Взаимодействие генов
план-конспект урока на тему
Урок для 9 класса. Цель урока создать оптимальные условия для осознания и осмысления новой учебной информации, основанной на том, чтобы сформировать знания о типах взаимодействия генов и их множественном действии; сформировать понятия: неполное доминирование, кодоминорование, полимерия, плейотропность. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: смешанный (беседа, практикум, самостоятельная работа, игра).Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokvzimodgenov9kl.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Взаимодействие генов. Предмет: биология. Класс: 9 Число: 10.12 Цель: создать оптимальные условия для осознания и осмысления новой учебной информации, основанной на том, чтобы сформировать знания о типах взаимодействия генов и их множественном действии; сформировать понятия: неполное доминирование, кодоминирование, полимерия, плейотропность; научить самостоятельно делать выводы по предложенным генетическим схемам; продолжить практику решения задач по генетике. Планируемые образовательные результаты: Предметные: ● называть типы взаимодействия аллейных и неаллельных генов, выявлять значения этих типов взаимодействия; ● давать определение понятиям «неполное доминирование», «кодоминирование», «полимерия», «эпистаз», «комплементарное действие генов», «плейотропность». Метапредметные: 1. Познавательные: умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение. 2. Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. 3. Регулятивные: умение самостоятельно определять свою точку зрения. 4. Личностные: осознание бережного отношения к собственному организму на основе знаний о генотипе, как целостной системе; выстраивание собственного целостного мировозрения; формирование познавательного интереса к биологии. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: смешанный (беседа, практикум, самостоятельная работа, игра) Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, работа в группах, проектный метод. Основные понятия, изучаемые на уроке: неполное доминирование, кодоминирование, полимерия, плейотропность, эпистаз, комплементарное взаимодействие. Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, тексты для работы в группах. Таблица для работы в группах, тексты заданий, заготовки для мини-проекта, генетические задачи.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организа- ционный момент (1мин) | Приветствует учащихся. Проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность | Коммуникативные: ▪участвуют в культуре общения. Личностные: ▪ настрой на позитивную деятельность на уроке |
Актуализация знаний (5мин) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Организует фронтальную беседу. Всё наследования по законам Г.Менделя и Т.Моргана объединяет что то общее. Что это? Предполагаемый ответ: гены. ▪Эти гены какие? Где расположены? (эти гены аллельные, располагаются в разных хромосомах) ▪ Какой тип взаимодействия аллельных генов вам уже известен? (Полное доминирование)(Формулируют первый закон Менделя, приводят примеры) ▪ Как будут называться гены, расположенные в одной хромосоме и отвечающие за разные признаки? (Неаллельные гены) (демонстрация слайда) | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Применяют знания для выполнения задания | Познавательные: ▪развивать навык анализа информации ▪учатся строить высказывания, устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное Коммуникативные ▪выражать свои мысли; ▪учатся культуре общения |
Создание проблемной ситуации (3-4мин) | Организует осознание учениками внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование затруднений в пробном действии. Предлагает учащимся разделиться на четыре группы по генетическому признаку – группе крови (узнать свою группу крови было домашним заданием). Учитель корректирует количество участников в каждой группе. Создаёт для учеников проблемную ситуацию.
