Рабочая программа по Биологии для специальности 19.02.01Технология продукции общественного питания
материал на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по специальности19.02.01 Технология продукции общественного питания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya-ptp.docx64.91 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 245-р от 16.06.2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.14Биология

для специальности

19.02.01Технология продукции общественного питания

Покачи

2017

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования ,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель первой квалификационной категории

 Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Протокол № 5 от 06. 06. 2017г.

Рассмотрена                          «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                 Заместитель директора по УВР

общеобразовательного цикла                                                     ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 5 от 20. 05. 2017г.        

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБИОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по специальности19.02.01 Технология продукции общественного питания

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным дисциплинам.

        

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 

При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72  часа;

самостоятельной работы обучающегося 36  часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практические занятия

28

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

     Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

    Выполнение индивидуальных проектов

    Составление терминологического словаря

    Конспектирование текста

    Выполнение творческого задания

    Подготовка к итоговому зачету

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета    

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Биология

                

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Самосто

ятельные работы

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

Ведение

Содержание учебного материала

1

Объект изучения биологии – живая природа.

1

1

2

Практические занятия: Признаки живых организмов.Уровни организации живой материи.  

1

2

Тема 1

Учение о клетке

Содержание учебного материала

3

Практические занятия: Методы цитологии. Клеточная теория.

1

2

4

Практические занятия: Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества клетки.

1

2

5

Органические вещества клетки

6

Практические занятия: Нуклеиновые кислоты. АТФ.

7

Строение клетки

1

1

8

Практические занятия: Строение клетки

9

Практические занятия: Прокариоты и эукариоты. Вирусы.

1

2

10

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

1

11

Практические занятия: Ассимиляция. Фотосинтез и хемосинтез.

1

2

12

Биосинтез белков.

1

2

13

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

1

2

14

Контрольная работа№1 «Цитология»

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа).

Составление терминологического словаря

 Конспектирование текста. Темы для конспектирования:  

- обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

- строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.

6

Тема 2

Организм размножение   и индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала

15

Жизненный цикл клетки. Амитоз. Митоз.

1

1

16

Практические занятия: Формы размножения организмов.

1

2

17

Практические занятия: Мейоз. Оплодотворение.

1

2

18

Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие.

1

2

19

Контрольная работа№2 «Размножение и развитие организмов»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа). Составление терминологического словаря.

Выполнение творческого задания  на тему «Боремся с вредными привычками»

3

Тема 3

Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

20

Генетика . Гибридологический метод.

1

1

21

Практические занятия: Законы генетики. . Моногибридное  скрещивание .

1

2

22

Практические занятия: Множественные аллели. Анализирующее скрещивание..

1

2

23

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования.

1

1

24

Практические занятия: Хромосомная теория наследственности.

1

2

25

Взаимодействие неаллельных генов.

1

1

26

Практические занятия: Цитоплазматическая наследственность.

1

2

27

Генетика пола.

1

1

28

Практические занятия: Генетика человека и здоровье. Методы исследования.

1

2

29

Практические занятия: Модификационная изменчивость.

1

2

30

Мутационная изменчивость. Типы мутаций. Причины мутаций.

1

2

31

Селекция.

1

1

32

Основные методы селекции и биотехнологии

1

1

33

Практические занятия: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

1

3

34

Практические занятия: Решение генетических задач.

1

2

35

Контрольная работа№3«Генетика»

1

2

36

Контрольная работа№4  за I- полугодие

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа).

Составление терминологического словаря

 Конспектирование текста. Темы для конспектирования:   Хромосомная теория наследственности. Российские ученые-селекционеры, их вклад в развитие селекции

9

Тема4

Эволюционное учение

Содержание учебного материала

37

Развитие эволюционного  учения Ч. Дарвина.

1

1

38

Практические занятия: Вид, его критерии.  

1

2

39

Популяции. Генетический состав популяции.

1

1

40

Практические занятия: Изменение генофонда популяции.

1

1

41

Борьба за существование и её формы.

1

2

42

Практические занятия: Естественный отбор и его формы.

1

2

43

Изолирующие механизмы.

1

1

44

Видообразование.

1

2

45

Практические занятия: Макроэволюция и её доказательства.

1

2

46

Система растений и животных-отображение эволюции.

1

1

47

Главные направления эволюции.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа). Составление терминологического словаря

 Конспектирование текста. Темы для конспектирования:  

Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.  

Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

7

Тема 5. История развития жизни на Земле

Содержание учебного материала

48

Гипотезы происхождения жизни.

1

1

49

Практические занятия: Современные гипотезы о происхождении жизни.

1

2

50

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

1

51

Положение человека в системе животного мира.

1

2

52

Практические занятия: Основные стадии антропогенеза.

1

2

53

Движущие силы антропогенеза.

1

1

55

Расы и их происхождение.

56

Контрольная работа№5 «История развития жизни на Земле»

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа).

Составление терминологического словаря

3

Тема 6.

Основы экологии

Содержание учебного материала

57

Экология. Среда обитания организмов и её формы.

1

1

58

Практические занятия: Местообитание и экологические ниши.

1

2

59

Основные типы экологических взаимодействий.

1

1

60

Основные характеристики популяции.

1

1

61

Практические занятия: Динамика популяции. Экологические сообщества.

1

2

62

Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах

1

1

63

Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологические сукцессии.

1

1

64

Практические занятия: Влияние загрязнений на живые организмы.

1

2

65

Основы рационального природопользования.

1

1

66

Практические занятия: Эволюция биосферы. Ноосфера.

1

2

67

Антропогенное воздействие на биосферу. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

1

1

68

Практические занятия: Решение экологических задач

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий

Выполнение индивидуального проекта

Составление терминологического словаря

Конспектирование текста. Темы для конспектирования:  

Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота) в биосфере.

6

Тема 7

Бионика

Содержание учебного материала

69

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

1

1

70

Контрольная работа№6 «Экология»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к итоговому зачету

2

Итоговый зачет

71-72

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:102ч.

72

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
  • сканер;
  • принтер;
  • микроскопы для работы учащихся.
  • цифровой микроскоп с выводом изображения на  экран,
  • оборудование для лабораторных работ

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Каменский,А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа,2011.
  2. Сивоглазов, В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.—М.: Дрофа,2011.
  3. Криксунов Е.А. Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.—М.: Дрофа, 2011.
  4. Чернова Н.М. Экология. 10(11) кл.: Учеб. общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Мамедов Н.М., Экзерцева Е.В. Атлас. Экология. 10(11) класс.—М.: АСТ-пресс школа, 2007.
  2. Биология. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ под ред. Д.К.Беляева.—М.: Просвещение, 2008.
  3. Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11классы: учебник для общеобразоват. Учреждений.-М.:Просвещение, 2011
  4. Прядко К.А. Понятия и определения: Экология/ Словарик школьника.—Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  5. Энциклопедия происхождения жизни на Земле.—М.: Махаон, 2006.
  6. Ахмадуллина Л.Г. Биология с основами экологии: Учеб. пособие.—М.: Изд-во РИОР, 2006.

Интернет-источники:

bio.1september.ru

www.nature.ru

www.biology.ru

www.sbio.info

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

объяснять  отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия видов;

Текущий контроль

Контрольные работы

Защита творческой работы

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Практическая работа

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Тестовый контроль

Текущий контроль

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Практическая работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Защита индивидуального задания

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Защита творческой работы

Защита индивидуального задания

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

         Знать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

строение  биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

биологическую терминологию и символику

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Иностранный язык" для подготовки по специальности СПО 260807"Технология продукции общественного питания"

Учебно -методический комплекс учебной дисциплины" Иностранный язык" предназначен для подготовки студентов 2-4 курса по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" к самостоятельным ...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Иностранный язык" для подготовки по специальности СПО 260807"Технология продукции общественного питания"

Учебно -методический комплекс учебной дисциплины" Иностранный язык" предназначен для подготовки студентов 2-4 курса по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" к самостоятельным ...

Рабочая программа дисциплины Охрана труда 19.02.10 "Технология продукции общественного питания".

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования    19.02.10 «...

Рабочая программа ФГО СПО по специальности19.02.10 Технология продукции общественного питания ПМ.01

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного п...

Рабочая программа ФГО СПО по специальности19.02.10 Технология продукции общественного питания ПМ.02

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного пи...

Рабочая программа ФГО СПО по специальности19.02.10 Технология продукции общественного питания ПМ.03

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного пи...

Рабочая программа ФГО СПО по специальности19.02.10 Технология продукции общественного питания ПМ.05

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного пи...