Адаптация обучающихся в учебном пространстве предмета физика
материал
Анализ причин проблем адаптации студентов первокурсников и разработка мер по их преодолению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_obuchayushchihsya_v_uchebnom_prostranstve_predmeta_fizika.docx | 66.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация обучающихся в учебном пространстве предмета физика
Физика является одним из основных предметов, изучаемых во всех образовательных организациях, так как это наука о законах природы, ее изменениях и связях между явлениями, она изучает свойства материи, т.е. всего, что нас окружает. Изучение свойств материи и законов природы отвечает естественному стремлению человека познать мир вокруг себя. Эти знания составляют значительную часть того, что принято называть человеческой культурой. Науки о природе, и прежде всего физика, имеют первостепенное практическое значение. Они позволяют заранее знать ход тех или иных явлений. Что касается специальностей нашего учебного заведения – они тесно связаны с физикой. Многие специальные дисциплины являются логическим продолжением отдельных разделов физики. Начиная с первых занятий, я стараюсь акцентировать на этом внимание обучающихся.
От других наук физика отличается тем, что при изучении ее законов вводятся величины, которые нужно измерять и описывать числами и математическими выражениями. Еще Галилео Галилей сказал, что язык физики – математика, поэтому физика как учебная дисциплина вводится в 7-м классе, когда у учащихся сформирована минимальная база знаний по математике. С первых шагов изучения этой науки ребята прикасаются к таинствам природы, узнав, что такое сила, плотность, скорость движения, формулы их расчета и способы изменения этих величин. Чтобы создать цельное представление о единстве микро и макро - миров, описать хотя бы основные свойства материи учебная программа по физике очень насыщенная, особенно в 9-м классе подводятся итоги и суммируются знания фактически по всем разделам физики. Те ребята, которые продолжают обучение в 10 и 11 классах средней школы, изучают этот предмет по общей или углубленной программе.
Наряду со школьными предметами обучающиеся изучают и профессиональные дисциплины, которые предполагают применение практических навыков, умение работать с литературой и компьютером. Это очень актуально сейчас, когда деятельность людей, владеющих мощной техникой и применяющих современные технологии, оказывает огромное влияние на окружающую нас земную среду. Но для нас, преподавателей СПО, важны не только теоретические, но и практические знания и умения учащихся, которые закладываются в школе стараниями учителей физики, информатики и математики.
Новыми элементами для первокурсников являются изменившиеся формы и методы преподавания, повышение педагогических требований, увеличение объема учебной работы, необходимость самостоятельно планировать учебное время.
Но выпускник школы, особенно сельской, не всегда может быстро и безболезненно включиться во взрослую жизнь, адаптироваться к тем социально-экономическим условиям, в которых он должен будет жить, так как ему не хватает жизненно необходимых знаний, умений, навыков . У него зачастую не сформированы ценностные ориентации, адаптивные способности, то есть те важные личностные качества, которые необходимые ему будут для успешного жизненного самоопределения и самореализации.
Трудности, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих:
- Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти школьных уроков;
- Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, практические занятия, зачеты и т. д.);
- Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;
- Отсутствие навыков самостоятельной работы.
Это усугубляется еще и социально-психологическими трудностями:
- Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;
- Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;
- Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).
Профессиональные трудности:
- Сомнения в правильности выбора специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью)
Эти трудности обычно относят к периоду адаптации студента-первокурсника к новой для него системе обучения.
Потому перед преподавателями общеобразовательного цикла стоит непростая задача : в кратчайшие сроки максимально адаптировать студентов в учебном пространстве своего предмета.
Я провела анализ результатов входящего контроля обучающихся по физике и с каждым годом он оставляет желать лучшего. На это есть как объективные так и субъективные причины .Так как я совмещаю свою педагогическую деятельность – техникум , школа - вижу эту проблему в зародыше. Прежде всего это учебники физики , которые были внедрены в Крыму, даже у самых способных детей отбивают желание учить физику. Сейчас ситуация улучшается с внедрением учебников другого автора , но те обучающиеся ,которые начали изучать по этой линии продолжат обучение до 9 класса по этим учебникам. Большой объем материала и малое количество часов не дает возможность закрепить материал в полной мере. Из-за слабого математического аппарата , многие ребята не могут решать задачи , и как следствие теряется интерес к предмету. Ученики в школе загружены конкурсами ,смотрами ,ВПР,ОГЭ и такие предметы как физика и другие отходят на второй план. Во многих школах один учитель ведет несколько предметов из-за отсутствия квалифицированных специалистов – в итоге низкое качество обучения. Вот например студенты из пгт Нижнегорский села Урожайное отличаются от остальных тем ,что хотя бы имеют представление о основных понятиях дисциплины. Отсюда можно сделать вывод, что ученики тех школ, учителя физики которых постоянно практикуют в своей работе экспериментальные задания, подготовку докладов и выступлений с презентациями, участие в конференциях и олимпиадах, более подготовлены к учебе в любом учебном заведении, имеют более активную жизненную позицию и мотивацию к изучению точных наук. Студенты, которые еще в школе с готовностью выполняли лабораторные работы, участвовали в работе конференций, готовили презентации и доклады, успешно обучаются в нашем техникуме, проявляют повышенный интерес к выбранной специальности, стремятся участвовать во всех мероприятиях колледжа, конференциях,
