Открытый урок по теме: Тепловые машины. Вопросы экологии.
план-конспект урока на тему

Панферова Лидия Ивановна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_teplovye_mashiny_.vorosy_ekologii.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по  ОУДВб.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

преподаватель _Л.И. Панферова

Тема: Тепловые машины. Вопросы экологии _

Цель занятия: _Получение и закрепление знаний о принципах работы тепловых машин_________ 

Задачи занятия:

Обучающая:

Формирование системы знаний о тепловых процессах, использование знаний в технике. 

Воспитательная:

 Воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

   Развивающая:

Формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1. А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть I. Физика. М; Издательский центр «Академия», 2004. Допущено Министерством образования РФ в качестве экспериментального учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования.

Дополнительная литература:

    1.  Мякишев Г.Я. Физика 10. М, Просвещение, 2010 г.

Интернет-ресурсы 

  1. http://k-a-t.ru/teplotexnika/10_dvigateli/index.shtml 
  2. http://www.ecoinform.ru/zagryaznenie-vozdukha.htm
  3. http://www.otbet.ru/book/class-10/fizika/uchebnik-myakishev-g-ya/ 
  4. http://www.ecoinform.ru/ekomobili.html

Междисциплинарные связи:

 С дисциплиной математика.

Внутридисциплинарные связи:

Молекулярно-кинетической теория( внутренняя энергия ). 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Внутренняя энергия с точки зрения МКТ

  1. Способы изменения внутренней энергии

  1. Закон сохранения энергии

  1. Необратимые процессы. Примеры

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  1. Принципы действия тепловых двигателей
  1. Коэффициент полезного действия теплового двигателя. Вопросы экологии

Вопрос 1. Принципы действия тепловых двигателей, Вопросы экологии.

К тепловым двигателям принято относить все машины, преобразующие тепловую энергию в механическую энергию движения. Для того чтобы двигатель совершал работу, необходима разность давлений по обе стороны поршня двигателя или лопастей турбины. Во всех тепловых двигателях эта разность достигается за счет повышения температуры рабочего тела на тысячи градусов по сравнению окружающей среды. Такое повышение температуры происходит при сгорании топлива.                                                                                                                                                                        Рабочим телом у всех тепловых двигателей является газ, который совершает работу при расширении. Обозначается начальная температура рабочего тела (газа) Т1.    По мере совершения работы газ теряет энергию и неизбежно охлаждается до некоторой температуры Т2, её называют температурой холодильника. Холодильником является атмосфера или другое устройство для охлаждения отработанного пара.  Таким образом, в двигателе рабочее тело при расширении не может отдать всю свою энергию на совершение работы.

Принципиальная схема теплового двигателя.

Рабочее тело двигателя получает при сгорании топлива количество теплоты Q1, совершает работу А1  и передает холодильнику  количество теплоты Q2 меньше  Q1. Тепловой двигатель совершает работу за счет внутренней энергии рабочего тела.

Источники дополнительной информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть I. Физика.

Стр.116,117

Дополнительная литература

Мякишев Г.Я. Физика 10.

Стр.234-236

Интернет ресурсы

1.Теплотехника

2. Мякишев Г.Я. Физика 10. 2010г.

1.http://k-a-t.ru/teplotexnika/10_dvigateli/index.shtml

2. http://www.otbet.ru/book/class-10/fizika/uchebnik-myakishev-g-ya/ 

стр. 234-236  

Контрольные задания по Вопросу 1.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Какие машины относятся к тепловым?

  1. За счет чего повышается температура рабочего тела?

  1. Зачем нужен холодильник?

  1. За счет какой энергии двигатели совершают работу?

  1. Для чего мы используем тепловые машины?

Вопрос 2. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.

           Невозможность полного превращения внутренней энергии газа в работу тепловых двигателей обусловлена необратимостью процессов в природе. Если бы теплота могла самопроизвольно возвращаться от холодильника к нагревателю, то внутренняя энергия могла бы быть полностью превращена в полезную работу с помощью любого теплового двигателя. Согласно закону сохранения энергии работа, совершаемая двигателем, равна разнице между теплотой, полученной от нагревателя и теплотой отданной холодильнику.

