«Кислотное загрязнение водоема.»
методическая разработка
«Кислотное загрязнение водоема.»
Форма проведения: учебное занятие.
Возраст участников 8,9 класс.
Аннотация :Вода- пожалуй, самое удивительное и важное вещество на планете Земля. Без воды невозможна жизнь. Вода окружает многие земные организмы всю их жизнь от рождения до смерти, так, что они всего -лишь несколько мгновений могут существовать вне водной стихии. Такие организмы называют гидробионтами (обитателями воды).Другие организмы, такие, например, как мы с вами, хоть и не являются чисто водными существами, тем не менее на 60% и более состоят из воды. Для таких организмов важной задачей становится получение извне внутрь своего тела качественной, чистой воды. К сожалению, вода может легко загрязняться. Многие вещества в воде хорошо растворяются, и среди них могут оказаться опасные и нежелательные для живых организмов соединения. В такой загрязненной воде становится проблематично нормальное существование гидробионтов. С другой стороны, «грязная» вода может стать непригодной и для тех организмов, которые живут вне водной стихии, однако постоянно нуждаются в ней, «пьют» ее. Вот почему так важно и актуально решение проблемы чистой воды.
Пояснительная записка.
Загрязнение водоемов и проблема чистой воды с каждым годом обостряется. К сожалению запасы чистой воды ежегодно уменьшается. Как же происходит закисление воды в природном водоеме? Этот процесс порожден хозяйственной деятельностью человека. Сжигая топливо( нефть, уголь, газ, древесину), а также отбросы на свалках, человек. Тем самым способствует накоплению в атмосфере оксидов серы и азота. Сера и азот, связанные в соединениях топлива. В появление этих оксидов в атмосфере повинны также работающие двигатели внутреннего сгорания автомобилей. Реагируя с дождевой водой(частичками влаги в атмосфере), эти соединения образуют кислоты. Кислоты выпадают на землю в виде кислотных дождей, попадают в водоемы и тем самым становится водоем непригодной для жизни гидробионтов. В процессе игры у обучающихся пробуждается интерес к изучению процессов протекающих в экосистеме водоема при его кислотном загрязнение. В процессе игры закрепляется навыки умения определять водные организмы, по ярусам распределения в биоценозах, навыки умения определять исчезновение животных и растений по чувствительности к закислению водоемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislotnoe_zagryaznenie_vodoema.docx | 474.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кислотное загрязнение водоема.» Подготовила и провела: педагог высшей категории МОБУ ДОД СЮН Валеева Залифа Рахимьяновна
Форма проведения: учебное занятие. Возраст участников 8,9 класс.
Цель: Создать условие для погружение и углубления знаний у обучающихся об экологии водных экосистем. Активация экологического воспитания обучающихся через элементы игры, ознакомить учащихся с процессами , протекающими в экосистеме водоема при его кислотном загрязнении.
Задачи:
Обучающие:
– систематизировать наблюдение за водными объектами –углубить знания обучающихся об экологической классификации животных по ярусам распределения в биоценозах (на поверхности воды, в толще воды, в грунте.) –Расширить знания обучающихся с процессами, протекающими в экосистеме водоема при его кислотном загрязнении.
2. Развивающие:
-развитие у обучающихся потребности к изучению природы родного края. - развитие познавательной активности обучающихся. –развитие навыков умения определять водные организмы, по ярусам распределения в биоценозах. –развитие навыков умения определять исчезновение животных и растений по чувствительности к закислению водоемов. –развитие мышления, памяти, речи обучающихся.
3.Воспитательные:
- формирование высокого уровня экологической и эстетической культуры. –формирование потребности в природоохранной деятельности. – воспитание высоконравственного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:
- закрепление у обучающихся интереса к познавательной деятельности. - развитие навыков умения определять водные организмы, по ярусам распределения в биоценозах. –развитие навыков умения определять исчезновение животных и растений по чувствительности к закислению водоемов. – умение самостоятельно составлять проектные и исследовательские работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, название темы, слайды о гидробионтах, таблица шкалы pH и закисления водоемов, карточки с заданиями, карандаши цветные и простые, ручка.
