Программа "Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата" на 72 часа для ДПО
рабочая программа
Авторская программа курса "Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата" на 72 часа, которую я читал, сотрудничая с ООО "Учебный центр "Невский" г. Санкт-Петербург в 2017 году. Можно применять как шаблон для написания программы ДПО. Программа разработана для педагогов-биологов и тренеров-преподавателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_rab_progr_anatomiya_oda_72.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Невский» ООО «УЦ «Невский»
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
_____________Халявина Ю.Л.
«___»_______________20___г.
(Приказ №___от_______________2017 г.)
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
" Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата"
Автор курса
Грицкевич Д.И., к.б.н.
Утверждено на заседании
методической комиссии
Протокол № ____ от _________ Председатель методической комиссии __________________
Санкт-Петербург, 2017 г.
1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы.
Тема: «Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата»
Цель: Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся/слушателей в области организации спортивной, учебной и досуговой деятельности с учётом анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательного аппарата.
Таблица 1. Совершенствуемые компетенции
№ | Компетенции | Направление подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки | |
44.02.01 – «Дошкольное образование» (СПО) | |||
Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. | ПК-1.1 | ||
Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. | ПК-1.3 | ||
44.02.03 - «Педагогика дополнительного образования» (СПО) | |||
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). | ОК 10 | ||
Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. | ПК-1.3 | ||
44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавр) | |||
Реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях | ПК-1 | ||
Формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики | ПК-2 | ||
Проявлять готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности | ПК-7 | ||
Дополнительные профессиональные компетенции по профилю «Биология»: знать основные биологические понятия, законы и явления; объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека. | ДПБК-1 ДПБК-3 | ||
Специальные профессиональные компетенции по профилю «Физическая культура»»: разрабатывать и реализовывать физкультурно-оздоровительные программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных оздоровительных технологий; профессионально взаимодействовать с участниками физкультурно-оздоровительной деятельности; использовать отечественный и зарубежный опыт организации физкультурно-оздоровительной деятельности; выявлять национально-региональные особенности физкультурно-оздоровительной работы и использовать возможности образовательной среды для организации физкультурно-оздоровительной деятельности. | СК- 2-5 | ||
44.04.01 «Педагогическое образование» (магистр) | |||
Формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики | ПК-2 | ||
Изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения | ПК-17 | ||
№ | Компетенции | Направление подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт | |
49.02.01 – «Физическая культура» (СПО) | |||
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно- тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. | ОК-7 | ||
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. | ОК-10 | ||
Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия. | ПК-2.3 | ||
49.02.02 – «Адаптивная физическая культура» (СПО) | |||
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта | ПК-3.5 | ||
49.03.01 - «Физическая культура» (бакалавр) | |||
Определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста | ОПК-1 | ||
Осуществлять образовательный процесс на основе положений теории физической культуры | ПК-2 | ||
Осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни | ПК-6 | ||
Реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния | ПК-19 | ||
49.03.02 – «Адаптивная физическая культура» (бакалавр) | |||
Использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | ОК-8 | ||
49.04.01 - «Физическая культура» (магистр) | |||
Способность разрабатывать, реализовывать и корректировать индивидуальные программы (проекты) рекреационной деятельности для различных групп населения с учетом социокультурных, морфофункциональных, половозрастных и психических особенностей занимающихся | ПК-17 | ||
