Календарно - тематический план по биологии для СПО,78 часов
методическая разработка на тему
КТП по биологии для групп СПО,рассчитан на 78 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по биологии,78 часов | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий»
Утверждаю | |
Заместитель директора по учебной работе | |
________________ «_______»_______________20____ г. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(очное обучение)
Юдина Татьяна Александровна
(Фамилия имя отчество преподавателя)
Наименование дисциплины _____________________________________________________________________________________________________
Шифр спец. _______________________________________________________________________курс _______________________________________
Количество часов (всего) | Аудиторные занятия | Контрольные работы | Форма контроля | |||
В том числе | ||||||
Теоретич. занятия | Практические занятия | Лабораторные занятия | Курсовое проектирование | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 семестр - 34 час. | 28 | 6 | ||||
2 семестр - 44 час. | 32 | 12 | ДЗ |
План составлен на основании программы, утвержденной «______» _________________________ 20___г.
Рассмотрен предметно-цикловой комиссией
«________» _____________________________________ г. | Протокол № |
«________» _____________________________________ г. | Протокол № |
№ недели | Наименование разделов, тем и краткое содержание занятий | Количество часов на занятие | Учебники, учебные пособия, другая литература | Задания студентам | Примечание | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 СЕМЕСТР | |||||||
Введение Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. | 2 | 2 | лекция | конспект 1, стр. 4 Подготовить сообщение | |||
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ Клетка – элементарная живая система. Краткая история изучения клетки. | 2 | 2 | 1, 3 | 1, § 7 | |||
Строение и функции клетки. Обмен веществ | 2 | 2 | 3,1 | 3, §8.3; 1, §7 - 10; §11 - 13 | |||
ДНК – носитель наследственной информации. Клеточная теория строения организмов. | 2 | 2 | 1,3 | 1, §14; 15; 16 | |||
Жизненный цикл клетки. Митоз. | 2 | 2 | 3,1 | 3, §8.8; 1, §20 | |||
Лабораторная работа. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 2 | 2 | 1, 2 | 1, § 10, конспект | |||
2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Организм – единое целое. Размножение. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 2 | 2 | 1, 3 | 3, § 8.12; 8.13; 8.14 1, § 21; 22; 23; 25 | |||
Индивидуальное развитие организма. Основные стадии эмбрионального развития. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 3, § 8.15 1, §24 | |||
Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 2 | 2 | |||||
Лабораторная работа. Деление клетки. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 2 | 2 | Методические указания | Повторить строение клетки | |||
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 26 | |||
Законы генетики, установленные Г. Менделем. | 2 | 2 | 1, 3 | 1, § 27,28 3, § 8.4 | |||
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 29,30 | |||
Семинар. Моногибридное и дигибридное скрещивания. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 32; 31 Повторить сообщение | |||
Закономерности изменчивости. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 33 - 36 3, § 8.16 | |||
Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 2 | 2 | 1, 2, Методические указания, 3 | 1, § 37 – 40 | |||
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | 2 | 2 | 1, 3 | 1, § стр. 96 3, § 8.17; 8.18; 8.19; 8.20 | |||
ИТОГО за 1 семестр | 34 | 28 | 6 |
2 СЕМЕСТР
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. | 2 | 2 | 1, 2,3 | Повторить з-ны Менделя | |||
4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ История развития эволюционных идей. | 2 | 2 | 1, 2,3 | 1, § 41 Лекции | |||
Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 41 Лекции | |||
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 42,46 3, § 9.3 | |||
Концепция вида, его критерии. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 44 3, § 9.2;9.1 | |||
Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. | 2 | 2 | Методические указания 1,3 | Повторить 1, §45,46,47,48,49 | |||
Синтетическая теория эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 3, § 9.4 | |||
Микроэволюция. Макроэволюция. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 51,52 | |||
Семинар. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 50 | |||
5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Гипотезы происхождения жизни. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 53 | |||
Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 2 | 2 | Методические указания | Повторить 1, §55 - 61 Подготовить сообщение к след. уроку | |||
Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | 2 | 2 | Представление сообщения | 1, §54 §62 - 66 | |||
Лабораторная работа. Организм человека – единая система. Сравнение человеческого организма и животного. Кровь лягушки и человека | 2 | 2 | 2 | 2, Анатомия и физиология человека | |||
