Проект - Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке физики в 8 классе при изучении темы «Электризация тел. Два рода зарядов»
проект

Перед учителем стоит сложная и важная задача – организовать на каждом этапе урока активную познавательную деятельность учеников, результатом которой и будут развитые универсальные учебные действия. Этим и обусловлен выбор темы нашего проекта: Развитие УУД обучающихся на уроках физики в 8 классе при изучении темы «Тепловое движение. Температура».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ. ДВА РОДА ЗАРЯДОВ» Выполнила: Горбунова Оксана Владимировна МОУ СОШ №1 г. Богданович Свердловской области

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Составление конструкта занятий на основе системно-деятельностного подхода по теме «Электризация тел. Два рода зарядов» для 8-го класса.

Слайд 3

ЗАДАЧИ: 1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание ФГОС. 2. Выбрать технологии, методы, методики, приемы для развития универсальных учебных действий обучающихся на уроке физики в 8 классе при закреплении темы «Электризация тел. Два рода зарядов». 3. Создать конструкт занятия, в котором отразить универсальные учебные действия, развиваемые при изучении темы данного занятия.

Слайд 4

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс изучения раздела «Электрические явления»

Слайд 5

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: УУД развиваемые при изучении раздела «Электрические явления»

Слайд 6

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: повышение уровня профессиональной компетентности педагога в реализации требований ФГОС на уроках физики в 8-ом классе по теме «Электризация тел. Два рода зарядов».

Слайд 7

КОНСТРУКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ Тема урока: «Электризация тел. Два рода зарядов» Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о явлении электризации, существованию двух родов зарядов, по отработке умений объяснения взаимодействия зарядов

Слайд 8

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ: технология сотрудничества, элементы технологии развития критического мышления, элементы исследовательской деятельности, ИКТ технологии.

Слайд 9

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ: наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ, обобщение.

Слайд 10

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные Метапредметные Предметные Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Инициатива, находчивость, активность при проведении практических работ. Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных задач. Применение изученных понятий для решения задач практического характера Теоретическое и практическое представление об электризации тел, видах зарядов. Умение объяснять с физической точки зрения явления электризации тел. Умение находить примеры электризации тел в природе и технике и грамотно их, объяснять используя научный физический аппарат.

Слайд 11

№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время, мин Результат Универсальные учебные действия 1 Организационно-мотивационный Задаёт наводящие вопросы, на основе ответов учащихся формулирует тему урока. Формулирует цели учебного занятия. Проводит инструктаж по работе с лабораторным оборудованием. Координирует деятельность учеников по составлению корзины идей Отвечают на наводящие вопросы. Делают записи в тетради. Работают над корзиной идей 7 Осознание цели урока и готовность к нему Коммуникативные УУД: Участие в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные УУД: Прогнозирование (предвосхищение результатов и уровня усвоения временных характеристик)

Слайд 12

ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП: Формулирование темы урока: Путём сопоставления двух рассказов, в основе которых лежит одно и тоже физическое явление, учащиеся формулируют тему урока. Постановка цели урока : Использование приёма «корзина идей».

Слайд 13

ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ Два тела Притяжение волос к расчёске Щелчок при касании притяжение

Слайд 14

2 Этап освоения нового материала. Организует активную деятельность учащихся: Задаёт наводящие вопросы; Помогает при выполнении практических заданий; Обобщает выводы учащихся. Читают четверостишия; Отвечают на вопросы учителя; Выполняют практические задания; Делают выводы; Выполняют записи в тетради. 18 Изучение нового материала, знакомства с научным аппаратом по данной теме, применение полученных знаний в повседневной жизни. Регулятивные УУД : Прогнозирование Познавательные УУД: Универсальные логические действия: Анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД: Умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время, мин Результат Универсальные учебные действия

Слайд 15

ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Предметы: пластмассовая расчёска, кусочки бумаги, шерстенной кусочек, полиэтиленовый мешок, воздушный шарик. Учащимся предлагается из предметов, лежащих на демонстрационном столе привести опыты, показывающие электризацию тел. Учащиеся демонстрируют опыт и формулируют вывод, используя наводящие вопросы. Какие тела участвуют в электризации? Каким способом вы наэлектризовали тела? Сколько тел участвует в электризации?

