МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»
методическая разработка
Внеклассная работа по учебной дисциплине «Химия» является неотъемлемой частью плана учебно-воспитательного процесса колледжа.
Внеклассная работа по химии – это система учебно-воспитательных мероприятий, проводимых вне обычных занятий, сверх учебного плана, вне расписания занятий. В отличие от обычных занятий, участие во внеклассной работе является для студентов добровольным.
Чтобы внеклассная работа была успешной, массовой и продуктивной, необходимо предварительно заинтересовать студентов на занятиях. Нужно, чтобы у определенной части студентов появилась увлеченность и потребность более углубленно заниматься химией, чтобы у них возникла внутренняя мотивация, побуждающая их к активной внеклассной деятельности.
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений студентов, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Актуальность методической разработки состоит в том, что разработка методики внеурочной работы по химии для профессиональных образовательных учреждений имеет не только научное (связанное с раскрытием теоретических основ внеурочной работы по химии, учитывающей профиль обучения), но и социальное (связанное с формированием качеств профильно-компетентной личности), а также прикладное значение (связанное с разработкой и реализацией теоретической модели и методики внеурочной работы по химии в профессиональных образовательных учреждениях).
Цель методической разработки – описание подготовки и проведения олимпиады по химии в колледже.
Задачи:
- обобщить и систематизировать накопленный опыт по проведению предметных олимпиад;
- описать порядок проведения олимпиады для студентов 1 курса колледжа, ее организационное и методическое обеспечение;
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения этапа олимпиады по химии, примеры олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabota_olimpiady_po_himii_1.docx | 60.04 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ОЛИМПИАДА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»
Для студентов 1 курса
Разработала: Леонтьева Екатерина Сергеевна
Преподаватель химии
Санкт-Петербург
2021г.
Оглавление
Пояснительная записка3
Положение об олимпиаде5
Инструкция7
Пример заданий8
Ответы на задания10
Список литературы13
Приложение 114
Приложение 215
Пояснительная записка
Внеклассная работа по учебной дисциплине «Химия» является неотъемлемой частью плана учебно-воспитательного процесса колледжа.
Внеклассная работа по химии – это система учебно-воспитательных мероприятий, проводимых вне обычных занятий, сверх учебного плана, вне расписания занятий. В отличие от обычных занятий, участие во внеклассной работе является для студентов добровольным.
Чтобы внеклассная работа была успешной, массовой и продуктивной, необходимо предварительно заинтересовать студентов на занятиях. Нужно, чтобы у определенной части студентов появилась увлеченность и потребность более углубленно заниматься химией, чтобы у них возникла внутренняя мотивация, побуждающая их к активной внеклассной деятельности.
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений студентов, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Актуальность методической разработки состоит в том, что разработка методики внеурочной работы по химии для профессиональных образовательных учреждений имеет не только научное (связанное с раскрытием теоретических основ внеурочной работы по химии, учитывающей профиль обучения), но и социальное (связанное с формированием качеств профильно-компетентной личности), а также прикладное значение (связанное с разработкой и реализацией теоретической модели и методики внеурочной работы по химии в профессиональных образовательных учреждениях).
Цель методической разработки – описание подготовки и проведения олимпиады по химии в колледже.
Задачи:
- обобщить и систематизировать накопленный опыт по проведению предметных олимпиад;
- описать порядок проведения олимпиады для студентов 1 курса колледжа, ее организационное и методическое обеспечение;
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения этапа олимпиады по химии, примеры олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.
Положение об олимпиаде
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации проведения олимпиады по химии среди обучающихся 1 курса ГБПОУ «Автомеханический колледж», её организационно-методическое обеспечение, порядок участия в олимпиаде и определения победителей. Олимпиада проводится преподавателем химии один раз в год.
2. Цель и задачи олимпиады
2.1. Цель олимпиады:
- формирование и развитие интереса к изучению химии, выявление способностей и дарований к этой дисциплине, расширение кругозора.
2.2. Задачи олимпиады:
- повышение заинтересованности в качестве полученных знаний;
- создание условий для самореализации;
- воспитание целеустремленности, веры в собственные силы;
- развитие памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей;
- выявление талантливой молодёжи, поддержка творческих и умственных способностей студентов.
3. Участники Олимпиады
3.1. Участниками олимпиады являются студенты 1 курса.
4. Условия проведения олимпиады
4.1. Олимпиада проводится один раз в год.
4.2. Каждый участник олимпиады получает задание, банк ответов (Приложение 2) и черновики.
4.3. Во время выполнения заданий участник олимпиады не общается с другими участниками.
4.4. Использование мобильного телефона запрещено.
4.5. За нарушение правил олимпиады участник может быть дисквалифицирован либо оштрафован на 10 баллов.
