Доклад по теме самообразования
материал
Тема: "Лабораторно-практическое занятие как форма организации занятий в системе СПО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_samoobrazovanie_fadina_peredelat.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Лабораторно-практическое занятие как форма организации занятий в системе СПО
Подготовила: преподаватель «АТК» Фадина Е.К.
г. Свободный, 2019
В связи с началом преподавания по новой профессии и разработки программ по профессиональным модулям одной из ряда проблем для меня стала проблема планирования и проведения лабораторно-практических занятий, и в частности лабораторных работ на лабораторно-демонстрационном оборудовании. Поэтому в качестве темы самообразования на этот учебный год мною была выбрана данная тема.
Цель: изучение проблемы, связанной с планированием лабораторно-практических занятий в системе СПО.
Основные задачи:
1. Изучить нормативную документацию по лабораторно-практическим занятиям.
2. Рассмотреть возможность формирования умений и навыков у студентов при выполнении лабораторно-практических занятий.
3. Выявить основные проблемы лабораторно-практических занятий как формы организации занятий
4. Проанализировать структуру лабораторно-практических работ.
Я выяснила, что к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование профессиональных и общих компетенций, основанных на практическом опыте, умениях, знаниях.
1.Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Одной из проблем планирования лабораторно-практических занятий является отсутствие современной нормативной базы, регламентирующей планирование, организацию и проведение лабораторных работ, практических занятий в условиях действия ФГОС СПО. Однако имеется не утратившее силу Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 №16-52-58ин/16-13 "О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования".
При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), поэтому они занимают преимущественное место при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин и менее характерны для профессионального цикла.
Но и в ходе выполнения лабораторных заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений и приобретение практического опыта, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций. Например, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п., выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление технической и специальной документации и др.
При планировании лабораторно-практических занятий важно следить, чтобы в совокупности лабораторные работы и практические занятия по учебной дисциплине охватывали весь круг умений, перечисленных во ФГОС. Знания могут приобретаться и в теоретических занятиях, а умения только при самостоятельном выполнении лабораторных и практических работ, самостоятельной работы студентов.
Я выяснила, что освоение отдельных умений по МДК можно организовать при прохождении учебной практики. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 (с изменениями на 18 августа 2016 года) "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" (п.6): «Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта».
Следующей проблемой возникла проблема оформления лабораторно-практических работ.
По каждой лабораторной работе и практическому занятию должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению. Изучив вопрос, я выяснила, что нет утверждённой формы макета методических указаний, но, как правило, во всех рекомендациях содержатся следующие элементы:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение. Введение отражает: цели проведения лабораторных (практических) работ; результаты обучения, формируемые при выполнении работ (знания, умения, практический опыт, компетенции); описание общей структуры методических рекомендаций по выполнению работы; объем времени на выполнение каждой работы, согласно учебного плана и рабочей программы дисциплины или модуля.
- Общие требования для студентов по выполнению работы и оформлению отчета; критерии оценивания работ.
- Требования к технике безопасности при выполнении работ. Требования к технике безопасности могут отсутствовать для практических работ, проводимых в аудитории без использования специального оборудования (например, расчетные работы, работы с технической, справочной литературой и другие).
- Описание лабораторных (практических) работ. Для каждой работы указывается:
- номер и название работы;
- цель работы;
- используемое оборудование;
- порядок выполнения работы;
- теоретическая часть (общие теоретические сведения по работе, порядок работы с оборудованием, методика выполнения лабораторных исследований или расчетов и другое);
- требования к содержанию отчета по работе (перечисление расчетов, таблиц, схем, которые требуется привести в отчете, содержание выводов по работе);
- контрольные вопросы или задания для самопроверки качества освоенных результатов обучения и подготовки к защите работы.
- Приложения (индивидуальные задания на работу, справочный материал).
- Список используемой литературы.
Следующим вопросам для изучения стала Структура проведения лабораторного (практического) занятия.
Я выяснил, что если содержание лабораторных и практических занятий является принципиально различным, то методика их проведения в значительной мере близка. Структура проведения в основном сводится к следующему:
Вводная часть:
- организационный момент;
- мотивация учебной деятельности;
- сообщение темы, постановка целей;
- повторение теоретических знаний, необходимых для работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
- выдача задания;
- определение алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
- инструктаж по технике безопасности (при необходимости);
- ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
- допуск к выполнению работы.
Самостоятельная работа обучающегося:
- определение путей решения поставленной задачи;
- выработка последовательности выполнения необходимых действий;
- проведение эксперимента (выполнение заданий, задач, упражнений);
- составление отчета;
- обобщение и систематизация полученных результатов (таблицы, графики, схемы и т.п.).
Заключительная часть:
- подведение итогов занятия: анализ хода выполнения и результатов работы обучающихся (студентов), выявление возможных ошибок и определение причин их возникновения;
- защита выполненной работы.
Педагогическое руководство:
- четкая постановка познавательной задачи;
- инструктаж к работе (осмысление обучающимися сущности задания, последовательности его выполнения);
- проверка теоретической и практической готовности обучающихся к занятию;
- выделение возможных затруднений в процессе работы;
- установка на самоконтроль;
- наблюдение за действиями обучающихся, регулирование темпа работы, помощь (при необходимости), коррекция действий, проверка промежуточных результатов.
В качестве вывода можно сказать, что успех проведения конкретного лабораторного занятия зависит от его подготовки, что требует от педагога очень больших умственных и временных затрат, но это
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения
Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц» Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...
Доклад на заседании ПЦК по теме: "Самообразование преподавателя СПО"
Доклад содержит материал о значении и способах самообразования педагога...
Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»
Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...
Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя
Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя...
Доклад по теме самообразования "Развитие творческого потенциала воспитанников на основе краеведческого материала через игровую деятельность"
Издавна бытующие в народе ценности формируют строгие нормы воплощенные педагогические идеи, традиции, обычаи....
Доклад по теме самообразования
Применение современных технологий при обучении английскому языку для повышения мотивации к предмету и качества обучения...
Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".
Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....