РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса по ФГОС (с переводом на татарский язык)
рабочая программа по теме
К учебнику «Биология. Введение в биологию» (Введенский Э.Л., Плешаков А.А.- 2-е издание. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_2_-_kopiya.docx | 84.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» имени Баки Урманче
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено Руководитель МО _________/ ФоминаТ.Г / Протокол № ____ от «____» __________2017__ г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия № 2» НМР РТ _________/ Кинзябулатова Э.И / от «_29» 08_ 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия № 2» НМР РТ ___________________/А.Н.Гаязова / Приказ № 461 от «29 » августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 5 А, Б, В, Г,Д класса
Назиповой Равиды Гилемзяновны
учителя высшей квалификационной категории
на 2017 -2018 учебный год
г. Нижнекамск, 2017 год
Бакый Урманче исемендәге “2 нче гимназия” –
Татарстан Республикасы Түбән Кама муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе
Каралды МБ җитәкчесе /__________/ФоминаТ.Г../ Беркетмә №_______ Боерык №___ “______”____________2017 нчы ел | Килешенде Бакый Урманче исемендәге 2 нче гимназиянең Директор урынбасары /___________ / Кинзебулатова Э.И../ Боерык №_ “_____”______2015 ел “_____”___________2017 нчы ел /____ / Минһаҗева А.Ф./ /_______/ Азизов Р.М./ | Расланды Бакый Урманче исемендәге 2 нче гимназия директоры /____________/ Гаязова А.Н./ Боерык № Боерык №___ “ “ август 2017 нчы ел
|
Эш программасы
Биология
фән исеме
5нче А,Б,В,Г,Д
сыйныф, литер
Нәҗипова Равидә Гилемҗан кызы, югары квалификацион категория
укытучы
2017 – 2018 нче уку елы
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3.. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8.Эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия
проектная деятельность | овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. |
навыки работы с информацией | смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты |
основы читательской компетенции | овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования |
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Биология фәнен өйрәнү нәтиҗәләре
Шәхескә кагылышлы нәтиҗәләр:
- укучының җаваплылык хисен активлаштыру;
- укуга һәм хезмәткә уңай мөнәсәбәт булдыру;
- баланың үзаңын үстерү, милләтне, ватанны яратырга өйрәтү, горурлык һәм гражданлык хисләре тәрбияләү;
- әхлак нормаларын, җәмгыятьтә яшәү кагыйдәләрен төшендерү;
- төрле чыганаклардан (сүзлекләр, энциклопедияләр, интернет-ресурслар һ.б.) танып-белү һәм коммуникатив ихтыяҗларны канәгатьләндерерлек мәгълүматлар табарга күнектерү.
Метапредмет нәтиҗәләр:
Регулятив УУГ:
- дәреснең проблемасын (тема) һәм максатларын мөстәкыйль формалаштыру;
- проблеманы аңлап гипотеза чыгару, үз фикереңне дәлилләр китереп раслый белү, телдән (диалогик, монологик) һәм язма сөйләмдә сәбәп-нәтиҗә бәйләнешен аерып алу, нәтиҗәләрне формалаштыру;
- максатка ирешү юлларын билгеләү;
- үз эшчәнлегеңнең нәтиҗәле булуына ирешү, үз эшчәнлегеңне контрольгә алу;
- укытучы белән бергәләп, үз эшен, иптәшләренең җавапларын бәяләү;
- кагыйдә, күрсәтмәләрне истә тоту һәм аларга ияреп гамәлләр кылу;
- эшләнгән эшкә бәя бирү, сыйфатын һәм дәрәҗәсен билгеләү.
Танып-белү өлкәсендә:
- аерым төр һәм жанрга караган әсәрләрне аңлап укый һәм кабул итә, эчтәлеген кабатлап (аерым очракларда текстны яттан) сөйли, кирәк чакта тексттан өзекләр китерә алуга ирешү;
- укыган әдәби әсәрнең эчтәлеген, темасын, проблемасын, идеясен билгели, геройларын һәм әдәби дөньясын бәяли алуына, аның нинди төр һәм жанрга каравын аеруына ирешү;
- укучының классик әдипләрнең тормыш һәм иҗат юлларының төп фактларын белүе;
- әдәби текстның мәгънәви өлешләрен аерып чыгарып, укыган буенча тезислар һәм план төзү, махсус сурәтләү чараларының ролен билгеләү күнекмәсе булдыру;
- укыган әсәр буенча фикер алышуда катнашырга, оппонентларның фикерен исәпкә алып, үз карашларын расларга һәм дәлилләргә, әдәбият белеме төшенчәләренә мөрәҗәгать итәргә өйрәтү.
