Программа социально-педагогической "Земля - наш дом"
рабочая программа на тему

Мезенцева Вера Алексеевна

Данная программа направлена на привлечение внимания человека к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Программа «Земля – наш общий дом» рассчитана на организацию детей начального, среднего и старшего школьного возраста (от 7 до 15 лет).  Проблема защиты окружающей среды является актуальной в годы развития науки и техники. Поэтому необходимо совершенствование системы экологической информации. Современные эксперты после многочисленных исследований и измерений выявляют удручающую экологическую обстановку, которая с каждым прожитым днем только ухудшается: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

         «Гармония» г. Черемхово»        

        

Экологическая программа

 «Земля – наш дом»

Автор: Сетун О.В.

Черемхово 2017 г.

Пояснительная записка

       Данная программа направлена на привлечение внимания человека к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Программа «Земля – наш общий дом» рассчитана на организацию детей начального, среднего и старшего школьного возраста (от 7 до 15 лет).

      Актуальность.  Проблема защиты окружающей среды является актуальной в годы развития науки и техники. Поэтому необходимо совершенствование системы экологической информации. Современные эксперты после многочисленных исследований и измерений выявляют удручающую экологическую обстановку, которая с каждым прожитым днем только ухудшается:

  • загрязнение воды;
  • уменьшение толщины озонового слоя;
  • уничтожение зеленых насаждений;
  • ухудшение состояния почв;
  • повышение средних температур, и прочее.

Глобальная проблема ныне живущих людей — сберечь природу, которая требует немедленных действий. Люди должны взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. Половина городского населения живет в условиях высокого уровня загрязнения воздуха. Человек продолжает испытывать природу на прочность. Выбросы вредных веществ в атмосферу, их сбросы в водоемы и в почву происходят за счет стремительно развивающейся технологии производства.

Непростая ситуация и в очистке сточных вод – лишь 13% из них подвергаются нормативной очистке, остальное просто поступает напрямую в водоемы. В правительстве принимаются меры по очистке рек и водоемов, поскольку их состояние непосредственно влияет на качество питьевой воды. А значит, и на состояние здоровья населения. 

С первых дней существования человека животные всегда были рядом с ним. Возмущает отношение к животным в передвижных цирках, дельфинариях и зоопарках, а также уличных фотографов с животными. Недопустимо, чтобы люди выбрасывали своих питомцев на улицу как надоевшую игрушку.  

Здоровье человека прочно связано с экологией.

О появлении в биосфере вредных веществ люди стали говорить, как о загрязнении воды, воздуха, почвы. Интенсивность процесса такого загрязнения нарастала стремительно. Условия обитания начали зримо меняться.

Первыми этот процесс почувствовали растения и животные. Численность и, главное, разнообразие живого мира стали быстро сокращаться. Во второй половине нынешнего века процесс угнетения Природы особенно ускорился.

Перед человеком во весь рост поднялась проблема изучения влияния на его здоровье, на условия его жизни, на его будущее тех изменений природной среды, которые вызваны им самим, то есть неконтролируемой деятельностью и эгоизмом самого человека.

Для того, чтобы решить проблемы экологии, надо, прежде всего, знать собственный дом и научиться в нем жить! Наш дом един. Всё в нем взаимосвязано, и надо уметь объединить знания в единую целостную конструкцию, которая и есть наука о том, как человек должен жить на Земле.

      Программа первого года обучения рассчитана на 37 часов. В течение первого года обучения ребята более близко знакомятся с природой родного края: разнообразием растений и животным миром, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду. Программу первого года обучения можно изучать и с детьми в возрасте 7 лет.

      Программа второго года обучения рассчитана на 35 часов. На протяжении второго года обучения дети знакомятся со значением и разнообразием ягодных культур, продолжают узнавать природу родного края и учатся находить способы охраны природы.

      Программа третьего года обучения углубляет и расширяет знания, полученные на второй год обучения, внимание уделяется изучению лечебных свойств растений. Дети знакомятся с элементами садового дизайна.  Программа рассчитана на 37 часов.

      Программа четвертого года обучения рассчитана на 38 часов. В течение четвертого года обучения ребята продолжают знакомиться с природой родного края: разнообразием растений и животного мира, байкальских заповедников, влиянием человека на окружающую среду.

      Программа пятого года обучения углубляет и расширяет знания об ягодных культурах, полученные на второй год обучения, особое внимание уделяется изучению озера Байкал. Дети знакомятся с элементами садового дизайна.  Программа рассчитана на 35 часов.

     Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.

     Полученные знания углубляют и расширяют кругозор по биологии, истории, прививают интерес и любовь к природе, формируют практические умения и навыки по выращиванию растений.

     Главное внимание уделяется изучению природы родного края (Иркутской области), способов охраны окружающей среды, исследовательской работе.

     Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

     Новизна программы.

      Данная программа отличается от других тем, что ребята учатся не только как сберечь нашу природу для будущего поколения, но и знакомятся с элементами садового дизайна. Экологическое воспитание детей сегодня является одной из важнейших задач общества, поэтому в программе на протяжении всего обучения представлен экологический блок. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение знаний по краеведению.

      Логическое построение программы учитывает постоянное нарастание сложности знаний и умений. Учебные занятия и практическая работа при реализации данной программы способствует развитию самостоятельного, логического мышления детей.

     В работе по программе предусмотрено участие людей, приглашенных из различных структур, в подготовке и проведении массовых мероприятий: Праздника Урожая, Дня экологических знаний, Дня птиц, выставок.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Земля – наш дом» выявляется с помощью диагностической методики. В конце каждого года обучения проводится тестирование обучающихся. В течение учебного года осуществляется анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические викторины и игры: «Знатоки родной природы», «Знаешь ли ты Байкал?», «Зелёный мир вокруг нас», «Что, где, когда?», «День Земли» и др.

Цель программы:

     Формирование компетентной творческой личности, способной не только получать знания в области садоводства, но и успешно использовать их в своей практической жизни, в процессе работы на своем приусадебном участке, осуществление действенной заботы об окружающей среде.

Задачи программы.

Обучающие:

  1. Познакомить детей с краеведением.
  2. Расширять знания об окружающем мире.
  3. Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии природы и человека.
  4. Познакомить с видовым разнообразием растений нашей области, животным миром родного края.

Развивающие:

  1. Развивать общие исследовательские навыки (организация наблюдений).
  2. Развивать познавательный интерес обучающихся с помощью дополнительной справочной литературы.
  3. Развивать самостоятельность и интерес к исследовательской работе.
  4. Формировать навыки правильного поведения в природе.
  5. Развивать знания и умения по прогнозированию состояния охраны природы.

Воспитательные:

1. Формировать нравственную экологическую позицию личности.

2. Воспитывать культуру общения.

     3. Воспитывать экологическую культуру, стремление улучшать экологическое состояние окружающей среды и сохранять неповторимость и красоту природы родного края.

        

Деятельность, используемые методы.

Формы проведения занятий:

  • Беседа - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных понятий данной темы и выявлением индивидуальных особенностей детей.
  • Практическое занятие- форма обучения, при которой обучающиеся по заданию и под руководством руководителя выполняют практические работы.
  • Нетрадиционная - турнир, занятие-путешествие, занятие - фантазия.
  • Праздники.
  • Экскурсии.
  • Творческие выставки работ.

Формы работы с детьми:

  1. Индивидуальная.
  2. Фронтальная.
  3. Групповая – при проведении практических занятий.

Методы работы с детьми:

По источнику знаний:

  1. Словесный метод – беседа.
  2. Практический метод – практические работы, игры.
  3. Наглядный метод – иллюстрации, наблюдения, натуральные объекты.

По характеру познавательной деятельности используется:

  1. Репродуктивный метод – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности;
  2. Частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
  3. Исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
  4. Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

Методы оценки эффективности программы:

1. Собеседование – вводное.

2. Анкетирование – вводное, промежуточное, итоговое.

3. Тестирование.                      

4. Наблюдение.

5. Творческие работы.              

         

Тематический план программы «Земля – наш дом»

первого года обучения

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводная часть

2

1

1

2.

Растительный мир. Растения родного края

5

2

3

3.

Животный мир родного края

4

2

2

4.

Обитатели воздушного пространства

4

2

2

5.

Зеленая аптека

6

2

4

6.

Весна в природе

5

2

3

7.

Весенние работы на учебно-опытном участке

3

1

2

8.

Охрана природы родного края

6

3

4

9.

Подведение итогов

2

-

2

Итого

38

15

23

Тематический план программы «Земля – наш дом»

второго года обучения

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводная часть

2

1

1

2.

Осенние работы в саду

3

1

2

3.

Ягодный коктейль

4

2

2

4.

Неживое в природе

3

1

2

5.

Растения родного края

6

3

3

6.

