Экологически факторы среды и их влияние на живые организмы
план-конспект занятия по теме

Экологическими факторами называют любые влияющие на организмы свойства или компоненты внешней среды, действие которых поддается измерению.

Факторы делят на абиотические , биотические и антропогенный

К абиотическим относят физико-химические факторы: свет, температуру, влажность, силу ветра или течения, состав солей в растворе и их концентрацию, давление, радиоактивное излучение, электромагнитные поля и многое другие. Влияние на организмы представителей своего или других видов расценивают как биотические факторы

Влияние разных форм человеческой деятельности на живую природу относят к антропогенным факторам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekofaktory_otkrytyy_urok.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Экологически факторы среды  и их влияние на живые организмы»

Цель урока: определить факторы среды обитания и выявить их влияние на живые организмы.

Задачи урока:

 

 В предметной области:

-продолжить развитие знаний студентов о среде обитания организмов;

-изучить факторы среды обитания организмов;

-объяснять приспособленность организмов к экологическим факторам                                            -выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека.

Развивать умения: 

-делать  выводы;                                                                                                                                    - действовать самостоятельно;                                                                                                             -обогащать и усложнять словарный запас;                                                                                        -монологическую речь.

В сфере личностного развития:  

-в ходе урока содействовать формированию мировоззренческого понятия: познаваемость мира и природы;

-осуществлять нравственное воспитание (этических норм поведения и  толерантность);

-формировать способность оценивать последствия деятельности человека в природе.

Мотивационное обеспечение урока:

мотивировать у студентов  положительное отношение  к учению через:

  а) создание ситуации успеха;

  б) обеспечение психологического комфорта

В области формирования УУД:

познавательное —давать определение понятиям, умение выделять существенную информацию из различных источников

регулятивные - в сотрудничестве с преподавателем ставить учебную задачу и удерживать е в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

коммуникативные — выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; сообщать информацию в устной форме

Опорные понятия:Среда обитания; факторы среды обитания: абиотические, биотические, антропогенные.

Планируемые результаты:

знания

  • основные среды обитания;
  • классификация экологических факторов;
  • экологические типы живых организмов.

умения

  • давать характеристику среды обитания, используя экологические факторы;
  • распределять живые организмы по средам обитания и типам их взаимоотношений.

Формы и методы организации учебной деятельности:

формы: коллективная форма  и индивидуальная работа

методы:

словесные: беседа, рассказ;

наглядные: просмотр презентации;

практические: выполнение практикума

методы контроля: выполнение заданий в группах по индивидуальным заданиям

Средства обучения

  • компьютер;
  • проектор;
  • мультимедийная презентация;
  • учебная литература; дополнительная литература

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетенности в общении и сотрудничестве со свесниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
  • формировние экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимоси ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Метапредметные результаты:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Предметные результаты:

  • формирование  представлений о взаимосвязи живого неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии
  • формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе

Ход урока

  1. Организационный момент.

II.  Мотивация к учебной деятельности   

1. Создание благоприятного эмоционально-психологического  фона урока

1.2.Формирование у студентов желания работать на уроке

 Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди. Взяться за руки и зарядиться положительней энергией.

Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученная энергия поможет каждому  ученику решить задачи сегодняшнего урока

III. Актуализация знаний.

Создание мотивации к самостоятельному выполнению учебного действия.

Предлагает ответить на вопросы: От чего зависит ощущение комфорта?

Что нас окружает?

 Чем представлено это окружение?

Почему важно знать это окружение?

Как они влияют друг на друга?

Студенты  формулируют тему: ««Факторы среды обитания и их влияние на живые организмы» и записывают ее в рабочую карту

Итак, тема сегодняшнего урока ««Факторы среды обитания и их влияние на живые организмы»Слайд  2)

IV.Целеполагание

Начиная любую работу нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. У каждого из вас есть лист «Цель»(что я хочу узнать). Отметьте плюсом (+) в первой колонку, что вы хотели бы достичь сегодня на уроке.(Слайд 3 )

                                 Что я хочу узнать на уроке

Цель

                    Содержание

     Результат

Охарактеризовать экологические факторы среды

Понять, в чём практическая значимость экологических факторов

Научиться определять значение экологического фактора для живых организмов

Научиться работать с учебником

Научиться выражать свои  мысли и взаимодействовать в группе

Получить хорошую оценку

Отдохнуть на уроке

V. Создание проблемной ситуации:

Какие факторы среды обитания существуют?

