интегрированный урок: физика + МДК «ТЕХНИКА ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка показывает, как, используя современные технологии, можно теоретические знания по физике применять на уроках спецдисциплин. Знания, полученные при изучении темы «Дисперсия света», обучающиеся используют при работе с акварельными красками. Технология, применяемая на уроке - технология формирования учебной деятельности обучающихся. Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности обучающихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский техникум строительных технологий и городского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА» И
МДК «ТЕХНИКА ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ»
ТЕМА: ДИСПЕРСИЯ СВЕТА. ЦВЕТОВЫЕ И ТОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЖИВОПИСИ.
Преподаватели: Игнатюк Е.В.,
Комарских О.О.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Основная часть: методическая разработка урока
Аннотация
Технологическая карта
Ход урока
План-конспект урока
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование метапредметных умений и навыков, обеспечивающих комбинацию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин в процессе интегрированного обучения. Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному изучению. При организации такого обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии, привлекая научные знания, литературу, музыку и живопись. Интегрированные уроки – одно из средств развития познавательной активности обучающихся и привития интереса к учебным дисциплинам. Они позволяют перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. Не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать, но можно интегрировать различные предметы.
Цель данной работы – продемонстрировать эффективные методы и приемы проведения интегрированных уроков, которые позволяют обучающимся лучше усваивать программный материал.
Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению обучающимися учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения обучающихся.
Методика интегрированного обучения имеет цели помочь обучающимся:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться работать в коллективе.
Такие цели приводят к тому, что у обучающихся формируется критическое мышление, находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.
Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного предмета и даже урока.
По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что обучающиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике. На интегрированных же уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую можно назвать структурной методологий интеграции. На страницах Интернета можно изучить современные разработки интегрированных уроков: Л. А. Петренко «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. Авторы разработок единодушны в определении целей и результатов интегрированных уроков.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Аннотация
Данная методическая разработка показывает, как, используя современные технологии, можно теоретические знания по физике применять на уроках спецдисциплин. Знания, полученные при изучении темы «Дисперсия света», обучающиеся используют при работе с акварельными красками. Технология, применяемая на уроке - технология формирования учебной деятельности обучающихся. Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности обучающихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока группе предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью определенных заданий. Технология предполагает, что преподаватель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности обучающихся. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности, требует от преподавателя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умение вести дискуссию с группой и создать условия для возникновения дискуссии между обучающимися. Применение мультимедийной презентации на уроке дает возможность наглядной демонстрации изученного материала на большом экране, что позволяет фиксировать внимание обучающихся для последующего обсуждения материала.
Тема программы: «Электромагнитные волны». «Основы живописи».
Тема урока: «Дисперсия света». «Цветовые и тональные отношения в живописи».
Цели урока:
Образовательные:
содействовать формированию знаний:
- об истории открытия дисперсии света;
- о дисперсии света;
- о дисперсии с точки зрения электромагнитной теории;
- о происхождении цветов окружающих нас тел;
- об особенностях цветового круга;
- о примерах дисперсии;
- об основных, составных и дополнительных цветах;
- характеристики цвета;
- понятие колорита.
содействовать формированию умений:
- работать с акварельными красками;
- получать составные цвета из основных;
- выполнять цветовые композиции на определенную тему.
Развивающие:
- содействовать формированию умений классифицировать и обобщать, формулировать выводы;
- содействовать формированию умений самостоятельно мыслить, анализировать текст;
- содействовать формированию навыков практической деятельности.
Воспитательные:
- Содействовать формированию сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении заданий.
Тип урока: урок формирования новых знаний и урок закрепления
Форма урока: интегрированный урок
Методы и методические приемы: лекция с элементами беседы, практическая работа
Оборудование:
- Компьютер с возможностью вывода информации на экран.
- Видеоматериал.
- Краски, бумага, кисти.
- Комплект рабочих тетрадей.
Ход урока
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебный материал |
1.Организационный момент | ||
- Взаимное приветствие. - Определение отсутствующих. - Проверка готовности к уроку. - Настрой на работу, организация внимания. - Разгадывание темы урока по ребусу. | - Подготовка к уроку. - Настрой на работу. | |
2.Актуализация опорных знаний | ||
- Конкретизация цели урока. - Объяснение порядка проведения урока | - Участие в беседе. | Записи на доске |
3.Изучение нового материала | ||
- история открытия дисперсии света; - дисперсия света; - дисперсия с точки зрения электромагнитной теории; - происхождение цветов окружающих нас тел; - цветовой круг; - примеры дисперсии; - основные, составные и дополнительные цвета; - характеристики цвета; - понятие колорита. | - Беседуют - конспектируют - смотрят фильм | - презентация - фильм |
4. Выполнение практического задания | ||
На формате выполнить цветовое оформление абстрактной композиции в определенном колорите | - Индивидуальная самостоятельная работа | |
5.Подведение итогов урока | ||
- Организация итоговой дискуссии. - Оценка деятельности обучающихся. - Подведение итогов урока. - Объяснение домашнего задания. | - Участие в итоговой дискуссии. - Демонстрация выполненных заданий - Запись домашнего задания. |
|
Ход урока:
I. Огромен: Приветствие обучающихся и постановка целей урока.
II. Изложение нового материала в форме лекции с использованием презентации и кинофрагмента.
- история открытия дисперсии света;
- дисперсия света;
- дисперсия с точки зрения электромагнитной теории;
- происхождение цветов окружающих нас тел;
- цветовой круг;
- примеры дисперсии;
- основные, составные и дополнительные цвета;
- характеристики цвета;
- понятие колорита.
III. Первичное закрепление материала
1. Практическая работа
2. Беседа по вопросам (при наличии времени)
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание: физика - выучить теорию, составить фразу для определения порядка цветов в спектре; МДК «ТОР»: нарисовать «Дисперсия – глазами художника».
План-конспект урока:
II. Изложение нового материала
Преподаватель МДК «ТОР»: Природа наделила нас сложнейшей системой органов чувств. Самой развитой и доминирующей частью этой системы является зрение. Установлено, что органами зрения человек воспринимает до 90% всей получаемой информации. Особенностью зрения человека является его способность хорошо различать цвета.
Преподаватель физики: Так уж вышло, что человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он влияет на человека также, как и все остальное. Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы и деревьев, красное зарево заката. И сегодня мы попробуем объяснить многообразие красок в природе. Попробуем сегодня объяснить почему так происходит.
Преподаватель физики: В 1666 году Исааком Ньютоном, который открыл одно из самых красивых физических явлений – явление дисперсии света. Ньютон направил световой пучок малого поперечного сечения на призму. Пучок солнечного света проходил в затемненную комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов. Замечательно, что этот опыт пережил столетия, и его методика без существенных изменений используется до сих пор.
Эту радужную полоску Ньютон назвал спектром (от лат. слова spectrum - “вuдение”). И дал определение дисперсии. Дисперсия света – это разложение сета в спектр. Проделав опыт, Ньютон сделал вывод, что белый свет состоит из семи цветов. Их совместное действие дает нам ощущение белого света, а после прохождения через призму эти цвета разделяются. Ньютон доказал это, направив эту радужную полосу на вторую призму и получив опять белый свет. Раскладывать свет на цвета люди научились давно, они использовали для этого стеклянные призмы. Продолжая проводить свои опыты, он направил на призму красный свет и тот, пройдя через призму, не изменяет окраску, и новых цветов не появилось. Значит, призма не раскрашивает белый свет, а разделяет его на содержащиеся в нем простые составные цветовые части. Значит апельсин оранжевый потому что он отражает оранжевые лучи, яблоко зелёное, т.к. оно отражает зелёные лучи. И только совокупность всех цветов дает белый цвет. Так мел отражает все солнечный лучи, а черная земля поглощает все лучи.
Разложение белого света есть следствие дисперсии. Исаак Ньютон решил, что в спектре 7 цветов, то мы вынуждены тоже так считать. Последовательность цветов в спектре легко запомнить с помощью фраз:
- Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан;
- Как Однажды Жак - Звонарь Головой Сбил Фонарь.
Каждый цвет спектра является монохроматическим. Монохроматический свет – одноцветный свет. Обратите внимание на слайд. На рисунке видно, что лучи разного цвета имеют разный угол преломления. Значит, Дисперсия света – это зависимость показателя преломления света от его цвета. Монохроматический свет – одноцветный свет, каждой цветности соответствует своя длина и частота волны (в вакууме).
Обратите внимание на таблицу: красный свет имеет самую большую длину, фиолетовый самую маленькую. Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый 760 – 620 нм 620 – 590 нм 590 – 560 нм 560 – 500 нм 500 – 480 нм 480 – 450 нм 450 – 380 нм.
Дисперсией называют зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны).
- Итак, мы познакомились с явлением дисперсии света и можно сделать следующие выводы: Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.
- Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов.
- Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиол., красн.)
Давайте же вернёмся к радуге. Вы, наверно, замечали, что радуга появляется после дождя. Появление радуги можно объяснить дисперсией света. Роль призмы в воздухе играют капли воды, в которых происходит разложение белого света в спектр.
Преподаватель МДК «ТОР»: Цвет является мощным изобразительным средством. Ученый-физик может количественно и качественно измерить длину цветовой волны. Творческое же осознание художника устанавливает закономерности цветового строя в поисках гармонии.