Проводит подводящий диалог: ▪ Можете ли вы сейчас ответить на эти вопросы? (Нет) ▪ Влияют ли гены друг на друга, находясь в разных или одной хромосомах, то есть аллельные и неаллельные гены? ▪ Давайте попробуем выяснить это, используя денные генетики, и вы увидите, что признаки наследуются не только по законам, нами изученными, но вопреки им. ▪ Сформулируйте тему урока. ▪. Записываем тему урока «Взаимодействие генов» | Распределяются по группам Вступают в диалог с учителем. Выявляют проблему, проговаривают и осознают её, формулируют тему урока, записывают её в тетрадь | Коммуникативные: ▪ учатся выражать свои мысли. Познавательные: ▪ учатся строить высказывания; ▪ учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: ▪ учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы. |
Целеполага- ние (2-3мин) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: ▪ Каков главный вопрос нашего урока? ▪ Какова цель? Выслушивает предположения учащихся (узнать типы взаимодействия генов, понимать суть различных взаимодействий генов, оценивать результаты взаимодействия генов с точки зрения их значимости для конкретного организма) | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют цель своих будущих учебных действий; формулируют какие знания им нужны и чему им надо научиться. | Познавательные: ▪ учатся строить высказывания. Коммуникативные: ▪ учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные: ▪ учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, устанавливают пути решения проблемы. |
Объяснение нового материала (23-24 мин) Закрепление пройденного материала на уроке, формулировка вывода (5мин) Рефлексия (2-3 мин) Домашнее задание (1мин) | -- Ребята, вы становитесь участниками генетической лаборатории. Каждая лаборатория получает заказ, результаты которого, после теоретического решения, необходимо выразить через мини-проект. На выполнение заказа даю вам 12 минут. Зав.лабораторий получает задание и материал для мини-проекта. Учитель организует работу в группах, самостоятельную работу с текстом, таблицами, схемами («мозговой штурм»). Лаборатория №1 В садоводстве известны сорта красноплодной (АА) и белоплодной (аа) земляники. Реже встречается земляника с розовыми плодами. Как же получить землянику с розовыми плодами? Какой тип взаимодействия генов имеет место в конкретном случае? Лаборатория №2 В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара - I и IV. Один ребёнок имеет II группу, а второй – IV группу. Пользуясь текстом учебника и таблицами, определите родителей обоих детей. Укажите тип взаимодействия генов. Лаборатория №3 Прочитать распечатанный текст и, пользуясь таблицей генотипов цвета кожи человека, определить возможные фенотипы детей, рождённых от брака белокожей женщины и негра, а также тип взаимодействия генов. Лаборатория №4: Как объяснить тот факт, что при скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветами все гибриды первого поколения имели пурпурную окраску цветка, а при скрещивании гибридов F1 и F2 наблюдается расщепление по фенотипу 9:7? Организует беседу по результатам выполнения задания. Зав.лабораторией №1 предоставляется слово для озвучивания результатов. Подводящая беседа ▪ Какие гены взаимодействуют? (Аллейные) ▪ Как называется такой характер наследования? (Неполное доминирование) Выполнение заказа: Р АА(красноплодная) х аа(белоплодная0 F1 Аа (розовые плоды) F2 АА, Аа, Аа, аа (1:2:1) Демонстрируется мини проект Участники лаборатории дают определение и вместе с остальными участниками сравнивают его с определением на слайде. Запись в тетрадь: неполное доминирование - доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного аллеля, то есть и доминантный, и рецессивный гены проявляют свои действия. Расщепление по фенотипу у F2 1:2:1 Учитель: Другое название «неполного доминирования» - «промежуточный характер наследования», и многие воспринимают это буквально, как в случае с львиным зевом: белые х красные → розовые, но это не всегда так: ▪ андалузские куры (АА – чёрное оперение, аа – белое оперение, аАа – голубое; ▪ норка (АА – тёмный мех, аа – белый мех, аАа – светлая окраска с тёмным крестом); ▪ лошадь ( АА – белая масть, аа – гнедая масть, аАа – золотисто-жёлтая). Сделайте вывод. У гибридов F1 новый признак, не характерный для родителей. Зав.лаборатории №2 предоставляется слово для озвучивания результатов и демонстрации мини проекта. Подводящая беседа ▪ Сколько аллелей , определяющих группы крови, известно у иммуногенетического гена «I»? Назовите их. (Три аллельных гена: А.