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | 2 | 2 | 1,3 | 1, §67 | |||
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 2 | 2 | 1, 3 | 1, § 67, 68 3, § 10.1, 10.2 | |||
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. | 2 | 2 | 1, 3 | 1, § 69, 70 3, § 11.1, 11.2, 11.4 | |||
Семинар. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. | 2 | 2 | 1, 3 | 1, § 73 3, § 11.5 | |||
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 2 | 2 | 1, 2, 3 | 1, § 75, 76, 77 3, § 11.6, 11.7 | |||
Лабораторная работа. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). | 2 | 2 | 1, 3 | 1, § 78 3, § 11.9 | |||
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | 2 | 2 | 1, 3 | 1, § 79 3, § 11.8, 11.9 | |||
7. БИОНИКА Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | 2 | 2 | Методические указания | Повторить 3, § 11.10 | |||
Зачет - ДЗ | 2 | 2 | |||||
ИТОГО за 2 семестр | 44 | 32 | 12 | ||||
Всего: | 78 | 60 | 18 | ||||
Примерные темы рефератов
- Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
- Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
- Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
- Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
- Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
- Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
- Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
- Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
- Биологическое значение митоза и мейоза.
- Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
- Половое размножение и его биологическое значение.
- Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
- Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
- Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
- Драматические страницы в истории развития генетики.
- Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
- Центры многообразия и происхождения культурных растений.
- Центры многообразия и происхождения домашних животных.
- Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
- Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
- Ранние этапы развития жизни на Земле.
- Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
- Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
- Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
- Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
- Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
- Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
- Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
- Устойчивое развитие природы и общества.
Литература
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., Просвещение, 2011, 304 стр.
- Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2011.
- Петелин А.Л., Гаева Т.Н., Бреннер А.Л. Естествознание, учебник для СПО – Москва, Форум, 2010, 256 стр.
Перечень практических работ
- Лаб. работа: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
- Лаб. работа: Строение клетки на примере лука, томата, элодеи. Разнообразие клеток в зависимости от функций, которые они выполняют. Разнообразие тканей»
- Лаб. работа: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. (по карточкам).
- Лаб. работа: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости.
- Лаб. работа: Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной) – по карточкам.
- Семинар: «Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира», Сообщения студентов - «Представители редких и исчезающих видов растений и животных».
- Лаб. работа «Емкость легких», «Действие слюны на крахмал», «Сравнение крови человека и лягушки».
- Лаб. работа: 1).Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. 2).Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-механик по ремонту и эксплуатации автомобильного транспорта: 66 часов
Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-м...
Полянский Андрей Александрович.Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-механик": 66 часов
Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-м...
Календарно-тематический план по биологии; Календарно-тематический план по Пищевой химии; Календарно-тематический план по Анатомии и физиологии с/х животных
Календарно-тематический план по биологии...
Календарно-тематический план по дисциплине "Биология"
Календарно-тематический план по учебной дисциплине "Биология" рассчитан на 78 часов и предназначен для специальностей "Технология молока и молочных продуктов" и "Электрификация и автоматизация сельско...
Календарно - тематический план по дисциплине ОУДБ.05 Физическая культура для профессии СПО "Повар, кондитер", 1 курс, 120 часов
Календарно - тематический план по дисциплине ОУДБ.05 Физическая культура для профессии СПО "Повар, кондитер", 1 курс...
Программа по Экономике- 100 часов, Календарно- тематический план на 100 часов по Экономике
КТП и Программа по Экономике на 100 часов для техникумов...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2 семестр 2017- 2018 учебного года по дисциплине "Биология"
Представлена вторая часть календарно-тематического плана на 2 семестр 2017-2018 учебного года по дисциплине "Биология"...