Мы- будущее
учебно-методический материал

Резанова Анастасия Сергеевна

План классного часа, разговор о проблемах экологии, главные экологические проблемы, пути их решения, игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мы – будущее»

Актуальность:  экологическое воспитание детей – это очень важная проблема на сегодняшний день, ведь от экологии зависит не только мир, в котором мы живём, но и наше здоровье. Поэтому важно учить молодежь осознанно защищать и охранять природу, бережно относиться к воде, воздуху, земле - нашей планете.

Целевая аудитория: 9-11 классы (14-17 лет)

Цель: формирование культуры экологического мышления школьников, пополнение знаний об экологических проблемах планеты, их связи с повседневным бытом человека, понимание своей значимости в решении экологических проблем.

Задачи:

- Способствовать формированию культуры экологического мышления и заботливого отношения детей к окружающей природной среде;
- Способствовать развитию навыков анализа текста, выделению основных идей, формированию выводов на основе полученной информации
- Способствовать развитию личности учащихся, формированию творческого мышления;
- Создать стимул в приобретении дополнительных знаний;
- Развивать навыки работать в коллективе.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде, осознание своих возможностей в решении экологических проблем;

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства и применять их на практике;

Познавательные: формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, ориентирование в своей системе знаний.

Технологии: Личностно-ориентированная технология обучения, тестовая технология, игровая технология.

Форма работы: Фронтальная и групповая.

Оборудование: Интерактивная доска

Ход занятия

Учитель: Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт


-Как думаете после услышанного, о чем мы будем говорить?

Предположения ребят

Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.).

Экологические катастрофы

Исчезновение Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.

Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывалось огромное количество нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно – эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе. 

Лесные пожары в Сибири 2019 года

С середины июля 2019 года в Сибири происходили масштабные лесные пожары. Пик возгораний пришёлся на Бурятию, Иркутскую область, Красноярский край и Якутию. Площадь пламени и его количество превысило годовую норму в полтора раза. Этот пожар стал самым масштабным за последние 20 лет, а его площадь превышала 5 млн. гектар.

Одной из причин бедствия считают превышающую среднемесячную норму температуры в Красноярском крае, Иркутской области и Бурятии. Наряду с термальными рекордами ставят понижение нормы осадков, сухие грозы и сильные ветра в регионах. Представители МЧС также огласили причиной возгораний – неосторожное обращение с огнём местными жителями. Кроме того, были выявлены преднамеренные поджоги лесов, с целью сокрытия незаконной вырубки лесов.

Отсутствие радикальных мер по ликвидации последствий возгорания вызывали огромный общественный резонанс. Власти считали тушение отдалённых лесных пожаров бессмысленным, так как не хотели жертвовать жизнями спасателей и идти на неоправданные экономические затраты. Пожары продолжали вызывать задымление над крупными городами Казахстана, Сибири и Урала. Негодование людей росло в геометрической прогрессии. Но лишь в начале августа началась оперативная работа по ликвидации возгораний.

Катастрофа на Камчатке 2020 года

В конце сентября 2020 года появились первые жалобы об экологической катастрофе от сёрферов, которые получили сильные ожоги глаз и серьёзные отравления. Позже на побережье Тихого океана выбросило большое количество трупов морских животных и беспозвоночных. Информации о причинах ужасной катастрофы много и по сей день, но она весьма противоречива. Одни обвиняют разлив нефтепродуктов, другие грешат на природные явления. Официальная версия – цветение воды и гибель морских и прибрежных животных вызвано вспышкой численности опасных морских водорослей, которые выделяют в воду множество ядовитых веществ. По оценкам очевидцев и биологов загрязнение охватило более 350 км тихоокеанского побережья и часть охотского побережья Камчатки .

80% Россиян считают, что за бедствием стоит человек, и лишь 20% опрошенных думают, что причиной глобальной гибели морских обитателей является природа.

Беседа: «Семь способов сохранить природу»

Рассказ учителя, беседа по данному вопросу, ответы детей на вопросы.

1. Приобретать экологически-чистые товары

Основными принципами экологически-чистых продуктов является то, что они:

- не содержат генетически модифицированные ингредиенты.
- не содержат ингредиенты выращенные при использовании пестицидов, гербицидов, ядохимикатов и искусственных удобрений.
- не содержат искусственные консерванты, красители и вкусовые добавки.
- экологически чистые продукты обязаны иметь на упаковке специальные лицензионные символы «Органика».

