Проект урока по естествознанию по технологии развития критического мышления
план-конспект урока на тему
На мой взгляд, научить творчеству нельзя, но можно создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления.
Применяемая мной технология развития критического мышления (ТРКМ) - одна из тех педагогических технологий, которая позволяет создавать такие условия. ТРКМ предполагает применение огромного количества различных приемов, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.
На стадии вызова использую приём «мозгового штурма». При составлении вопросов к данному этапу обязательно надо учитывать иерархию вопросов:
1 уровень – что ты знаешь?
2 уровень – как ты это понимаешь?
3 уровень – применение, анализ, синтез?
Предполагаемый проект рассчитан на 2 аудиторных часа (90 мин). Занятие проводится по технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока | 115 КБ |
презентация ч.1 | 3 МБ |
презентация ч.2 | 3 МБ |
презентация ч.3 | 3 МБ |
презентация ч.4 | 3 МБ |
презентация ч.5 | 3 МБ |
презентация ч.6 | 984.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
«Арзамасский коммерческо-технический техникум» |
Проект урока
по дисциплине «Естествознание»
на тему:
«Внутренняя среда организма. Кровь»
Разработала: М.С.Шевелева
Арзамас 2013
Введение
В учебном плане на изучение «Естествознания» отводится 117 часов. Дисциплина состоит из нескольких разделов: физика, химия с элементами экологии и биология с элементами экологии. Данный урок проводится в теме: «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности».
Предполагаемый проект рассчитан на 2 аудиторных часа (90 мин). Занятие проводится по технологии развития критического мышления.
На мой взгляд, научить творчеству нельзя, но можно создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления.
Применяемая мной технология развития критического мышления (ТРКМ) - одна из тех педагогических технологий, которая позволяет создавать такие условия. ТРКМ предполагает применение огромного количества различных приемов, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.
На стадии вызова использую приём «мозгового штурма». При составлении вопросов к данному этапу обязательно надо учитывать иерархию вопросов:
1 уровень – что ты знаешь?
2 уровень – как ты это понимаешь?
3 уровень – применение, анализ, синтез?
На стадии вызова необходимо вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студентов к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.
На стадии осмысления – получают новую информацию, осмысливают ее, соотносят с уже имеющимися знаниями. Заполняя таблицу (знаю, хочу узнать, узнал), студенты формулируют цель и задачи урока.
Используемый на занятии рабочий лист позволяет систематизировать знания, выстроить логические цепочки.
На стадии осмысления использовалась интерактивная доска. Применение компьютерной техники на данном уроке было обоснованным, т.к. дало возможность:
- Разнообразить задания для активизации знаний обучающихся;
- Активизировать работу на уроке в целом;
- Использовать яркую и красочную наглядность;
- Увеличить темп и плотность урока.
На одном из этапов осмысления использовала приём «Фишбон», что в переводе означает «рыбный скелет». В «голове» этого скелета студенты обозначают проблему, которая рассматривается на этом этапе урока. На верхних «отростках» отмечают причины возникновения этой проблемы, на нижних «косточках» студенты по ходу урока описывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин. В «хвосте» рыбы записывают вывод.
На стадии осмысления также использовала приём «инсерт» (маркировка текста), приём «кластер». «Кластеры» (гроздья) – графический приём в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определённом порядке.
На этапе рефлексии студенты обобщают полученную информацию, выказывают свое отношение к изучаемому материалу. На этом этапе проводится онлайн-тестирование.
По итогам урока каждый студент получает по две-три оценки, так как каждый вид его работы оценивается отдельно. Это поможет самому студенту лучше оценить свои успехи; выяснить, что он усвоил, а что - нет.
При изучении дисциплины используются следующие учебники:
Боровских Т.А.,Рохлов В.С. Естествознание Ч. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
http://www.modernbiology.ru/ur_vnsr.htm тест к уроку
Проект открытого занятия по естествознанию
Тема: Внутренняя среда организма. Кровь.
Вид занятия: урок
Тип урока: изучение нового материала
Образовательная технология: технология развития критического мышления
Цели урока:
образовательные: – сформировать общие понятия: внутренняя среда организма, лимфа, тканевая жидкость, кровь; изучить состав крови; рассмотреть роль компонентов ВС в организме; научить студентов сопоставлять фактические сведения таким образом, чтобы прийти к правильному выводу;
развивающие: – создать условия для развития мыслительных способностей студентов в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий; развивать способность критически рассматривать факты, теории; развивать умение делать выводы на основе большого количества информации;
воспитательные: – вызвать желание применять знания и умения на практике; популяризировать здоровый образ жизни; пробудить интерес к предмету.
Студенты должны знать:
- Понятие внутренней среды организма и ее компоненты;
- Состав и функции крови;
- Группы крови;
- Понятие иммунитета;
Студенты должны уметь:
- Сравнивать строение форменных элементов крови и их функции;
- Использовать знания об иммунитете для профилактики заболеваний;
Межпредметные связи: анатомия, химия, история.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, презентация к уроку, дидактический материал.
Литература:
Боровских Т.А.,Рохлов В.С. Естествознание Ч. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Ход урока | Теоретическое обоснование деятельности преподавателя | Прогнозируемая деятельность студентов | Время урока | |
1 | Организационный момент | Приветствие студентов, проверка готовности к уроку. | Приветствие преподавателя, настраиваются на активную работу. | 1 мин |
2 | Этап вызова | Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке. | Отвечают на вопросы. | 10 мин |
3 | Этап осмысления | Позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. | ||
Сообщение темы и цели урока | В процессе заполнения таблицы выдвигаются задачи урока. | Студенты выдвигают задачи урока. | 6 мин | |
Изучение нового материала - Понятие внутренней среды организма и ее компоненты | Учитель вводит понятие ВС. Особое внимание обращается на относительное постоянство внутренней среды организма. | Студенты слушают, заполняют рабочий лист. | 56 мин | |
- Состав крови | Самостоятельная работа помогает вдумчиво читать текст, сопоставлять имеющуюся информацию с вновь полученной, выделять блоки | Студенты работают над составлением «кластера», далее выступают, обсуждают, дополняют; если нужно, исправляют свои записи. | ||
- Эритроциты, их строение и значение в организме | Сравнительно-аналитическая деятельность студентов, в результате которой они должны связать особенности строения с выполняемыми функциями. | Студенты смотрят видеофрагмент и отвечают на вопросы. | ||
- Тромбоциты и их значение в свертывании крови | Проблемный вопрос: почему, когда мы поранимся, через некоторое время кровотечение останавливается? | Разбирают схему. После просмотра делают вывод. Объясняют, почему опасен алкоголь для сосудов. | ||
- Лейкоциты. Понятие иммунитета | Проблемный вопрос: почему во время эпидемии не все из вас заболевают? Сравнительно-аналитическая деятельность студентов, в результате которой они должны связать полученные знания с их практической направленностью. | Заполняют схему и объясняют ее. Делают выводы о применении вакцины и лечебной сыворотки. | ||
- Понятие группы крови, переливание крови | Использование приема «Фишбон» помогает обозначить проблему. | Участвуют в беседе, заполняют схему «Фишбон», отмечают причины данной проблемы, приводят факты и делают вывод. Отмечают важность донорства и здорового образа жизни. | ||
4 | Рефлексия | Целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого студента собственного отношения к изучаемому материалу. | Обобщают материал урока. Отвечают на вопросы теста. | 15 мин |
5 | Домашнее задание: Заполнить рабочий лист. Подготовить сообщение: «Образ жизни и здоровье человека». | Мотивация выполнения домашнего задания. | Записывают в тетрадь. | 2 мин |
Приложение 1
Рабочий лист
Тема урока_________________________________________________________________
Проблемный вопрос _________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Этап «Осмысления»
Задание 1. Заполните 1 и 2 части таблицы
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Цель: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 2. Ознакомьтесь с составом внутренней среды организма.
Данные занесите в таблицу.
Компоненты внутренней среды организма | ||
Тканевая жидкость | Лимфа | Кровь |
Состав и функции крови
Задание 3. Изучив текст, изобразите в виде кластера состав крови
Задание 4. В ходе изучения материала заполните таблицу: строение и функции клеток крови
Форменные элементы крови | ||
Эритроциты | Тромбоциты | Лейкоциты |
Вопрос 1. Почему эритроциты имеют форму двояковогнутой линзы? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2. Какую функцию выполняет гемоглобин? Из чего состоит гемоглобин? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3. Под действием каких солей растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин? _____________________________________________________________________________
Задание 5. Допишите в таблице пропущенные слова
Образование тромба | ||
1 стадия | 2 стадия | 3 стадия |
Тромбоциты разрушаются, в плазму выделяется фермент ………………………… | Под действием тромбопластина белок плазмы ……………… превращается в тромбин | Тромбин действует на растворимый белок ………………. и превращает его в нерастворимый ……………. |
Иммунитет
Задание 6. Допишите схему
Виды
иммунитета
Задание 7. Опишите механизмы выработки иммунитета у человека. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Обоснуйте необходимость использования прививки и лечебной сыворотки
Необходимость использования | |
Прививка | Лечебная сыворотка |
Вопрос 1. Кто открыл «пожирательную» функцию клеток? _____________________________________________________________________________
Вопрос 2. Как называется эта функция? _____________________________________________________________________________
Вопрос 3. Какое вещество в ответ на антиген вырабатывают лимфоциты? _____________________________________________________________________________
Вопрос 4. Какое вещество вырабатывает клетка, если в нее попадает инфекция? _____________________________________________________________________________
Переливание крови
Задание 9. Заполните схему «Фишбон»
Гибель людей
при переливании крови
Стрелками укажите возможность совместимости
O (αβ) | O(αβ) |
A(β) | A(β) |
B (α) | B (α) |
АВ ( ) | АВ ( ) |
Заполните схемы:
Агглютиногены
_____________ ____________
Агглютинины
______________ _________________
Вопрос 1. Что такое агглютинация? ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вопрос 2. Как называется человек, который сдает кровь? _____________________________________________________________________________
Вопрос 3. Как называется человек, которому переливают кровь? _____________________________________________________________________________
*Вопрос 4. Объясните, какая опасность существует для женщины с отрицательным резус-фактором, у которой развивается плод с резус-фактором положительным? Проследите первую беременность и последующие. ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Состав крови
Кровь — жидкая соединительная ткань. Она состоит из жидкой части — плазмы и отдельных форменных элементов: красных кровяных клеток — эритроцитов – 5 млн/мм3, белых кровяных клеток — лейкоцитов – 4-9 тыс/мм3 и кровяных пластинок — тромбоцитов – 300 тыс/мм3. Форменные элементы крови образуются в кроветворных органах: в красном костном мозге, печени, селезенке, лимфатических узлах. В организме кровь выполняет различные функции: дыхательную — переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким; питательную — доставляет пищевые вещества к клеткам; выделительную — выносит ненужные продукты обмена веществ; терморегуляторную — регулирует температуру тела; защитную — вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами; гуморальную — связывает между собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.
Кровь циркулирует в замкнутой системе сосудов. Объем крови в теле человека в среднем около 6-8% массы тела. Соотношение плазмы и форменных элементов 55 и 45%.
Плазма крови – жидкая компонента, остающаяся после осаждения форменных элементов. Плазма состоит из воды с растворенными в ней неорганическими и взвешенными органическими веществами.
Каждый знает, что вкус крови слегка солоноватый. Состав крови близок по содержанию солей к морской воде. Важнейшие соли крови — хлорид натрия, хлорид калия и хлорид кальция. В нормальных условиях общая концентрация солей в плазме равна содержанию солей в клетках крови. Большое количество выпитой жидкости или съеденной соленой пищи может несколько изменить солевой состав плазмы, но на короткое время.
Жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови. Это можно продемонстрировать следующим образом. Заполним три пробирки раствором поваренной соли различной концентрации: 0,9%, 0,2% и 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10— 15 мин можно заметить, что в растворах поваренной соли различной концентрации эритроциты ведут себя по-разному. Они не изменяются в пробирке, где концентрация соли равна 0,9%. Эритроциты осядут на дно пробирки, и жидкость останется прозрачной. Такой раствор называется физиологическим раствором, так как примерно такая же концентрация хлорида натрия содержится в плазме крови.
В пробирке с более низким – гипотоническим (0,2%), чем в плазме, содержанием хлорида натрия эритроциты набухают, их оболочка разрывается. Красящее вещество эритроцитов — гемоглобин выходит наружу и окрашивает жидкость в пробирке в розовый цвет. В пробирке с более высоким – гипертоническим содержанием хлорида натрия (2%) эритроциты сморщиваются и оседают на дно, так как вода из них выходит наружу. Следовательно, постоянство солевого состава плазмы обеспечивает нормальное строение и функцию клеток крови.
В плазме в большом количестве находятся белки, выполняющие разные функции. При удалении из плазмы фибриногена, превращающегося при свертывании в фибрин, получается сыворотка. Цельная кровь, лишенная фибриногена, называется дефибринированной. Она состоит из форменных элементов и кровяной сыворотки.
Свертывание крови.
Свертывание крови предохраняет организм от потери крови при ранениях. В свертывании крови участвуют различные вещества, находящиеся в сосудах и в окружающих тканях. Особо важную роль играют кровяные пластинки тромбоциты и ионы кальция. При ранении кровь выходит из сосуда. На первой стадии у места повреждения сосуда накапливаются и разрушаются тромбоциты. Из них выводится в плазму особый фермент – тромбопластин. На второй стадии тромбопластин воздействует на белок плазмы протромбин и последний превращается в активный тромбин. На третьей стадии тромбин действует на растворимый в плазме белок фибриноген, который превращается в нерастворимый белок фибрин. В сети фибрина застревают эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, образуя сгусток — тромб. Сосуд закупоривается тромбом, и кровотечение прекращается. Оставшаяся плазма выжимается из тромба. Плазма крови без фибриногена называется сывороткой крови.
Через некоторое время тромб рассасывается и проходимость сосуда восстанавливается. Снижение температуры замедляет, а повышение — ускоряет скорость свертывания крови.
Иммунитет
Почему организм может противостоять различным инфекциям?
Илья Ильич Мечников установил, что лейкоциты играют решающую роль в защите организма от заразных, инфекционных болезней, уничтожая путем поглощения и переваривания — фагоцитоза от возбудителей — болезнетворных микробов.
Открытия и идеи И.И. Мечникова лежат в основе современного учения об иммунитете — невосприимчивости организма к действию проникших в него инфекционных и чужеродных агентов — антигенов. Антигенами могут быть микробы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма. Различают:
- клеточный механизм иммунитета — уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами;
- гуморальный механизм иммунитета — уничтожение находящимися в крови особыми веществами, антителами, растворенными в крови.
У человека существуют специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Т-лимфоциты формируются в тимусе, они распознают микробные и другие антигены расшифровывают их химическую структуру. В-лимфоциты получают от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела, каждый вид которых, способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит. Но данный механизм срабатывает только тогда, когда антигены находятся в крови, когда они попадают в клетку, то она самостоятельно борется против него, вырабатывая вещество интерферон.
Велика роль в предупреждении заразных болезней предохранительных и лечебных прививок — иммунизации с помощью вакцин и сывороток, создающих в организме человека искусственный активный или пассивный иммунитет.
Переливание крови
Кровь составляет около 1/8 веса человека. Быстрая потеря 1/3 всей крови опасна для жизни, потеря 50 процентов почти всегда смертельна. Но иногда организм справляется с потерей даже 60-65 процентов, если немедленно перелить кровь.
Первые попытки переливания крови относятся к далекому прошлому. Вначале они делались в целях омоложения, так как врачи считали, что наступление старости зависит прежде всего от изменения крови. Чтобы вернуть молодость, старикам вливали юную кровь. Эти операции производились тайно. О них лишь иногда узнавали из-за печального исхода. Например, в XV веке больной и одряхлевший папа Иннокентий VIII приказал заменить свою кровь другой, взятой от нескольких юношей. Все они умерли (у них взяли слишком много крови), вскоре скончался и папа. Врач, производивший переливание крови, боясь преследований, бежал.
Затем врачи стали использовать переливание крови как метод лечения тяжелобольных и раненых. Пытались переливать человеку кровь животных. Первое прямое переливание от ягненка человеку произведено в XVII веке Ж. Дени (французским врачом) юноше 16 лет, долго страдавшему лихорадкой. Дени выпустил из вены больного 3 унции крови и влил ему в вену втрое большее количество крови ягненка. Неудачно. Известно еще много попыток лечить переливанием крови от животных и человека, но большого успеха они не имели до тех пор, пока не были разработаны научные основы этого метода.
Огромное значение для развития учения о переливании крови и внедрения его в повседневную практику сыграло открытие групп крови. Оно вскрыло причины неудач и возникавших осложнений и способствовало их устранению.
Так как кровь является жидкой тканью, медики столкнулись с проблемой тканевой совместимости при ее переливании. В эритроцитах находятся антигены — агглютиногены (обозначаются А и В), которые способны разрушаться антителами — агглютининами (обозначаются α и β, или анти-A и анти-B) плазмы другого человека, если их кровь не совместима. Принято считать, что человек дающий кровь является донором, а принимающий — реципиентом.
Если человеку переливают несоответствующую ему кровь, то происходит реакция агглютинации — склеивание агглютиногенов агглютининами.
Для того, чтобы не совершать ошибок, нужно знать группу крови донора и реципиента.
Также в эритроцитах многих людей имеется белок, который получил название резус-фактора. Он обозначается символом Rh+ . Впервые этот белок был обнаружен у обезьян вида макака-резус. Кровь людей, которые имеют его, называют резус-положительной, а кровь людей, в эритроцитах которых он отсутствует — резус-отрицательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Данная статья о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...
Технология развития критического мышления. План урока.
Дисциплина «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»Раздел (блок) II. Основы политологииТема «Личность и политика»В приложении предложены алгоритмы деятельности...
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.
Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...
Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".
В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...
Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".
1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...