49.04.02 – «Адаптивная физическая культура» (магистр) | |||
Самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений и физических методов воздействия на организм человека в процессе реабилитационных мероприятий, проверять их эффективность и вносить коррективы в их содержание | ПК-13 | ||
№ | Компетенции | Направление подготовки 06.03.01 «Биология» (бакалавр) | |
Применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции, владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем | ОПК-04 | ||
Использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества | ПК-7 |
1.2. Планируемые результаты обучения
Таблица 2. Планируемые результаты обучения
Направление подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки | ||
№ | 44.02.01 – «Дошкольное образование» (СПО) | |
Знать: | ||
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. | ПК-1.1 ПК-1.3 | |
Уметь: | ||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; | ПК-1.1 ПК-1.3 | |
44.02.03 - «Педагогика дополнительного образования» (СПО) | ||
Знать: | ||
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей; влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение. | ОК 10 ПК-1.3 | |
Уметь: | ||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; | ОК 10 ПК-1.3 | |
44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавр) | ||
Знать: | ||
основные биологические понятия, законы и явления; объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов человека. основы здорового образа жизни; основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей; влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение. | ПК-1 ПК-2 ПК-7 ДПБК-1 ДПБК-3 СК- 2-5 | |
Уметь: | ||
использовать профессиональную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса; разрабатывать и реализовывать оздоровительные программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных оздоровительных технологий; профессионально взаимодействовать с участниками физкультурно-оздоровительной деятельности; | ПК-1 ПК-2 ПК-7 ДПБК-1 ДПБК-3 СК- 2-5 | |
44.04.01 «Педагогическое образование» (магистр) | ||
Знать: | ||
культурные потребности различных групп населения в области физической культуры и здорового образа жизни и повышать культурно-образовательный уровень населения в этих сферах | ПК-2 ПК-17 | |
Уметь: | ||
формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики в сфере физической культуры и здорового образа жизни. | ПК-2 ПК-17 | |
Направление подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт | ||
49.02.01 – «Физическая культура» (СПО) | ||
Знать: | ||
о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; основы здорового образа жизни; основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов человека при занятии спортом, основы здорового образа жизни; основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены физической культуры спорта и фитнеса; возрастные анатомо-физиологические особенности и их влияние на физическую и психическую работоспособность. | ОК-7 ОК-10 ПК-2.3 | |
Уметь: | ||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно- тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в соответствии с полученными знаниями. | ОК-7 ОК-10 ПК-2.3 | |
49.02.02 – «Адаптивная физическая культура» (СПО) | ||
Знать: | ||
о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; основы здорового образа жизни; основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов человека при занятии спортом, основы здорового образа жизни; | ПК-3.5 | |
Уметь: | ||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта | ПК-3.5 | |
49.03.01 - «Физическая культура» (бакалавр) | ||
Знать: | ||
о физиологических закономерностях процессов, происходящих в организме человека, в различных функциональных системах организма при занятиях физической культурой и спортом; о возрастно-половых особенностях организма спортсмена в различные периоды жизни; о физиологических изменениях организма человека при занятиях различными видами спорта; | ОПК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-19 | |
Уметь: | ||
осуществлять образовательный процесс на основе положений теории физической культуры; осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни; реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния | ОПК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-19 | |
49.03.02 – «Адаптивная физическая культура» (бакалавр) | ||
Знать: | ||
