Статья "Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики"
статья
Особенности развития логического мышления школьников
среднего звена на уроках математики на примере учащихся 5-го класса школы №143
Автор: учитель математики Анна Борисовна Абрамчук
Санкт-Петербург 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития логического мышления школьников
среднего звена на уроках математики
(на примере учащихся 5-го класса школы №143)
На современном этапе развития жизни общества все более очевидным становится понимание того, что для дальнейшего прогресса нужны люди, обладающие высоким уровнем развития интеллекта. И поскольку интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления ученые пришли к выводу, что логическое мышление не является врожденным, его можно и нужно развивать различными способами и методами. Специфическим приемом развития мышления является решение логических упражнений, задач. Умение логически мыслить, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения школьником учебного материала. Такие предметы, как математика дают реальные предпосылки для развития логического мышления.
Также заметим, что к моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
В сентябре 2018 года нами на базе 5 класса на уроке математики с помощью теста «Геометрические представления и единицы измерения» была проведена диагностика, выявляющая состояние сформированности логического мышления у учащихся данного класса.
Структура теста
- Тест распределен по крупным темам, имеет разделы и подразделы.
- Задания разбиты на 2 уровня:
1-ый уровень – проверка умения воспроизводить нужную информацию по памяти, узнавать конкретный объект в ряду других;
2-ой уровень – поверка умения применять знания 1-го уровня на практике, поэтому задания 2-го уровня более сложные.
Данный тест проверит:
- Геометрические представления.
1-ый уровень:
а) умение определять на глаз прямые углы;
б) умение выделять прямоугольники из ряда фигур;
в) умение соотносить фигуру с ее признаками.
2-ой уровень:
а) умение определять из скольких отрезков состоит геометрическая фигура;
б) умение находить сумму длин сторон прямоугольника и квадрата;
в) умение чертить прямоугольник с заданными сторонами.
- Единицы измерения.
1-ый уровень: умение выделять единицы измерения времени среди других единиц измерения.
2-ой уровень: умение сравнивать именованные числа, опираясь на знание соотношений между единицами измерения и знания нумерации трехзначных чисел.
Каждому ученику была дана карточка с 9 заданиями:
Из скольких отрезков состоит эта фигура? Обведи кружочком правильный ответ.
3 5 7 6 8 10
- Соедини линиями фигуры с их признаками.
Противоположные стороны равны Все углы прямые | |
Нет ни начала, ни конца Имеет три угла | |
Все стороны равны Состоит из трех отрезков | |
Является частью прямой |
- Под какими номерам нарисованы прямые углы? Обведи эти номера кружочками.
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
- Обведи кружочками номера треугольников, у которых один угол прямой.
№ 1 № 2 № 3 № 4
- Среди данных четырехугольников найди прямоугольники. Обведи их номера кружочками.
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
- Начерти прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Найди сумму длин его сторон (периметр).
Решение:
Ответ:
- Найди и подчеркни правильные решение задачи.
Сторона квадрата равна 2 см. Чему равна сумма длин всех сторон (периметр) квадрата?
а) 2+2+2+2=8 см;
б) 2+4=6 см;
в) 4+4+4+4=16 см;
г) 2х4=8 см.
- В данном списке подчеркни только единицы измерения времени.
Килограмм, год, литр, метр, февраль, полдень, сутки, месяц, час, дециметр, минута, грамм, неделя, четверг.
- Сравни, используя знаки >,<, =.
а) 1 м…1 см;
б) 1 км…500 м;
в) 1 ч… 30 мин;
г) 1 дм…1 см;
д) 4 м 5см…450 см.
Таблица 5
Оценка результатов теста
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество баллов | 1 | 13 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 6 | 10 |
43 балла – «отлично» (высокий уровень);
37-42 балла – «хорошо» (средний уровень);
21-36 баллов – «удовлетворительно» (низкий уровень).
По количеству набранных баллов мы выделили 3 уровня сформированности логического мышления у учащихся 5-го класса: высокий, средний, низкий. Входящая диагностика учащихся 5 класса показала, что логические операции у учащихся развиты в недостаточной мере: 18% респондентов продемонстрировали высокий уровень сформированности логического мышления, 55% - средний уровень и 27% - низкий.
