Лабораторные работы
материал
Предварительный просмотр:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: «Изучение закона сохранения механической энергии»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины, сравнить два значения потенциальной энергии системы.
ОБОРУДОВАНИЕ: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный с фиксатором, лента измерительная, груз на нити длиной около 25 см.
Порядок выполнения работы
- Привяжите груз к нити, другой конец нити привяжите к крючку динамометра и измерить вес груза F1 = mg (можно использовать массу груза, если она известна).
- Измерьте расстояние ℓ от крючка динамометра до центра тяжести груза.
- Поднимите груз до высоты крючка динамометра и отпустите его. Поднимая груз, расслабьте пружину и укрепите фиксатор около ограничительной скобы.
- Снимите груз и по положению фиксатора измерьте линейкой максимальное удлинение Δℓ пружины.
- Растяните рукой пружину до соприкосновения фиксатора с ограничительной скобой и отсчитайте по шкале максимальное значение модуля силы упругости пружины. Среднее значение силы упругости равно:
F
___
2
- Найдите высоту падения груза. Она равна h = ℓ + Δℓ.
- Вычислите потенциальную энергию системы в первом положении груза, т. е. перед началом падения, приняв за нулевой уровень значение потенциальной энергии груза в конечном его положении: Е'р = mg h = F1 (ℓ + Δℓ).
- В конечном положении груза его потенциальная энергия равна нулю. Потенциальная энергия системы в этом состоянии определяется лишь энергией упруго деформированной пружины:
R Δℓ2 F · Δℓ
Е''р =_____ = ______
2 2
- Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.
F1 = mg | ℓ | Δℓ | F | h = ℓ + Δℓ | Е'р = F1 (ℓ + Δℓ) | Е''р = __F·Δℓ___ 2 |
- Сравните значение потенциальной энергии в первом и втором состояниях системы и сделайте вывод.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.
ОБОРУДОВАНИЕ: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.
Указание к работе
- Определяем массу шарика на весах с точностью до 1 г.
- Нить проведем сквозь отверстие и зажимаем пробку в лапке штатива.
- Вычеркиваем на листе бумаге окружность, радиус которой около 20 см. измеряем радиус с точностью до 1 см.
- Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности.
- Взять нить пальцами у точки подвеса, вращаем маятник так, чтобы шарик описывал окружность, равную начерченной на бумаге.
- Отсчитываем время, за которое маятник совершает, к примеру, N = 50 оборотов.
- Определяем высоту конического маятника. Для этого измеряем расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса.
- Находим модуль центростремительного ускорения по формулам:
4 П 2 R gR
α n= __________ и αn = ________
Т 2 h
- Оттягиваем горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измеряем модуль составляющей →
F 1
Затем вычисляем ускорение по формуле:
F1
αn = _______
m
- Результаты измерений заносим в таблицу.
Номер опыта | R | N | Δt | Δt Т = ___ N | h | m | 4 П 2 R αn = _______ Т 2 | gR αn = ____ h | F1 αn = ____ m |
Сравнивая полученные три значения модуля центростремительного ускорения, убеждаемся, что примерно одинаковы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: «Измерение поверхностного натяжения жидкости»
ОБОРУДОВАНИЕ: динамометр типа ДПН с принадлежностями, штатив для фронтальных работ, вода дистиллированная, линейка измерительная с 30 см с миллиметровыми делениями.
Порядок выполнения работы
- Изучите устройство динамометра ДПН.
- Приготовьте прибор к выполнению измерений. Для этого наденьте на открытый зацеп петлю. Придерживая установочный винт, отверстие стопорный винт. Вращая стакан и нажимая на головку винта, установите стрелку динамометра на нулевое деление шкалы. Завинтите стопорный винт.
- Налейте в чашку дистиллированную воду и установите нее на подставку. Вращая винт держателя, поднимите чашку с жидкостью до такого уровня, чтобы петля полностью погрузилась в воду.
- Медленно опускайте чашку с водой. Для этого выворачивайте винт держателя до тех пор, пока не разорвется пленка жидкости, тянущаяся за петлей. Заметьте по шкале динамометра силу разрыва пленки.
- Вычислите поверхностное натяжение по формуле:
F
σ =______
2 ℓ
- Повторите измерения три раза. Вычислите среднее значение поверхностного натяжения.
Контрольные вопросы
- Что называется поверхностным натяжением жидкости ?
- Почему в формуле имеется множитель 2 ?
F
σ =______
2 ℓ
- Почему измерение модуля силы поверхностного натяжения воды проводилось не с прямолинейным отрезком проволоки, а с петлей, имеющий П-образную форму ?
- Как зависит поверхностное натяжение жидкости от температуры ?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: « Измерение индуктивности катушки»
ОБОРУДОВАНИЕ: катушка дроссельная с индуктивностью 1 Гн, катушка от разборного трансформатора на 220 В, миллиамперметр на 50 мА, микроамперметр на 100 мкА, диод Д226, источник электропитания для практикума ИЭПП-1, ключ замыкания тока, резистор 5 кОм, комплект проводов соединительных.
Порядок выполнения работы
- Используя дроссельную катушку L1 с известной индуктивностью L1, равной 1 Гн, соберите электрическую цепь по схеме.
