Урок астрономии по теме «Планеты земной группы»
план-конспект урока на тему
Цели урока:
Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.
Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.
Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.
Задачи урока:
- Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
- Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
- Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_astronomii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок астрономии по теме «Планеты земной группы»
Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна
Группа №11 (сварщики)
Дата проведения урока: 04.04.18 г.
Цели урока:
Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.
Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.
Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.
Задачи урока:
- Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
- Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
- Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы», раздаточный материал в группы.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планеты; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы.
Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.
Структура урока
- Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
Учитель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Феон Александрийский (древний иудейский философ)
- О чем говорится в выражении Ф.Александрийского?
- Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс?
- Назовите тему нашего урока.
- Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно.
Закончить высказывания.
1.На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий.
2.На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера.
3.Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер.
4.Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.
5.Самую большую массу имеет планета Юпитер.
6.Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера.
7.Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля.
8.Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер.
9.Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера.
10.К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.
3. Мотивационно - целевой: - вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме:
- организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока.
Обучающиеся выступают с сообщением «Характеристика Земли», остальные заполняют строку Земля в обобщающей таблице.
1.Узнали ли вы для себя что-то новое?
2. Что даст нам сравнение природы Земли с природой других планет? (выявить общность их свойств и индивидуальных особенностей).
3. А зачем это нужно? (чтобы понять особенности эволюции нашей планеты и те процессы, которые на ней происходят).
4.Изучение нового материала согласно плану характеристики планет
Используя план характеристики планет, заполните обобщающую таблицу:
- рельеф и цвет планеты,
- масса и радиус планеты
-внутреннее строение,
- плотность атмосферы,
- температура на поверхности планеты,
- магнитное поле,
- оборот вокруг Солнца;
- спутники;
- Закрепление изученного материала: выявление отличительных особенностей каждой из планет с Землей (в устной форме, беседа).
При обсуждении характеристик Меркурия.
1. Какова близость к Солнцу у Меркурия? Что представляет собой его орбита? (Выраженная эллиптическая орбита приводит к тому, что на долготах 0 0и 180 0 можно наблюдать три восхода и три захода Солнца).
2. В чем причина отсутствия атмосферы у Меркурия? (Атмосфера Меркурия существует, но, в отличие от земной, пополняется за счет захвата атомов солнечного ветра и непрерывно рассеивается).
3. С чем связано колебание температуры на Меркурии? (Меркурий не имеет собственной атмосферы и не может удержать тепло, как следствие, ночью температура опускается до минус 170 С, здесь самая большая разница температур в нашей Солнечной системе).
4. Почему поверхность Меркурия сильно повреждена? (из-за отсутствия атмосферы, которая могла бы защитить поверхность планеты, и метеориты не сгорают из-за трения).
5. Есть ли у Меркурия спутники? (нет).
Интересные факты. Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.
По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдающихся деятелей гуманитарных наук и искусства.
Среди них — М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский и др.
При обсуждении характеристик Венеры.
1. Чем похожи Земля и Венера? (размерами, массами и крупным железным ядром внутри).
2. Из чего состоит атмосфера Венеры? Какова её плотность? (углекислого газа, капелек серной кислоты, она очень плотная).
3. К чему приводит высокая плотность атмосферы? (к парниковому эффекту, что выражается в повышенной температуре и высокому давлению на поверхности этой планеты)
Интересный факт. Следствием своеобразия атмосферы выступает явление «сумеречной дуги» — вблизи нижнего соединения Венеры в фазе узкого серпа «рога» удлиняются, а иногда и смыкаются друг с другом — и объясняется преломлением солнечного света в атмосфере планеты.
4. Почему рельеф Венеры испещрен кратерами? (вулканической деятельностью и столкновениями с большими метеоритами).
5. Какова скорость вращения Венеры вокруг собственной оси и в чем заключается особенность её вращения? (медленная - 1 оборот за 225 земных суток. Венера вращается назад - Солнце на ней всходит на западе и заходит на востоке)
При обсуждении характеристик Марса.
1. Почему Марс называют красной планетой?
2. Почему на Марсе, в отличие от Меркурия, есть атмосфера? (на Марсе температура в 2,5 раза меньше, поэтому скорость молекул газа в 1,5 раза меньше. Но атмосфера очень разрежена).
3. Чем сформирована поверхность Марса? (вулканическими процессами, столкновениями с метеоритами и атмосферными явлениями).
4. В чем сходство между Марсом и Землей? (одинаковый сидерический оборот, порядка 24 часов и схожесть в осевом наклоне, то есть возможно существование сезонности на Марсе).
5. Есть ли спутники у Марса? (Движение спутников отличается друг от друга скоростью. Так, Фобос за один марсианский день более 3 раз успевает «обежать» вокруг планеты в прямом направлении, Деймос имеет меньшую, чем Марс, угловую скорость вращения, следовательно, восходит и заходит не каждый день).
Интересный факт. Вследствие выраженной эллиптической орбиты планеты каждые 15—17 лет происходит Великое противостояние, когда планета максимально приближена к Земле.
- Контроль и самоконтроль
Самостоятельная работа.
Закончите предложения.
Вариант 1
1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.
2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.
3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс.
4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.
5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.
Вариант 2
1.Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, - это Марс.
2.Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это Меркурий и Венера.
3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс.
4.Практически не имеют атмосферы планета Меркурий
5.Планета, обладающая биосферой, - это Земля.
6. Рефлексия
Анализ своего эмоционального состояния: напишите ответы на вопросы:
- понравился ли вам урок?
- как вам работалось на уроке?
- чего вам не хватило?
- Домашнее задание. Подготовить сообщение о планетах - гигантах.
рельеф и цвет планеты | Масса, радиус | внутреннее строение | Плотность атмосферы | температура на поверхности планеты | магнитное поле | оборот вокруг Солнца | спутники | |
Земля | ||||||||
Меркурий | ||||||||
Венера | ||||||||
Марс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект + презентация урока математики по теме "Минуты в часы - и обратно" в 3 классе УМК "Планета знаний"
Данный урок изучается в разделе "Числа и величины". Это урок изучения и первичного получения знаний....
План - конспект по астрономии на тему: "Законы Кеплера". "Законы движения планет Солнечной системы"
План - конспект урока по астрономии по теме: "Законы Кеплера" предназначен для обучающихся 2 курса, используя учебник Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страут. Астрономия....
"Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, особенности строения поверхности, спутники)"
Планеты, относящиеся к земной группе: Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы по сравнению с планетами гигантами, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходи...
Урок астрономии для обучающихся 11 классов "Планеты земного ряда"
придены основные сведения о данных планетах, даны их основные характеристики. Приведны основные отличия от планет -\гигантов...
Урок астрономии для обучающихся 11 классов "Планеты земного ряда"
придены основные сведения о данных планетах, даны их основные характеристики. Приведны основные отличия от планет -\гигантов...
Презентация по астрономии на тему "Планета земной группы - Марс"
Презентация предназначена для использования на занятиях по астрономии для обучающихся СПО...
Региональный конкурс профессионального мастерства «Наставник36» Творческое резюме на тему: «Я- наставник» Автор: Ковалева Елена Павловна, преподаватель физики и астрономии ВКК, куратор КС-41 группы, ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико- технологический кол
Создать такую благодатную среду для саморазвития, индивидуального становления личности студента, формирования его общих и личностных компетенций - вот первоочередная задача современного пе...