Возможно ли влияние факторов друг на друга?

Почему важно знать это влияние?

VI Открытие нового знания 

Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды.

Экологическими факторами называют любые влияющие на организмы свойства или компоненты внешней среды, действие которых поддается измерению.

Факторы делят на абиотические , биотические и антропогенный

 К абиотическим относят физико-химические факторы: свет, температуру, влажность, силу ветра или течения, состав солей в растворе и их концентрацию, давление, радиоактивное излучение, электромагнитные поля и многое другие. Влияние на организмы представителей своего или других видов расценивают как биотические факторы

Влияние разных форм человеческой деятельности на живую природу относят к антропогенным факторам.

В немногих случаях абиотические факторы практически неизменны (например, земная гравитация, солевой состав океана, температура в его глубинах, состав атмосферы и др.). В большинстве случаев они меняют силу своего проявления в пространстве или времени, создавая большое разнообразие условий жизни. По характеру изменчивости они могут быть:

1) регулярно-периодичными;

2) нерегулярными;

3) направленными на протяжении определенных, иногда длительных отрезков времени.

Один и тот же фактор среды может играть очень разные роли в жизни различных групп организмов. Например, содержание азота в почве почти не влияет на жизнь хищных животных, но существенным образом сказывается на росте растений. Экологические факторы влияют на организмы как:

1) ограничители, т.е. определяя невозможность существования организмов в определенных условиях;

2) раздражители, вызывающие соответствующие приспособительные изменения биохимических  и физиологических реакций;

3) модификаторы, влияющие на морфологию и анатомию;

4) сигналы, подготавливающие к наступающим изменениям других факторов среды.

Живые существа отвечают на изменения действия экологических факторов адаптивными реакциями .

 Адаптации - это любые изменения в строении и функционировании организмов, которые повышают их шансы на выживание. Адаптации возникают и развиваются в ходе эволюции видов и обеспечивают жизнь их представителей в определенных пределах изменения среды.

( по ходу объяснения учителя учащиеся делают краткие записи в тетрадях).

Физкультминутка:

Посмотрите в глаза своему соседу по парте.

Переведите взгляд на доску, найдите справа фотографию природы.

Посмотрите на меня.

Пожмите руку своему товарищу, улыбнитесь ему.

Это очень хорошо, когда с вами рядом единомышленники.

Поработайте в группе, дайте  характеристику одного из экологических факторов и  определите какие приспособления выработались  в процессе эволюции у живых организмов к данному фактору..

VII. Самостоятельная работа студентов в группах по следующим заданиям: 

Задания по группам

1.Характеристика света

2.Характеристика температуры

     3.Характеристика влажности

 Студенты в группах знакомятся с памятками, заданиями и дополнитедбной информацией. В каждой группе преподавателем назначается консультант из числа наиболее успешно обучающихся студентов. Он распределяет задания в группе и консультирует обучающихся. Консультант заполняет оценочную таблицу для группы по заранее разработанным критериям (Приложение 3). При заполнении оценочной таблицы консультант совещается с членами группы.По окончании выполнения заданий в каждой группе составляется отчет, назначается докладчик. По ходу выступлений докладчиков групп студенты делают в своих тетрадях краткие записи. Консультанты объявляют оценки учащихся.

 Таким образом, связи организмов со средой в природе и их адаптации чрезвычайно разнообразны, зависят от эволюционного уровня развития групп, условий существования и образа жизни видов. Пути адаптации живых существ к обитанию во внешней среде во многом определяются физика – химическими законами природы. Абиотические факторы среды только тогда будут полноценно играть свою экологическую роль, когда последствия жизнедеятельности человека будут в пределах способности биосферы к самоочищению и самовосстановлению

Какое влияние оказывают абиотические факторы на человека?.
VII. Рефлексия

 Ответьте, пожалуйста, что нового мы сегодня узнали? Чему мы научились? Достигли ли поставленных перед собой целей?

