Методические рекомендации для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов «Метод интервалов»
методическая разработка на тему
Методические рекомендации
для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов
«Метод интервалов»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов
«Метод интервалов»
Дисциплина: Математика
2015
ТЕОРИЯ
Некоторые утверждения равносильности неравенств
Строгие рациональные неравенства.
Неравенство R(x)> Q(x) (или R(x) < Q(x)), в котором R(x) и Q(x) -многочлены относительно одного неизвестного х, называют алгебраическим неравенством с одним неизвестным х.
Каждое алгебраическое неравенство с одним неизвестным х, используя утверждения равносильности (1 и 4), можно привести к виду Р(х)>0 (или Р(х) <0), где Р(х) — многочлен относительно х.
Поэтому достаточно рассмотреть лишь неравенства вида
Р(х)> 0 ( или Р(х)<0), (1)
где Р(х) = а0хn + а1хn-1+...+ап-1х + ап (а 0≠ 0)
Всякое такое неравенство называют алгебраическим неравенством степени п.
Рассмотрим решение некоторых алгебраических неравенств.
Обобщенный метод интервалов.
Некоторые алгебраические неравенства степеней более высоких, чем вторая, цепочкой равносильных переходов приводятся к виду
(или ), (2)
где klt k2, ..., kn-1, kn — фиксированные натуральные числа,
х1, х2, … хn-1, xn—фиксированные действительные числа, среди которых нет равных, и такие, что х1<х2< … <хn-1
Рассмотрим многочлен Р(х)= (3)
Очевидно, что для любого числа yо, такого, что yо> хn, соответствующее значение любого сомножителя в произведении (3) положительно, поэтому числовое значение Р(yо) многочлена Р(х) также положительно.
Для любого числа y1, взятого из промежутка (xn-1, xn) , соответствующее числовое значение любого сомножителя, кроме последнего, положительно; соответствующее числовое значение последнего сомножителя положительно, если kn - четное число, и отрицательно, если kn - нечетное число. Поэтому число Р(y1) - положительно, если kn -четное число, и число Р(y1) - отрицательно, если kn - нечетное число. Обычно в этих случаях говорят, что многочлен Р(х) при переходе через точку xn меняет знак, если kn - нечетное число, и не меняет знака, если kn - четное число.
Аналогично показывается, что если известен знак многочлена Р(х) на промежутке (xi, xi+1), тона промежутке (хi-1, xi), знак определяется по правилу: многочлен Р(х) при переходе через точку xi меняет знак, если kt -нечетное число, и не меняет знака, если kt -четное число. На этом рассуждении и основан обобщенный метод интервалов.
Алгоритм обобщенного метода интервалов
- на числовую ось наносятся числа х1, х2, … хn-1, xn;
- в промежутке справа от наибольшего из этих чисел, т. е. справа от хn, ставят знак плюс, в следующем за ним справа налево промежутке ставят знак плюс, если kn - четное число, и знак минус, если kn- нечетное число;
- в следующем за ним справа налево промежутке ставят знак, пользуясь правилом: многочлен Р(х) при переходе через точку хn-1, меняет знак, если kn-1 - нечетное число, и не меняет знака, если kn-l — четное число;
- затем рассматривается следующий за ним справа налево промежуток, в нем ставят знак, пользуясь тем же правилом;
- таким образом рассматриваются все промежутки.
- решением неравенства (2) будет объединение всех промежутков, в которых поставлен знак плюс (или минус).
Решение неравенства (4)
в случае, если Р(x), R(x) и M(x) будут многочленами, можно провести так.
Неравенство (4) надо сначала переписать в равносильном виде
, (4.1)
Затем, воспользовавшись одним из утверждений равносильности неравенств, умножить неравенство (4.1) на R2(х) и записать неравенство
,), (5)
равносильное неравенству (4.1) на его ОДЗ. Наконец, неравенство (5) решить методом интервалов. Множество всех решений неравенства (5) и будет множеством всех решений неравенства (4).
Пример. Решить неравенство
(6)
Прежде всего, умножая это неравенство на , получим равносильное ему неравенство . (7)
Для решения этого неравенства применим обобщенный метод интервалов. На числовой
оси отметим числа (-5), , , 7.
Справа от наибольшего числа, т. е. от числа 7, ставим знак плюс. При переходе через точку (7) многочлен меняет знак, так как двучлен (х-7) содержится в произведении в нечетной степени, поэтому в промежутке ставим знак минус. При переходе через точку многочлен Р(х) меняет знак, так как двучлен содержится в произведении в нечетной степени, поэтому в промежутке ставим знак плюс. При переходе через точку многочлен Р(х) не меняет знака, так как двучлен содержится в произведении в четной степени, поэтому в промежутке ставим знак плюс. Наконец, при переходе через точку (-5) многочлен Р(х) меняет знак, так как двучлен содержится в произведении в первой степени, поэтому в промежутке ставим знак минус. Итак, решение неравенства (7) и равносильного ему неравенства (6) - совокупность всех промежутков, где поставлен знак плюс, т. е. множество всех решений неравенства есть множество .
