Мы- будущее
учебно-методический материал
План классного часа, разговор о проблемах экологии, главные экологические проблемы, пути их решения, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "мы - будущее", разговор о проблемах экологии | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы – будущее»
Актуальность: экологическое воспитание детей – это очень важная проблема на сегодняшний день, ведь от экологии зависит не только мир, в котором мы живём, но и наше здоровье. Поэтому важно учить молодежь осознанно защищать и охранять природу, бережно относиться к воде, воздуху, земле - нашей планете.
Целевая аудитория: 9-11 классы (14-17 лет)
Цель: формирование культуры экологического мышления школьников, пополнение знаний об экологических проблемах планеты, их связи с повседневным бытом человека, понимание своей значимости в решении экологических проблем.
Задачи:
- Способствовать формированию культуры экологического мышления и заботливого отношения детей к окружающей природной среде;
- Способствовать развитию навыков анализа текста, выделению основных идей, формированию выводов на основе полученной информации
- Способствовать развитию личности учащихся, формированию творческого мышления;
- Создать стимул в приобретении дополнительных знаний;
- Развивать навыки работать в коллективе.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде, осознание своих возможностей в решении экологических проблем;
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства и применять их на практике;
Познавательные: формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, ориентирование в своей системе знаний.
Технологии: Личностно-ориентированная технология обучения, тестовая технология, игровая технология.
Форма работы: Фронтальная и групповая.
Оборудование: Интерактивная доска
Ход занятия
Учитель: Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт
-Как думаете после услышанного, о чем мы будем говорить?
Предположения ребят
Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.).
Экологические катастрофы
Исчезновение Аральского моря
Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.
Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе
20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывалось огромное количество нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно – эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе.
Лесные пожары в Сибири 2019 года
С середины июля 2019 года в Сибири происходили масштабные лесные пожары. Пик возгораний пришёлся на Бурятию, Иркутскую область, Красноярский край и Якутию. Площадь пламени и его количество превысило годовую норму в полтора раза. Этот пожар стал самым масштабным за последние 20 лет, а его площадь превышала 5 млн. гектар.
Одной из причин бедствия считают превышающую среднемесячную норму температуры в Красноярском крае, Иркутской области и Бурятии. Наряду с термальными рекордами ставят понижение нормы осадков, сухие грозы и сильные ветра в регионах. Представители МЧС также огласили причиной возгораний – неосторожное обращение с огнём местными жителями. Кроме того, были выявлены преднамеренные поджоги лесов, с целью сокрытия незаконной вырубки лесов.
Отсутствие радикальных мер по ликвидации последствий возгорания вызывали огромный общественный резонанс. Власти считали тушение отдалённых лесных пожаров бессмысленным, так как не хотели жертвовать жизнями спасателей и идти на неоправданные экономические затраты. Пожары продолжали вызывать задымление над крупными городами Казахстана, Сибири и Урала. Негодование людей росло в геометрической прогрессии. Но лишь в начале августа началась оперативная работа по ликвидации возгораний.
Катастрофа на Камчатке 2020 года
В конце сентября 2020 года появились первые жалобы об экологической катастрофе от сёрферов, которые получили сильные ожоги глаз и серьёзные отравления. Позже на побережье Тихого океана выбросило большое количество трупов морских животных и беспозвоночных. Информации о причинах ужасной катастрофы много и по сей день, но она весьма противоречива. Одни обвиняют разлив нефтепродуктов, другие грешат на природные явления. Официальная версия – цветение воды и гибель морских и прибрежных животных вызвано вспышкой численности опасных морских водорослей, которые выделяют в воду множество ядовитых веществ. По оценкам очевидцев и биологов загрязнение охватило более 350 км тихоокеанского побережья и часть охотского побережья Камчатки .
80% Россиян считают, что за бедствием стоит человек, и лишь 20% опрошенных думают, что причиной глобальной гибели морских обитателей является природа.
Беседа: «Семь способов сохранить природу»
Рассказ учителя, беседа по данному вопросу, ответы детей на вопросы.
1. Приобретать экологически-чистые товары
Основными принципами экологически-чистых продуктов является то, что они:
- не содержат генетически модифицированные ингредиенты.
- не содержат ингредиенты выращенные при использовании пестицидов, гербицидов, ядохимикатов и искусственных удобрений.