Слайд 16

ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Наблюдению разного рода зарядов. На каждой парте лежат 2 воздушных шара, учащимся предлагается выполнить следующие действия: • Электризуем шарики, потерев их о волосы. • Берём шарики за нитки в одну руку. Что происходит с шариками? • Снова электризуем шарики, но теперь – потерев их друг о друга. • Берём шарики за нитки в одну руку. Что происходит с шариками? Сделать общий вывод.

Слайд 17

3 Практическая работа Организует выполнение практической деятельности учащихся Корректирует выводы учащихся Делает общий вывод Вместе с детьми формирует критерии оценивания Проводит оценивание Читают инструкцию по выполнению практических работ. Работают с лабораторным оборудованием, следуя алгоритму указанному в инструкции. Делают выводы групп по проделанной работе. Делают взаимооценку 16 Закрепление полученных знаний опытным путём. Регулятивные УУД : оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные УУД: Универсальные логические действия: Анализ объектов с целью выделения признаков Общеучебные действия: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД: Участие в коллективном обсуждении проблемы; Умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время, мин Результат Универсальные учебные действия

Слайд 18

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Класс делится на 3 группы. Каждая группа выполняет свою практическую работу, делают выводы, проводят взаимооценку. Пример: Змея Приборы и материалы: бумажная полоска, воздушный шарик Кладём на стол бумажную полоску. Подносим к полоске наэлектризованный шарик. Попробуйте объяснить наблюдаемое явление Подумайте, где на практике мы можем встретиться с подобными явлениями.

Слайд 19

4 Домашнее задание Задаёт домашнее задание. Записывают Д/з. Задают вопросы, если есть затруднения 1 Стимуляция к организации деятельности ученика внеучебной аудитории Личностные УУД: Применение полученных знаний в повседневной жизни. 5 Рефлексия Объясняет правила составления СИНКЕЙНА по теме урока. Демонстрирует свой СИНКВЕЙН по данной теме Составляют сиквейн 3 Осознания значимости процесса своего видения данной темы Регулятивные УУД : оценка как осознание качества и уровня усвоения; № Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время, мин Результат Универсальные учебные действия

Слайд 20

РЕФЛЕКСИЯ Составление синквейна по электризации тел. Пример: Электризация Полезная, вредная, Существует, Притягивает, отталкивает, Тела электризуются при соприкосновении. Заряд.

Слайд 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ изучили ФГОС и фундаментальное ядро; научились составлять конструкт урока в соответствии с ФГОС; определили УУД развиваемые в ходе урока; повысили свою квалификацию.



Предварительный просмотр:

Проект

Развитие универсальных учебных действий обучающихся  на уроке  физики в 8 классе при изучении  темы «Электризация тел. Два рода зарядов»

                                Выполнила:  

   Горбунова Оксана Владимировна

                                                              МОУ СОШ №1 г. Богданович

Пояснительная записка

Россия является участником Болонского процесса, назначением которого является создание странами Европы единого образовательного пространства.  Развитие инновационной экономики диктует изменения в системе образования, которые находят отражения в Федеральном государственном образовательном стандарте, в котором содержатся требования, обязательные для реализации основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательными учреждениями, имеющих государственную аккредитацию.

Важнейшая цель современного образования и   одна из приоритетных  задач общества и государства  -   воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично  включено в него.

Ведущая роль в освоении естественно - научного цикла дисциплин отводится физике – науке, изучающей наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Основные понятия физики и её законы используются во всех естественных науках.

Научной основой ФГОС нового поколения является фундаментальное ядро содержания общего образования  и системно-деятельностный  подход, который и призван принципиально изменить взгляды педагога на школьное обучение. Так как сегодня актуальной остаётся проблема «Как изменить веками складывавшиеся традиции и устои школьного образования и быта, взяв в новое образовательное будущее всё самое лучшее из прошлых врёмен?».