Удивительный мир животных

4

2

2

7.

Судьба природы - наша судьба

6

3

3

8.

И весна войдет в сад

5

1

4

9.

Подведение итогов

2

-

2

Итого

35

14

21

Тематический план программы «Земля – наш дом»

третьего года обучения

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводная часть

2

1

1

2.

Осенние работы в саду

3

1

2

3.

Жизнь растений

6

3

3

4.

Зеленая аптека

5

2

3

5.

Жизнь животных

7

4

3

6.

Судьба природы - наша судьба

7

2

5

7.

И весна войдет в сад

5

1

4

8.

Подведение итогов

2

-

2

Итого

37

14

23

Тематический план программы «Земля – наш дом»

четвертого года обучения

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводная часть

2

1

1

2.

Растения родного края

5

2

3

3.

Животный мир родного края

6

3

3

4.

Птицы – наши друзья

6

3

3

5.

Лекарственные растения

4

2

2

6.

Байкальские заповедники

4

2

2

7.

Весна в природе

4

1

3

8.

Забота о природе родного края

5

2

3

9.

Подведение итогов

2

-

2

Итого

38

16

22

Тематический план программы «Земля – наш дом»

пятого года обучения

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводная часть

2

1

1

2.

Осенние работы в саду

3

1

2

3.

Ягоды в саду

4

2

2

4.

Неживое в природе

3

1

2

5.

Байкал – наше достояние

5

2

3

6.

Удивительные животные

4

2

2

7.

Охрана природы - наша задача

7

3

4

8.

И весна войдет в сад

5

1

4

9.

Подведение итогов

2

-

2

Итого

35

13

22

Содержание программы первого года обучения.

  1. Вводная часть.  2 часа(1-1)

Беседа «Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности, историей ДЭБЦ».

  Практическая часть. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы.

  1. Растительный мир. Растения родного края. 5 часов (2-3)

Беседа «Растительный мир». Беседа – игра «Растения Байкала».

      Практическая часть. Викторина «Деревья в лесу». Экскурсия в парк «Краски и звуки зимы». Игра - прогулка «Растения – наши друзья».

  1. Животный мир родного края. 4 часа (2-2)

Беседа «Животный мир Байкала». Викторина «Знаешь ли ты Байкал?».

Практическая часть. Экскурсия в зоологический отдел ДЭБЦ.     Просмотр фильма: «Животные Байкала».

4.  Обитатели воздушного пространства родного края. 4 часа (2-2)

Беседа «Птицы – помощники». Занятие-путешествие «Птицы – наши друзья».

          Практическая часть. Экскурсия «Следы птиц на снегу». Акция «Изготовление кормушек».

5. Зеленая аптека. 6 часов (2-4)

«Нам он как друг хороший» (Рассказ о подорожнике). Беседа «Сорняк. Лекарство. Витамин. – Одуванчик».

Практическая часть.  Игра «Приключения Витаминки». Игра - драматизация «Там на речке, где лесок». Игра  прогулка «Лекарственные растения». Итоговое занятие: Игра «Страна чудес».

 6. Весна в природе. 5 часов (2-3)

Беседа – игра «Для чего цветет цветок?». Беседа «Замечательное вещество – вода».

     Практическая часть. Экскурсия «Жизнь растений весной». Игра «Путешествие капельки». Итоговое занятие: Игра «Зеленый шум».

      7. Весенние работы на учебно – опытном участке. 3 часа (1-2)

          Беседа «Значение обработки почвы».

Практическая часть.  Экскурсия на УОУ (виды весенних работ). Практическое занятие «Уход за рассадой».

      8. Охрана природы родного края. 6 часов (3-4)

     Беседа «Исчезающие растения и животные родного края». Занятие – путешествие «Окружающая нас природа». Круглый стол «Экология и мы».

Практическая часть. КВН «Мы – юные экологи». Просмотр видеофильмов «Чудеса природы». Экскурсия «Земля – наш дом» Акция «Мы – защитники природы!».

  9. Подведение итогов. 2 часа

Практическая часть. Игра «Калейдоскоп знаний».  Игровое занятие «Природой все мы дорожим». Итоговая диагностика.

Содержание программы второго года обучения.

1. Вводная часть.  2 часа(1-1)

Вводное занятие «Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности».

Практическая часть. Экскурсия в музей охраны природы ДЭБЦ.

2. Осенние работы в саду. 3 часа (1-2)

Беседа «Значение осенней обработки почвы».

