Практикум по теме: "Типы биотических отношений".
учебно-методический материал
Воспользуйтесь, лекционным материалом по данной теме и выполните практические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум на тему: "Типы взаимодействия организмов"
Закрепление лекционного материала. Вспомните лекцию на данную тему. Ответьте устно на вопросы:
1. Основные типы взаимодействия, их суть?
2. По каким критериям отличаются хищники от паразитов?
3. Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?
4. Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?
5. Какое значение имеет нейтрализм?
Задание № 1.
Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы.
1. Хищничество | А. Густой подрост ельника. |
2. Симбиоз. | Б. Светолюбивая трава растущая под березой. |
3. Конкуренция внутривидовая | В. Лишайники. |
4. Конкуренция межвидовая | Г. Аскарида и человек. |
5. Паразитизм | Д. Прусак и черный таракан. |
6. Протокооперация | Е. Росянка и муха. |
7. Мутуализм | Ж. Акула и рыба-прилипала. |
8. Комменсализм | 3. Повилика и крапива. |
9. Нейтрализм | И. Синица и лягушка. |
10. Аменсализм | К. Пчелы и луговые цветы |
Задание №2.
Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.
Задание №3.
Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.
Задание №.4
Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.
Задание №5.
Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой
Задание №.6
Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.
Проверочные работы по теме урока:
1. Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Почему?
2. Для нейтрализма характерно отсутствие непосредственной связи между видами в сообществе. Однако в любом сообществе опосредованно все виды связаны. Объясните, как нейтральные виды, например лось и белка, опосредованно влияют друг на друга.
3. Дайте определения понятиям: мутуализм, нейтрализм, конкуренция, аменсализм, комменсализм, паразитизм, хищничество.
Карточки задания
Задания для 1 варианта : 1. Прочитайте параграф учебника 2. Выясните, какие формы позитивного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе. 3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений. 4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал. |
Задания для 2 варианта : 1. Прочитайте параграф учебника 2. Выясните, какие формы негативного отношения между отдельными особями могут наблюдаться в природе. 3. Познакомьтесь с примерами, указанными в учебнике, и приведите свои по каждой форме взаимоотношений. 4. Составьте словесно-логическую схему, демонстрирующую изученный материал. |
Проблемный вопрос: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной удоя у коров в данной местности?»
Ответы: Предположим:
1. Увеличится количество кошек.
2. Уменьшится количество мышей.
3. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
4. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
5. Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.
Тестирование по теме «Биотические отношения»
Вариант 1.
1. Экологические факторы, проявляемые во взаимодействии между живыми организмами, называются:
А) Биотические Б) Абиотические В) Антропогенные
2. Вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, называются:
А) Конкуренция Б) Паразитизм В) Хищничество
3. Взаимоотношения организмов, соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке, называются:
А) Комменсализм Б) Кооперация В) Конкуренция
4. Форма взаимоотношений, при которых животные одного вида используют животных другого вида в качестве среды обитания или источника пищи, причиняя тем самым вред, называются:
А) Паразитизм Б) Хищничество В) Комменсализм
5. Сотрудничество двух видов организмов, при котором каждый вид может существовать отдельно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу, называется:
А) Нейтрализм Б) Кооперация В) Симбиоз
6. Форма симбиоза, при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду; в этом случае один вид извлекает пользу, другой – не имеет ни пользы, ни вреда. Такой вид отношений называется:
А) Кооперация Б) Комменсализм В) Конкуренция
7. Тип взаимоотношений, при которых оба организма получают взаимную пользу
А) хищничество Б) конкуренция В) симбиоз Г) паразитизм
8. Организм, в теле которого происходит половое размножение паразита, называется:
А) основным хозяином Б) промежуточным хозяином
В) переносчиком Г) паразитоидом
9. Опыление пчелами разных луговых растений является примером:
А) симбиоза Б) комменсализма В) мутуализма Г) протокооперации
10. Отношения жвачных копытных и инфузорий обитающих в желудке являются
примером:
А) комменсализма Б) мутуализма В) паразитизма Г) протокооперации
Тестирование по теме «Биотические отношения»
Вариант 2.
1.Первичное сотрудничество, при котором совместное проживание необязательно это:
А) протокооперация; Б) нахлебничесово В) хищничество
2.Связи между разными организмами называется:
А) биотические Б) абиотические В) антропогенные
3.Рыба-прилипала это пример:
А) сотрапезничества Б) нахлебничества В) квартиранства
4.Отношения, в которых выгода всегда односторонняя это отношения:
А) нахлебничество Б) хищничество В) комменсализм
5.Симбиоз это отношения:
А) взаимовыгодые Б) вредные
В) полезно-вредные Г) полезно-нейтральные
6.Клещи это:
А)хищники Б)паразиты В) квартиранты
7.Отношения, при которых средой обитания служит хозяин называются:
А) нахлебничество Б) квартиранство
В) паразитизм Г) мутализм
8.Азотофиксирующие бактерии в клубеньках бобовых это пример:
А)паразитизма Б) хищничества
В) симбиоза Г) комменсализма
9.Пример полезно-вредных отношений это:
А) гельменты -паразитические черви; Б) лишайники
В) распространение семян муравьями; Г) рыба-прилипала
