Модуль 2. Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа)
электронный образовательный ресурс

Макаренко Екатерина Павловна

Модуль 2. Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа)

 

Понятие информационной технологии, ее свойства, классификация. Развитие современных информационных технологий. Платформа в информационных технологиях. Технологические процессы обработки информации в информационных технологиях.

Электронное обучение, использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Основные термины и понятия. Нормативно-правовая база использования в образовательном процессе профессиональных образовательных учреждений. Смешанное обучение.

Особенности дистанционного обучения: возможность пространственного и временного разделения преподавателя и обучаемого; специализированная информационно-образовательная среда; применение информационно-коммуникационных технологий, мультимедийных средств обучения. Возможности, преимущества, сложности и недостатки дистанционной формы обучения. Перспективы дистанционного обучения.

Тенденции использования Интернет-технологий в образовании. Внедрение сетевых технологий в образовательный процесс в ПОО, обеспечение эффективного доступа к разнородным распределенным информационным ресурсам.

Особенности деятельности педагогов, обучающихся в дистанционной образовательной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль 2.

Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа)

Понятие информационной технологии, ее свойства, классификация. Развитие современных информационных технологий.

Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии.

Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах:

1) Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

2) Интегрированность с другими программными продуктами.

3) Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

  1. Виды информационных технологий.
  • Информационная технология обработки данных.
  • Информационная технология управления.
  • Автоматизация офиса.
  • Технология поддержки принятия решений.
  • Информационная технология экспертных систем.
  • Информационная технология базы данных.
  • Сетевые информационные технологии.

  1. Классификация ИТ по сферам применения.
  1. Информационная технология обработки данных.
  2. Информационная технология управления.
  3. Информационная технология автоматизированного офиса.
  4. Информационная технология поддержки принятия решений.
  5. Информационная технология экспертных систем.

  1. Принципы реализации и функционирования информационных технологий.
  1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
  2. Интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами.
  3. Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

  1. Инструментарий информационных технологий.

Техническими средствами производства информации являются аппаратное, программное и математическое обеспечение процесса. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Платформа в информационных технологиях.

В информационных технологиях под определением «платформа» понимается совокупность аппаратного решения, операционной системы и прикладных программных решений и средств для их разработки.

Виды платформ:

Программная платформа – это совокупность операционной системы, средств разработки прикладных программных решений и прикладных программ, работающих под управлением этой операционной системы.

Прикладная платформа – это средства выполнения и комплекс технологических решений, используемых в качестве основы для построения определенного круга прикладных программ.

Аппаратная платформа – это совокупность совместимых аппаратных решений с ориентированной на них операционной системой. Это понятие возникло благодаря решению фирмы IBM о выработке и утверждении единого стандарта на основные комплектующие персонального компьютера. Это позволило не только избавить рынок компьютерной техники от огромного количества несовместимых друг с другом ПК, для каждого из которых нужно было создавать собственное программное обеспечение, но и внедрить принцип «открытой архитектуры» - персональный компьютер стал не единым неразъемным устройством, а была обеспечена возможность его сборки из самостоятельно изготовленных частей различных фирм, поощряемых фирмой IBM на изготовление совместимых с IBM PC компьютеров. В результате, платформа IBM-совместимых компьютеров охватывает огромный сегмент рынка персональных компьютеров: от простейших домашних до сложных серверов.

Кроме платформы IBM-совместимых персональных компьютеров сегодня довольно широкое распространение приобрела платформа Apple с популярными на Западе компьютерами Macintosh. Эти компьютеры используют собственное программное обеспечение, а комплектующие значительно отличаются от IBM. В России компьютеры Macintosh достаточно распространены в полиграфической отрасли для подготовки полноцветных иллюстраций и дизайна, а также iOS Apple – операционная система iPhone, iPad и плееров iPod touch, очень популярных среди молодёжи.

Вопрос совместимости компьютерных платформ возник почти синхронно с появлением самих персональных компьютеров, тем не менее, осознание того, что для конкурентоспособности на рынке стержневым фактором должна стать универсальность, наступило у производителей компьютерных систем уже очень давно.

Существует два основных варианта решения проблемы совместимости компьютерных платформ:

  1. Аппаратные решения – это специальные платы, несущие на себе дополнительные процессор, оперативную память и видеопамять другой аппаратной платформы, то есть это отдельный компьютер, вставляемый в существующий ПК, который можно снабдить любой операционной системой и соответствующим программным обеспечением. Пользователь может без затруднений переключаться между операционными системами, вести файлообмен и осуществлять иные операции, причем производительность обеих систем остается высокой, и они не влияют друг на друга. Но такие платы стоят дорого.
  2. Программные решения – это специально написанные программы-эмуляторы, позволяющие запускать программное обеспечение, созданное для персональных компьютеров одного вида, на других персональных компьютерах.

