Технологическая карта урока по дисциплине "Астрономия"
план-конспект урока

Лысенкова Татьяна Валерьевна

Технологическая карта урока по теме "Природа планет земной группы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_astronomii.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1

ФИО

 Лысенкова Татьяна Валерьевна

2

Место работы

 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Брянский техникум питания и торговли»

3

Должность

 Преподаватель физики

4

Предмет

 Астрономия

5

Класс

 11

6

Тема и номер урока в теме

 Урок 18. Природа планет земной группы

7

Базовый учебник

 Астрономия. Базовый уровень.11 класс .Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. 

8

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- научиться формулировать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы;

- получат возможность научиться объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы, обосновывать и сравнивать характеристики планет земной группы

Метапредметные:

- познавательные - работать с текстом научного содержания, выделять главное, обобщать информацию, представленную в различной форме;

- регулятивные – соотносить характеристики планет земной группы с основами теории формирования планет Солнечной системы;

- коммуникативные – выражать логически верно обоснованные высказывания; участвовать в групповой работе

Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес к деятельности в ходе самостоятельной работы; проявлять уважительное отношение к мнению сверстников, участвовать в диалоге

9

Цели урока:

- дидактическая : формирование представлений о строении и физических характеристиках планет земной группы;

- развивающая: обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи ;

- воспитательная: создать условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

10

 Тип урока:

 Урок усвоения новых знаний

11

Формы работы учащихся: 

 Фронтальная, групповая

12

Образовательные ресурсы: 

 Учебник, презентация, интернет –ресурсы, раздаточный материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ( УУНЗ)

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время в мин.

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

1

1.Организационно – мотивационный этап

Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

 Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание атмосферы психологического комфорта.

 Читает стихотворение: 

Какие светила называются планетами?

На небе есть звёзды, но странные очень.

Гуляют по небу они между прочих

Других, настоящих, мерцающих звёзд.

И звёзды ль они? — Нас волнует вопрос.

По небу блуждающий странник-звезда —

Совсем не звезда, а планета она!

Планеты, в отличье от звёзд, холодны —

Не светят, лишь свет отражают, увы!

И свет этот ярок, но разных оттенков.

Они отличаются чем-то, наверно.

Различны поверхности — вот в чём секрет.

Изучим планеты — поищем ответ.

(Т. Тверитинова)

 Приветствуют преподавателя.

Самооценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

2

 Личностные

 готовность и способность к личностному самоопределению

Познавательные

формулирование познавательной цели

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками

 

 

2

2. Актуализация знаний

 Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Активизирует знания учащихся, необходимых для изучения нового материала в форме «Интеллектуальной разминки».

Приложение 1

 Отвечают на вопросы «Интеллектуальной разминки»

8

 Коммуникативные

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание совершенствовать имеющиеся знания

3

3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. 

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

- Каждая планета земной группы уникальна. Какие сведения вам известны о Меркурии, Венере и Марсе?

- Сегодняшний урок поможет перевести отрывочные сведения об этих планетах  в разряд обоснованных и системных.

- Тема урока «Природа планет земной группы»

 Высказывают собственные представления о планетах.

Выделяют каких знаний не хватает.

 2

Регулятивные

целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и ещё неизвестного

 Коммуникативные

умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов

Личностные

действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4

4. «Открытие» нового знания

 Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий. 

 Формулирует задание.

- На предыдущем уроке нами был разработан план характеристик планет.

Приложение 2

- Предлагаю разделиться на четыре группы и охарактеризовать планеты земной группы по плану.

Выберете один из вопросов, в котором зашифрована планета, которую вам предстоит сегодня изучать.

Приложение 3

- Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 15 минут попытаться найти информацию для заполнения пустых колонок таблицы.

Осуществляет контроль за работой групп, выступает в роли консультанта.

 Делятся на группы. Определяются с планетой, которую предстоит изучать.

Организуют работу в группах, используя учебник и интернет – ресурсы. Выполняют задания в карточках.

 18

 Личностные

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные

составление плана и последовательности действий.

 Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков 

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, построение логической цепи рассуждений

5

5. Включение нового знания в систему

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 

Организует обсуждение результатов работы. 

Предлагает вниманию учащихся обобщённую таблицу.

Акцентирует внимание на отличительных особенностях планет земной группы.

 Один представитель от каждой группы представляет результаты работы, остальные конспектируют информацию, задают вопросы, участвуют в обсуждении.

 12

 Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 Личностные

умение доброжелательно, эмоционально – нравственно взаимодействовать с преподавателем и сверстниками

 

6

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.

Информирует учащихся о домашнем задании: составить постер про одну из планет земной группы (формат А4)

Записывают домашнее задание.

1

Познавательные

структурирование знаний

Коммуникативные

умение слушать и слышать

7

7. Рефлексия

Создание условийдля осмысления обучающимися своих действий.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока

 Осуществляют самооценку , принцип «Микрофон».

Приложение 4

 2

 Познавательные

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные

оценивание качества и уровня усвоения

 Личностные

формирование навыков самооценки

Приложение 1

Вопросы «Интеллектуальной  разминки» на этапе актуализации знаний.

  1. Сколько планет в Солнечной системе? ( 8, статус Плутона пока не определён точно)
  2. На какие две группы по физическим характеристикам делятся планеты Солнечной системы? ( планеты земной группы и планеты – гиганты)
  3. Перечислите отличия между планетами-гигантами  и планетами земной группы. (  Размеры; масса; удалённость от Солнца; плотность; периодом вращения вокруг своей оси; числом спутников)
  4. Перечислите планеты в порядке увеличения их расстояния от Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
  5. У какой группы планет насчитывается всего 3 спутника? (планеты земной группы)
  6. Какой группе планет соответствует малая плотность? (планеты –гиганты)
  7. О какой планете говорят : «Эта планета настолько большая, что все планеты Солнечной системы могут поместиться внутри неё»(Юпитер)
  8. Какая из планет вращается против часовой стрелки? (Венера)
  9. По каким ещё характеристикам можно судить о сходстве планет земной группы?  (может возникнуть затруднение, т.к. недостаточно знаний по данному вопросу)

                                                                                                                                                                                                                                    Приложение 2

Физические характеристики планет

Меркурий

Венера

Земля

Марс

1.Название планеты

2.Расстояние от Солнца до планеты

3.Диаметр планеты

4.Масса планеты

5.Состав атмосферы

6.Температура поверхности

7.Рельеф и цвет планеты

8.Спутники

9.Период вращения вокруг своей оси ( продолжительность суток)

10.Период обращения вокруг Солнца (продолжительность года)

11.Отличительные особенности планеты

                                                                                                                                                                                                                                Приложение 3

  1. Покровительствует Бог войны планете.                                        3.  На закате и рассвете
    Вся она в оранжевом и красном цвете….                                                В небе ярче Солнца светит…..

( Марс)                                                                                                               ( Венера)

  1. Крохотулечка-планета                                                                      4. На планете чудеса:
    Первой Солнышком согрета…                                                            Океаны и леса……

     (Меркурий)                                                                                                    ( Земля)

Приложение 4

Принцип «Микрофон» (Обучающиеся по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов)

На уроке я работал

Активно    /   Пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен    /   Не доволен

Урок для меня показался

Коротким     /    Длинным

За время урока

Я не устал   /   Устал

Моё настроение

Улучшилось    /    Ухудшилось

Материал изучаемый на уроке для меня

Интересен     /    Бесполезен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...