Коммуникатив УУГ
- тыңлый белү;
- диалог төзүдә һәм коллектив фикер алышуда катнашу;
- сыйныфташлары һәм укытучы белән уку эшчәнлеген оештыруда хезмәттәшлек итү;
- төрле фикерләрне исәпкә алып эш итү;
- үз фикерен дәлилли белү, тормыштан мисаллар китерү;
- төрле җавапларны тыңлау, чагыштыру, нәтиҗә ясау;
- үз фикерен тулы һәм төгәл итеп әйтә белү;
- күмәк эш вакытында уртак фикергә килү;
- мәгълүмат туплауда үзара хезмәттәшлек итүдә инициативасы күрсәтү;
- укылган текстлар буенча сораулар бирә алу;
- бирелгән текстларның дәвамын үзлектән сөйләп карау,фикер әйтү автор фикере белән чагыштыру;
- үз эшен контрольдә тоту, сыйныфташларына ярдәм итү;
- коммуникатив күнекмәләрнең кеше тормышындагы ролен билгеләү;
- үз фикерләрен телдән һәм язмача җиткерә белү;
- башкаларны тыңлый, киңәш бирә белү;
- сыйныфташлары каршында төрле темаларга, башкарылган проектлар буенчачыгыш ясау;
- иптәшенең гамәлләрен бәяләү, күрше белән хезмәттәшлек итү.
Предмет нәтиҗәләре:
-терек организмнарның төп билгеләрен билгеләү(күзәнәк һәм үсемлек организмы, хайваннар, гөмбәләр, бактерияләр) һәм тереклек ияләренә генә хас булган тереклек эшчәнлеге процессларын аера белү;
- тереклек дөньясына кергән барлык организмнарның бердәмлеген раслый торган төрле дәлилләр китерә белү;
- үсемлекләрнең, хайваннарның, бактерияләрнең һәм гөмбәләрнең үзләренә генә хас булган аерым үзлекләренә дәлиллр китерә белү;
- барлык тере организмнарны (күзәнәк һәм үсемлек организмы, хайваннар, гөмбәләр, бактерияләр) аларга гына хас булган үзлекләр нәтиҗәсендә төрле систематик төркемнәргә урнаштыра белү(классификацияләү)
- биология фәненең, төрле терек организмнарның кеше тормышындагы ролен ачыклауын билгеләү;
- үсемлек һәм хайваннарның систематик төркемнәренең бердәм килеп чыгышын чагыштырмача аңлата белү;
- организмнарның тышкы тирәлек шартларына җайлашуын төрле мисалларда аңлатып бирә белү;
- төрле схемалардан, рәсемнәрдән караптереклекләрнең тышкы якларын карап, аларның охшаш һәм аерым якларын аера белу;
- күзәнәк, тукыма, органнар, органнар системасы арасындагы тыгыз бәйләнешне аңлата белү;
- төрле биологик методларны кулланып терек организмнарны күзәтү, тасфирлау, экспериметлар үткәрү һәм нәтиҗәләрен аңлатып бирү;
- табигатьтә үз-үзеңне кагыйдәләрен белү;
- әйләнә-тирәгә кеше эшчәнлегенең тискәре йогынтысын аңлата белү;
- культуралы үсемлекләрне һәм йорт хайваннарын карауда төрле алымнар куллану;
- биология кабинетында үз-үзеңне тоту кагыйдәләрен куланну.
Содержание учебного предмета
Биология – наука о живых организмах (4ч)
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов. (1ч)
Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов. (15ч)
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни. (11ч)
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный мир родного края. Многообразие живых организмов. Экскурсия в ближайшее природное сообщество.
Биология предметының эчтәлеге
Биология – тере организмнар турындагы фән.(4с)
Терек табигатьне өйрәнү методлары. Биология кабинетында үз үзеңне тоту һәм эшләү кагыйдәләре. Табигатькә сакчыл караш. Биология нәрсә өйрәнә. Биологиянең әйләнә-тирәне һәм кешенең эшчәнлеген өйрәнә торган фән. Биология фәне тарихы. Тере табигать билгеләре(матдә алмашы, хәрәкәт, үрчү, үсеш, тынычсызлану, яраклашу, нәселдәнлек, үзгәрүчәнлек) аларның үсемлекләрдә, гөмбәләрдә, хайваннарда һәм бактерияләрдә чагылышы.