основные понятия социальной и профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре; - виды, формы, средства и методы физической культуры, используемые в сфере адаптивной физической культуры; - основные приемы, средства анализа и обобщения информации о профессиональной деятельности в сфере адаптивной физической культуры | ОК-8 | |
Уметь: | ||
извлекать информацию из различных источников, затрагивающих проблемы профессиональной деятельности; - выбирать средства и методы физической культуры, обеспечивающие полноценную профессиональную деятельность формировать осознанного отношения к использованию средств физической культуры; - применять спектр средств и методов физической культуры для профессионального роста. | ОК-8 | |
49.04.01 - «Физическая культура» (магистр) | ||
Знать: | ||
принципы построения комплексных рекреационных программ; особенности рекреационной деятельности для разных групп населения; социокультурные, морфофункциональные и психические особенности занимающихся. | ПК-17 | |
Уметь: | ||
разрабатывать методическую документацию; вносить коррективы в индивидуальные программы рекреационной деятельности; проводить анализ и предоставлять интегрированную информацию по реализации рекреационной деятельности; владеть различными методиками (традиционными и не только) оздоровления для решения задач укрепления и поддержания здоровья и повышения качества жизни населения. | ПК-17 | |
49.04.02 – «Адаптивная физическая культура» (магистр) | ||
Знать: | ||
принципы построения комплексных физических упражнений и физических методов воздействия на организм человека в процессе реабилитационных мероприятий с учётом морфофункциональных особенностей | ПК-13 | |
Уметь: | ||
самостоятельно разрабатывать индивидуальные программы реабилитационных мероприятий, проверять их эффективность и вносить коррективы в их содержание; владеть различными методиками оздоровления для решения задач укрепления и поддержания здоровья соответствующих групп населения | ПК-13 | |
Направление подготовки 06.03.01 «Биология» (бакалавр) | ||
Знать: | ||
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; основные закономерности роста и развития организма человека; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности; влияние физической культуры и здорового образа жизни человека на его здоровье, физическую и психическую работоспособность, поведение | ОПК-04 ПК-7 | |
Уметь: | ||
Применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов; владеть знанием механизмов гомеостатической регуляции, основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем; использовать знания основ психологии и педагогики в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня грамотности общества в области физиологии человека, физической культуры и сохранения здоровья | ОПК-04 ПК-7 |
1.3. Категория обучающихся
Уровень образования обучающихся – СПО и ВО, область профессиональной деятельности - образование и педагогические науки, физическая культура и спорт, биология.
1.4. Форма обучения
Форма обучения – очная и очно-заочная.
1.5. Режим занятий, срок освоения (трудоемкость) программы
Виды учебной работы | Объемы учебной работы (всего /в неделю), ч | ||
Аудиторные | Самостоятельная работа | Всего | |
1 | 3 | 4 | 5 |
1. Предусмотренный рабочим учебным планом объем изучения дисциплины | 36/9 | 36/9 | 72/18 |
2. По видам аудиторных занятий: | |||
Лекции | 14/4 | - | 14/4 |
Семинары | 22/5 | 36/9 | 58/14 |
3.Аттестация по курсу итого: - зачеты | - | - | 36 |
4.Итого объем дисциплины (записи в итоговый документ) | 72 | ||
5. Итого трудоемкость дисциплины | - | - | 108 |
2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
№ | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего, час. | Виды учебных занятий, учебных работ | Формы контроля | |
Лекции | Интерактивные занятия | ||||
Строение, функции и эволюция опорно-двигательного аппарата | 2 | 1 | 1 | Доклад по теме (прил.1) | |
Скелетная система | 6 | 2 | 4 | ||
Суставы. Строение, классификация, биомеханика | 6 | 2 | 4 | ||
Мышечная система, анатомия и физиология мышц | 6 | 2 | 4 | ||
Прикрепление и функции мышц | 4 | 2 | 2 | ||
Адаптация опорно-двигательного аппарата | 6 | 2 | 4 | ||
Состояния организма при занятиях спортом | 6 | 3 | 3 | ||
Выпускная квалификационная работа | Реферат | ||||
Итого: | 36 | 14 | 22 |
2.2. Сетевая форма обучения (отсутствует)
2.3. Учебная программа
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание |
Тема 1 Строение, функции и эволюция опорно-двигательного аппарата | Строение и функции опорно-двигательного аппарата | Функции опорно-двигательного аппарата, скелетная система, мышечная система, их значение в поддержании жизнедеятельности |
Эволюция опорно-двигательного аппарата позвоночных | Эволюция опорно-двигательного аппарата позвоночных животных, факторы и условия влияния на филогенез ОДА, особенности скелетной системы приматов | |
Тема 2 Скелетная система | Скелетная система. Костная ткань. Строение и классификация костей | Костная ткань, её свойства и особенности, классификация, внешнее и внутреннее строение костей, способы прикрепления мышц к костям |
Строение скелета | Строение осевого и добавочного скелета, названия костей, рельеф костей | |
Развитие скелета в онтогенезе | Закладка опорно-двигательного аппарата, развитие в эмбриональный и плодный период, постнатальный онтогенез, рост костей, формирование скелета под действием нагрузки | |
Соединения костей | Классификация соединений костей, синартрозы, симфизы, диартрозы (суставы) | |
Тема 3 Суставы. Строение, классификация биомеханика | Суставы. Строение, классификация | Основные и вспомогательные элементы суставов, их назначение. Классификации суставов |
Биомеханика. Плоскости, оси, виды движений | Плоскости, оси и виды движений в различных плоскостях: сгибание, разгибание, переразгибание, отведение, приведение, вращение, круговое движение и их варианты | |
Объём движений в суставах | Естественный диапазон движения в различных суставах, способы предохранения суставов от повреждений во время тренировок | |
Форма позвоночника и осанка | Физиологические изгибы позвоночника, осанка, нарушения осанки и меры профилактики | |
Тема 4 Мышечная система, анатомия и физиология мышц | Мышечная ткань. Сокращение мышечного волокна | Виды мышечной ткани, физиология сокращения, актин, миозин, вспомогательные белки |
Обеспечение сокращения. Типы мышечных волокон | Типы мышечных волокон, их особенности; классификации МВ по миозину, по количеству саркоплазмы, по порогу возбуждения | |
Строение и свойства мышц | Оболочки мышц, свойства и функциональные особенности мышц | |
Тема 5 Прикрепление и функции мышц | Мышцы рук | Мышцы рук: начало, прикрепление и функции |
Мышцы плечевого пояса | Мышцы плечевого пояса: начало, прикрепление и функции | |
Мышцы шеи | Мышцы шеи: начало, прикрепление и функции | |
Мышцы спины | Мышцы спины: начало, прикрепление и функции | |
Мышцы брюшной стенки | Мышцы брюшной стенки: начало, прикрепление и функции | |
Мышцы таза | Мышцы таза: начало, прикрепление и функции | |
Мышцы бёдер | Мышцы бёдер: начало, прикрепление и функции | |
Мышцы голени | Мышцы голени: начало, прикрепление и функции | |
Тема 6 Адаптация опорно-двигательного аппарата
| Адаптация опорно-двигательного аппарата к физической нагрузке | Резистентность и адаптация, стресс, стадии стресса, нейро-гуморальная регуляция стресса, его значение |
Цена адаптации. Морфологическая перестройка опорно-двигательного аппарата | Этапы и цена адаптации, дизадаптация и деадаптация, морфологическая перестройка опорно-двигательного аппарата под действием нагрузок | |
Мышечная деятельность, её виды, особенности обеспечения | Понятие «работа». Работоспособность и КПД. Классификация видов мышечной деятельности. Обеспечение мышечной деятельности | |
Тема 7 Состояния организма при занятиях спортом | Состояния организма при занятиях спортом | Предстартовое состояние, врабатывание, устойчивое состояние, утомление, восстановление. Кислородный запрос, дефицит, долг. |
Утомление, виды утомления | Умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое утомление. Их особенности. | |
Механизмы утомления | Центральное, периферическое и метаболическое утомление, механизмы и способы снижения. | |
Восстановление организма после физической нагрузки | Восстановление и сверхвосстановление при различных нагрузках, этапы восстановления | |
Методы ускорения восстановления | Педагогические, психологические и медико-биологические механизмы ускорения восстановления | |
Выпускная аттестационная работа |
3. Формы аттестации и оценочные материалы
3.1. Текущий контроль:
Текущий контроль осуществляется путём отслеживания предложенного студентам графика посещения занятий и выполнения самостоятельных работ: докладов к семинарским занятиям (Приложение 1).
Доклад должен быть представлен на семинарском занятии в виде презентации PowerPoint объёмом не менее 15 слайдов с обязательным указанием библиографических источников. Содержание доклада должно в полной мере раскрывать заявленную тему.
