Динамика формирования базовых компетенций
учебно-методический материал на тему
В материале представлена методика оценки динамики формирования базовых компетенций по естественнонаучным дисциплинам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamika_formirovaniya_bazovyh_kompetentsiy.docx | 347.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
«Динамика формирования базовых компетенций»
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель высшей к. к.
2017 г.
Содержание.
стр.
Введение………………………………………………………………………….......3
Оценивание динамики формирования базовых компетенций…….........................4
1. Уровневые контрольные задания……………...……………………………4
2. Анализ динамики формирования базовых компетенций….……………..11
3. Применение системы оценивания динамики формирования базовых компетенций…………………………………………………………….……….….11
Заключение………………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………………….14
Введение.
При обучении актуальным является наблюдение за динамикой формирования базовых компетенций [1] у обучающихся.
Для объективной оценки динамики образовательных достижений студентов необходимо создать систему контроля формирования базовых компетенций на различных этапах обучения [4]. Данная система должна иметь единые критерии оценивания результатов при, естественно, различном наполнении содержания контроля.
Целью данной работы является представление опыта оценки динамики формирования базовых компетенций студентов по различным естественнонаучным дисциплинам.
Задачи:
- разработать контрольные задания, позволяющие оценить уровень сформированности базовых компетенций по дисциплинам «Физика», «Естествознание» (разделы «Физика», «Химия», «Биология») и «Экология»;
- проанализировать динамику формирования базовых компетенций у обучающихся;
- оценить эффективность применения данной системы на практике.
Оценивание динамики формирования базовых компетенций.
1. Уровневые контрольные задания.
Уровневые контрольные работы позволяют оценить уровень сформированности базовых компетенций конкретных студентов, учебной группы и потока в целом [4]. Для оценки динамики формирования базовых компетенций необходимо определить контрольные точки для снятия результата. Таким образом, динамика представляет собой разность между результатом в данной точке и результатом, полученным в предыдущей точке. Такими контрольными точками являются уровневые контрольные работы [3] по различным разделам рабочих программ дисциплин «Физика», «Естествознание» и «Экология».
Представленные обучающимися характеристики различных объектов изучения позволяют оценить уровень сформированности базовых компетенций [5]. Так как, оценка уровневых контрольных работ формализована [4], то возможно сравнивать результаты освоения обучающимися различных разделов учебной дисциплины. Также возможно оценить динамику освоения дисциплины в целом. В таблице 1 представлены контрольные точки для различных дисциплин. Контроль за формированием эмоционально-психологических компетенций осуществляется при наблюдении за поведением обучающихся во время выполнения заданий.
Как видно, сохраняется единство требований и форм при различном наполнении содержания контрольных работ. Единство в оценке базовых компетенций позволяет изучить динамику их формирования при изучении конкретной дисциплины. Рассматривать динамику при изучений различных дисциплин нецелесообразно. Но единая система контроля позволяет интегрировать естественнонаучные дисциплины по структуре и содержанию [5].
Таблица 1 «Контрольные точки».
Дисциплина | № контрольной точки | Название контрольной работы | Запрашиваемые умения | План характеристики | Базовые компетенции |
Физика | 1 | Входная контрольная работа | Дать характеристику физической величины | 1. Определение | Регулятивные |
2. Формула | Социальные | ||||
3. Единицы измерения | Регулятивные | ||||
Дать характеристику физического явления | 1. Определение | Регулятивные | |||
2. Условия протекания | Самосовер-шенствования | ||||
3. Пример проявления (применения) | Творческие | ||||
Решить физическую задачу | 1. Краткая запись условия | Социальные | |||
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) | Аналитические | ||||
3. Выполнение математических преобразований и расчётов | Аналитические | ||||
4. Выполнение действий с единицами измерений, запись ответа | Самосовер-шенствования | ||||
2 | № 1 по разделу «Механика» | Дать характеристику физической величины | 1. Определение | Регулятивные | |
2. Формула | Социальные | ||||
3. Единицы измерения | Регулятивные | ||||
Дать характеристику физического закона | 1. Формулировка | Регулятивные | |||
2. Математическая запись | Социальные | ||||
3. Границы применимости | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример проявления (применения) | Творческие | ||||
Решить физическую задачу | 1. Краткая запись условия | Социальные | |||
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) | Аналитические | ||||
3. Выполнение математических преобразований и расчётов | Аналитические | ||||