Организмның күзәнәкчел төзелеше(1с)
Күзәнәк ул организмның төп эшчәнлек нигезе. Күзәнәкне өрәнү тарихы. Күзәнәкнең төзелеше һәм эшчәнлеге. Бактерия ,гөмбә, үсемлек һәм хайван күзәнәкләре. Күзәнәк дөньясына сәяхәт. Организмнарны классификацияләү. Организмнары ничек классификациялиләр. Күзәнәк ул организмның төп эшчәнлек нигезе. Күзәнәкне өрәнү тарихы. Күзәнәкнең төзелеше һәм эшчәнлеге. Бактерия ,гөмбә, үсемлек һәм хайван күзәнәкләре. Күзәнәк дөньясына сәяхәт. Терек организмнар тукымалары.
Организмнарның күптөрлелеге
Терек табигатенең төп патшалыклары. Организмнарның кузәнәкчел һәм кузәнәксез формалары. Терек патшалыклары. Бактерияләр.
Лабораторно - практические работы:
1. Практическая работа №1 «Изучение строения микроскопа»
2. Практическая работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»
Учебно - тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Лабораторные работы |
1 | Биология – наука о живых организмах | 4 | |
2 | Клеточное строение организмов | 1 | 2 |
3 | Многообразие организмов | 15 | |
4 | Среды жизни | 15 | |
Итого: | 35 | 2 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Возможные виды деятельности учащихся |
1 | Биология как наука. Науки о природе. Биология – табигать турындагы фән. | 1 | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа |
2 | Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения природы. Терек табигатьне өйрәнү метод лары. Биология кабинетында үз үзеңне тоту һәм эшләү кагыйдәләре. | 1 | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии |
3 | Методы изучения живых организмов. Что изучает биология. Биология нәрсә өйрәнә. | 1 | Изучают биологические науки: ботаника, зоология, микология, микробиология, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика |
4 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Из истории биологии. Биологиянең әйләнә-тирәне һәм кешенең эшчәнлеген өйрәнә торган фән. Биология фәне тарихы. | 1 | Знакомятся с учеными биологами: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель, Владимир Иванович Вернадский. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа |
5 | Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. Экскурсия в мир клеток Лабораторная работа №1 «Изучение строения микроскопа» Күзәнәк ул организмның төп эшчәнлек нигезе. Күзәнәкне өрәнү тарихы. Күзәнәкнең төзелеше һәм эшчәнлеге. Бактерия ,гөмбә, үсемлек һәм хайван күзәнәкләре. Күзәнәк дөньясына сәяхәт. | 1 | Знакомятся с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия. Изучают правила работы с микроскопом. Распознают части светового микроскопа, Знакомятся с методикой приготовления микропрепаратов. Изучают строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. Защита проектных работ. |
6 | Классификация организмов. Как классифицируют организмы. Организмнарны классификацияләү. Организмнары ничек классификациялиләр | 1 | Сравнивают представителей царств живой природы Приводят примеры основных представителей царств живой природы Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа |
7 | Основные царства живой природы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Живые царства. Бактерии Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)» Терек табигатенең төп патшалыклары. Организмнарның кузәнәкчел һәм кузәнәксез формалары. Терек патшалыклары. Бактерияләр.Лаборатор эш №2 “Суган кабыгы ярысыннан препарат әзерләү һәм аны микроскоп аша карау” | 1 | Узнают о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Характеризуют главное отличие клетки бактерии от клеток других царств Выделяют существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа |
8 | Основные царства живой природы. Живые царства. Грибы. Терек табигатенең төп патшалыклары. Гөмбәләр. | 1 | Знакомятся с царством Грибов, его особенностями Изучают строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело) Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты). Распознают шляпочные съедобные грибы и ядовитые. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа. Готовят сообщения. |
9 | Основные царства живой природы. Живые царства. Растения. Терек табигатенең төп патшалыклары. Усемлекләр. | 1 | Объясняют принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез). Приводят примеры систематических групп растений Узнает особенности строения и распространения водорослей Сравнивают строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение. Описывают значение водорослей в природе и для человека Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Защита проектных работ. |
10 | Основные царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.Живые царства. Животные. Терек табигатенең төп патшалыклары. Хайваннар. | 1 | Приводят примеры животных Выделяют особенности представителей царства животных Отличают клетку растения и клетку животного Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими. Отличают Простейших от бактерий. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Защита проектных работ. |