Ход занятия
I.Организационный этап
Педагог: (Слайд №1, 2). Здравствуйте ребята! Сегодня вы узнаете много интересного на занятие об экологии водных экосистем. Занятие наше посвященное Всемирному Дню Воды. Слайд №1 С 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО 22 марта отмечается Всемирный День Воды. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом «Вода - это жизнь». Только давайте договоримся, что у нас действует правило поднятой руки. То есть, если хотите что-то сказать –поднимите руки (показывает).А если согласны, то кивните головой вот та (показывает). Внимание! Договорились? За правильные ответы вы получаете по одному баллу. Рейтинговый список , обучающихся весит на доске.
Педагог: Итак, мы начинаем .Займемся мы все повторением прошедшей темы. А теперь все на экран скорей смотрите. Подумайте и ощутите. Звучит музыка.Слайд№2-17 О чем эти слайды? Слайд №2 Растения пресного водоема. Как называется самое крупное растение водоема? Слайд №3 Как называется погруженные в воду растение водоема? Слайд № 4 Как называется это растение? Слайд №5 Как называется это растение? Что случилось с водоемом? Слайд № 6 Как называется это растение? Слайд № 7 Как называется это растение? Слайд №8 Этажи водной экосистемы пресного водоема. Слайд № 9 Назовите к какому виду относятся эти насекомые? Что общего между ними? Слайд №10 Назовите к какому виду относятся эти клопы? Слайд №11 Назовите к какому виду относится водный жук. Слайд №12Назовите к какому виду относится водный паук. Слайд №13 Назовите к какому виду относится двустворчатая моллюска? Назовите к какому виду относится ракообразное? Слайд № 14Назовите к какому виду относится брюхоногая моллюска? Назовите к какому виду относится беспозвоночное животное. Слайд №15 Назовите к какому виду относится брюхоногие моллюски? Слайд №16 Назовите к какому виду относится эти рыбы? Слайд№17 Что вы видите на экране?
Педагог: Итак мы с вами посмотрели несколько фотографий об обитателях водоема. Вода окружает многие земные организмы всю их жизнь от рождения до смерти, так, что они всего -лишь несколько мгновений могут существовать вне водной стихии. Но как называются эти организмы? Обучающиеся: Такие организмы называют гидробионтами. Педагог: Для таких организмов важной задачей становится получение извне внутрь своего тела какой воды? За ваши правильные ответы получаете баллы. Обучающиеся: Качественной, чистой воды. Педагог: .Другие организмы, такие, например, как мы с вами, хоть и не являются чисто водными существами на сколько % состоим из воды? Обучающиеся: Человек не менее на 60% и более состоят из воды. Для таких организмов важной задачей становится получение извне внутрь своего тела качественной, чистой воды. Педагог: К сожалению, вода может легко, что делать? Обучающиеся: загрязняться. Педагог: Многие вещества в воде, что делают? Обучающиеся: Растворяются, и среди них могут оказаться опасные и нежелательные для живых организмов соединения. Педагог: В такой загрязненной воде могут существовать гидробионты? Обучающиеся: Становится проблематично нормальное существование гидробионтов. Педагог: С другой стороны, «грязная» вода может стать непригодной и для тех организмов, которые живут вне водной стихии? Например: мы с вами. Обучающиеся: «грязная» вода непригодна для человека. Педагог: Сколько дней может прожить человек без воды? Обучающиеся: 7 дней. Педагог: мы пришли к выводу, что для гидробионтов важной задачей становится получение извне внутрь своего тела качественной, чистой воды. С другой стороны, «грязная» вода может стать непригодной и для тех организмов, которые живут вне водной стихии, однако постоянно нуждаются в ней, «пьют» ее. Вот почему так важно и актуально решение проблемы чистой воды.
II. Новая тема : «Кислотное загрязнение водоема.»
Педагог: Как известно из курса химии, вода представляет собой слабый электролит, молекулы ее весьма «неохотно» диссоциируют (распадаются) на заряженные частички-ионы Н+ и ОН‾. Напишите уравнение:
Н2О ---- Н+ + ОН‾
Однако и это важно. Из приведенного уравнения видно. Что сколько бы молекул воды не распалось в результате электролитической диссоциации, количество ионов равно количеству частиц ОН‾.
