Лабораторная работа "Изготовление моделей молекул органических веществ"
учебно-методический материал
Изготовление моделей молекул органических веществ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_po_himii.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное бюджетное
образовательное учреждение Республики Мордовия
«Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта
имени А.П. Байкузова»
Согласовано На заседании цикловой комиссии Протокол № ____от «__»________20 г. Председатель ЦК Качкалова С.С.__________________ | Утверждено зам. директора по УР ________________Абаева Е.Ф. «___»_______________20 г.
|
Методические указания
к лабораторной работе по дисциплине «Химия»
«Изготовление моделей молекул органических веществ»
Специальность 23.02.01 «Организация перевозок и управления на транспорте (по видам)»
23.02.06«Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и автомобилей»
Курс/ семестр 2/1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ.
Работа с небольшим количеством веществ снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их полностью. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать и строго выполнять все правила техники безопасности.
- Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ могут повлечь за собой несчастный случай.
- Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.
- Химические реакции выполнять с такими количествами и
концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано.
- Производить опыты в чистой посуде.
- Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
- Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и т.д.), проводить в вытяжном шкафу.
- Выполняя опыты с взрывчатыми, легко воспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать выделяющиеся газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.
- Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
- Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
- Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
- При работе с газоотводной трубкой убирать горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удалён из неё. Если убрать горелку преждевременно, то жидкость засосёт в реакционную пробирку и может произойти разбрызгивание её.
- Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если воспламеняется бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.
- Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. Спиртовку не зажигать, наклоняя её к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку необходимо, накрывая её сверху колпачком.
- В лаборатории находятся огнетушители, ящик с песком, аптечка с медикаментами.
- В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (по мобильному- 112).
- В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь.
После ознакомления с правилами техники безопасности каждый обучающийся должен расписаться в специальном журнале.
С первого же занятия в лаборатории обучающиеся, преподаватель и лаборант должны работать в халатах.
ПЕРВАЯ ПОМОШЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ В
ЛАБОРАТОРИИ.
- При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.
- При горячих (термических) ожогах на обожённое место наложить повязку из марли, смоченной концентрированным раствором перманганата калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если нет перманганата калия и мази, рекомендуется присыпать обожённое место гидрокарбонатом натрия (питьевой содой) и приложить бинт, смоченный холодной водой.
- В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть поражённое место большим количеством воды (мыть под краном минут пять), а затем:
- при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта,
- при ожоге щелочами обмыть 1%-ным раствором уксусной или лимонной кислоты. В обоих случаях после этого наложить повязку из бинта, смоченного спиртом,
- при попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем:
- при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды,
- при попадании щелочи -1%-ным раствором борной кислоты.
- Если необходимо, то пострадавшего, после оказания первой помощи, немедленно доставить в медпункт или в поликлинику
Лабораторная работа №7
«Изготовление моделей молекул органических веществ»
Цель: построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.
Оборудование: набор шаростержневых моделей.
Методические указания.
Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки.
Ход работы:
1. Соберите шаростержневую модель молекулы метана. На «углеродном» атоме наметьте четыре равноудаленные друг от друга точки и вставьте в них палочки, к которым присоединены «водородные» шарики. Поставьте эту модель (у нее должны быть три точки опоры). Теперь соберите масштабную модель молекулы метана. Шарики «водорода» как бы сплющены и вдавлены в углеродный атом.
Сравните шаростержневую и масштабную модели между собой. Какая модель более реально передает строение молекулы метана? Дайте пояснения.
2. Соберите шаростержневую и масштабную модели молекулы этана. Изобразите эти модели на бумаги в тетради.
3. Соберите шаростержневые модели бутана и изобутана. Покажите на модели молекулы бутана, какие пространственные формы может принимать молекула, если происходит вращение атомов вокруг сигма связи. Изобразите на бумаге несколько пространственных форм молекулы бутана.
4. Соберите шаростержневые модели изомеров C5H12 . изобразите на бумаге.
5. Соберите шаростержневую модель молекулы дихлорметана CH2Cl2
Могут ли быть изомеры у этого вещества? Попытайтесь менять местами атомы водорода и хлора. К какому выводу вы приходите?
6. Напишите отчет:
- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование;
- зафиксируйте выполненные задания в виде рисунка и ответов на вопросы к каждому заданию
- сформулируйте и запишите вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме:"Гидролиз органических веществ"
Урок - исследование, т.к. к данному занятию обучающиеся, студенты готовят сообщения с созданием слайдов презентации и выполняют эксперименты, протекающие во времени и демонстрирующие проце...
Химические превращения органических веществ
Материал презентации успешно применяется мною на обобщающем уроке по теме "Углеводороды"....
Проверочная работа по химии "Теория строения органических веществ"(2 варианта)
Проверочная работа для проведения текущего контроля по основам оргаческой химии, может быть использована для дифференцированного контроля....
Проверочная работа по химии "Теория строения органических веществ"(2 варианта)
Проверочная работа для проведения текущего контроля по основам органической химии, может быть использована для дифференцированного контроля....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯ общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯобщеобразовательного циклаосновной профессиональной образовательной программыпо специальностям естественнонаучного профиля ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯ общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯобщеобразовательного циклаосновной профессиональной образовательной программыпо специальностям естественнонаучного профиля ...
Тесты по органической химии "Кислородосодержащие органические вещества"
1 вариант Общая формула предельного одноатомного спиртаА) СnH2n+2 , Б) СnH2n+1OH , B) CnHn-6,...