Элективный курс по физике 10 класса
элективный курс
Элективный курс «Фундаментальные эксперименты в физической науке», рассчитан на 34 часа. Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений как гуманитарного, так и физико-математического профиля. В процессе обучения школьники познакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями ученых, расширят свои представления об экспериментальном методе познания в физике, роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязи теории и эксперимента, научатся выполнять некоторые фундаментальные опыты с использованием физических приборов, что будет способствовать формированию у них экспериментальных умений. Применение компьютерного моделирования позволит учащимся выполнять исследования с помощью компьютера, значительно расширив их представления о возможностях и границах компьютерного эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_10_klass.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа № 6
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО заместитель директора директор школы
естественного цикла школы по УВР Приказ № _______
Протокол №___ «______» _______2018 г. «____» _______2018 г. «_____» _______2018 г. ____________________ _________________
___________________ Земляная Л.В. Коробейникова Т.В.
Лещёва Т.Ф.
Рабочая программа элективного курса
«Фундаментальные эксперименты
в физической науке»
для 10 класса
Разработала программу:
учитель физики
первой квалификационной категории
Сбитнева Елена Анатольевна
с. Родники
2018 г
Пояснительная записка
Элективный курс «Фундаментальные эксперименты в физической науке», рассчитан на 34 часа. Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений как гуманитарного, так и физико-математического профиля. В процессе обучения школьники познакомятся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями ученых, расширят свои представления об экспериментальном методе познания в физике, роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, взаимосвязи теории и эксперимента, научатся выполнять некоторые фундаментальные опыты с использованием физических приборов, что будет способствовать формированию у них экспериментальных умений. Применение компьютерного моделирования позволит учащимся выполнять исследования с помощью компьютера, значительно расширив их представления о возможностях и границах компьютерного эксперимента.
Основные задачи курса: дать представление о цикле научного познания, месте эксперимента в нем, соотношении теории и эксперимента; роли и месте фундаментальных опытов в истории развития физической науки; истории развития физики; научной деятельности ученых и биографиях ученых, а также о роли фундаментальных опытов в научно-технологическом прогрессе; научить планировать эксперимент; отбирать приборы для выполнения эксперимента; выполнять эксперимент; применять математические методы к решению теоретических задач; работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дистанционного образования); готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; готовить и представлять эксперимент как натурный, так и модельный, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий; участвовать в дискуссии; сформировать у учащихся научное мировоззрение; способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.
При этом основными формами обучения должны стать семинары, практические занятия по выполнению лабораторных работ и решению задач. Учащиеся самостоятельно ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают кино- и видеофильмы, диафильмы и слайды, компьютерные программы.
При выполнении лабораторных работ как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями организуется исследовательская деятельность по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся осуществляют все этапы этой деятельности: от постановки задачи, выдвижения гипотезы или гипотез, планирования эксперимента, выбора средств выполнения эксперимента, сборки установки, наблюдений и измерений, фиксации результатов эксперимента до анализа результатов эксперимента и выводов. При этом в зависимости от владения учащимися исследовательским методом степень самостоятельности при ее осуществлении и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
После изучения курса учащиеся должны:
знать (на уровне воспроизведения) имена ученых, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения;
понимать роль фундаментальных опытов в развитии физики; место фундаментальных опытов в структуре физического знания; цель, схему, результат и значение конкретных изученных фундаментальных опытов;
уметь выполнять определенные программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей; демонстрировать опыты; работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать ее, осуществлять ее реферирование); готовить сообщения и доклады; выступать с сообщениями и докладами; участвовать в дискуссии; подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал, оформлять сообщения и доклады в письменном виде.
Работу учащихся оценивают с учетом их активности, качества подготовленных докладов и выступлений.
Содержание курса
10 (11) класс
Эксперимент и теория в естественнонаучном познании
(2 ч)
Цикл естественнонаучного познания. Теоретический и экспериментальный уровни познания. Теоретические и экспериментальные методы познания, их место в цикле познания, связь между ними. Роль эксперимента в познании. Виды исторических физических опытов. Фундаментальные опыты по физике, их роль в науке и место в процессе естественнонаучного познания
Фундаментальные опыты в механике
(4 ч)
Зарождение экспериментального метода в физике. Роль фундаментальных опытов в становлении классической механики.
Опыты Галилея по изучению движения тел. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения и опыт Кавендиша. Опыты Гюйгенса по изучению колебательного движения. Эмпирический базис как структурный элемент физической теории.
Фундаментальные опыты в молекулярной физике
(8 ч)
Возникновение атомарной гипотезы строения вещества. Опыты Броуна по изучению теплового движения молекул. Опыт Релея по измерению размеров молекул. Опыты Перрена по измерению массы молекул и определению постоянной Авогадро. Опыт Штерна по измерению скорости движения молекул. Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Победа молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Бойля. Опыты Румфорда. Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений.
