Счета и двойная запись.
методическая разработка

 Сыресина Лидия Михайловна

План открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РМ

ГБПОУ РМ Атяшевский аграрный техникум

                                                                                Утверждаю:

                                                                               Зам директора по УПР

         ------------ Ю.Г.Третьяков

 

                            План открытого урока по предмету:

                 «Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита»

Группа 31. Профессия 35.01.23 «Хозяйка ( ин) усадьбы»,

Составила - преподаватель спецдисциплин Сыресина Лидия Михайловна

                                             

                                                    Рассмотрен и обсужден на  заседании

                                                    методической комиссии                                                                      

        Председатель методической комиссии:

        ______________ Петрушкина Т.В

                                 

                                                              Атяшево 2018

План урока 32

 Предмет – Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита

Тема занятия -  Счета и двойная запись.

Тип урока-урок-исследование с применением индивидуальной работы и презентации.

Вид занятия: Проверка знаний ранее изученного материала, изложение нового материала и первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.

Цели урока: 

       Образовательные:  дать понятие о сущности бухгалтерских счетов и двойной записи, показать их значимость в практической работе бухгалтера;

обобщить  знания студентов по изученному материалу; стимулировать познавательную активность студентов;

      Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое, мышление при составлении и обосновании бухгалтерских проводок, 

 анализировать, развивать речь и умение выступать перед аудиторией;

      Воспитательные: воспитать чувство ответственности и понимания роли бухгалтера в правильном отражении хозяйственных операции; прививать  интерес к избранной профессии

Оформление кабинета:  карточки с тестами; практическое задание

Методы и приемы обучения – репродуктивный, частично–поисковый, словесные (вопросы, обсуждение), наглядные (записи на доске, показ электронной презентации), самостоятельная работа.

   

Межпредметные связи: экономика, математика.

   

Комплексно-методическое обеспечение занятия:

1. Иванова Н.В.  Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита: учеб.пособ для студ.проф.учеб.заведений/ Н.В.Иванова  - 5-е изд., стре. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 304с.

2. План счетов бухгалтерского учета.

 

Оборудование к занятию: компьютер,  мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Формируемые знания; умения; профессиональные компетенции (ПК); общие компетенции (ОК)

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес.

ОК 2.Организовавать свою собственную деятельность, определять способы выполнения профессиональных задач

ОК 6.Работать в коллективе.

ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения задания.

 ПК3.3 Анализировать результат деятельности

 

Задачи урока:

Раскрыть  сущность двойной записи, расширить знания учащихся об изменениях в балансе под влиянием совершенных хозяйственных операций методом двойной записи.

Основные используемые понятия

 Бухгалтерский баланс

Счет

 Двойная запись

Методы обучения - информационно-иллюстративный, исследование, задание на развитие учебных умений.

Обеспечение занятия

Учебник А.Киреев Экономика, тесты,  ПК, экономические задания, презентация.

 Межпредметные связи - обществознание, математика и ИКТ.

                                             

                                                      Оформление доски  

Учет следует вести так,  «чтобы можно было без задержки получать всякие сведения как относительно  долгов, так и требований (Л. Пачоли. Трактат о  счетах и записях.)

Ход урока:

1.Организационный момент (2 мин)

 2.Проверка домашнего задания (10 мин)

2.1 Работа по карточкам (индивидуальная работа по тестам)

Тесты находятся в Приложении 1.

2.2. Фронтальный опрос.

 -Что из себя представляет баланс?

-Как называется часть баланса, в котором отражаются состав и размещение хозяйственных средств

-В какой части  баланса отражаются все виды фондов, прибыль, кредиторская задолженность?

 Где в балансе отражаются заемные источники образования хозяйственных средств?

 -Где в балансе отражаются собственные источники образования хозяйственных средств?

-Какие изменения происходят в балансе под влиянием различных хозяйственных операций

-Перечислите все виды балансовых изменений.

3.Обяснение нового материала. (20 мин.) (Объяснение сопровождается демонстрацией информации с ПК), информация на доске (схемы счетов)

Бухгалтерские счета

Бухгалтерский счет – это один из элементов бухгалтерского учета, который позволяет отражать состояние хозяйственных средств или источников образования хозяйственных средств либо хозяйственных процессов.

Счет имеет форму двусторонней таблицы.