Возьмите, пожалуйста, листочки  «Цель». В начале урока в первой графе вы отметили, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же наоборот вы узнали меньше чем хотели. А может больше? (Несколько студентов зачитывают свои результаты)

VIII.  Подведение итогов

 Студенты оценивают выступление товарищей, индивидуально свою деятельность на уроке.

 Оценивается работа отдельных студентов. За работу на уроке я ставлю «5»…,…,…,…, за глубокое и полное овладение учащимися учебной программы содержанием, умение выделить теоретическое и практическое в учебном материале, умение самостоятельно построить свой ответ. «4»…,…,…,…,…, за глубокое и полное усвоение содержанием материала, за умение правильно изложить и доказать изученное понятие, определение, теоретическое положение.
Остальные учащиеся были менее активны. На следующем уроке буду спрашивать, задавать вопросы, проверять домашнее задание у Вас ...! Подготовьтесь, пожалуйста!
 

IX. Домашнее задание.

1.Выучить по учебнику Захарова, с.519-529,   записи в тетради. Индивидуальные задания: подготовить сообщение о  влиянии абиотических факторов на здоровье человека.

Спасибо за урок.

I группа

Карточка-задание

Используя материал §17.3.2(стр.521-522) и дополнительную информацию выполните следующие задания:

  1. Приведите примеры влияния света на процессы в жизни растений.
  2. Укажите какая часть спектра видимого излучения Солнца наиболее активно поглощается хлорофиллом зеленых растений?
  3. У растений возникают различные адаптации к использованию светового режима. Их делят по этим признакам на три экологические группы. Назовите эти группы. Назовите признаки растений этих групп и характерные для них местообитания.
  4. Что такое фотопериод? Каково его значение для живых организмов?
  5.  Подумайте, как можно применить этот материал в практической деятельности человека

Распределите задания между студентами группы!

Составьте краткий отчет по изученному материалу!

Выберите докладчика!

II группа

Карточка-задание

Используя материал §17.3.2 ( стр. 519-521) ) и дополнительную информацию выполните следующие задания:

  1. Назовите диапазон критических температур.
  2. Охарактеризуйте влияние температуры на суше и в воде.
  3. Охарактеризуйте гомойотермных животных.
  4. Какие организмы называют пойкилотермными?
  5.  Подумайте, как можно применить этот материал в практической деятельности человека

     

Распределите задания между студентами группы!

Составьте краткий отчет по изученному материалу!

Выберите докладчика!

                                              III группа

                                      Карточка-задание

Используя материал §17.3.2 ( стр. 523-524) ) и дополнительную информацию выполните следующие задания:

  1. Объясните важность влажности среды для организмов.
  2. Среди растений по отношению к влажности различают три основные экологические группы:

- Гидрофиты

- Мезофиты

- Ксерофиты

Охарактеризуйте эти группы

3.Назовите две группы животных по отношению к фактору влажности .

4. Подумайте, как можно применить этот материал в практической деятельности человека

Распределите задания между студентами группы!

Составьте краткий отчет по изученному материалу!

Выберите докладчика!

                                                   Карточка № 1

Важнейшие процессы, протекающие у растений и животныхс участием света.Ознакомиться со следующим материалом. Определить значение света как экологического фактора. Подумайте, как можно применить этот материал в практической деятельности человека.

К наиболее важным физиологическим и биохимическим процессам, осуществляемым организме, благодаря наличию света можно отнести следующие:
- Фотосинтез (1-2% падающей на Землю солнечной энергии используется для фотосинтеза.). Фотосинтез-источник энергии для всей пищевой цепи.
- Фотопериодизм. Обеспечивает синхронность жизненных процессов в живых организмах периодически меняющимся условиям среды.
- Движение Фототропизм .Движение побегов для получения необходимого количества света. Фототаксис. Движение у простейших (зеленая эвглена) и одноклеточных водорослей (хламидомонада) необходимы для нахождения подходящего местообитания.
- Зрение. Одна из главных анализирующих функций животных.
- Прочие процессы. Синтез витамина Д у человека на свету. Пигментация.