          Практическая часть. Экскурсия «Осенние изменения в природе». Практическое занятие «Уборка опавших листьев». Практическое занятие «Перекопка на УОУ». КВН «Путешествие по осени».

3. Ягодный коктейль. 4 часа (2-2)

           Беседа «Значение и разнообразие ягодных культур». Беседа «Полезные свойства ягод».

         Практическая часть. Экскурсия по участку ягодников. Викторина «Ягоды».

4. Неживое в природе. 3 часа(1-2)

         Беседа – игра «Диалоги с неживой природой».

         Практическая часть. Игра «Синоптики сообщают». Конкурс рисунков «Я в неживой природе».

5. Растения родного края. 6 часов (3-3)

         Беседа «Растительный мир». Занятие – фантазия «Краски осени». Беседа «Растения Байкала».

     Практическая часть. Викторина «Жизнь растений». Экскурсия в парк «Краски зимы». Игра – прогулка «Зеленый мир вокруг нас».

6. Удивительный мир животных. 4 часа (2-2)

    Беседа «Кошка и собака - друзья человека». «Животный мир родного края» (путешествие по страницам «Красной книги»)

Практическая часть. Игровое занятие «Этот удивительный мир животных». Работа с тестами «В мире животных».

7. Судьба природы - наша судьба. 6 часов (3-3)

     Беседа «Лесные сообщества». Круглый стол «Влияние экологии на живую и неживую природу». Беседа – игра «Что просила передать неживая природа?»

Практическая часть. Работа с тестами «Что я знаю об экологии?». Акция «Мы против мусора!». Конкурс рисунков «Я в неживой природе».

8. И весна войдет в сад. 5 часов(1-4)

Занятие – фантазия «Весеннее пробуждение природы».

     Практическая часть. Экскурсия «Весенние изменения в природе». Практическое занятие «Уход за рассадой». Экскурсия «К нам пришел цветущий май». Конкурс рисунков на тему «Цветущие сады».

9. Подведение итогов. 2 часа

Практическая часть. Игра «Ягодный калейдоскоп».  Игровое занятие «Природа едина». Итоговое тестирование.

Содержание программы третьего года обучения.

  1. Вводная часть. 2 часа (1-1)

Вводное занятие «Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности, профориентация».

Практическая часть. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы.

  1. Осень. Осенние работы в саду. 3 часа (1-2)

    Беседа «Виды осенних работ на учебно – опытном участке».

Практическая часть. Уборка УОУ (сбор мусора, листьев). Экскурсия «Осенние изменения в жизни растений».

3. Жизнь растений. 6 часов (2-4)

    Беседа «Жизнь и питание растений». Беседа «Комнатные растения».

    Практическая часть. Викторина «Жизнь растений». Практическое занятие «Уход за цветами». Игра – путешествие «Времена года на Земле». Практическое занятие «Пересадка растений». Экскурсия «Зима в жизни растений».

4. Зеленая аптека. 5 часов (2-3)

    Беседа «Растительный мир (травы, кустарники, деревья), разнообразие растений». Беседа «Лекарственные травы, их роль для человека».

    Практическая часть. Викторина «Зеленый мир вокруг нас». Викторина «Азбука витаминов». Викторина «Жизнь растений».

5. Жизнь животных. 7 часов (4-3)

Беседа «Животные – наши друзья». «Животный мир родного края» (путешествие по страницам «Красной книги»).

Практическая часть. Игра «Мир природы». Экскурсия в зоологический отдел ДЭБЦ. Игра – путешествие «В гостях у жителей лесного царства». Итоговое занятие: Игра «Что, где, когда?».

6. Судьба природы - наша судьба. 7 часов (2-5)

Беседа «Экология и ее место среди других наук. Причины исчезновения животных и растений». Беседа «Будь природе другом».

Практическая часть.  Решение экологических задач. Экологическая игра «Счастливый случай». Экскурсия «Лесное сообщество». Просмотр фильма «Уникальное озеро Байкал». Круглый стол «Почему нужно защищать природу?»

7. И весна войдет в сад. 5 часов (1-4)

          Беседа – игра «Весна в природе».

      Практическая часть. Экскурсия «Весна в природе». Экскурсия «Наблюдаем за птицами». Экскурсия «Подкормка птиц». Экологическая игра «Родная природа».

8. Подведение итогов. 2 часа

    Практическая часть. Конкурсная программа «Природа - наш друг».  Итоговая диагностика.