Фундаментальные опыты в электродинамике
(6 ч)
Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта, лежащие в основе электронной теории проводимости. Опыты Ома, позволившие установить закон постоянного тока. Различие между ролью фундаментальных опытов в науке и в процессе изучения основ наук.
Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории в структуре физической теории.
Фундаментальные опыты в оптике (6ч)
Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света.
Проблема скорости света в физической науке. Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света
Фундаментальные опыты в квантовой физике
(6 ч)
Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты Лебедева по измерению давления света.
Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора.
Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления.. Демонстрации
Различные виды механического движения.
Свободное падение (трубка Ньютона).
Колебательное движение маятников.
Модель броуновского движения.
Модель опыта Штерна.
Электризация тел.
Взаимодействие электрических зарядов.
Взаимодействие проводников с током (опыт Ампера).
Взаимодействие проводника с током и магнита (опыт Эрстеда).
Явление электромагнитной индукции (опыты Фарадея).
Дисперсия света.
Опыты по интерференции и дифракции света.
Поляризация света.
Явление фотоэффекта и законы фотоэффекта.
Лабораторные работы
1. Исследование закономерностей броуновского движения с использованием компьютерной модели.
2. Измерение размеров молекул (опыт Рэлея).
3. Исследование взаимодействия электрических зарядов (опыт Кулона) с использованием компьютерной модели.
4. Исследование явления электромагнитной индукции (опыты Фарадея) с использованием физических приборов и компьютерной модели.
5. Измерение скорости света с использованием компьютерного моделирования. Изучение явления дисперсии (с использованием физических приборов и компьютерного моделирования).
6. Исследование явления интерференции с использованием компьютерного моделирования.
7. Исследование явления дифракции с использованием компьютерного моделирования.
8. Исследование явления фотоэффекта с использованием компьютерного моделирования. 9. Изучение строения атома с использованием компьютерного моделирования опытов Резерфорда
Примерные темы докладов и рефератов
1. Моделирование в физике.
2. Галилей — основоположник экспериментального метода исследования в физике.
3. Фундаментальные опыты и эволюция физической картины мира.
4. Фундаментальные опыты и развитие электродинамики.
5. Фундаментальные опыты и развитие взглядов на природу света.
6. Фундаментальные опыты в структуре физической теории.
7. Ньютон и Гук: противостояние гениев.
8. Мифы и реальность из жизни Галилея.
Резерв времени (2 ч)
Литература
1. Боголюбов А. Н. Механика в истории человечества. М.: Наука, 1978.
2. Вавилов С. И. Исаак Ньютон: 1643—1727. М.: Наука, 1989.
3. Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. М.: Наука, 1985.
4. Голин Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки (с древнейших времен до начала XX в.). М.: Высшая школа, 1989.
5. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. М.: Просвещение, 1986.
6. Иоффе А. Ф. О физике и физиках: Статьи, выступления, письма. Л.: Наука, 1985.
7. Каганов М. И., Френкель В. Я. Вехи истории физики твердого тела. М.: Знание, 1981.
8. Кляус Е. М. Поиски и открытия: Т. Юнг, О. Френель, Дж. К. Максвелл, Г. Герц, П. Н. Лебедев, М. Планк, А. Эйнштейн. М.: Наука, 1986. 9. Кошманов В. В. Георг Ом. М.: Просвещение, 1980.
10. Погребысская Е. И. Оптика Ньютона. М.: Наука, 1981.
11. Собесяк Р. Шеренга великих физиков. Краков: Наша ксенгарня, 1973.
12. Томилин А. Я. Мир электричества. М.: Дрофа, 2004.
13. Филонович С. Р. Кавендиш, Кулон и электростатика. М.: Знание, 1989.
14. Филонович С. Р. Шарль Кулон. М.: Просвещение, 1988.
15. Храмов Ю. А. Физики: Биографический справочник. М.: Наука, 1983.
16. Хрестоматия по физике / Под ред. Б. И. Спасского. М.: Просвещение, 1982.
17. Чернощекова Т. М. Абрам Федорович Иоффе. М.: Просвещение, 1983.
18. Энциклопедический словарь юного физика / Сост. В. А. Чуянов. М.: Педагогика, 1991.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать (на уровне воспроизведения):
■ имена ученых, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические сведения, основные научные достижения.
Учащиеся должны понимать:
■ роль фундаментальных опытов в развитии физики;
■ место фундаментальных опытов в структуре физического знания;
■ цель, схему экспериментальной установки, результат и значение конкретного фундаментального опыта. Учащиеся должны уметь:
■ выполнять определенные программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей;
■ демонстрировать опыты;
■ работать со средствами информации (искать и отбирать информацию, конспектировать ее, осуществлять реферирование);
■ готовить сообщения и доклады;
■ выступать с сообщениями и докладами;
■ участвовать в дискуссии;
■ подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;
■ оформлять сообщения и доклады в письменном виде.
