Конференция Современный урок по ФГОС
статья

Кривущенко Ирина Александровна

Тема    «Уроки «Окружающего мира» в условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения»

 

Цель: определить особенности подготовки и проведения уроков «Окружающий мир» в условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения»

Задачи:

  • выявить особенности курса «Окружающий мир» в условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения
  • познакомить с требованиями к подготовке и проведению современных уроков курса «Окружающий мир»;
  • показать пути формирования универсальных учебных действий (УУД);
  • определить  виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;
  • определить  виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;
  •  продемонстрировать  наиболее эффективные методы преподавания курса  «Окружающий мир» в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_sovremennyy_urok_po_fgos.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»

Современный урок естествознания в условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения

Межкурсовая конференция для групп 3- и 4-х курсов

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

                                                                                                                                                         

                                                                                                             Преподаватель:

 Кривущенко И. А.

                                                                                                       

        Вольск, 2018

Тема    «Уроки «Окружающего мира» в условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения»

Цель: определить особенности подготовки и проведения уроков «Окружающий мир» в условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения»

Задачи:

  • выявить особенности курса «Окружающий мир» в условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения
  • познакомить с требованиями к подготовке и проведению современных уроков курса «Окружающий мир»;
  • показать пути формирования универсальных учебных действий (УУД);
  • определить  виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;
  • определить  виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования по предмету «Окружающий мир»;
  •  продемонстрировать  наиболее эффективные методы преподавания курса  «Окружающий мир» в начальной школе.

В соответствии с ФГОС СПО способствовать формированию:

–общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки с учетом учебного предмета, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся.

ПК 1.2. Организовывать и проводить уроки.

ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

ПК 1.4. Анализировать уроки, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности, внедрять в практику новые образовательные технологии.

Форма обучения: открытое внеурочное занятие.

Тип занятия:  межкурсовая конференция (гр.3Н1 3Н2, 3Н3, 4Н2, 4Н3)

Основные методы: активные и интерактивные - проблемно-диалогические, логические, эвристические, стимулирования (мобилизации), взаимообучения.

Предварительная подготовка: анкетирование, подготовка выступлений студентов, создание презентаций

Оборудование: выставка учебников разных авторов, методической литературы, конспектов уроков студентов, слайд-фильмы, оборудование для их демонстрации.

Предварительная подготовка: анкетирование студентов 3-х курсов, задания студентам 4-х курсов по подготовке выступлений и ответов на вопросы, создание презентаций.

Ход конференции

«Не сделать новое поколение таким же, каковы мы сами, но сделать самим собой – задача поколения, дающего образование.… Приобщить все поколения к творческому потоку - и составляет задачу подлинного образования».

С.И. Гессен

Вступление.  Сообщение темы и целей конференции, мотивация деятельности студентов. Постановка проблемы (Кривущенко И. А.)

-Здравствуйте, уважаемые преподаватели и студенты. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную проблему: как сделать обучение детей естествознанию  более продуктивным в современных условиях перехода на новые образовательные стандарты. И тема нашей конференции - «Уроки «Окружающего мира» в условиях реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения». (слайд1)

В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), все образовательные программы были доработаны, учебники прошли Государственную экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения. Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Это определило цель и задачи нашей конференции (слайд 2)

(сообщение цели и задач).

Каковы же основные принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся согласно ФГОС на ступени начального общего образования? (слайд3)

1. Особенности проведения уроков «Окружающий мир» в новом образовательном стандарте (Кривущенко И.А.) (презентация «Современный урок в рамках требований ФГОС начального общего образования»

2.Какова же роль предмета «Окружающий мир» в условиях ФГОС 2 поколения и по каким образовательным программам осуществляется обучение?

Слово предоставляется учителю «МОУ «Лицей г. Вольска» Панфиловой О.Ю.

 3.«Вертушка общения».