Что можете сделать Вы?

Приобретая экотовары, вы улучшаете свое здоровье, повышаете иммунитет, а также помогает своей стране, так как экопроизводство, способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы.

2. Отказаться от пластиковых пакетов и бутылок

Пластик – проблема мирового масштаба. Пластик производится из полезных ископаемых, для его изготовления и транспортировки требуются миллионы баррелей углеводородов в год. В мире почти один миллион пластиковых бутылок употребляются каждую минуту! Пластик переполняет свалки, душит реки и озера, загрязняет океаны и причиняет вред диким животным.

Пластик разлагается более 450 лет. Но некоторые ученые считают, что пластик вообще не разлагается – он просто распадается на кусочки, которые со временем становятся всё меньше. Каждый кусок пластика, выброшенный на свалку с момента изобретения этого вещества, до сих пор там и лежит! Если продолжать такими темпами, то наша планета покроется пластиком даже до того, как он начнет разлагаться.

Что можете сделать Вы?
- Сдавать пластиковую тару в специализированные автоматы и получать за это вознаграждение;
- Отказаться от использования пластиковых пакетов;

- Если вы ездите в магазин на машине, удобно класть фрукты и овощи в большие многоразовые ящики, тогда фрукты не давятся.

3. Выбрасывать мусор раздельно

Раздельный сбор мусора позволяет выделять из общей массы твердых бытовых отходов (ТБО) жилищного сектора так называемые «полезные фракции» - те материалы, которые могут быть переработаны и использованы вторично.

Большинство предметов потребления производится из невозобновляемых ресурсов (или сложно возобновляемых):

-     нефть и газ (без продуктов нефтехимии жизнь человеческого общества в привычном нам виде  на сегодняшний день невозможна);

-     металлы;

-     древесина.

Что можете сделать Вы?

- Cдавать вторсырье – замечательный способ помочь природе. Что можно сдавать: цветной металл, стекло, бумагу, ядовитые отходы; жестяные банки.

- Что нужно для того, чтобы организовать раздельный сбор у себя дома?

Желание (жильцы, ТСЖ/УК) и условия (контейнер, реальный вывоз на переработку, а не в общую кучу мусора – обратная связь, оценка значимости производимой работой).

- Производство продуктов потребления из вторсырья позволяет:

·         экономить природные ресурсы;

·         значительно снижать затраты энергии и воды;

·         снижать нагрузку на экологию;

·         получать экономический эффект.

Кроме того производство вещей неразрывно связано с высоким уровнем потребления энергии, воды, загрязнения окружающей среды.

4. Проявлять бережное отношение к лесу

Необходимость леса обуславливается такими его функциями, как:

- регулирование баланса кислорода и углекислого газа в атмосфере, 
- регулирование водного режима занятой лесами и прилегающей территории,
- обеспечение возможности сохранения большей части биологического и экосистемного  разнообразия Земли,
- сохранение ценных в эстетическом отношении природных ландшафтов, и многое другое.

Что можете сделать Вы?

- Если заметил мусор на улице или в лесу, подними его и выброси в урну, так вероятнее, что он попадет на свалку и не останется в лесу на сотни лет;
- Если ты остановился на обочине для пикника, забирай мусор собой и выбрасывай его в положенное место. Ты не только поможешь беречь природу, но и оставишь место чистым для следующих посетителей;
- Осторожно обращаться с огнем.

5. Не лить воду напрасно

Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека.

Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Что можете сделать Вы?

- Привести в порядок сантехнику и другое оборудование водоснабжения;
- Установить счетчики воды в квартиру;
- Растения поливайте талой снеговой водой;
- Наливайте воду в стаканчик, когда зубы;
- Когда моете руки, не включайте сильную струю. Это не помешает умыться, а воды утечёт меньше;
- На даче мойте руки под умывальником, так меньше потратите воды;
- Плотно закрывайте кран;
- Мойте посуду в тазике, не под открытой струей;
- Мойте фрукты и овощи в специальной посуде, а не под проточной водой;
- Мойтесь под душем, а не в ванне (при мытье в ванной  расходуется 150- 180 литров воды, а под душем в три раза меньше).