- После проверки схемы учителем замкните ключ К. Изменяя напряжение, подаваемое на катушку, установите в ней такую силу тока I1, чтобы при ее отключении от источника тока происходил отброс стрелки микроамперметра на всю шкалу.
- Замените в схеме дроссельную катушку катушкой разборного транспортира на
220В неизвестной индуктивности L2. Измерьте силу тока I2 в катушке, обеспечивающую такой же отброс стрелки микроамперметра при размыкании цепи, как и в опыте с первой катушкой. При одинаковых отбросах стрелки через микроамперметр в первом и втором опытах протекает одинаковый заряд ∆q. В этом случае при одинаковым полном электрическом сопротивлении R цепи индуктивность L2 второй катушки определяется по формуле:
L1∆I1 = ∆q R = L2∆I2
Изменения силы тока в цепи размыкании равна соответственно ∆I1 = I1 и ∆I2 = I2.
Чтобы полное электрическое сопротивление R цепи было примерно одинаковым в двух опытах, последовательно с катушкой и микроамперметром включается резистор с электрическим сопротивлением, значительно большим сопротивления первой и второй катушек.
Контрольные вопросы
- Какова причина возникновения электрического тока в цепи микроамперметра при отключении катушки от источника тока ?
- Каково назначение диода в цепи микроамперметра ?
- От каких параметров зависит индуктивность катушки ?
- Почему в данной схеме необходимо строго соблюдать полярность включения диода ?
- Для чего последовательно с катушкой и микроамперметром включается резистор?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
ОБОРУДОВАНИЕ: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, источник тока, выключатель, соединительные провода, экран, направляющая рейка.
Порядок выполнения работы
- Собрать электрическую цепь, подключив лампочку к источнику тока через выключатель.
- Поставить лампочку на край стола, а экран – у другого края. Между ними поместить линзу, включить лампочку и передвигать линзу вдоль рейки, пока на экране не будет получено резкое изображение светящейся буквы. Для уменьшения погрешности измерений, связанной с настройкой на резкость, целесообразно получить уменьшенное (и следовательно, более яркое) изображение.
- Измерить расстояние d и f, обратив внимание на необходимость тщательного отсчета расстояний. При неизмененном d повторить опыт несколько раз, каждый раз заново получая резкое изображение. Вычислить fср, Dср, Fср. Результаты измерений расстояний (в миллиметрах) занести в таблицу.
Номер опыта | f · 10-3 м | fср · 10-3 м | d · 10-3 м | Dср, дптр | Fср, м |
- Абсолютную погрешность ∆D измерения оптической силы линзы можно вычислить по формуле:
где ∆1 и ∆2 – абсолютные погрешности в измерении d и f.
При определении ∆1 и ∆2 следует иметь в виду, что измерение расстояний d и f не может быть проведено с погрешностью, меньшей половины толщины линзы h
- Измерить толщину линзы h и вычислить ∆D по формуле:
- Записать результат в форме: Dср - ∆D < D < Dср + ∆D
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Изучение последовательного и параллельного соединения»
Приборы: амперметр постоянного тока на 2 А, вольтметр постоянного тока на 6 В, две лампочки на 3,5 В, соединительные провода, источник тока, ключ.
ХОД РАБОТЫ
1. Ознакомиться с приборами.
2. Соединить лампочки и амперметр последовательно и присоединить к источнику тока
3. Собрать цепь по схеме.
4. Включить цепь и измерить силу тока в общем проводе и в каждой лампочке.
I1 =
I2 =
Iоб =
5. Измерить напряжение на каждой лампочке и общей.
U1 =
U2 =
Uоб =
6. Рассчитать сопротивление каждой лампочки и общее.
R1 =
R2 =
Rоб =
7. Сделать вывод: чему равен - общий ток, общее напряжение и общее сопротивление.
8. Соединить лампочки параллельно и присоединить амперметр и вольтметр.
9. Собрать цепь по схеме.
10. Включить цепь и измерить силу тока в общем проводе и в каждой лампочке.
I1 =
I2 =
Iоб =
11. Измерить напряжение на каждой лампочке и общей.
U1 =
U2 =
Uоб =
12. Рассчитать сопротивление каждой лампочки и общее.
R1 =
R2 =
Rоб =
13. Сделать вывод: чему равен - общий ток, общее напряжение, общее сопротивление.
Контрольные вопросы
1. Удобно ли последовательное соединение и почему ?
2. Что включается в сеть последовательно ?
3. Удобно ли параллельное соединение и почему ?
4. Что включается в сеть параллельно ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания к выполнению лабораторных работ по теме «РАБОТА В MICROSOFT ACCESS»
На примере разработки базы данных Склад рассмотрена программа создания и управления базами данных Access 2003. Основное внимание уделено таким вопросам, как планирование баз данных, создание таблиц, з...
Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ ПМ 04.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК 04.02. Реконструкция зданий Раздел 2. Проведение мероприятий по оценке технического сост
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой и углубленной подготовки).Те...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПМ 01 Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции
Разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по МДК 01.02 Технология хранения сельскохозяйственной продукции...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599857-1426066064.jpg)
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 3 "Подключение и работа с цифровой и видеокамерой" для МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответсвии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подготов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599857-1426066064.jpg)
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-599857-1426066064.jpg)
Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...