Адаптация организмов к световому режиму
Используя текст параграфа и следующую информацию, выполнить следующие задания.
У растений возникают различные адаптации к использованию к использованию светового режима. Их делят по этим признакам на 3 экологические группы:
- светолюбивые
- тенелюбивые
теневыносливые
Светолюбивые растения могут успешно, расти только в открытых, хорошо освещаемых местообитаниях. Светолюбивые виды имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента - хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез.
Тенелюбивые растения приспособлены улавливать слабый свет, некоторые - даже менее 1% от полного дневного освещения. Листья у них тонкие, хлоропласты крупные, но их мало, площадь жилок небольшая. При сильной освещенности они снижают фотосинтез.
Теневыносливые растения могут жить как на свету, так и в тени и имеют промежуточное строение листьев. В густых кронах деревьев часть листьев имеет световое строение, а часть - теневое.

Карточка № 2  Адаптация организмов к перепадам температуры


Ознакомиться со следующим материалом. Определить значение температуры как экологического фактора. Подумайте, как можно применить этот материал в практической деятельности человека.


Температурный фактор также как свет является определяющим для всех жизненных процессов. От температуры в первую очередь зависит скорость химических реакций в клетках и интенсивность обмена веществ. Нижние критические температуры жизнедеятельности связаны с замерзанием воды в клетках. Если температура живой клетки падает ниже точки замерзания, клетка может погибнуть в результате образования в ней кристаллов льда, так как при этом разрушаются тонкие внутриклеточные структуры. При очень высокой температуре происходит повреждение ферментов.
Для большинства организмов диапазон температур составляет от 0 до 50 градусов. Однако, существует ряд видов, способных за счет приспособлений жить в экстремальных условиях.

Например, ряд антарктических рыб живут и размножаются при постоянной температуре тела -1.86 градусов – такой же, как в окружающей соленой воде под кромкой льда.
-Даурская лиственница выдерживает зимние морозы до -70 (Якутия)
-Для растений тропических лесов температура в + 5...+8 градусов губительна.
- -Некоторые бактерии и сине-зеленые водоросли могут жить в горячих источниках при температуре +85; +90 градусах
-Споры некоторых бактерии выдерживают в течение нескольких минут нагревание до +180 градусов.
-Доктор Ч. Блэгден (Англия) провел опыт. Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин. в сухой камере при температуре +126 градусов без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а, холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Карточка № 3
Ознакомиться со следующим материалом. Определить значение воды как экологического фактора. Подумайте, как можно применить этот материал в практической деятельности человека
.
Большая часть живых существ на 70 -95% состоят из воды. Вода нужна для всех биохимических и физиологических процессов. Доступность влаги в разные периоды года и суток различна. В процессе эволюции живые организмы приспособились регулировать уровень водопотребления и поддерживать оптимальный состав внутренней среды.
Уменьшение потери воды:
- листья превращены в иглы или колючки
- толстый стебель с большим отношением объема к поверхности (кактусы)
- опушенные листья (альпийские растения)
- сбрасывание листьев при засухе
- поверхность покрыта воском (насекомые)
- уменьшение потоотделения (верблюд)
Запасание воды:
- в стеблях и листьях (кактусы, молочай, толстянка);
- в мочевом пузыре (пустынная лягушка);
- в виде жира (вода продукт окисления) – пустынная крыса, верблюд.
Устойчивость к потере воды:
- лишайники, мхи, осоки;
- верблюд может терять до 30% от массы тела и быстро её восстанавливать при наличии доступной воды.
«Уклонение от проблемы»:
- летняя спячка в слизистом коконе (дождевые черви, двоякодышащие рыбы)
- переживание неблагоприятных условий в виде семян, луковиц, корней.
Адаптация организмов к водному режиму
По отношению к водному режиму выделяют следующие экологические группы живых существ:
- гидрофиты – растения водной или околоводной среды
- мезофиты – обитатели мест с переменной влажностью (луга, леса, луговые степи)
- ксерофиты – приспособленные к жизни в сухих условиях (пустыни, сухие степи, скалы и т. п.)
Среди животных также есть влаголюбивые виды и виды, адаптированные к обитанию в безводных районах. Некоторые из них не нуждаются даже в питье, обходятся сухой пищей и довольствуются водой, которая образуется в ходе процессов окисления жиров, белков и углеводов.