В соответствии с требованиями к подготовке учащихся предлагается следующая система оценивания их учебной деятельности (см. табл. 1).
Таблица 1
Виды деятельности, которые оцениваются | Уровни и критерии |
Выполнять исследования с использованием физических приборов | Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы |
Выполнять исследования с использованием компьютерных программ | Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы |
Демонстрировать опыты | Умение сформулировать цель демонстрации, умение подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат |
Осуществлять поиск и отбор информации | Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения |
Конспектировать и реферировать информацию | Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме |
Готовить сообщения и доклады в письменном виде | Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал |
Выступать с сообщениями и докладами | Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию |
Участвовать в дискуссии | Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Число часов | Параграф учебника | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||
Введение | 2 | |||||
1 | Цикл естественно – научного познания. Теоретический и экспериментальный метод познания | 1 | 1 | 8.09 | ||
2 | Фундаментальные опыты, их роль в науке | 1 | 2 | 15.09 | ||
Глава 1. Фундаментальные опыты в механике | 6 | |||||
3 | Зарождение экспериментального метода в физике. | 1 | 3 | 22.09 | ||
4 | Опыты Галилея по изучению движения тел. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции | 1 | 3 | 29.09 | ||
5 | Закон всемирного тяготения Ньютона | 1 | 4 | 6.10 | ||
6 | Опыт Кавендиша | 1 | 4 | 13.10 | ||
7 | Опыты Гюйгенса по изучению колебательного движения. Эмпирический базис как структурный элемент физической теории | 1 | 5 | 20.10 | ||
8 | Эмпирический базис как структурный элемент физической теории | 1 | 6 | 27.10 | ||
Глава 2. Фундаментальные опыты в молекулярной физике | 6 | |||||
9 | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества. | 1 | 7, 8 | 10.11 | ||
10 | Опыты Броуна, Рэлея и Перрена | 1 | 9 | 17.10 | ||
11 | Опыт Штерна по измерению скорости движения молекул. | 1 | 10 | 24.11 | ||
12 | Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Окончательное становление молекулярно-кинетической теории строения вещества | 1 | 11 | 1.12 | ||
13 | Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений | 1 | 12 | 8.12 | ||
14 | Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений | 1 | 13 | 15.12 | ||
Глава 3. Фундаментальные опыты в электродинамике | 8 | |||||
15 | Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию | 1 | 14 | 22.12 | ||
16 | Исследование электрических цепей | 1 | 15 | 29.12 | ||
17 | Опыты Рикке, Иоффе, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта как основа электронной теории проводимости. Опыты Ома, их роль в установлении законов постоянного тока | 1 | 16 | 19.01 | ||
18 | Опыты Ома, их роль в установлении законов постоянного тока | 1 | 17 | 26.01 | ||
19 | Опыты Ампера, Эрстеда по электромагнетизму | 1 | 18 | 2.02 | ||
20 | Опыты Фарадея по электромагнетизму | 1 | 18 | 9.02 | ||
21 | Опыты Герца по излучению и приему электромагнитных волн. | 1 | 18 | 16.02 | ||
22 | Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории | 1 | 18 | 2.03 | ||
Глава 4. Фундаментальные опыты в оптике | 6 | |||||
23 | Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света | 1 | 19 | 9.03 | ||
24 | Опыты Ньютона по дисперсии и интерференции света | 1 | 20 | 16.03 | ||
25 | Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. | 1 | 20, 21 | 23.03 | ||
26 | Опыты по поляризации света | 1 | 22 | 6.04 | ||
27 | Проблема скорости света в физической науке. | 1 | 23 | 13.04 | ||
28 | Измерение скорости света: астрономические и земные методы | 1 | 24 | 20.04 | ||
Глава 5. Фундаментальные опыты в квантовой физике | 6 | |||||
29 | Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. | 1 | 25, 26 | 27.04 | ||
30 | Опыты Столетова и Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты Лебедева по измерению давления света | 1 | 27, 28 | 4.05 | ||
31 | Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. | 1 | 29 | 11.05 | ||
32 | Опыты Франка и Герца и модель атома Бора | 1 | 30 | 18.05 | ||
Заключение | 2 | |||||
33 | Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления | 1 | Заключение | 25.05 | ||
34 | Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису
Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....
Элективный курс по английскому языку в 10 классе
В наше время учащимся очень пригодится знание английского языка в сфере делового общения ,,,,...
Программа элективных курсов для 11 класса
Решение нестандартных задач...
Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ 11 класс
ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при ...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Элективный курс по физике 9 класс
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета ДУК.02 Элективный курс по физике.Специальность: 15.02.13-Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
gt;Программа предмета ДУК.02 Элективный курс по физике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Р...