В настоящее время одним из наиболее значимых факторов, обусловливающих современные тенденции в развитии информационных технологий, является ориентация поставщиков компьютерного оборудования на рынок прикладных программных средств. Это объясняется тем, что для потребителя важно программное обеспечение для решения его задач, а не выбор аппаратной платформы. Переход от однородных сетей программно-совместимых компьютеров к построению неоднородных сетей, включающих компьютеры разных фирм-производителей, в корне изменил и точку зрения на саму сеть: она стала средством интеграции отдельных ресурсов, мощной распределенной вычислительной системой, каждый элемент которой лучше всего соответствует запросам конкретной прикладной задачи.

Этот переход выдвинул ряд новых требований:

Во-первых, такая вычислительная среда должна позволять гибко менять количество и состав аппаратных средств и программного обеспечения в соответствии с изменяющимися требованиями решаемых задач.

Во-вторых, она должна обеспечивать возможность запуска одних и тех же программных систем на различных аппаратных платформах, то есть способствовать мобильности программного обеспечения.

В-третьих, эта среда должна предоставить гарантию возможности использования одних и тех же человеко-машинных интерфейсов на всех компьютерах, входящих в неоднородную сеть.

Технологические процессы обработки информации в информационных технологиях.

Успешное введение и результативное функционирование информационных технологий зависит от организации технологического процесса обработки информации на любом объекте.

Технологический процесс преобразует информацию, начиная с момента возникновения исходных данных и заканчивая получением результатов.

Построение технологического процесса обработки информации на предприятиях или в организациях определяется следующими факторами:

  • особенностями обрабатываемой информации;
  • типами решаемых задач;
  • объемом обрабатываемой информации;
  • требованиями к периодичности, срочности и точности обработки данных;
  • соответствия временным регламентам взаимодействия производственных процессов и их элементов;
  • типами, количеством и характеристикой технических средств обработки информации и т. д.

Эти факторы ложатся в основу организации технологического процесса, которая должна обеспечить его экономичность, комплексность, надежность функционирования, высокое качество работ и т. д. Это достигается использованием системотехнического подхода к организации технологии обработки информации, которая строится на следующих принципах:

  • интеграция обработки информации и возможность работы специалистов в условиях эксплуатации автоматизированных банков данных (АБД);
  • распределенная обработка данных на базе развитых систем передачи информации;
  • рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления посредством соответствующей организации технологического процесса обработки информации;
  • моделирование и формализованное описание данных, операций их преобразования, функций и автоматизированных рабочих мест специалистов;
  • учет конкретных особенностей экономического объекта, в котором реализуется информационная технология.

Технологические процессы обработки информации различаются составом и последовательностью операций, степенью их автоматизации, т. е. долей машинного и ручного труда, надежностью их выполнения и т. д. При этом надежность обработки информации в технологическом процессе реализуется качеством выполнения основных операций и наличием разнообразных средств контроля.

В соответствии с этим выделяют большое количество технологических процессов обработки информации, которые можно классифицировать по различным признакам:

Классификационный признак

Тип технологического процесса обработки информации

1.

Тип организации технологического процесса

Предметный тип организации предполагает создание параллельно действующих технологических линий, специализирующийся на обработке информации и решении конкретных комплексов задач (учет труда и заработной платы, снабжение и сбыт и т.д.) и организующих пооперационную обработку данных внутри линии

Пооперационный (поточный) тип построения технологического процесса предусматривает последовательное преобразование данных, согласно технологии, представленной в виде непрерывной последовательности сменяющих друг друга операций, выполняемых в автоматическом режиме

2.

Степень централизации обработки данных

Централизованный, характеризующийся тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производится в центре обработки — центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети, либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.

Децентрализованный, основанный на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на автоматизированных рабочих местах специалистов для решения конкретных функциональных задач. Децентрализованные технологические процессы не имеют централизованного автоматизированного банка данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между рабочими станциями сети.

Комбинированный, характеризующийся интеграцией процессов решения функциональных задач на автоматизированных рабочих местах специалистов с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации экономического объекта в автоматизированных банках данных

3.

Тип автоматизированного процесса управления

Технологические процессы, выполняемые в системах обработки данных.

Технологические процессы аналитической обработки данных в системах подготовки принятия решений и экспертных системах.

Технологические процессы для разработки новых видов продукции и получения чертежной и технологической документации в системах автоматизированного проектирования.