4. Выполнение действий с единицами измерений, запись ответа | Самосовер-шенствования | ||||
3 | № 2 по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика» | Дать характеристику физического явления | 1. Определение | Регулятивные | |
2. Условия протекания | Самосовер-шенствования | ||||
3. Пример проявления (применения) | Творческие | ||||
Дать характеристику физического закона | 1. Формулировка | Регулятивные | |||
2. Математическая запись | Социальные | ||||
3. Границы применимости | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример проявления (применения) | Творческие | ||||
Решить физическую задачу | 1. Краткая запись условия | Социальные | |||
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) | Аналитические | ||||
3. Выполнение математических преобразований и расчётов | Аналитические | ||||
4. Выполнение действий с единицами измерений, запись ответа | Самосовер-шенствования | ||||
4 | № 3 по разделу «Электродинамика» | Дать характеристику физической величины | 1.Определение | Регулятивные | |
2. Формула | Социальные | ||||
3. Единицы измерения | Регулятивные | ||||
Дать характеристику физического закона или технического устройства (в зависимости от варианта) | 1. Формулировка или определение | Регулятивные | |||
2. Математическая запись или устройство (условное обозначение) | Социальные | ||||
3. Границы применимости или принцип действия | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример проявления (применения) или пример применения | Творческие | ||||
Решить физическую задачу | 1. Краткая запись условия | Социальные | |||
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) | Аналитические | ||||
3. Выполнение математических преобразований и расчётов | Аналитические | ||||
4. Выполнение действий с единицами измерений, запись ответа | Самосовер-шенствования | ||||
5 | № 4 по разделам «Колебания и волны» и «Оптика» | Дать характеристику физического явления | 1.Определение | Регулятивные | |
2. Условия протекания | Самосовер-шенствования | ||||
3. Пример проявления (применения) | Творческие | ||||
Дать характеристику физического закона или технического устройства (в зависимости от варианта) | 1. Формулировка или определение | Регулятивные | |||
2. Математическая запись или устройство (условное обозначение) | Социальные | ||||
3. Границы применимости или принцип действия | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример проявления (применения) или пример применения | Творческие | ||||
Решить физическую задачу | 1. Краткая запись условия | Социальные | |||
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) | Аналитические | ||||
3. Выполнение математических преобразований и расчётов | Аналитические | ||||
4. Выполнение действий с единицами измерений, запись ответа | Самосовер-шенствования | ||||
6 | № 5 по разделу «Элементы квантовой физики» | Дать характеристику физического явления или научной гипотезы (в зависимости от варианта) | 1. Определение или описание | Регулятивные | |
2. Условия протекания или условия выдвижения | Самосовер-шенствования | ||||
3. Пример проявления (применения) или пример опытного подтверждения | Творческие | ||||
Дать характеристику физического закона или технического устройства (в зависимости от варианта) | 1. Формулировка или определение | Регулятивные | |||
2. Математическая запись или устройство (условное обозначение) | Социальные | ||||
3. Границы применимости или принцип действия | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример проявления (применения) или пример применения | Творческие | ||||
Решить физическую задачу | 1. Краткая запись условия | Социальные | |||
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) | Аналитические | ||||
3. Выполнение математических преобразований и расчётов | Аналитические | ||||
4. Выполнение действий с единицами измерений, запись ответа | Самосовер-шенствования | ||||
Естество-знание | 1 | № 1 по разделу «Физика» | Дать характеристику физической величины | 1. Определение | Регулятивные |
2. Формула | Социальные | ||||
3. Единицы измерения | Регулятивные | ||||
Дать характеристику физического закона | 1. Формулировка | Регулятивные | |||
2. Математическая запись | Социальные | ||||
3. Границы применимости | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример проявления (применения) | Творческие | ||||
Решить физическую задачу | 1. Краткая запись условия | Социальные | |||
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) | Аналитические | ||||
3. Выполнение математических преобразований и расчётов | Аналитические | ||||
4. Выполнение действий с единицами измерений, запись ответа | Самосовер-шенствования | ||||
2 | № 2 по разделу «Химия» | Дать характеристику химического вещества | 1. Описание | Регулятивные | |
2. Химическая формула | Социальные | ||||
3. Химические свойства | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример применения (проявления) | Творческие | ||||