Имея 20 летний стаж работы в техникуме - могу сказать точно - каждая группа ,каждый студент подобен спектру , имеет свои особенности . И это надо учитывать при планировании своей работы. Прежде всего важно на первом занятии установить контакт с аудиторией . Для этого у задаю несколько вопросов на логику ,математических примеров и небольшой психологический тест это снимает напряжение и дает возможность настроить ребят на конструктивную работу . А я в за одну пару имею представление о каждом студенте .С первых занятий даю доклады и сообщения для привития навыков самостоятельной работы, диагностируя тем самым способности каждого студента . На практических занятиях стараюсь работать индивидуально ,подключаю студентов усвоивших материал для объяснения сокурсникам. Разноуровневые задания также стимулируют работу слабых студентов .Снимаю напряжение динамической и интеллектуальной паузой проведя блиц ,если не находят ответ на вопрос разрешаю воспользоваться телефоном в итоге цель достигнута -усвоена дополнительная информация .Для усвоения формул провожу физические диктанты , формульные эстафеты. Для улучшения мозговой деятельности при работе с учебником предлагаю читать его перевернутым. С появлением интерактивных методов стараюсь показать видео ,презентации однако в последнее время наблюдаю ,что дети этим пресытились и им интересно живое слово и беседа с преподавателем .Вот тут приходится быть «в тренде» ,чтобы соблюдая грань учитель –ученик донести свою точку зрения. Ну и успешно использую технологии опережающего обучения , также ребятам очень нравятся игровые методы. .Ведь по большому счету они еще подростки поэтому мобилизовать их на плодотворную работу сложно ,особенно на лекции. Здесь приходится прикладывать немалые усилия направляя их деятельность в нужное русло. Стараюсь на лекции разнообразить деятельность , при этом контролируя их действия. В своей практике я столкнулась с неподдельным интересом ребят к вопросам мироздания при изучении молекулярной и ядерной физики, законам сохранения энергии и импульса при изучении механики, особенно реактивного движения, к устройству и принципу действия телескопов, микроскопов при изучении оптики. Особый интерес вызывают последние достижения военной техники – ребята с большим желанием готовят презентации и доклады на темы «Мы и космос», «Мирное небо над головой», «Нетрадиционные источники энергии» и т.д. При подготовке таких материалов всегда делается акцент на основные законы физики, которые легли в основу создания и применения соответствующей техники. Каждый может убедиться в практическом назначении своих теоретических знаний, проследить этапы развития своего представления об окружающем мире, месте и роли человека во Вселенной.
Многие студенты не заканчивают свое образование в нашем техникуме, выпускники продолжают обучение в университете по уже выбранным специальностям, или смежным, поступают учиться в другие высшие учебные заведения, где также изучаются вопросы естествознания. Ребята часто заходят к нашим преподавателям , чтобы рассказать о своих успехах или проблемах. И в первую очередь благодарят за практические навыки, полученные на уроках физики еще в школе и у нас в колледже, которые были необходимы для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. Из этих бесед можно сделать вывод, что постепенное и планомерное изучение законов и понятий физики как в школе, так и в техникуме в значительной степени способствовало формированию технических навыков, исследовательского подхода и расширению кругозора учащихся.
Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям, но как показывает опыт для создания благоприятного микроклимата для студентов-первокурсников, профессиональной ориентации студентов, помогающей окончательно и осознанно определяться с выбором специальности необходимо оказать помощь студентам в процессе социализации, обучить приемам снятия психологического напряжения, методам саморегуляции, проводить профилактические мероприятия с потенциальными участниками конфликтов ,индивидуальные консультации ,интересные формы занятий с целью формирования сплоченности и развитие чувства доверия в студенческих группах. Такие мероприятия позволяют установить комфортный микроклимат в группах, повысить учебную мотивацию и положительное отношение к учебной деятельности. Таким образом, изучение особенностей протекания процесса адаптации первокурсников к обучению должно помочь сформировать подходы к оказанию помощи студентам в оптимизации учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета "Физика" для 7-9 классов (базовый уровень). Разработана Конюховой О. М.
Программа учебного предмета "Физика" для 7-9 классов (базовый уровень). Разработана Конюховой О. М....
Учебная презентация к рабочей программе по дисциплине "Социальная адаптация обучающихся"
Данная учебная презентация предполагается как информационно-теоретико-практическое сопровождение занятия лекционно-практической направленности по теме "Переговоры как средство разрешения конфликта"...
Рабочая программа учебной дисциплины "Социальная адаптация обучающихся" (СПО)
Рабочая программа (специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, специальность 35.02.03 Технология деревообработки)предназ...
Особенности социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в системе воспитательного пространства СПб ГБ ПОУ «Невский колледж им. А.Г. Неболсина»
Из опыта работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ и инвалидами...
статья "Организация профессионально - ориентированного образовательного пространства обучающихся в учебно - профессиональной деятельности"
Целью работы является раскрытие задач по формированию системного дифференцированного педагогического подхода в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и служащих сферы сервиса и...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению лабораторных работ для обучающихся по предмету Физика
Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Физика являются составной частью УМК по Физике и предназначены для профессий среднего профессионального образования по прогр...
Адаптация обучающихся нового набора 2021-2022 учебного года
Материалы выступения на педагогичеком совете ГБПОУ "БРИТ" № 2 от 12.02.2022...