Соблюдая эти нехитрые советы, можно сберечь очень много пресной воды.

6. Экономить электроэнергию

Экономия и сохранение электроэнергии, наравне с экономией потребления воды, является одной из самых актуальных проблем нашей страны.

Мотивацией к бережному отношению к электричеству может выступать не только желание сохранить часть семейного бюджета или подверженность социальной рекламе, но и желание помочь планете, страдающей от избытка CO2.

Что можете сделать Вы?
- Используйте энергосберегающие лампы;

- Холодильник ставьте подальше от плиты или батареи
- Правильно подбирать бытовую технику;
- Чаще протирайте плафоны и лампы. При их загрязнении освещенность может уменьшиться на 10-15%;
- Уходя, гасите свет;
- Не оставляйте электроприборы в режиме «ожидания»;
- Не заставляйте бытовую  технику работать в усиленном режиме;
- Реже пользуйтесь тройниками и удлинителями.

Самые простые действия могут помочь сэкономить большое количество энергии и сохранить нашу планету!

7. Участвовать в субботниках и акциях

Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, и успешно проводятся и по сей день. Обычно граждане узнают о субботниках увидев объявление у подъезда, читая районную газету или увидев сообщение по телевидению.

 Что можете сделать Вы?

- Собрав мусор, посадив деревья и цветы вы подаете отличный пример подрастающему поколению и улучшаете эстетический облик города, в котором вы живете.

Проведение экологических субботников повышает экологическую культуру не только области в целом, но и каждого участника этих мероприятий!!

Игровая часть, проверка знаний и мышления.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?» - Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

Ответ: Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. - В природе все находится в равновесии, все связано. - Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. - Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. - А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. 
Удалось ли таким образом достичь цели? 
Ответ 
Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей. 
Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник волков.

6. Филворды

Найти «спрятанные» экологические термины

Ответ: ПОПУЛЯЦИЯ, ЭКОЛОГИЯ, АНАБИОЗ, ПРОДУЦЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ, ФИТОЦЕНОЗ

П

Э

А

Б

И

П

Р

О

О

К

Н

А

О

З

У

Д

П

О

Ы

Т

Н

Е

Ц

Р

У

Л

Н

Е

Ц

У

Д

Е

Л

О

Т

П

О

П

У

Л

Я

Г

Ы

М

З

О

Н

Я

Ц

И

Я

И

Р

Ц

Е

Ц

И

Я

Ф

И

Т

О

Я

И

Да-нет

Работа в парах. Ребята получают карточки, выбирают номера  правильных ответов. Обсуждаем.

Например:

1.Лишайники первыми появляются в самых бесплодных местах. +

2.Растения опыляемые с помощью ветра, называются аэробы. -

3.Совокупность организмов, обитающих на дне водоема,  называется бентосом. +

4.Репелленты – химические вещества, служащие для  уничтожения грибов. -

5. Озоновый слой является защитным экраном от  ультрафиолетовых лучей. +

6.Пруд относится к агросистемам. +

7.Можжевельник выделяет фитонциды. +

8.В красной книге Чувашии есть гадюка обыкновенная. -

9.Кувшинка белая – индикатор чистоты водоемов. +

10.Основную массу живого вещества биосферы составляют животные. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Моё будущее в моих руках!?"

Как жить? В этой работе можно найти ответ на этот вопрос. Ученица строит программу своей жизни. Она продумывает, какую работу она выберет, в каком доме и где она будет жить, сколько у неё будет детей ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Здоровьесберегающее образование в ГОУ СПО МО "ШМУ" как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.

Тест-исследование: "Как вы относитесь к своему здоровью". Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью студентов училища на основе "Тест-исследования".  Определение конкурентоспособнос...

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"Автор: Догузова Лана, студентка гр.21 Ю, специальность 40.02.01 Право и организация социаль...

Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия», Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…

Всероссийский конкурс с международным участием  «Моя будущая профессия»Тема:Моя будущая профессия –  юрист. Мое представление о ней…Автор: Гагиева Фатима, студентка гр.21 Ю, специальность 40...

Классный час «»Мы будущие специалисты – будущее страны»

Классный час «»Мы будущие специалисты – будущее страны»Специальность:  19.02.10 Технология продукции общественного питанияТип урока: классный часФорма урока: -  Комби...