Рабочая карта урока

1.Тема:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.Определите цели своей работы на уроке                              

                            Что я хочу узнать на уроке

Цель

                    Содержание

     Результат

Научиться определять значение экологического фактора для живых организмов

Научиться работать с учебником

Научиться выражать свои  мысли и взаимодействовать в группе

Получить хорошую оценку

Отдохнуть на уроке

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Прочитайте по учебнику Захарова, с.519-529, дополнительную информацию и заполните таблицу

Абиотические

факторы среды

  Характеристика              фактора

                       Примеры

1.

2.

3

 Рекомендации для студентов по подготовке выступления

1.Говорите, а не читайте подготовленный материал.

2.Выступление стройте четко, обоснованно.

3.Не говорите долго, лучше еще раз выступить, чем утомить всех затянувшимся ответом.

4.Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей.

5.Грамотно и четко формулируйте выводы 

Памятка.

Как работать на практикуме.

  1. Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прослушайте инструктаж преподавателя.
  2. Вместе со своими товарищами по группе ознакомьтесь с содержанием занятия; проверьте все ли источники информации, необходимые для работы, вами приготовлены.
  3. Познакомьтесь со всеми заданиями  и если у вас возникли вопросы по их выполнению, обратитесь к товарищам за помощью и разъяснениями.
  4. Согласно рекомендациям , распределите круг обязанностей в группе, определите кто выполнит то или иное задание; сколько потребуется для этого времени; как оформить отчет группы.
  5. Если задание в группе выполняется индивидуально, то после их выполнения обсудите результаты работы по каждому заданию.
  6. Если вам персонально поручено выполнение определенного задания, итоги его выполнения вы должны доложить своим товарищам, внимательно выслушать ответы членов группы, сделать необходимые записи в тетрадях.

Помните, что для ваших товарищей в подготовленном группой отчете содержится незнакомый учебный материал, изучить который на данном занятии они могут только благодаря вашему отчету.

  1. Заранее определите кто выступит с отчетом, кто его будет иллюстрировать, если это нужно.
  2. Внимательно выслушайте отчеты представителей других групп, сделайте записи в тетради.

В ходе обсуждения материала внутри группы или между группами, вы можете принять участие в оценке работы своих товарищей

                                Оценочная таблица (пятибалльная система)

Ф.И.

Правильность выполнения задания

Грамотность и четкость ответа

Участие в обсуждении материала

Использование помощи консультанта

Общее количество баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированныйурок «физика + биология» На тему: «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду»

В связи с актуальностью данной темы нами был разработан интегрированный урок «Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду» для обучающихся первого курса (СПО) или вт...

Влияние экологических факторов на органы дыхания

Данная презентация раскрывает вредное влияние на органы дыхательной системы и включает ситуационные задачи: антропогенное влияние на патологию органов дыхания....

Статья обучающегося на тему: Влияние этилового спирта на развитие и жизнедеятельность живых организмов

Алкоголизм сегодня - острейшая социальная и медицинская проблема международного масштаба. В настоящее время во многих странах мира потребление алкоголя становится серьезным препятствием для их социаль...

Исследовательский проект:Влияние экологических факторов на иммунный статус и систему дыхания.

Влияние экологических факторов на организм человека разнообразно. Существуют общие закономерности их действия на здоровье человека. Экологические факторы могут оказывать благотворное влияние, улучшать...

Экологические факторы. Их виды и воздействие на живой организм

Экологические факторы. Их виды и воздействие на живой организм...

Изучение влияния ионов алюминия на рост и развитие живых организмов

Представлена статья, выполненная по результатам проектной работы, связанной с изучением влияния ионов алюминия на рост и развитие живых организмов....