РП по УД География
рабочая программа на тему
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
для специальностей:
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» ( по отраслям)
23.02.04. «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям)
09.02.05 «Прикладная информатика» (по отраслям)
10.02.01. Организация и технология защиты информации
Группы: ОБ-1701, ОЗ-1701, ОП-1601, ОМ-1601, ОЭ-1601
Южно-Сахалинск, 2017 год
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». (Автор: Е.В. Баранчиков, кандидат географических наук, доцент)
Рассмотрено на заседании ПЦК МЕНД
Протокол № 9 от 03.05.2017 г.
ППЦК __________ Л.В. Садыкова
Рассмотрена на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 6
от «06» июня 2017 г.
Председатель МС___________ С.А. Блохина
Составитель:
Е.Н. Брязгунова, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.............................................................................................................4
2. Общая характеристика учебной дисциплины.........................................................................6
3. Место учебной дисциплины в учебном плане........................................................................7
4. Результаты освоения учебной дисциплины............................................................................9
5. Тематическое планирование...................................................................................................11
6. Характеристика основных видов деятельности....................................................................21
7. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины .......................................................25
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ......................................28
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена, по специальностям социально-экономического, гуманитарного и технического профиля.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «География» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО социально-экономического и технического профиля.
3.1. Количество часов, отводимое на освоение учебной дисциплины «География»
максимальной учебной нагрузки студента 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часов;
самостоятельной работы студента 18 часов.
Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины, по семестрам (для группы ОБ-1701, ОЗ-1701)
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОДБ. География | 54 | |||||||
| 36 | 36 | |||||||
В том числе: | Занятий на уроках | 30 | - | - | 30 | ||||
Лабораторных работ | - | - | - | - | |||||
Практических занятий | 6 | - | - | 6 | |||||
| 18 | - | - | 18 | |||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | д/з |
Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины, по семестрам (для групп ОМ-1601, ОЭ-1601, ОП-1601)
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОДБ. География | 54 | |||||||
| 36 | 36 | |||||||
В том числе: | Занятий на уроках | 30 | - | 30 | |||||
Лабораторных работ | - | - | - | ||||||
Практических занятий | 6 | - | 6 | ||||||
| - | 18 | - | 18 | |||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | д/з |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Личностные результаты
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
Метапредметные результаты освоения географии:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
Предметные результаты освоения географии:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
5. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
(для групп ОБ-1701, ОЗ-1701)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
1 курс, 1 семестр | ||
тер-30ч, п/р-6ч, с/р-18ч | ||
Введение | Содержание География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО | |
Тематика теоретических занятий | ||
1. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект на тему: «Роль и значение географии в системе наук» | 2 | |
Тема 1. Источники географической информации | Содержание Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | |
Тематика теоретических занятий | ||
2. Географическая карта – особый источник информации о действительности | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект на тему: «Виды географических карт» | 2 | |
Тема 2 Политическое устройство мира | Содержание Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | |
Тематика теоретических занятий | ||
3. Страны на современной политической карте мира | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
4. Практическая работа №1 Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Выучить номенклатуру | 2 | |
Тема3. География населения мира | Содержание Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | |
Тематика теоретических занятий | ||
5. Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграция населения. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Написать сообщение «Особенности демографической политики в разных странах и регионах мира» | 2 | |
6. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. | 2 | |
Тема 4. География мировых природных ресурсов | Содержание Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресур- сообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 6 |
Тематика теоретических занятий | ||
7. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу « Виды природных ресурсов и их значение» | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
8. Практическая работа №2 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. | 2 | |
Тема 5. Мировое хозяйство | Содержание Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 6 |
Тематика теоретических занятий | ||
9. Современные особенности развития мирового хозяйства. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение по теме: (по выбору) «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов» «Географическая «модель» современного мирового хозяйства» «Традиционные и новые формы внешних экономических связей» | 2 | |
Тематика теоретических занятий | ||
10. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | 2 | |
Тема 6. Регионы мира | Содержание Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 12 |
Тематика теоретических занятий | ||
11. География населения и хозяйства Зарубежной Европы. География населения и хозяйства Зарубежной Азии. | 2 | |
12. География населения и хозяйства Африки. География населения и хозяйства Северной Америки | 2 | |
13. География населения и хозяйства Латинской Америки. | 2 | |
14. География населения и хозяйства Австралии и Океании | ||
Тематика практической работы: | ||
15. Практическая работа№3 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение об одной из стран мира (по выбору) | 2 | |
Тематика теоретических занятий | ||
Тема 7. Россия в современном мире | Содержание Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 2 |
16. Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России. | 2 | |
17. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд на тему: «Административно-территориальное деление РФ» | 2 | |
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | |
18. Обоснование глобальных проблем человечества. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему Глобальные проблемы человечества | 2 |
5.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
(для группы ОП-1601, ОЭ-1601,ОМ-1601)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
2 курс, 3 семестр | ||
тер-30ч, п/р-6ч, с/р-18ч | ||
Введение | Содержание География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО | |
Тематика теоретических занятий | ||
1. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект на тему: «Роль и значение географии в системе наук» | 2 | |
Тема 1. Источники географической информации | Содержание Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | |
Тематика теоретических занятий | ||
2. Географическая карта – особый источник информации о действительности | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект на тему: «Виды географических карт» | 2 | |
Тема 2 Политическое устройство мира | Содержание Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | |
Тематика теоретических занятий | ||
3. Страны на современной политической карте мира | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
4. Практическая работа №1 Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Выучить номенклатуру | 2 | |
Тема3. География населения мира | Содержание Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | |
Тематика теоретических занятий | ||
5. Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграция населения. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Написать сообщение «Особенности демографической политики в разных странах и регионах мира» | 2 | |
6. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. | 2 | |
Тема 4. География мировых природных ресурсов | Содержание Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресур- сообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 6 |
Тематика теоретических занятий | ||
7. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу « Виды природных ресурсов и их значение» | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
8. Практическая работа №2 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. | 2 | |
Тема 5. Мировое хозяйство | Содержание Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 6 |
Тематика теоретических занятий | ||