Технологические процессы, выполняемые в системах электронного документооборота.

4.

Отношение к ЭВМ

Внемашинные технологические процессы, имеющие подготовительный характер, т.к. их функционирование связано с получением исходных данных.

Внутримашинные, связанные с хранением и обработкой полученной информации

5.

Тип обрабатываемой информации

Технологические процессы обработки цифровых данных.

Технологические процессы обработки текстовой информации.

Технологические процессы обработки графической информации.

Технологические процессы обработки мультимедийной информации.

Технологические процессы на базе экспертных систем.

6.

Тип используемого технического обеспечения

Технологические процессы обработки информации на базе персональных компьютеров.

Технологические процессы обработки информации в локальных вычислительных сетях.

Технологические процессы обработки информации в региональных сетях.

Технологические процессы обработки информации в глобальных сетях

7.

Режим обработки информации

Пакетный предусматривает выполнение обработки информации, оформленной в виде пакета заданий для ЭВМ под управлением ее операционной системы.

Диалоговый предусматривает интерактивную связь пользователя с ЭВМ посредством устройств ввода информации (клавиатуры и др.), с которых возможен ввод команд, воздействующих на порядок работы программ обработки информации.

Режим разделения времени, при котором компьютер используется несколькими пользователями одновременно, обычно при помощи системы квантования времени.

Режим реального времени обеспечивает такую реакцию управления экономическим объектом, которая соответствует динамике его производственных процессов.

8.

Тип информационного обеспечения

Технологические процессы, обрабатывающие локальные файлы.

Технологические процессы, обрабатывающие локальные базы данных.

Технологические процессы, обрабатывающие распределенные базы данных

9.

Тип прикладного программного обеспечения

Технологические процессы, применяющие функционально ориентированные пакеты, используемые для автоматизации решения задач функциональных подсистем.

Технологические процессы, использующие методом - ориентированные пакеты, применяемые для решения задач класса системы подготовки принятия решений.

Технологические процессы на базе профессионально ориентированных пакетов, предназначенных для обработки различных типов данных.

В основу выбора типа технологического процесса обработки информации должна быть положена эффективность функционирования экономического объекта для достижения стратегических целей.

В этом случае информационная технология в целом должна обеспечивать развитие объекта, его управляемость и качество, конкурентоспособность, снижение стоимости выполнения процессов и т. д., а технологический процесс обработки информации должен поддерживать управленческую деятельность подразделений и структур предприятий и организаций, ложиться в основу управления информационными потоками экономического объекта.

Электронное обучение, использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе

Для активизации деятельности студентов сегодня применяются разнообразные методы обучения и современные образовательные технологии, основывающиеся на использовании компьютерной техники.

Изучение информационных технологий в образовательных целях является предпосылкой для развития электронного обучения и дистанционного образования. Возникновение и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса сформировало условия для получения образования без отрыва от работы и перемены места жительства, поэтому сейчас идёт внедрение новой формы обучения в образовательных учреждения всех уровней образования и, особенно – в системе повышения квалификации.

Понятие «электронное обучение» сегодня употребляется наряду с термином «дистанционное обучение». Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ.

Электронное обучение – это технология, базирующаяся на применении средств вычислительной техники и систем передачи данных для предоставления обучающимся возможности освоения образовательных программ, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это, согласно ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них», метаданные ЭОР – в свою очередь – это «структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР».

Таким образом, можно говорить о том, что ЭОР – это учебный материал, для создания и воспроизведения которого были использованы электронные устройства.

В соответствии со всё тем же ГОСТ Р 53620-2009, применяется классификация ЭОР по целевому уровню образования (на общеобразовательные и профессиональные), а также представление ЭОР по типу ресурса. Рассмотрим эту классификацию подробнее.

Классификация ЭОР:

  • учебный материал;
  • учебно-методический материал;
  • справочный материал;
  • иллюстративный и демонстрационный материал;
  • дополнительный информационный материал;
  • нормативный документ;
  • научный материал;
  • электронное периодическое издание;
  • электронная библиотека;
  • образовательный сайт;
  • программный продукт.

Учебный материал. Во-первых, Электронные модули OMS (Открытые образовательные модульные мультимедиа системы). На занятиях эти модули очень удобны для студента при закреплении знаний по темам. Во-вторых, презентации по теме. Если студент пропустил занятие по болезни или не успел что-то записать, он может наверстать упущенное дома. Кроме того, это удобно и для повторения. Использование учебников из ЭБС (например, Znanium.com). Через ЭБС студенты имеют доступ ко всей рекомендованной дополнительной литературе.

Учебно-методический материал. Для проведения лекционных занятий по информатике можно составить интерактивные презентации таким образом, чтобы при самостоятельном прочтении студентом эта презентация могла служить кратким конспектом.

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины, помимо «бумажного», печатного варианта, хранятся на рабочих столах каждого компьютера и на сайте nsportal.ru. Как показывает практика, для современных студентов это гораздо удобнее, нежели раздаточный материал, естественно, предоставляемый каждой студенческой группе в распечатанном виде.

Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины высылаются студентам по электронной почте или размещаются на сайте nsportal.ru, хотя и в виде распечатки они в кабинете имеются.

Справочный и дополнительный информационный материал. Здесь представлены ссылки на электронные словари и энциклопедии, с которыми студенту гораздо проще работать, чем с их печатными аналогами. Современные студенты нетерпеливы, поэтому ЭОР – это один из способов получить «быстрые» сведения, сиюсекундные знания на любую интересующую тему.

Иллюстративный и демонстрационный материал. Электронные модули OMS содержат много нужного иллюстративного материала (это полностью отвечает принципу наглядности). О презентациях в этом случае и говорить излишне: практически всё многообразие иллюстративного и демонстрационного материала, за исключением, разве что, наглядных пособий, способна предоставить и донести до зрителя презентация. Фильмы из фильмотеки класса на занятиях разнообразят ход лекции или помогают в ходе практической работы.

Нормативные документы и научные материалы. Это список веб-ресурсов, необходимых для преподавателя и могущих пригодиться студентам:

Электронное периодическое издание.

Ресурсы:

  • Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании: http://www.edu-all.ru/
  • Электронный тематический каталог «Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы»: http://periodika.websib.ru
  • Нобелевские лауреаты: биографические статьи: http://www.n_t.org/nl/

Подобная информационная поддержка незаменима при подготовке к занятиям, классным часам и для организации и проведения творческих мастерских, внеклассных мероприятий и т.п.

Электронная библиотека. Благодаря доступу к ЭБС, мы имеем возможность оперативно получать последние издания необходимой нам учебной литературы (социально незащищённым студентам доступ к ЭБС даёт равные со всеми обучающимися возможности для получения знаний, не приобретая дорогостоящие книги).

Образовательный сайт. На портале Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов озвучена основная цель проекта: «Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». А сайты Единое окно доступа к информационным ресурсам и Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – звенья одной цепи. Это очень полезные ресурсы, одобренные в качестве ЭОР.

Программный продукт. Электронные тетради – программный продукт, позволяющий эффективно проверить знания студентов и способствующий полному усвоению знаний, в том числе и за счёт модуля «Повторение».

Еще одно название ЭОР – это ЦОР или цифровые образовательные ресурсы, так как считается, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Применение ЦОР дает новые возможности для существенного повышения эффективности учебного процесса. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры цифровых образовательных ресурсов.

ЦОР – это эффективное средство наглядности в обучении, надежный помощник студента в отработке практических умений и навыков, а для преподавателя – в формировании, осуществлении и сопровождении опросов для контроля, оценивания подготовки домашних заданий, в работе с графическим материалом, в форматировании текстов, а также корректировании творческих работ обучающихся.

Использование ЦОР в сфере образования позволяет преподавателю квалитативно внести изменения в содержание, методы и организационные формы обучения. Прогрессирует инструментарий педагогической деятельности, возрастают качество и эффективность обучения. ЦОР обладают множеством преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения:

  • разнообразят способы передачи учебной информации: применение цвета, графики, звука, средств видеотехники способствует воссозданию реальной обстановки деятельности;
  • значительно повысить мотивацию к обучению за счет соответствующего поощрения правильных решений задач;
  • побуждают обучающихся принимать активное участие в учебном процессе, проявлять инициативу на занятиях и содействуют наиболее широкому развитию их способностей;
  • расширяют возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения: компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;
  • люторно изменяют контроль над деятельностью обучающихся, создавая возможности для адаптивного управления учебным процессом.

Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного преподавателя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.

Организация учащихся при работе с использованием информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность учебной и трудовой деятельности обучаемых, расширяет зону индивидуальной активности учащихся, дает возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Дистанционная образовательная технология (ДОТ) – это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса удалённо на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Использование ДОТ в образовании увеличивает возможность получения образования множеством способов, облегчает доступ к информации участникам образовательного процесса, позволяет по-новому сформировать их взаимодействие, содействует развитию познавательной самостоятельности студента.

Основным способы использования ДОТ:

  1. Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
  • сохранение контингента учащихся;
  • реализация программ дополнительного образования;
  • организация обучения по общеобразовательным программам.
  1. Дистанционная поддержка образования одаренных детей:
  • заочные туры олимпиад;
  • дистанционные факультативы по различным предметам;
  • дистанционные консультации;
  • дистанционные викторины и конкурсы.
  1. Профильное обучение с использованием ДОТ.
  2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.
  3. Организация дополнительных элективных курсов.
  4. Экстернат.
  5. Уроки с использованием ДОТ для студентов, пропускающих занятия по болезни.

На сегодняшний день имеются пять видов дистанционного обучения:

  1. Курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ. Средством связи в данном случае является электронная почта. Обучающиеся по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий. В качестве учебных материалов могут быть использованы видео- и аудиоматериалы, лазерные диски с компьютерными программами учебного назначения.
  2. «Вещательные» курсы. В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используется электронная почта (обучающиеся могут получить помощь преподавателя и пересылают выполненные работы).
  3. Учебные телеконференции и видеоконференции. Часто можно видеть, как эти два вида конференций объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучающиеся трудятся над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации преподавателя.
  4. Курсы на основе компьютерных обучающих систем. С электронными учебными изданиями, входящими в УМКД и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для реализации обратной связи применяется электронная почта или телеконференции.
  5. Интернет-курсы – дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для реализации обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Потенциал ДОТ не ограничен вышеперечисленными пятью организационными формами – постоянная модернизация ДОТ предполагает появление новых форм организации дистанционного педагогического взаимодействия и новые виды учебных заданий.

Согласно новому ФГОС, в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках ДОТ, должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса.

При реализации образовательных программ или их частей с применением ДОТ организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Образовательные организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых аудиторно (допускается отсутствие аудиторных занятий), и учебных занятий с применением электронного обучения или ДОТ.

Одной из самых сильных сторон системы электронного обучения, ДОТ является наличие самых широких возможностей для коммуникации.

Нормативно-правовая база использования в образовательном процессе профессиональных образовательных учреждений.

https://nsportal.ru/user/701812/page/normativno-pravovaya-baza-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti

Смешанное обучение. Особенности дистанционного обучения: возможность пространственного и временного разделения преподавателя и обучаемого; специализированная информационно-образовательная среда; применение информационно-коммуникационных технологий, мультимедийных средств обучения.

Смешанное, или гибридное обучение – это образовательный подход, совмещающий традиционные уроки с преподавателем с дистанционными уроками, когда обучающийся сам контролирует темп учебы. Технология смешанного обучения объединяет преимущества очного и дистанционного обучения и компенсирует их недостатки.

Чаще всего применяются четыре модели смешанного обучения:

1. Перевёрнутый класс, когда преподаватель даёт обучающимся материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии (или на дистанционном уроке) идёт совместное с педагогом обсуждение изученного и закрепление материала на практике.

2. Ротация станций – обучающиеся на занятии делятся на три группы и перемещаются по «станциям». Например, треть работает на станции онлайн-обучения; другие действуют в группах; а ещё одна группа общается с преподавателем лично или в удалённом формате.

3. Ротация лабораторий: часть занятий проходит в обычных классах, но на один урок обучающиеся переходят в компьютерный класс (лабораторию), где работают на компьютерах или планшетах, углубляя и закрепляя полученные на занятиях знания.

4. В рамках гибкой модели смешанного обучения обучающиеся работают на компьютерах в большом центральном классе. По его периметру находятся несколько комнат и научных лабораторий для работы в группах и «мозговых штурмов». В зоне социализации обучающиеся размещаются на диванах или пуфиках и продолжают учиться.

Актуальность смешанного обучения:

  1. Отвечает потребностям обучающихся.

Сейчас обучающиеся живут и в реальном, и в виртуальном мире, постоянно переключаясь между ними, в зависимости от задач. Из-за режима самоизоляции процесс «ухода» в смешанную реальность продвинулся далеко вперёд, и традиционных форм обучения уже не достаточно.

  1. Смешанное обучение можно реализовать в дистанционном формате.

В таком случае занятий в классе нет, участники учебного процесса взаимодействуют с помощью компьютерных технологий. Такое дистанционное обучение объединяет синхронную и асинхронную формы – занятия в реальном времени под контролем преподавателя и самостоятельную работу с информацией. На практике это выглядит так: вебинары и видеоконференции чередуются с записанными уроками и заданиями на онлайн-платформах.

  1. Экономит время преподавателя.

Смешанное обучение позволяет оптимизировать процесс обучения. В рамках самостоятельной работы обучающимся даётся шанс самим научиться находить информацию и перерабатывать её, поэтому задаётся меньше вопросов, и это экономит время педагога. Кроме того, многие контрольные работы обучающиеся выполняют на образовательных платформах, и преподаватель получает данные о результатах без проверки тетрадей.

  1. Обучающиеся учатся самостоятельности.

В каждой модели смешанного обучения есть самостоятельная работа на компьютере. Обучающиеся учатся находить информацию, планировать время для самостоятельного обучения и брать на себя ответственность за результаты работы.

  1. Ориентация на обучающихся со всеми типами перцептивной модальности.

По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, дигиталов и кинестетиков. Одни легко усваивают материал, прослушав лекцию, другим нужно обязательности вести записи, кому-то необходим визуальный ряд, а кто-то поймёт, только если сформирует логические связи. В смешанном обучении в образовательном учреждении у обучающихся больше шансов усвоить тему – можно пообщаться с преподавателем, посмотреть видеолекцию, решить тест на онлайн-платформе. Все эти виды работы есть в каждой модели смешанного обучения. К тому же, скорость усвоения информации у всех разная – каждому удобнее изучать материал в своем темпе.

Возможности, преимущества, сложности и недостатки дистанционной формы обучения. Перспективы дистанционного обучения.

Дистанционный формат образования рассматривается как пространство самоактуализации человека и в корне отличается от традиционной системы обучения. Использование в процессе учёбы ультрасовременных компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции. Общение с преподавателем в удалённом формате полностью меняет стандартные роли обоих, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли «интерпретатора знаний».

Преимущества дистанционной формы обучения:

  1. возможность получить образование вне зависимости от места нахождения;
  2. охват узкой предметной области;
  3. возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов;
  4. низкая стоимость (по сравнению с традиционным заочным обучением);
  5. возможность совмещения обучения с работой;
  6. высокое качество учебных материалов;
  7. использование новейших компьютерных технологий;
  8. повышение интеллектуального и творческого потенциала;
  9. высокая скорость обучения;
  10. проявление самоорганизации и самостоятельности;
  11. быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»;
  12. возможность обучаться у высококвалифицированных преподавателей.

Неоспоримым преимуществом дистанционного обучения является массовость. Система позволяет одновременно охватывать многочисленные аудитории, предоставляя необходимый объём информации вне зависимости от количества слушателей.

Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удалённой аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности в координировании процесса обучения.

Недостатки дистанционной формы обучения:

  1. «Живой» контакт необходим обучающемуся не только для разъяснения материала, но и в качестве основного мотивирующего фактора. Отсутствие прямого взаимодействия, недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшают восприятие информации и снижают степень понимания материала.
  2. К минусам дистанционного образования относят невозможность идентификации ученика в процессе контроля знаний. Удалённый формат обучения не обеспечивает качественное взаимодействие преподавателя с обучающимся при проверке пройденного материала. Система технически не может проконтролировать, кто работает над экзаменационной работой или проходит тестирование.
  3. Не менее важным пунктом в перечне недостатков онлайн-обучения выступают технические трудности. Особенно эта проблема актуальна для отдалённых регионов с низким качеством интернет-соединения. Не стоит упускать из внимания и тот факт, что сегодня не все образовательные учреждения оснащены методическим инструментарием в электронном виде и программами для онлайн-контроля знаний в том объёме, который необходим для получения качественного образования.

Таким образом, по итогам сравнения традиционной и удалённой форм образования можно сделать вывод, что дистанционная система обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков. Кроме того, она неприемлема для обучающих направлений, предполагающих высокую степень ответственности (например, в медицинских профессиях) или при получении специальностей, требующих систематических практических навыков (биологи, геологи и прочие).

Однако онлайн-образование открывает человеку неограниченные возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков, которые наиболее востребованы в текущей экономической среде. Данный формат обучения развивает дисциплину, повышает интеллектуальный уровень и позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от возраста, места проживания, занятости и имеющихся навыков.

Технология дистанционного образования открывает массу перспектив для людей с ограниченными возможностями. Обучение онлайн станет достойной альтернативой традиционному формату образования, позволив этой уязвимой группе людей успешно пройти школьную программу, получить качественное бизнес-образование и стать активными членами общества.

Тенденции использования Интернет-технологий в образовании. Внедрение сетевых технологий в образовательный процесс в ПОО, обеспечение эффективного доступа к разнородным распределенным информационным ресурсам.

Б.Ж. Тагаров выделяет следующие тенденции, способствующие проникновению интернет-технологий в российский процесс образования и обучения:

- повышается эффективность работы бюджетных учебных заведений. Здесь внедрение EdTech заключается как в оптимизации существующих процессов (онлайн-расписание, использование цифровых технологий на лекциях и т.п.), так и в создании новых (дистанционное обучение с помощью онлайн-курсов).

- появляются множество платных онлайн-курсов и образовательных услуг, предлагаемых предпринимательским сектором (типа Coursera и Udacity1).

- существуют интернет-ресурсы, предоставляющие учебную информацию и образовательные услуги на безвозмездной основе.

На сегодняшний день в Российской Федерации разработаны и функционируют следующие порталы онлайн-образования: «Национальная платформа открытого образования» на портале https://openedu.ru/, «Универсариум», сайт https://universarium.org/ , «Лекториум» на электронной платформе https://www.lektorium.tv/, «Российская электронная школа», сайт https://resh.edu.ru/  и др.

Чаще всего российские специалисты в области дистанционного образования рассматривают такие вопросы: онлайн-образование как дополняющая составляющая к традиционному образованию; изучение функций лекции во времена информационного общества анализ социального взаимодействия студента и преподавателя в дистанционной форме; формирование компетенций преподавателей, необходимых для внедрения дистанционных технологий. Исследования раскрывают роли и компетенции преподавателей в образовательной среде и делают вывод о том, что современный преподаватель должен обладать набором определённых ИКТ-компетенций при подготовке и проведении электронных учебных курсов. Сами педагоги, к которым на данный момент развития образования должны предъявляться высокие требования, также нуждаются в интернет-площадках (интернет-сервисах) для обмена опытом в сфере дистанционного образования. На сегодняшний день успешно функционируют интернет-площадки, являющиеся сетевыми педагогическими сообществами: «Педсовет.org», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Интернет-государство учителей», «Образовательный портал Ucheba.com», портал «МинОбр.орг», «Сетевое сообщество Соц-Образ» и др.

Особенности деятельности педагогов, обучающихся в дистанционной образовательной среде.

Осуществляя педагогическую деятельность каждый преподаватель, независимо от опыта работы, рассчитывает на определенную обратную связь. В условиях дистанционного обучения возможность взаимодействовать напрямую отсутствует, и, как правило, сводится к переписке и изложении в письменном виде информации. В этом заключается еще одна особенность дистанционного обучения – асинхронный тип общения, позволяющий передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. В рамках данного исследования уточнялось отношение преподавателей и студентов к тому, как осуществляется процесс коммуникации. 87% опрошенных педагогов отметили удобство «отложенного» общения со студентами, пояснив это отсутствием нужного количества рабочего времени для проверки и выражения своего отношения по тем видам активности, которая предусмотрена учебным планом.

Выявленные особенности деятельности педагога в условиях ДО позволили определить основные моменты, по которым можно оценивать содержание курсов подготовки преподавателей для работы в условиях дистанционного обучения. Информация о курсах профессиональной подготовки педагогов была найдена на официальном сайте организаций, осуществляющих образовательную деятельность. АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» предоставляет слушателям программу «Разработка курсов дистанционного обучения», НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» - программу «Формирование навыков работы в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации в соответствии с профессиональными стандартами». Стоит отметить, что современному педагогу достаточно тяжело найти программу повышения квалификации на просторах Интернета.

Таким образом, педагог, которому необходимо получить специальную подготовку в области ДО, сначала должен сам пройти обучение, опосредованное компьютером. Содержание курса «Разработка курсов дистанционного обучения» носит конкретный предметный характер и раскрывает вопросы, связанные с технической организацией дистанционного обучения. В первую очередь речь идет о специальной подготовке, которая обеспечит разработку современных дистанционных курсов и качественное их ведение с использованием активных методов обучения. В рамках подобного курса слушатели овладевают основными принципами создания дистанционного курса, то есть он является практико-ориентированным. Выяснено, что в программе делается упор на ИКТ компетентность педагога. Подробно рассматривается информационная образовательная среда в условиях ФГОС, современные электронные образовательные ресурсы и основы работы в дистанционной образовательной среде Moodle.

Стоит отметить, что дистанционное обучение – это не только взаимодействие с компьютером, а триада «педагог – компьютер – студент». Это важно учитывать при создании подобных курсов.

Громова Т.В. предлагает учебную программу курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению “Преподаватель дистанционного обучения”. Особо ценными в программе являются темы «Преподаватель в системе ДО», «Структура и содержание деятельности преподавателя ДО: опыт эффективного взаимодействия» и т.д.

Анализ программ подготовки педагогов для работы в условиях ДО позволил сделать вывод, что основными вопросами в содержании курсов являются технические вопросы организации процесса обучения и методическая составляющая. Наш опыт работы показывает, что особого внимания требует психологическая подготовка самого педагога к работе в условиях, опосредованных дистанцией.