3.2. Итоговая аттестация:
Итоговая аттестация осуществляется в виде выпускной аттестационной работы – реферата. Темы выпускной аттестационной работы, требования к её содержанию, объему и структуре определены Положением «Учебного центра «Невский» и представлены в Приложениях 2 и 3.
Результаты защиты выпускной аттестационной работы оцениваются на основании:
- содержания аттестационной работы, предложенных в ней основных выводов и положений;
- оформления аттестационной работы;
- доклада и содержания ответов слушателя-выпускника;
- отзыва научного руководителя на аттестационную работу;
- применимости аттестационной работы в профессиональной деятельности.
Аттестационная работа оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
- Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы
Список литературы:
- Аганянц Е. К. Физиология человека: учеб. пособие / Е. К. Аганянц. — М.: Сов. спорт, 2001. —336 с.
- Алтер М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. — К.: Олимп, л-ра, 2001. — 422 с.
- Белоцерковский 3. Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / 3. Б. Белоцерковский. — М.: Сов. спорт, 2005. — 312 с.
- Билич, Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
- Брин, В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное пособие / В.Б. Брин. - СПб.: Лань, 2016. - 608 c.
- Буланов Ю. Б. Питание мышц / Ю. Б. Буланов. —Тверь: Изд-во РУПГО, 2002. — 205 с.
- Булатова М. М. Спортсмен в различных климато-географических условиях / М. М. Булатова, В. Н. Платонов. — К.: Олимп, л-ра, 1996. — С. 7—84.
- Волков Л. В. Теория спортивного отбора: способность, одаренность, талант/Л. В. Волков. — К.: Вежа, 1996. — 152 с.
- Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. И. Корсун. — К.: Олимп, л-ра, 1998. — 288 с.
- Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.
- Глухов, М., М Физиология человека в схемах и таблицах: Учебное пособие / М. М Глухов, О. А. Козлитин, В. А. Шапошников и др. - СПб.: Лань, 2016. - 608 c.
- Гудкова, Л.К. Популяционная физиология человека: Антропологические аспекты / Л.К. Гудкова. - М.: ЛКИ, 2008. - 316 c.
- Гэрдон Нил Ф. Хроническое утомление и двигательная активность / Нил Ф. Гордон. — К.: Олимп, л-ра, 1999. —-128 с.
- Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология I Ю. А. Ермолаев. — М.: Спорт Академ. Пресс, 2001. —144 с.
- Капилевич, Л.В. Физиология человека. спорт.: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л.В. Капилевич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 141 c.
- Кашуба В. А. Биомеханика осанки / Р А. Кашуба. — К.: Олимп, п-ра. 2003. — 280 с.
- Ключевые факторы адаптации организма спортсменов к большим тренировочным нагрузкам / [под ред. Д. А. Полищука]. — К.: Абрис,1996. — 78 с.
- Козлов В. И. Основы спортивной морфологии / В. И. Козлов, А. А. Гладышева. — М., 1997. —125 с.
- Косицкий, Г.И. Физиология человека: Учебник для вузов / Г.И. Косицкий и др. - М.: Альянс, 2015. - 544 c.
- Круцевич Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания и спорта / Т. Ю. Круцевич. — К.: Олимп, л-ра, 1999. — 132 с.
- Лактатный порог и его использование для управления тренировочным процессом / [под ред. Д. Полищука]. — К.: Абрис, 1997. — 60 с.
- Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т.1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник. / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c.
- Мищенко В. П. Физическая активность. Гомеостаз и здоровье / В. П. Мищенко, Е. Л. Яремина, И. В. Мищенко. — Полтава, 2004. - 144 с.
- Мищенко В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. — К. : Здоров’я, 1990. - 200 с.
- Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / Р. Мохан, М. Глессон, П. А. Грингафф. — К.: Олимп, л-ра, 2001. — 296 с.
- Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: ИЦ Академия, 2009. - 384 c.
- Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты / Л. А. Семенов. — М.: Сов. спорт, 2005. — 142 с.
- Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2012. - 620 c.
- Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб.. - М.: Сов. спорт, 2012. - 620 c.