Все многообразие цветов можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся ахроматические, бесцветные – белый и черный. Эти цвета отличаются только по светлоте. Человеческий глаз способен отличить по степени светлости около 30 ахроматических оттенков. Ко второй группе относятся красный, оранжевый, жёлтый, синий и т.д., т.е. все цвета солнечного спектра. Эти цвета называют хроматическими (цветными). Если составляющие спектр основные цвета расположить по окружности – образуется так называемый хроматический или цветовой круг. В цветовом круге можно выделить три цвета, в которых нет примесей других цветов. Эти цвета – жёлтый, красный, синий – называются основными.
Цвета, которые можно получить при смешивании основных, называются составными или производными.
Цветовой круг можно разделить на две части. В одну входят красные, оранжевые, желтые, желто-зелёные цвета, которые мы условно назовём теплыми, т.к. они ассоциируются с цветом огня, солнца. В другую часть входят голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые и называются холодными, т.к. они напоминают о цвете воды, льда, металла. Обратите внимание на слайд, на котором представлены фотографии выполненные в холодных тонах. Одежда, изготовленная из тканей холодных оттенков визуально стройнит человека, в теплых наоборот.
Хроматический круг принято делить на четыре сектора по основным цветам, составляющим контрастные пары: красный-зелёный, жёлтый-синий, располагая их по часовой стрелки. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов. Они делают переход от одного цвета к другому постепенным. Цвета, которые располагаются в пределах одной четверти хроматического круга, являются родственными. А противоположных четвертях хроматического круга помещаются контрастные цвета. У них нет ничего общего, т.к. они составлены разными парами главных цветов. Так, желто-зелёные цвета контрастные фиолетово-пурпурным. Контрастные цвета, находящиеся на концах диаметра, называются контрастно-дополнительными. Каждый цвет имеет четыре основные характеристики: тон, яркость, насыщенность, теплоту. Цветовой тон – главная характеристика цвета. Чистыми цветовыми тонами являются только красный, жёлтый, зелёный и синий. Яркость – интенсивность цветового излучения. Максимальной яркостью обладает белый цвет, минимальной – черный. Насыщенность свидетельствует о количестве ахроматического цвета, которое добавлено к основному цветовому тону.
Помимо знаний основ цветоведения, в живописи применяется еще такое понятие как колорит. Колорит – это взаимоотношения цвета в пределах одной картины. Колорит бывает: теплый, холодный, радостный, грустный, темный, светлый и т.д.
На слайдах представлены иллюстрации картин, выполненных в различных колоритах.
Сегодня мы познакомились с цветовым кругом и его особенностями, понятием колорита и сейчас будем выполнять практическую работу.
III. Первичное закрепление материала
Практическая работа: Выполнить абстрактную композицию в предложенном определенном колорите, используя только три основных цвета акварели. Темы колоритов: зима, жара, холодное утро, море, яблоко, ночь, осень, весна, огонь, пустыня.
Обучающиеся выполняют практическую работу. (звучит музыка)
Преподаватель МДК «ТОР»: Время истекло. Подводим итоги вашей работы (преподаватель комментирует работы учащихся).
IV. Рефлексия. Преподаватели подводят итог урока.
V. Домашнее задание: физика - выучить теорию, составить фразу для определения порядка цветов в спектре; МДК «ТОР»: нарисовать декоративный натюрморт в двух вариантах исролнения: холодный колорит и теплый колорит.
Приложение (при наличии времени): Психофизическое воздействие цвета
Красный активизирует все функции человеческого организма, повышает энергию, оказывает согревающий эффект.
Синий цвет оказывает тормозящее воздействие на нервную систему. Он вызывает замедление дыхания и пульса и ослабляет чувство боли.
Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему. Черный – помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшить душевное состояние.
Стимулирующие (теплые) цвета действуют как раздражители, способствуют возбуждению:
Жёлтый активизирует умственные способности, согревает, поднимает давление, пробуждает уверенность в себе, любовь к жизни; оранжевый по влиянию похож на красный.
Зелёный оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие.
Голубой – снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль.
Фиолетовый помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение. Лиловый – успокаивает.
Коричневый – снижает возбудимость, помогает возбудить здравомыслие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интегрированные уроки, в отличие от обычных, дают следующие преимущества:
- Предельно четко, компактно представлять учебный материал;
- Логически взаимообуславливать, взаимосвязывать материал интегрируемых предметов;
- Большую информативную емкость учебного материала;
- Развивать интерес к предмету «Физика» и к профессии.
При планировании и организации таких занятий важно учитывать следующие условия: предметом интеграции выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. При комплексном подходе к формированию основных понятий изучаемая тема непосредственно может быть связана с содержанием других учебных предметов, что создаёт возможность для их объединения.
Суть межпредметной интеграции состоит в поиске объединяющего начала, присущему разнохарактерному содержанию и, как следствие, создании нового интегрированного содержания, которое дает больше возможностей для формирования интеллектуального, творческого мышления на основе решения межпредметных проблем. Она способна придать получаемым знаниям личностный смысл.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель – ученик": Методическое пособие для учителя / В.А.Кальней, С.Е.Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.