11 | Свойства живых организмов ( размножение, развитие) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Жизнь начинается. Тере организмнарның тереклек эшчәнлеге(үрчүләре, үсешләре) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Тормыш башлана. | 1 | Узнают половые клетки: яйцеклетки, сперматозоиды (спермии). Оплодотворение. Зародыш. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа. |
12 | Свойства живых организмов, (размножение, развитие) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Жизнь продолжается. Тере организмнарның тереклек эшчәнлеге (үрчүләре, үсешләре) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Тормыш дәвам итә. | 1 | Узнают значение размножения. Размножение, способы размножения. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа |
13 | Свойства живых организмов, (наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Почему дети похожи на родителей. Тере организмнарның үзлекләре( нәселдәнлек һәм үзгәрүчәнлек) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Ни өчен балалар әти-әниләренә охшаганнар. | 1 | Изучают основные термины как наследственность, ген итд. Знакомятся со свойствами живых организмов (наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа |
14 | Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, приспособленность) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Нужны все на свете. Тере организмнарның үзлекләре(матдә алмашы, бөтенлеге, хәрәкәт,тирә-юньгә яраклашуы) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Бу дөньяда барысы да кирәк. | 1 | Дают характеристику организмам производителям потребителям, разрушителям. Знакомятся со свойствами живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, приспособленность) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. |
15 | Свойства живых организмов (движение, раздражимость, приспособленность) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Как животные общаются между собой. Тере организмнарның үзлекләре(матдә алмашы, бөтенлеге, хәрәкәт,тирә-юньгә яраклашуы) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Хайваннар үз-ара ничек аралашалар. | 1 | Узнают способы общения животных: движений, запахов, звуков. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа |
16 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Биология и практика. Кешенең эшчәнлегендә һәм әйләнә-тирәне танып белүдә биология фәненең роле. Биология һәм практика. | 1 | Получают представление о биологической защиты урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа. |
17 | Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Биологи защищают природу. Табигатькә сакчыл караш. Табигатьне саклау. Табигатьтә үз-үзеңне тоту кагыйдәләре. Биологлар табигатьне саклыйлар. | 1 | Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности. Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки). Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа. Готовя сообщения. |
18 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Биология и здоровье. Кешенең эшчәнлегендә һәм әйләнә-тирәне танып белүдә биология фәненең роле. Биология һәм сәламәтлек. | 1 | Характеризуют здоровый образ жизни; вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа.Индивидуальная работа |
19 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Живые организмы и наша безопасность. Тере организмнар һәм безнең тормыш куркынычсызлыгы. | 1 | Знакомятся с ядовитыми растениями и грибами, опасными животными.. |
20 | Мир биологии. Обобщение знаний. Биология дөньясы. Алган белемнәрне йомгаклау. | 1 | Проверяются знания о царстве живой природы. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живых организмов. Круговорот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим. |
21 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Водные обитатели. Яшәү тирәлеге. Яшәү тирәлеге факторлары. Яшәү тирәлеге. Организмнарның су тирәлегендә яшәүгә җайлашуы. Судагы тереклек. | Знакомятся с тремя средами обитания. Характеризуют условия каждой из них Выявляют приспособления организмов к среде обитания. Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. | |
22 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Между небом и землей. Яшәү тирәлеге факторлары. Яшәү тирәлеге. Организмнарның җир һәм һава тирәлегендә яшәүгә җайлашуы. Җир һәм һава арасында. | Характеризуют наземно - воздушную среду обитания. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа | |
23 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Кто в почве живет. Яшәү тирәлеге факторлары. Яшәү тирәлеге. Организмнарның туфрак тирәлегендә яшәүгә җайлашуы.Туфрак тирәлегендә кем яши. | Характеризуют почвенную среду обитания. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа | |
24 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Кто живет в чужих телах. Яшәү тирәлеге факторлары. Яшәү тирәлеге. Организмнарның организм тирәлегендә яшәүгә җайлашуы. Кайсы организмнар чит организмнарда яшиләр. | Выявляют приспособлений организмов к организменной среде обитания. Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа. | |