9. Современные особенности развития мирового хозяйства. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение по теме: (по выбору) «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов» «Географическая «модель» современного мирового хозяйства» «Традиционные и новые формы внешних экономических связей» | 2 | |
Тематика теоретических занятий | ||
10. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | 2 | |
Тема 6. Регионы мира | Содержание Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 12 |
Тематика теоретических занятий | ||
11. География населения и хозяйства Зарубежной Европы. География населения и хозяйства Зарубежной Азии. | 2 | |
12. География населения и хозяйства Африки. География населения и хозяйства Северной Америки | 2 | |
13. География населения и хозяйства Латинской Америки. | 2 | |
14. География населения и хозяйства Австралии и Океании | ||
Тематика практической работы: | ||
15. Практическая работа№3 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение об одной из стран мира (по выбору) | 2 | |
Тематика теоретических занятий | ||
Тема 7. Россия в современном мире | Содержание Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 2 |
16. Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России. | 2 | |
17. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд на тему: «Административно-территориальное деление РФ» | 2 | |
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | |
18. Обоснование глобальных проблем человечества. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему Глобальные проблемы человечества | 2 |
6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(по разделам содержания УД)
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. 1. Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии |
2. Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития | |
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана |
4. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы |
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научнотехнической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. |
Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. | |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы |
7. Россия в современном мире | Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения |
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «География» включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме устного опроса, тестирования, выполнения практических работ, подготовки сообщений, рефератов, опорных конспектов.
В основе текущего контроля используется четырехбальная шкала оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.
К рабочей программе УД «География» разработан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМы), предназначенные для оценки результатов обучения.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) осуществляется в форме тестирования.
Вопросы к дифференцированному зачету по УД «География»
- География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований.
- Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
- Геоинформационные системы.
- Географическая карта — особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.
- Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.
- Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
- Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме.
- Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.
- Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.
- Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.
- Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.
- Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран.
- Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды.
- Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования).
- Демографическая политика в разных регионах и странах мира.
- Географические аспекты качества жизни населения.
- Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.
- Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.
- Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.
- Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
- Экологические проблемы больших городов.
- Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем
- Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
- Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды.
Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
- Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
- Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства
- Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Г еография важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы' размещения. Международное географическое разделение труда.
- Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
- Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
- Определить факторы, определяющие международную специализацию стран и регионов мира.
- Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
- Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства
- Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
- Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.
- Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.
- Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
- Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально- экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.
- Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.
- Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
- Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами ATP; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
- Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.
- Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.
- Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
- Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
45. Глобальные проблемы человечества.
8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины География требует наличия учебного кабинета географии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя
- доска
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
- компьютер
- экран
- проектор
Учебно-методическая документация:
- учебно-методический комплекс
- методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- контрольно-измерительные материалы по темам и разделам учебной дисциплины
8.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная:
1. География : Учебник для студ. образоват. учрежд. сред.проф. образования/ Е.В. Баранчиков и др.; Под ред. Е.В. Баранчикова. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Академия, 2015.
Дополнительная:
2. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира 10 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений /В.П.Максаковский.-17-е изд.-М.просвещение, 2012.-397с.
3. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Учебные пособия:
5. Атлас «Экономическая и социальная география мира», 10 кл.-М.: Дрофа, 2013
6. Контурные карты «Экономическая и социальная география мира», 10 кл. - М.: Дрофа - ДИК, 2013 Симагин Ю.А., Сиротин В.И.
Печатные пособия:
7. Плакаты
а) Миграция населения
б) Народы мира
в) Воспроизводство населения
8. Карты
а) Политическая карта мира
б) Евразия. Политическая карта мира
в) Зарубежная Европа. Политическая карта
г) Зарубежная Азия. Население и хозяйство.
Интернет-ресурсы:
9. http: //www. geosite. com. га Библиотека по географии
10. http://geoman.ru География. Планета Земля
11. http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия
12. http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии
13. http://geo-tur.narod.ru Планета Земля
14. http://www.myplanet-earth.com Страноведческий каталог «EconRus»
15. http://geopub.narod.ru Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»
16. http://geo.metodist.ru Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга
17. http://afromberg.narod.ru География для школьников
18. http://www.litle-geography.ru Словарь современных географических названий
19. http://gde-eto.narod.ru Национальное географическое общество
20. http://www.rusngo.ru Мир приключений и путешествий
21. http://www.outdoors.ru NationalGeographic - Россия (электронная версия журнала)
22. http://www.national-geographic.ru Сайт «Все флаги мира»
23. http://europa.km.ru География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
23. http://www.georus.by.ru Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
25. http://www.mojgorod.ru Карты Google
26. http://maps.google.com Мир карт: интерактивные карты стран и городов.
8.3. Кадровые условия
Преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «География».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»
Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы): География Информатика и ИКТ Искусство...

Тематическая презентация по географии "География промышленности мира"
25 октября 2017год.Тематическаяпрезентация по географии "География промышленности мира" -1 курс СПО....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география"
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предназначена для обучающихся шестых классов и реализуется по интеллектуальному направлению в соответствии с требованиями ФГОС О...

«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она спос...
Тесты по географии 5 класс. Тема: "Зачем нам география и как мы будем ее изучать"
Тесты по географии 5 класс. Тема: "Зачем нам география и как мы будем ее изучать"...
География на английском. Введение в географию
материал со словарем...