Педагог :Вспомним так же и то, что ионы Н+ определяют кислотные свойства растворов ( таких частиц, например, много в растворах кислот). В самом деле. Для соляной кислоты уравнение диссоциации будет выглядеть так. Напишите уравнение:
НCI -------- Н+ + HCI‾
Педагог: Как называются частицы же ОН‾. Обучающиеся: ( они называются гидроксид -анионами) Педагог: Что образуются при распаде в водных растворах оснований (прежде всего сильных оснований – щелочей).Напишите уравнение :
КОН ------ К+ + ОН‾
Педагог: Таким образом, кислотные растворы характеризуются большой концентрацией ионов Н+, щелочные- высокой концентрацией частиц ОН‾. Вода же нейтральна, т.к. для концентрации ионов Н+ равна концентрации ОН‾. Для того, чтобы можно было сравнивать кислотность-щелочность различных растворов, ученые придумали шкалу pH. pH( читается «пэ-аш»)- это отрицательный логарифм концентрации ионов Н+. Значение pH- целые числа от 1 до 14, где показатели pH от 1до 7 составляют кислотную область, а показатели pH от 7до 14-щелочную. pH=7- это показатель нейтральной среды ( чистая вода). Н рисунке1 приведена шкала pH и даны примеры известных вам веществ, растворы которых обладают кислотными или щелочными свойствами.
0 | ||
Почти все насекомые исчезают | 1 | Кислота - желудочный сок |
2 | ||
Токсично для всех рыб и большинства насекомых | 3 | Лимонный сок |
Наносится вред растениям и деревьям | 4 | уксус |
5 | ||
Дождевая вода | 6 | |
7 | Нейтральная – дистиллированная вода | |
8 | гашеная сода | |
9 | ||
10 | ||
11 | Нашатырный спирт | |
12 | ||
13 | основание | |
14 |
Рисунок 1. Шкала pH и кислотный дождь.
Педагог:Слайд№20 Как вы можете объяснить значения в таблице? Обучающиеся: чем больше ионов водорода присутствует в растворе, тем больше кислотность этого раствора и тем ближе показатель pH к 1.Показатель pH, больший 7, означает, что раствор щелочной, и чем ближе цифра к 14, тем больше гидроксид-анионов ОН‾ содержится в растворе. Педагог: Ради справедливости следует заметить, что природные воды не являются строго нейтральными (с pH= 7).От чего же зависит кислотность природных вод? Обучающиеся:Дело в том, что на кислотность природных вод влияют породы , из которых сложено дно водоема. Педагог: Река протекающая по ложу из песчаника, сланцев или породы вулканического происхождения . обычно имеют слабокислую воду. В реках же со дном из мела и известняка вода слабо-щелочная. Как же влияет кислотно-щелочные свойство воды на животные и растения в котором они обитают? Обучающиеся: Животные и растения очень чувствительны к кислотно-щелочным свойствам природной воды , в которой они обитают. Педагог: Исключений здесь немного. Кто знает, растения которые растут в подкисленной воде и какие в слабощелочной среде? Обучающиеся: Слайд№21Подводное растение пузырчатка оптимально развивается в подкисленной воде, а некоторым сине-зеленым водорослям и водяному лютику необходима слабощелочная среда. Педагог: Слайд №21 Однако сильное закисление водоем –существенный сдвиг значений pH от7 в сторону1 –губительно для большинства гидробионтов.
pH 7.0 6.0 5.0 4.0
Гибнут ракообразные, моллюски |
Гибнут лосось, форель, плотва. |
Гибнут некоторые насекомые, основная масса планктона |
Гибнут хариус, сиг. Гибнут окунь, щука Гибнут голец, угорь выживают некоторые виды насекомых и планктона Бурное развитие мха сфагнума |
Рис.2. Закисление водоема губительно для многих гидробионтов.