- Судаков, К.В. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, Ю.Е. Вагин, В.В. Андрианов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 416 c.
- Суслов Ф. П. Подготовка спортсменов в горных условиях / Ф. П. Суслов, Е. Б. Гиппенрейтер. — М.: Спорт Академ Пресс, 2001. —176 с.
- Тнимова Г. Т. Молекулярные механизмы адаптации к мышечной деятельности / Г. Т. Тнимова. — Караганда, 2004. —183 с.
- Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки / М. Уильямс. — К.: Олимп, л-ра, 1997. — 256 с.
- Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И. Федюкович. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 510 c.
- Физическая культура студента / [под ред. В. И. Ильинича]. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.
- Филиппов М. М. Психофизиология функциональных состояний: учеб. пособие / М. М. Филиппов. — К., 2006. — 240 с.
- Шахлина Л. Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин /Л. Г. Шахлина. — К.: Наук. думка, 2001. — С. 279—285.
4.2. Материально-технические условия реализации программы
- Презентации PowerPoint в соответствии с тематическим планом
- Компьютер
- Видеопроектор
- Плакаты по анатомии и физиологии человека
5. Дополнительная информация
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Темы докладов к семинарским занятиям
- Скелетная и мышечная системы, их значение в поддержании жизнедеятельности
- Костная ткань, её свойства и особенности
- Классификация, внешнее и внутреннее строение костей, способы прикрепления мышц к костям
- Классификация соединений костей, синартрозы, симфизы
- Суставы, основные и вспомогательные элементы суставов
- Классификации суставов
- Физиологические изгибы позвоночника, осанка, нарушения осанки и меры профилактики
- Типы мышечных волокон, их особенности; классификации МВ
- Оболочки мышц, свойства и функциональные особенности мышц
- Мышцы рук: начало, прикрепление и функции
- Мышцы плечевого пояса: начало, прикрепление и функции
- Мышцы шеи: начало, прикрепление и функции
- Мышцы спины: начало, прикрепление и функции
- Мышцы брюшной стенки: начало, прикрепление и функции
- Мышцы таза: начало, прикрепление и функции
- Мышцы бёдер: начало, прикрепление и функции
- Мышцы голени: начало, прикрепление и функции
- Резистентность и адаптация, стресс, стадии стресса, нейро-гуморальная регуляция стресса, его значение
- Этапы и цена адаптации, дизадаптация и деадаптация.
- Морфологическая перестройка опорно-двигательного аппарата под действием нагрузок
- Классификация видов мышечной деятельности. Обеспечение мышечной деятельности
- Предстартовое состояние, врабатывание, устойчивое состояние, утомление, восстановление.
- Кислородный запрос, дефицит, долг.
- Умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое утомление. Их особенности.
- Центральное утомление, механизмы и способы снижения.
- Периферическое и метаболическое утомление, механизмы и способы снижения.
- Восстановление и сверхвосстановление при различных нагрузках, этапы восстановления
- Педагогические механизмы ускорения восстановления.
- Психологические механизмы ускорения восстановления.
- Медико-биологические механизмы ускорения восстановления
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Темы рефератов
- Эволюция опорно-двигательного аппарата позвоночных животных, факторы и условия влияния на филогенез ОДА
- Закладка опорно-двигательного аппарата, развитие в эмбриональный и плодный период.
- Постнатальный онтогенез опорно-двигательного аппарата, рост костей, формирование скелета под действием нагрузки.
- Соединения костей: синартрозы, симфизы, диартрозы (суставы)
- Плоскости, оси и виды движений в различных плоскостях.
- Естественный диапазон движения в различных суставах, способы предохранения суставов от повреждений во время тренировок
- Физиологические изгибы позвоночника и меры профилактики нарушения осанки
- Типы мышечных волокон, их особенности и классификация
- Оболочки мышц, свойства и функциональные особенности мышц
- Мышцы ног и силовая работа
- Мышцы рук и плечевого пояса и силовая работа
- Мышцы брюшной стенки и силовая работа
- Резистентность и адаптация, их биологическое значение
- Морфологическая перестройка опорно-двигательного аппарата под действием нагрузок
- Классификация и обеспечение мышечной деятельности.