2.Петренко Л. Не простое сложение, а взаимопроникновение / Л.Петренко, О.Дубровская // Граждановедение (приложение к "Учительской газете"). – 2002. - №5. – 31.01.2002.
3. Миннарт М. «Свет и цвет в прирде».
4. М.Купер, А.Мэтьюз «Как понимать язык цвета»
5. С. Л. Рубинштейн. «Основы общей психологии»
6. Интернетматериалы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
дать понятие о дисперсии света объяснить происхождение цветов окружающих нас тел рассмотреть дисперсию в природе п овторение характеристик цвета и зучение понятии колорита Цель урока:
Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы и деревьев, красное зарево заката. Как можно объяснить удивительное многообразие красок в природе? Почему одни предметы желтые, а другие зелёные?
Исаак Ньютон – английский физик и математик: Усовершенствуя телескопы, обратил внимание на окрашивание изображения по краям объектива
1666г – Ньютон пропустил солнечный луч через призму и получил спектр Спектр (видение) - полоска с чередованием цветов Дисперсия (разложение света) – явление, обусловленное зависимостью показателя преломления вещества от длины световой волны ( частоты )
Вывод: 1. Призма не изменяет свет, а лишь разлагает его на составные части - спектр. 2. Белый свет как электромагнитная волна состоит из 7 монохроматических волн
Разная степень преломляемости связана с разной скоростью распространения света разных частот в данной среде. Вследствие различной степени преломляемости разных монохроматических цветов пучок белого света разлагается призмой в спектр. Объяснение дисперсии света
Длины волн монохроматического света
Дисперсией объясняются многие явления природы : Игра драгоценных камней Цвета прозрачных тел Цвета непрозрачных тел Радуга
красный , зеленый , синий – основные цвета
Основные и составные цвета: Цвета, которые невозможно получить при помощи смешивания каких-либо красок называются основными: красный, желтый и синий . Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок, называются составными: оранжевый (красный + желтый), зеленый (синий + желтый), фиолетовый (синий + красный).
Дополнительный цвет: Проводя в цветовом круге диаметр через цвет можно найти находящийся напротив цвет. Он является дополнительным. Например, красный – зеленый, синий – оранжевый. Сочетание дополнительных цветов дает ощущение особенной яркости цвета .
Характеристики цвета: Яркость Насыщенность Светлота Темнота
Колорит – это взаимоотношения цвета в пределах одной картины: Колорит бывает: Теплый Холодный Радостный Грустный Темный Светлый
Светлый колорит:
Теплый колорит:
Холодный колорит:
Грустный колорит:
Темный колорит:
Композиции в различных колоритах :
Объясните результат опыта со спектральным кругом:
Проверь себя: 1. Почему видим белое – белым, черное – черным, красное – красным ? 2. На тетради написано красным карандашом «отлично» и зеленым «хорошо». Имеются два стекла красное и зеленое, через какое надо смотреть, чтобы увидеть оценку «отлично »? 3 . Почему светлее в комнате со светлыми обоями, чем с тёмными?
Дисперсия глазами художника:
Практическое задание: Выполнить абстрактную композицию в предложенном определенном колорите, используя только три основных цвета акварели. Темы колоритов Зима, жара, холодное утро, море, яблоко, ночь, осень, весна, огонь, пустыня.
Пусть черная полоса в Вашей жизни всегда уступает дорогу белой полосе, а белая разлагается на цвета радуги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физика+математика
Материалы открытого интегрированного урока по теме "Применение производной" с двух позиций - математика и физика....
Интегрированный урок "физика + биология"
Интегрированный урок "физика + биология" на тему: "Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду" Цели:• показать необходимость такой отрасли как атомная энергети...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ «КОЛОКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
Зажечь в душе ученика искру творческого подхода ко всему тому, что он делает - такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.Личность, обладающая развитым творческим...
Интегрированный урок (физика+математика): Закон всемирного тяготения
Данную работу можно использовать на первом курсе урока физики при изучении темы: «Закон всемирного тяготения»....
Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)
Цель:1. Повторение основных определений темы. 2.Формирование умений практического применения действий над...
Интегрированный урок, посвященный устройству и принципам работы карбюратора
Урок на английском языке, посвященный карбюратору К-151 и входящий в серию интегрированных уроков как междисциплинарная форма учебного процесса представляет собой актуальный и практически значим...
Методическая разработка открытого интегрированного урок по дисциплинам "Иностранный язык" и "Аварийно-спасательная техника и оборудование" на тему "Службы пожарного обеспечения в разных странах"
Методическая разработка предназначена для обучающихся 3 курса по специальности «Защита в чрезвычайной ситуации». Методическая разработка выполнена в соответствии с рабочей программой и ста...