Нестрогие неравенства.
Перейдем теперь к решению нестрогих неравенств
Р(х)0, (или Р(х)0). (8)
Если некоторое число y0 есть решение неравенства (8), то справедливо числовое неравенство Р(y0)0 (Р(y0)0). Тогда в силу определения нестрогого знака неравенства справедливо или числовое равенство Р(y0) =0 или числовое неравенство Р(y0)>0 (Р(y0) <0). Другими словами, если число y0 - решение неравенства (8), то оно - либо решение уравнения Р(х) = 0, либо - неравенства Р(х)>0 (Р(y0) <0). Такое рассуждение можно провести для любого решения неравенства Р(х)0. Аналогично показывается, что любое решение неравенства Р(х)>0 и любое решение уравнения Р(х)=0 также есть решение неравенства (8).
Таким образом, множество решений нестрогого неравенства (8) является объединением двух множеств: множества всех решений строгого неравенства Р(x)>0 (Р(x)<0) и множества всех решений уравнения Р(х)=0.
На этом и основано правило решения нестрогих неравенств. Сначала решаются соответствующее строгое неравенство и соответствующее уравнение, а затем множества решений строгого неравенства и уравнения объединяются; объединение этих множеств и является множеством всех решений нестрогого неравенства.
Пример. Решить неравенство
(9)
Поскольку справедливы следующие тождественные равенства
то согласно утверждениям (4 и 3б) равносильности неравенство (9) равносильно неравенству (10)
Решим сначала уравнение
(11)
Оно имеет только пять корней: x1=-2, x2=0, x3=1, x4=2, x5=3.
Затем решаем обобщенным методом интервалов строгое неравенство
(12)
Множеством всех его решений будет множество . Объединяя множество решений уравнения (11) и строгого неравенства (12), получим множество всех решений неравенства (10), а в силу равносильного перехода - неравенства (9).
Итак, множество всех решений неравенства (9) есть множество .
Нестрогие неравенства
(13)
в случае, если Р(x), R(x) и M(x) будут многочленами, можно решить так.
Неравенство (13) надо сначала переписать в равносильном виде
, (14)
Затем, умножить неравенство (14) на R2(x) и записать систему
или (15) равносильную неравенству (13) на его ОДЗ. Затем решить систему, используя обобщенный метод интервалов. Множество всех решений системы (15) и будет множеством всех решений
Задания для самостоятельной работы (второй уровень освоения учебного материала)
Вариант 1
Решите неравенства:
- x2-5x-6≥0
- 3x2-2x=5<0
- ≥0
- <0
Критерии оценки
5 – студент без ошибок решил 5 заданий
4 – студент без ошибок решил любые 4 задания
3 – студент без ошибок решил любые 3 задания
2 – студент без ошибок решил менее 3 заданий
Задание выполняется в течение 15 минут.
Вариант 2
Решите неравенства:
- x2-6x+80
- 2x2-2x+6 >0
- 0
- <0
Критерии оценки
5 – студент без ошибок решил 5 заданий
4 – студент без ошибок решил любые 4 задания
3 – студент без ошибок решил любые 3 задания
2 – студент без ошибок решил менее 3 заданий
Задание выполняется в течение 15 минут.
Вариант 3
Решите неравенства:
- x2-8x-90
- 4x2-7x+4>0
- ≥0
- <0
Критерии оценки
5 – студент без ошибок решил 5 заданий
4 – студент без ошибок решил любые 4 задания
3 – студент без ошибок решил любые 3 задания
2 – студент без ошибок решил менее 3 заданий
Задание выполняется в течение 15 минут.
Эталон ответов
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
(-∞;-1]) | |||
нет решений | (-∞;) | (-∞;) | |
(-∞;-3] | (-5;-1]) | ||
(-∞;-2] | |||
]1;7) | ];5) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
Методические рекомендации предназначены для преподавателей с целью методического сопровождения процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по учебной дисциплине "Основы экономики"
Методические рекомендации составлены для курсантов 3 курса, обучающихся по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...
Методические рекомендации по организации самостоятельной деятельности над исследовательской работой
Содержатся виды самостоятельной деятельности над исследовательской работой и критерии их оценки....
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной (аудиторной) работы студентов СПО по теме "Выполнение творческих заданий к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла".
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Организация и проведение тренинга эффективного взаимодействия родителей с сотрудниками ДОО по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление опорного конспекта с помощью майндмэппинга (технологии работы с ментальными картами) для закрепления учебного материала"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 110px; width: 127px; f...