- Состояния организма при занятиях спортом.
- Кислородное обеспечение мышечной деятельности.
- Виды утомления и их особенности.
- Физиология восстановительных процессов
- Педагогические, психологические и медико-биологические механизмы ускорения восстановления
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Требования к оформлению реферата
- Титульный лист содержит следующие атрибуты:
- в верхней части титульного листа помещается наименование учреждения (без сокращений), в котором выполнена работа;
- в середине листа указывается тема работы;
- ниже справа - сведение об авторе работы (ФИО полностью) и руководителе (ФИО полностью, должность);
- внизу по центру указываются место и год выполнения работы.
Титульный лист не нумеруется, но учитывается как первая страница.
- Оглавление – это вторая страница работы. Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими.
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется его значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика исследуемой литературы).
- Основная часть (основной материал по теме; может быть поделена на разделы, каждый из которых, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего раздела).
- Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации, указываются перспективы исследования проблемы).
- Список литературы. Количество источников литературы - не менее пяти. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга.
- Приложение (таблицы, схемы, графики, иллюстративный материал и т.д.) – необязательная часть.
- Оформление текста:
- Объем работы должен составлять не более 20 страниц машинописного текста (компьютерный набор) на одной стороне листа формата А4, без учета страниц приложения.
- Текст исследовательской работы печатается в редакторе Word, интервал – полуторный, шрифт Times New Roman, кегль – 14, ориентация – книжная. Отступ от левого края – 3 см, правый – 1,5 см; верхний и нижний – по 2 см; красная строка – 1 см.; выравнивание по ширине.
- Затекстовые ссылки оформляются квадратными скобками, в которых указывается порядковый номер первоисточника в алфавитном списке литературы, расположенном в конце работы, а через запятую указывается номер страницы. Например [11, 35].
- Заголовки печатаются по центру 16-м размером шрифта. Заголовки выделяются жирным шрифтом, подзаголовки – жирным курсивом; заголовки и подзаголовки отделяются одним отступом от общего текста сверху и снизу. После названия темы, подраздела, главы, параграфа (таблицы, рисунка) точка не ставится.
- Страницы работы должны быть пронумерованы; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 2 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу нижнего поля страницы. Титульный лист не нумеруется.
- Каждая часть работы (введение, основная часть, заключение) печатается с нового листа, разделы основной части – как единое целое.
- Должна быть соблюдена алфавитная последовательность написания библиографического аппарата.
- Правила оформления библиографии:
- Образец оформления книги:
Сахаров З.К. Пособие по истории: Оформление научной работы. – М.: Дрофа, 2003. – 76 с.
- Модель 2.
- Образец оформления материала из сборника:
Сахаров З.К. Учебные задания в системе дистанционного обучения // Сб. научных трудов «На пути к 12 – летней школе» / Под ред. Ю.И. Дика, Сахарова З.К. – М: РАО ИОСО, 2000. – С. 209-213.
- Образец оформления статьи из журнала:
Петрова А.Г. Современные технологии обучения // Школьные технологии – 2002. – №2. – С. 40-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по разделу "Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата" для специальности 060501 "Сестринское дело", 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.
Тестовые задания по темам остеологии...
«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ТРАВМАМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.»
Мотивацией выбранной темы является тот факт, что выздоровление больных, не проходивших курс реабилитации после перенесенных заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата, протекает медленнее....
"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика"
"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика"...
Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ
Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...
Презентация по теме "Заболевания опорно-двигательного аппарата в гериатрической практике"
Заболевания опорно-двигательного аппарата принадлежат к числу наиболее распространенных у лиц пожилого и старческого возраста....
Дипломная работа Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.Особенности коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у лиц пожилого возрас...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», Раздел 3. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединения костей»
Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций. Состав и содержание практ...