25 | Факторы среды обитания. Экологические факторы. Тирәлек факторлары. Экологик факторлар. | Понимают значимость каждого абиотического фактора для живых организмов. Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет. | |
26 | Факторы среды обитания. Экологические факторы: биотические и антропогенные. Тирәлек факторлары. Экологик факторларга:биотик, абиотик һәм антропоген факторлар керәләр. | Знают и умють приводить примеры Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищничество, паразитизм, конкуренция). Антропогенные факторы среды. | |
27 | Факторы среды обитания. Природные сообщества. Тирәлек факторлары. Табигый бергәлекләр. | Различают природные сообщества (естественные, искусственные). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот веществ. | |
28 | Среда обитания. Жизнь в Мировом океане. Яшәү тирәлеге. Диңгез һәм океаннардагы тереклек. | Осознают роль мирового океана на планете. Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. | |
29 | Растительный и животный мир материков. Путешествие по материкам. Төрле материклардагы тереклек. Материкларга сәяхәт. | Умеют находить материки на карте. Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида Природные условия. Растительный и животный мир материков. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. | |
30 | Растительный и животный мир материков. Путешествие по материкам. Төрле материклардагы тереклек. Материкларга сәяхәт. | Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков. | |
31 | Контрольная работа. Контроль эш. | Выполняют разно уровневые контрольные задания | |
32 | Организм и среда обитания. Обобщение знаний. Организм һәм яшәү тирәлеге. | Умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. Индивидуальная работа | |
33 | Работа над ошибками Контрольной работы Ялгышлар өстендә эшләү. | Сравнивают, делают выводы на основе сравнения. Находят информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | |
34 | Растительный и животный мир родного края. Многообразие живых организмов. Туган якның усемлекләре һәм хайваннары. Тереклекнең төрлелеге. | Биология. Царства живой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество. Групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа. | |
35 | Экскурсия в ближайшее природное сообщество. Якындагы табигый бергәлеккә экскурсия. | Изучает рельеф местности, механический состав почвы, растительное сообщество, видовой состав природного сообщества. Групповая работа. | |
Итого: 35 часов | 35 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Завуч инфо.ру http://www.zavuch.info/ Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ Интернет- портал Про Школу. ру http://www.proshkolu.ru/ Педсовет.ру http://pedsovet.org/Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий. Учебное электронное пособие «Наглядная биология» Полный интерактивный курс биологии «Физикон» Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование 2.Авторские презентации к урокам Ресурсы Интернет http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/ main.html - Ресурсы по биологии http://www.en.edu.ru/db/sect/ 1798/ - Естественно-научный образовательный портал Биология 2000 «Обучающие энциклопедии», //schools.techno.ru/, /dooq/bio kletka www.bioloqy.arizona.edu/cell bio/cell bio.html «Научная сеть» - www.nature.ru – прекрасный помощник для учителя и учащихся. «Редкие и исчезающие животные России» - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm «Животные» - www.zoomax.ru «Зооклуб. Все о животных» - www.zooclub.ru «Домашние животные» - www.petslife.narod.ru. «Лужок» - www.luzhok.ru/ - замечательный сайт, посвященный декоративным растениям «Био Дан. Новости биологии» - www.biodan.narod.ru и.т.д. |
Список литературы:
1. «Биология. Введение в биологию» (Введенский Э.Л., Плешаков А.А.- 2-е издание. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015г.). 2. Рабочая программа по биологии. 5 класс. 3. Способы и приемы контроля. Л.П.Анастасова,в.С.Анисимова,Л.С. Короткова. М:Высшая школа. 2006г. 4. Комнатные растения целители в вашем доме. Г.Гортинский Г.Яковлева. Москва «Фитон» 2000г. 5.Тесты, зачеты, блиц опросы. И. РМухаметжанов. Москва: «Вако» 2007г. 6. Внеклассная работа. Биология 3-8 классы. Н.А. Касаткина, Волгоград, Издательство «Учитель»2001г. 7. Биология. Занимательные факты и тесты, БольшаковА.Т. Санкт- Петербург «Паритет» 2000г.
8. Тайны живой природы, ГоловаА.М., Москва. 1999г
Электронные учебные пособия:
- Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
- Учебное электронное пособие «Наглядная биология» «Растения – живой организм»
- Учебное электронное пособие «Наглядная биология» «Растения. Бактерия. Грибы»
4.Полный интерактивный курс биологии «Физикон»
5.Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.
