающих   Г)кишечнополостных

4) Как назывались вымершие древесные человекообразные обезьяны, являющиеся предками современных человекообразных  обезьян и человека?

А) гоминиды  Б) долгопяты В) дриопитеки Г) понгиды

5) Сходство человека и человекообразных обезьян говорит о их родстве

А) родстве  Б) одинаковом уровне организации В) происхождение от разных предков  Г) конвергентном сходстве

6) К. Линней поместил человека в отряд:

А) хордовых  Б)  приматов В) хищных Г)млекопитающих

7) В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется

А) резус-фактор Б) рассудочная деятельность В) четырёх камерное сердце Г)абстрактное мышление

8) Основным фактором антропогенеза является

А) труд  Б) общественный образ жизни  В) речь  Г) рассудочная деятельность

9) Ископаемые остатки какого древнейшего человека были найдены вблизи Пекина?

А)  питекантропа Б) палеоантропа В)синантропа Г)австралопитека

10) На каком этапе появились синантропы питекантропы?

А) на этапе архантропов Б) на этапе палеоантропов В) на этапе неоантропов Г)на этапе протоантропов

11) Синантроп является представителем

А) людей современного типа, Б) древних людей  В)древнейших людей  Г)обезьяноподобных предков человека

12) Человек современного типа является

А) синантроп  Б) дриопитек   В) кроманьонец  В)неандерталец

13) Какой процесс относят к социальным факторам антропогенеза

А) борьбу за существование  Б) мутационный процесс  В) появление речи  Г)  естественный отбор

14) Расовые отличия у людей сформировались под воздействием  факторов

А) социальных  Б) биологических  В)ограничивающих  Г) биотических

15) Основные причины формирования различных рас – это…

А) генетическая  изоляция                              Б) географическая изоляция 

В) различия в способностях людей               Г) различие в скорости эволюции разных групп людей

Задания части В (Выберите  три верных  ответа)

В1    В связи с прямохождением человека:

А) освобождаются верхние конечности                                            Г) таз расширяется, его кости срастаются

Б) стопа приобретает сводчатую форму                                                 Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого

В) большой палец верхних конечностей противостоит остальным           Е) уменьшается волосяной покров

В2     Чем человек отличается от человекообразных обезьян?

А)  наличием четырёхкамерного сердца                     Г) наличием ногтей

Б) прямохождением                                                       Д) S-образным позвоночником

В) наличием сводчатой стопы                                     Е) заменой молочных зубов на постоянные

В3 Выберите три правильных ответа. Рудиментарными органами человека являются:

1) аппендикс – отросток слепой кишки                          4) верхнее и нижнее веко

2) ушные раковины                                                           5) остатки волосяного покрова по всему телу

3) копчиковые позвонки – остатки скелета хвоста        6) многососковость

В4 Установите последовательность эволюции человека

А) древний человек

Б) человек современного типа

В) человек умелый

Г) человек прямоходящий

Д) австралопитек

ВУстановите соответствие

Установите соответствие между характеристикой вида и его названием.

Характеристика

Название

А) объем мозга – 700-1250 см3.

Б) для людей этого типа характерны первые захоронения.

В) объем мозга – более 1400 см3.

Г) череп низкий, кости очень толстые, выраженные надбровные дуги, массивные челюсти.

Д) изготавливали и обрабатывали каменные орудия труда, производили строительство очагов и жилищ.

Е) изготавливали примитивные орудия труда.

1) древние люди;

2) древнейшие люди.

Задание части С   Прекратилась ли  эволюция человека как биологического вида на современном этапе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по дисциплине "Биология" (раздел: «Основы экологии», тема: «Биосфера и человек»).

Рабочая тетрадь разработана для профессий среднего профессионального образования:15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));23.01.09 Машинист локомотива.В методическ...

Методические рекомендации студентам к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Кровеносная система человека»

Методические указания содержат задания для аудиторной самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, а также контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, ситуационные задачи, чт...

Тема 6.9. Раздел 7 "Биосфера и человек". Тема урока "Биосфера. Учение В.И. Вернадского".

Биосфера – (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизне...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по разделу "Анатомия человека"

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по разделу "Анатомия человека" специальность Сестринское дело, входит в состав УМК по иностранному языку и является дополнением к учебном...

Конспект лекций по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 3 Человек - как главная философская проблема

Данное учебно-методическое пособие представляет собой курс лекций по дисциплине ОГСЭ,01 Основы философии по основным темам Раздела 3 Человек - как главная философская проблема. Содержание лекционного ...