Содержание программы четвертого года обучения

1. Вводная часть.  2 часа (1-1)

Вводное занятие «Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности, историей ДЭБЦ».

      Практическая часть. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы.

2. Растения родного края.  5 часов (2-3)

    Беседа «Многообразие растительного мира». Беседа «Растения Байкала».

    Практическая часть. Викторина «Что растёт в лесу?». Игры на выявление знаний о растениях «Зачем нужны растения?». Игра - прогулка «Растения – наши друзья».

  1. Животный мир родного края. 6 часов (3-3)

Беседа «Животные сибирского леса». Беседа «Национальные парки на Байкале». Беседа «Байкальские заповедники».

       Практическая часть. Экскурсия в зоологический отдел ДЭБЦ. Просмотр фильма: «Животный мир Байкала». Экскурсия «Животные зимой».

4.  Птицы – наши друзья. 6 часов (3-3)

      Беседа «Птицы – обитатели воздушного пространства». Беседа «Птицы зимой». Беседа – игра «Птицы – наши друзья».

      Практическая часть. Викторина «Птицы». Экскурсия «Следы птиц на снегу». Акция «Птицам нужны кормушки».

     5. Лекарственные растения. 4 часа (2-2)

    Беседа «Нам он как друг хороший – рассказ о подорожнике». Беседа «Сорняк. Лекарство. Витамин. – Одуванчик».

    Практическая часть. Игра  прогулка «Лекарственные растения».  Викторина «Витамины».

6. Байкальские заповедники. 4 часа (2-2)

          Беседа «Байкало-Ленский заповедник». Беседа «Байкальский государственный заповедник». Беседа «Баргузинский биосферный заповедник».

     Практическая часть. Экскурсия в Байкальский музей минералов. Игра «Путешествие капельки». Игра «Зеленый шум».

     7. Весна в природе. 4 часа (1-3)

 Беседа «Замечательное вещество – вода».

  Практическая часть. Экскурсия на УОУ (виды весенних работ).    

  Практическое занятие «Уход за рассадой». Игра – прогулка «Для чего цветет цветок?»

     8. Забота о природе родного края. 5 часов (2-3)

    Беседа «Исчезающие растения и животные родного края». Беседа – игра «Окружающая нас природа».

Практическая часть. Просмотр видеофильмов «Чудеса природы». Экскурсия «Земля – наш дом» Акция «Мы – защитники природы!».

     9. Подведение итогов. 2 часа

   Практическая часть. Игровое занятие «Экологическое ассорти». КВН «Экология и мы». Итоговая диагностика.

Содержание программы пятого года обучения.

1. Вводная часть.  2 часа (1-1)

         Вводное занятие. Ознакомление с планами, правилами поведения, техникой безопасности.

          Практическая часть. Экскурсия по отделам ДЭБЦ, в музей охраны природы.

2. Осенние работы в саду. 3 часа (1-2)

         Занятие - фантазия «Осенние краски природы».

          Практическая часть. Экскурсия «Осенние изменения в природе».  Практическое занятие «Уборка опавших листьев».

3. Ягоды в саду. 4 часа (2-2)

    Беседа «Значение и разнообразие ягодных культур, их биологические особенности». Беседа – игра «Чем полезны ягоды?».

     Практическая часть. Экскурсия по участку ягодников. Викторина «Найди пару».

4. Неживое в природе. 3 часа (1-2)

Беседа «Погода и климат».

     Практическая часть. Игра «Синоптики сообщают». Игра – прогулка «Я и неживая природа». 

5. Байкал – наше достояние. 5 часов (2-3)

    Беседа «Уникальное озеро Байкал». Круглый стол «Экологические факторы загрязнения Байкальской зоны».

    Практическая часть. Викторина «Знаешь ли ты Байкал?».   

    Просмотр фильма «Байкальские фантазии».

6. Удивительные животные. 4 часа (2-2)

Беседа – игра «Помоги животным». Беседа «Животный мир родного края».

     Практическая часть. Игра «Кто лишний?». Игра «Правда – неправда».

7. Охрана природы - наша задача. 7 часов (3-4)

     Беседа «Влияние экологии на живую и неживую природу». Экорепортаж «Что просила передать неживая природа?». Круглый стол «Экологические проблемы родного края».

     Практическая часть. Работа с тестами «Что я знаю об экологии?». Составление экологических памяток. Акция «Мы против мусора!». КВН «Знатоки экологии».

