Рабочая программа геометрия 9 кл
рабочая программа на тему
Рабочая программа для 9 класса (образовательная область «Математика») с изучением геометрии на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по геометрии на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Атанасян, Л.С. В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geomteriya_9_kl_2015-16g.docx | 44.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Июсская средняя общеобразовательная школа»
«Рекомендовать к утверждению»: Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ «Июсская СОШ» _________Гордиенко Н. В. Протокол № от 20.08.2014г. | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР МБОУ «Июсская СОШ» _________Гаппель Г. И. Протокол МС от 28.08.2014г. | «Утверждено»: Директор МБОУ «Июсская СОШ» ____________Михайлова Т. С. Приказ от 29.08. 2014г. |
Рабочая программа
по геометрии
образовательной области «Математика»
для 9 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Максимова Е.В.,
учитель математики и информатики
с. Июс
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса (образовательная область «Математика») с изучением геометрии на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по геометрии на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Атанасян, Л.С. В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, М.:Просвещение, 2012, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год (приказ №253 от 31.03.2014).
Общая характеристика
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умениях, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели изучения курса геометрии в 9 классе:
- создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
- создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
- формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
- формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
- сформировать понятие основных плоских геометрических фигур и их свойств.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Систематизируются сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной около него. Особое место занимает решение задач на применение формул. Впервые вводятся знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры на уровне основного общего образования отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
В данном классе 11 учащихся. Ребята имеют разный уровень знаний по предмету. Поэтому ребятам предлагаются разноуровневые, групповые и индивидуальные виды деятельности. Слабые знания по предмету имеют: Мальцев Александр, Батаев Василий, Курагашев Дмитрий, Губанова Дарья, Парфенова Анастасия. Особого подхода требует Губанова Дарья и Глотова Елизавета. Отличники: Шлейнинг Ксения, Медведева Ирина.
Основные содержательные линии
Вводное повторение (2ч)
Повторение изученного в 8 классе.
1. Векторы (9ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Основная цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Метод координат (11ч)
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель: расширить и углубить представления учащихся о методе координат, развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач. Учащиеся должны усвоить, что практическое применение метода координат состоит в том, что вводится подходящим образом прямоугольная система координат, условие задачи записывается в координатах и далее решение задачи проводится с помощью алгебраических вычислений.
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника (14ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель: развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга (12ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель: расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n-угольника, если дан правильный n-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью.
5. Движения (12ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
6. Повторение (10ч)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
В результате изучения геометрии на базовом уровне учащиеся 9 класса должны:
знать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-методический комплект для учащихся:
- Геометрия: Учеб. для 7 – 9: общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012
Учебно-методический комплект для учителя:
- Геометрия: Учеб. для 7 – 9: общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Повторение | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 четверть Вводное повторение 2 ч | |||||
1 | Вводное повторение | 01.09 | |||
2 | Вводное повторение | 03.09 | |||
1. Векторы 9ч | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | |||||
знать/понимать: законы сложения векторов; свойства умножения вектора на число; определение средней линией трапеции; уметь: изображать и обозначать векторы; откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному; уметь строить сумму двух и более векторов; пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника; формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции. | |||||
3 | Векторы. Понятие вектора | 08.09 | |||
4 | Откладывание вектора от данной точки | 10.09 | |||
5 | Сумма двух векторов | Определение вектора, виды векторов, длина вектора | 15.09 | ||
6 | Сумма нескольких векторов | 17.09 | |||
7 | Входная контрольная работа. Вычитание векторов | 22.09 | |||
8 | Умножение вектора на число | Сложение и вычитание векторов | 24.09 | ||
9 | Умножение вектора на число | 29.09 | |||
10 | Средняя линия трапеции | Правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов | 01.10 | ||
11 | Контрольная работа №1 «Векторы» | 06.10 | |||
2. Метод координат 11ч | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. | |||||
знать/понимать: правила действий над векторами с заданными координатами; выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала , координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уравнения окружности и прямой; уметь: применять теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам; выводить уравнения окружности и прямой; строить окружность и прямые, заданные уравнениями. | |||||
12 | Работа над ошибками. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 08.10 | |||
13 | Координаты вектора | Координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора | 13.10 | ||
14 | Решение задач «Координаты вектора» | Координаты вектора и операции над ними | 15.10 | ||
15 | Простейшие задачи в координатах | Радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками | 20.10 | ||
16 | Простейшие задачи в координатах | 22.10 | |||
17 | Уравнение окружности | 27.10 | |||