Педагог: Как же происходит закисление воды в природном водоеме? Какой вред наносит человек? Обучающиеся: Это процесс порожден хозяйственной деятельностью человека. Сжигая топливо (нефть,уголь,газ, древесину), а также отбросы на свалках, человек тем самым способствует накоплению в атмосфере оксидов серы и азота. Сера и азот, связанные в соединениях топлива, подвергаются окислению. Педагог: Напишите уравнение окисления S и N по схеме:
S + О2 --------- SO2
SO2 + O2 ----- SO3
N + O2 ------- NO + NO2
В появление этих оксидов в атмосфере повинны также работающие двигатели внутреннего сгорания автомобилей, реагируя с дождевой водой (частичками влаги в атмосфере), эти соединения образуют кислоты:
SO 3 + H2O --------H2SO4
NO2 + H2O -------- HNO3
Педагог: Каким образом кислоты попадают в водоемы? Обучающиеся: Кислоты выпадают на землю в виде кислотных дождей, попадают в водоемы (прямо или путем переноса с суши и тем саамы вносят в воды природных источников ионы Н+.Из-за этого значение pH сдвигаются в «кислую» область, и вода может стать непригодной для жизни гидробионтов.
III. Закрепление: Экологическая игра «Кислотность водоема»
Цель игры: ознакомить обучающихся с процессами, протекающими в экосистеме водоема при его кислотном загрязнении. Материалы: карточки с рисунками животных организмов, их трофические связей и кратким описанием вида(20шт), лист бумаги и авторучки для составления таблицы.Продолжительность:10 минут. Количество: 20 играющих (2 команды по 10 игроков), 1 ведущий (педагог). Описание игры: 1. Ведущий в игре является педагог. Из обучающихся набираются две команды по 10 человек. Ведущий раздает каждому игроку обеих команд карточки. Набор карточек одинаков для каждой команды. В наборе 10 карточек. На карточке нарисован определенный вид живого существа, дана краткая характеристика и указаны трофические связи. Непрерывная стрелка от основного вида на карточке указывает на силуэт организма, которым питается данный вид животного ( основная жертва).При отсутствии основной жертвы можно «питаться» по запасному варианту, указанному пунктирной стрелкой. Цифра на карточке означает минимальное значение pH, которое может выдержать организм. Если pH ниже указанной- организм вымирает. Получив карточки, игроки быстро знакомятся с ними. Задача каждой команды- как можно быстрее составить пищевую цепочку по полученным карточкам. Это значит, что игрок должен правой рукой взять за левую руку свою «жертву». Построив, таким образом, живую цепочку, игроки, должны показать свои карточки ведущему, держа их левой руке. Побеждает команда, первая правильно построившая пищевую цепочку.
Обобщение: Вы теперь узнали, как происходит кислотное загрязнение водоема. Эти знания пригодятся вам, ребята? Обучающиеся: Нужны! Чтобы сохранить водоемы чистыми! Прежде всего, от самих себя , зависит. Вода- пожалуй, самое удивительное и важное вещество на планете Земля. Без воды невозможна жизнь. Все мы нуждаемся в нем. Какой вывод мы можем сделать?
IV. Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексного экрана на слайде №22: 3 минуты.
Литература.
1.Школьный Атлас –определитель беспозвоночных М.А.Козлов, И.М.Олигер.
2.Химия Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
3. Экология Башкортостана Б.М. Миркин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасного поведения на водоемах зимой
Правила безопасного поведения на водоемах зимой....
лабораторно-практическое занятие «Определение временной жесткости воды методом кислотно-основного титрования»
Изучая титриметрический метод анализа, а именно кислотно-основное титрование целесообразно продолжить знакомство с понятием «жесткость воды» и путем практического исследования научиться применят...
Проект «Экология водоемов нашего края».
Проект мотивирует учащихся к самостоятельной работе над языком, Прививает интерес к истории, культуре и традициям страны изучаемого языка. Развивает познавате...
РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ВОДОЕМОВ ГОРНО-ПРЕДГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
Статья-анализ развития туризма в горно-предгорных районах Северо-западного Кавказа...
Возможность использования рыб внутренних водоемов и прибрежного лова для изготовления пресервов.
Внимание технологов, производственников и нутрициологов все больше обращено к проблемам производства продуктов «здорового питания». Важное место принадлежит продуктам из рыбного сырья. Рыба относится ...
Лекция 4 Методы наблюдений за состоянием водоемов
В основном анализ поверхностных и морских вод осуществляется в лабораториях путем забора проб воды на сети станций и постов за исключением тех анализов, которые проводятся непосредственно на бор...
PH - кислотно щелочной баланс
показатель рН В химии показатель pH является мерой кислотности или щелочности (основности) в водном растворе. Его значение измеряется в пределах от 0 до 14. Чистая дистиллированная вода при темпе...