Отечественная педагогическая психология исходит из того, что мышление человека формируется в процессе деятельности. Поэтому перед учебной практикой учителя ставится задача обучения учащихся приемам умственной деятельности. В соответствии с этим учение характеризуется как процесс одновременного накопления знаний и овладения приемами оперирования ими. Овладение приемами происходит, во-первых, через ознакомление учащихся с ними, во-вторых, через упражнение – применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале, в-третьих, через перенос – использование приемов при решении новых задач.
Пути овладения приемами умственной деятельности могут быть различными в зависимости от характера самого приема и методики обучения. В частности, прием может восприниматься в готовом виде от учителя или самостоятельно отыскиваться учащимися. Этот поиск может идти постепенно через пробы и ошибки или же сразу на основе «схватывания сути дела». Развитие приема может идти от узкого варианта, который применим лишь для определенного материала и задачи, к широкому, применимому в разнообразных типах задач: от конкретного приложения (оперирование реальным объектом) к абстрактном (оперирование отвлеченными свойствами и отношениями) и т.п.
В этой связи нами был подобран комплекс логических задач и упражнений, способствующих развитию логического мышления и в первую очередь таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и систематизация; показывающих сообразность использования математических методов для решения задач из окружающей действительности; вызывающих познавательный интерес учащихся. Кроме того, логические задачи и упражнения, используемые на уроках математики, были подобраны в соответствии с закономерностями развития логического мышления и учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся данного класса.
Одним из источников формирования и развития логического мышления учащиеся, безусловно, являлись задания из учебников. Мыслительные приемы и операции, применяемые детьми при их выполнении, по существу есть логические упражнения. Но эти задания становятся средством развития логического мышления лишь тогда, когда при их выполнении мыслительная деятельность учащихся соответственно направляется и контролируется учителем.
Так, например, оперируя с наглядным материалом, учитель приучает учащихся вслух проговаривать, обосновывать свои действия, будь то решение задачи или письмо. Его нужно учить логическим формам построения своих доказательств. Проговаривание необходимо потому, что внутренняя речь, в форме которой протекает наше мышление, у ребенка особенно несовершенна. Перенести его внутреннюю речь в устную – это значит перевести ее из фрагментарной, нечеткой в логически развернутую форму рассуждения.
В конце 2018-2019 учебного года была проведена повторная диагностика учащихся 6 класса. Результаты были достигнуты следующие: 50% - с высоким уровнем, 41% - со средним уровнем.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что уровень развития логического мышления у учащихся 5 класса заметно повысился. Учащиеся лучше стали анализировать, выделять существенные признаки, устанавливать логические связи и отношения между понятиями, обобщать.
Результаты нашего исследования показали, что подобранные упражнения, применяемые на уроках математики с целью развития логического мышления способствовали развитию логического мышления младших школьников. Выполняя логические упражнения, учащиеся не только овладевают содержанием курса математики, но и учатся рассуждать, логически обосновывать свои суждения, доказывать, проявлять догадку, т.е. приобретают умение мыслить логически.
В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений учащиеся стали находчивее и сообразительнее. У школьников изменился подход к решению задач, он стал более гибким. Рассуждения учащихся стали последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной.
Повысился интерес к предмету, сформировалась неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях. Практика проведения развивающих занятий показала, что учащиеся, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам.
В завершение отметим, что способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам у несовершеннолетних во многом складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия учителя и ребенка.
Список литературы:
- Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.А. Учитесь мыслить нестандартно. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996, с.128.
- Агафонова И.Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. – СПб., 1996.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1999, с.224.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985, с.208.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М., 1986.
- Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – М., 1967.
- Володкевич В.А. Сборник логических задач для учащихся. – М.: Дом педагогики, 1996, с.124.
- Выготский, Сахаров Л.С. Исследование образовательных понятий. – М., 1981.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т., Т.2. – М., 1982, с.395-415.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981, 81-84.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981, 81-84.
- Гетманова А.Д. Логика: для педагогических учебных заведений. – М.: 202, с. 416.
- Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие. – М., 1988.
- Григорьева И.С. Разумно или логично? – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на развитие логического мышления в контрольно оценочных средствах
В современном мире с его большим поступлением информации и быстротечностью человеку приходиться правильно ориентироваться и разбираться в той или иной жизненной ситуации, принимать решение, анализиров...
Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...
Презентация Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Презентация по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"....
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
СТАТЬЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...
Статья "Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики"
Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики на примере учеников 5-6 класса школы №143...
Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...
Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"
Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"...