Программа "Одаренные дети"
методическая разработка
Цель: создание условий для выявления, поддержки обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-_odarennye-.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Разработала:
учитель химии и биологии
МБОУ Русскинская СОШ
Мазгарова Т.Я.
Пояснительная записка.
Программа ФГОС предполагает системно-деятельный подход к детям, при котором можно реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, выявить его сильные и слабые стороны и помочь ему сконцентрироваться на том, что, действительно, интересно.
Для того, чтобы осуществить этот самый индивидуальный подход, используются методики:
Карта одарённости, на которой учитель отмечает сильные черты ученика;
Интеллектуальный портрет, почти то же, что и карта, однако с более глубоким анализом интеллектуальных особенностей ребенка.
После анализа этих карт составляется индивидуальный план развития каждого ребёнка и планируется его участие в тех или иных активностях.
Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Цель: создание условий для выявления, поддержки обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей одаренных детей.
Программа «Одаренные дети» составлена на 2018 - 2020 годы.
Задачи:
-предоставить возможность осознать каждому обучающемуся свою значимость, свою принадлежность к большой науке;
-ознакомить с методами научной и творческой работы;
-развить познавательный интерес, любознательность;
-обучить общаться со сверстниками и единомышленниками;
-воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и
самосовершенствованию;
-воспитание целеустремленности, активности обучающихся в выдвижении
перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.
На занятиях ребята обучаются:
- критическому мышлению;
- умению планировать;
-видеть проблему;
- самостоятельно формировать цели задачи;
- работать с источником информации по теме;
- планировать, контролировать, оценивать свою деятельность;
- овладевать культурой общения;
- умению обобщать и систематизировать;
- выступать перед публикой.
Содержание работы:
- Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов.
- Участие в научно–практических конференциях обучающихся, олимпиадах, конкурсах различного уровня.
3. Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.
Методы работы: проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.
Формы работы: групповая и индивидуальная, сочетание групповой и индивидуальной форм.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества участников и победителей олимпиад,
конкурсов, фестивалей различного уровня;
- развитие уверенности в своих действиях;
- развитие интереса к профессиональной деятельности;
- создание условий углубленного изучения биологии, химии;
- повышение мотивации к учебному процессу.
Стратегия работы с одаренными детьми.
I этап – аналитический– при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие по разным направлениям.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, диспуты, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными детьми:
- элективные курсы;
- предметные кружки;
- занятия с сильными учащимися;
- конкурсы, фестивали;
- участие в олимпиадах разных уровней;
- исследовательские проекты;
- работа по индивидуальным планам;
- использование современных средств информации;
- формирование портфолио;
- мониторинг результатов;
- групповые занятия;
- предметные недели;
- экскурсия в местный музей.
Тематический план занятий.
Название темы:
1) Развитие умения видеть проблемы.
2) Умение составить план.
3) Определение цели и задачи выбранной темы.
4) Развитие умения выдвигать гипотезы.
5) Развитие умения задавать вопросы.
6) Развитие умения выделять основные определения, термины.
7) Развитие умения классифицировать.
8) Развитие умений и навыков взаимодействовать с парадоксами.
9) Развитие умения наблюдать и делать описание наблюдаемого объекта.
10) Развитие умений и навыков экспериментирования.
11) Оформление результатов исследования в виде схем, таблиц, диаграмм.
12) Развитие умений доказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
13) Развитие умений оформлять поученные результаты исследования.
14) Развитие умений выступать перед публикой.
Структура занятия с одаренными детьми.
1) Индивидуальная беседа.
2) Выполнение упражнений, направленных на развитие навыков исследовательской деятельности и творческого мышления.
3) Составление плана по теме исследования.
4) Выполнение проектов по заданным темам.
5) Анализ и оценка полученной работы.
6) Защита выполненных проектов.
7) Обсуждение занятия.
8) Самооценка своей деятельности.
9) Подведение итогов.
Принципы работы с одаренными детьми
- индивидуализации и дифференциация обучения;
- обеспечить разнообразие предоставляемых возможностей;
- обеспечить свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- усилить внимание к проблеме межпредметных связей;
- создать условия для совместной работы учащихся.
Методы работы:
-анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ информационных источников;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы;
- экспериментальная часть по теме.
Результаты реализации программы.
Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории.
Таким образом, современная педагогическая практика опирается на ведущие психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение развития творческой одарённости у детей старшего дошкольного возраста, принципы сознательности и активности, системности, последовательности и наглядности.
План работы с одарёнными детьми по биологии и химии.
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Формирование базы данных обучающихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности. | сентябрь |
2 | Выявление одаренных детей. Проведение анкет, тестирования совместно с психологом школы. | сентябрь |
3 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки детей. | В течение года |
4 | Участие в предметных олимпиадах, конкурсах | По графику. Дистанционные по желанию детей и родителей. |
5 | Организация консультаций, дополнительных занятий | По расписанию |
6 | Разработка планов индивидуальной работы с детьми: - беседа с классным руководителем; -проведения занятий с детьми; -отработка форм, методов, приёмов работы; -формирование мониторинга результативности работы; - обеспечить тесную связь с родителями; - изучить методы исследования в условиях местной школы; - настрой детей на успех; - изучение возможных сайтов для участия; -научить навыками конструктивного общения. | Еженедельно |
7 | Анализ работы с одаренными детьми. | Апрель- май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ
Программа производственной практики (преддипломной) разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 механическАЯ кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...