Термодинамика (формулы)

КПД идеальной тепловой машины, работающей по циклу Карно:

Т1 температура нагревателя  

Т2-температура холодильника

Термодинамика (формулы)

Эта формула дает теоретический предел для максимального значения КПД тепловых двигателей. Она показывает, что тепловой двигатель тем эффективнее, чем выше температура нагревателя и ниже температура холодильника. Лишь при температуре холодильника, равной абсолютному нулю, КПД равен 1 ( 100%)                                                                                                                                

                   Экологическая проблема использования тепловых машин заключается и в том, что сгорание топлива не может быть полным, и это ведет к выбросу в воздух, которым мы дышим, золы и хлопьев сажи. По статистике, во всем мире энергоустановки ежегодно сбрасывают в воздух более 200 млн. тонн золы и более 60 млн. тонн оксида серы. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин, пытаются решать все цивилизованные страны. Вводятся новейшие энергосберегающие технологии по усовершенствованию тепловых двигателей. В результате энергопотребление на производство одной и той же продукции значительно снижается, уменьшая вредное действие на экологию.

Источники дополнительной информации по 2 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть I. Физика.

Стр. 117,118

Дополнительная литература

Мякишев Г.Я. Физика 10.

Стр.238,239

Интернет ресурсы

Мякишев Г.Я. Физика 10, 2010 г.

1.http://www.otbet.ru/book/class-10/fizika/uchebnik-myakishev-g-ya/  стр. 238, 239

2.http://www.ecoinform.ru/ekomobili.html

Контрольные задания по Вопросу 2.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Какова роль тепловых машин?

  1.  Когда значения КПД у тепловых машин бывают 100%?

  1. Как решаются экологические проблемы в России, мире?

  1. Как можно повысит КПД тепловой машины?

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Принцип работы тепловых машин.
  1. Устройство тепловых двигателей
  2. Принцип работы тепловых машин.
  3. Какое устройство называют тепловым двигателем?
  4. Почему в тепловых двигателях нельзя использовать энергию океана?

  1. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.

  1. Что называют КПД тепловых машин?
  2. Чему равно максимальное значение коэффициента полезного действия двигателя?
  3. Как можно увеличить КПД двигателя?
  4. Приведите примеры решения экологических проблем тепловых двигателей.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
  1. _[1],  стр.116,117______________________________________________
  2. _[2],  стр.238,239______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по МДК Тепловые двигатели ПМ «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки»

Открытый урок по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки» проходит в форме ОДИ (организационно-деловой игры) с применением современных информационно-компьютерных   технологий. Э...

Открытый урок по теме: Рациональное природопользование. Экология Москвы.

Рациональное природопользование.Экология Москвы....

Открытый урок по теме "Подготовка контрольно-кассовой машины к работе"

Цели урока:1. Образовательная:формирование профессиональных компетенций будущих специалистов для выполнения операций по подготовке контрольно - кассовых  машин к работе;2. Развивающая:Развитие ум...

Открытый урок по физике «Компрессорные машины»

ДИСЦИПЛИНА: физика.ТЕМА: «Компрессорные машины».ТИП УРОКА: комбинированный.План урока1.                  Орган...

Открытый урок на тему: Технологические методы ремонта деталей машин, упрочнения и повышения их износостойкости при ремонте"

Методическая разработка открытого урока по МДК.02.01 "Эксплуатация промышленного оборудования" на тему; «Технологические методы ремонта деталей машин,упрочнения и повышения их износостойкости при ремо...

Открытый урок на тему: "Теория вероятностей в вопросах и задачах" (в форме урока общения)

Методика проведения занятия в форме «Урок общения»Наблюдения за группой показали, что использование даже самых  активных форм работы может не дать 100% загрузки всех учащихся, не вклю...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения открытого урока на тему: «Асинхронные машины»

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование профессиональной компетенции обучающихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний об  асинхронных ма...