ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

Айкина Наталия Валентиновна

Аннотация. Рассматривается вопрос формирования компетенции обучающихся в системе профессионального образования с использованием метода анализа ситуаций и инструментальных средств MS Excel на примере изучения дисциплины статистика. Освещена актуальность проблемы, уточнено понятие метода анализа ситуаций, описан фрагмент учебно-методического комплекса, представлены результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

DEVELOPING COMPETENCIES DURING SECONDARY LEVEL EDUCATION

N.V.AYKINA

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. А. А. НИКОЛАЕВА

NIKOLAEV MOSCOW AUTOMOTIVE AND VEHICULAR TRAFFIC COLLEAGUE

Аннотация. Рассматривается вопрос формирования компетенции обучающихся в системе профессионального образования с использованием метода анализа ситуаций и инструментальных средств MS Excel на примере изучения дисциплины статистика. Освещена актуальность проблемы, уточнено понятие метода анализа ситуаций, описан фрагмент учебно-методического комплекса, представлены результаты обучения.

Ключевые слова: метод анализа ситуаций, инструментальных средств MS Excel, статистика.

Summary. There is review of competencies development review, performed among secondary level education system with help of case study analysis and MS Excel tools, as well as statistic teaching branch of study. Importance of this issue is highlighted, case study definition is emendated, part of learning kit is described, results of the study were provided.

Key words: case study, MS Excel software tools, statistic.

Одна из задач профессионального образования заключается, в обеспечении взаимосвязи фундаментальных академических знаний и практических умений. Для достижения поставленных задач метод ситуаций играет решающую роль. Для того чтобы обучение на основе метода анализа ситуаций было эффективным, необходимо два условия: хороший кейс и правильное использование метода. Только в таком случае этот метод будет наилучшим образом способствовать формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Обычно материал по статистике принято излагать следующим образом: теория вопроса, рассмотрение задачи, иллюстрация применения данной задачи к той или иной сфере практической деятельности. Примеры эти, как правило, позитивные, то есть раскрывающие и подтверждающие теоретические построения. Однако в современной профессиональной деятельности, в условиях информационного общества, основное внимание необходимо уделять негативным примерам, т. е. таким, которые, хотя и используют в целом верные теоретические модели и методы, но содержат одну или несколько широко распространенных ошибок, приводящих к неправильным выводам. Необходимо не только излагать данные  для понимания ошибки, приводить правильное решение, но и представлять альтернативные подходы к анализу ситуации. Очевидная ошибка, противоречащая здравому смыслу появляющаяся при неправильном использовании теории статистики в той или иной конкретной ситуации, значительно повышает навыки практического применения знаний.

Навык принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях может быть освоен только при наличии стабильных навыков анализа информации. Использование метода ситуаций позволяет не только овладеть навыками применения приемов статистического анализа, но, что значительно более важно, развивать проактивную составляющую процесса обучения. При анализе кейса обучающийся самостоятельно выбирают необходимые в данной ситуации методы сбора, организации и интерпретации информации, что позволяет перевести багаж теоретических знаний о статистических методах в практическую плоскость. Самостоятельный анализ заданных условий зачастую позволяет найти нестандартное решение, использовать несколько альтернативных подходов к интерпретации данных и в конечном итоге развить навык взвешенного самостоятельного принятия решений на основе имеющейся информации. Кроме того, при анализе реальной ситуации, а не теоретической задачи, учащиеся, исходя из своего жизненного опыта, могут смоделировать несколько моделей развития кейса и спрогнозировать последствия каждого варианта решения. Безусловно, умение качественно или количественно описать последствия того или иного решения в полной мере позволяют понять степень ответственности при его принятии. Использование реальных кейсов, позволяет обучающимся попробовать свои силы в решении задач, максимально приближенных к будущей ежедневной трудовой деятельности. Данный метод дает не только опыт принятия решений (пусть и в условной ситуации), но и позволяет лучше понимать поступки лиц, принимающих решения в реальных ситуациях, что помогает адаптироваться к будущей трудовой деятельности. Все эти преимущества кейс метода делают его оптимальным для развития компетенции принятия решений и ответственности за свои решения. Также стоит отметить то, что при анализе ситуации студенты не ограничены рамками стандартных решений, а могут выработать свое уникальное решение на основании имеющихся исходных данных и инструментария, приобретенного в рамках изучения дисциплины Статистика.