18 | Уравнение окружности и прямой Самостоятельная работа | Уравнение окружности | 29.10 | ||
2 четверть | |||||
19 | Уравнение окружности и прямой | 10.11 | |||
20 | Решение задач «Уравнение окружности и прямой» | Уравнение прямой Уравнение окружности и прямой | 12.11 | ||
21 | Решение задач «Уравнение окружности и прямой» | 17.11 | |||
22 | Контрольная работа №2 «Метод координат» | 19.11 | |||
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника (14ч) | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. | |||||
знать/понимать: как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180; основное тригонометрическое тождество; формулу для вычисления координат точки; определение скалярного произведения векторов и его свойства; условие перпендикулярности векторов; уметь: доказывать теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач; Применять свойства скалярного произведения при решении задач. | |||||
23 | Синус, косинус и тангенс угла | Единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения | 24.11 | ||
24 | Синус, косинус и тангенс угла | 26.11 | |||
25 | Синус, косинус и тангенс угла Самостоятельная работа | 01.12 | |||
26 | Теорема о площади треугольника | Теорема о площади треугольника, формула площади | 03.12 | ||
27 | Теоремы синусов и косинусов | Теорема синусов Теорема косинусов | 08.12 | ||
28 | Решение треугольников | 10.12 | |||
29 | Решение треугольников Самостоятельная работа | Теорема синусов, теорема косинусов | 15.12 | ||
30 | Скалярное произведение векторов | Понятие скалярного произведения | 17.12 | ||
31 | Скалярное произведение векторов Свойства скалярного произведения | 22.12 | |||
32 | Полугодовая контрольная работа Скалярное произведение в координатах | Свойства скалярного произведения | 24.12 | ||
33 | Скалярное произведение в координатах | 29.12 | |||
3 четверть | |||||
34 | Применение скалярного произведения векторов при решении задач | 12.01 | |||
35 | Применение скалярного произведения векторов при решении задач | 14.01 | |||
36 | Подготовка к контрольной работе «Соотношения в треугольнике. Скалярное произведение векторов» | 19.01 | |||
37 | Контрольная работа №3 по теме «Соотношения в треугольнике. Скалярное произведение векторов» | 21.01 | |||
4. Длина окружности и площадь круга 12ч | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. | |||||
знать/понимать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и её дуги, площади сектора; уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять площади круга, сектора при решении задач. | |||||
37 | Правильные многоугольники | Правильный многоугольник, сумма углов правильного многоугольника | 26.01 | ||
38 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | Вписанная в правильный многоугольник и описанная окружность около правильного многоугольника | 28.01 | ||
39 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | Площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей | 02.02 | ||
40 | Решение задач «Правильные многоугольники» | 04.02 | |||
41 | Длина окружности | 09.02 | |||
42 | Длина окружности Длина дуги | Длина окружности, длина дуги окружности, площадь круга, площадь кругового сектора, площадь сегмента | 11.02 | ||
43 | Площадь круга и кругового сектора Самостоятельная работа | ||||
44 | Площадь круга и кругового сектора | ||||
45 | Решение задач «Правильные многоугольники» | ||||
46 | Решение задач «Длина окружности и площадь круга» Самостоятельная работа | ||||
47 | Решение задач «Длина окружности и площадь круга» | ||||
48 | Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга» | ||||
5. Движения 12ч | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. | |||||
знать/понимать: знать определение движения плоскости. уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя; доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями; объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости. | |||||
49 | Понятие движения | Отображение плоскости на себя | |||
50 | Понятие движения | ||||
51 | Симметрия | Осевая и центральная симметрия | |||
52 | Параллельный перенос | Параллельный перенос | 05.04 | ||
4 четверть | |||||
53 | Параллельный перенос | 07.04 | |||
54 | Поворот | 12.04 | |||
55 | Поворот | Поворот | 14.04 | ||
56 | Решение задач «Движения» | 19.04 | |||
57 | Решение задач «Движения» | 21.04 | |||
58 | Контрольная работа №5 «Движения» | 26.04 | |||
59 | Об аксиомах геометрии | Основные аксиомы планиметрии | 28.04 | ||
60 | Об аксиомах геометрии | Постулаты Евклида | 03.05 | ||
6. Повторение 10 ч | |||||
61 | Повторение: «Векторы» | Операции с векторами | 05.05 | ||
62 | Повторение: «Метод координат» | Метод координат | 10.05 | ||
63 | Повторение: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 12.05 | ||
64 | Повторение: «Решение треугольников» | Решение треугольников | 17.05 | ||
65 | Повторение: «Скалярное произведение векторов» | Скалярное произведение векторов | 19.05 | ||
66 | Повторение: «Правильные многоугольники» | Правильные многоугольники | 24.05 | ||
67 | Повторение: «Длина окружности и площадь круга» | Длина окружности и площадь круга | 24.05 | ||
68 | Повторение: «Движения» | Движения | |||
69 | Итоговая контрольная работа | ||||
70 | Подготовка к ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян
Рабочая программа составлена на основе книги Яровенко ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ по геометрии...
Рабочая программа дисциплины "Математика:алгебра и начала математического анализа, геометрия" для специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение"
Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение ...
Рабочая программа дисциплины "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"
Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 09.02.03 Программирование в ко...
Рабочая программа дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия » для специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис"
Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 43.02.11 ...
Рабочая программа дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия » для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"
Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 44.02.01 Дошкольное образовани...
Рабочая программа геометрия 8 кл
Рабочая программа для 8 класса (образовательная область «Математика») с изучением геометрии на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа геометрия 10 кл
Рабочая программа для 10 класса (образовательная область « Математика») с изучением геометрии на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...