6.Презентации к урокам: 1.Введение в биологию; 2.Мир живых организмов, какой он? 3. Свойства живых организмов;
4.Мир растений; 5.Мир животных; 6. Грибы. 7.Домашние животные; 8. Среда обитания; 9.Ядовитые животные; 10. Ядовитые растения 11. Царство Бактерий. 7. Таблицы. (Комплект таблиц по ботанике; Комплект таблиц по зоологии)
Календарно-тематическое планирование
Количество часов(уроков) | Название раздела, темы урока, | Количество часов | Дата проведения | |||||||||
По плану | фактический | |||||||||||
5а | 5б | 5в | 5г | 5д | 5а | 5б | 5в | 5г | 5д | |||
1 | Биология как наука. Науки о природе. Биология – табигать турындагы фән. | 1 | ||||||||||
2 | Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения природы. Терек табигатьне өйрәнү метод лары. Биология кабинетында үз үзеңне тоту һәм эшләү кагыйдәләре. | 1 | ||||||||||
3 | Методы изучения живых организмов. Что изучает биология. Биология нәрсә өйрәнә. | 1 | ||||||||||
4 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Из истории биологии. Биологиянең әйләнә-тирәне һәм кешенең эшчәнлеген өйрәнә торган фән. Биология фәне тарихы. | 1 | ||||||||||
5 | Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. Экскурсия в мир клеток Лабораторная работа №1 «Изучение строения микроскопа» Күзәнәк ул организмның төп эшчәнлек нигезе. Күзәнәкне өрәнү тарихы. Күзәнәкнең төзелеше һәм эшчәнлеге. Бактерия ,гөмбә, үсемлек һәм хайван күзәнәкләре. Күзәнәк дөньясына сәяхәт. | 1 | ||||||||||
6 | Классификация организмов. Как классифицируют организмы. Организмнарны классификацияләү. Организмнары ничек классификациялиләр | 1 | ||||||||||
7 | Основные царства живой природы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Живые царства. Бактерии Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)» Терек табигатенең төп патшалыклары. Организмнарның кузәнәкчел һәм кузәнәксез формалары. Терек патшалыклары. Бактерияләр.Лаборатор эш №2 “Суган кабыгы ярысыннан препарат әзерләү һәм аны микроскоп аша карау” | 1 | ||||||||||
8 | Основные царства живой природы. Живые царства. Грибы. Терек табигатенең төп патшалыклары. Гөмбәләр. | 1 | ||||||||||
9 | Основные царства живой природы. Живые царства. Растения. Терек табигатенең төп патшалыклары. Усемлекләр. | 1 | ||||||||||
10 | Основные царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы.Живые царства. Животные. Терек табигатенең төп патшалыклары. Хайваннар. | 1 | ||||||||||
11 | Свойства живых организмов ( размножение, развитие) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Жизнь начинается. Тере организмнарның тереклек эшчәнлеге(үрчүләре, үсешләре) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Тормыш башлана. | 1 | ||||||||||
12 | Свойства живых организмов, (размножение, развитие) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Жизнь продолжается. Тере организмнарның тереклек эшчәнлеге (үрчүләре, үсешләре) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Тормыш дәвам итә. | 1 | ||||||||||
13 | Свойства живых организмов, (наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Почему дети похожи на родителей. Тере организмнарның үзлекләре( нәселдәнлек һәм үзгәрүчәнлек) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Ни өчен балалар әти-әниләренә охшаганнар. | 1 | ||||||||||
14 | Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, приспособленность) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Нужны все на свете. Тере организмнарның үзлекләре(матдә алмашы, бөтенлеге, хәрәкәт,тирә-юньгә яраклашуы) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Бу дөньяда барысы да кирәк. | 1 | ||||||||||
15 | Свойства живых организмов (движение, раздражимость, приспособленность) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Как животные общаются между собой. Тере организмнарның үзлекләре(матдә алмашы, бөтенлеге, хәрәкәт,тирә-юньгә яраклашуы) аларның үсемлекләрдә, хайваннарда, бактерияләрдә һәм гөмбәләрдәге чагылышы. Хайваннар үз-ара ничек аралашалар. | 1 | ||||||||||
16 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Биология и практика. Кешенең эшчәнлегендә һәм әйләнә-тирәне танып белүдә биология фәненең роле. Биология һәм практика. | 1 | ||||||||||