- не содержат искусственные консерванты, красители и вкусовые добавки.
- экологически чистые продукты обязаны иметь на упаковке специальные лицензионные символы «Органика».
Что можете сделать Вы?
Приобретая экотовары, вы улучшаете свое здоровье, повышаете иммунитет, а также помогает своей стране, так как экопроизводство, способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы.
2. Отказаться от пластиковых пакетов и бутылок
Пластик – проблема мирового масштаба. Пластик производится из полезных ископаемых, для его изготовления и транспортировки требуются миллионы баррелей углеводородов в год. В мире почти один миллион пластиковых бутылок употребляются каждую минуту! Пластик переполняет свалки, душит реки и озера, загрязняет океаны и причиняет вред диким животным.
Пластик разлагается более 450 лет. Но некоторые ученые считают, что пластик вообще не разлагается – он просто распадается на кусочки, которые со временем становятся всё меньше. Каждый кусок пластика, выброшенный на свалку с момента изобретения этого вещества, до сих пор там и лежит! Если продолжать такими темпами, то наша планета покроется пластиком даже до того, как он начнет разлагаться.
Что можете сделать Вы?
- Сдавать пластиковую тару в специализированные автоматы и получать за это вознаграждение;
- Отказаться от использования пластиковых пакетов;
- Если вы ездите в магазин на машине, удобно класть фрукты и овощи в большие многоразовые ящики, тогда фрукты не давятся.
3. Выбрасывать мусор раздельно
Раздельный сбор мусора позволяет выделять из общей массы твердых бытовых отходов (ТБО) жилищного сектора так называемые «полезные фракции» - те материалы, которые могут быть переработаны и использованы вторично.
Большинство предметов потребления производится из невозобновляемых ресурсов (или сложно возобновляемых):
- нефть и газ (без продуктов нефтехимии жизнь человеческого общества в привычном нам виде на сегодняшний день невозможна);
- металлы;
- древесина.
Что можете сделать Вы?
- Cдавать вторсырье – замечательный способ помочь природе. Что можно сдавать: цветной металл, стекло, бумагу, ядовитые отходы; жестяные банки.
- Что нужно для того, чтобы организовать раздельный сбор у себя дома?
Желание (жильцы, ТСЖ/УК) и условия (контейнер, реальный вывоз на переработку, а не в общую кучу мусора – обратная связь, оценка значимости производимой работой).
- Производство продуктов потребления из вторсырья позволяет:
· экономить природные ресурсы;
· значительно снижать затраты энергии и воды;
· снижать нагрузку на экологию;
· получать экономический эффект.
Кроме того производство вещей неразрывно связано с высоким уровнем потребления энергии, воды, загрязнения окружающей среды.
4. Проявлять бережное отношение к лесу
Необходимость леса обуславливается такими его функциями, как:
- регулирование баланса кислорода и углекислого газа в атмосфере,
- регулирование водного режима занятой лесами и прилегающей территории,
- обеспечение возможности сохранения большей части биологического и экосистемного разнообразия Земли,
- сохранение ценных в эстетическом отношении природных ландшафтов, и многое другое.
Что можете сделать Вы?
- Если заметил мусор на улице или в лесу, подними его и выброси в урну, так вероятнее, что он попадет на свалку и не останется в лесу на сотни лет;
- Если ты остановился на обочине для пикника, забирай мусор собой и выбрасывай его в положенное место. Ты не только поможешь беречь природу, но и оставишь место чистым для следующих посетителей;
- Осторожно обращаться с огнем.
5. Не лить воду напрасно
Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека.
Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.
Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.
Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Что можете сделать Вы?
- Привести в порядок сантехнику и другое оборудование водоснабжения;
- Установить счетчики воды в квартиру;
- Растения поливайте талой снеговой водой;
- Наливайте воду в стаканчик, когда зубы;
- Когда моете руки, не включайте сильную струю. Это не помешает умыться, а воды утечёт меньше;
- На даче мойте руки под умывальником, так меньше потратите воды;
- Плотно закрывайте кран;
- Мойте посуду в тазике, не под открытой струей;
- Мойте фрукты и овощи в специальной посуде, а не под проточной водой;
- Мойтесь под душем, а не в ванне (при мытье в ванной расходуется 150- 180 литров воды, а под душем в три раза меньше).