В – доминантные , 0 – рецессивный). ▪ Какое сочетание аллелей даёт IV группу крови? (А и В) Выполнение заказа: первая пара - родители ребёнка с IV группой крови, вторая пара – ребёнка со II группой. Демонстрируется мини-проект. Делают вывод: ген А и ген В дополняют друг друга (кодоминантны). Такое взаимодействие генов называется кодоминоровонием. Учитель демонстрирует слайд «Варианты взаимодействия трёх аллельных генов». Запись в тетради: кодоминирование (лат. Сит – вместе и dominare – господствовать) – совместное участие двух аллелей в определении признака у гетерозиготной особи. Учитель: попробуем решить проблему обратную – гены расположены рядом друг с другом в одной хромосоме и кодируют неодинаковые белки (неаллельные гены). С одним типом такого взаимодействия познакомлю вас я, а остальные нам продемонстрируют участники лабораторий №3и4 Эпистаз (ингибирование) (слайд): ▪ При скрещивании тыкв с белыми плодами (IIAA) и зелёными (iiаа) всё поколение гибридов F1 ,будет иметь белые плоды (IiAa), но не жёлтые, как можно предположить. Что происходит с двумя доминантными генами? Вывод (делают ученики): один доминантный ген подавляет действие другого доминантного гена. Зав.лаборатории №3 демонстрирует мини-проект с полученными результатами: «все дети, рождённые от брака белокожей женщины и негра, будут средними мулатами (АаВв)». Подводящая беседа ▪ Какие гены взаимодействуют? (Неаллельные) ▪ Сколько неаллельных генов взаимодействуют? (Чем больше в генотипе доминантных генов, обуславливающих этот признак, тем ярче этот признак проявляется) Учитель демонстрирует слайд «Наследование цвета кожи у человека». Учащиеся самостоятельно формулируют определение и записывают в опорный конспект: «Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором на проявление признака оказывают влияние одновременно несколько генов, называется полимерия ( от лат. «поли» - много). Зав.лаборатории №4 докладует о выполнении заказа: два доминантных гена дополняют друг друга, но каждый отдельно не может обеспечить красную окраску. Такое взаимодействие генов называется комплементарностью (от лат. комплементум – дополняющий). В качестве ещё одного примера комплементарностигенов учитель демонстрирует и поясняет слайд «Наследования формы гребня у кур». Учитель: Рассмотрим пример, когда один ген влияет на формирование нескольких признаков. Такое множественное действие генов называется плейотропностью (слайд «Схема наследования синдрома Морфана»). Признаки: очень длинные и тонкие (паучьи) пальцы, вывих хрусталика глаза, пороки клапанов сердца, нарушение деятельности сосудов. Объясняется это тем, что ген контролирует развитие соединительной ткани, и отрицательно сказывается на работе сразу нескольких систем организма человека. Этим синдромом страдали Ганс Христиан Андерсон, Корней Чуковский и …(10 секунд звучит музыка Поганини). Кто это? (Итальянский скрипач Никколо Поганини). ▪ Посмотрите на эти руки (слайд). Эта морфологическая особенность рук позволила ему творить со скрипкой чудеса. Другой пример плейотропности: у человека ген, определяющий рыжую окраску волос, обуславливает более светлую кожу и появление веснушек. Учитель организует составление кластера. В центре доски записана тема «Генотип». Сейчас мы с вами попытаемся всю информацию, полученную нами о генотипе организма, структурировать (участники лабораторий поочерёдно выходят и записывают свои слова, словосочетания, фразы). Генотип
Аллельные гены Ген Неаллельные гены Полное Взаимодействие эпистаз доминирование генов полимерия Неполное доминирование комплементарность
кодоминирование С целью закрепления генетической терминологии предлагается игра в «цепочку". Учитель называет термин и просит ученика дать ему определение; тот, правильно ответив, предлагает свой термин другому ученику, и так далее по цепочке. ▪ Спасибо вам, уважаемые генетики за работу, вы успешно выполнили все заказы и помогли всем нам разобраться в таком сложном механизме, как взаимодействие генов. Какой вывод мы с вами сделаем? ▪ Генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов; ▪ ген может оказывать влияние на развитие как одного, так и многих признаков; ▪ на развитие одного признака могут влиять несколько генов. Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. ▪ Обратите внимание на наши записи. Демонстрирует проблему урока, цель. ▪ всё ли мы выполнили? Можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые в начале урока вызвали затруднения? ▪ Как оцените свою работу? Создаёт условие для проведения рефлексии. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал……, было интересно……, было трудно……, я выполнил задания……, я понял, что……, теперь я могу……, я смогу применить полученные знания….., ещё я хотел бы узнать……, я научился……, меня удивило……. Прочитать п.7, выучить опорный конспект. Решить генетическую задачу по теме: «Взаимодействие генов» (учитель раздаёт индивидуальные задачи разной степени сложности)