10.Форма связи, при которой один организм получает необходимые питательные вещества от другого организма, принося ему обычно вред, но не вызывая немедленную гибель это:
А) симбиоз Б) паразитизм В) хищничество
Домашнее задание по группам: создание презентации
1 группа - изучают симбиоз. Найдите информацию по теме «симбиоз» в любом поисковике, ответы на следующие вопросы и выполните необходимые задания.
1.Что такое симбиоз?
2.Приведите примеры такого типа взаимодействий между организмами на примере:
а) растений, б) животных
3.Опишите разновидность симбиоза - комменсализм
4.Какие виды комменсализма существуют в природе? Приведите примеры.
5.Что такое протокооперция? Покажите это на конкретных примерах.
2 группа - изучают паразитизм. Найдите информацию по теме «паразитизм» в любом поисковике, ответы на следующие вопросы и выполните необходимые задания.
1.Дайте определение понятию паразитизм.
2.Приведите примеры паразитизма:
А) среди животных Б) среди растений В) среди грибов.
3 группа - изучают хищничество. Найдите информацию по теме «хищничество» в любом поисковике, ответы на следующие вопросы и выполните необходимые задания.
1.Дайте определение понятию хищничество.
2.Приведите пример хищничества между:
А) животными Б) растениями и животными.
3.Какие средства умерщвления, добывания и переваривания пищи развиты у хищников?
ПРИЛОЖЕНИЕ
карточки-подсказки
1. Раффлезия и лиана.
Раффлезия Арнольди — растение, обладающее самым крупным цветком, который распускается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвленную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждается в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.
2.Росянка и муха.
Росянка — насекомоядное растение, привлекающее насекомое каплей жидкости (напоминает росу), захватывающее и переваривающее его.
3. Корова и слепень.
Слепень — кровососущее насекомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека. Наружный паразит.
4.Ель и сосна.
Ель и сосна — растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуются солнечная энергия и вода почвы, с растворенными' в ней минеральными веществами.
5. Дятел и жук-короед.
Короеды — растительноядные насекомые; их жуки и личинки часто обитают под корой деревьев, прогрызая сложные ходы. Дятлы — птицы, питающиеся семенами, насекомыми;
имеют долотообразный клюв и тонкий длинный
язык, приспособленные для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.
6. Лисица и полевка.
Лисица — хищник, питающийся мышевидными грызунами.
7. Аскарида и человек.
Аскарида — круглый червь, семейства нематод. Паразитирует в кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.
8. Кенгуру и кролики в Австралии.
Кенгуру и завезенные в Австралию, кролики встречаются в сходных
местах обитания и, питаются вегетативными частями
растений.
9. Заяц и крот.
Заяц — наземное травоядное животное, крот — подземное насекомоядное животное.
10. Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пишу различные корма и непосредственно никак друг с другом не связаны.
11. Волк и бабочка-крапивница.
Волк — хищное млекопитающее, питающееся, в основном, позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветков, а её личинки (гусеницы) —. вегетативными частями растений.
12. Акула и рыба-прилипала.
Рыба-прилипала присосками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками её трапезы.
13. Воробей в гнезде скопы.
Скопа — рыбоядная птица, но, охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в
стенках ее гнезда
14. Лев и птицы - падальщики.
Лев — крупное хищное млекопитающее, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники - птицы - падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы наземных хищников.
15. Гречиха и пчела медоносная.
Пчела опыляет растение гречихи, взамен получая нектар и пыльцу.
16. Рябина и дрозд-рябинник.
Ягоды рябины являются пищей для птицы. Пройдя через кишечный тракт дрозда, оболочки семян частично разрушаются, что способствует прорастанию семян. Птица распространяет семена рябины на значительные расстояния.
17. Медоуказчик и медоед.
Птицы - медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчёл, а также медом и воском (воск переваривается благо
даря присутствию в желудке бактерий - микрококкус), однако сами добраться до пчелиных гнезд не способны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда (класс млекопитающих, семейство куньих), издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.
18. Лишайник.
Лишайник образован двумя организмами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает водоросли защиту, позволяя ей выживать в сухих местах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.
19. Клубеньковые бактерии и клевер.
Азотфиксирующие бактерии, проникая в корни бобовых, образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.
20.Микориза
Микориза – это связь грибницы гриба и дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывает фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему: "Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов"
Презентация к уроку...

Кроссворд по дисциплине: Менеджмент Тема: Типы организационных структур организаций
Кроссворд по дисциплине: МенеджментТема: Типы организационных структур организаций...

Презентация по дисциплине экономика по теме "Типы экономических систем"
Слайдовое сопровождение урока по дисциплине экономика...

Конспект урока по теме "Типы речи"
В приведенном материале дается план развернутый проведения урока с применением технологии развивающего обучения....

Лекция на тему: "Типы биотических отношений".
На основании данной лекции обучающиеся, должны выполнить практические задания по данной теме....