В связи с вышеизложенным нами выбрана тема проекта «Развитие универсальных учебных действий обучающихся  на уроке  физики в 8 классе при изучении  темы «Электризация тел. Два рода зарядов».

Цель нашей работы: Составление конструкта занятий на основе системно-деятельностного подхода по теме «Электризация тел. Два рода зарядов» для 8-гокласса.

Задачи:

1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание  ФГОС.

2. Выбрать технологии, методы, методики, приемы для развития универсальных учебных действий обучающихся  на уроке  физики в 8 классе при закреплении  темы «Электризация тел. Два рода зарядов».

3. Создать конструкт занятия, в котором отразить универсальные учебные действия, развиваемые при  изучении темы данного занятия.

Объект исследования: процесс изучения раздела «Электрические явления».

Предмет исследования: УУД развиваемые при изучении раздела «Электрические явления».

Методы, используемые в работе: наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ, обобщение.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетентности педагога в реализации требований ФГОС на уроках физики в 8-ом классе по теме «Электризация тел. Два рода зарядов».


Основная часть

Конструкт урока

  1. Тема урока: «Электризация тел. Два рода зарядов»
  2. Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о явлении  электризации, существованию двух родов зарядов,  по отработке умений  объяснения взаимодействия зарядов
  3.  Задачи:

Обучающие

  • познакомить учащихся с явлением электризации тел, доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.

Развивающие

  • формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры электризации тел в технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
  • формировать культуру постановки опыта;
  • развитие критического мышления.

Воспитательные

  • воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета
  • развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, дисциплинированности.
  1. 8 класс
  2. Учебник:  Перышкин  А.В. «Физика-8 класс» - М.:  Дрофа, 2010 г.
  3. Тип урока: комбинированный.
  4. Оборудование: проектор, экран, презентация Microsoft Power Point «Электризация тел. Два рода зарядов», воздушные шарики, полиэтилен, песок, бумажная змейка, конфетти, пластмассовая бутылка, соль, пластмассовая расчёска, бумажные полоски.
  5. Педагогические технологии: технология сотрудничества, элементы технологии развития критического мышления, исследовательская деятельность, ИКТ технологии.
  6. Методы работы: словесные, наглядные, практические работа, беседа.
  7. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.

  1. Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Инициатива, находчивость, активность при проведении практических работ.

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для  решения учебных задач.

Применение  изученных понятий для решения задач практического характера

Теоретическое и практическое представление об  электризации тел, видах зарядов.

Умение  объяснять с физической точки зрения явления электризации тел.

Умение находить примеры  электризации тел в природе и технике и грамотно их, объяснять используя научный физический аппарат.

  1. Конструкт урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, мин

Результат

Универсальные учебные действия

1

Организационно-мотивационный

  1. Задаёт наводящие вопросы, на основе ответов учащихся формулирует тему урока.
  2. Формулирует цели учебного занятия.
  3. Проводит инструктаж по работе с лабораторным оборудованием.
  4. Координирует деятельность учеников по составлению корзины идей
  1. Отвечают на наводящие вопросы.
  2. Делают записи в тетради.
  3. Работают над корзиной идей

7

Осознание цели урока и готовность к нему

Коммуникативные УУД: Участие в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование (предвосхищение результатов и уровня усвоения временных характеристик)

2

Этап освоения нового материала.

  1. Организует активную деятельность учащихся:
  •  Задаёт наводящие вопросы;
  • Помогает при выполнении практических заданий;
  • Обобщает выводы учащихся.
  1. Читают четверостишия;
  2. Отвечают на вопросы учителя;
  3. Выполняют практические задания;
  4. Делают выводы;
  5. Выполняют записи в тетради.

18

Изучение нового материала, знакомства с научным аппаратом по данной теме, применение полученных знаний в повседневной жизни.