Соблюдая эти нехитрые советы, можно сберечь очень много пресной воды.
6. Экономить электроэнергию
Экономия и сохранение электроэнергии, наравне с экономией потребления воды, является одной из самых актуальных проблем нашей страны.
Мотивацией к бережному отношению к электричеству может выступать не только желание сохранить часть семейного бюджета или подверженность социальной рекламе, но и желание помочь планете, страдающей от избытка CO2.
Что можете сделать Вы?
- Используйте энергосберегающие лампы;
- Холодильник ставьте подальше от плиты или батареи
- Правильно подбирать бытовую технику;
- Чаще протирайте плафоны и лампы. При их загрязнении освещенность может уменьшиться на 10-15%;
- Уходя, гасите свет;
- Не оставляйте электроприборы в режиме «ожидания»;
- Не заставляйте бытовую технику работать в усиленном режиме;
- Реже пользуйтесь тройниками и удлинителями.
Самые простые действия могут помочь сэкономить большое количество энергии и сохранить нашу планету!
7. Участвовать в субботниках и акциях
Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, и успешно проводятся и по сей день. Обычно граждане узнают о субботниках увидев объявление у подъезда, читая районную газету или увидев сообщение по телевидению.
Что можете сделать Вы?
- Собрав мусор, посадив деревья и цветы вы подаете отличный пример подрастающему поколению и улучшаете эстетический облик города, в котором вы живете.
Проведение экологических субботников повышает экологическую культуру не только области в целом, но и каждого участника этих мероприятий!!
Игровая часть, проверка знаний и мышления.
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?» - Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.
Ответ: Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. - В природе все находится в равновесии, все связано. - Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. - Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. - А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Волк оленю друг?
В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей.
Удалось ли таким образом достичь цели?
Ответ
Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.
Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник волков.
6. Филворды
Найти «спрятанные» экологические термины
Ответ: ПОПУЛЯЦИЯ, ЭКОЛОГИЯ, АНАБИОЗ, ПРОДУЦЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ, ФИТОЦЕНОЗ
П | Э | А | Б | И | П | Р | О |
О | К | Н | А | О | З | У | Д |
П | О | Ы | Т | Н | Е | Ц | Р |
У | Л | Н | Е | Ц | У | Д | Е |
Л | О | Т | П | О | П | У | Л |
Я | Г | Ы | М | З | О | Н | Я |
Ц | И | Я | И | Р | Ц | Е | Ц |
И | Я | Ф | И | Т | О | Я | И |
Да-нет
Работа в парах. Ребята получают карточки, выбирают номера правильных ответов. Обсуждаем.
Например:
1.Лишайники первыми появляются в самых бесплодных местах. +
2.Растения опыляемые с помощью ветра, называются аэробы. -
3.Совокупность организмов, обитающих на дне водоема, называется бентосом. +
4.Репелленты – химические вещества, служащие для уничтожения грибов. -
5. Озоновый слой является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей. +
6.Пруд относится к агросистемам. +
7.Можжевельник выделяет фитонциды. +
8.В красной книге Чувашии есть гадюка обыкновенная. -
9.Кувшинка белая – индикатор чистоты водоемов. +
10.Основную массу живого вещества биосферы составляют животные. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Моё будущее в моих руках!?"
Как жить? В этой работе можно найти ответ на этот вопрос. Ученица строит программу своей жизни. Она продумывает, какую работу она выберет, в каком доме и где она будет жить, сколько у неё будет детей ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"
В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...
Здоровьесберегающее образование в ГОУ СПО МО "ШМУ" как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.
Тест-исследование: "Как вы относитесь к своему здоровью". Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью студентов училища на основе "Тест-исследования". Определение конкурентоспособнос...
Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»
Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия»Тема: "Моя будущая профессия - юрист"Автор: Догузова Лана, студентка гр.21 Ю, специальность 40.02.01 Право и организация социаль...
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия», Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия»Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…Автор: Гагиева Фатима, студентка гр.21 Ю, специальность 40...
Классный час «»Мы будущие специалисты – будущее страны»
Классный час «»Мы будущие специалисты – будущее страны»Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питанияТип урока: классный часФорма урока: - Комби...