Дать характеристику химической реакции | 1. Название | Регулятивные | |||
2. Схема реакции | Социальные | ||||
3. Условия протекания | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример применения (проявления) | Творческие | ||||
Решить текстовую задачу | 1. Краткая запись условия | Социальные | |||
2. Запись решения | Аналитические | ||||
3. Запись ответа | Самосовер-шенствования | ||||
3 | № 2 по разделу «Биология» | Дать характеристику биологического объекта | 1. Описание | Регулятивные | |
2. Структура | Социальные | ||||
3. Функции (пример применения) | Творческие | ||||
Дать характеристику биологического процесса | 1. Участники | Регулятивные | |||
2. Изменения | Аналитические | ||||
3. Условия протекания | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример проявления (применения) | Творческие | ||||
Дать характеристику экологической проблемы | 1. Факторы влияния | Регулятивные | |||
2. Причины возникновения | Аналитические | ||||
3. Последствия | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пути решения | Творческие | ||||
Экология | 1 | № 1 по разделам «Экология как научная дисциплина» и «Среда обитания человека и экологическая безопасность» | Дать характеристику экологической системы | 1. Составляющие | Регулятивные |
2. Источники энергии и отходы | Социальные | ||||
3. Источники загрязнения. | Аналитические | ||||
4. Способы снижения загрязнения. | Творческие | ||||
Дать характеристику отходов жизнедеятельности | 1. Срок разложения. | Регулятивные | |||
2. Содержание вредных веществ. | Аналитические | ||||
3. Способы утилизации. | Творческие | ||||
Дать характеристику экологической проблемы | 1. Факторы влияния. | Регулятивные | |||
2. Причины возникновения. | Аналитические | ||||
3. Последствия воздействия. | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пути решения. | Творческие | ||||
2 | № 2 по разделам «Концепция устойчивого развития» и «Охрана природы» | Дать характеристику экологического закона | 1. Формулировка | Регулятивные | |
2. Объяснение | Аналитические | ||||
3. Границы применимости | Самосовер-шенствования | ||||
4. Пример проявления | Творческие | ||||
Дать характеристику природных ресурсов | 1. Значение в природе | Регулятивные | |||
2. Причины сокращения | Аналитические | ||||
3. Последствия антропогенного воздействия | Самосовер-шенствования | ||||
4. Меры по охране | Творческие | ||||
Решить экологическую задачу | 1. Причины возникновения | Аналитические | |||
2. Последствия | Социальные | ||||
3. Пути решения | Творческие |
2. Анализ динамики формирования базовых компетенций.
Критерии уровней динамики формирования базовых компетенций представлены в [2]. Сравнивая уровни сформированности базовых компетенций для отдельных учебных групп и всего потока студентов в целом можно представить динамику в таблице (см. табл. 2). В данном примере рассчитывается динамика при выполнении контрольной работы № 1 по физике, то есть разница показана между уровнями сформированности базовых компетенций входного контроля и после изучения раздела «Механика». Общая динамика рассчитывается как среднее арифметическое показателей динамики формирования базовых компетенций.
Таблица 2 «Динамика формирования базовых компетенций, %».
Группа | Базовые компетенции | Общая динамика | |||||
Эмоционально-психологические | Регулят-ивные | Социальные | Аналитические | Творческие | Самосовер-шенство-вания | ||
102 | +21 | +14 | +28 | -8 | -8 | -9 | +6 |
104 | +6 | +25 | +39 | +20 | +18 | +16 | +21 |
107 | +3 | +8 | +5 | 0 | +3 | +4 | +4 |
109 | +19 | +9 | +29 | +12 | +17 | -23 | +11 |
111 | 0 | +10 | -2 | +4 | -1 | -13 | 0 |
Весь поток | +10 | +13 | +22 | +4 | +6 | -4 | +9 |
Анализ результата выполняется на основе критериев [2]. В данном случае можно видеть, что формирование эмоционально-психологических, регулятивных, социальных и творческих компетенций имеет положительную динамику. Формирование аналитических компетенций имеет небольшую положительную динамику, а формирование компетенций самосовершенствования – небольшую отрицательную динамику.
В целом результат формирования базовых компетенций имеет положительную динамику, но, как видно из табл. 2, развиваются компетенции неравномерно. Наибольший рост происходит при формировании социальных компетенций (задания, связанные с переводом информации из одной знаковой системы в другую), также динамично развиваются эмоционально-психологические (поведение при выполнении работы) и регулятивные компетенции (знание основных определений и формулировок). Аналитические компетенции при решении физических задач и творческие компетенции, проявляющиеся при выборе примеров проявления в природе или применения в технике физических законов или физических явлений, развиваются менее динамично. Компетенции самосовершенствования, которые проявляются при оценке условий протекания физических явлений или границ применимости физических законов, а также при оценивании результата решения физических задач, вообще имеют отрицательную динамику.