5. Руководство и методическое обеспечение олимпиады
5.1. Преподаватель химии:
- осуществляет непосредственное руководство подготовкой и проведением олимпиады;
- подготавливает Положение об олимпиаде;
- формирует жюри олимпиады;
- обеспечивает раздаточным материалом участников олимпиады;
- анализирует и обобщает итоги олимпиады (Приложение 1).
5.3. Жюри олимпиады решает следующие вопросы:
- проверяет и оценивает работы участников олимпиады;
- знакомит участников с результатами проверки олимпиадных работ;
- определяет победителей.
6. Регламент проведения олимпиады
6.1. На выполнение всех заданий олимпиады отводится 90 минут.
7. Критерии оценивания
7.1. В конкурсной работе 17 заданий трех уровней сложности:
уровень «А» тест: 9 заданий по 1 баллу за каждое задание;
уровень «В» решение: 5 заданий по 4 балла за каждое задание;
уровень «С» задачи: 3 задания по 6 баллов за каждое задание;
- максимальное количество баллов за все задания – 47;
- победителем считается студент, набравший наибольшее количество баллов за наименьшее время.
Инструкция
Уважаемые участники Олимпиады! В конкурсной работе 17 заданий трех уровней сложности. Работа рассчитана на 90 минут.
Уровень «А» представляет собой тест. Вам нужно выбрать один или несколько вариантов ответа, в зависимости от того, что от вас требуется в задании. За каждое верно решенное задание вы получите 1 балл.
Уровень «В» — это задания, ответы на которые нужно оформить развернуто. За каждый верный ответ вы получите 4 балла.
Уровень «С» представлен в виде задач. Вам требуется привести решение и дать ответ. За каждый верный ответ и решение вы получите 6 баллов.
Максимальное количество баллов – 47 баллов.
Ответы записываются на бланке ответов.
Использование мобильного телефона запрещено.
Во время выполнения заданий запрещено общаться с другими участниками.
За нарушение правил олимпиады участник может быть дисквалифицирован либо оштрафован на 10 баллов.
На выполнение всех заданий олимпиады отводится 90 минут.
Победителем считается студент, набравший наибольшее количество баллов за наименьшее время.
В случае затруднения задание можно пропустить. Желаем успеха!
Пример олимпиадного задания с ответами.
Задание уровня «А» тест | |
Выберите верный ответ | |
№ 1 | Из предложенного перечня веществ выберите два, в которых отсутствует ионная связь. а) оксид серы(IV) б)озон в) оксид кальция г) нитрат алюминия д) йодид калия |
№ 2 | Какова степень окисления серы в сернистой кислоте |
№ 3 | Укажите амфотерный оксид а)СаO б) SO3 в) NO г) Mn2O7 д)Al2O3 |
№ 4 | Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Al + HCl =AlCl3 +H2 а)6 б) 2 в) 4 г) 16 д)13 |
№ 5 | Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p64s2 соответствует атому: а)кальция б) бария в) магния г) серы д)калия |
№ 6 | Наименьшей молярной массой обладает хлорид: а)бария б) калия в) натрия г) алюминия д)кальция |
№ 7 | Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно относится а)СuO б) HBr в) CaCO3 г) KOH д)KH2PO4 1) кислота 2) средняя соль 3) кислая соль 4) оксид 5) щелочь |
№ 8 | Из предложенного перечня веществ выберите два элемента, которые в соединениях не проявляют высшую валентность, равную номеру группы: а)хлор б) сера в) бром г) медь д)железо |
№ 9 | Установите соответствие между названием и химической формулой соединения: а)едкий натр б)питьевая сода в) уксусная кислота г)негашеная известь 1)CaO 2) NaHCO3 3) NaOH 4) CH3COOH |
Задание уровня «В» | |
№ 1 | Расставьте коэффициенты в ОВР методом электронного баланса: Сu + HNO3(разб) = Cu(NO3)2 + NO + H2O |
№ 2 | Допишите левую часть уравнений реакций:
Втрое уравнение напишите в ионном и сокращенном ионном виде. В четвертом уравнении расставьте коэффициенты методом электронного баланса. |
№3 | Каким образом можно получить из метана уксусную кислоту? Составьте цепочку превращений и напишите уравнения реакций. |
№4 | Даны следующие вещества: цинк, оксид магния, соляная кислота, гидроксид калия, оксид цинка, нитрат калия. Получите в 2 стадии гидроксид цинка. |
№5 | Составьте 2 гомолога и 2 изомера для вещества 2-метил-5-этилгептен-3 и назовите их по систематической номенклатуре. |
Задание уровня «С» | |
№ 1 | Вычислите массовую долю (в %) сахара в растворе, полученном при растворении 20 г сахара в 180 г воды. Запишите ответ с точностью до целых. |
№ 2 | Сколько граммов карбоната кальция растворили в азотной кислоте, если объем выделившегося газа равен 5,6 л (н.у.)? |
№ 3 | Определите химический элемент Э в соединении ЭН4, если известно, что доля водорода в нем составляет 0,125. |
Ответы на задания.