Регулятивные УУД:  

Прогнозирование

Познавательные УУД:

Универсальные логические действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД:

Умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

3

Практическая работа

  1. Организует выполнение практической деятельности учащихся
  2. Корректирует выводы учащихся
  3. Делает общий вывод
  4. Вместе с детьми формирует критерии оценивания
  5. Проводит оценивание
  1. Читают инструкцию по выполнению практических работ.
  2. Работают с лабораторным оборудованием, следуя алгоритму указанному в инструкции.
  3. Делают выводы по проделанной работе.
  4. Делают взаимооценку

16

Закрепление полученных знаний опытным путём.

Регулятивные УУД:  

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД:

Универсальные логические действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков

Общеучебные действия:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

Участие в коллективном обсуждении проблемы;

Умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

4

Домашнее задание

Задаёт домашнее задание.

Записывают Д/з. Задают вопросы, если есть затруднения

1

Стимуляция к организации деятельности ученика внеучебной аудитории

Личностные УУД:

Применение полученных знаний в повседневной жизни.

5

Рефлексия

Объясняет правила составления СИНКЕЙНА по теме урока. Демонстрирует свой СИНКВЕЙН по данной теме

Составляют сиквейн

3

Осознания значимости процесса своего видения данной темы

Регулятивные УУД:  

оценка как осознание качества и уровня усвоения;

  1. Организационно-мотивационный этап

Приветствие учителя.

а) Формулировка темы урока

Девиз сегодняшнего урока: Выбирай, кого хочешь. Спрашивай кого хочешь, но за выполнение задания будешь отвечать сам.

1 ученик: Представьте себе такую сцену:

В Древней Греции, в красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно.

Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки.

2 ученик: Правду говорят: “Гром не грянет — мужик не перекрестится”. А какой же гром без молнии? Сколько же миллионов раз должна сверкнуть молния, чтобы мужик, перекрестившись, наконец-то задумался: а что же это такое?

Учитель: А  что же между ними общего? это — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

      Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и которые мы встречаем в повседневной жизни.

Детям задаются вопросы для подведения к теме уроков.

-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?

-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?

Совершенно верно это явление электризации тел. Открывают тетради, записывают дату и тему урока.

б) Постановка цели урока

Почему происходит это явление? В чем суть этого  явлений? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.

В) Ребята, а что вы знаете о явлении электризации тел. Давайте с вами соберем корзину ваших идей.  Сейчас в течении 2 минут вы в своих тетрадях пишите своё представление об электризации тел. Т.е. как вы понимаете этот термин. Обсудите полученный результат в группах по 4 человека  и выдвиньте по одному слову или словосочетанию, которое характеризует данное физическое понятие.

Итак, время вышло, прошу высказывать свои  предложения. (Записываются на доску так, чтобы не мешали изучению нового материала)

Посмотрите, какая корзина идей о понятии электризации тел у нас с вами получилась. И сейчас мы с вами в ходе изучения нового материала посмотрим, чьи высказывания более точно определяют понятие электризации тел.


  1. Освоение нового материала.

Ребята, что мы сегодня будем изучать?

Дети: Электрические явления. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Электрические явления были обнаружены ещё в глубокой древности. Древние греки любили изделия из янтаря “солнечного камня”. Впервые способность притягивать мелкие предметы к янтарю было исследовано в VI век до н.э. Фалесом Милетским. Дочь Фалеса пряла пряжу янтарным веретеном. Об этом случае повествует легенда, которая была рассказана в начале урока. (учащимся заранее были розданы четверостишия)

Дочь Фалеса Милетского,

Философа известного

На берегу у озера

Пряла однажды шерсть.

Веретено янтарное,

Как солнце лучезарное,

Вращаясь, дело спорило,

Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,

Рука внезапно дрогнула,

И чудо – веретёнышко

Вдруг сорвалось к воде.

Вода его приметила

И ласково так встретила

Волной, обдав как пёрышко,

Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,

Философа известного

Приняв его у берега,

Спешила обтереть.

И о хитон свой новенький,

О шерстяной о тоненький

Стала тихонько, бережно

Веретено тереть.

И тут она заметила,

Случайно заприметила,

Что вдруг пристало несколько

Шерстиночек к нему.

Списав на влажность оное

Явленье незнакомое

Прижала сильней прежнего

Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,

Да вот число шерстиночек

Никак не убавлялось,

А только лишь росло.