Таким образом, исходя из анализа, планируется последующая деятельность преподавателя:
- продолжить работу по укреплению учебной дисциплины;
- продолжить формирование социальных компетенций при переводе информации из одной знаковой системы в другие, используя различные комбинации;
- дальнейшее формирование аналитических компетенций у обучающихся при решении физических задач;
- развитие творческих компетенций обучающихся при выборе из различных источников информации примеров проявления (применения) физических явлений, законов, устройств, теорий (в перспективе выполнения последующих заданий (см. также табл. 1);
- развитие у студентов умений делать вывод и давать оценку полученным результатам, оценивать условия протекания явлений, границы применимости законов, теорий (также в перспективе выполнения последующих заданий).
Также, возможно проанализировать динамику формирования базовых компетенций по группам. Положительная динамика наблюдается в группе 104. Очевидно, эта группа наиболее сильная в данном потоке. В группе 109 очень хорошая положительная общая динамика, но имеется существенная отрицательная динамика компетенций самосовершенствования. Следовательно, для данной группы наиболее актуальным является деятельность из пункта 5 (см. список выше). Для группы 107 актуальными будут все виды деятельности из списка, так как, динамика хотя и положительная, но общая и по компетенциям – небольшая, а для аналитических компетенций динамика вообще отсутствует. Для группы 102 наблюдается положительная общая динамика только за счёт роста эмоционально-психологических, регулятивных и социальных компетенций при отрицательной динамики аналитических, творческих компетенций и компетенций самосовершенствования. Для группы 111 вообще характерна отрицательная динамика при формировании большинства компетенций, в результате общая динамика отсутствует. Для групп 102 и 111 также предусмотрена последующая работа по полному списку.
Динамику формирования базовых компетенций для всех контрольных точек данной учебной дисциплины удобно представить в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1 «Динамика формирования базовых компетенций по физике для потока набора 2015 г.»
Для детального изучения динамики можно представить результаты по компетенциям на графиках (рис. 2 – 7).
Рис. 2 «Динамика формирования эмоционально-психологических компетенций по физике для потока набора 2015 г.»
Как видно, наблюдается положительная динамика. Уровень сформированности эмоционально-психологических компетенций меняется в течение курса обучения от среднего до выше среднего (более 70%) [2].
Рис. 3 «Динамика формирования регулятивных компетенций
по физике для потока набора 2015 г.»
Здесь также наблюдается положительная динамика. Уровень сформированности регулятивных компетенций меняется в течение курса обучения от среднего до выше среднего (более 70 %).
Рис. 4 «Динамика формирования социальных компетенций
по физике для потока набора 2015 г.»
Наблюдается отрицательная общая динамика. Уровень сформированности поднимается от ниже среднего до среднего и снова опускается до ниже среднего (менее 50 %).
Рис. 5 «Динамика формирования аналитических компетенций
по физике для потока набора 2015 г.»
Общая динамика практически нулевая. Уровень сформированности аналитических компетенций остаётся низким (менее 30 %), хотя и повышается до уровня ниже среднего в одной из контрольных точек.
Рис. 6 «Динамика формирования творческих компетенций
по физике для потока набора 2015 г.»
Динамика положительная. Уровень сформированности творческих компетенций меняется от низкого до ниже среднего (более 30%).
Рис. 7 «Динамика формирования компетенций
самосовершенствования по физике для потока набора 2015 г.»
Динамика положительная. Уровень сформированности тем не менее остаётся низким (менее 30 %).
Также можно представить общую динамику формирования базовых компетенций (рис. 8).
Рис. 8 «Общая динамика формирования базовых компетенций
по физике для потока набора 2015 г.»
Наблюдается положительная динамика. Уровень сформированности остаётся ниже среднего (менее 50%).
Аналогично можно проанализировать динамику для отдельных учебных групп [2] (также см. рис. 9).
Рис 9. «Динамика формирования базовых компетенций
по экологии для группы 215»
Удобно использовать такой тип диаграммы, так как в идеальном варианте образуется «коробочка», потому, что компетенции должны формироваться равномерно.
3. Применение системы оценивания динамики формирования базовых компетенций.