Многочисленные курсы подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного обучения не затрагивают очень важный аспект, касающийся определенной фобии, связанной с работой с видеокамерой.

Боязнь публичного выступления и работа с видеокамерой – существенная особенность деятельности педагога в условиях ДО. Видеокамера, являясь основным средством передачи информации, заставляет пребывать в оцепенении более 70% опрошенных педагогов. Лишь 23% респондентов ближе к концу выступления ощущают эффект некого соединения с аудиторией, 7% респондентов никогда не испытывали трудностей по этому вопросу. В рамках нашего исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие 43 педагога дистанционного обучения. Группа исследуемых получилась достаточно неоднородной: возрастные рамки от 23 - 62 лет, опыт работы в условиях ДО от нескольких месяцев до 8 лет, специфика преподаваемого предмета (гуманитарные и технические науки).

Цель эксперимента заключалась в подборе специальных упражнений и рекомендаций, используя которые педагог сможет преодолеть страх и оцепенение перед камерой.

Первый блок упражнений позволил снять тревожность и определить природу фобии. Совместно с психологом были созданы специальные рекомендации при работе с веб-камерой, включающие в себя элементы аутотренинга.

Второй блок упражнений направлен на разработку голоса и улучшение дикции («Тише-громче», «Ложка меда» и т.д.). Третий блок содержит упражнения, способствующие развитию монологической и диалогической речи («Пересказ», «Продавец», «Мысли вслух» и т.д.). Психологический настрой на «сотрудничество» с камерой раскрывается в четвертом блоке упражнений. Упражнение «Слепая запись» оказывает содействие в выработке привычки работы с камерой.

В течение всего эксперимента испытуемые шаг за шагом осваивали рекомендации и блоки упражнений. По окончании был проведен опрос, позволивший выяснить эффективность представленного блока упражнений.

Данные опроса свидетельствуют о том, что блок упражнений имеет доказанную эффективность при решении проблемы возникновения чувства страха при работе с видеокамерой. Данный блок упражнений целесообразно практиковать с периодичностью, в зависимости от того, насколько остро стоит вопрос о трудности работы с видеокамерой в условиях ДО.

Таким образом, проведенный эксперимент позволил сделать выводы, что в курсы подготовки педагогов к работе в условиях дистанционного обучения следует включать блок упражнений и рекомендаций для психологической подготовки к работе с видеокамерой.

Полученные в ходе эксперимента данные подтверждают сложность и неоднозначность процесса взаимодействия обучаемых и обучающих в системе дистанционного обучения, а разработанные упражнения и рекомендации способствуют преодолению чувства страха при работе с видеокамерой. Данные эксперимента подтверждают необходимость работы в этом направлении.

Список источников:

  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/
  2. https://intuit.ru/studies/courses/3609/851/info
  3. https://multiurok.ru/files/informatsionnye-tekhnologii-v-rabote-uchitelia.html
  4. https://urok.1sept.ru/articles/513871
  5. https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/06/27/instrumenty-i-sredstva-ikt
  6. https://spravochnick.ru/pedagogika/interaktivnye_tehnologii_v_obrazovatelnom_processe/
  7. Рословцева, М. Ю. ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога / М. Ю. Рословцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 353-356. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65510/ (дата обращения: 20.11.2020).
  8. https://zen.yandex.ru/media/id/5d09d84abdf4b900afa3b1db/primenenie-ikt-na-razlichnyh-etapah-uroka-5d57e16bd7859b00ad07f461.
  9. УДК 371 «Педагогические науки» Аксёнова Галина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса, г.Барнаул, Россия «Тенденции развития онлайн-образования В России».
  10. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28) Ахметжанова Г.В., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и методики преподавания» Гуманитарно-педагогического института Абиева Д.Р., магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Гуманитарно-педагогического института Тольяттинский государственный университет «Особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в организации образовательного процесса

Современное общество гордо носит название «Информационное общество». Как и каким образом это влияет на обучение!?...

ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"

Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

Модуль 5. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе (20 часов)

Модуль 5. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе (20 часов)Интерактивное обучение. Интерактивные технологии. Принципы интерактивного обучения. Основные формы интерактивного ...

Модуль 6. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности (10 часов)

Модуль 6. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности (10 часов) Определение Интернет-ресурса. Актуальность использования Интернет-ресурсов на уроке, орган...

Статья по теме: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена применениию информационных технологий (на примере облачных технологий) в условиях современной образовательной системы на различных этапах обучения....