Дебет                     Номер и наименование счета                   Кредит        

Сальдо начальное

Хозяйственные операции

Оборот по дебету

Сальдо конечное

Сальдо начальное

Хозяйственные операции

Оборот по кредиту

Сальдо конечное

Строение  счета

Бухгалтерские счета разделяются на:

  • Активные счета
  • Пассивные счета
  • Активно-пассивные счета

Активные счета – это счета хозяйственных средств предприятия. К активным счетам относятся счета: 01, 10, 11,  50, 51, и другие

Строение активного счета

Дебет                                 Активный счет                              Кредит        

Сальдо начальное

Хозяйственные операции

(+) увеличение

Оборот по дебету

Сальдо конечное

Хозяйственные операции

(-) уменьшение

Оборот по кредиту

Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по дебету – Оборот по кредиту

Пассивные счета – это счета источников образования хозяйственных средств. К пассивным счетам относятся счета: 02, ,68, 80, 82 и другие

Строение пассивного счета

Дебет                               Пассивный счет                             Кредит        

Хозяйственные операции

(-) уменьшение

Оборот по  дебету

Сальдо начальное

Хозяйственные операции

(+) увеличение

Оборот по кредиту

Сальдо конечное

Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по кредиту – Оборот по дебету

Двойная запись.

Двойная запись – это отражение одной суммы по дебету одного счета и по кредиту другого счета.

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении хозяйственной операции

Бухгалтерская проводка – это корреспонденция счетов с указанием суммы хозяйственной операции.

Простая бухгалтерская проводка

(корреспондируются два счета)

Сложная бухгалтерская проводка (корреспондируются три и более счетов)

Для того чтобы правильно определить корреспонденцию счетов нужно:

Определить, что происходит в результате операции.

Установить корреспондирующие счета

Определить кредитуемый счет

Задача

1. Откройте схемы счетов на основании баланса

 Баланс сельскохозяйственного предприятия  «Вперед» на 1 января 2017 г

Актив        Пассив

 Хозяйственные средства по составу

Сумма, руб

 Источники хозяйственных средств

Сумма, руб

1.Основные средства

690000

Неделимый (уставный) фонд

716940

2. Сырье и материалы

28300

Фонд экономического стимулирования и спец назначения

8200

3.Касса

20

Расчеты с работниками хозяйства ( по оплате труда)

10400

4.Специальный расчетный счет

18490

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

1300

5.Расчеты с подотчетными лицами

30

-

-

Итого

736840

 Итого

736840

2. Запишите в схемы счетов следующие хозяйственные операции за январь

              Наименование хозяйственных операций

Сумма, руб.

                                                   2

             3

1.Получено в кассу со специального расчетного счета

2.Перечислено со специального расчетного счета-в погашении задолженности поставщикам

3.Выдано из кассы в порядке оплаты труда работникам хозяйства

4.Израсходовано завхозом Серовым Н.П. из подотчетных сумм-

 5.Принят в кассу от завхоза Серова Н.П. остаток подотчетных сумм

6.Поступили на склад хозяйства

минеральные удобрения от объединения «Сельхозхимия»

7.Выдано из кассы работникам хозяйства в порядке оказания единовременной помощи

8.Выдано из кассы под отчет завхозу Серову Н.П. – на хозяйственные расходы

9.Сданы наличные деньги из кассы на специальный расчетный счет

 

Итого

10 650

1 300

10 300

20

10

750

210

    40

    100

23380

3. Подсчитайте обороты по счетам за январь и выведите остатки на 1 февраля

4.Закрепление нового материала. (9 мин)

4.1Решение  бухгалтерских задач по теме «Счета и двойная запись» Приложение 2

 4.2.Индивидуальные  задания (бухгалтерская лаборатория) Приложение 3

 4.3 Верно ли утверждение Приложение 4

4.4.Фронтальный опрос –

- Какова структура активных и пассивных счетов,

 как определяются их обороты и    сальдо?

-Какова сущность и значение двойной записи?

-Что такое корреспонденция счетов?

- Назовите изменения в статьях пассива при неизменном итоге баланса

-Назовите изменения в статьях актива при неизменном итоге баланса

-Назовите изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения баланса

-Назовите изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения баланса

5. Подведение итогов занятия. (2 мин)

6.Выставление оценок. (1 мин)

7.Домашнее задание: (1 мин) Сборник упражнений по основам бухгалтерского учета А.С Егоров упражнение 12 .стр12

-выучить основные понятия урока.

-приготовить кроссворд из 5 вопросов на тему  «Счета и двойная запись»

-найти материал о Лука Пачоли, чьи слова использованы в качестве эпиграфа на уроке.

\Приложение 1

Тестовое задание

1. Сколько типов изменений относительно  баланса существует?

А.четыре

Б. три

В. один

Г.пять

2. К оборотным средствам не   относятся:

А.  Тракторы

Б.бензин

В.денежные средства

Г.семена многолетних трав

3. Баланс является документом

А.учетным

Б.отчетным

В.плановым

4.Баланс показывает

А.состояние хозяйственных средств и их источников на определенную дату

Б.Последовательность выполнения хозяйственных операций

В.количественный состав средств предприятий

5. Объектом бухгалтерского учета являются:

А. Источники образования хозяйственных средств

Б. хозяйственные процессы и их результаты;

В. хозяйственные средства и их источники, хозяйственные процессы и их результаты.

Г. хозяйственные средства и  источники их образования и целевое назначение

 6.Что относится к основным средствам

А.помещения для крупного рогатого скота

Б.наличные деньги в кассе

В.минеральные удобрения

Г.автомашины грузовые

Д.зерно

7.Что относится к источникам  привлеченных средств                                                 

А.краткосрочные ссуды банка

Б.задолженность работникам по оплате труда

В.уставный капитал

Таблица проверки правильности ответов на тест

Вопрос

Верные ответы

1

А

2

А

3

Б

4

А

5

Г

6

А.Г

7

А.Б

Приложение 2. 

1.Карточка- задание на решение бухгалтерских задач

 Условие задачи.

  Сальдо конечное в активном счете рассчитывается по следующей формуле  Ск=Сн+Од-Ок.

Пример.

На начало месяца на складе предприятия находились различные материалы на сумму 22000 руб. в течении месяца отражены следующие хозяйственные операции,связанные с движением материалов.

 Содержание операций

Сумма,руб

1.Получены материалы от учредителей

10000

2.Списаны материалы в производство

15000

3.Поступили материалы от поставщиков

42000

4.Возвращены бракованные материалы поставщику

3000

5. Продан излишек материалов

8000

Задание

 Оформить  активный счет «Материалы». Подсчитать обороты по дебету, кредиту и сальдо на конец месяца.

2.Карточка- задание на решение бухгалтерских задач

Пример

Оформить пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет

Кредит

Сальдо начальное-наличие задолжности поставшикам на начало месяца

Сн=16000

Оборот по дебету-уменьшение задолженности

2)6000

3)15000

4)1000

Оборот по кредиту-увеличение задолженности

1)15000

5)34000

Од=?

Ок=?

Сальдо конечное-наличие задолженности поставщикам на конец месяца Ск=?

Задание

Подсчитать обороты по дебету, кредиту и сальдо на конец месяца.

Приложение3

Бухгалтерская лаборатория (Индивидуальное задание)

Карточка 1.

 1.Определите содержание хозяйственных операций, на основании которого указана корреспонденция счетов

2. Укажите тип балансового изменения

 Наименование корреспондирующих счетов

Дебет

Кредит

Сумма. руб

Касса

Специальный расчетный счет

1000

Карточка 2.

1Определите содержание хозяйственных операций ,на основании которого указана корреспонденция счетов.

2. Укажите тип балансового изменения

 Наименование корреспондирующих счетов

Дебет

Кредит

Сумма. руб

Касса

Расчеты с подотчетными лицами

250

Карточка 3.

1Определите содержание хозяйственных операций ,на основании которого указана корреспонденция счетов.

2. Укажите тип балансового изменения

 Наименование корреспондирующих счетов

Дебет

Кредит

Сумма. руб

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Специальный расчетный счет

5000

                       Приложение 4  (« Вопрос – ответ»)

                Верно ли утверждение?

  1. Активный счёт имеет кредитовое сальдо (нет)

  1. Некоторые пассивные счета отражаются в активе баланса (нет)

  1. Оборот по Дт счёта – это сумма всех операций по дебету (да)

  1. Счета бывают активные, пассивные и активно-пассивные (да)

  1. На активных счетах отражаются источники формирования имущества

(нет)

  1. Если начальное сальдо активного счёта 15 000 руб., оборот по дебету  - 3000 руб., а оборота по кредиту нет, то сальдо на конец – 3000 руб. (нет, 18 000 руб)

     7.Сальдо - это:

-Остаток счета;  (да)

     

   8.Счета, предназначенные для учета источников хозяйственных средств:

-Активными;(нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие открытого урока тема: "Двойная запись".

Методическое пособие содержит: актуальность, цель урока, план урока, ход урока, презентация урока....

Методическая разработка урока на тему "Двойная запись"

Методическая разработка урока на тему "Двойная запись" по дисциплине "Основы бухгалтерского учета"...

Разработка открытого урока "Бухгалтерские счета, двойная запись, бухгалтерский баланс"

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Основы бухгалтерского учета" на тему "Бухгалтерские счета, двойная запись, бухгалтерский баланс"...

Методическая разработка урока на тему «Счета и двойная запись. Пассивные счета»

Урок представлен в виде практической работы, что дает возможность восстановить и закрепить полученные знания....

Методическая разработка открытого урока "Счета и двойная запись"

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г.Ельня       Методическая разработка открытого урокапо дисциплине «Основы бухгалтерско...

Методические рекомендации для проведения урока Тема: «План счетов, счета и двойная запись» по дисциплине Основы бухгалтерского учета по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Методическая разработка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по от...

Тема: Счета и двойная запись

Тема: Счета и двойная запись...