Немного утомлённая,

Сим чудом удивлённая

С желаньем не рассталась

Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:

“Секрет сего явления

Сокрыт в веретене самом,

Как корешок в земле”.

Дочь Фалеса Милетского,

Философа известного,

Уверилась, что дело в нём,

В прекрасном янтаре.

Что заметила дочь Фалеса Милетского? (притяжение шерстиночек к янтарному веретену)

Если кусочек янтаря потереть о шерсть или стеклянную палочку — о бумагу или шелк, то можно услышать легкий треск, в темноте искорки, а сама палочка приобретает способность притягивать к себе мелкие предметы.

Про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано или, что ему сообщили электрический заряд.

На демонстрационном столе лежат  предметы пластмассовая расчёска, кусочки бумаги, шерстенной кусочек, полиэтиленовый мешок, воздушный шарик. Учащимся предлагается из предметов, лежащих на демонстрационном столе привести опыты, показывающие электризацию тел. (вызываются 3 учащихся, они выбирают предметы и проделывают опыты)

Учащиеся демонстрируют опыт и формулируют вывод, используя подсказку на слайде. (вопросы для формулирования вывода:

  1. Какие тела участвуют в электризации?
  2. Каким способом вы наэлектризовали тела?
  3. Сколько тел участвует в электризации?

Итак, к какому выводу мы с вами пришли:

•Тела электризуются при соприкосновении, трении.

•При этом участвуют всегда два (или больше) тела.

•Электризуются оба тела.

Как вы заметили, в электризации всегда участвуют два тела: янтарь с мехом; стекло с шелком и т.д. При этом электризуются оба тела.

Наблюдаемые явления в начале 17 века были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщен электрический заряд.

Все наэлектризованные тела притягивают к себе другие тела, например листочки бумаги. По притяжению нельзя отличить электрический заряд стеклянной палочки, потертой о шелк, от заряда полученной от эбонитовой палочки, потертой о мех. Ведь обе наэлектризованные палочки притягивают к себе кусочки бумаги.

На каждой парте лежат 2 воздушных шара (которые принесены учащимися).

Учащимся предлагается выполнить опыт по наблюдению разного рода зарядов.

Приборы и материалы: два воздушных шарика, шерстяной лоскут

• Электризуем шарики, потерев их о волосы.

• Берём шарики за нитки в одну руку.

Что происходит с шариками?

Вывод: Шарики разлетаются в разные стороны, так как шарики получили одноимённый заряд. (одинаковые заряды)

Снимаем с шариков заряд, проводя по ним рукой.

• Снова электризуем шарики, но теперь – потерев их друг о друга.

• Берём шарики за нитки в одну руку.

Что происходит с шариками?

Вывод: Шарики прилипают друг к другу, т.к. шарики получили разноимённый заряд. (разные заряды)

Сделаем общий  вывод: Одноимённо заряженные тела притягиваются, разноимённо заряженные – отталкиваются.

И действительно, тщательное изучение явления электризации тел подтверждает наличие разного рода зарядов.

Итак, электрический заряд - это мера свойств заряженных тел взаимодействовать друг с другом.

Какие виды взаимодействия вы знаете? (притяжение и отталкивание)

Условно заряды назвали положительный (на стекле потертым о шелк) и отрицательным (на янтаре, эбоните, сере, резине, потертых о шерсть).

Положительный заряд в физике обозначается +q или q

Отрицательный заряд — -q

  1. Практическая работа

Учащимся выдано оборудование, класс разделен на три группы, которые делают одинаковые опыты, учитель проводит инструктаж по выполнению практических работ.

На выполнение работы вам даётся 5 минут. Ваша задача проделать опыт, сделать вывод

Группа № 1.

Соляные столбики

Приборы и материалы: воздушный шарик, поваренная соль, лист картона. 

Порядок выполнения работы

  1. Насыпаем на лист картона небольшую горку поваренной соли.
  2. Надуваем и электризуем воздушный шарик.
  3. Подносим наэлектризованный шарик к горке поваренной соли.
  4. Попробуйте объяснить наблюдаемое явление.
  5. Подумайте, где на практике мы можем встретиться с подобными явлениями.

