Доклад по теме самообразования
материал

Тема: "Лабораторно-практическое занятие как форма организации занятий в системе СПО"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samoobrazovanie_fadina_peredelat.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад


Лабораторно-практическое занятие как форма организации занятий в системе СПО

Подготовила: преподаватель «АТК» Фадина Е.К.

г. Свободный, 2019


В связи с началом преподавания по новой профессии и разработки программ по профессиональным модулям одной из ряда проблем для меня стала проблема планирования и проведения лабораторно-практических занятий, и в частности лабораторных работ на лабораторно-демонстрационном оборудовании. Поэтому в качестве темы самообразования на этот учебный год мною была выбрана данная тема.

Цель: изучение проблемы, связанной с планированием лабораторно-практических занятий в системе СПО.

Основные задачи:

1. Изучить нормативную документацию по лабораторно-практическим занятиям.

2. Рассмотреть возможность формирования умений и навыков у студентов при выполнении лабораторно-практических занятий.

3. Выявить основные проблемы лабораторно-практических занятий как формы организации занятий

4. Проанализировать структуру лабораторно-практических работ.

Я выяснила, что к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование профессиональных и общих компетенций, основанных на практическом опыте, умениях, знаниях.

1.Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Одной из проблем планирования лабораторно-практических занятий является отсутствие современной нормативной базы, регламентирующей планирование, организацию и проведение лабораторных работ, практических занятий в условиях действия ФГОС СПО. Однако имеется не утратившее силу Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 №16-52-58ин/16-13 "О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования".

При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), поэтому они занимают преимущественное место при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин и менее характерны для профессионального цикла.

Но и в ходе выполнения лабораторных заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений и приобретение практического опыта, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций. Например, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п., выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление технической и специальной документации и др.

При планировании лабораторно-практических занятий важно следить, чтобы в совокупности лабораторные работы и практические занятия по учебной дисциплине охватывали весь круг умений, перечисленных во ФГОС. Знания могут приобретаться и в теоретических занятиях, а умения только при самостоятельном выполнении лабораторных и практических работ, самостоятельной работы студентов.

Я выяснила, что освоение отдельных умений по МДК можно организовать при прохождении учебной практики.  В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 (с изменениями на 18 августа 2016 года) "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" (п.6): «Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта».

Следующей проблемой возникла проблема оформления лабораторно-практических работ.

По каждой лабораторной работе и практическому занятию должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению. Изучив вопрос, я выяснила, что нет утверждённой формы макета методических указаний, но, как правило, во всех рекомендациях содержатся следующие элементы:

  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Введение. Введение отражает: цели проведения лабораторных (практических) работ; результаты обучения, формируемые при выполнении работ (знания, умения, практический опыт, компетенции); описание общей структуры методических рекомендаций по выполнению работы; объем времени на выполнение каждой работы, согласно учебного плана и рабочей программы дисциплины или модуля.
  • Общие требования для студентов по выполнению работы и оформлению отчета; критерии оценивания работ.
  • Требования к технике безопасности при выполнении работ. Требования к технике безопасности могут отсутствовать для практических работ, проводимых в аудитории без использования специального оборудования (например, расчетные работы, работы с технической, справочной литературой и другие).
  • Описание лабораторных (практических) работ. Для каждой работы указывается:
  • номер и название работы;
  • цель работы;
  • используемое оборудование;
  • порядок выполнения работы;
  • теоретическая часть (общие теоретические сведения по работе, порядок работы с оборудованием, методика выполнения лабораторных исследований или расчетов и другое);
  • требования к содержанию отчета по работе (перечисление расчетов, таблиц, схем, которые требуется привести в отчете, содержание выводов по работе);
  • контрольные вопросы или задания для самопроверки качества освоенных результатов обучения и подготовки к защите работы.
  • Приложения (индивидуальные задания на работу, справочный материал).
  • Список используемой литературы.

Следующим вопросам для изучения стала Структура проведения лабораторного (практического) занятия.

Я выяснил, что если содержание лабораторных и практических занятий является принципиально различным, то методика их проведения в значительной мере близка. Структура проведения в основном сводится к следующему:

Вводная часть:

  • организационный момент;
  • мотивация учебной деятельности;
  • сообщение темы, постановка целей;
  • повторение теоретических знаний, необходимых для работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
  • выдача задания;
  • определение алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
  • инструктаж по технике безопасности (при необходимости);
  • ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
  • допуск к выполнению работы.

Самостоятельная работа обучающегося:

  • определение путей решения поставленной задачи;
  • выработка последовательности выполнения необходимых действий;
  • проведение эксперимента (выполнение заданий, задач, упражнений);
  • составление отчета;
  • обобщение и систематизация полученных результатов (таблицы, графики, схемы и т.п.).

Заключительная часть:

  • подведение итогов занятия: анализ хода выполнения и результатов работы обучающихся (студентов), выявление возможных ошибок и определение причин их возникновения;
  • защита выполненной работы.

Педагогическое руководство:

  • четкая постановка познавательной задачи;
  • инструктаж к работе (осмысление обучающимися сущности задания, последовательности его выполнения);
  • проверка теоретической и практической готовности обучающихся к занятию;
  • выделение возможных затруднений в процессе работы;
  • установка на самоконтроль;
  • наблюдение за действиями обучающихся, регулирование темпа работы, помощь (при необходимости), коррекция действий, проверка промежуточных результатов.

В качестве вывода можно сказать, что успех проведения конкретного лабораторного занятия зависит от его подготовки, что требует от педагога очень больших умственных и временных затрат, но это


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения

Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц»  Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...

Доклад на заседании ПЦК по теме: "Самообразование преподавателя СПО"

Доклад  содержит материал о значении  и способах самообразования педагога...

Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»

Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя...

Доклад по теме самообразования "Развитие творческого потенциала воспитанников на основе краеведческого материала через игровую деятельность"

Издавна бытующие в народе ценности формируют строгие нормы воплощенные педагогические идеи, традиции, обычаи....

Доклад по теме самообразования

Применение современных технологий при обучении английскому языку для повышения мотивации к предмету и качества обучения...

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....