17 | Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Биологи защищают природу. Табигатькә сакчыл караш. Табигатьне саклау. Табигатьтә үз-үзеңне тоту кагыйдәләре. Биологлар табигатьне саклыйлар. | 1 | ||||||||||
18 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Биология и здоровье. Кешенең эшчәнлегендә һәм әйләнә-тирәне танып белүдә биология фәненең роле. Биология һәм сәламәтлек. | 1 | ||||||||||
19 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Живые организмы и наша безопасность. Тере организмнар һәм безнең тормыш куркынычсызлыгы. | 1 | ||||||||||
20 | Мир биологии. Обобщение знаний. Биология дөньясы. Алган белемнәрне йомгаклау. | 1 | ||||||||||
21 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Водные обитатели. Яшәү тирәлеге. Яшәү тирәлеге факторлары. Яшәү тирәлеге. Организмнарның су тирәлегендә яшәүгә җайлашуы. Судагы тереклек. | 1 | ||||||||||
22 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Между небом и землей. Яшәү тирәлеге факторлары. Яшәү тирәлеге. Организмнарның җир һәм һава тирәлегендә яшәүгә җайлашуы. Җир һәм һава арасында. | 1 | ||||||||||
23 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Кто в почве живет. Яшәү тирәлеге факторлары. Яшәү тирәлеге. Организмнарның туфрак тирәлегендә яшәүгә җайлашуы.Туфрак тирәлегендә кем яши. | 1 | ||||||||||
24 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Кто живет в чужих телах. Яшәү тирәлеге факторлары. Яшәү тирәлеге. Организмнарның организм тирәлегендә яшәүгә җайлашуы. Кайсы организмнар чит организмнарда яшиләр. | 1 | ||||||||||
25 | Факторы среды обитания. Экологические факторы. Тирәлек факторлары. Экологик факторлар. | 1 | ||||||||||
26 | Факторы среды обитания. Экологические факторы: биотические и антропогенные. Тирәлек факторлары. Экологик факторларга:биотик, абиотик һәм антропоген факторлар керәләр. | 1 | ||||||||||
27 | Факторы среды обитания. Природные сообщества. Тирәлек факторлары. Табигый бергәлекләр. | 1 | ||||||||||
28 | Среда обитания. Жизнь в Мировом океане. Яшәү тирәлеге. Диңгез һәм океаннардагы тереклек. | 1 | ||||||||||
29 | Растительный и животный мир материков. Путешествие по материкам. Төрле материклардагы тереклек. Материкларга сәяхәт. | 1 | ||||||||||
30 | Растительный и животный мир материков. Путешествие по материкам. Төрле материклардагы тереклек. Материкларга сәяхәт. | 1 | ||||||||||
31 | Контрольная работа. Контроль эш. | 1 | ||||||||||
32 | Организм и среда обитания. Обобщение знаний. Организм һәм яшәү тирәлеге. | 1 | ||||||||||
33 | Работа над ошибками Контрольной работы Ялгышлар өстендә эшләү. | 1 | ||||||||||
34 | Растительный и животный мир родного края. Многообразие живых организмов. Туган якның усемлекләре һәм хайваннары. Тереклекнең төрлелеге. | 1 | ||||||||||
35 | Экскурсия в ближайшее природное сообщество. Якындагы табигый бергәлеккә экскурсия. | 1 | ||||||||||
Итого 35 часов | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по татарскому языку по теме "Кошларым-дусларым"
Конспект урока по татарскому языку по теме "Кошларым-дусларым"...
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.
Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....
памятка изучающему татарский язык
Әлеге мәгълүматне мин яңа гына килгән, татар телен үз мәктәбендә бер дә өйрәнмәгән балаларга таратам. Бик яхшы ярдәмлек булып тора....
Мониторинговые контрольные работы работы и диктанты по татарскому языку для русских и татарских групп
Хөрмәтле коллегалар! Бу материаллар файдалы булыр дип уйлыйм....
Проектная работа для учителей татарского языка и литературы "Инновационные подходы в преподавании татарского языка в условиях ФГОС ОО"
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (меж...
Рабочая программа по татарскому языку для 2 класса татарской группы.
Данная рабочая программа по татарскому языку и татарской литературе разработана мною, она помогает учителю правильно распределить темы учебной программы....
«Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО»
laquo;Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО»...