Задание уровня «А» тест
За правильный ответ на каждое задание части А ставится 1 балл. Максимальное количество баллов –9 баллов.
№1 | a) б) |
№2 | в) |
№3 | д) |
№4 | д) |
№5 | a) |
№6 | б) |
№7 | a) 4 б) 1 в) 2 г) 5 д) 3 |
№8 | г) д) |
№9 | a) 3 б) 2 в) 4 г) 1 |
Задание уровня «В»
За правильный ответ на каждое задание части В ставится 4 балла. Максимальное количество баллов –20 баллов.
При оценке учитывается правильность написания уравнений реакций, указание условий протекания реакций, названия веществ, правильность расстановки коэффициентов методом электронного баланса, умение выводить изомеры и давать названия органическим веществам по международной номенклатуре, знание классов органических и неорганических веществ и генетических связей между ними.
№1
3Сu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
№2
ВаО+Н2О=Ba(OH)2
MgCl2+2AgNO3=2AgCl +Mg(NO3)2
CuO+Mg =MgO + Cu
Al+6HCl= AlCl3 +3H2
№3
1) 2CH4 → C2H2 + 3H2 (пиролиз метана)
2) С2H2 + H2O → СH3СHO (гидролиз ацетилена в присутствии Hg2+)
3) СH3СHO + Ag2O → CH3COOH + 2Ag (реакция серебряного зеркала или же
можно использовать Cu(OH)2)
№4
1. ZnO+2HCl = ZnCl2+ H2O (или Zn+2HCl = ZnCl2+H2)
2. ZnCl2 +2KOH = Zn(OH)2 + 2KCl
№5
Задание уровня «С»
За каждое правильно выполненное задание ставится 6 баллов. Максимальное количество баллов – 18 баллов. Учитывается правильность решения задачи (ее оформление. Написание уравнений реакций, правильность математических вычислений, знание химических законов), метод решения задачи. За отсутствие решения – 0 баллов.
№1
m(р-ра) = 20+180=200 г
W(сахара) = 20/200 *100% = 10%
№2
СаСO3+2HNO3=Ca(NO3)2+H2O+CO2
n(CO2)=5,6/22,4=0,25 моль
По уравнению реакции n(CaCO3)=n(CO2)
n(CO2)=0,25 моль
M(CaCO3)=100г/моль
m(CaCO3)=0,25*100=25 г
№3
Ѡ (H)=
=0,125
=
(4+х)=32
х=28
Ar(Si)= 28
Формула SiH4
Приложение 1
Таблица результатов олимпиады
№ пп | Фамилия | Группа | Количество баллов | Место в колледже | ||
Жюри олимпиады | ||||||
«___» __________202__г. | ||||||
Приложение 2
ГБПОУ «Автомеханический колледж»
Олимпиада по химии
Группа
Фамилия
Имя Отчество
Ответы
Задание уровня «А»
№1 | |
№2 | |
№3 | |
№4 | |
№5 | |
№6 | |
№7 | a) б) в) г) д) |
№8 | |
№9 | a) б) в) г) |
Ниже приведите решение для заданий уровня «В» и «С»
Список литературы
- Леенсон И.А. Удивительная химия./ - М.: «НЦ ЭНАС», 2006, 176 с.
- Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой./ - М.: «ИКЦ Академкнига», 2005, 287 с.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания по химии./ М.: «Дрофа», 2006, 430 с.
- http://www.alhimik.ru – портал по химии «Алхимик»;
- http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – сайт центра дистанционного образования "Эйдос". Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по учебной дисциплине «Материаловедение»
Разработка учебного занятия по теме "Свойства чугунов" с разработкой сценария урока, отбором содержания учебного материала, выбором методов обучения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по учебной дисциплине «Технология общеслесарных работ»
Опиливание материала и классификация напильников. Приемы и виды опиливания...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Талантливые студенты — это будущее нашей страны. Не случайно практически все развитые государства мира считают систему поиска талантов своей главной задачей; там университеты, начиная с младших классо...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Экономика организации"
Методическая разработка учетно-обобщающего занятия по учебной дисциплине «Экономика организации» Тема: Основные фонды организации Цели занятияДидактическая ( обучающая):- повторение и закреп...
Методическая разработка олимпиады по учебной дисциплине «Основы материаловедения»
Вопросы олимпиады рекомендуются для аттестации обучающихся по теме «Железоуглеродистые сплавы» предмета «Основы материаловедения», а также для проведения олимпиады...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине История «От Руси к России»
материал позволяет студентам систематизировать исторический материал по изученному периоду; охарактеризовать понятие «централизованное государство»; систему государственного управления в Р...
Методическая разработка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 ХИМИЯ
Методическая разработка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 ХИМИЯ...