8. И весна войдет в сад. 5 часов (1-4)

    Беседа «Цветочно – декоративное оформление территории».

     Практическая часть. Экскурсия «Весенние изменения в природе».   Практическое занятие «Украшение клумбы». Игра – прогулка «Весне дорогу». Викторина «В гостях у леса».   

9. Подведение итогов. 2 часа

Практическая часть. Игра «Что, где, когда?». Игровая программа «День Земли». Итоговое тестирование.

                                                   Литература

  1. Бейкер Х. «Плодовые культуры» - М.: Мир,1986.
  2. Газета «Сезон удачи», 2009.
  3. «Защита растений на приусадебном участке» - М.: «Московский рабочий», 1972.
  4. Белов С.В. Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа, 1991.
  5. Курдюмов Н.И. «Умный сад в подробностях» - Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.
  6. Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: «Просвещение», 1975.
  7. Поплева Е.Ю. «Планировка и обустройство сада. Легко и просто» - М.: ЗАО «Фиттон+»,2005.
  8. Травникова В.В. «Биологические экскурсии» - СПб: «Паритет», 2002.
  9. Хессайон Д.Г. «Все о декоративных деревьях и кустарниках» – Издательство «Кладезь- Букс»,2007.

Литература для детей

  1. Коваленко В.Ф. «Юному плодоводу» - М.: «Просвещение».
  2. Мини-энциклопедия «Комнатные растения» - ООО «Издательство Астрель», 2001.
  3. Поплева Е.Ю. «Планировка и обустройство сада. Легко и просто» М.: ЗАО «Фиттон+»,2005.
  4. Энциклопедия «Я познаю мир» Растения» –Минск, 1996(1985).

Литература из интернета

      1. Иванова А.И. «Живая экология».

      2. М.В. Гальперин «Общая экология».

3. Семенова Н. «Здоровье здорового человека. Практическая экология ХХI века».

4. Афонькин С.Ю. «Самые удивительные растения».

5. Алдашева А.А. «Экологическое сознание».

6. Павлихин Г.П. «Охрана окружающей среды».

7. Борейко В.Е., грищенко В.Н. «Спутник юного защитника природы».

      8. Яншин А.Л. «Глобальные экологические проблемы на пороге ХХI  века».

Методическое обеспечение программы

«Земля – наш дом».

Методические разработки:

  1. Разработка открытых   занятий «Байкал – жемчужина Сибири», «Природы жалобная книга», «За природу в ответе и взрослые, и дети», «Живая вода», «Знаешь ли ты Байкал?».
  2. Разработка занятия «Путешествие капельки», «Витамины с грядки», «Влияние экологии на живую и неживую природу».
  3. Методическая разработка занятия «Времена года», «Жизнь и питание растений», КВН «Знатоки родной природы», «Путешествие по страницам Красной книги».
  4. Разработка воспитательного мероприятия «Зелёный мир вокруг нас», «Удивительный мир природы».

Дидактические карточки по темам:

  1. Наши животные: «Угадай животное», «Кто где живет», «Кто что ест», «Узнай животное», «Кто лишний».
  2. Птицы: «Кто где гнездится?», «Зимняя столовая», «Перелетные и зимующие», «Кто чем защищается?».
  3. Насекомые: «Кто где спрятался?», «Что сначала? Что потом?».
  4. Рост и развитие растений: «Что сначала? Что потом?», «Узнай и расскажи».
  5. Лес как экосистема: «Пищевые цепочки», «Этажи леса».
  6. Охрана природы: «Что дает природа человеку?», «Экологические знаки», «Почему они исчезают?», «Красная книга».

Вывод

Для людей планета Земля – дом. Есть ли другая такая планета, неизвестно. Поэтому, все мы обязаны беречь нашу планету, бережно и рационально хозяйничать на ней. Ведь наша жизнь полностью зависит от многих факторов: растения, живущие на планете, дают нам кислород и пищу, строительный материал, леса – хранители климата и воды, без воды и воздуха жизнь живых организмов невозможна. Поэтому все силы мы берем благодаря нашей планете, жизнь людей вне Земли невозможна.

Человек не всегда правильно ведет себя. Нарушает законы экологии, целостность природных экосистем, загрязняет окружающую среду, изменяет условия обитания живых организмов, что приводит к различным нарушениям экологического равновесия и даже экологическим бедствиям и катастрофам. Человек должен научиться грамотно хозяйничать на Земле, относиться с любовью и нежностью ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной  программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО  19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...