Наблюдение. Маленькие кристаллики соли выстраиваются в вертикальные столбики, тянутся «ниточками» к шарику.

Объяснение. Наблюдаем электризацию соли. Со стороны заряженного шарика в кристаллике соли всегда образуется противоположный по знаку заряд. Кристаллики соли притягиваются к шарику, пристраиваясь один к другому.

Группа № 2.

Попрыгунчики

Приборы и материалы: лист картона, конфетти, воздушный шарик

  1. Насыпаем на лист картона блестящее конфетти.
  1. Электризуем шарик и подносим к конфетти, но не касаемся её.
  2. Попробуйте объяснить наблюдаемое явление.
  3. Подумайте, где на практике мы можем встретиться с подобными явлениями.

Наблюдение. Блёстки ведут себя как живые кузнечики-попрыгунчики. Подскакивают, касаются шарика и тут же отлетают в сторону.

Объяснение. Металлические блёстки электризуются в поле шарика, но при этом остаются нейтральными. Блёстки притягиваются к шарику, подпрыгивают, при касании заряжаются и отскакивают как одноимённо заряженные.

Группа № 3

Змея

Приборы и материалы: бумажная полоска, воздушный шарик

  1. Кладём на стол бумажную полоску.
  1. Подносим к полоске наэлектризованный шарик.
  2. Попробуйте объяснить наблюдаемое явление
  3. Подумайте, где на практике мы можем встретиться с подобными явлениями.

Наблюдение. Полоска под шариком выгибается и шевелится, словно змея.

    После выполнения учащимися практической части, каждая группа говорит о своих выводах, затем учащимся учитель предлагает оценить свои ответы и ответы других, составляем вместе критерии оценивания (учитель помогает ребятам наводящими вопросами).

4.         Итоги подведены,  учитель задает домашнее задание.

Д/з  §25, 26  Привести примеры положительного и отрицательного проявления электризации в повседневной жизни.

  1. Рефлексия.

Составляем синквейн по электризации тел. Учитель объясняет правила составления синквейна.

Правила написания сиквейна

  • Существительное – тема синквейна (объект)
  • 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
  • 3 глагола– действия, совершаемые объектом
  • Предложение – отношение автора  к объекту
  • Синоним к первой строчке – суть объекта

Пример синквейна по теме Электризация тел, приводится после примеров детей.

  • Электризация
  • Полезная, вредная,
  • Существует, Притягивает, отталкивает,
  • Тела электризуются при соприкосновении.
  • Заряд.

Заключение

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который значительно меняет функции учителя на уроке. Это заставляет учителей повышать уровень своей профессиональной компетентности.

Тема нашего проекта «Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке физике в 8 классе при изучении темы «Электризация тел. Два рода зарядов».

В ходе работы над проектом мы считаем, что поставленную цель проекта мы достигли, составив конструкт урока на основе системно-деятельностного подхода. Полученный результат достигли выполнением поставленных задач.

Мы изучили нормативные документы, такие как ФГОС и фундаментальное ядро содержания образования. Для развития УУД у учащихся на нашем  уроке мы используем технологии сотрудничества, технология развития критического мышления (методика корзина идей), методы словесные, наглядные, выполнение практических работ, беседа. На уроке были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. Создали конструкт урока по теме «Электризация тел. Два рода зарядов», в котором деятельность учащихся является активной, то есть учащиеся занимаются в соответствии с  требованиями ФГОС.


Литература

  1. Перышкин  А.В. «Физика-8 класс» - М.:  Дрофа, 2018 г.
  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физика.7 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Универсальные учебные действия на уроке математики".

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обно...

Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД),  выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного про...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...

Дипломная работа "Математический кружок как средство развития универсальных учебных действий"

В данной работе рассматриваются понятия  универсальных учебных действий. Рассматриваются теоретические основы организации внеурочной деятельности по математике с младшими  школьниками...

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...