| Работают в группе, выполняют задание. Читают текст, изучают рисунки, схемы, таблицы, обсуждают их в группах, отмечают новый материал. Составляют схемы скрещивания, определяют тип взаимодействия генов. Группы выступают по результатам работы, сравнивают свои результаты с результатами на слайдах. Формулируют определение. Находят определение в тексте или на слайде, сравнивают с тем, которое они дали. Слушают, кратко конспектируют. Делают вывд, записывают в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ, делают вывод, записывают в тетрадь. Анализируют таблицу, высказывают своё мнение о взаимодействии генов Формулируют и записывают определение. Делают вывод. Определяют тип взаимодействия генов, пример и определение записывают в опорный конспект. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ, делают выводы. Формулируют определение, сравнивают с определением на слайде. т учителя конспектируют. Формулируют определение, сравнивают с определением на слайде. Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку. Закрепляют терминологию. Называют термины, дают им определение. Формулируют вывод урока, записывают в тетрадь. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Решают проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | Познавательные: ▪ учатся ориентироваться в учебнике и других источниках информации, находить и использовать нужную информацию; ▪ учатся строить высказывания; ▪ учатся анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию, строят логические рассуждения. Коммуникативные: ▪ учатся слушать и понимать речь другого человека; ▪ учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; ▪ формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные: ▪ работают по плану, осознанное управлением своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении. Познавательные: ▪ учатся использовать нужную информацию; ▪ учатся строить высказывания Коммуникативные ▪ учатся слушать и понимать речь другого человека Познавательные: ▪ учатся использовать нужную информацию. ▪ учатся строить высказывания. Коммуникативные: ▪ учатся слушать и понимать речь другого человека; ▪ учатся выражать свои мысли. Регулятивные: ▪ учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. Познавательные: ▪ учатся строить высказывания. Коммуникативные: ▪учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные: ▪ учатся самостоятельно делать выводы. Познавательные: ▪ учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: ▪ учатся выражать свои мысли. Регулятивные: Учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. Регулятивные: ▪ ставят самостоятельно учебную задачу на основе соответствия того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Плод высокого гения". К 690-летию "Божественной комедии" Данте
Литературно-музыкальное слайд-шоу...
Эссе "Гений тюменского края"
Эссе под названием "Гений тюменского края" написано в рамках Всероссийского конкурса сочинений. Работа посвящена талантливому писателю Лагунову, в честь которого названы улица и библиотека города Тюме...
Лекция Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами. Пенетрантность и экспрессивность генов.
Лекция по теме "Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами. Пенетрантность и экспрессивность генов", для специ...
Гены и ферменты
Химические превращения в организме протекают под контролем генов. Гены не определяют сам признак, а отвечают за синтез белка -фермента, осуществляющего ту или иную реакцию в сложной цепи ферментативны...
Актуальные вопросы возможностей использования генно-модифицированных организмов для достижения целей устойчивого развития
В данном исследовании автор рассматривает проблемы, возникающие при использовании ГМО-продуктов в рамках следования концепции устойчивого развития, и предлагает рекомендации для решения этих проблем....
Методическая разработка внеаудиторного занятия " Устный журнал-викторина: Гений земли русской"
Внеаудиторное мероприятие, посвященное 310- летию со дня рождения М.В. Ломоносова, состоит из двух блоков: устный журнал и викторина...
Генные болезни
Генные болезни...