Рабочая программа по экологии
материал на тему
Рабочая программа учебной дисциплины Экология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya-png.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 245-р от 16.06.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14 Экология
для профессии
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Покачи
2017
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи
Разработчики:
Асхабова С.С., преподаватель первой квалификационной категории
Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи
Протокол № 5 от 06. 06. 2017г.
Рассмотрена «Согласовано»
ПЦК преподавателей Заместитель директора по УВР
общеобразовательного цикла ___________ С.Н.Каращук
Протокол № 5 от 20. 05. 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Экология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по профессии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 17 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа) Подготовка докладов и презентаций Составление терминологического словаря Конспектирование текста Решение задач | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология
Наименование разделов и тем | № п/п | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов | Самосто ятельная работа | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Тема 1. Введение | Содержание учебного материала | 1 | |||||
1 | История развитии экологии. | 1 | 1 | ||||
2 | Методы, используемые в экологических исследованиях. | 1 | 1 | ||||
Тема 2. Экология как научная дисциплина | Содержание учебного материала | ||||||
3 | Общая экология. | 1 | 1 | ||||
4 | Социальная экология. | 1 | 1 | ||||
5 | Прикладная экология. | 1 | 1 | ||||
6 | Практическое занятие: Демография и проблемы экологии. | 1 | 2 | ||||
7 | Практическое занятие: Природные ресурсы, используемые человеком. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | 1 | 2 | ||||
8 | Практическое занятие: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме . Подготовить презентации и сообщения по темам: «Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Экология популяций» . | 4 | ||||||
Тема 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность | Содержание учебного материала | ||||||
9 | Среда обитания человека | 1 | 1 | ||||
10 | Естественная , искусственная и социальная среды обитания человека. | 1 | 1 | ||||
11 | Практическое занятие: Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. | 1 | 2 | ||||
12 | Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. | 1 | 1 | ||||
13 | Практическое занятие: Описание жилища человека как искусственной экосистемы. | 1 | 2 | ||||
14 | Шум и вибрация в городских условиях. | 1 | 1 | ||||
15 | Практическое занятие: Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. | 1 | 2 | ||||
16 | Экологические требования к организации строительства в городе. | 1 | 1 | ||||
17 | Практическое занятие: Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. | 1 | 2 | ||||
18 | Практическое занятие: Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. | 1 | 2 | ||||
19 | Сельская среда обитания человека. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. | 1 | 1 | ||||
20 | Практическое занятие: Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему. Основные экологические приоритеты современного мира. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз- можные способы решения проблем. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы. Популяция как экологическая единица.» Причины возникновения экологических проблем в городе. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности. Система контроля за экологической безопасностью в России. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия. Структура экологической системы». |
6 | ||||||
Тема4. Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
21 | Глобальные экологические проблемы и способы их решения. | 1 | 1 | ||||
22 | Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | 1 | 1 | ||||
23 | Эволюция взглядов на устойчивое развитие. | 1 | 1 | ||||
24 | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». | 1 | 1 | ||||
25 | Практическое занятие: Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. | 1 | 2 | ||||
26 | Практическое занятие: Экологические след и индекс человеческого развития. | 1 | 2 | ||||
27 | Практическое занятие: Решение экологических задач на устойчивость и развитие | 1 | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов. История и развитие концепции устойчивого развития. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития». | 4 | ||||||
Тема 5. Охрана природы | Содержание учебного материала | ||||||
28 | История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. | 1 | 1 | ||||
29 | Практическое занятие: Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. | 2 | |||||
30 | Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. | 1 | 1 | ||||
31 | Практическое занятие: Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. | 1 | 2 | ||||
32 | Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. | 1 | 1 | ||||
33 | Практическое занятие: Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов иводных биоценозов). | 1 | 2 | ||||
34 | Природные ресурсы и способы их охраны. | 1 | 1 | ||||
35 | Практическое занятие: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему. Основные экологические приоритеты современного мира. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз- можные способы решения проблем. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы Выполнение домашних заданий по теме .Решение экологических задач . Подготовить презентации по темам: «Антропогенное воздействие на биосферу .Окружающая среда и здоровье человека» | 4 | ||||||
Итоговый зачет | 36 | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |||
Всего:54ч. | 36 | 18 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экология»;
- принтер;
- микроскоп для работы студентов.
- цифровой микроскоп с выводом изображения на экран,
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- аудио- и видеоаппаратура
3.2 Информационное обеспечение обучения
Для студентов
Валова В.Д. Экология. — М., 2012. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 — 11 клас- сы. — М., 2014. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014. Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. — М., 2011.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об- разования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из- менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании». Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011. Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз- витие». — М., 2011. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсы www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения). www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Иметь представление: -об условиях устойчивого состояния экосистемы и причинах возникновения экологического кризиса; -о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; -об экологических принципах рационального природопользования | Контрольные работы Тестовые работы Практические занятия |
Знать: -мероприятия по охране воздуха и водоемов; -вопросы охраны растительного и животного мира -источники загрязнения атмосферы, водоемов, почв. | Контрольные работы Тестовые работы Практические занятия |
Уметь: -оценивать взаимодействие окружающей среды и хозяйственной деятельности человека. | Тестовые работы Практическая занятия Самостоятельная внеаудиторная деятельность |
решать - элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль Практические занятия |
выявлять - приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Контрольные работы Тестовые работы Практические занятия |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | Контрольные работы Тестовые работы Практические занятия |
находить информацию - о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Защита творческой работы Защита индивидуального задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии для 1-х курсов
Рабочая программа учебной дисциплины экология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.04 Технология...
Рабочая программа по экологии для специальности 19.02.01 Технология продукции общественного питания
Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по специальности19.02.01 Технология продукции общественног...
Рабочая программа дисциплины Экология
Программа преднаначена для подготовки по профессии СПО "Повар, кондитер " и соответствует ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр- кассир
Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,...
Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.
Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа по экологии
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательн...
Рабочая программа по экологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.9 Экология по профессии среднего профессионального образования 08.01.07 Мастер общестроительных работ технического профиля ...