Изучение дисциплины напрямую связано с развитием компетенции поиска и использования информации. Кейс метод позволяет наиболее эффективно развивать эту компетенцию путем самостоятельного применения теоретических знаний по дисциплине для выработки решения в конкретной ситуации. Предлагается вместо стандартного классического набора задач, осмыслить реальную жизненную ситуацию, в которой, возможно, обучающиеся окажутся в ближайшем будущем. Для решения необходимо актуализировать определенные теоретические знания, которые позволят решить данную проблему. Не стоит забывать и о развитии компетенции работы в коллективе, а также о необходимости повышения творческих и коммуникативных навыков, их социальной адаптации к стандартным и нестандартным жизненным ситуациям.  Кейс – задания дают возможность повысить интерес к дисциплине в связи, с качественным переходом, от теории к практическим знаниям, повышает творческую активность студентов в использовании различных методов в расчетах и оформлении, развивает коммуникативные способности. Прикладное программное обеспечение используется, как инструмент для работы (поиск информации по данной проблеме, расчет и оформление).

Очевидны преимущества использования кейс метода для развития коммуникативных навыков, умения работать в группе и вести дискуссию. Становится очевидным, насколько метод анализа ситуаций полезен для повышения навыков прогнозирования дальнейшего развития событий, а также поиска возможных решений будущих проблем. При его использовании обучающиеся овладевают навыками убеждения, и, что более важно, аргументирования своего мнения фактами и цифрами. При решении традиционных статистических задач по дисциплине Статистика, обучающиеся обрабатывают массив информации тем или иным способом и находят один или несколько вариантов решения, зачастую обработка самого массива данных становится более важной, чем полученное решение задачи. При применении кейс – метода, напротив, анализ исходных данных является только подготовкой для аргументации принятия того или иного решения. Только таким способом учащиеся могут овладеть навыком использования фактических данных для аргументации своего мнения.

Метод анализа ситуации постепенно меняет отношение обучающихся к изучению материала, мотивирует познавательную активность при переходе  от теории к практическим знаниям, а также способствует повышению компетенции самостоятельного планирования профессионального и личностного развития. Как следствие появляются первые навыки исследовательской деятельности. При анализе кейсов самостоятельно приходят к пониманию того, что постоянное развитие и освоение новых знаний необходимо для принятия решений, прогнозирования дальнейшего развития ситуации, а прикладное программное обеспечение используется как инструментарий для различных видов деятельности. Это позволяет сформировать у обучающихся потребность постоянного профессионального и личностного развития, привить навык планирования своего развития в соответствии с изменяющимися запросами. Правильно подобранный кейс, по своей сути, является толчком к личностному и профессиональному развитию, при его анализе студент осознает ограниченность своих знаний и умений и необходимость постоянно получать новую информацию и развивать специальные навыки, общие и профессиональные компетенции. Современное общество является обществом знаний, и только при условии непрерывного развития выпускники учебных заведений будут оставаться конкурентоспособными на рынке труда.

Список литературы:

  1. Ашихмина Т.В., Бушмелева Н.А., Шилова З.В. Методы математической статистики обработки результатов выпускной квалификационной работы: учебно-методическое пособие. — Киров: Издательство ВятГТУ,2014. — 113с.
  2. Золотарев А. А. Кейс-метод: особенности разработки и реализации (методические рекомендации). — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. — 48 с.
  3. Новиков А.М. Профессиональная педагогика. — М., 2009.
  4. Новиков А.М. Образовательный проект. Методология практической образовательной деятельности. — М., 2004.
  5. Сборник кейсов для вузов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла: учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 138 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Формирование профессионально - коммуникативной иноязычной компетенции в сфере среднего профессионального образования.

Профессиональная коммуникативная иноязычная компетенция значима для будущего профессионала. Именно она дифференцирует его от других специалистов, является критерием интеллектуальной личности и расширя...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...