Программа "Одаренные дети"
методическая разработка

Мазгарова Тансылу Ягануровна

Цель: создание условий для выявления, поддержки обучения,  воспитания и развития индивидуальных  способностей  одаренных детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-_odarennye-.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Разработала:

 учитель химии и биологии

МБОУ Русскинская СОШ

  Мазгарова Т.Я.

Пояснительная записка.

Программа  ФГОС   предполагает системно-деятельный подход к детям, при котором можно реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, выявить его сильные и слабые стороны и помочь ему сконцентрироваться на том, что, действительно, интересно.

Для того, чтобы осуществить этот самый индивидуальный подход, используются методики:

Карта одарённости, на которой учитель отмечает сильные черты ученика;

Интеллектуальный портрет, почти то же, что и карта, однако с более глубоким анализом  интеллектуальных особенностей ребенка.

После анализа этих карт составляется индивидуальный план развития каждого ребёнка и планируется его участие в тех или иных активностях.

Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Цель: создание условий для выявления, поддержки  обучения,  воспитания и  развития индивидуальных способностей  одаренных детей.

  Программа  «Одаренные  дети»  составлена  на   2018 -  2020 годы.

Задачи:

-предоставить возможность осознать каждому обучающемуся свою значимость, свою принадлежность к большой науке;

-ознакомить с методами научной и творческой работы;

-развить познавательный интерес, любознательность;

-обучить общаться со сверстниками и единомышленниками;

-воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и  

     самосовершенствованию;

-воспитание целеустремленности, активности обучающихся в выдвижении  

перед собой  целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.

        На занятиях ребята обучаются:

   - критическому мышлению;

  - умению   планировать;

-видеть проблему;

   - самостоятельно формировать цели  задачи;

   - работать с  источником   информации   по теме;

   - планировать, контролировать, оценивать свою деятельность;

  -  овладевать культурой  общения;

  - умению  обобщать и  систематизировать;

   -  выступать перед публикой.

   

Содержание работы:

  1. Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов.
  2. Участие в научно–практических  конференциях обучающихся, олимпиадах, конкурсах различного уровня.

3. Проведение регулярных обзоров  научно-популярной литературы.

Методы работы: проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

 Формы работы: групповая и индивидуальная, сочетание групповой и индивидуальной форм.

 Ожидаемые результаты:

 - увеличение количества участников и победителей олимпиад,

   конкурсов, фестивалей   различного уровня;

-  развитие  уверенности  в своих  действиях;

- развитие интереса к профессиональной деятельности;

- создание условий  углубленного изучения  биологии, химии;

- повышение мотивации к учебному процессу.

Стратегия работы с одаренными детьми.

I этап – аналитический– при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие  по разным  направлениям.  

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, диспуты, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными  детьми:

- элективные курсы;

- предметные кружки;

- занятия с сильными учащимися;

- конкурсы, фестивали;

- участие в олимпиадах разных уровней;

-  исследовательские проекты;

- работа по индивидуальным планам;

- использование современных средств информации;

- формирование портфолио;

- мониторинг результатов;

- групповые  занятия;

- предметные недели;

- экскурсия в местный музей.

 Тематический план занятий.
Название темы:
1)  Развитие умения видеть проблемы.

2)  Умение составить  план.

3) Определение цели и задачи выбранной темы.
4) Развитие умения выдвигать гипотезы.
5)  Развитие умения задавать вопросы.
6)  Развитие умения  выделять   основные  определения, термины.
7)  Развитие умения классифицировать.
8) Развитие умений и навыков взаимодействовать с парадоксами.
9) Развитие умения наблюдать и  делать   описание  наблюдаемого объекта.
10) Развитие умений и навыков экспериментирования.

11) Оформление  результатов  исследования в виде  схем,  таблиц,  диаграмм.
12)  Развитие умений  доказывать  суждения,  делать умозаключения и выводы.

13) Развитие   умений оформлять  поученные  результаты  исследования.

14) Развитие   умений  выступать перед публикой.

   Структура занятия с одаренными детьми.
1)   Индивидуальная  беседа.
2)   Выполнение упражнений, направленных на развитие навыков исследовательской деятельности и творческого мышления.
3)  Составление плана  по теме исследования.

4)  Выполнение проектов по заданным темам.

5)  Анализ и оценка  полученной работы.
6)  Защита выполненных проектов.
7)  Обсуждение занятия.

8)  Самооценка своей  деятельности.

9)  Подведение итогов.

Принципы работы с одаренными детьми

- индивидуализации и дифференциация  обучения;

-  обеспечить  разнообразие  предоставляемых возможностей;
           - обеспечить  свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

- усилить  внимание  к проблеме межпредметных связей;
          - создать  условия  для совместной работы учащихся.

Методы работы:
-анкетирование,  опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ  информационных  источников;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
- экспериментальная часть по теме.

 

Результаты реализации программы.
Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории.

Таким образом, современная педагогическая практика опирается на ведущие психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение развития творческой одарённости у детей старшего дошкольного возраста, принципы сознательности и активности, системности, последовательности и наглядности.

 

План  работы с одарёнными  детьми по биологии и химии.

Мероприятие

Сроки

1

Формирование  базы  данных обучающихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности.

сентябрь

2

Выявление одаренных детей. Проведение   анкет, тестирования совместно с психологом школы.

сентябрь

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки детей.

В течение

года

4

Участие    в предметных олимпиадах, конкурсах

По графику.

Дистанционные

по желанию детей и родителей.

5

Организация консультаций, дополнительных занятий

По расписанию

6

Разработка  планов индивидуальной работы с детьми:

       - беседа с классным  руководителем;

       -проведения занятий с детьми;

 -отработка форм, методов, приёмов работы;

-формирование  мониторинга результативности работы;

- обеспечить тесную связь с родителями;

- изучить методы исследования   в условиях  местной школы;

- настрой  детей на успех;

- изучение возможных сайтов  для участия;

-научить навыками конструктивного общения.

Еженедельно

7

Анализ работы с одаренными детьми.

Апрель-

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной  программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО  19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...