Календарно - тематический план по биологии для СПО,78 часов
методическая разработка на тему

Юдина Татьяна Александровна

КТП по биологии для групп СПО,рассчитан на 78 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТП по биологии,78 часов38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской областизначок

«Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий»

 

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

________________ «_______»_______________20____ г.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очное обучение)

 Юдина Татьяна Александровна

(Фамилия имя отчество преподавателя)

Наименование дисциплины _____________________________________________________________________________________________________

Шифр спец. _______________________________________________________________________курс _______________________________________

Количество часов (всего)

Аудиторные занятия

Контрольные работы

Форма  контроля

В том числе

Теоретич.

 занятия

Практические занятия

Лабораторные занятия

Курсовое проектирование

1

2

3

4

5

6

7

1 семестр - 34 час.

28

6

2 семестр - 44 час.

32

12

ДЗ

План составлен на основании  программы, утвержденной  «______» _________________________ 20___г.

Рассмотрен предметно-цикловой комиссией

«________» _____________________________________ г.

Протокол №

«________» _____________________________________ г.

Протокол №

№ недели

Наименование разделов, тем и краткое содержание занятий

Количество часов на занятие

Учебники, учебные пособия, другая литература

Задания студентам

Примечание

Всего

Теоретич.

Практич.

1

2

3

4

5

6

7

8

1 СЕМЕСТР

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов.

2

2

лекция

конспект

1, стр. 4

Подготовить сообщение

1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Клетка – элементарная живая система. Краткая история изучения клетки.

2

2

1, 3

1, § 7

Строение и функции клетки. Обмен веществ

2

2

3,1

3, §8.3;

1, §7 - 10; §11 - 13

ДНК – носитель наследственной информации. Клеточная теория строения организмов.

2

2

1,3

1, §14; 15; 16

Жизненный цикл клетки. Митоз.

2

2

 3,1

3, §8.8;

1, §20

Лабораторная работа.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

2

2

1, 2

1, § 10, конспект

2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Организм – единое целое. Размножение. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2

2

1, 3

3, § 8.12; 8.13; 8.14

1, § 21; 22; 23; 25

Индивидуальное развитие организма.

Основные стадии эмбрионального развития.

2

2

1, 2, 3

3, § 8.15

1, §24

Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

2

Лабораторная работа.

Деление клетки.

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

2

2

Методические указания

Повторить строение клетки

3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

2

2

1, 2, 3

1, § 26

Законы генетики, установленные Г. Менделем.

2

2

1, 3

1, § 27,28

3, § 8.4

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

2

2

1, 2, 3

1, § 29,30

Семинар.

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

2

2

1, 2, 3

1, § 32; 31

Повторить сообщение

Закономерности изменчивости.

2

2

1, 2, 3

1, § 33 - 36

3, § 8.16

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

2

2

1, 2, Методические указания, 3

1, § 37 – 40

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

2

2

1, 3

1, § стр. 96

3, § 8.17; 8.18; 8.19; 8.20

ИТОГО за 1 семестр

34

28

6

2 СЕМЕСТР

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

2

2

1, 2,3

Повторить з-ны Менделя

4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

История развития эволюционных идей.

2

2

1, 2,3

1, § 41

Лекции

Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2

2

1, 2, 3

1, § 41

Лекции

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.

2

2

1, 2, 3

1, § 42,46

3, § 9.3

Концепция вида, его критерии.

2

2

1, 2, 3

1, § 44

3, § 9.2;9.1

Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.

2

2

Методические указания 1,3

Повторить

1, §45,46,47,48,49

Синтетическая теория эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов.

2

2

1, 2, 3

3, § 9.4

Микроэволюция. Макроэволюция. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

2

1, 2, 3

1, § 51,52

Семинар.

Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

2

2

1, 2, 3

1, § 50

5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Гипотезы происхождения жизни.

2

2

1, 2, 3

1, § 53

Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

2

Методические указания

Повторить

1, §55 - 61

Подготовить сообщение к след. уроку

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

2

2

Представление сообщения

1, §54

§62 - 66

Лабораторная работа.

Организм человека – единая система. Сравнение человеческого организма и животного. Кровь лягушки и человека

2

2

2

2, Анатомия и физиология человека

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

2

2

1,3

1, §67

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2

2

1, 3

1, § 67, 68

3, § 10.1, 10.2

Экологические системы. Видовая и пространственная структура  экосистем.

2

2

1, 3

1, § 69, 70

3, § 11.1, 11.2, 11.4

Семинар.

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

2

2

1, 3

1, § 73

3, § 11.5

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

2

2

1, 2, 3

1, § 75, 76, 77

3, § 11.6, 11.7

Лабораторная работа.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

2

2

1, 3

1, § 78

3, § 11.9

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

2

2

1, 3

1, § 79

3, § 11.8, 11.9

7. БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

2

2

Методические указания

Повторить

3, § 11.10

Зачет - ДЗ 

2

2

ИТОГО за 2 семестр

44

32

12

Всего:

78

60

18

 

Примерные темы рефератов

  1. Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
  2. Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
  3. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения.
  4. Практические доказательства образования органических веществ в растении  путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
  5. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  6. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
  7. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.
  8. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
  9. Биологическое значение митоза и мейоза.
  10. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  11. Половое размножение и его биологическое значение.
  12. Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.
  13. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
  14. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  15. Драматические страницы в истории развития генетики.
  16. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
  17. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  18. Центры многообразия и происхождения домашних животных.
  19. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  20. Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.
  21. Ранние этапы развития жизни на Земле.
  22. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
  23. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
  24. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
  25. Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества.
  26. Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.
  27. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  28. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
  29. Устойчивое развитие природы и общества.

Литература

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., Просвещение, 2011, 304 стр.
  2. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2011.
  3. Петелин А.Л., Гаева Т.Н., Бреннер А.Л. Естествознание, учебник для СПО – Москва, Форум, 2010, 256 стр.

Перечень практических работ

  1. Лаб. работа: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
  2. Лаб. работа: Строение клетки на примере лука, томата, элодеи. Разнообразие клеток в зависимости от функций, которые они выполняют. Разнообразие тканей»
  3. Лаб. работа: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. (по карточкам).
  4. Лаб. работа: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости.
  5. Лаб. работа: Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной) – по карточкам.
  6. Семинар: «Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира», Сообщения студентов - «Представители редких и исчезающих видов растений и животных».
  7. Лаб. работа «Емкость легких», «Действие слюны на крахмал», «Сравнение крови человека и лягушки».
  8. Лаб. работа: 1).Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. 2).Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-механик по ремонту и эксплуатации автомобильного транспорта: 66 часов

  Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-м...

Полянский Андрей Александрович.Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-механик": 66 часов

  Методическая разработка календарно-тематического плана по предмету "Материаловедение" по специальности "Профессиональное обучение по отрослям" Мастер производственного обучения, техник-м...

Календарно-тематический план по дисциплине "Биология"

Календарно-тематический план по учебной дисциплине "Биология" рассчитан на 78 часов и предназначен для специальностей "Технология молока и молочных продуктов" и "Электрификация и автоматизация сельско...

Календарно - тематический план по дисциплине ОУДБ.05 Физическая культура для профессии СПО "Повар, кондитер", 1 курс, 120 часов

Календарно - тематический план по дисциплине ОУДБ.05 Физическая культура для профессии СПО  "Повар, кондитер", 1 курс...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2 семестр 2017- 2018 учебного года по дисциплине "Биология"

Представлена вторая часть календарно-тематического плана на 2 семестр 2017-2018 учебного года по дисциплине "Биология"...