В своей практике я использую данную систему оценивания динамики формирования базовых компетенций уже несколько лет. За это время была проведена оценка формирования компетенций порядка двух тысяч студентов.
Для определения эффективности применения данной системы оценивания необходимо сравнить полученные результаты с традиционной оценкой. В качестве примера рассмотрим результаты обучения группы 114 – 214 по дисциплине «Физика». Для данной группы предусмотрены четыре контрольные точки: 1 – контрольная работа по разделу «Механика», 2 - контрольная работа по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика», 3 - контрольная работа по разделам «Электродинамика», «Колебания и волны» и «Оптика», 4 - контрольная работа по разделу «Элементы квантовой физики». В традиционной системе оценки достижений используются такие показатели как успеваемость и качество, для которых также можно рассчитать динамику по сравнению с предыдущей контрольной точкой (см. табл. 3).
Таблица 3 «Традиционная оценка достижений группы 214 по физике».
Контрольные точки | Успеваемость, % | Динамика успеваемости, % | Качество, % | Динамика качества, % |
1 | 92 | - | 8 | - |
2 | 100 | +8 | 19 | +11 |
3 | 96 | -4 | 35 | +16 |
4 | 100 | +4 | 50 | +15 |
Как можно видеть, достижения студентов имеют положительную динамику для качества и в общем положительную динамику для успеваемости.
Динамика формирования базовых компетенций для группы 114 – 214 выглядит следующим образом (см. табл. 4, рис. 10).
Таблица 4 «Динамика формирования базовых компетенций группы 114 – 214».
Контроль-ные точки | Базовые компетенции | Общая динамика | |||||
Эмоционально-психологические | Регулят-ивные | Социальные | Аналитические | Творческие | Самосовер-шенство-вания | ||
2 | -17 | +10 | +10 | -3 | +36 | +13 | +8 |
3 | +31 | -16 | +8 | +13 | -27 | -4 | +1 |
4 | +1 | +1 | +2 | +30 | +37 | +13 | +14 |
Всего | +15 | -5 | +20 | +40 | +46 | +22 | +23 |
Рис. 10 «Диаграмма формирования базовых компетенций группы 114 – 214»
Здесь также наблюдается положительная динамика, на рис. 10 видно, как диаграмма собирается в «коробочку». Характерно, что для контрольной точки 3 общая динамика невелика, на уровне погрешности (1%), а в табл. 3 можно увидеть отрицательную динамику в этой точке для успеваемости.
Таким образом, система оценки динамики формирования базовых компетенций достаточно объективна, а также в отличии от традиционной оценки позволяет провести анализ результата более развёрнуто, что, в свою очередь, способствует эффективной коррекции деятельности преподавателя.
Заключение.
Итак, в работе представлен опыт применения оценки динамики формирования базовых компетенций по различным естественнонаучным дисциплинам.
Данная система технологична, её можно применять для оценки формирования базовых компетенций по таким дисциплинам как физика, химия, биология (как в составе дисциплины «Естествознание», так и самостоятельно) и экология.
Мной разработана и апробирована методика применения системы формирования [3] и оценки базовых компетенций [4]. Учитывая большую статистику применения на практике, можно сделать вывод об эффективности данной системы с целью повышения качества образовательной деятельности.
Литература.
- Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Интеграция и дифференциация при обучении физики
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины «Физика»
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Инновационные технологии оценки достижений обучающихся
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Интеграция при обучении естествознанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"
В статье приведен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций учащихся при проведении праздника "Масленица"...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В данной работе раскрываются педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающего....
Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)
В данной статье рассматривается потенциал музея образовательной организации как средство реализации концепции духовно-нравственного воспитания студентов через формирование базовых нац...
Презентация к докладу:"Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)"
Музей - мощный фактор реализации приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основой которых является формирование базовых национальных ценностей как стержня ...
«Формирование базовых компетенций обучающихся при выполнении лабораторных работ по физике".
Сатья - «Формирование базовых компетенций обучащихся при выполнении лабораторных работ по физике»...
Презентация "Активные методы практического обучения при формировании профессиональных компетенций в условиях подготовки обучающихся к чемпионату WorldSkills по компетенции «Кирпичная кладка»"
Данный материал предназначен для подготовки студентов к проффесиональным конкусом...
Активные методы практического обучения при формировании профессиональных компетенций в условиях подготовки обу-чающихся к чемпионату WorldSkills по компетенции « Кир-пичная кладка».
Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций...