Задания по физике для дистанционного обучения 9кл
методическая разработка

Лялина Валентина Викторовна

Предварительный просмотр:

Задание1: § 54 «Экспериментальные методы исследования частиц»

Составить конспект по плану:

  1. Сцинтилляционный счётчик-списать

Радиоактивные частицы попадая на экран, покрытый сернистым цинком вызывают свечение (вспышку), счётчик регистрирует частоту и число вспышек. Этот счётчик использовал в своём опыте Резерфорд.

  1. Газоразрядный счётчик Гейгера-написать самим используя материал параграфа
  • Устройство
  • Принцип действия
  • Какие частицы может регистрировать
  1. Камера Вильсона- написать самим используя материал параграфа
  • Устройство
  • Принцип действия
  • Что такое трек?
  • Преимущества перед счётчиком Гейгера
  1. Пузырьковая камера- написать самим используя материал параграфа
  • Отличие и преимущества перед камерой Вильсона

Задание2: § 55 «Открытие протона и нейтрона» -прочитать, выписать как обозначается протон и как обозначается нейтрон



Предварительный просмотр:

Тема: Состав атомного ядра. Ядерные силы. §56 (изучить теорию по данной теме, переписать в тетрадь и выполнить самостоятельную работу) На проверку присылать только самостоятельную работу.

После того, как были открыты такие элементарные частицы, как протон и нейтрон, Советский физик Д.Д. Иваненко и немецкий физик В. Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель строения ядра атома, которая впоследствии была подтверждена экспериментально. Суть этой модели: 1) ядро атома состоит из положительно заряженных протонов и не имеющих заряда нейтронов.

2) Протоны и нейтроны имеют одно общее название – нуклоны, то есть нуклон в заряженном состоянии является протоном, а в незаряженном состоянии –нейтроном.

ОПР: Общее число нуклонов в ядре называется массовым числом.

Обозн. А=Z+N, где Z-число протонов в ядре (зарядовое число); N – число нейтронов в ядре.

Замечание: Число протонов в ядре совпадает с порядковым номер химического элемента в таблице Менделеева, а что бы найти число нейтронов в ядре, надо из массового числа вычесть число протонов: N= А-Z

Пример: а) Определить число нуклонов, протонов и нейтронов в ядре азота, урана, железа

  А=14; Z=7; N=7

 А=238; Z=92; N=146

 А=56; Z=26; N=30

(При решении этого примера необходимо воспользоваться таблицей Менделеева, так как нижний коэффициент-порядковый номер хим. Элемента, а верхний- массовое число, округлённое до целого числа)

б) Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны: 92p+144n.

 92р-это число протонов, а оно совпадает с порядковым номером хим. Элемента, смотрим в таблице Менделеева, что под номером 92 стоит уран. Ответ: (верхнее число 26 получилось сложением 92+144=236)

При исследовании свойств радиоактивных элементов, обнаружилось, что у одного и того же химического элемента встречаются атомы с различными по массе ядрами, например, было обнаружено несколько разновидностей урана: ; ; ;…-всего их у урана 16-ть. Все эти атомы отличаются друг от друга числом нейтронов в своих ядрах. Такие разновидности химического элемента стали называть изотопами.

ОПР: Изотопы-разновидности данного химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер.

Пример: а)   и  - не изотопы, так как у них зарядовые числа различны, то есть это разные химические элементы; б)  ; ; ,…-это изотопы, так как у них одинаковые зарядовые числа, но разные массовые числа.

Свойства изотопов

  1. Изотопы содержат одинаковое число электронов, вращающихся вокруг ядра и одинаковое число протонов, содержащихся в ядре
  2. У изотопов разное число нейтронов в ядре
  3. У изотопов химические свойства одинаковые, а физические различные

Замечание: Все существующие в природе элементы, есть ни что иное, как смеси различных изотопов.

Самостоятельная работа

  1. Ядром какого элемента является протон? Что такое альфа и бета частицы?
  2. Определить число нуклонов, протонов и нейтронов в ядре: а) лития; б) германия; в) бора; г) осмия; д) молибдена
  3. Назовите химический элемент, в ядре которого содержатся нуклоны: а) 8р+8n; б) 33р+42n; в) 84р+126n.
  4. Определите нуклоновый (число протонов и нейтронов) состав ядер: гелия; кислорода; селена; ртути; радия и урана.
  5. Назовите общее название протонов и нейтронов.



Предварительный просмотр:

Задание 1. Лабораторная работа №9 (стр.309)

Тема: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Цель работы: записать из учебника

Оборудование: записать из учебника

Ход работы

Выполнить задания № 1, 2, 3, 4 анализируя фотографии треков, представленных в лабораторной работе

Записать вывод:

Указание: Ответами на задания является материал, содержащийся в пояснении к этой лабораторной работе

Задание 2. Прочитать параграф 58 и ответить на вопросы 1-6, расположенные после этого параграфа



Предварительный просмотр:

Тема: Энергия связи. Дефект массы. (§57)

Прочитать материал параграфа, прочитать и переписать в тетрадь информацию, напечатанную ниже и выполнить самостоятельную работу

Опр: Энергия связи атомного ядра-минимальная энергия необходимая для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны

Обозн. Есв ;

Замечание: 1) У каждого ядра своя энергия связи;

2) Чем больше энергия связи, тем более устойчиво атомное ядро;

3) Энергия связи – это энергия, которая выделяется при объединении нуклонов в одно атомное ядро.

Пр: при образовании 4г гелия выделяется энергия равная энергии выделяемой при сгорании 2-х вагонов каменного угля.

Таким образом в процессе образования атомного ядра происходит выделение энергии связи, следовательно, энергия ядра уменьшается, а значит уменьшается и его масса, то есть масса образовавшегося ядра будет меньше чем сумма масс отдельных нуклонов из которых это ядро образовалось. Разность этих масс называется дефектом массы.

Опр: Дефект массы – разность между суммой масс нуклонов и массой состоящего из них ядра

Обозн. , где

- масса целого ядра;

Z- число протонов; N-число нейтронов;

-масса протона; -масса нейтрона.

Замечание: 1; 1эВ=

Пр: Найти дефект массы кислорода -17, если масса ядра

17, 00494 а.е.м.

Дано:

Z=8; N=9

= 17, 00494 а.е.м.

Решение

Ответ:

Самостоятельно

№1 Найти дефект массы изотопа водорода , если масса его ядра 2, 0141 а.е.м.

№2 Найти дефект массы изотопа гелия , если масса его ядра

3, 016 а.е.м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для дистанционного обучения.

Задание для дистанционного обучения для итоговой аттестации по обществознанию.Состоит из 3 частей, А,Б,С...

Электрорадиоизмерения. Дистанционное обучение. Тестовые задания по ЭРИ 1 вариант

Тестовые задания для промежуточной оценки освоения дисциплины «Электрорадиоизмерения»...

Электрорадиоизмерения. Дистанционное обучение. Тестовые задания по ЭРИ 2 вариант

Тестовые задания для промежуточной оценки освоения дисциплины «Электрорадиоизмерения»...

Задания для самостоятельного изучения учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" в рамках организации дистанционного обучения

Самостоятельная работа предназначена для обучающихся на время карантина по специальностям:15.02.01 Монтаж, наладка и техническая эксплуатация промышленного оборудования, гр. 1МЭ81, 1МЭ8221.02.01 Разра...

Задание для дистанционного обучения по МДК 01.01 для групп 1БС80, 1БС70, 1БС81, 1БС60

Материал и задания для групп, для дистанционного обучения...

Задания для дистанционного обучения по физике 8 класс

Некоторые задания для дистанционного обучения по физике, содержащие  информацию по учебному материалу 4 четверти, для 8 классов...

Задания для дистанционного обучения по физике 8, 9, 10 кл

Материал содержит некоторые задания по физике для дистанционного обучения, по материалам 4 четверти для 10 класса...