- Что хотели бы узнать студенты 3-х курсов, отправляясь на практику «Пробные уроки» по предмету «Окружающий мир». Вопросы по результатам анкетирования.

4. Выступления студентов.

- Студенты 4-х курсов проходили практику «Пробные уроки» по предмету «Окружающий мир. Учащиеся начальных классов уже обучаются в соответствии с ФГОС 2 поколения. В чем особенности формирования представлений и естественнонаучных понятий у детей, вам расскажет студентка группы 4Н2Никифорова Екатерина.                  

  1. -Что такое УУД? Как их развивать на уроках «Окружающий мир»?

«Формирование УУД в процессе обучения естествознанию – слушаем результаты исследования Володиной Дарьи, гр.4Н1) (Презентация).

6. При реализации любых программ в школах реализуются оздоровительные технологии. Одним из её элементов является проведение физминуток.

Для нас сегодня проводит физминутку…(Богатова Наталья.  гр.3Н2) (Видео)

7. Согласно требованиям ФГОС 2 поколения, выпускник начальной школы

«получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ…»

-Как использовать ИКТ на уроках естествознания, с вами поделится опытом Студентка группы 4Н1 Кондратьева Ирина.

9. -Как поддерживать дисциплину детей?

- Как сделать интересным урок естествознания?

- Стихотворение «Как сделать волшебным урок природы» - Сафонова Дарья.

10. Играть любят все. Как применять игры в процессе обучения, вам расскажет Агапова Екатерина, гр. 4Н2.

11.  - Выражение решения поставленной проблемы (Кривущенко И. А.)

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Какие размышления о сущности и социальной значимости своей будущей профессии у вас возникли?

Студенты 3-х курсов отправляются на практику. Хочется, чтобы в процессе своей профессиональной деятельности они опирались на требования новых образовательных стандартов. Мы желаем им успехов и хотим вручить профессиональные памятки

12. Итог конференции. Основной задачей предмета «Окружающий мир» является формирование мировоззрения детей. Курс естествознания в доступной форме знакомит учащихся с предметами и явлениями природы и общества, раскрывает взаимосвязи между отдельными процессами, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира, поэтому является пропедевтическим, т.е. создает основу для дальнейшего обучения. Хочется поблагодарить участников конференции изавершить её словами И.З Озерского:

«Педагогический замысел, творческий план, модель урока –

таков путь восхождения к вершинам педагогического мастерства.»

Литература:

Учебники и учебные пособия начальной школы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012. – 144 с., ил (образовательная система «Школа 2100»).
  2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана. Граф, 2013. – 48 с.: ил. (Начальная школа XXI века).
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч.2. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана- Граф, 2013. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.: ил. – (Зеленый дом).

Методическая литература

  1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.– 608 с.
  2. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ : учеб. Пособие для студ. Пед. Училищ и колледжей / Л.П. Борзова. – М.? Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 222с. : ил.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и темат. планирование для нач. шк. : кн. для учителя / А.А.Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 94 с.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). – М.: «Просвещение», последнее издание
  5. Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные рвботы к учебнику «Окружающий мир» 3-й класс. (ч.2 Мое Отечество»). – М.: Баласс, 2008. – 48 с., (Образовательная система «Школа 2100»).
  6. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2012. – 272 с.

Интернет-ресурсы:

Методические сайты: 

http://www.1september.ru/ru/ 

http://his.1september.ru/index.php  

http://his.1september.ru/urok/  

http://www.altai.fio.ru/projects/group2/potok30/site/index.htm 

http://center.fio.ru/som// 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО)

Данное методическое пособие разработано для преподавателей  гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО. Неоценимый помощник для тех педагогов, кто хочет научиться  не только...

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

В помощь молодым преподавателям "Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС"

Т. Ю. Бутурлакина Т.Ю. Бутурлакина "Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС(для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО)...

«Организационные условия современного урока, соответствующего ФГОС для школьников с ОВЗ, обеспечивающие реализацию адаптированной образовательной среды»

Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться».  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребен...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...